Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 23 страница




Су­щес­тву­ют три осо­бых воп­ро­са. Де­мок­ра­тичес­кий воп­рос: «кто» пра­вит? Ли­бераль­ный воп­рос: «как» (и, со­от­ветс­твен­но, «в ка­кой сте­пени») этот «нек­то» уп­равля­ет? И на­конец, кон­сти­туци­он­ный воп­рос: «кто, ког­да и в ка­кой фор­ме» об­ла­да­ет пра­вом при­нятия ука­зов и ус­та­нов­ле­ния гра­ниц прав­ле­ния? Е.-В. Бе­кен­ферде пи­шет об этом: «Де­мок­ра­тия от­ве­ча­ет на воп­рос о но­сите­ле и об­ла­дате­ле, а не о со­дер­жа­нии го­сударс­твен­но­го гос­подс­тва… в этом смыс­ле она яв­ля­ет­ся ор­га­низа­ци­он­но-фор­маль­ным прин­ци­пом. Пра­вовое го­сударс­тво, нап­ро­тив, от­ве­ча­ет на воп­рос со­дер­жа­ния, объ­ема и спо­соба осу­щест­вле­ния го­сударс­твен­ной де­ятель­нос­ти. Оно нап­равле­но на раз­гра­ниче­ние и сдер­жи­вание го­сударс­твен­но­го гос­подс­тва в ин­те­ресах сох­ра­нения ин­ди­виду­аль­ной и об­щес­твен­ной сво­боды» (Boekenfoerde, 1991).

Кон­сти­туци­он­но-пра­вовая де­мок­ра­тия есть ре­зуль­тат сов­ре­мен­но­го ли­бераль­но­го тол­ко­вания это­го по­нятия, и его те­оре­тичес­кие кор­ни ухо­дят в XVII в. к Лок­ку. Кон­сти­туци­она­лизм воп­ло­ща­ет идею та­кого по­лити­чес­ко­го по­ряд­ка, в ко­тором уп­равля­емые не яв­ля­ют­ся пас­сивны­ми объ­ек­та­ми гос­подс­тву­ющей во­ли, а име­ют за­щищен­ный от го­сударс­твен­но­го и об­щес­твен­но­го про­из­во­ла ста­тус ак­тивных чле­нов по­лити­чес­ко­го со­об­щес­тва. Кон­сти­туци­он­но зак­реплен­ные нор­мы и про­цеду­ры, оп­ре­деля­ющие струк­ту­ры и фун­кции прав­ле­ния, слу­жат, в дан­ной свя­зи, двум це­лям: ус­та­нов­ле­нию ос­но­вопо­лага­ющих струк­тур по­лити­чес­ко­го гос­подс­тва и за­щите об­щес­тва от го­сударс­тва (Preuss, 1996).

 

В от­ли­чие от это­го пра­вовым мо­жет счи­тать­ся лю­бое го­сударс­тво, в ко­тором по­лити­чес­кое гос­подс­тво осу­щест­вля­ет­ся толь­ко на ос­но­ве и в рам­ках пра­ва. Та­кое пра­во, ог­ра­ничи­ва­ющее го­сударс­твен­ную власть, сос­тавля­ют не абс­трак­тные, вне­кон­тек­сту­аль­ные, раз и нав­сегда ус­та­нов­ленные нор­мы, а нор­мы, соз­данные го­сударс­твом в про­цес­се при­нятия по­лити­чес­ких ре­шений. Их обыч­но [73] мож­но из­ме­нить по­доб­ным же об­ра­зом (Grimm, 1991). [74] Ис­то­ричес­ки кон­сти­туци­он­но-пра­вовое го­сударс­тво и де­мок­ра­тичес­кое го­сударс­тво воз­никли от­нюдь не од­новре­мен­но (Sartori, 1997). Как пра­вовое го­сударс­тво не бы­ло в про­цес­се сво­его фор­ми­рова­ния неп­ре­мен­но свя­зано с де­мок­ра­ти­ей, так и де­мок­ра­тия не бы­ла в обя­затель­ном по­ряд­ке кон­сти­туци­он­но-пра­вовой (Boeckenfoerde, 1991; Grimm, 1991). И все же меж­ду ли­бераль­ным кон­сти­туци­она­лиз­мом и де­мок­ра­ти­ей воз­ни­ка­ет фун­кци­ональ­но-ло­гичес­кая связь. <…> Зак­лю­читель­ные вы­воды По ка­кому из этих трех ги­поте­тичес­ких сце­нари­ев пой­дет раз­ви­тие боль­шинс­тва но­вых де­мок­ра­тий, по­ка не­из­вес­тно. Опыт пер­вой и вто­рой волн де­мок­ра­тиза­ции по­казы­ва­ет: по про­шес­твии вре­мени «ус­той­чи­вые» (Przeworski et al., 1995) и «ра­бота­ющие» (Putnam, 1993) де­мок­ра­тии ока­зыва­ют­ся жиз­неспо­соб­ны­ми, толь­ко ес­ли они ста­новят­ся ли­бераль­ны­ми и кон­сти­туци­он­но-пра­вовы­ми. Кри­тика «за­нос­чи­вой пре­тен­зии» за­пад­ных ли­бераль­ных мо­делей де­мок­ра­тии на «ис­клю­читель­ную пред­ста­витель­ность» за­час­тую те­оре­тичес­ки не­дос­та­точ­но от­рефлек­си­рова­на. Про­воз­гла­шая «по­лити­чес­ки кор­рек­тный» куль­тур­ный и нор­ма­тив­ный ре­ляти­визм, она не толь­ко не при­да­ет дол­жно­го зна­чения уни­вер­саль­ной цен­ности ли­бераль­ных га­ран­тий сво­бод в их за­пад­ном про­яв­ле­нии. Она иг­но­риру­ет так­же фун­кци­ональ­ные плю­сы по­ряд­ка гос­подс­тва, ор­га­низо­ван­но­го с уче­том раз­де­ления влас­тей и ос­но­ван­но­го на кон­сти­туци­он­но-пра­вовых прин­ци­пах. Они зак­лю­ча­ют­ся в вы­соком по­тен­ци­але по­лити­чес­ко­го пред­ста­витель­ства и со­ци­аль­ной вклю­чен­ности, бо­лее оп­ре­делен­ных ус­ло­ви­ях при­нятия ак­то­рами по­лити­чес­ких ре­шений и бо­лее вы­сокой (фор­маль­но-) ин­сти­туци­ональ­ной эф­фектив­ности та­ких ре­шений с точ­ки зре­ния уп­равлен­ческо­го по­тен­ци­ала и по­лити­чес­кой ста­биль­нос­ти. Тем са­мым кон­сти­туци­он­но-пра­вовая де­мок­ра­тия ока­зыва­ет­ся силь­нее не­либе­раль­ной [75] не толь­ко нор­ма­тив­но, но и фун­кци­ональ­но. Хо­тя не­либе­раль­ные де­мок­ра­тии и одер­жа­ли по­беду над кон­сти­туци­он­но-пра­вовы­ми по­лити­чес­ки­ми ре­жима­ми во мно­гих стра­нах треть­ей вол­ны де­мок­ра­тиза­ции, они не мо­гут счи­тать­ся рав­но­цен­ны­ми аль­тер­на­тива­ми ли­бераль­ным де­мок­ра­ти­ям.

