Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 22 страница




Что­бы ра­зоб­рать­ся в ди­нами­ке ре­жим­но­го из­ме­нения и про­цес­сах раз­ви­тия де­мок­ра­тии, не­об­хо­димо до­пус­тить су­щес­тво­вание треть­ей ка­тего­рии ре­жимов, ко­торые не до­тяги­ва­ют да­же до ми­нималь­ной де­мок­ра­тии, но в то же вре­мя от­ли­ча­ют­ся от чис­то ав­то­ритар­ных сис­тем. Та­кие ре­жимы (да­лее я бу­ду на­зывать их псев­до­демок­ра­ти­ями) мо­гут об­ла­дать мно­гими кон­сти­туци­он­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками элек­то­раль­ной де­мок­ра­тии, в них ле­галь­но дей­ству­ют оп­по­зици­он­ные пар­тии, од­на­ко они ли­шены та­кого неп­ре­мен­но­го для де­мок­ра­тии ка­чес­тва, как на­личие по­ля для от­но­ситель­но чес­тно­го [элек­то­раль­но­го] со­пер­ни­чес­тва, спо­соб­но­го при­вес­ти к отс­тра­нению от влас­ти пра­вящей пар­тии.

Име­ет­ся мно­жес­тво раз­но­вид­ностей псев­до­демок­ра­тий (в ис­поль­зу­емом здесь зна­чении). К их чис­лу от­но­сят­ся «по­луде­мок­ра­тии», сбли­жа­ющи­еся с элек­то­раль­ны­ми де­мок­ра­ти­ями по уров­ню плю­рализ­ма, кон­ку­рен­тнос­ти и граж­дан­ских прав, рав­но как и «сис­те­мы с ге­гемо­нист­ской пар­ти­ей» (по­доб­ные Мек­си­ке до 1988 г.), в ко­торых ин­сти­туци­она­лизи­рован­ная пра­вящая пар­тия ши­роко ис­поль­зу­ет при­нуж­де­ние, пат­ро­наж, кон­троль над средс­тва­ми мас­со­вой ин­форма­ции и дру­гие средс­тва, что­бы свес­ти оп­по­зици­он­ные пар­тии до по­ложе­ния за­ведо­мо вто­рос­те­пен­ных сил. Кро­ме то­го, по­нятие «псев­до­демок­ра­тия» ох­ва­тыва­ет мно­гопар­тий­ные элек­то­раль­ные сис­те­мы, где не­демок­ра­тичес­кое гос­подс­тво пра­вящей пар­тии вы­раже­но до­воль­но сла­бо и ос­па­рива­ет­ся (как в Ке­нии), а так­же ана­логич­но­го ро­да сис­те­мы, на­ходя­щи­еся в про­цес­се раз­ло­жения и пе­рехо­да к бо­лее кон­ку­рен­тной мо­дели (как в Мек­си­ке се­год­ня), и пер­со­налис­ткие и пло­хо ин­сти­туци­она­лизи­рован­ные ре­жимы (как в Ка­зах­ста­не).

От ре­жимов, от­но­сящих­ся к ка­тего­рии ав­то­ритар­ных, псев­до­демок­ра­тии от­ли­ча­ют­ся имен­но тем, что тер­пят су­щес­тво­вание оп­по­зици­он­ных пар­тий. Это раз­ли­чие край­не важ­но в те­оре­тичес­ком пла­не. Ес­ли под­хо­дить к де­мок­ра­тии с эво­люци­он­ных по­зиций, т. е. рас­смат­ри­вать ее как сис­те­му, ко­торая воз­ни­ка­ет не сра­зу, а по час­тям (от­дель­ны­ми фраг­мента­ми), при­чем ни вре­мя, ни пос­ле­дова­тель­ность по­яв­ле­ния та­ких фраг­ментов жес­тко не фик­си­рова­ны, тог­да [сле­ду­ет приз­нать, что] на­личие ле­галь­ных оп­по­зици­он­ных пар­тий, ко­торые мо­гут сос­тя­зать­ся за власть и за­во­евы­вать мес­та в пар­ла­мен­те, a так­же бо­лее ши­роко­го прос­транс­тва для граж­дан­ско­го об­щес­тва (как пра­вило, ха­рак­терно­го для псев­до­демок­ра­тий) соз­да­ет важ­ные ос­но­вы для бу­дуще­го де­мок­ра­тичес­ко­го раз­ви­тия. В Мек­си­ке, И­ор­да­нии, Ма­рок­ко и ря­де стран, рас­по­ложен­ных в при­лега­ющих к Са­харе рай­онах, где быв­шим од­но­пар­тий­ным дик­та­торам приш­лось пой­ти на пе­ревы­боры в ус­ло­ви­ях псев­до­демок­ра­тичес­кой сис­те­мы, су­щес­тво­вание по­доб­ных фраг­ментов де­мок­ра­тии ока­зыва­ет пос­то­ян­ное дав­ле­ние на рам­ки по­лити­чес­ки до­пус­ти­мого и мо­жет со вре­менем при­вес­ти к про­рыву к элек­то­раль­ной де­мок­ра­тии.

Г. О\'Дон­нелл. Де­лега­тив­ная де­мок­ра­тия [61]

Ха­рак­те­рис­ти­ка де­лега­тив­ной де­мок­ра­тии

Де­лега­тив­ные де­мок­ра­тии ос­но­выва­ют­ся на пред­по­сыл­ке, что по­беда на пре­зидент­ских вы­борах да­ет по­беди­телю пра­во уп­равлять стра­ной по сво­ему ус­мотре­нию, при этом он ог­ра­ничен лишь об­сто­ятель­ства­ми су­щес­тву­ющих влас­тных от­но­шений и оп­ре­делен­ным кон­сти­туци­ей сро­ком пре­быва­ния у влас­ти.

