Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 18 страница




Ре­ша­ющие раз­ли­чия меж­ду ор­га­низа­ци­ями ти­па тол­пы в XIX в. и мас­со­выми дви­жени­ями XX в. труд­но уло­вить, по­тому что сов­ре­мен­ные то­тали­тар­ные вож­ди нем­но­гим от­ли­ча­ют­ся по сво­ей пси­холо­гии и скла­ду ума от преж­них во­жаков тол­пы, чьи мо­раль­ные нор­мы и по­лити­чес­кие при­емы так по­ходи­ли на нор­мы и при­емы бур­жу­азии. Но ес­ли ин­ди­виду­ализм ха­рак­те­ризо­вал и бур­жу­аз­ную, и ти­пич­ную для тол­пы жиз­ненную ус­та­нов­ку, то­тали­тар­ные дви­жения мог­ли-та­ки с пол­ным пра­вом при­тязать на то, что они бы­ли пер­вы­ми ис­тинно ан­ти­бур­жу­аз­ны­ми пар­ти­ями. Ни­какие из их пред­шес­твен­ни­ков в сти­ле XIX в. – ни Об­щес­тво де­сято­го де­каб­ря, ко­торое по­мог­ло прий­ти к влас­ти Луи На­поле­ону, ни бри­гады мяс­ни­ков в де­ле Дрей­фу­са, ни чер­ные сот­ни в рос­сий­ских пог­ро­мах, ни да­же пан­дви­жения – ни­ког­да не пог­ло­щали сво­их чле­нов до сте­пени пол­ной ут­ра­ты ин­ди­виду­аль­ных при­тяза­ний и чес­то­любия, как и не по­нима­ли, что ор­га­низа­ция мо­жет до­бить­ся по­дав­ле­ния ин­ди­виду­аль­но-лич­но­го са­мосоз­на­ния нав­сегда, а не прос­то на мо­мент кол­лектив­но­го ге­ро­ичес­ко­го дей­ствия.

От­но­шение меж­ду клас­со­вым об­щес­твом при гос­подс­тве бур­жу­азии и мас­са­ми, ко­торые воз­никли из его кру­шения, не то же са­мое, что от­но­шение меж­ду бур­жу­ази­ей и тол­пой, ко­торая бы­ла по­боч­ным про­дук­том ка­пита­лис­ти­чес­ко­го про­из­водс­тва. Мас­сы и тол­па име­ют толь­ко од­ну об­щую ха­рак­те­рис­ти­ку: оба яв­ле­ния на­ходят­ся вне всех со­ци­аль­ных се­тей и нор­маль­но­го по­лити­чес­ко­го пред­ста­витель­ства. Но мас­сы не нас­ле­ду­ют (как это де­ла­ет тол­па хо­тя бы в из­вра­щен­ной фор­ме) нор­мы и жиз­ненные ус­та­нов­ки гос­подс­тву­юще­го клас­са, а от­ра­жа­ют и так или ина­че ко­вер­ка­ют нор­мы и ус­та­нов­ки всех клас­сов по от­но­шению к об­щес­твен­ным де­лам и со­быти­ям. Жиз­ненные стан­дарты мас­со­вого че­лове­ка обус­ловле­ны не толь­ко и да­же не столь­ко оп­ре­делен­ным клас­сом, к ко­торо­му он од­нажды при­над­ле­жал, сколь­ко всеп­ро­ника­ющи­ми вли­яни­ями и убеж­де­ни­ями, ко­торые мол­ча­ливо и ско­пом раз­де­ля­ют­ся все­ми клас­са­ми об­щес­тва в оди­нако­вой ме­ре. <…>

Кру­шение клас­со­вой сис­те­мы ав­то­мати­чес­ки оз­на­чало крах пар­тий­ной сис­те­мы, глав­ным об­ра­зом по­тому, что эти пар­тии, ор­га­низо­ван­ные для за­щиты оп­ре­делен­ных ин­те­ресов, не мог­ли боль­ше пред­став­лять клас­со­вые ин­те­ресы. Про­дол­же­ние их жиз­ни бы­ло в ка­кой-то ме­ре важ­ным для тех чле­нов преж­них клас­сов, кто на­де­ял­ся воп­ре­ки все­му вос­ста­новить свой ста­рый со­ци­аль­ный ста­тус и кто дер­жался вмес­те уже не по­тому, что у них бы­ли об­щие ин­те­ресы, а по­тому, что они рас­счи­тыва­ли их во­зоб­но­вить. Как следс­твие, пар­тии де­лались все бо­лее и бо­лее пси­холо­гич­ны­ми и иде­оло­гич­ны­ми в сво­ей про­паган­де, все бо­лее апо­логе­тичес­ки­ми и нос­таль­ги­чес­ки­ми в сво­их по­лити­чес­ких под­хо­дах. Вдо­бавок они те­ряли, не соз­на­вая это­го, тех пас­сивных сто­рон­ни­ков, ко­торые ни­ког­да не ин­те­ресо­вались по­лити­кой, ибо чувс­тво­вали, что нет пар­тий, пе­кущих­ся об их ин­те­ресах. Так что пер­вым приз­на­ком кру­шения кон­ти­нен­таль­ной пар­тий­ной сис­те­мы бы­ло не де­зер­тирс­тво ста­рых чле­нов пар­тии, а нес­по­соб­ность на­бирать чле­нов из бо­лее мо­лодо­го по­коле­ния и по­теря мол­ча­ливо­го сог­ла­сия и под­дер­жки не­ор­га­низо­ван­ных масс, ко­торые вне­зап­но стрях­ну­ли свою апа­тию и по­тяну­лись ту­да, где уви­дели воз­можность гром­ко за­явить о сво­ем но­вом ожес­то­чен­ном про­тивос­то­янии сис­те­ме.