…Ка­ково же бу­дущее не­либе­раль­ных де­мок­ра­тий? Мы ви­дим три воз­можных ва­ри­ан­та раз­ви­тия.

Сце­нарий рег­ресса. Бу­дучи за­лож­ни­ком «цик­ла по­лити­чес­ких кри­зисов» (O\'Donnell, 1994), ли­бераль­ное и кон­сти­туци­он­но-пра­вовое со­дер­жа­ние де­мок­ра­тичес­ких норм и струк­тур в де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях все боль­ше раз­мы­ва­ет­ся. Од­новре­мен­но уси­лива­ют­ся кон­цен­тра­ция по­лити­чес­кой влас­ти у ис­полни­тель­ной вет­ви, «пов­режде­ние» кон­сти­туци­он­но-пра­вовых ос­нов, а так­же «де­фор­ма­лиза­ция» фор­маль­ных по­лити­чес­ких ин­сти­тутов. Хо­тя фор­маль­но-де­мок­ра­тичес­кая обо­лоч­ка сох­ра­ня­ет­ся, важ­ные по­лити­чес­кие ре­шения при­нима­ют­ся за ее пре­дела­ми. В ка­чес­тве при­мера здесь мож­но при­вес­ти слу­чаи Пе­ру (осо­бен­но пос­ле вступ­ле­ния в дол­жность пре­зиден­та Фу­химо­ри в 1990 г.) и Бе­лару­си (с 1994 г.). Ес­ли де­ло до­ходит до не­фор­маль­ных аль­ян­сов меж­ду де­мок­ра­тичес­ки ле­гити­миро­ван­ной ис­полни­тель­ной властью и ан­ти­демок­ра­тичес­ки нас­тро­ен­ной эли­той, а об­щес­тво пе­режи­ва­ет ос­трый эко­номи­чес­кий, по­лити­чес­кий и со­ци­аль­ный кри­зис, де­мок­ра­тичес­кие си­лы соп­ро­тив­ле­ния ока­зыва­ют­ся сла­бы. Это чре­вато сос­каль­зы­вани­ем к от­кры­той ав­токра­тии. В по­доб­ном слу­чае в не­либе­раль­ной де­мок­ра­тии воз­ни­ка­ет на­рас­та­ющая тен­денция к ав­то­рита­риз­му.

Сце­нарий ста­биль­нос­ти. Де­фек­ты де­мок­ра­тии пред­ста­ют бо­лее фун­кци­ональ­ны­ми с точ­ки зре­ния ус­той­чи­вос­ти сис­те­мы, чем от­кры­то ав­то­ритар­ный по­рядок гос­подс­тва. Это свя­зано как со спо­соб­ностью пра­витель­ства ре­шать проб­ле­мы, так и с не­раз­ви­тостью граж­дан­ской куль­ту­ры и пред­почте­ни­ями боль­шинс­тва влас­тных элит. Пе­реп­ле­тение фор­маль­ных де­мок­ра­тичес­ких ин­сти­тутов и не­фор­маль­но вы­рос­ших де­мок­ра­тичес­ких де­фек­тов пе­рехо­дит в са­мовос­про­из­во­дяще­еся рав­но­весие, что при­водит к ста­били­зации status quo де­фек­тной де­мок­ра­тии. Ста­биль­ность сох­ра­ня­ет­ся до тех пор, по­ка спе­цифи­чес­кие де­фек­ты де­мок­ра­тии га­ран­ти­ру­ют гос­подс­тво влас­тных элит и спо­собс­тву­ют удов­летво­рению ин­те­ресов под­держи­ва­ющей сис­те­му час­ти на­селе­ния. Рос­сий­ская Фе­дера­ция, Фи­лип­пи­ны и Ар­генти­на да­ют при­меры ре­али­зации та­кого сце­нария.