Пре­зидент рас­смат­ри­ва­ет­ся как воп­ло­щение на­ции, глав­ный хра­нитель и зна­ток ее ин­те­ресов. По­лити­ка его пра­витель­ства мо­жет сла­бо на­поми­нать его пред­вы­бор­ные обе­щания – раз­ве пре­зиден­ту не пе­реда­ны и пол­но­мочия уп­равлять по сво­ему ра­зуме­нию? Пред­по­лага­ет­ся, что эта фи­гура оте­чес­ки за­ботит­ся о всей на­ции, а по­лити­чес­кой ба­зой пре­зиден­та дол­жно быть дви­жение, ко­торое пре­одо­лева­ет фрак­ци­он­ность и ми­рит по­лити­чес­кие пар­тии.

Как пра­вило, в стра­нах де­лега­тив­ной де­мок­ра­тии кан­ди­дат в пре­зиден­ты за­веря­ет, что он вы­ше по­лити­чес­ких пар­тий и груп­по­вых ин­те­ресов. Раз­ве мо­жет быть ина­че для то­го, кто воп­ло­ща­ет со­бой всю на­цию? С этих по­зиций дру­гие ин­сти­туты – су­ды и за­коно­датель­ная власть – лишь по­меха, наг­рузка к пре­иму­щес­твам, ко­торые ста­тус де­мок­ра­тичес­ки из­бран­но­го пре­зиден­та да­ет на внут­ренней и меж­ду­народ­ной аре­не. По­дот­четность та­ким ин­сти­тутам пред­став­ля­ет­ся од­ним пре­пятс­тви­ем к пол­но­те осу­щест­вле­ния влас­ти, де­леги­рован­ной пре­зиден­ту.

Де­лега­тив­ная де­мок­ра­тия не чуж­да де­мок­ра­тичес­кой тра­диции. Она бо­лее де­мок­ра­тич­на, но ме­нее ли­бераль­на по срав­не­нию с пред­ста­витель­ной де­мок­ра­ти­ей. ДД но­сит рез­ко вы­ражен­ный ма­жори­тар­ный ха­рак­тер. Это зак­лю­ча­ет­ся в том, что пу­тем спра­вед­ли­вых вы­боров она фор­ми­ру­ет боль­шинс­тво, ко­торое поз­во­ля­ет ко­му-ли­бо на нес­коль­ко лет стать единс­твен­ным воп­ло­щени­ем и тол­ко­вате­лем выс­ших ин­те­ресов на­ции. Не­ред­ко ДД ис­поль­зу­ет та­кие ме­тоды, как до­пол­ни­тель­ные вы­боры, ес­ли пер­вый тур вы­боров не обес­пе­чива­ет яв­но­го боль­шинс­тва. Это боль­шинс­тво не­об­хо­димо для то­го, что­бы под­держи­вать миф о ле­гитим­ном де­леги­рова­нии. На­ряду с этим ДД ха­рак­те­ризу­ет­ся вы­ражен­ным ин­ди­виду­ализ­мом, ско­рее по Гоб­бсу, чем по Лок­ку: пред­по­лага­ет­ся, что из­би­рате­ли не­зави­симо от их пар­тий­ной или груп­по­вой при­над­лежнос­ти го­лосу­ют за ин­ди­виду­ума, на­ибо­лее спо­соб­но­го по­забо­тить­ся о судь­бах на­ции. Вы­боры в стра­нах ДД свя­заны с боль­ши­ми эмо­ци­ями и вы­соки­ми став­ка­ми: кан­ди­даты бо­рют­ся за воз­можность уп­равлять стра­ной прак­ти­чес­ки бе­зо вся­ких ог­ра­ниче­ний, кро­ме тех, что вы­тека­ют из ого­лен­ных, не­ин­сти­туци­она­лизи­рован­ных влас­тных от­но­шений. Пос­ле вы­боров из­би­рате­лям над­ле­жит стать пас­сивны­ми, но пол­ны­ми одоб­ре­ния наб­лю­дате­лями дей­ствий пре­зиден­та.

Край­ний ин­ди­виду­ализм при фор­ми­рова­нии ис­полни­тель­ной влас­ти хо­рошо ужи­ва­ет­ся с ор­га­нициз­мом Ле­ви­афа­на. На­ция и ее «под­линное» воп­ло­щение – пре­зидент и его «дви­жение» – рас­смат­ри­ва­ют­ся как жи­вые ор­га­низ­мы. Ли­дер дол­жен ис­це­лять на­цию, объ­еди­няя ее раз­рознен­ные час­ти в гар­мо­ничес­кое це­лое. Пос­коль­ку плоть по­лити­ки не­дуж­на, а раз­да­ющи­еся го­лоса лишь сви­детель­ству­ют об этом не­дуге, де­леги­рова­ние пре­дус­матри­ва­ет пра­во (и обя­зан­ность) да­вать горь­кие ле­карс­тва, ко­торые вос­ста­новят здо­ровье на­ции. С этой точ­ки зре­ния толь­ко го­лова те­ла все зна­ет, пре­зидент и са­мые до­верен­ные его со­вет­ни­ки – аль­фа и оме­га по­лити­ки. Оп­ре­делен­ные проб­ле­мы на­ции мо­гут быть ре­шены толь­ко с ис­поль­зо­вани­ем вы­соко­тех­но­логич­ных кри­тери­ев. Тех­ни­цизм, осо­бен­но в эко­номи­чес­кой по­лити­ке, нуж­да­ет­ся в за­щите его пре­зиден­том от мно­гос­то­рон­не­го про­тиво­дей­ствия об­щес­тва. В то же вре­мя «оче­вид­но», что лю­бое про­тиво­дей­ствие – со сто­роны кон­грес­са, по­лити­чес­ких пар­тий, групп ин­те­ресов, улич­ной тол­пы – не­об­хо­димо иг­но­риро­вать. Прав­да, эти ор­га­нис­ти­чес­кие пред­став­ле­ния сла­бо увя­зыва­ют­ся с су­хими ар­гу­мен­та­ми тех­нокра­тов, и тог­да ми­фу де­леги­рова­ния при­ходит ко­нец: пре­зидент изо­лиру­ет се­бя от боль­шинс­тва по­лити­чес­ких ин­сти­тутов и ор­га­низо­ван­ных ин­те­ресов и в оди­ноч­ку не­сет от­ветс­твен­ность как за ус­пешность, так и за про­валы «сво­ей» по­лити­ки. <…>