Па­дение ох­ра­нитель­ных стен меж­ду клас­са­ми прев­ра­тило сон­ные боль­шинс­тва, сто­ящие за все­ми пар­ти­ями, в од­ну гро­мад­ную, не­ор­га­низо­ван­ную, бесс­трук­турную мас­су оз­лоблен­ных ин­ди­видов, не имев­ших ни­чего об­ще­го, кро­ме смут­но­го опа­сения, что на­деж­ды пар­тий­ных де­яте­лей об­ре­чены, что, сле­дова­тель­но, на­ибо­лее ува­жа­емые, вид­ные и пред­ста­витель­ные чле­ны об­щес­тва – бол­ва­ны и все влас­ти, ка­кие ни на есть, не столь­ко зло­наме­рен­ные, сколь­ко оди­нако­во глу­пые и мо­шен­ни­чес­кие. Для за­рож­де­ния этой но­вой ужа­са­ющей от­ри­цатель­ной со­лидар­ности не име­ло боль­шо­го зна­чения, что без­ра­бот­ный не­нави­дел status quo и влас­ти в фор­мах, пред­ла­га­емых со­ци­ал-де­мок­ра­тичес­кой пар­ти­ей, экс­проп­ри­иро­ван­ный мел­кий собс­твен­ник – в фор­мах цен­трист­ской или пра­во­ук­ло­нист­ской пар­тии, а преж­ние чле­ны сред­не­го и выс­ше­го клас­сов – в фор­ме тра­дици­он­ной край­не пра­вой. Чис­ленность этой мас­сы всем не­доволь­ных и от­ча­яв­шихся лю­дей рез­ко под­ско­чила в Гер­ма­нии и Авс­трии пос­ле Пер­вой ми­ровой вой­ны, ког­да ин­фля­ция и без­ра­боти­ца до­бави­ли свое к раз­ру­шитель­ным пос­ледс­тви­ям во­ен­но­го по­раже­ния. Они сос­тавля­ли боль­шую до­лю на­селе­ния во всех го­сударс­твах-пре­ем­ни­ках Авс­тро-Вен­грии и они же под­держи­вали край­ние дви­жения во Фран­ции и Ита­лии пос­ле Вто­рой ми­ровой вой­ны. <…>

Ис­ти­на в том, что мас­сы вы­рос­ли из ос­колков чрез­вы­чай­но ато­мизи­рован­но­го об­щес­тва, кон­ку­рен­тная струк­ту­ра ко­торо­го и со­путс­тву­ющее ей оди­ночес­тво ин­ди­вида сдер­жи­вались лишь его вклю­чен­ностью в класс. Глав­ная чер­та че­лове­ка мас­сы – не жес­то­кость и от­ста­лость, а его изо­ляция и нех­ватка нор­маль­ных со­ци­аль­ных вза­имо­от­но­шений. При пе­рехо­де от клас­со­во раз­де­лен­но­го об­щес­тва на­ци­ональ­но­го го­сударс­тва, где тре­щины за­делы­вались на­ци­она­лис­ти­чес­ки­ми чувс­тва­ми, бы­ло толь­ко ес­тес­твен­ным, что эти мас­сы, бес­по­мощ­ные в ус­ло­ви­ях сво­его но­вого опы­та, на пер­вых по­рах тя­готе­ли к осо­бен­но не­ис­то­вому на­ци­она­лиз­му, ко­торо­му вож­ди масс под­да­лись из чис­то де­маго­гичес­ких со­об­ра­жений, воп­ре­ки собс­твен­ным ин­стинктам и це­лям. <…>

Что то­тали­тар­ные дви­жения за­висе­ли от прос­той бесс­трук­турнос­ти мас­со­вого об­щес­тва мень­ше, чем от осо­бых ус­ло­вий ато­мизи­рован­но­го и ин­ди­виду­али­зиро­ван­но­го сос­то­яния мас­сы, луч­ше все­го уви­деть в срав­не­нии на­циз­ма и боль­ше­виз­ма, ко­торые на­чина­ли в сво­их стра­нах при очень раз­ных об­сто­ятель­ствах. Что­бы прев­ра­тить ре­волю­ци­он­ную дик­та­туру Ле­нина в пол­ностью то­тали­тар­ное прав­ле­ние, Ста­лину спер­ва на­до бы­ло ис­кусс­твен­но соз­дать то ато­мизи­рован­ное об­щес­тво, ко­торое для на­цис­тов в Гер­ма­нии при­гото­вили ис­то­ричес­кие со­бытия. <…>

То­тали­тар­ные дви­жения – это мас­со­вые ор­га­низа­ции ато­мизи­рован­ных, изо­лиро­ван­ных ин­ди­видов. В срав­не­нии со все­ми дру­гими пар­ти­ями и дви­жени­ями их на­ибо­лее бро­са­юща­яся в гла­за чер­та – это тре­бова­ние то­таль­ной, не­ог­ра­ничен­ной, бе­зус­ловной и не­из­менной пре­дан­ности от сво­их чле­нов. Та­кое тре­бова­ние вож­ди то­тали­тар­ных дви­жений выд­ви­га­ют да­же еще до зах­ва­та ими влас­ти. Оно обык­но­вен­но пред­шес­тву­ет то­таль­ной ор­га­низа­ции стра­ны под их ре­аль­ным уп­равле­ни­ем и вы­тека­ет из при­тяза­ния то­тали­тар­ных иде­оло­гий на то, что но­вая ор­га­низа­ция ох­ва­тит в дол­жное вре­мя весь род че­лове­чес­кий. Од­на­ко там, где то­тали­тар­ное прав­ле­ние не бы­ло под­го­тов­ле­но то­тали­тар­ным дви­жени­ем (а это, в от­ли­чие от на­цист­ской Гер­ма­нии, как раз слу­чай Рос­сии), дви­жение дол­жно быть ор­га­низо­вано пос­ле на­чала прав­ле­ния, и ус­ло­вия для его рос­та на­до бы­ло соз­дать ис­кусс­твен­но, что­бы сде­лать то­таль­ную пре­дан­ность – пси­холо­гичес­кую ос­но­ву для то­таль­но­го гос­подс­тва – во­об­ще воз­можной. Та­кой пре­дан­ности мож­но ждать лишь от пол­ностью изо­лиро­ван­ной че­лове­чес­кой осо­би, ко­торая при от­сутс­твии вся­ких дру­гих со­ци­аль­ных при­вязан­ностей – к семье, друзь­ям, сос­лу­жив­цам или да­же прос­то к зна­комым – чер­па­ет чувс­тво проч­ности сво­его мес­та в ми­ре единс­твен­но из сво­ей при­над­лежнос­ти к дви­жению, из сво­его членс­тва в пар­тии.