Сце­нарий прог­ресса. Не­фор­маль­ные струк­ту­ры в ус­ло­ви­ях де­мок­ра­тии ока­зыва­ют­ся не­сов­мести­мыми с фор­маль­ны­ми де­мок­ра­тичес­ки­ми струк­ту­рами и ста­новят­ся по­мехой для вы­пол­не­ния властью об­щес­твен­ных тре­бова­ний. Эли­ты пос­те­пен­но при­выка­ют к то­му, что не­фор­маль­ные прак­ти­ки, ог­ра­ничи­ва­ющие де­мок­ра­тию, все ак­тивнее ус­ту­па­ют мес­то пос­то­ян­ным, со­от­ветс­тву­ющим кон­сти­туции и прог­но­зиру­емым пра­вилам и об­разцам при­нятия ре­шений. Обоз­на­чен­ные на­ми как «де­фек­ты», не­фор­маль­ные ин­сти­туты те­ря­ют свое вли­яние, и все боль­шее вни­мание уде­ля­ет­ся кон­сти­туци­он­но-пра­вовым ин­сти­тутам. При дан­ном сце­нарии «де­фек­тная» де­мок­ра­тия тран­сфор­ми­ру­ет­ся в кон­сти­туци­он­но-пра­вовую де­мок­ра­тию. Ве­ро­ят­но, по­доб­ный по­зитив­ный сце­нарий мо­жет быть ре­али­зован в Бра­зилии, Юж­ной Ко­рее и Сло­вакии (пос­ле Мечь­яра).

Раз­дел X По­лити­чес­кая куль­ту­ра

В по­лити­чес­кую на­уку по­нятие «по­лити­чес­кая куль­ту­ра» бы­ло вве­дено аме­рикан­ским по­лито­логом Габ­ри­елем Ал­мондом. Раз­ра­баты­вая мо­дель по­лити­чес­кой сис­те­мы, Ал­монд вы­делил не толь­ко ее фор­маль­ную струк­ту­ру, но и субъ­ек­тивную ори­ен­та­цию на по­лити­чес­кую сис­те­му. Пос­ледняя и бы­ла наз­ва­на по­лити­чес­кой куль­ту­рой.

В на­чале 1960-х гг. Г. Ал­монд сов­мес­тно с С. Вер­бой опуб­ли­кова­ли став­шую впос­ледс­твии ши­роко из­вес­тной мо­ног­ра­фию «Граж­дан­ская куль­ту­ра». Ука­зан­ная ра­бота бы­ла на­писа­на на ос­но­ве ма­тери­алов, по­лучен­ных в ре­зуль­та­те срав­ни­тель­ных ис­сле­дова­ний по­лити­чес­ких куль­тур США, Ве­ликоб­ри­тании, Гер­ма­нии, Ита­лии и Мек­си­ки. В пред­став­ленном в хрес­то­матии от­рывке 15-й гла­вы ука­зан­ной ра­боты речь идет о спе­цифи­чес­ком ти­пе по­лити­чес­кой куль­ту­ры – граж­дан­ской куль­ту­ре. Дан­ный тип по­лити­чес­кой куль­ту­ры но­сит сме­шан­ный ха­рак­тер, со­еди­няя в се­бе ори­ен­та­ции граж­дан на ак­тивное учас­тие в по­лити­ке и ло­яль­ность к влас­ти. Имен­но на­личи­ем граж­дан­ской куль­ту­ры объ­яс­ня­ют аме­рикан­ские по­лито­логи ста­биль­ность и ус­той­чи­вость де­мок­ра­тии. Од­на­ко граж­дан­ская по­лити­чес­кая куль­ту­ра не воз­ни­ка­ет са­ма со­бой – она яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том как опы­та по­лити­чес­ко­го учас­тия граж­дан, так и при­об­ще­ния к нор­мам и цен­ностям де­мок­ра­тии. Имен­но в раз­ви­тии граж­дан­ской по­лити­чес­кой куль­ту­ры ви­дели аме­рикан­ские по­лито­логи за­лог ус­пешно­го прод­ви­жения по пу­ти ста­нов­ле­ния де­мок­ра­тии.

Кон­цепт по­лити­чес­кой куль­ту­ры, соз­данный Г. Ал­мондом и С. Вер­бой, ока­зал­ся эв­ристи­чес­ки весь­ма пло­дот­во­рен. В по­лити­чес­кой на­уке в нас­то­ящее вре­мя су­щес­тву­ет не­мало ис­сле­дова­ний, пос­вя­щен­ных по­лити­чес­кой куль­ту­ре. Од­ним из на­ибо­лее ин­те­рес­ных и за­мет­ных в по­лити­чес­кой на­уке яв­ля­ет­ся ис­сле­дова­ние Р. Инг­лхар­та – ав­то­ра став­шей ши­роко из­вес­тной те­ории «бес­шумной ре­волю­ции».

В пред­став­ленном пер­вом фраг­менте ра­боты Р. Инг­лхар­та речь идет о су­щес­твен­ном со­ци­окуль­тур­ном сдви­ге в эко­номи­чес­ки раз­ви­тых стра­нах. Со­дер­жа­ни­ем это­го сдви­га яв­ля­ет­ся пе­реход от ма­тери­алис­ти­чес­ких к пос­тма­тери­аль­ным цен­ностям. При­чина­ми это­го сдви­га аме­рикан­ский по­лито­лог счи­та­ет как ут­вер­жде­ние ощу­щения со­ци­аль­ной бе­зопас­ности в пос­тиндус­три­аль­ном об­щес­тве, так и меж­ге­нера­ци­он­ные сдви­ги. Во вто­ром фраг­менте со­чине­ния Инг­лхар­та в ка­чес­тве де­тер­ми­нан­ты пос­тма­тери­аль­ных цен­ностей выс­ту­па­ет де­мок­ра­тия. Имен­но де­мок­ра­тичес­кие ин­сти­туты фор­ми­ру­ют у пред­ста­вите­лей мо­лодо­го по­коле­ния цен­ности са­мовы­раже­ния и меж­личнос­тное до­верие, на ко­торые опи­ра­ет­ся и бла­года­ря ко­торым су­щес­тву­ет де­мок­ра­тия.

