Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 19 страница




По­лито­лог Пи­тер Вор­сли сфор­му­лиро­вал про­чие свой­ства по­пулиз­ма: 1) не столь­ко праг­ма­тичес­кая, сколь­ко мо­ралис­ти­чес­кая ди­нами­ка, т. е. рас­четли­вое и соз­на­тель­ное не­дове­рие к ин­дус­три­али­зации; 2) «об­ратный эф­фект», в си­лу ко­торо­го «мис­ти­чес­кий кон­такт с мас­са­ми» воз­дей­ству­ет не толь­ко на эти мас­сы, но и на их ли­деров, ко­торые са­ми ока­зыва­ют­ся во влас­ти собс­твен­ных по­лити­чес­ких жес­тов; 3) гру­бый и ан­ти­ин­теллек­ту­аль­ный ха­рак­тер иде­оло­гии по­пулиз­ма, воз­вы­шение «ма­лень­ких» лю­дей, ко­рен­но­го на­селе­ния, ко­торое увя­зыва­ет­ся с кри­тикой круп­ных пред­при­ятий в це­лом; аг­рессив­ная фра­зе­оло­гия, за ко­торой, од­на­ко, не кро­ют­ся ни­какие ре­волю­ци­он­ные пла­ны, пос­коль­ку ор­то­док­саль­ный по­пулизм в дей­стви­тель­нос­ти за­щища­ет тра­дици­он­ное не­равенс­тво.

Оп­ре­деле­ние, ко­торое по­лито­лог Джей­мс Курт дал по­пулиз­му как «ро­дово­му или кла­ново­му со­ци­ализ­му», об­ра­зован­но­му в ре­зуль­та­те ко­али­ции меж­ду гла­вой кла­на или ро­да и ин­тегри­ру­емым ма­лочис­ленным ра­бочим клас­сом, не вно­сит в воп­рос яс­ности. Во-пер­вых, да­же ес­ли оно спра­вед­ли­во при­мени­тель­но к де­рев­не, в го­роде эта сис­те­ма ку­мовс­тва не ох­ва­тыва­ет ни вер­хи, ни го­род­ские ни­зы, плебс; а во-вто­рых, бу­дучи ви­довым, это оп­ре­деле­ние дол­жно быть спра­вед­ли­вым для всех мно­гочис­ленных, про­тиво­речи­вых ре­аль­ных форм по­пулист­ских ор­га­нов влас­ти.

Дру­гой по­лито­лог, Фран­суа Бур­ри­ко, за­нима­ет­ся вы­яс­не­ни­ем то­го, как дав­но су­щес­тву­ет этот фе­номен – «по­пулизм». В сво­ем ла­тино­аме­рикан­ском про­яв­ле­нии по­пулизм опи­ра­ет­ся на под­дер­жку сред­них клас­сов, в ос­новном не ис­пы­тыва­ющих доб­рых чувств к гос­подс­тву­ющей оли­гар­хии. Но это лишь вто­рос­те­пен­ный вы­вод из ана­лиза, ко­торый Бур­ри­ко при­менил глав­ным об­ра­зом к мек­си­кан­ской ре­волю­ции и пе­рониз­му. Глав­ное же для Бур­ри­ко зак­лю­чалось в из­менчи­вом ха­рак­те­ре по­пулиз­ма. До то­го, как прий­ти в Ла­тин­скую Аме­рику, это яв­ле­ние име­ло в XIX в. пре­цеден­ты в США в ви­де борь­бы мел­ких зем­левла­дель­цев цен­траль­ных ре­ги­онов про­тив лэн­длор­дов и ка­пита­лис­тов по­бережья стра­ны, а так­же – в ту же эпо­ху – в ви­де бу­лан­жист­ско­го те­чения, а поз­днее «на­род­но­го ка­толи­чес­ко­го» те­чения, вы­лив­ше­гося в За­пад­ной Ев­ро­пе в хрис­ти­ан­скую де­мок­ра­тию. Го­воря же в бо­лее ши­роком пла­не, по­пулизм вы­рос из ро­ман­ти­чес­ко­го сен­те­мен­та­лиз­ма, воз­вра­та к цен­ностям пред­ков, из стрем­ле­ния к «ис­то­кам», вы­ража­емым рус­ски­ми на­род­ни­ками и пан­герма­нист­ски­ми тру­баду­рами фоль­кгей­ста – на­род­но­го ду­ха.

Не пы­та­ясь ис­черпать дис­куссию о сущ­ности по­пулиз­ма, за­вер­шим воп­рос рас­смот­ре­ни­ем раз­личных про­яв­ле­ний по­пулиз­ма как ка­тего­рии прав­ле­ния. Ос­та­новим­ся на по­пулиз­ме как про­яв­ле­нии ав­то­рита­риз­ма, сво­бод­ном от пред­ста­витель­ных ин­сти­тутов, пос­коль­ку он пре­тен­ду­ет на воп­ло­щение со­бой бо­лее вы­сокой, чем они, ста­дии раз­ви­тия. С этой точ­ки зре­ния, са­мым яр­ким при­мером клас­си­чес­ко­го по­пулиз­ма яв­ля­ет­ся ре­жим Вар­га­са в Бра­зилии, ко­торый – от­ве­чал за­даче обес­пе­чения по­лити­чес­кой под­дер­жки кон­серва­тив­ных це­лей со сто­роны всех клас­сов, опи­ра­ясь в де­рев­не на по­мещи­ков, а в го­роде – на соз­данные под эги­дой го­сударс­тва и его «пос­ланно­го про­виде­ни­ем» ли­дера со­ци­ал-де­мок­ра­тичес­кую пар­тию, пра­воп­ре­ем­ни­цу мел­кой бур­жу­азии, и лей­бо­рист­скую пар­тию, пра­воп­ре­ем­ни­цу ра­боче­го клас­са.