Пред­ста­витель­ство и по­дот­четность соз­да­ют до­пол­ни­тель­ное, рес­публи­кан­ское из­ме­рение де­мок­ра­тии: на­личие и тща­тель­ное под­держа­ние гра­ницы меж­ду об­щес­твен­ны­ми и час­тны­ми ин­те­реса­ми на­ходя­щих­ся у влас­ти. Вер­ти­каль­ная по­дот­четность на­ряду с пра­вом об­ра­зовы­вать пар­тии и воз­дей­ство­вать на об­щес­твен­ное мне­ние су­щес­тву­ет как в пред­ста­витель­ных, так и в де­лега­тив­ных де­мок­ра­ти­ях. Од­на­ко го­ризон­таль­ная по­дот­четность, ха­рак­терная для пред­ста­витель­ной де­мок­ра­тии, край­не сла­ба или от­сутс­тву­ет в де­лега­тив­ной де­мок­ра­тии. Кро­ме то­го, ин­сти­туты, обес­пе­чива­ющие по­дот­четность по го­ризон­та­ли, рас­смат­ри­ва­ют­ся де­лега­тив­ны­ми пре­зиден­та­ми как лиш­нее пре­пятс­твие на пу­ти их «мис­сии», по­это­му они все­мер­но бло­киру­ют раз­ви­тие та­ких ин­сти­тутов.

Не­об­хо­димо под­чер­кнуть: важ­ны не толь­ко нравс­твен­ные цен­ности и убеж­де­ния дол­жностных лиц (как из­би­ра­емых, так и не из­би­ра­емых), важ­на и их вклю­чен­ность в сис­те­му ин­сти­туци­она­лизи­рован­ных влас­тных от­но­шений. При­нимая во вни­мание воз­можность на­каза­ния этой сис­те­мой за неп­ра­вомер­ные дей­ствия, ра­ци­ональ­ные аген­ты прос­чи­тыва­ют воз­можную це­ну та­ких дей­ствий. Ра­зуме­ет­ся, де­ятель­ность этой сис­те­мы вза­им­ной от­ветс­твен­ности пов­се­мес­тно ос­тавля­ет же­лать мно­го луч­ше­го. Тем не ме­нее оче­вид­но, что си­ла оп­ре­делен­ных ко­дек­сов по­веде­ния в зна­читель­но боль­шей сте­пени фор­ми­ру­ет по­веде­ние со­от­ветс­тву­ющих аген­тов в сис­те­мах пред­ста­витель­ной де­мок­ра­тии по срав­не­нию с де­лега­тив­ны­ми де­мок­ра­ти­ями. Важ­ность ин­сти­тутов на­ибо­лее от­четли­во ил­люс­три­ру­ет­ся срав­не­ни­ем силь­ных ин­сти­тутов со сла­быми или с сис­те­мами, ли­шен­ны­ми их.

В. Мер­кель, А. Кру­асан. Фор­маль­ные и не­фор­маль­ные ин­сти­туты в де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях [62]

Вве­дение

Пос­ледняя чет­верть XX в. – пе­ри­од три­ум­фаль­но­го шес­твия де­мок­ра­тии по все­му ми­ру. По под­сче­там До­ма Сво­боды, из 191 су­щес­тво­вав­ших в 1998 г. стран 117, или 61,3 %, про­вели сво­бод­ные, тай­ные и все­об­щие вы­боры, т. е. об­ла­дали про­цедур­ным ми­ниму­мом [63] де­мок­ра­тии (Karatnycky, 1999). Ес­ли ис­хо­дить из дан­но­го ин­ди­като­ра, то пос­ле на­чала треть­ей вол­ны де­мок­ра­тиза­ции (1974 г.) в де­мок­ра­тии тран­сфор­ми­рова­лись в об­щей слож­ности 89 ав­токра­тий. На­ходясь под впе­чат­ле­ни­ем кра­ха ком­му­нис­ти­чес­ких сис­тем Вос­точной Ев­ро­пы, Ф. Фу­ку­яма сфор­му­лиро­вал свой зна­мени­тый те­зис о «кон­це ис­то­рии». Уче­ный до­казы­вал, что за­пад­ные ли­бераль­ные цен­ности бес­по­ворот­но по­беди­ли кон­ку­риру­ющие пред­став­ле­ния о по­лити­чес­ком и эко­номи­чес­ком ус­трой­стве. В кон­це XX в. у ли­бераль­ной де­мок­ра­тии и ка­пита­лиз­ма не ос­та­лось ка­кой-ли­бо аль­тер­на­тивы (см.: Fukuyama, 1992).

Прош­ло бо­лее де­сяти лет с тех пор, как Фу­ку­яма выс­ка­зал эти ос­но­ван­ные на вто­рич­ной ин­тер­пре­тации ге­гелев­ской ис­то­рии фи­лосо­фии по­ложе­ния. За это вре­мя по­яви­лось не­мало эм­пи­ричес­ких приз­на­ков то­го, что третья вол­на мо­жет стать ско­рее не три­ум­фом по­лити­чес­ко­го ли­бера­лиз­ма, а ис­то­ри­ей ус­пе­ха «де­фек­тно­го» ва­ри­ан­та не­либе­раль­ной де­мок­ра­тии. [64]

По­пыт­ку ос­мыслить этот фе­номен пред­при­нима­ли мно­гие по­лито­логи. [65] В хо­де дис­куссии о де­мок­ра­тиза­ции бы­ло пред­ло­жено боль­шое чис­ло оп­ре­деле­ний, пре­тен­до­вав­ших на кон­цепту­аль­ное вы­деле­ние струк­турных и фун­кци­ональ­ных ха­рак­те­рис­тик ре­жимов, на­ходя­щих­ся меж­ду кон­со­лиди­рован­ной ли­бераль­ной де­мок­ра­ти­ей и от­кры­той ав­токра­ти­ей. [66] Од­на­ко до сих пор от­сутс­тву­ет те­оре­тичес­кий кон­цепт, ко­торый поз­во­лял бы пос­ле­дова­тель­но от­де­лять но­вые ре­жимы от кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­тий, ти­поло­гизи­ровать внут­ренние раз­ли­чия, вскрыть при­чины по­яв­ле­ния де­фек­тных де­мок­ра­тий и объ­яс­нить спе­цифи­чес­кую ди­нами­ку их раз­ви­тия.