Г. Ал­монд, С. Вер­ба. Граж­дан­ская куль­ту­ра и ста­биль­ность де­мок­ра­тии [76]

…Су­щес­тву­ет ли де­мок­ра­тичес­кая по­лити­чес­кая куль­ту­ра, т. е. не­кий тип по­лити­чес­ких по­зиций, ко­торый бла­гоп­ри­ятс­тву­ет де­мок­ра­тичес­кой ста­биль­нос­ти, или, об­разно го­воря, в оп­ре­делен­ной сте­пени «под­хо­дит» де­мок­ра­тичес­кой по­лити­чес­кой сис­те­ме? Что­бы от­ве­тить на дан­ный воп­рос, нам сле­ду­ет об­ра­тить­ся к по­лити­чес­кой куль­ту­ре двух от­но­ситель­но ста­биль­ных и пре­ус­пе­ва­ющих де­мок­ра­тий – Ве­ликоб­ри­тании и Со­еди­нен­ных Шта­тов Аме­рики. По­лити­чес­кая куль­ту­ра этих на­ций при­мер­но со­от­ветс­тву­ет по­нятию граж­дан­ской куль­ту­ры. Та­кой тип по­лити­чес­ких по­зиций в не­кото­рых от­но­шени­ях от­ли­ча­ет­ся от «ра­ци­ональ­но-ак­ти­вист­ской» мо­дели, той мо­дели по­лити­чес­кой куль­ту­ры, ко­торая, сог­ласно нор­мам де­мок­ра­тичес­кой иде­оло­гии, дол­жна бы­ла бы при­сутс­тво­вать в пре­ус­пе­ва­ющей де­мок­ра­тии…

Граж­дан­ская куль­ту­ра – это сме­шан­ная по­лити­чес­кая куль­ту­ра. В ее рам­ках мно­гие граж­да­не мо­гут быть ак­тивны­ми в по­лити­ке, од­на­ко мно­гие дру­гие иг­ра­ют бо­лее пас­сивную роль под­данных. [77] Еще бо­лее важ­ным яв­ля­ет­ся тот факт, что да­же у тех, кто ак­тивно ис­полня­ет граж­дан­скую роль, ка­чес­тва под­данных и при­хожан не пол­ностью вы­тес­не­ны. Роль учас­тни­ка прос­то до­бав­ля­ет­ся к та­ким двум ро­лям. Это оз­на­ча­ет, что ак­тивный граж­да­нин сох­ра­ня­ет свои тра­дици­она­лист­ские, не­поли­тичес­кие свя­зи, рав­но как и свою бо­лее пас­сивную роль под­данно­го. Ко­неч­но, ра­ци­ональ­но-ак­ти­вист­ская мо­дель от­нюдь не пред­по­лага­ет, что ори­ен­та­ции учас­тни­ка за­меня­ют со­бой ори­ен­та­ции под­данно­го и при­хожа­нина, од­на­ко пос­коль­ку на­личие двух пос­ледних ти­пов ори­ен­та­ции чет­ко не ого­вари­ва­ет­ся, по­луча­ет­ся, что они не име­ют от­но­шения к де­мок­ра­тичес­кой по­лити­чес­кой куль­ту­ре.

На са­мом же де­ле эти два ти­па ори­ен­та­ции не толь­ко сох­ра­ня­ют­ся, но и сос­тавля­ют важ­ную часть граж­дан­ской куль­ту­ры. Во-пер­вых, ори­ен­та­ции при­хожа­нина и под­данно­го ме­ня­ют ин­тенсив­ность по­лити­чес­кой вклю­чен­ности и ак­тивнос­ти ин­ди­вида. По­лити­чес­кая де­ятель­ность пред­став­ля­ет со­бой лишь часть ин­те­ресов граж­да­нина, при­чем, как пра­вило, не очень важ­ную их часть. Сох­ра­нение дру­гих ори­ен­та­ции ог­ра­ничи­ва­ет сте­пень его вклю­чен­ности в по­лити­чес­кую де­ятель­ность и удер­жи­ва­ет по­лити­ку в над­ле­жащих рам­ках. Бо­лее то­го, ори­ен­та­ции при­хожа­нина и под­данно­го не прос­то со­сущес­тву­ют с ори­ен­та­ци­ями учас­тни­ка, они про­низы­ва­ют и ви­до­из­ме­ня­ют их. Так, нап­ри­мер, пер­вичные свя­зи важ­ны в ста­нов­ле­нии ти­пов граж­дан­ско­го вли­яния. Кро­ме то­го, вза­имоп­ро­ника­ющие струк­ту­ры об­щес­твен­ных и меж­личнос­тных свя­зей име­ют тен­денцию воз­дей­ство­вать и на ха­рак­тер по­лити­чес­ких ори­ен­та­ции – де­лать их ме­нее ос­тры­ми и раз­де­ля­ющи­ми. Бу­дучи про­низа­ны пер­вичны­ми груп­по­выми, а так­же об­ще­соци­аль­ны­ми и меж­личнос­тны­ми ори­ен­та­ци­ями, по­лити­чес­кие ори­ен­та­ции от­нюдь не яв­ля­ют­ся лишь про­из­водны­ми от чет­ко вы­ражен­ных прин­ци­пов и ра­ци­ональ­но­го рас­че­та…

Но хо­тя пол­ностью ак­ти­вист­ская по­лити­чес­кая куль­ту­ра ско­рее все­го яв­ля­ет­ся лишь уто­пичес­ким иде­алом, дол­жны быть и дру­гие, бо­лее зна­чимые при­чины то­го, по­чему в на­ибо­лее проц­ве­та­ющих де­мок­ра­ти­ях су­щес­тву­ет слож­но пе­реп­ле­тен­ная, сме­шан­ная граж­дан­ская куль­ту­ра. Та­кая куль­ту­ра, ко­торая иног­да вклю­ча­ет в се­бя яв­но не­сов­мести­мые по­лити­чес­кие ори­ен­та­ции, ка­жет­ся на­ибо­лее со­от­ветс­тву­ющей пот­ребнос­тям де­мок­ра­тичес­ких по­лити­чес­ких сис­тем, пос­коль­ку они так­же пред­став­ля­ют со­бой пе­реп­ле­тение про­тиво­речий…