Вто­рая, стро­го го­воря, так­же клас­си­чес­кая раз­но­вид­ность по­пулиз­ма пред­став­ле­на ны­неш­ней по­лити­чес­кой сис­те­мой Мек­си­ки, для ко­торой ха­рак­терно на­личие гос­подс­тву­ющей пар­тии, а так­же по­тер­певшим по­раже­ние в Пе­ру те­чени­ем АП­РА (Аме­рикан­ским на­ци­ональ­но-ре­волю­ци­он­ным аль­ян­сом). Осо­бен­ность мек­си­кан­ско­го по­пулиз­ма сос­то­яла в том, что кол­лектив­ным ли­дером выс­ту­пала пра­вящая груп­пи­ров­ка – Ин­сти­туци­он­но-ре­волю­ци­он­ная пар­тия (ИРП), а гла­ва го­сударс­тва рас­смат­ри­вал­ся лишь как эма­нация этой груп­пи­ров­ки. Мек­си­кан­ский по­пулизм «ре­волю­ци­онен» лишь в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва, т. е. как «пе­рево­рот», в ко­тором но­вая оли­гар­хия за­мени­ла ста­рую, ког­да все воз­вра­щалось к ис­ходной точ­ке, но соп­ро­вож­да­лось не­из­бежным пе­рехо­дом из рук в ру­ки зе­мель­ной собс­твен­ности.

Осо­бые фор­мы вы­раже­ния пред­став­лял со сво­ей сто­роны и во­ени­зиро­ван­ный по­пулизм. Эта ори­гиналь­ная па­радиг­ма об­на­ружи­ва­ет­ся в Егип­те при На­сере. В том, что ка­са­ет­ся его стра­тегии «ре­волю­ци­он­но­го» раз­ви­тия но­вой оли­гар­хии на ба­зе аг­рарной ре­фор­мы с кон­тро­лиру­емы­ми де­мок­ра­тичес­ки­ми пос­ледс­тви­ями, то тут на­серизм на­поми­на­ет мек­си­кан­скую раз­но­вид­ность по­пулиз­ма. От­ли­ча­ет­ся же он от клас­си­чес­ко­го пре­уве­личе­ни­ем ха­риз­мы ли­дера как на на­чаль­ной фа­зе (при На­сере), так и на пос­ле­ду­ющей бур­жу­аз­ной фа­зе – при Са­дате. Кста­ти, в этом слу­чае миф об араб­ской иден­тичнос­ти иг­ра­ет ту же роль, что и ин­дей­ский «на­ци­ональ­но-ко­рен­ной» миф. При­чем на­серизм в свою оче­редь стал объ­ек­том для под­ра­жания в Ла­тин­ской Аме­рике, осо­бен­но на ра­дикаль­ной фа­зе во­ен­ной дик­та­туры в Пе­ру в 1968–1975 гг.

И на­конец, ос­та­ют­ся а­утен­тичные, под­линно ре­волю­ци­он­ные ви­ды по­пулиз­ма. Они, ве­ро­ят­но, по­пада­ют в дру­гую ви­довую ка­тего­рию. Та­ков, не­сом­ненно, кас­тризм пер­вых лет, ос­но­ватель ко­торо­го вел се­бя как ка­удильо, но ко­торый впос­ледс­твии вы­лил­ся в неч­то со­вер­шенно иное, чем прос­тая рес­тавра­ция «ли­бераль­но­го ку­мовс­тва». За­то пе­ронизм пред­став­ля­ет со­бой ис­клю­чение, под­твержда­ющее пра­вило, а имен­но: су­щес­тво­вание ав­то­ритар­но­го по­пулиз­ма оп­равда­но со­ци­аль­ным при­мире­ни­ем; так что ес­ли оно не про­ис­хо­дит, то он то­нет и гу­бит се­бя в бес­ко­неч­ных пов­седнев­ных де­маго­гичес­ких ухищ­ре­ни­ях.

По­пулист­ский ав­то­рита­ризм по вре­мени сов­па­да­ет с на­чалом и да­же с ре­аль­ным су­щес­тво­вани­ем фа­шиз­ма. Фа­шист­ский син­дром обоз­на­ча­ет раз­рыв с ли­бераль­ной ло­гикой, ко­торая все же при­суща по­пулист­ским дик­та­турам поч­ти в той же сте­пени, что и де­мок­ра­тичес­ким ре­жимам. Это ис­ходная точ­ка но­вой ав­то­ритар­ной ди­нами­ки, для ко­торой ха­рак­терно от­кры­тое от­ри­цание су­вере­ните­та на­рода как ис­точни­ка ле­гитим­ности влас­ти.

Разъ­яс­не­ние при­роды и ли­ца фа­шиз­ма – за­дача не­лег­кая. Во-пер­вых, по­тому что в на­ши дни в по­лити­чес­кой лек­си­ке нет бо­лее по­зор­но­го оп­ре­деле­ния, чем «фа­шист­ский»; а во-вто­рых, ана­лиз зат­рудня­ет­ся край­ним раз­но­об­ра­зи­ем этих ре­жимов по шка­ле та­кого яв­ле­ния, как ти­рания. В этом смыс­ле на­цизм воп­ло­ща­ет со­бой «нор­му» фа­шиз­ма, ко­торый в си­лу сво­их кро­вавых ужа­сов стал то­тали­тар­ным. Од­на­ко тра­диция, ко­торая за от­прав­ную точ­ку бе­рет ста­линизм, рас­смат­ри­ва­ет его лишь как «гит­ле­ров­ский ук­лон» то­го те­чения, об­ра­зец ко­торо­го да­ла мус­со­лини­ев­ская Ита­лия и от ко­торо­го от­почко­вались поз­дний фран­кизм и сал­за­ризм, прев­ра­тив­ши­еся в обыч­ный ав­то­рита­ризм, при­чем с ли­бераль­ным от­тенком.