В этой ра­боте мы пы­та­ем­ся за­пол­нить бе­лые пят­на в ис­сле­дова­ни­ях тран­сфор­ма­ции. С этой целью на­ми выс­тро­ена пос­ле­дова­тель­ная ар­гу­мен­та­ция по пя­ти по­зици­ям. Во-пер­вых, пред­ла­га­ет­ся мно­гомер­ный кон­цепт де­мок­ра­тии, поз­во­ля­ющий про­вес­ти раз­ли­чия меж­ду ли­бераль­ны­ми, кон­сти­туци­он­но-пра­вовы­ми и де­фек­тны­ми де­мок­ра­ти­ями. Во-вто­рых, мы вво­дим уп­ро­щен­ную, трех­мерную схе­му для клас­си­фика­ции раз­личных под­ти­пов де­фек­тных де­мок­ра­тий. В-треть­их, вни­мание фо­куси­ру­ет­ся на од­ном спе­цифи­чес­ком под­ти­пе де­фек­тной де­мок­ра­тии – не­либе­раль­ной де­мок­ра­тии. Здесь воз­ни­ка­ют два цен­траль­ных воп­ро­са на­шего ис­сле­дова­ния: ка­ковы от­ли­читель­ные осо­бен­ности та­ких де­мок­ра­тий и ка­ковы при­чины их воз­никно­вения? В-чет­вертых, рас­смат­ри­ва­ет­ся спе­цифи­чес­кая вза­имо­зави­симость меж­ду фор­маль­ны­ми и не­фор­маль­ны­ми ин­сти­тута­ми, при­чем пос­ледние ква­лифи­циру­ют­ся в ка­чес­тве ха­рак­терных эле­мен­тов не­либе­раль­ной де­мок­ра­тии. На­конец, в-пя­тых, на­мече­ны три воз­можных сце­нария раз­ви­тия не­либе­раль­ных де­мок­ра­тий.

Мно­гомер­ный кон­цепт де­мок­ра­тии

Из оп­ре­деле­ний де­мок­ра­тии, пред­ло­жен­ных за пос­ледние 30 лет, на­иболь­шим, по­жалуй, вли­яни­ем поль­зу­ет­ся то, ко­торое бы­ло да­но Р. Да­лем в тру­де «По­ли­ар­хия». Сог­ласно его фор­му­лиров­ке, по­ли­ар­хия – это ре­алис­ти­чес­кий ва­ри­ант де­мок­ра­тии. По­нима­емая как «со­рев­но­вание, от­кры­тое для учас­тия» (Dahl, 1971), по­ли­ар­хия опи­сыва­ет­ся че­рез два вза­имо­зави­симых из­ме­рения – по­лити­чес­кое учас­тие и по­лити­чес­кую кон­ку­рен­цию. Де­фини­ция Да­ля крат­ка и эле­ган­тна. Прав­да, ее не­дос­та­точ­но для то­го, что­бы иден­ти­фици­ровать раз­ли­чия меж­ду кон­сти­туци­он­но-пра­вовой и де­фек­тной де­мок­ра­ти­ями. Со­от­ветс­твен­но, она тре­бу­ет до­пол­не­ния. [67]

В этой свя­зи мы пред­ла­га­ем вклю­чить третье из­ме­рение, ко­торое не зат­ро­нет два дру­гих, но в сред­не– и дол­госроч­ной пер­спек­ти­ве зна­читель­но пов­ли­яет на их ха­рак­те­рис­ти­ки. Его мож­но обоз­на­чить как кон­сти­туци­он­ное, или кон­сти­туци­он­но-пра­вовое, из­ме­рение. [68]

Ис­хо­дя из наз­ванных трех из­ме­рений мы вы­вели шесть па­рамет­ров, на ос­но­ве ко­торых мож­но оп­ре­делить по­лити­чес­кие ре­жимы раз­личных ти­пов (см. Merkel, 1999) (табл. 3). К ним от­но­сят­ся: 1) ле­гити­мация гос­подс­тва; 2) дос­туп к гос­подс­тву; 3) мо­нопо­лия на гос­подс­тво; 4) при­тяза­ние на гос­подс­тво; 5) струк­ту­ра гос­подс­тва и 6) спо­соб осу­щест­вле­ния гос­подс­тва. Каж­дый из этих па­рамет­ров свя­зан с од­ним из клю­чевых воп­ро­сов.

Ле­гити­мация гос­подс­тва. Как и в ка­ком объ­еме ле­гити­миро­вано гос­подс­тво? Де­мок­ра­тии ле­гити­миру­ют­ся че­рез прин­цип сво­боды и ра­венс­тва ре­али­зован­но­го су­вере­ните­та на­рода; ав­то­ритар­ные ре­жимы – че­рез «мен­та­лите­ты» (Linz, 1975), то­тали­тар­ные – че­рез дог­ма­тичес­кие зак­ры­тые ми­ровоз­зре­ния.

Дос­туп к гос­подс­тву. Ка­ким об­ра­зом ин­сти­туци­ональ­но ре­гули­ру­ет­ся дос­туп к по­лити­чес­ко­му гос­подс­тву? В де­мок­ра­ти­ях дос­туп к гос­подс­тву от­крыт и ин­сти­туци­она­лизи­рован че­рез эф­фектив­ные га­ран­тии все­об­ще­го, рав­но­го, тай­но­го, сво­бод­но­го (пас­сивно­го и ак­тивно­го) из­би­ратель­но­го пра­ва. В ав­токра­ти­ях, нап­ро­тив, су­щес­тву­ют фор­маль­ные или фак­ти­чес­кие ог­ра­ниче­ния из­би­ратель­но­го пра­ва, ба­зиру­ющи­еся на иде­оло­гичес­кой, ре­лиги­оз­ной, ра­совой, эт­ни­чес­кой, тен­дерной или по­лити­чес­кой дис­кри­мина­ции.