Нор­мы, вос­при­ятие и де­ятель­ность

…Два раз­ры­ва – меж­ду вы­сокой оцен­кой сво­ей по­тен­ци­аль­ной вли­ятель­нос­ти и бо­лее низ­ким уров­нем ре­аль­но­го вли­яния, меж­ду сте­пенью рас­простра­нения сло­вес­но­го приз­на­ния обя­затель­нос­ти учас­тия и ре­аль­ной зна­чимостью и объ­емом учас­тия – по­мога­ют по­нять, ка­ким об­ра­зом де­мок­ра­тичес­кая по­лити­чес­кая куль­ту­ра спо­собс­тву­ет под­держа­нию ба­лан­са меж­ду властью пра­витель­ствен­ной эли­ты и ее от­ветс­твен­ностью (или его до­пол­не­ния – ба­лан­са меж­ду ак­тивностью и вли­ятель­ностью не­элит­ных групп и их пас­сивностью и нев­ли­ятель­ностью). Срав­ни­тель­ная ред­кость по­лити­чес­ко­го учас­тия, от­но­ситель­ная не­важ­ность та­кого учас­тия для ин­ди­вида и объ­ек­тивная сла­бость обыч­но­го че­лове­ка поз­во­ля­ют пра­витель­ствен­ным эли­там дей­ство­вать. Без­де­ятель­ность обыч­но­го че­лове­ка и его нес­по­соб­ность вли­ять на ре­шения по­мога­ют обес­пе­чить пра­витель­ствен­ные эли­ты властью, не­об­хо­димой им для при­нятия ре­шений. Од­на­ко все это га­ран­ти­ру­ет ус­пешное ре­шение лишь од­ной из двух про­тиво­реча­щих друг дру­гу за­дач де­мок­ра­тии. Власть эли­ты дол­жна сдер­жи­вать­ся. Про­тиво­полож­ная роль граж­да­нина как ак­тивно­го и вли­ятель­но­го фак­то­ра, обес­пе­чива­юще­го от­ветс­твен­ность элит, под­держи­ва­ет­ся бла­года­ря его глу­бокой при­вер­женнос­ти нор­мам ак­тивно­го граж­данс­тва, рав­но как и его убеж­денностью, что он мо­жет быть вли­ятель­ным граж­да­нином. <…>

Граж­да­нин, су­щес­тву­ющий в рам­ках граж­дан­ской куль­ту­ры, рас­по­лага­ет, та­ким об­ра­зом, ре­зер­вом вли­ятель­нос­ти. Он не вклю­чен в по­лити­ку пос­то­ян­но, не сле­дит ак­тивно за по­веде­ни­ем лиц, при­нима­ющих ре­шения в дан­ной сфе­ре. Этот ре­зерв вли­ятель­нос­ти – вли­ятель­нос­ти по­тен­ци­аль­ной, инер­тной и неп­ро­яв­ленной в по­лити­чес­кой сис­те­ме – луч­ше все­го ил­люс­три­ру­ет­ся дан­ны­ми, ка­са­ющи­мися спо­соб­ности граж­дан в слу­чае не­об­хо­димос­ти соз­да­вать по­лити­чес­кие струк­ту­ры. Граж­да­нин не яв­ля­ет­ся пос­то­ян­ным учас­тни­ком по­лити­чес­ко­го про­цес­са. Он ред­ко ак­ти­вен в по­лити­чес­ких груп­пах. Но он счи­та­ет, что в слу­чае не­об­хо­димос­ти мо­жет мо­били­зовать свое обыч­ное со­ци­аль­ное ок­ру­жение в по­лити­чес­ких це­лях. Его нель­зя наз­вать ак­тивным граж­да­нином. Он по­тен­ци­аль­но ак­тивный граж­да­нин.

Пре­рывис­тый и по­тен­ци­аль­ный ха­рак­тер по­лити­чес­кой ак­тивнос­ти и вклю­чен­ности граж­дан за­висит, од­на­ко, от бо­лее ус­той­чи­вых, бо­лее пос­то­ян­ных ти­пов по­лити­чес­ко­го по­веде­ния. Жи­вя в граж­дан­ской куль­ту­ре, обыч­ный че­ловек в боль­шей, чем в иной си­ту­ации, сте­пени скло­нен под­держать на вы­соком и пос­то­ян­ном уров­не по­лити­чес­кие свя­зи, вхо­дить в ка­кую-то ор­га­низа­цию и учас­тво­вать в не­фор­маль­ных по­лити­чес­ких дис­кусси­ях. Эти ви­ды де­ятель­нос­ти са­ми по се­бе не ука­зыва­ют на ак­тивное учас­тие в об­щес­твен­ном про­цес­се при­нятия ре­шений, од­на­ко они де­ла­ют та­кое учас­тие бо­лее ве­ро­ят­ным. Они го­товят ин­ди­вида к втор­же­нию в по­лити­чес­кую сре­ду, в ко­торой вклю­чение и учас­тие граж­да­нина ста­новят­ся бо­лее осу­щес­тви­мыми. <…>