Пос­вя­щен­ная фа­шиз­му ли­тера­тура нас­толь­ко об­ширна и ка­чес­твен­на, что единс­твен­ное, что мож­но сде­лать, это из­ло­жить ее от­дель­ные по­ложе­ния. Не­кото­рые из этих ра­бот пос­вя­щены, прав­да, не столь­ко ав­то­ритар­ным ре­жимам, сколь­ко пси­холо­гии или по­лити­чес­кой фи­лосо­фии. Та­кова, нап­ри­мер, ин­тер­пре­тация с по­зиций кри­зиса ев­ро­пей­ско­го ин­ди­виду­ализ­ма, ко­торая раз­ра­баты­валась как са­мими фа­шист­ски­ми ав­то­рами, вро­де Д. Джен­ти­ле и Д. Гран­ди, так и ис­сле­дова­теля­ми фа­шиз­ма (нап­ри­мер, Б. Кро­че, Ор­те­га-и-Гас­сет или бо­лее близ­кие к нам по вре­мени Т. Пар­сонс и У. Кор­нха­узер). X. Арендт, в свою оче­редь, увя­зала мо­раль­но-фи­лософ­ский под­ход с со­ци­оло­гичес­ким, ус­та­новив вза­имос­вязь меж­ду то­тали­тар­ным ха­рак­те­ром фа­шиз­ма, преж­де все­го на­циз­ма, и ан­ти­ин­ди­виду­алис­ти­чес­кой ре­ак­ци­ей тех чле­нов рас­пы­лен­но­го об­щес­тва, ко­торые стре­мились вос­ста­новить кол­лектив­ную иден­тичность на куль­тур­ной или эт­ни­чес­кой ос­но­ве. По­лито­логи П. На­тан и В. Райх рас­смот­ре­ли эту ре­ак­цию в све­те па­радок­саль­ной фрей­дов­ской кон­цепции, в то вре­мя как Э. Фромм при­менил к ней мар­ксист­ско-фрей­дов­скую схе­му, а Т. Адор­но в этой свя­зи пред­ло­жил свою эк­спе­римен­таль­ную «мо­дель ав­то­ритар­ной лич­ности».

Не­пос­редс­твен­ный ин­те­рес для по­нима­ния ис­то­ричес­ких пру­жин фа­шист­ских ре­жимов пред­став­ля­ют ра­боты, ка­са­ющи­еся их со­ци­аль­но­го ге­нези­са и ор­га­низа­ци­он­ных осо­бен­ностей. В этой свя­зи от­радно кон­ста­тиро­вать, что мар­ксист­ская трак­товка это­го фе­номе­на вско­ре выш­ла за рам­ки че­кан­но­го оп­ре­деле­ния, дан­но­го III Ин­терна­ци­она­лом в 1935 г., ког­да фа­шизм оп­ре­делял­ся как от­кро­вен­но тер­ро­рис­ти­чес­кая дик­та­тура на­ибо­лее ре­ак­ци­он­ных и шо­винис­ти­чес­ких им­пе­ри­алис­ти­чес­ких эле­мен­тов фи­нан­со­вого ка­пита­лиз­ма. Ко­неч­но, впос­ледс­твии ра­боты мар­ксисткой шко­лы всег­да от­да­вали дань клас­со­вой борь­бе и бе­зого­вороч­но­му осуж­де­нию круп­но­го ка­пита­ла. Но неп­ред­взя­тость час­то при­води­ла к объ­ек­тивнос­ти. В час­тнос­ти, в ра­ботах этой шко­лы до­каза­но, что италь­ян­ский фа­шизм и на­цизм обус­ловле­ны не столь­ко ма­хина­ци­ями бан­ки­ров и круп­ных про­мыш­ленни­ков, сколь­ко влив­шимся в дей­ствия ра­зоча­рова­ни­ем мел­кой бур­жу­азии, до той по­ры ли­шен­ной дос­ту­па к вер­хним эта­жам влас­ти и ны­не ока­зав­шей­ся под уг­ро­зой быть «обой­ден­ной» на этом пу­ти ра­бочим клас­сом как раз в тот мо­мент, ког­да она по пра­ву рас­счи­тыва­ла прий­ти к влас­ти.

Еще в 1935 г. Л. Троц­кий от­ме­тил, что «фа­шист­ское дви­жение в Ита­лии бы­ло сти­хий­ным дви­жени­ем ши­роких на­род­ных масс», и при­мер­но в то же вре­мя От­то Ба­уэр скон­цен­три­ровал вни­мание на вы­яв­ле­нии его мел­ко­бур­жу­аз­ной ди­нами­ки. Тем са­мым они оба по­ложи­ли на­чало но­вой мар­ксист­ской ин­тер­пре­тации это­го фе­номе­на. Б. Мо­ор так­же ха­рак­те­ризо­вал фа­шизм как «по­пыт­ку при­дать ре­ак­ции и кон­серва­тиз­му на­род­ный и пле­бей­ский ас­пект». В бо­лее поз­днем ис­сле­дова­нии Ба­уэр ука­зывал, что в фа­шиз­ме воп­ло­тил­ся ан­та­гонизм сред­них клас­сов по от­но­шению к эли­те, стрем­ле­ние сред­них клас­сов взять власть от сво­его име­ни, а не де­леги­ровать ее в рам­ках пар­ла­мент­ских ре­жимов, вер­ху­шеч­ным и де­маго­гичес­ким ха­рак­те­ром ко­торых они иг­но­риро­вались. В из­вес­тном смыс­ле фа­шизм при­об­рел ан­ти­оли­гар­хи­чес­кий ха­рак­тер в двух пла­нах. В дол­госроч­ном пла­не он вы­ражал ам­би­ции «про­межу­точ­ных сло­ев», не же­лав­ших бо­лее тер­петь «за­тира­ния» в ус­ло­ви­ях, ког­да в об­щес­тве пол­ным хо­дом идут ин­дус­три­аль­ные из­ме­нения. В бли­жай­шем пла­не он от­ра­жал опа­сения, что власть иму­щие зак­лю­чат за их счет и в ущерб им так­ти­чес­кое сог­ла­шение с ра­бочим клас­сом в пе­ри­од эко­номи­чес­ко­го кри­зиса и со­ци­аль­ных пот­ря­сений.