То­таль­ная пре­дан­ность воз­можна толь­ко тог­да, ког­да идей­ная вер­ность ли­шена вся­кого кон­крет­но­го со­дер­жа­ния, из ко­торо­го мог­ли бы ес­тес­твен­но воз­никнуть пе­реме­ны в умо­нас­тро­ении. <…>

Ни на­ци­онал-со­ци­ализм, ни боль­ше­визм ни­ког­да не про­воз­гла­шали но­вой фор­мы прав­ле­ния и не ут­вер­жда­ли, буд­то с зах­ва­том влас­ти и кон­тро­лем над го­сударс­твен­ной ма­шиной их це­ли дос­тигну­ты. Их идея гос­подс­тва бы­ла чем-то та­ким, че­го ни го­сударс­тво, ни обыч­ный ап­па­рат на­силия ни­ког­да не смо­гут до­бить­ся, но мо­жет толь­ко Дви­жение, под­держи­ва­емое в веч­ном дви­жении, а имен­но дос­тичь пос­то­ян­но­го гос­подс­тва над каж­дым от­дель­ным ин­ди­виду­умом во всех до еди­ной об­ластях жиз­ни. На­силь­ствен­ный зах­ват влас­ти – не цель в се­бе, а лишь средс­тво для це­ли, и зах­ват влас­ти в лю­бой дан­ной стра­не – это толь­ко бла­гоп­ри­ят­ная пе­реход­ная ста­дия, но ни­ког­да не ко­неч­ная цель дви­жения. Прак­ти­чес­кая цель дви­жения – втя­нуть в свою ор­би­ту и ор­га­низо­вать как мож­но боль­ше лю­дей и не да­вать им ус­по­ко­ить­ся. По­лити­чес­кой це­ли, что ста­ла бы ко­неч­ной целью дви­жения, прос­то не су­щес­тву­ет.

Ф.Хай­ек. До­рога к рабс­тву [54]

Влас­ти, уп­равля­ющие эко­номи­чес­кой де­ятель­ностью, бу­дут кон­тро­лиро­вать от­нюдь не толь­ко ма­тери­аль­ные сто­роны жиз­ни. В их ве­дении ока­жет­ся рас­пре­деле­ние ли­мити­рован­ных средств, не­об­хо­димых для дос­ти­жения лю­бых на­ших це­лей. И кем бы ни был этот вер­ховный кон­тро­лер, рас­по­ряжа­ясь средс­тва­ми, он дол­жен бу­дет ре­шать, ка­кие це­ли дос­той­ны осу­щест­вле­ния, а ка­кие нет. В этом и сос­то­ит суть проб­ле­мы. Эко­номи­чес­кий кон­троль не­от­де­лим от кон­тро­ля над всей жизнью лю­дей, ибо, кон­тро­лируя средс­тва, нель­зя не кон­тро­лиро­вать и це­ли. Мо­нополь­ное рас­пре­деле­ние средств зас­та­вит пла­ниру­ющие ин­стан­ции ре­шать и воп­рос о цен­ностях, ус­та­нав­ли­вать, ка­кие из них яв­ля­ют­ся бо­лее вы­соки­ми, а ка­кие – бо­лее низ­ки­ми, а в ко­неч­ном сче­те – оп­ре­делять, ка­кие убеж­де­ния лю­ди дол­жны ис­по­ведо­вать и к че­му они дол­жны стре­мить­ся. Идея цен­тра­лизо­ван­но­го пла­ниро­вания зак­лю­ча­ет­ся в том, что не че­ловек, но об­щес­тво ре­ша­ет эко­номи­чес­кие проб­ле­мы, и, сле­дова­тель­но, об­щес­тво (точ­нее, его пред­ста­вите­ли) су­дит об от­но­ситель­ной цен­ности тех или иных це­лей.

Так на­зыва­емая эко­номи­чес­кая сво­бода, ко­торую обе­ща­ют нам сто­рон­ни­ки пла­ниро­вания, как раз и оз­на­ча­ет, что мы бу­дем из­бавле­ны от тяж­кой обя­зан­ности ре­шать на­ши собс­твен­ные эко­номи­чес­кие проб­ле­мы, а за­од­но и от свя­зан­ной с ни­ми проб­ле­мы вы­бора. Вы­бор бу­дут де­лать за нас дру­гие. И пос­коль­ку в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях мы бук­валь­но во всем за­висим от средств, про­из­во­димых дру­гими людь­ми, эко­номи­чес­кое пла­ниро­вание бу­дет ох­ва­тывать прак­ти­чес­ки все сфе­ры на­шей жиз­ни. Вряд ли най­дет­ся что-ни­будь, на­чиная от на­ших эле­мен­тарных нужд и кон­чая на­шими се­мей­ны­ми и дру­жес­ки­ми от­но­шени­ями, от то­го, чем мы за­нима­ем­ся на ра­боте, до то­го, чем за­нима­ем­ся в сво­бод­ное вре­мя, – что не ока­жет­ся так или ина­че под нед­ремлю­щим оком «соз­на­тель­но­го кон­тро­ля». [55]

Власть пла­ниру­ющих ор­га­нов над на­шей час­тной жизнью не бу­дет ос­лабле­на, ес­ли они от­ка­жут­ся от пря­мого кон­тро­ля за на­шим пот­ребле­ни­ем. Воз­можно, в пла­ниру­емом об­щес­тве и бу­дут раз­ра­бота­ны ка­кие-то нор­мы пот­ребле­ния про­дук­тов пи­тания и про­мыш­ленных то­варов, но в прин­ци­пе кон­троль над си­ту­аци­ей оп­ре­деля­ет­ся не эти­ми ме­рами, и мож­но бу­дет пре­дос­та­вить граж­да­нам фор­маль­ное пра­во тра­тить свои до­ходы по сво­ему ус­мотре­нию. Ре­аль­ным ис­точни­ком влас­ти го­сударс­тва над пот­ре­бите­лем яв­ля­ет­ся его кон­троль над про­из­водс­твен­ной сфе­рой.