То, что по­лити­ка име­ет от­но­ситель­но не­боль­шое зна­чение для граж­дан, сос­тавля­ет важ­ней­шую часть ме­ханиз­ма, с по­мощью ко­торо­го сис­те­ма про­тиво­речи­вых по­лити­чес­ких по­зиций сдер­жи­ва­ет по­лити­чес­кие эли­ты, не ог­ра­ничи­вая их нас­толь­ко, что­бы ли­шить эф­фектив­ности. Ведь ба­ланс про­тиво­речи­вых ори­ен­та­ции бы­ло бы го­раз­до труд­нее под­держи­вать, ес­ли бы по­лити­чес­кие воп­ро­сы всег­да пред­став­ля­лись граж­да­нам важ­ны­ми. Ес­ли вста­ет воп­рос, ко­торый вос­при­нима­ет­ся ими как важ­ный, или рож­да­ет­ся глу­бокая не­удов­летво­рен­ность пра­витель­ством, у ин­ди­вида воз­ни­ка­ет по­буж­де­ние за­думать­ся над этой те­мой. Со­от­ветс­твен­но уси­лива­ет­ся дав­ле­ние, тол­ка­ющее его к пре­одо­лению не­пос­ле­дова­тель­нос­ти, т. е. к вза­им­ной гар­мо­низа­ции по­зиций и по­веде­ния в со­от­ветс­твии с нор­ма­ми и вос­при­яти­ями, т. е. пе­реход к по­лити­чес­кой ак­тивнос­ти. Та­ким об­ра­зом, не­со­от­ветс­твие меж­ду по­зици­ями и по­веден­чен­ски­ми ак­та­ми выс­ту­па­ет как скры­тый или по­тен­ци­аль­ный ис­точник по­лити­чес­ко­го вли­яния и ак­тивнос­ти.

Те­зис о том, что граж­дан­ская куль­ту­ра под­держи­ва­ет ба­ланс меж­ду властью и от­ветс­твен­ностью, ука­зыва­ет на еще один мо­мент, ка­са­ющий­ся де­мок­ра­тичес­кой по­лити­ки. Он да­ет воз­можность по­нять, по­чему важ­ней­шие по­лити­чес­кие воп­ро­сы, ес­ли они ос­та­ют­ся не­решен­ны­ми, в кон­це кон­цов по­рож­да­ют нес­та­биль­ность в де­мок­ра­тичес­кой по­лити­чес­кой сис­те­ме. Ба­ланс меж­ду ак­тивностью и пас­сивностью мо­жет под­держи­вать­ся лишь в том слу­чае, ес­ли по­лити­чес­кие воп­ро­сы сто­ят не слиш­ком ос­тро. Ес­ли по­лити­чес­кая жизнь ста­новит­ся нап­ря­жен­ной и ос­та­ет­ся та­ковой из-за не­решен­ности ка­кого-то на­ходя­щего­ся в цен­тре вни­мания воп­ро­са, не­со­от­ветс­твие меж­ду по­зици­ями и по­веде­ни­ем на­чина­ет те­рять ус­той­чи­вость. Но лю­бое от­но­ситель­но дол­говре­мен­ное раз­ру­шение это­го не­со­от­ветс­твия с вы­сокой до­лей ве­ро­ят­ности вле­чет за со­бой неб­ла­гоп­ри­ят­ные пос­ледс­твия. Ес­ли при­вес­ти по­веде­ние в со­от­ветс­твие с ори­ен­та­ци­ями, то объ­ем кон­тро­ля, ко­торый бу­дут пы­тать­ся осу­щест­влять не­эли­ты над эли­тами, по­родит не­эф­фектив­ность уп­равле­ния и нес­та­биль­ность. С дру­гой сто­роны, ес­ли по­зиции из­ме­нят­ся та­ким об­ра­зом, что нач­нут со­четать­ся с по­веде­ни­ем, воз­никшее у граж­дан чувс­тво бес­си­лия и нев­клю­чен­ности мо­жет раз­ру­шитель­ным об­ра­зом ска­зать­ся на де­мок­ра­тич­ности по­лити­чес­кой сис­те­мы.

Это, од­на­ко, не оз­на­ча­ет, что все важ­ные воп­ро­сы та­ят в се­бе уг­ро­зу де­мок­ра­тичес­кой по­лити­чес­кой сис­те­ме. Лишь в том слу­чае, ког­да они ста­новят­ся и за­тем ос­та­ют­ся ос­тры­ми, сис­те­ма мо­жет прев­ра­тить­ся в нес­та­биль­ную. Ес­ли важ­ные воп­ро­сы вста­ют лишь спо­ради­чес­ки и ес­ли пра­витель­ство ока­зыва­ет­ся в сос­то­янии от­ве­тить на тре­бова­ния, сти­мули­рован­ные воз­никно­вени­ем этих воп­ро­сов, рав­но­весие меж­ду граж­дан­ским и пра­витель­ствен­ным вли­яни­ем мо­жет сох­ра­нять­ся. В обыч­ной си­ту­ации граж­дан от­но­ситель­но ма­ло ин­те­ресу­ет, что де­ла­ют те, кто при­нима­ет пра­витель­ствен­ные ре­шения, и пос­ледние име­ют сво­боду дей­ство­вать так, как им пред­став­ля­ет­ся нуж­ным. Од­на­ко ес­ли ка­кой-то воп­рос вы­ходит на по­вер­хность, тре­бова­ния граж­дан по от­но­шению к дол­жностным ли­цам воз­раста­ют. Ес­ли ука­зан­ные ли­ца мо­гут от­ве­тить на по­доб­ные тре­бова­ния, по­лити­ка вновь ут­ра­чива­ет свое зна­чение для граж­дан и по­лити­чес­кая жизнь воз­вра­ща­ет­ся в нор­маль­ное рус­ло. Бо­лее то­го, эти цик­лы, сос­то­ящие из вклю­чения граж­дан, от­ве­та элит и от­хо­да граж­дан от по­лити­ки, име­ют тен­денцию уси­ливать сба­лан­си­рован­ность про­тиво­полож­ностей, не­об­хо­димую для де­мок­ра­тии. В пре­делах каж­до­го цик­ла ощу­щение граж­да­нином собс­твен­ной вли­ятель­нос­ти уси­лива­ет­ся; од­новре­мен­но сис­те­ма прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к но­вым тре­бова­ни­ям и та­ким об­ра­зом де­монс­три­ру­ет свою эф­фектив­ность. А ло­яль­ность, по­рож­денная учас­ти­ем и эф­фектив­ной де­ятель­ностью, мо­жет сде­лать сис­те­му бо­лее ста­биль­ной в це­лом.