Мо­нопо­лия на гос­подс­тво. Кем при­нима­ют­ся или ле­гити­миру­ют­ся по­лити­чес­кие ре­шения? В эф­фектив­ных ли­бераль­но-кон­сти­туци­он­ных де­мок­ра­ти­ях по­доб­ные ре­шения дол­жны при­нимать­ся ис­клю­читель­но пред­ста­вите­лями на­рода, пря­мо или кос­венно ле­гити­миро­ван­ны­ми де­мок­ра­тичес­ки. Нет та­ких сфер (ан­кла­вов), в ко­торых бы не об­ла­да­ющие де­мок­ра­тичес­кой ле­гитим­ностью ак­то­ры мог­ли при­нимать и осу­щест­влять вне­кон­сти­туци­он­ные ре­шения.

При­тяза­ние на гос­подс­тво. Ли­мити­рова­но ли при­тяза­ние пра­вящих групп на гос­подс­тво, или оно име­ет все­объ­ем­лю­щий ха­рак­тер? Здесь зат­ра­гива­ет­ся проб­ле­ма рас­простра­нения го­сударс­твен­ной влас­ти на пуб­личную и при­ват­ную сфе­ры. В де­мок­ра­ти­ях меж­ду дан­ны­ми сфе­рами су­щес­тву­ет кон­сти­туци­он­но ус­та­нов­ленная и за­щища­емая за­коном гра­ница. В ав­токра­ти­ях та­кая гра­ница яв­ля­ет­ся слу­чай­ной: она про­водит­ся, пе­рено­сит­ся и на­руша­ет­ся об­ла­дате­лями влас­ти в за­виси­мос­ти от по­лити­чес­кой конъ­юн­кту­ры. В ито­ге при­тяза­ние го­сударс­тва на гос­подс­тво ока­зыва­ет­ся не­ог­ра­ничен­ным.

Струк­ту­ра гос­подс­тва. В дос­та­точ­ной ли сте­пени го­сударс­твен­ная власть кон­тро­лиру­ет­ся нес­коль­ки­ми вза­имо­ог­ра­ничи­ва­ющи­ми вет­вя­ми влас­ти? Плю­ралис­тична ли струк­ту­ра гос­подс­тва, или оно мо­нопо­лизи­рова­но од­ной-единс­твен­ной ветвью влас­ти? Дан­ные воп­ро­сы от­сы­ла­ют к клас­си­чес­ким ли­бераль­ным проб­ле­мам раз­де­ления влас­тей, ог­ра­ниче­ния и кон­тро­ля над властью, ко­торые по­дыма­лись, нап­ри­мер, Дж. Лок­ком (1689) (Locke, 1966), Ш. Мон­тескье (1748) (Montesquieu, 1992), фе­дера­лис­та­ми (1788) (Hamilton et al., 1993) и А. де Ток­ви­лем (1835) (Tocqueviпle, 1997). В де­мок­ра­ти­ях три вет­ви влас­ти раз­де­лены так, что спо­соб­ны эф­фектив­но кон­тро­лиро­вать друг дру­га. Это ка­са­ет­ся преж­де все­го от­де­ления су­деб­ной влас­ти от ис­полни­тель­ной и за­коно­датель­ной. [69] В ав­токра­тичес­ких ре­жимах та­кой кон­троль ли­бо зна­читель­но ог­ра­ничен в поль­зу ис­полни­тель­ной влас­ти, ли­бо пол­ностью от­сутс­тву­ет.

Спо­соб осу­щест­вле­ния гос­подс­тва. Ка­ким об­ра­зом ре­гули­ру­ет­ся осу­щест­вле­ние гос­подс­тва? Этот воп­рос ка­са­ет­ся сфе­ры кон­сти­туци­он­но-пра­вово­го сдер­жи­вания по­лити­чес­ко­го гос­подс­тва. В де­мок­ра­ти­ях гос­подс­тво осу­щест­вля­ет­ся в со­от­ветс­твии с кон­сти­туци­он­но ле­гити­миро­ван­ны­ми прин­ци­пами и под­ле­жит ог­ра­ниче­нию и кон­тро­лю. В ав­токра­ти­ях оно в прин­ци­пе не­под­кон­троль­но и ос­но­вано на не­оп­ре­делен­ном в пра­вовом от­но­шении или не­ог­ра­ничен­ном про­из­во­ле.

Таб­ли­ца 3

Па­рамет­ры влас­ти при раз­личных по­лити­чес­ких ре­жимах

 

 

Что ка­са­ет­ся па­рамет­ров 1 и 2, то здесь, по сло­вам Дж. Сар­то­ри (Sartori, 1996), речь идет не прос­то об оп­ре­деля­ющих, а о цен­траль­ных ха­рак­те­рис­ти­ках двух ос­но­вопо­лага­ющих ти­пов гос­подс­тва. Это прин­ци­пи­аль­но важ­ные (хо­тя не ис­клю­читель­ные) их чер­ты. Толь­ко пер­вые два по­каза­теля ле­гити­мация по­лити­чес­кой влас­ти че­рез су­вере­нитет на­рода и (прин­ци­пи­аль­но) не­ог­ра­ничен­ный дос­туп к по­лити­чес­ким влас­тным по­зици­ям – дол­жны по­нимать­ся как ба­зовые клю­чевые кри­терии де­мок­ра­тии. По­каза­тели 3–6, нап­ро­тив, не яв­ля­ют­ся де­мок­ра­тичес­ки­ми в «уз­ком смыс­ле». Они пред­став­ля­ют со­бой до­пол­ни­тель­ные кри­терии из кон­сти­туци­он­ной и кон­сти­туци­он­но-пра­вовой сфе­ры. Па­радок­саль­ным об­ра­зом они ог­ра­ничи­ва­ют власть де­мок­ра­тичес­ко­го су­вере­на, но пос­редс­твом это­го ог­ра­ниче­ния за­щища­ют его дол­го­веч­ность и пре­тен­зию на дей­ствен­ность, что и бу­дет по­каза­но ни­же. Трех­мерный кон­цепт де­фек­тных де­мок­ра­тий Таб­ли­ца 4 Под­ти­пы де­мок­ра­тий