Этот мар­ксист­ский вклад в по­нима­ние со­ци­оге­нези­са фа­шиз­ма пред­став­ля­ет­ся тем бо­лее цен­ным, что с по­яв­ле­ни­ем ра­бот Г. Лу­кача и М. Вай­ды он вы­делил­ся в ра­дикаль­ный пе­рес­мотр про­цес­са, ко­торый пос­ле­довал за этой ос­но­вопо­лага­ющей фа­зой. Ибо не сле­ду­ет из­лишне до­верять той идее, что пле­бей­ские «кад­ры» италь­ян­ско­го и не­мец­ко­го фа­шиз­ма слу­жили лишь прик­ры­ти­ем ин­те­ресов ка­пита­ла, что «до­казы­ва­ет» сох­ра­нение эти­ми ре­жима­ми ос­новных эле­мен­тов, сос­тавля­ющих ав­то­номию граж­дан­ско­го об­щес­тва и его ка­пита­лис­ти­чес­ко­го спо­соба про­из­водс­тва. Вай­да под­черки­ва­ет, что в дей­стви­тель­нос­ти осо­бен­ностью фа­шист­ско­го ру­ководс­тва бы­ло не толь­ко то, что по сво­ему про­ис­хожде­нию, мен­та­лите­ту и це­лям оно бы­ло глу­боко чуж­до ста­рой кас­те арис­токра­тичес­ко­го, во­ен­но­го и бур­жу­аз­но­го ру­ководс­тва. По­мимо это­го оно все боль­ше всту­пало в пря­мое про­тиво­речие с этой кас­той как в эко­номи­чес­ком, так и в дру­гих пла­нах. Оно пус­ти­ло в ход про­цесс сво­еоб­разной со­ци­аль­ной мо­дер­ни­зации с дол­госроч­ной от­да­чей, пос­коль­ку дей­стви­тель­но по­низи­ло ста­тус преж­них гос­подс­тву­ющих сло­ев в поль­зу но­вого по­ряд­ка при­хода к влас­ти – в за­виси­мос­ти от лич­ных зас­луг пе­ред но­вым ре­жимом.

По срав­не­нию с мар­ксист­ским вкла­дом вклад не­мар­ксист­ских по­лито­логов выг­ля­дит скром­ным. Од­на­ко нуж­но от­ме­тить, что Р. Да­рен­дорф опе­редил Вай­ду в от­кры­тии эга­лита­рист­ских эф­фектов на­циз­ма. Ори­гина­лен так­же под­ход X. Лин­ца и С. Рок­ка­на. Пер­вый из­вестен сво­им изу­чени­ем от­ли­чий фа­шист­ских ре­жимов то­тали­тар­но­го сти­ля, на­саж­денных в Ита­лии и Гер­ма­нии, от «под­ра­жатель­но­го» фа­шиз­ма, рас­простра­нен­но­го в дру­гих стра­нах, осо­бен­но в Ис­па­нии, Пор­ту­галии, Вен­грии, Ру­мынии, Хор­ва­тии и Сло­вакии. Линц пред­по­лага­ет, что фа­шизм как мас­со­вое дви­жение и как ру­ково­дящая пар­тия не раз­ви­ва­ет­ся пол­ностью в тех стра­нах, где ре­ак­ци­он­ные груп­пы об­щес­тва в ка­чес­тве за­мены ему ис­поль­зу­ют ар­мии, мо­нар­хии и го­сударс­твен­ные бю­рок­ра­тии (как, нап­ри­мер, на Юге Ев­ро­пы и на Бал­ка­нах). Рок­кан, со сво­ей сто­роны, рас­смат­ри­ва­ет фа­шист­ский син­дром в ис­то­ричес­ком пла­не и под­черки­ва­ет, что зо­на его пре­иму­щес­твен­но­го рас­простра­нения сов­па­да­ет с тер­ри­тори­ей быв­ших им­пе­рий – Свя­щен­ной Рим­ской и ее Ис­пан­ской раз­но­вид­ностью, а так­же зо­ной, ко­торая вплоть до XIX в. ос­та­валась ев­ро­пей­ской эко­номи­чес­кой пе­рифе­ри­ей. По его мне­нию, фа­шизм пред­став­ля­ет со­бой один из ас­пектов от­ри­цатель­ной ре­ак­ции на от­ста­вание в де­ле скла­дыва­ния силь­ной на­ци­ональ­ной и эко­номи­чес­кой иден­тичнос­ти.

Нуж­но от­дать дол­жное тем нем­но­гочис­ленным не­мар­ксист­ским по­лито­логам и ис­то­рикам, ко­торые изу­чали ме­ханиз­мы уп­равле­ния фа­шист­ских ре­жимов. 3. Бже­зин­ский и С. Фрид­рих на при­мере фа­шист­ской Ита­лии, на­цист­ской Гер­ма­нии и со­вет­ской сис­те­мы изу­чали их не столь­ко как ав­то­ритар­ную, сколь­ко как то­тали­тар­ную мо­дель, ха­рак­те­ризу­емую ге­гемо­ни­ей од­ной пар­тии, всев­ласти­ем по­лиции, мо­нопо­ли­ей од­ной иде­оло­гии и от­ри­цани­ем прав че­лове­ка. В этом же ря­ду ана­лиз фа­шиз­ма как ав­то­ритар­ной влас­ти, вы­пол­ненный X. Лин­цем, к со­жале­нию, на при­мере фран­кист­ско­го ре­жима, т. е. «под­ра­жатель­но­го» фа­шиз­ма, да­леко­го от италь­ян­ской и осо­бен­но не­мец­кой «нор­мы». Сле­ду­ет упо­мянуть и ис­сле­дова­ние Лас­су­эл­ла и Лер­не­ра об об­новле­нии элит при фа­шиз­ме и на­циз­ме.