Сво­бода вы­бора в кон­ку­рен­тном об­щес­тве ос­но­вана на том, что, ес­ли кто-то от­ка­зыва­ет­ся удов­летво­рить на­ши зап­ро­сы, мы мо­жем об­ра­тить­ся к дру­гому. Но стал­ки­ва­ясь с мо­нопо­ли­ей, мы ока­зыва­ем­ся в ее пол­ной влас­ти. А ор­ган, уп­равля­ющий всей эко­номи­кой, бу­дет са­мым круп­ным мо­нопо­лис­том, ко­торо­го толь­ко мож­но се­бе пред­ста­вить. И хо­тя мы, ве­ро­ят­но, не дол­жны бо­ять­ся, что этот ор­ган бу­дет ис­поль­зо­вать свою власть так же, как и мо­нопо­лист-час­тник, т. е. за­дача по­луче­ния мак­си­маль­ной фи­нан­со­вой при­были не бу­дет для не­го ос­новной, все же он бу­дет на­делен аб­со­лют­ным пра­вом ре­шать, что мы смо­жем по­лучать и на ка­ких ус­ло­ви­ях. Он бу­дет не толь­ко ре­шать, ка­кие то­вары и ус­лу­ги ста­нут дос­тупны­ми для нас и в ка­ком ко­личес­тве, но бу­дет так­же осу­щест­влять рас­пре­деле­ние ма­тери­аль­ных благ меж­ду ре­ги­она­ми и со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, имея пол­ную власть для про­веде­ния лю­бой дис­кри­мина­ци­он­ной по­лити­ки. И ес­ли вспом­нить, по­чему боль­шинс­тво лю­дей под­держи­ва­ют пла­ниро­вание, то ста­нет яс­но, что эта власть бу­дет ис­поль­зо­вана для дос­ти­жения оп­ре­делен­ных це­лей, одоб­ря­емых ру­ководс­твом, и пре­сече­ния всех иных ус­трем­ле­ний, им не одоб­ря­емых.

Кон­троль над про­из­водс­твом и це­нами да­ет по­ис­ти­не без­гра­нич­ную власть. В кон­ку­рен­тном об­щес­тве це­на, ко­торую мы пла­тим за вещь, за­висит от слож­но­го ба­лан­са, учи­тыва­юще­го мно­жес­тво дру­гих ве­щей и пот­ребнос­тей. Эта це­на ни­кем соз­на­тель­но не ус­та­нав­ли­ва­ет­ся. И ес­ли ка­кой-то путь удов­летво­рения на­ших пот­ребнос­тей ока­зыва­ет­ся нам не по кар­ма­ну, мы впра­ве ис­про­бовать дру­гие пу­ти. Пре­пятс­твия, ко­торые нам при­ходит­ся при этом пре­одо­левать, воз­ни­ка­ют не по­тому, что кто-то не одоб­ря­ет на­ших на­мере­ний, а по­тому толь­ко, что вещь, не­об­хо­димая нам в дан­ный мо­мент, нуж­на где-то ко­му-то еще. В об­щес­тве с уп­равля­емой эко­номи­кой, где влас­ти осу­щест­вля­ют над­зор за це­лями граж­дан, они, оче­вид­но, бу­дут под­держи­вать од­ни на­мере­ния и пре­пятс­тво­вать осу­щест­вле­нию дру­гих. И то, что мы смо­жем по­лучить, за­висит не от на­ших же­ланий, а от чь­их-то пред­став­ле­ний о том, ка­кими они дол­жны быть. И пос­коль­ку влас­ти смо­гут пре­секать лю­бые по­пыт­ки ук­ло­нить­ся от ди­рек­тивно­го кур­са в про­из­водс­твен­ной сфе­ре, они смо­гут кон­тро­лиро­вать и на­ше пот­ребле­ние так, буд­то мы тра­тим на­ши до­ходы не сво­бод­но, а по раз­на­ряд­ке.

Ги Эр­ме. Ав­то­рита­ризм [56]

«Ав­то­рита­ризм», стро­го го­воря, обоз­на­ча­ет та­кое от­но­шение меж­ду власть иму­щими и ру­ково­димы­ми, ко­торое ос­но­выва­ет­ся в боль­шей сте­пени на си­ле, чем на убеж­де­нии. Рав­ным об­ра­зом, это и та­кие по­лити­чес­кие от­но­шения, при ко­торых по­пол­не­ние ру­ково­дящих кад­ров осу­щест­вля­ет­ся пу­тем ко­оп­та­ции, а не пред­вы­бор­ной кон­ку­рен­тной борь­бы меж­ду кан­ди­дата­ми на от­ветс­твен­ные об­щес­твен­ные дол­жнос­ти. И на­конец, упот­ребле­нию это­го сло­ва со­путс­тву­ет не всег­да точ­ное пред­став­ле­ние о том, что ре­жимы это­го ро­да иг­но­риру­ют ус­та­нов­ленные за­коном про­цеду­ры за­мены и мир­но­го сме­щения их ру­ково­дите­лей, что прек­ра­щение и пе­реда­ча влас­ти в них есть ре­зуль­тат на­силь­ствен­ной кон­фрон­та­ции, а не ин­сти­туци­она­лиза­ции.