Эти цик­лы вклю­чен­ности пред­став­ля­ют со­бой важ­ное средс­тво сох­ра­нения сба­лан­си­рован­ных про­тиво­речий меж­ду ак­тивностью и пас­сивностью. Как пос­то­ян­ная вклю­чен­ность и ак­тивность, обус­ловлен­ные на­ходя­щими­ся в цен­тре вни­мания спор­ны­ми воп­ро­сами, сде­лали бы в ко­неч­ном ито­ге слож­ным сох­ра­нение ба­лан­са, так к та­кому ре­зуль­та­ту при­вело бы и пол­ное от­сутс­твие вклю­чен­ности и ак­тивнос­ти. Ба­ланс мо­жет под­держи­вать­ся на про­тяже­нии дли­тель­но­го вре­мени лишь в том слу­чае, ес­ли раз­рыв меж­ду ак­тивностью и пас­сивностью не слиш­ком ши­рок. Ес­ли ве­ра в по­лити­чес­кие воз­можнос­ти че­лове­ка вре­мя от вре­мени не бу­дет под­креп­лять­ся, она ско­рее все­го ис­чезнет. С дру­гой сто­роны, ес­ли эта ве­ра под­держи­ва­ет­ся лишь су­губо ри­ту­аль­ным об­ра­зом, она не бу­дет пред­став­лять со­бой по­тен­ци­аль­ный ис­точник вли­яния и слу­жить средс­твом сдер­жи­вания тех, кто при­нима­ет ре­шения…

До сих пор мы рас­смат­ри­вали воп­рос о пу­тях урав­но­веши­вания ак­тивнос­ти и пас­сивнос­ти, при­сущих от­дель­ным граж­да­нам. Но та­кое рав­но­весие под­держи­ва­ет­ся не толь­ко име­ющим­ся у ин­ди­видов на­бором по­зиций, но и рас­пре­деле­ни­ем по­зиций меж­ду раз­личны­ми ти­пами учас­тни­ков по­лити­чес­ко­го про­цес­са, дей­ству­ющих в сис­те­ме: од­ни ин­ди­виды ве­рят в свою ком­пе­тен­тность, дру­гие – нет; не­кото­рые ак­тивны, не­кото­рые пас­сивны. Та­кой раз­брос в пред­став­ле­ни­ях и сте­пени ак­тивнос­ти ин­ди­видов так­же спо­собс­тву­ет ук­репле­нию ба­лан­са меж­ду властью и от­ветс­твен­ностью. Это мож­но уви­деть, ес­ли про­ана­лизи­ровать опи­сан­ный вы­ше ме­ханизм ста­нов­ле­ния рав­но­весия: ка­кой-то воп­рос при­об­ре­та­ет ос­тро­ту; ак­тивность воз­раста­ет; бла­года­ря от­ве­ту пра­витель­ства, сни­жа­юще­му ос­тро­ту воп­ро­са, ба­ланс вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Од­на из при­чин, по­чему уси­ление важ­ности ка­кого-то воп­ро­са и от­ветный взлет по­лити­чес­кой ак­тивнос­ти не при­водят к пе­ренап­ря­жению по­лити­чес­кой сис­те­мы, зак­лю­ча­ет­ся в том, что зна­чимость то­го или ино­го воп­ро­са ред­ко ког­да воз­раста­ет для всех граж­дан од­новре­мен­но. Ско­рее, си­ту­ация выг­ля­дит сле­ду­ющим об­ра­зом: от­дель­ные груп­пы де­монс­три­ру­ют взлет по­лити­чес­кой ак­тивнос­ти, в то вре­мя как ос­таль­ные граж­да­не ос­та­ют­ся инер­тны­ми. По­это­му объ­ем граж­дан­ской ак­тивнос­ти в каж­дом кон­крет­ном мес­те и в каж­дый кон­крет­ный мо­мент ока­зыва­ет­ся не нас­толь­ко ве­лик, что­бы пов­лечь за со­бой пе­ренап­ря­жение сис­те­мы…

Та­ким об­ра­зом, в рам­ках граж­дан­ской куль­ту­ры ин­ди­вид не обя­затель­но бы­ва­ет ра­ци­ональ­ным, ак­тивным граж­да­нином. Тип его ак­тивнос­ти – бо­лее сме­шан­ный и смяг­ченный. Это поз­во­ля­ет ин­ди­виду сов­ме­щать оп­ре­делен­ную до­лю ком­пе­тен­тнос­ти, вклю­чен­ности и ак­тивнос­ти с пас­сивностью и нев­клю­чен­ностью. Бо­лее то­го, его вза­имо­от­но­шения с пра­витель­ством не яв­ля­ют­ся чис­то ра­ци­ональ­ны­ми, пос­коль­ку они вклю­ча­ют в се­бя при­вер­женность – как его, так и при­нима­ющих ре­шения – то­му, что мы наз­ва­ли де­мок­ра­тичес­ким ми­фом о ком­пе­тен­тнос­ти граж­да­нина. А су­щес­тво­вание та­кого ми­фа вле­чет за со­бой важ­ные пос­ледс­твия. Во-пер­вых, это не чис­тый миф: ве­ра в по­тен­ци­аль­ную вли­ятель­ность обыч­но­го че­лове­ка име­ет под со­бой из­вес­тные ос­но­вания и ука­зыва­ет на ре­аль­ный по­веден­ческий по­тен­ци­ал. И вне за­виси­мос­ти от то­го, со­от­ветс­тву­ет ли этот миф дей­стви­тель­нос­ти или нет, в не­го ве­рят…