 

Пред­став­ленные шесть кри­тери­ев де­мок­ра­тии вы­рабо­таны с уче­том цен­траль­но­го оп­ре­деле­ния гос­подс­тва и мо­гут быть све­дены к трем из­ме­рени­ям: все­об­щее из­би­ратель­ное пра­во (кри­терии 1 и 2); эф­фектив­ная мо­нопо­лия на гос­подс­тво со сто­роны де­мок­ра­тичес­ки ле­гити­миро­ван­ных пра­витель­ств (кри­терии 3 и 4); ли­бераль­ное пра­вовое и кон­сти­туци­он­ное го­сударс­тво (кри­терии 5 и 6).

Дан­ные из­ме­рения поз­во­ля­ют про­вес­ти два тер­ми­ноло­гичес­ких и ана­лити­чес­ких раз­ли­чения. Во-пер­вых, ес­ли один из ука­зан­ных цен­траль­ных кри­тери­ев не дей­ству­ет, нель­зя го­ворить о пол­но­цен­ной кон­сти­туци­он­но-пра­вовой де­мок­ра­тии. Она «де­фек­тная». Во-вто­рых, в за­виси­мос­ти от то­го, ка­кой из кри­тери­ев трех фун­да­мен­таль­ных из­ме­рений кон­сти­туци­он­но-пра­вовой де­мок­ра­тии «пов­режден», вы­яв­ля­ет­ся тип де­фек­тной де­мок­ра­тии. [70] Ис­поль­зо­вание по­нятия «де­фек­тная» вов­се не под­ра­зуме­ва­ет, что мы ис­хо­дим из су­щес­тво­вания «со­вер­шенной» мо­дели де­мок­ра­тии. «Де­фек­тность» оп­ре­деля­ет­ся от­нюдь не срав­не­ни­ем с не­кими «иде­аль­ны­ми» или «со­вер­шенны­ми» фор­ма­ми. Лишь кон­сти­туци­он­но-пра­вовая де­мок­ра­тичес­кая сис­те­ма во всех трех из­ме­рени­ях соз­да­ет ин­сти­туци­ональ­ный ми­нимум для ре­али­зации де­мок­ра­тичес­ких кри­тери­ев гос­подс­тва. При­лага­тель­ное «де­фек­тная» от­но­сит­ся, та­ким об­ра­зом, к не­дос­таткам или ог­ра­ниче­ни­ям этих ин­сти­туци­ональ­ных ме­ханиз­мов. Оно кос­венно сви­детель­ству­ет о сво­его ро­да «пов­режде­нии» од­ной или нес­коль­ких ха­рак­те­рис­тик влас­ти, от­ли­ча­ющих кон­сти­туци­он­но-пра­вовую де­мок­ра­тию. Гра­ницы по­доб­ных «пов­режде­ний» не­об­хо­димо обоз­на­чить бо­лее чет­ко… Де­фек­тные де­мок­ра­тии яв­ля­ют­ся по­лити­чес­ки­ми ре­жима­ми, от­ве­ча­ющи­ми не­кото­рым, но не всем, цен­траль­ным кри­тери­ям клю­чево­го кон­цепта.

Из­ме­рение 1: все­об­щее из­би­ратель­ное пра­во. В ли­бераль­ных кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­ти­ях дос­туп к по­лити­чес­ко­му гос­подс­тву га­ран­ти­рован все­об­щим из­би­ратель­ным пра­вом и про­веде­ни­ем сво­бод­ных, все­об­щих, тай­ных и чес­тных вы­боров (кри­терии 1 и 2). Ес­ли зна­читель­ный сег­мент взрос­ло­го на­селе­ния ис­клю­чен из учас­тия в вы­борах по приз­на­ку ра­сы, эт­ни­чес­ко­го про­ис­хожде­ния, по­ла, ре­лигии, собс­твен­ности, об­ра­зова­ния или по­лити­чес­ких взгля­дов, то де­мок­ра­тия «де­фек­тна». Мы на­зыва­ем этот спе­цифи­чес­кий тип «ис­клю­ча­ющая де­мок­ра­тия», так как од­на часть граж­дан ли­шена из­би­ратель­но­го пра­ва. Ти­пич­ны­ми при­мера­ми здесь слу­жат Швей­ца­рия до 1971 г. (ог­ра­ниче­ние по по­лово­му приз­на­ку) и Лат­вия се­год­ня (ог­ра­ниче­ния по эт­ни­чес­ко­му приз­на­ку). [71]

С по­мощью кри­тери­ев дос­ту­па к гос­подс­тву и ле­гити­мации гос­подс­тва ис­клю­ча­ющая де­мок­ра­тия мо­жет быть от­де­лена от кон­сти­туци­он­но-пра­вовой, с од­ной сто­роны, и ав­токра­тии, с дру­гой сто­роны, сле­ду­ющим об­ра­зом.