Фа­шист­ские сис­те­мы яв­ля­ют­ся пред­послед­ней фа­зой сов­ре­мен­но­го ав­то­рита­риз­ма, пред­став­ленно­го се­год­ня но­выми тех­нокра­тичес­ки­ми или во­ен­ны­ми дик­та­тура­ми «пе­редо­вых», раз­ви­тых об­ществ и раз­но­об­разны­ми фор­ма­ми ав­то­рита­риз­ма треть­его ми­ра. Раз­ным фор­мам ав­то­ритар­но­го фе­номе­на пос­вя­щались ра­боты су­щес­тву­ющих при­мер­но с 1960 г. двух нап­равле­ний по­лито­логии. Пер­вое – это эво­люци­онист­ская ин­тер­пре­тация аме­рикан­ской шко­лы «по­лити­чес­ко­го раз­ви­тия», за­нима­юща­яся преж­де все­го воп­ро­сами ди­нами­ки влас­ти в не­запад­ном ми­ре. Вто­рое ох­ва­тыва­ет раз­рознен­ные по­пыт­ки соз­дать ти­поло­гию ав­то­рита­риз­ма, при­суще­го Ла­тин­ской Аме­рике и Юж­ной Ев­ро­пе.

Б. Ба­ди прек­расно опи­сал шко­лу по­лити­чес­ко­го раз­ви­тия в це­лом, и это поз­во­ля­ет нам ог­ра­ничить­ся лишь рас­смот­ре­ни­ем тех по­ложе­ний этой шко­лы, что ка­са­ют­ся кон­крет­но ав­то­рита­риз­ма. В ра­ботах Шил­за, Ал­монда и Ко­ул­мэ­на ос­новная мысль зак­лю­чалась в том, что ав­то­ритар­ные пра­витель­ства зна­мену­ют со­бой та­кой этап в про­цес­се раз­ви­тия, ко­торый при бла­гоп­ри­ят­ных об­сто­ятель­ствах пе­рехо­дит в спе­ци­аль­ную ди­вер­си­фика­цию и се­куля­риза­цию, на сме­ну ко­торым при­ходит де­мок­ра­тичес­кая фа­за. Впос­ледс­твии Пай выс­ка­зал сом­не­ние в том, что ав­то­рита­ризм мо­жет пе­рей­ти в де­мок­ра­тию, и в том, что ав­то­рита­ризм как та­ковой пред­став­ля­ет со­бой «сов­ре­мен­ную» фор­му прав­ле­ния.

Во­об­ще же это нап­равле­ние из­бе­га­ет упот­реблять по­нятие «ав­то­рита­ризм». Од­ни его пред­ста­вите­ли, нап­ри­мер Эп­тер и Хан­тин­гтон, при­да­ют ему вто­рос­те­пен­ное зна­чение, дру­гие, нап­ри­мер Даль, поль­зу­ют­ся дру­гой тер­ми­ноло­ги­ей. Эп­тер вы­пус­ка­ет из по­ля зре­ния это по­нятие, ког­да вво­дит раз­ли­чие меж­ду «по­лити­чес­ким раз­ви­ти­ем», под ко­торым он по­нима­ет ди­нами­ку, при­сущую влас­ти в не­запад­ном об­щес­тве, и «по­лити­чес­кой мо­дер­ни­заци­ей», т. е. ими­таци­ей эти­ми об­щес­тва­ми за­пад­ной мо­дели прав­ле­ния. Хан­тин­гтон по-сво­ему то­же сгла­жива­ет это яв­ле­ние: по его мне­нию, глав­ный во­дораз­дел про­ходит меж­ду «граж­дан­ски­ми об­щес­тва­ми» и «пре­тори­ан­ски­ми об­щес­тва­ми». Он счи­та­ет, что фор­мы прав­ле­ния в каж­дой стра­не ме­нее важ­ны, чем на­личие или от­сутс­твие про­цес­сов со­ци­аль­ной ди­вер­си­фика­ции и ав­то­номи­зации го­сударс­тва, ве­дущих к клас­си­чес­ко­му ме­ханиз­му раз­де­ления сфер час­тноп­ред­при­нима­тель­ской и по­лити­чес­кой де­ятель­нос­ти. Этим про­цес­сом обус­ловле­но по­яв­ле­ние пред­ста­витель­ных ин­сти­тутов в граж­дан­ском об­щес­тве или зах­ват кла­но-во-ро­довой влас­ти не­боль­ши­ми груп­па­ми в «пре­тори­ан­ском об­щес­тве». При та­кой ог­ра­ничен­ности ав­то­рита­ризм с тру­дом впи­сыва­ет­ся толь­ко в «пре­тори­анизм», хо­тя впос­ледс­твии Хан­тин­гтон до­пол­нил свой абс­трак­тный под­ход весь­ма ба­наль­ным изу­чени­ем од­но­пар­тий­ных ре­жимов, воз­ве­ден­ных им в па­радиг­му ав­то­ритар­ной влас­ти. Даль, со сво­ей сто­роны, сос­ре­дото­чил­ся на об­новле­нии по­лити­чес­кой лек­си­ки. По его тер­ми­ноло­гии, яв­ле­ние ав­то­рита­риз­ма впи­сыва­ет­ся в схе­му от­но­шений власть иму­щих с ру­ково­димы­ми, с уче­том ро­ли, от­ве­ден­ной оп­по­зиции. Это пре­дель­но уп­ро­щен­ная двух­по­люс­ная схе­ма, иде­аль­но пред­став­ля­ющая ли­бо «по­ли­ар­хи­чес­кие сис­те­мы», до­пус­ка­ющие оп­по­зицию, де­мок­ра­тичес­кие, ли­бо «ге­гемо­ни-стские» сис­те­мы, ис­клю­ча­ющие вся­кую оп­по­зицию.