Эти эле­мен­ты при­да­ют ав­то­рита­риз­му еще один ат­ри­бут – то, что мы счи­та­ем его не­закон­ным. Од­на­ко не­закон­ность ав­то­ритар­ных пра­вите­лей не обус­ловле­на глав­ным об­ра­зом от­сутс­тви­ем кон­сен-сус­ной под­дер­жки на­рода по от­но­шению к ним. Ибо в ря­де слу­ча­ев не­дос­та­ток кон­сенсу­са не яв­ля­ет­ся столь уж оче­вид­ным, кро­ме то­го, са­мые тяж­кие ти­рании мо­гут быть впол­не одоб­ре­ны пле­бис­ци­том. Так бы­ло в гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии в 1933 г., а бли­же к на­шим дням – в Ира­не при а­ятол­ле Хо­мей­ни. Это не ме­ша­ет ав­то­рита­риз­му сох­ра­нять свой не­закон­ный ха­рак­тер, ес­ли не­закон­ность по­нимать ско­рее в ин­теллек­ту­аль­ном, чем в со­ци­оло­гичес­ком пла­не и со­от­но­сить ее со все­ми куль­тур­ны­ми нор­ма­ми, пре­об­ла­да­ющи­ми на За­паде. Ав­то­ритар­ные ре­жимы не­закон­ны по­тому, что они не соб­лю­да­ют на­ши, ос­но­ван­ные на так на­зыва­емых об­ще­чело­вечес­ких цен­ностях пра­вила и за­коны в том, что ка­са­ет­ся прис­во­ения, об­ла­дания, прак­ти­чес­ко­го осу­щест­вле­ния и пе­реда­чи по­лити­чес­кой влас­ти. Их не­закон­ность про­яв­ля­ет­ся в их дей­стви­ях по от­но­шению к ру­ково­димым ими лю­дям и к их меж­ду­народ­ным пар­тне­рам.

Та­кое пред­став­ле­ние поз­во­ля­ет од­ним уче­ным (нап­ри­мер, Б. Крик) от­но­сить ав­то­рита­ризм в об­ласть «ан­ти­поли­тики» как не­поз­на­ва­емое и ос­корби­тель­ное для по­лито­лога яв­ле­ние, а дру­гим, бо­лее ис­ку­шен­ным, счи­тать ав­то­рита­ризм не сов­сем яс­ным про­яв­ле­ни­ем ха­рак­те­ра та­ких пра­витель­ств, ко­торые они лич­но осуж­да­ют, но не ре­ша­ют­ся от­нести к аб­со­лют­но то­тали­тар­ным… Не луч­ше ли бы­ло бы во из­бе­жание по­доб­ной субъ­ек­тивнос­ти вер­нуть­ся к ста­рому по­нятию «дик­та­тура», ко­торое име­ет по край­ней ме­ре то дос­то­инс­тво, что про­яс­ня­ет проб­ле­му «ле­гити­мации»?

Сов­ре­мен­ная «дик­та­тура» со­от­но­сит­ся не столь­ко с од­но­имен­ным рим­ским яв­ле­ни­ем, сколь­ко с им­пе­ратор­ским, цар­ским ав­то­рита­риз­мом – преж­де все­го с древ­негре­чес­кой ти­рани­ей, где власть дес­по­та обес­пе­чива­лась си­лой и не­соб­лю­дени­ем за­конов. Вмес­те с тем яс­но, что сов­ре­мен­ный ав­то­рита­ризм вы­ходит за пре­делы ка­нонов ан­тичной ти­рании. С од­ной сто­роны, он за­час­тую выс­тавля­ет в смеш­ном ви­де ту оза­бочен­ность за­кон­ностью, ко­торую про­яв­ля­ет дик­та­тура рим­ско­го тол­ка. Из­вес­тно, что не все дик­та­туры на­шего вре­мени ус­та­нови­лись с по­мощью го­сударс­твен­но­го пе­рево­рота, что не­кото­рым уда­ет­ся прий­ти на сме­ну пред­ста­витель­но­му пра­витель­ству без чрез­мерно­го поп­ра­ния бук­вы кон­сти­туции, как, нап­ри­мер, в слу­чае с на­цист­ским ре­жимом. Се­год­ня во­об­ще ред­ко встре­ча­ют­ся та­кие ав­то­ритар­ные ре­жимы, ко­торые бы не пред­став­ля­ли се­бя в ка­чес­тве бор­цов за оз­до­ров­ле­ние де­мок­ра­тии или за стро­ите­лей де­мок­ра­тии…

Все сог­ла­ша­ют­ся на том, что к сов­ре­мен­ной по­лити­чес­кой ре­аль­нос­ти бо­лее при­меним тер­мин «ав­то­рита­ризм», чем дик­та­тура или ти­рания. При­меним да­же к та­кой дей­стви­тель­нос­ти, ког­да го­сударс­твен­ная власть сос­ре­дото­чена в ру­ках тех ин­ди­видов или групп, ко­торые в пер­вую оче­редь оза­боче­ны тем, что­бы из­ба­вить свою по­лити­чес­кую судь­бу от рис­ка кон­ку­рен­тной борь­бы, кон­тро­лиро­вать ко­торую от на­чала и до кон­ца не­воз­можно. Воз­можно, это и сос­тавля­ет оп­ре­деле­ние фе­номе­на «ав­то­рита­ризм».

От­каз ид­ти на риск, свя­зан­ный с до­пус­ком оп­по­зиции на «по­лити­чес­кий ры­нок», ха­рак­те­рен не толь­ко для ав­то­рита­риз­ма. Он при­сущ то­тали­тар­ным сис­те­мам и тем бо­лее пра­витель­ствам «треть­его ми­ра», где эта оп­по­зиция нас­толь­ко не­замет­на, что ее бес­по­лез­но ис­кать. Боль­ше сму­ща­ет дру­гое – от­каз от от­кры­того со­рев­но­вания ле­жит на со­вес­ти и са­мих де­мок­ра­тичес­ких ре­жимов, по край­ней ме­ре на их ран­ней, оли­гар­хи­чес­кой ста­дии, по­рой – как, нап­ри­мер, в Ла­тин­ской Аме­рике – и не пре­одо­лен­ной. Сле­дова­тель­но, при­мени­тель­но к ав­то­рита­риз­му это – весь­ма не­чет­кий кри­терий. И тем не ме­нее этот кри­терий да­ет воз­можность выч­ле­нить ав­то­рита­ризм из всех дру­гих форм влас­ти. По край­ней ме­ре, за­дачу про­веде­ния гра­ницы меж­ду де­мок­ра­ти­ями и ав­то­ритар­ны­ми ре­жима­ми лег­че ре­шать на уров­не изу­чения дей­ствия прин­ци­па кон­ку­рен­ции при на­боре кад­ров ру­ково­дяще­го сос­та­ва.