1. Ог­ра­ниче­ния ак­тивно­го и пас­сивно­го из­би­ратель­но­го пра­ва. На воп­рос о граж­данс­тве да­же в ли­бераль­ных, кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­ти­ях не всег­да лег­ко от­ве­тить од­нознач­но. Ибо кри­терии, по ко­торым ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, ка­кие лю­ди име­ют пра­во при­над­ле­жать к де­мосу и тем са­мым быть на­делен­ны­ми пра­вом на гос­подс­тво, по се­год­няшний день ос­та­ют­ся спор­ны­ми. По­нятие «де­мос» ха­рак­те­ризу­ет на­род не тер­ри­тори­аль­но (жи­тели), не эт­ни­чес­ки (эт­нос), а по­лити­чес­ки. В де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях гре­чес­ких го­родов-го­сударств к де­мосу от­но­силось лишь мень­шинс­тво (муж­ско­го) на­селе­ния из всей со­вокуп­ности пол­ноправ­ных граж­дан. Пос­ле ли­бераль­но­го воз­рожде­ния дан­но­го по­нятия цен­траль­ны­ми воп­ро­сами с кон­ца XVII и до на­чала XX в. ос­та­вались рас­ши­рение из­би­ратель­но­го пра­ва, а так­же от­кры­тие гра­ниц жес­тко от­гра­ничен­но­го де­моса. Вплоть до XX в. этот про­цесс шел да­же в за­пад­ных де­мок­ра­ти­ях, по­ка на сме­ну де­мосу, пред­по­лагав­ше­му ис­клю­чение боль­ших групп на­селе­ния на ос­но­вании раз­личных кри­тери­ев (собс­твен­ность, пол), не приш­ло ши­рокое, все­объ­ем­лю­щее по­нятие граж­да­нина го­сударс­тва, не свя­зан­ное с ас­крип­тивны­ми эко­номи­чес­ки­ми и по­лити­чес­ки­ми приз­на­ками (Dahl, 1975). Вмес­те с тем де­мок­ра­тия как фор­ма прав­ле­ния ле­гити­миру­ет­ся че­рез на­селе­ние го­сударс­тва, выс­ту­па­ющее в ка­чес­тве по­лити­чес­кой еди­ницы дей­ствий и вли­яния. Круг лиц, из ко­торых сос­то­ит де­мос как на­род, на­делен­ный пра­вом гос­подс­тва, оп­ре­деля­ет­ся юри­дичес­ки по кри­терию граж­данс­тва. В кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­ти­ях в ос­новных за­конах дол­жны быть за­писа­ны нор­мы, ко­торые да­ют ре­аль­ную воз­можность всем лю­дям, в те­чение дол­го­го вре­мени не име­ющим граж­данс­тва, об­рести его при приз­на­нии ими прин­ци­пов де­мок­ра­тичес­ко­го пра­вово­го го­сударс­тва.

Ис­хо­дя из дан­но­го ут­вер­жде­ния ис­клю­ча­ющая де­мок­ра­тия име­ет мес­то, во-пер­вых, тог­да, ког­да не вхо­дящая в де­мос груп­па, жи­вущая дли­тель­ное вре­мя на тер­ри­тории го­сударс­тва, не­закон­но дис­кри­мини­ру­ет­ся при по­луче­нии граж­данс­тва. Во-вто­рых, де­мок­ра­тия счи­та­ет­ся «ис­клю­ча­ющей», ес­ли часть на­рода вследс­твие со­ци­аль­ных или ад­ми­нис­тра­тив­ных ус­ло­вий при про­веде­нии вы­боров фак­ти­чес­ки ли­шена (на­мерен­но или не­наме­рен­но) ак­тивно­го и пас­сивно­го из­би­ратель­но­го пра­ва. Ког­да фор­маль­ное ис­клю­чение из де­моса про­ис­хо­дит не на ос­но­ве ле­гитим­ных, уза­конен­ных кри­тери­ев, а в ре­зуль­та­те про­из­воль­но­го ре­шения по­лити­чес­ких влас­тей, де­фек­тная де­мок­ра­тия прев­ра­ща­ет­ся в ав­токра­тию.

2. Ог­ра­ниче­ние сво­бод­ных и чес­тных вы­боров. В ис­клю­ча­ющей де­мок­ра­тии де­мос ох­ва­тыва­ет толь­ко часть взрос­ло­го на­селе­ния. Вмес­те с тем са­ми по се­бе вы­боры яв­ля­ют­ся сво­бод­ны­ми (Швей­ца­рия до 1971 г.): на из­би­рате­лей (муж­чин) не нак­ла­дыва­ет­ся ни­каких ог­ра­ниче­ний ак­тивно­го и пас­сивно­го из­би­ратель­но­го пра­ва. Ус­ло­вия по­лити­чес­кой кон­ку­рен­ции рав­ные, т. е. кан­ди­датам обес­пе­чива­ют­ся в це­лом спра­вед­ли­вые ус­ло­вия со­рев­но­вания. Толь­ко фак­ти­чес­кое рас­пре­деле­ние по­дан­ных го­лосов оп­ре­деля­ет сос­тав пар­ла­мен­та и пра­витель­ства.

3. Ог­ра­ниче­ние су­вере­ните­та на­рода. Гра­ница меж­ду ис­клю­ча­ющей де­мок­ра­ти­ей и ав­токра­ти­ей про­лега­ет там, где об­ла­дате­ли по­лити­чес­кой влас­ти не из­би­ра­ют­ся. Толь­ко тог­да, ког­да, как ми­нимум, чле­ны на­ци­ональ­ной ле­гис­ла­туры из­би­ра­ют­ся в хо­де сво­бод­ных и рав­ных вы­боров, су­щес­тву­ет хо­тя бы ис­клю­ча­ющая де­мок­ра­тия. Кро­ме то­го, важ­но, что­бы при­ход к влас­ти был пря­мо или кос­венно ле­гити­миро­ван. В пар­ла­мент­ских сис­те­мах прав­ле­ния это пред­по­лага­ет, что лишь пар­ла­мент, из­бран­ный пос­редс­твом сво­бод­ных и рав­ных вы­боров, при­нима­ет ре­шение о наз­на­чении и от­став­ке пра­витель­ства. В пре­зидент­ских сис­те­мах нап­ря­мую или опос­ре­дован­но из­би­рать­ся на сво­бод­ных и рав­ных вы­борах дол­жен по край­ней ме­ре пре­зидент как гла­ва ис­полни­тель­ной влас­ти. Ес­ли эти ус­ло­вия не вы­пол­ня­ют­ся, име­ет мес­то уже не ис­клю­ча­ющая де­мок­ра­тия, а ав­токра­тия.