При об­ра­щении к ис­то­рии за­дача шко­лы «по­лити­чес­ко­го раз­ви­тия» зак­лю­ча­ет­ся в вы­яс­не­нии дви­жущих сил и пру­жин в про­цес­се диф­фе­рен­ци­ации за­пад­ных сис­тем влас­ти. Ре­ша­ющий вклад в это нап­равле­ние сде­лал Б. Мо­ор. Ко­неч­но, Мо­ор не выс­ка­зыва­ет ни­чего ори­гиналь­но­го, под­разде­ляя по­лити­чес­кую мо­дер­ни­зацию на бур­жу­аз­ную ре­волю­цию ан­гло-аме­рикан­ско­го или фран­цуз­ско­го ти­па, «вер­ху­шеч­ную» ре­волю­цию в прус­ском или япон­ском сти­ле, «кресть­ян­скую ре­волю­цию», где власть по­луча­ет дик­та­тор­ский кол­лектив, как в Рос­сии или в Ки­тае. За­то он вво­дит нов­шес­тво, ши­роко объ­яс­няя по­лити­ку при по­мощи эко­номи­чес­ко­го де­тер­ми­низ­ма. Спо­соб кон­тро­ля над ком­мерци­али­зиру­емы­ми из­лишка­ми сель­ско­хозяй­ствен­ной про­дук­ции, об­ра­зован­ны­ми пе­рево­ротом в зем­ле­делии и сель­ском хо­зяй­стве XVIII–XIX вв., по­нима­ет­ся им как глав­ный фак­тор ли­бо пар­ла­мент­ско­го ав­то­ритар­но-ре­ак­ци­он­но­го, ли­бо ре­волю­ци­он­но-ав­то­ритар­но­го ус­трой­ства сов­ре­мен­ных го­сударств в дол­госроч­ной пер­спек­ти­ве. Сог­ласно Мо­ору, факт за­во­ева­ния этих из­лишков бур­жу­аз­ной эли­той объ­яс­ня­ет, ка­ким об­ра­зом она по­лучи­ла ма­тери­аль­ную ба­зу для ос­во­бож­де­ния от мо­нар­хи­чес­ко­го го­сударс­тва и вве­дения впос­ледс­твии пря­мой пар­ла­мент­ской и реп­ре­зен­та­тив­ной влас­ти. И на­обо­рот, тот факт, что са­мо го­сударс­тво в Прус­сии или в Япо­нии по­лучи­ло кон­троль над этим эко­номи­чес­ким ре­сур­сом, обус­ло­вил под­чи­нен­ное по­ложе­ние их элит, а тем са­мым и дли­тель­ное сох­ра­нение ав­то­рита­риз­ма в этих стра­нах, не имев­ших де­мок­ра­тичес­ко­го «фер­мента» в ви­де ма­тери­аль­ной са­мос­то­ятель­нос­ти хо­тя бы у час­ти об­щес­тва. И на­конец, ре­волю­ци­он­ный ав­то­рита­ризм Рос­сии и Ки­тая, ко­торый вна­чале имел сходс­тво с наз­ванным вы­ше ти­пом, но за­тем всту­пил с ним в про­тиво­речие, ког­да кресть­ян­ский бунт не был ком­пенси­рован про­тиво­весом со сто­роны бур­жу­азии и в ре­зуль­та­те с не­из­бежностью был нап­равлен в оп­ре­делен­ное рус­ло ма­лочис­ленным ра­дикаль­ным ру­ководс­твом, не имев­шем со­ци­аль­ной опо­ры и да­же, на тот мо­мент, осо­бых собс­твен­ных ин­те­ресов.

Ра­бота С. Рок­ка­на, пос­вя­щен­ная толь­ко За­пад­ной Ев­ро­пе, обо­гати­ла со­ци­аль­но-ис­то­ричес­кое нап­равле­ние изу­чения ав­то­рита­риз­ма. Уже го­вори­лось, что Рок­кан ус­та­новил за­виси­мость меж­ду раз­ви­ти­ем фа­шиз­ма и ис­то­ричес­кой спе­цифи­кой стран Цен­траль­ной и Юж­ной Ев­ро­пы, где свя­щен­ная Рим­ская Им­пе­рия и им­пе­рия Габ­сбур­гов пред­став­ля­ли пре­пятс­твие для раз­ви­тия на­ци­ональ­ных го­сударств. В этих ус­ло­ви­ях ав­то­рита­ризм выс­ту­па­ет как экс­трен­ное ре­шение и быс­тро­дей­ству­ющая ме­ра про­тив от­ста­вания в де­ле на­ци­ональ­но­го стро­итель­ства. Эта же ги­поте­за ис­поль­зо­вана Рок­ка­ном в «кон­цепту­аль­ной кар­тогра­фии» об­ра­зова­ния по­лити­чес­ко­го рас­ко­ла в Ев­ро­пе. От­прав­ная точ­ка в этой «кар­тогра­фии» – Ре­фор­ма­ция и на­чало ка­пита­лиз­ма, из нее вы­ходят две оси – на оси «Се­вер – Юг» рас­по­лага­ют­ся по­лити­чес­кие еди­ницы, свя­зан­ные с ду­хов­ной властью Ри­ма, а на оси «Вос­ток – За­пад» тор­го­вые, по­лити­чес­ки ав­то­ном­ные го­рода Гол­ландии, до­лины Рей­на, се­вера Ита­лии. На ос­но­ве этой кар­ты Рок­кан объ­яс­ня­ет, что по­лити­чес­кую тер­пи­мость, а впос­ледс­твии де­мок­ра­тичес­кие тен­денции пра­витель­ств се­веро-за­пад­ной пе­рифе­рии, в час­тнос­ти Ан­глии и Гол­ландии, мож­но трак­то­вать с точ­ки зре­ния уда­лен­ности од­новре­мен­но и от цен­тра ка­толи­чес­ко­го ав­то­рита­риз­ма в ли­це папс­тва, и от цен­тра не­зави­симос­ти рей­нских и гол­ланд­ских го­родов. Со­от­ветс­твен­но, не­тер­пи­мость или ав­то­рита­ризм «цен­траль­ных» Фран­ции и Гер­ма­нии объ­яс­ня­ет­ся их бли­зостью к рим­ской влас­ти, а так­же же­лани­ем пре­сечь опас­ное вли­яние бур­жу­аз­ных пра­вите­лей су­верен­ных го­родов.

Па­радиг­ма­ми шко­лы «по­лити­чес­ко­го раз­ви­тия» и со­ци­аль­ной ис­то­рии не ис­черпы­ва­ют­ся но­вей­шие ис­сле­дова­ния по ав­то­рита­риз­му. Се­год­ня де­ла­ют­ся по­пыт­ки раз­ра­ботать ка­тего­рии ав­то­рита­риз­ма, при­мени­мые к сов­ре­мен­ности, и в це­лом они на­меча­ют сов­ре­мен­ную ти­поло­гию это­го фе­номе­на.