Ве­дущие по­лито­логи об­ра­ща­ют вни­мание на сок­ра­щение чис­леннос­ти и воз­раста­ние мо­щи ру­ково­дяще­го сос­та­ва. Кро­ме то­го, они предъ­яв­ля­ют к де­мок­ра­тии тре­бова­ние ис­поль­зо­вать та­кие про­цеду­ры, ког­да, как пи­шет Хан­тин­гтон, «ли­деры из­би­ра­ют­ся в рам­ках вы­боров на кон­ку­рен­тной ос­но­ве». Ис­хо­дя из это­го, Хан­тин­гто­ну яс­но, что «ав­то­ритар­ные сис­те­мы – это сис­те­мы не­демок­ра­тич­ные». Во вся­ком слу­чае, по­лито­логи счи­та­ют, что де­мок­ра­тия тре­бу­ет рав­но­го из­би­ратель­но­го пра­ва для всех, ре­аль­но­го учас­тия и «прос­ве­щен­но­го по­нима­ния» со сто­роны из­би­рате­лей и вы­несе­ния на их одоб­ре­ние воп­ро­сов в яс­ных, без под­во­хов, фор­му­лиров­ках. Дей­стви­тель­но, тре­бовать та­кого от ав­то­рита­риз­ма – это слиш­ком мно­го.

Од­на­ко гра­ница меж­ду то­тали­тариз­мом и ав­то­рита­риз­мом еще не­замет­нее, чем меж­ду де­мок­ра­ти­ей и ав­то­рита­риз­мом. Глав­ная труд­ность в том, что по­лито­логи при­меня­ют к по­лити­чес­ким сис­те­мам ди­хото­мию в ду­хе Хан­тин­гто­на и Да­ля, ко­торая есть уп­ро­щение, не име­ющее ни­чего об­ще­го с дей­стви­тель­ностью. При та­ком под­хо­де два спо­соба прав­ле­ния – де­мок­ра­тия и то­тали­таризм пред­став­ля­ют со­бой абс­тра­гиро­ван­ные про­тиво­полож­ности. Ис­хо­дя из это­го, ав­то­ритар­ная власть пред­став­ля­ет­ся ос­та­точ­ной ка­тего­ри­ей – ре­зуль­та­том нез­ре­лос­ти де­мок­ра­тии или то­тали­тар­ным пе­рерож­де­ни­ем, в то вре­мя как в дей­стви­тель­нос­ти она яв­ля­ет­ся на­ибо­лее рас­простра­нен­ной по­лити­чес­кой фор­мой в ми­ре с не­запа­мят­ных вре­мен. Этот факт не ме­ша­ет Р. Аро­ну или Е. Вят­ру пос­ту­лиро­вать, что меж­ду ав­то­ритар­ны­ми ре­жима­ми, близ­ки­ми к де­мок­ра­тии, и те­ми, что тя­готе­ют к то­тали­тариз­му, су­щес­тву­ет лишь раз­ни­ца в сте­пени ли­бераль­ной тер­пи­мос­ти или ге­гемо­нист­ско­го кон­тро­ля. <…>

…Важ­но ус­та­новить ви­довые раз­ли­чия меж­ду ав­то­рита­риз­мом и то­тали­тариз­мом, при этом сле­ду­ет из­бе­гать оце­ноч­ных суж­де­ний и не при­менять по­нятие «то­тали­тар­ный» как бран­ное сло­во, а «ав­то­ритар­ный» – как мень­шее в срав­не­нии с ним зло. В бо­лее ана­лити­чес­ком клю­че раз­ли­чия меж­ду той и дру­гой по­лити­чес­кой фор­мой пос­ле­дова­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в за­виси­мос­ти от их от­но­шения к об­щес­тву и эти­ки, на ко­торой оно ба­зиру­ет­ся.

Глав­ное рас­хожде­ние меж­ду то­тали­тар­ной и ав­то­ритар­ной сис­те­мами зак­лю­ча­ет­ся не в том, при­меня­ют ли они ин­тенсив­ный по­лицей­ский тер­рор или нет. Бы­ва­ют тер­ро­рис­ти­чес­кие то­тали­тар­ные сис­те­мы (нап­ри­мер, на­цист­ская Гер­ма­ния или Рос­сия при Ста­лине) и срав­ни­тель­но бе­зобид­ные то­тали­тар­ные сис­те­мы (нап­ри­мер, Вен­грия). Не­кото­рые ав­то­ритар­ные сис­те­мы мо­гут ис­поль­зо­вать сис­те­мати­чес­кое на­силие (фран­кизм на­чаль­но­го пе­ри­ода или гва­темаль­ская дик­та­тура в на­ши дни), в то вре­мя как дру­гие ис­поль­зу­ют реп­рессии в ми­нималь­ном объ­еме (фран­кизм в пос­ледний пе­ри­од и ре­жим в Бра­зилии 70-х гг.). Не мо­жет слу­жить дос­та­точ­ным кри­тери­ем и од­но­пар­тий­ность, ко­торая при­суща и то­тали­тар­ным, и ав­то­ритар­ным ре­жимам.