Из­ме­рение 2: эф­фектив­ная мо­нопо­лия на гос­подс­тво. В кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­ти­ях по­лити­чес­кое гос­подс­тво осу­щест­вля­ет­ся толь­ко пред­ста­вите­лями на­рода, из­бран­ны­ми на все­об­щих и рав­ных вы­борах (кри­терии 3 и 4). Ког­да «груп­пы ве­то» – та­кие, как во­ен­ные, ми­лита­ризо­ван­ные дви­жения и от­ря­ды или меж­ду­народ­ные кон­церны – ли­ша­ют де­мок­ра­тичес­ких пред­ста­вите­лей дос­ту­па к оп­ре­делен­ным по­лити­чес­ким сфе­рам, воз­ни­ка­ют тер­ри­тори­аль­ные и/или фун­кци­ональ­ные ан­кла­вы. По­доб­ная де­мок­ра­тия яв­ля­ет­ся «де­фек­тной». Мы на­зыва­ем этот под­тип де­фек­тной де­мок­ра­тии «ан­клав­ным». При­мера­ми здесь слу­жат сов­ре­мен­ные Чи­ли, Та­иланд (до 1997 г.) или Па­раг­вай.

По­доб­ные прак­ти­ки мо­гут воз­ни­кать при ак­тивном учас­тии во­ен­ных как не­кон­сти­туци­он­ным пу­тем (Па­раг­вай), так и в со­от­ветс­твии с кон­сти­туци­ей (Чи­ли се­год­ня). Прав­да, в слу­чае Чи­ли са­ма кон­сти­туция бы­ла при­нята в не­демок­ра­тичес­ких ус­ло­ви­ях (Thibaut, 1996; Thiery, 2000). Фор­маль­ная за­кон­ность, та­ким об­ра­зом, не со­от­ветс­тву­ет кри­терию де­мок­ра­тичес­ки ле­гити­миро­ван­ных норм.

Из­ме­рение 3: ли­бераль­ное пра­вовое и кон­сти­туци­он­ное го­сударс­тво. Ли­бераль­ные де­мок­ра­тии ог­ра­ниче­ны кон­сти­туци­он­но-пра­вовы­ми нор­ма­ми и про­цеду­рами. Вза­им­ный кон­троль вет­вей влас­ти и обес­пе­чение ос­новных граж­дан­ских прав и сво­бод га­ран­ти­рова­ны (кри­терии 5 и 6). [72] В лю­бом слу­чае дол­жны быть чет­ко раз­де­лены пол­но­мочия ис­полни­тель­ной влас­ти и ор­га­нов пра­восу­дия. Стро­гое раз­гра­ниче­ние ис­полни­тель­ной и за­коно­датель­ной влас­ти, нап­ро­тив, не­обя­затель­но. На прак­ти­ке гра­ница меж­ду эти­ми влас­тя­ми сти­ра­ет­ся как раз при пар­ла­мент­ской (осо­бен­но кон­сенсус­но-де­мок­ра­тичес­кой) сис­те­ме прав­ле­ния, где су­щес­тву­ет фун­кци­ональ­ное пе­ресе­чение влас­тей (von Beyme, 1999). Но и здесь дей­ству­ет пра­вило: за­коно­датель­ная власть при­над­ле­жит толь­ко ле­гис­ла­туре.

Ес­ли из­бран­ные на сво­бод­ных и рав­ных вы­борах пред­ста­вите­ли на­рода от­сту­па­ют от дан­ных ос­новных прин­ци­пов, вза­им­ный кон­троль влас­тей час­тично на­руша­ет­ся за счет дей­ствий в об­ход пар­ла­мен­та или су­деб­ной влас­ти. То же са­мое про­ис­хо­дит и в слу­ча­ях, ког­да пра­вовое го­сударс­тво умыш­ленно и хро­ничес­ки «пов­режда­ет­ся». Та­кая де­мок­ра­тия ока­зыва­ет­ся «де­фек­тной». Мы оп­ре­деля­ем этот под­тип как «не­либе­раль­ную де­мок­ра­тию». При­меры по­доб­ной де­мок­ра­тии да­ют Рос­сия, Сло­вакия, Ар­генти­на, Фи­лип­пи­ны или Юж­ная Ко­рея.

По­нятие «де­лега­тив­ная де­мок­ра­тия», вве­ден­ное Г. О\'Дон­неллом (O\'Donnell, 1994, 1996, 1998) и уже при­нятое в ли­тера­туре, пос­вя­щен­ной ис­сле­дова­ни­ям де­мок­ра­тичес­кой кон­со­лида­ции, от­ра­жа­ет фе­номен, весь­ма схо­жий с не­либе­раль­ной де­мок­ра­ти­ей. Но пос­коль­ку О\'Дон­нелл пос­ле­дова­тель­но не обос­но­вал это по­нятие че­рез «пов­режде­ния» ли­бераль­ной кон­сти­туци­он­но-пра­вовой де­мок­ра­тии, он не смог ни чет­ко от­гра­ничить де­лега­тив­ную де­мок­ра­тию от кон­сти­туци­он­но-пра­вовой, ни ввес­ти ее в кон­текст дру­гих ти­пов де­фек­тных де­мок­ра­тий. Бо­лее то­го, тер­мин «де­лега­тив­ная де­мок­ра­тия» до­воль­но сом­ни­телен. Ибо все де­мок­ра­тии – де­лега­тив­ные. В из­вес­тном смыс­ле де­лега­тив­ность – во­об­ще один из ос­новных прин­ци­пов пред­ста­витель­ной де­мок­ра­тии. Но и по­нятие «не­либе­раль­ная де­мок­ра­тия» (Zakaria, 1997) тре­бу­ет бо­лее тща­тель­но­го объ­яс­не­ния, пос­коль­ку имен­но «пов­режде­ния» ли­бераль­но­го пра­вово­го го­сударс­тва и кон­тро­ля над влас­тя­ми сос­тавля­ют спе­цифи­чес­кий не­либе­раль­ный де­фект.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.