В этой свя­зи вновь прив­ле­ка­ют ра­боты X. Лин­ца. И дей­стви­тель­но, Линц не удов­летво­ря­ет­ся ви­довым оп­ре­деле­ни­ем ав­то­рита­риз­ма, ко­торый он фор­му­лиру­ет как спо­соб прав­ле­ния в на­ши дни «с ог­ра­ничен­ным плю­рализ­мом». Тем са­мым он обоз­на­ча­ет та­кой тип кон­серва­тив­ной влас­ти, ко­торый, не имея в на­ши дни воз­можнос­ти ли­шить пра­ва го­лоса боль­шие мас­сы лю­дей с по­мощью цен­за, при­бега­ет с этой же целью к гло­баль­но­му или из­би­ратель­но­му зап­ре­щению пар­тий и проф­со­юзов. В ус­ло­ви­ях, ког­да раз­ре­шены толь­ко те те­чения, ко­торые спо­собс­тву­ют под­держа­нию со­ци­аль­но­го рав­но­весия, си­лы, на­ходя­щи­еся «с пра­виль­ной сто­роны» плю­рализ­ма, мо­гут за­кон­но выс­ту­пать на сто­роне влас­ти по ка­налам яко­бы не­пар­тий­ных ор­га­низа­ций или да­же пар­тий, отоб­ранных по прин­ци­пу их кон­формиз­ма. С дру­гой сто­роны, те си­лы, ко­торые уг­ро­жа­ют ста­тус-кво, об­ре­чены быть вне за­кона и в под­полье, чем и оп­равда­ны от­кро­вен­ные реп­рессии про­тив них. В си­лу это­го та­кие сис­те­мы ока­зыва­ют­ся «ли­бераль­ны­ми» пост-пар­ла­мент­ски­ми по­лудик­та­тура­ми, ис­полни­тель­ную власть в ко­торых оли­цет­во­ря­ет ха­риз­ма­тичес­кий ли­дер на­подо­бие ге­нера­ла Фран­ко и пре­зиден­та Са­лаза­ра. Од­на­ко они мо­гут ужи­вать­ся и с силь­ной, но кон­сти­туци­он­ной пре­зидент­ской властью, как нап­ри­мер в Мек­си­ке, или с поч­ти кол­ле­ги­аль­ным ру­ководс­твом, как нап­ри­мер, при во­ен­ном ре­жиме в Бра­зилии. Точ­но так же они мо­гут пре­об­ра­зовать­ся в сис­те­мы не­регу­ляр­ной ко­оп­та­ции, пе­ри­оди­чес­ки про­из­во­димой с целью по­луче­ния но­вой под­дер­жки, обыч­но по­пулист­ско­го тол­ка.

В схе­мах это­го тол­ка ши­роко ис­поль­зу­ет­ся ка­тего­рия «кор­по­ратив­ный» ав­то­ритар­ный ре­жим для ха­рак­те­рис­ти­ки пря­мых или, ина­че го­воря, вне­пар­ла­мент­ских от­но­шений, ко­торые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в этом слу­чае меж­ду ко­оп­ти­ру­емы­ми со­ци­аль­ны­ми или эко­номи­чес­ки­ми си­лами и цен­траль­ной властью.

Про­дол­жая под­ход Лин­ца, Ф. Шмит­тер ис­сле­ду­ет «кор­по­ратив­но-эта­тичес­кий» по­рядок на при­мере Пор­ту­галии до 1974 г. или Бра­зилии пос­ле 1964 г. Он под­черки­ва­ет, что этот по­рядок соп­ро­вож­да­ет­ся де­леги­рова­ни­ем не­кото­рых ат­ри­бутов го­сударс­тва про­межу­точ­но­му кор­пу­су или слою про­фес­си­она­лов, де­яте­лей куль­ту­ры и об­ра­зова­ния, что пред­став­ля­ет со­бой па­радок­саль­ную, на пер­вый взгляд, «ли­бераль­ную» ус­тупку со сто­роны ав­то­ритар­ных пра­витель­ств.

Ис­хо­дя из кон­цепции «ог­ра­ничен­но­го плю­рализ­ма», по­лито­лог Жа­гу­ариб ввел по­нятие «не­обис­марков­ской» стра­тегии. Он от­но­сит это к по­лу­ав­то­ритар­ным прав­ле­ни­ям в пе­режи­ва­ющих пе­ри­од ин­дус­три­али­зации стра­нах с мно­гопар­тий­ной сис­те­мой, соз­данной под эги­дой го­сударс­тва, ко­торое нап­равля­ет по­лити­чес­кое рас­сло­ение в оп­ре­делен­ное рус­ло с целью со­ци­али­зации в кон­серва­тив­ном ду­хе мел­ко­бур­жу­аз­ных и ра­бочих масс. Этот по­лити­чес­кий ме­тод вы­зыва­ет у Жа­гу­ари­ба ас­со­ци­ацию с Бис­марком и Вар­га­сом. Кста­ти, и наш собс­твен­ный ана­лиз под­твержда­ет, что эта стра­тегия на ос­но­ве тех­нокра­тичес­ко­го обос­но­вания ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко в об­ласти по­лити­чес­кой со­ци­али­зации, но и в об­ласти эко­номи­ки с целью прив­ле­чения инос­тран­но­го ка­пита­ла и соз­да­ния ус­ло­вий для «об­щес­тва пот­ребле­ния». Та­кова ав­то­ритар­ная ди­нами­ка, «про­ника­ющая в эко­номи­чес­кое раз­ви­тие», ко­торая бы­ла при­суща фран­кист­ско­му ре­жиму пос­ле 1958 г., во­ен­но­му ре­жиму в Бра­зилии или «прес­вя­щен­ной дик­та­туре» пос­ледне­го ша­ха Ира­на, а М. Ке­малю в Тур­ции и да­же пра­витель­ству Юж­ной Ко­реи в 1960-х и 1970-х гг.