Ре­ша­ющее раз­ли­чие на­ходит­ся на дру­гих уров­нях. Для ав­то­рита­риз­ма в за­пад­ных мо­делях об­щес­тва ха­рак­терно сох­ра­нение диф­фе­рен­ци­рован­ных от­но­шений с го­сударс­твом и об­щес­твом. То­тали­тар­ное го­сударс­тво, на­обо­рот, иг­но­риру­ет эти от­но­шения в сво­ем стрем­ле­нии к ге­гемо­нист­ско­му «пре­одо­лению» клас­со­вых барь­еров. То­тали­таризм от­верга­ет плю­рализм, ко­торый он ста­ра­ет­ся ус­тра­нить из со­ци­аль­ной дей­стви­тель­нос­ти раз­ны­ми спо­соба­ми – от убеж­де­ния до кро­воп­ро­лития, вклю­чая глав­ный эле­мент: лик­ви­дацию час­тно­го спо­соба про­из­водс­тва. По­лито­лог X. Линц рас­смат­ри­ва­ет бур­жу­аз­но-ка­пита­лис­ти­чес­кий ав­то­рита­ризм как силь­ное го­сударс­тво, за­думан­ное как га­рант со­ци­аль­но­го, эко­номи­чес­ко­го, а воз­можно и иде­оло­гичес­ко­го и по­лити­чес­ко­го плю­рализ­ма. Са­мо его по­яв­ле­ние обус­ловле­но, по мне­нию Лин­ца, этим плю­рализ­мом. Бо­лее то­го, ав­то­рита­ризм ин­тегри­ру­ет плю­рализм в свою по­лити­чес­кую прак­ти­ку, ста­вя ог­ра­ниче­ния лишь яв­но ре­волю­ци­он­ным те­чени­ям или тем, что спо­соб­ны пос­та­вить под уг­ро­зу бур­жу­аз­ный плю­рализм. Для это­го он при­бега­ет ли­бо к гло­баль­но­му, ли­бо к из­би­ратель­но­му зап­ре­щению пар­тий и проф­со­юзов.

Ес­ли еди­нолич­ный или кол­лектив­ный дик­та­тор или по­тен­ци­аль­ный тер­рор при­сущи как ав­то­рита­риз­му, так и то­тали­тариз­му, то «ог­ра­ничен­ный плю­рализм» та­кого ро­да при­сущ толь­ко ав­то­ритар­ным ре­жимам. В све­те это­го, поль­зу­ясь по­няти­ем, вве­ден­ным Ж. Ле­ка и Б. Жо­бером, мож­но счи­тать, что «по­лити­чес­кая се­лек­ция» яв­ля­ет­ся: 1) в де­мок­ра­ти­ях – пол­ной, в си­лу ре­ляти­вист­ской ин­тер­пре­тации ма­жори­тар­но­го прин­ци­па; 2) при ав­то­ритар­ных ре­жимах – час­тичной и про­из­воль­ной; 3) в то­тали­тар­ных сис­те­мах – ну­левой в си­лу аб­со­лют­но­го пре­уве­личе­ния ма­жори­тар­но­го прин­ци­па.

Вто­рое раз­ли­чие от­но­сит­ся к иде­оло­гии, а точ­нее к «иде­оло­гичес­кой мо­били­зации» – ак­тивной под­дер­жке. Ав­то­рита­ризм, в си­лу при­сущей ему ди­нами­ки, дол­жен тер­пи­мо от­но­сить­ся к су­щес­тво­ванию иных (по­мимо го­сударс­тва и единс­твен­ной пар­тии) фак­то­ров со­ци­али­зации и при этом пы­тать­ся все же обес­пе­чить свое вли­яние. За­то то­тали­таризм не име­ет ни­чего об­ще­го с ли­бераль­ным дес­по­тиз­мом. По сво­ей при­роде он приз­ван лик­ви­диро­вать как со­ци­аль­ный, так и иде­оло­гичес­кий плю­рализм во имя объ­еди­нитель­ной идеи, воп­ло­ща­емой на ба­зе мо­нополь­но­го пред­ста­витель­ства на­рода и куль­ту­ры. Ес­ли ав­то­рита­ризм по­дав­ля­ет сво­бод­ную сти­хию «по­лити­чес­ко­го рын­ка», но не ос­па­рива­ет в прин­ци­пе пра­ва на ав­то­ном­ное раз­но­об­разное са­мовы­раже­ние об­щес­тва, то то­тали­таризм ста­вит пе­ред со­бой за­дачу лик­ви­диро­вать ав­то­номию вплоть до ее дви­жущих сил, вклю­чая ос­та­точ­ные, нап­ри­мер ре­лиги­оз­ные, про­яв­ле­ния, ко­торые, сог­ласно его ло­гике, об­ре­чены на от­ми­рание. По­это­му в из­вес­тном смыс­ле Со­вет­ский Со­юз сле­ду­ет счи­тать то­тали­тар­ным ре­жимом, в то вре­мя как гит­ле­ров­ская Гер­ма­ния та­ковым счи­тать­ся не мо­жет в си­лу то­го, что в ней бы­ла сох­ра­нена от­но­ситель­но не­зави­симая от го­сударс­тва эко­номи­чес­кая, кон­фесси­ональ­ная и ин­теллек­ту­аль­ная ин­фраструк­ту­ра.