Ина­че под­хо­дит к воп­ро­су по­лито­лог О\'Дон­нелл, изу­ча­ющий «ав­то­ритар­но-бю­рок­ра­тичес­кую мо­дель». Вна­чале он на­мере­вал­ся про­ана­лизи­ровать два спе­цифи­чес­ких ас­пекта ла­тино­аме­рикан­ской проб­ле­мати­ки ав­то­рита­риз­ма: во-пер­вых, связь меж­ду эко­номи­чес­кой и куль­тур­ной «за­виси­мостью» стран Ла­тин­ской Аме­рики и по­яв­ле­ни­ем в них во­ен­ной дик­та­туры но­вого ти­па, а во-вто­рых, ин­сти­туци­она­лиза­цию этих ре­жимов и скла­дыва­ние но­вых от­но­шений меж­ду го­сударс­твом и об­щес­твом. В от­ли­чие от по­пулист­ских пра­витель­ств, «во­ен­но-бю­рок­ра­тичес­кие дик­та­туры» не при­бега­ют к на­цист­ским си­лам, пред­по­читая док­три­ны «на­ци­ональ­ной бе­зопас­ности», ко­торые впол­не ужи­ва­ют­ся с до­пус­ком в эти стра­ны в про­цес­се ин­дус­три­али­зации мно­гона­ци­ональ­ных кор­по­раций. О\'Дон­нелл счи­та­ет, что за­дача этих ре­жимов зак­лю­ча­ет­ся в вос­ста­нов­ле­нии ав­то­рите­та го­сударс­тва под эги­дой единс­твен­ной груп­пы в об­щес­тве – во­ен­ных, ко­торые тех­ни­чес­ки и со­ци­аль­но спо­соб­ны осу­щес­твить эту опе­рацию. Поз­днее, пос­ле ад­ре­сован­ной ему кри­тики со сто­роны А. Хер­шме­на, О\'Дон­нелл ви­до­из­ме­нил свою мо­дель, приз­нав, что стра­тегия со­ци­аль­ной и эко­номи­чес­кой мо­дер­ни­зации «ав­то­ритар­но-бю­рок­ра­тичес­ко­го» го­сударс­тва мо­жет про­водить­ся не толь­ко во­ен­ны­ми ре­жима­ми. Бю­рок­ра­тичес­кое го­сударс­тво впол­не мо­жет быть пред­став­ле­но силь­ной граж­дан­ской властью или та­кой, что уже на­ходит­ся в про­цес­се «де­мили­тари­зации»; ис­клю­читель­ность ис­полни­тель­ной влас­ти впол­не мо­жет со­четать­ся с соб­лю­дени­ем дру­гих ос­новных пра­вил де­мок­ра­тии или про­веде­ни­ем де­мок­ра­тичес­ких струк­турных и куль­тур­ных пре­об­ра­зова­ний. Эта уточ­ненная кон­цепция О\'Дон­нелла до не­кото­рой сте­пени сов­па­да­ет с кон­цепци­ями Колье и Кур­та, ко­торые счи­та­ют, что соз­данное под эги­дой бю­рок­ра­тичес­ко­го ав­то­рита­риз­ма об­щес­тво пот­ребле­ния ве­дет к его ис­чезно­вению и за­мене его бо­лее реп­ре­зен­та­тив­ны­ми фор­ма­ми прав­ле­ния, бо­лее по­хожи­ми на те де­мок­ра­тичес­кие фор­мы, ко­торые ны­не су­щес­тву­ют в ин­дус­три­аль­ных стра­нах.

«Ав­то­ритар­но-бю­рок­ра­тичес­кая» па­радиг­ма вво­дит ка­тего­рию «во­ен­ных ре­жимов». Да­же в сов­ре­мен­ном смяг­ченном ви­де во­ен­ный ав­то­рита­ризм ос­та­ет­ся од­ной из ста­рей­ших форм дик­та­туры, вос­хо­дящей как ми­нимум к влас­ти Мам­лу­ков в Егип­те XI–XVIII вв., но в об­щем не­отъ­ем­ле­мой от пер­вых опы­тов на­чаль­но­го пе­ри­ода сов­ре­мен­но­го го­сударс­тва. Что ка­са­ет­ся сов­ре­мен­ности, то пос­ледние двад­цать пять лет мас­са ли­тера­туры пос­вя­щена вме­шатель­ству в по­лити­ку ар­мии в треть­ем ми­ре.

На­чиная с 1945 г. выс­тупле­ния во­ен­ных про­ис­хо­дят в рам­ках раз­ных на­ци­ональ­ных, ре­ги­ональ­ных и ис­то­ричес­ких ус­ло­вий. Во­ен­ные дик­та­туры в раз­ной сте­пени со­от­ветс­тву­ют раз­личным иде­оло­гичес­ким нап­равле­ни­ям. Мар­ксизм-ле­нинизм «эк­зо­тичес­кой» ли­бо поль­ской раз­но­вид­ности, ра­дикаль­ный по­пулизм в ли­вий­ском или пе­ру­ан­ском ви­де, бра­зиль­ский мо­дер­ни­затор­ский кон­серва­тизм или конт­рре­волю­ци­он­ные, но не­оли­бераль­ные реп­рессии ге­нера­ла Пи­ноче­та и ар­гентин­ских во­ен­ных – все это сов­ре­мен­ный во­ен­ный ав­то­рита­ризм. Спе­ци­алис­ты по во­ен­но­му ав­то­рита­риз­му де­лят­ся на две груп­пы. Од­ни счи­та­ют, что во­ен­ные име­ют осо­бую «склон­ность» к зах­ва­ту влас­ти, объ­яс­няя это тем, что офи­церы бе­рут на се­бя роль, обыч­но вы­пол­ня­емую эли­той, ког­да граж­дан­ской эли­ты ли­бо не су­щес­тву­ет, ли­бо она слиш­ком сла­ба, что­бы ру­ково­дить стра­ной. Дру­гие при­дер­жи­ва­ют­ся той те­ории, что узур­па­ция влас­ти во­ен­ны­ми – это ли­бо по­боч­ный про­дукт «им­пе­ри­алис­ти­чес­ко­го гос­подс­тва и уг­не­тения», ли­бо следс­твие ин­триг США.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 225 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.