«То­тали­тар­ный син­дром», по сло­вам за­пад­но­гер­ман­ско­го по­лито­лога X. Арендт, это при­сущая ев­ро­пей­цам с XVIII в. ре­ак­ция на ин­ди­виду­ализм. Ины­ми сло­вами, это по­боч­ный эф­фект за­пад­но­ев­ро­пей­ской сис­те­мы цен­ностей, в со­от­ветс­твии с ко­торой «об­раз жиз­ни и ми­ровоз­зре­ние, пол­ностью со­ри­ен­ти­рован­ные или на ус­пех, или на по­раже­ние ин­ди­вида в без­жа­лос­тной кон­ку­рен­ции», обус­ло­вили взгляд на граж­дан­скую от­ветс­твен­ность как на «пус­тую тра­ту вре­мени и сил». X. Арендт де­ла­ет вы­вод, что та­кая бур­жу­аз­ная по­зиция очень удоб­на для дик­та­туры, ког­да «пос­ланный про­виде­ни­ем» че­ловек бе­рет на се­бя бре­мя от­ветс­твен­ности за уп­равле­ние го­сударс­твен­ны­ми де­лами. Прав­да, Арендт опи­сыва­ет ме­ханизм ав­то­рита­риз­ма, а не то­тали­тариз­ма, при ко­тором граж­да­не ухо­дят от ин­ди­виду­ализ­ма и об­ра­зу­ют, по ее сло­вам, «еди­ную бес­формен­ную мас­су рас­сержен­ных ин­ди­видов». В этом ее рас­сужде­нии за­мет­но приз­на­ние от­но­ситель­но­го пре­иму­щес­тва ав­то­рита­риз­ма, ко­торый «пред­по­лага­ет ог­ра­ниче­ние сво­боды, но не пол­ную ее от­ме­ну», За­то X. Арендт не­до­оце­нива­ет мно­го­об­ра­зие ав­то­ритар­ной по­лити­ки, ко­торая, прав­да, во всех сво­их про­яв­ле­ни­ях име­ет од­но об­щее – по­пыт­ку скрыть клас­со­вую борь­бу, ко­торая для де­мок­ра­тии яв­ля­ет­ся сос­тавной частью, а в то­тали­тар­ных сис­те­мах объ­яв­ля­ет­ся бес­пред­метной.

Ав­то­рита­ризм не оз­на­ча­ет во­люн­та­рист­ско­го от­ри­цания ин­сти­туци­она­лизи­рован­ной влас­ти. Как по­казал по­лито­лог Ф. Шмит­тер, «ав­то­ритар­ные ре­жимы не яв­ля­ют­ся ни про­из­воль­ны­ми, ни пос­то­ян­но ме­ня­ющи­мися»; им обыч­но со­от­ветс­тву­ет ма­нипу­лиру­емое из цен­тра рав­но­весие меж­ду рав­ноправ­ны­ми «ин­сти­туци­он­ны­ми и­ерар­хи­ями», та­кими как ад­ми­нис­тра­ция, цер­ковь, де­ловые кру­ги и т. д.

По­пулист­ские ре­жимы ха­рак­те­ризу­ют­ся пре­уве­личе­ни­ем прин­ци­па «на­род­но­го». Та­кие по­лито­логи, как И­онес­ку и осо­бен­но Гел­лнер, рас­смат­ри­вали по­пулизм как ав­то­ритар­ную стра­тегию кон­тро­ля над мас­са­ми, ис­поль­зу­емую в ус­ло­ви­ях «ли­бераль­ной эк­зо­тики» Ла­тин­ской Аме­рики.

Во вся­ком слу­чае, по­пулист­ская стра­тегия есть ре­зуль­тат раз­ра­ботан­но­го в вер­хах во­люн­та­рист­ско­го пла­на кон­тро­ля над тре­бова­ни­ями о все­об­щем го­лосо­вании, ко­торые при­нима­ют­ся под дав­ле­ни­ем со­бытий, а не в си­лу убеж­де­ний ру­ководс­тва. Ма­нипу­лиро­вание с пле­бис­ци­том яв­ля­ет­ся инс­тру­мен­том ос­лабле­ния аг­рессив­ности на­рода, че­го ав­то­рита­риз­му не уда­ет­ся до­бить­ся с по­мощью из­би­ратель­но­го цен­за или «час­тно­го ку­мовс­тва».

По­пулизм в Ла­тин­ской Аме­рике вы­рос на поч­ве ис­ка­жений в эко­номи­чес­ком раз­ви­тии по срав­не­нию с Ев­ро­пой и Се­вер­ной Аме­рикой. От­ста­вание Ла­тин­ской Аме­рики соз­да­вало все­об­щее ощу­щение не­самос­то­ятель­нос­ти и от­ча­яния. Имен­но это пи­тало иде­оло­гию всех ви­дов по­пулиз­ма и поз­во­лило ему, об­ли­ча­юще­му за­пад­ный им­пе­ри­ализм с на­ци­она­лис­ти­чес­ких по­зиций, пред­стать в ка­чес­тве аль­тер­на­тивы уче­нию о клас­со­вой борь­бе в каж­дой из стран Ла­тин­ской Аме­рики.

Обыч­но оп­ре­деле­ния, да­ва­емые по­пулиз­му, яв­ля­ют­ся обоб­ще­ни­ем ха­рак­те­рис­тик, ко­торые ему да­ют са­ми по­пулис­ты. Так, нап­ри­мер, Вар­гас счи­тал по­пулист­ско­го вож­дя «от­цом бед­ня­ков», ха­риз­ма­тичес­ким вож­дем, ко­торо­му не нуж­ны пос­редни­ки меж­ду ним и на­родом. По­лито­лог Ши­ле, од­ним из пер­вых про­ана­лизи­ровав­ший фе­номен по­пулиз­ма, по­нимал его как вы­раже­ние вож­дем на­род­ной во­ли и как зак­лю­чение одоб­ренно­го боль­шинс­твом пря­мого до­говоpa меж­ду го­рячо лю­бимым дик­та­тором и ак­тивно де­монс­три­ру­ющим под­дер­жку на­родом. Так же по­нима­ет это и Джи­но Джер­ма­ни, ко­торый обоз­на­ча­ет по­пулизм как «тре­бова­ние рав­нопра­вия на ос­но­ве раз­но­вид­ности ав­то­рита­риз­ма». Од­на­ко Джер­ма­ни вы­яв­ля­ет и од­ну глу­бокую ха­рак­те­рис­ти­ку по­пулиз­ма. Име­ет­ся в ви­ду та лов­кость, с ко­торой по­пулис­ты вов­ле­ка­ют ра­зоча­рован­ные под­та­сован­ны­ми вы­бора­ми мас­сы в ме­нее абс­трак­тную, чем вы­боры, по­лити­чес­кую иг­ру: учас­тие в по­лити­чес­кой жиз­ни с по­мощью мас­со­вых ма­нифес­та­ций и по­выше­ние са­мосоз­на­ния на­рода пе­ред ли­цом кос­мо­поли­тичес­ко­го им­пе­ри­ализ­ма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2409 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.