Сог­ла­сие и раз­ногла­сия

…Зна­чение со­ци­аль­но­го до­верия и сот­рудни­чес­тва как ком­по­нен­та граж­дан­ской куль­ту­ры не­воз­можно пе­ре­оце­нить. В оп­ре­делен­ном смыс­ле они яв­ля­ют­ся тем ос­новным ре­зер­ву­аром, из ко­торо­го де­мок­ра­тичес­кое ус­трой­ство чер­па­ет свою спо­соб­ность фун­кци­они­ровать. Соз­да­тели кон­сти­туций изоб­ре­ли фор­маль­ные струк­ту­ры по­лити­чес­кой жиз­ни, приз­ванные ук­реплять вы­зыва­ющее до­верие по­веде­ние, од­на­ко без су­щес­тву­ющих от­но­шений до­верия по­доб­ные ин­сти­туты, по­хоже, ма­ло че­го сто­ят. Со­ци­аль­ное до­верие спо­собс­тву­ет по­лити­чес­ко­му сот­рудни­чес­тву граж­дан этих стран, а без дан­но­го сот­рудни­чес­тва де­мок­ра­тичес­кая по­лити­ка не­воз­можна. Та­кое до­верие, ве­ро­ят­но, сос­тавля­ет и часть вза­имо­от­но­шений меж­ду граж­да­нами и по­лити­чес­ки­ми эли­тами. Ра­нее мы го­вори­ли, что для де­мок­ра­тии не­об­хо­димо под­держа­ние влас­ти элит. Те­перь мы хо­тим до­бавить, что чувс­тво до­верия по от­но­шению к по­лити­чес­кой эли­те, ве­ра в то, что она пред­став­ля­ет со­бой не враж­дебную и внеш­нюю си­лу, а часть то­го же са­мого по­лити­чес­ко­го со­об­щес­тва, зас­тавля­ет граж­дан стре­мить­ся пе­редать ей власть. На­ряду с этим на­личие об­ще­соци­аль­ных ус­та­новок сни­жа­ет опас­ность то­го, что эмо­ци­ональ­ная при­вер­женность оп­ре­делен­ной по­лити­чес­кой под­груп­пе при­ведет к по­лити­чес­кой фраг­мента­ции…

Все вы­шес­ка­зан­ное под­во­дит нас к по­нима­нию то­го, что в де­мок­ра­тичес­кой сис­те­ме дол­жен под­держи­вать­ся еще один ба­ланс – меж­ду сог­ла­си­ем и раз­ногла­си­ем… В об­щес­тве, го­воря сло­вами Т. Пар­сонса, дол­жна быть «ог­ра­ничен­ная по­ляри­зация». Ес­ли нет сог­ла­сия, ма­ло шан­сов на мир­ное раз­ре­шение по­лити­чес­ких спо­ров, ко­торое ас­со­ци­иру­ет­ся с де­мок­ра­тичес­ким про­цес­сом. Ес­ли, нап­ри­мер, сто­ящая у влас­ти эли­та соч­тет оп­по­зици­он­ную че­рес­чур опас­ной, она вряд ли до­пус­тит мир­ную кон­ку­рен­цию с пос­ледней за дос­ти­жение ста­туса пра­вящей эли­ты.

Ба­ланс меж­ду сог­ла­си­ем и раз­ногла­си­ем под­держи­ва­ет­ся в граж­дан­ской куль­ту­ре при по­мощи ме­ханиз­ма, ана­логич­но­го то­му, ко­торый обес­пе­чива­ет ба­ланс меж­ду ак­тивностью и пас­сивностью, а имен­но: с по­мощью не­со­от­ветс­твия меж­ду нор­ма­ми и по­веде­ни­ем…Это лишь один из пу­тей, с по­мощью ко­торых граж­дан­ская куль­ту­ра ук­ро­ща­ет раз­ногла­сия в об­щес­тве. В це­лом та­кое ук­ро­щение соп­ро­вож­да­ет­ся под­чи­нени­ем кон­флик­тов на по­лити­чес­ком уров­не не­ким бо­лее вы­соким, все­объ­ем­лю­щим ори­ен­та­ци­ям на спло­чен­ность, будь то нор­мы, свя­зан­ные с «де­мок­ра­тичес­ки­ми пра­вила­ми иг­ры», или ве­ра в то, что в об­щес­тве су­щес­тву­ет со­лидар­ность, ос­но­ван­ная не на свя­зан­ных с по­лити­чес­ким еди­номыс­ли­ем кри­тери­ях, а сто­ящая над пар­тий­ны­ми ин­те­реса­ми.

Ба­ланс, о ко­тором идет речь, дол­жен под­держи­вать­ся не толь­ко на уров­не граж­дан, но и на уров­не элит. <…> Так, нап­ри­мер, слож­ные фор­маль­ные и не­фор­маль­ные пра­вила эти­кета в за­коно­датель­ных ор­га­нах США и Ве­ликоб­ри­тании по­ощ­ря­ют и да­же тре­бу­ют дру­жес­ких от­но­шений (или хо­тя бы дру­желюб­ных слов) меж­ду сто­рон­ни­ками на­ходя­щих­ся в оп­по­зиции друг к дру­гу пар­тий. И это смяг­ча­ет их яв­ную ори­ен­та­цию толь­ко на сво­их сто­рон­ни­ков. Ко­неч­но, это не оз­на­ча­ет, что при­вер­женность «сво­им» пе­рес­та­ет быть важ­ной си­лой, прос­то она удер­жи­ва­ет­ся в до­пус­ти­мых рам­ках с по­мощью бо­лее об­щих норм че­лове­чес­ких от­но­шений.

Сум­ми­руя, мож­но ска­зать, что на­ибо­лее по­рази­тель­ной чер­той граж­дан­ской куль­ту­ры, как она опи­сана в этой кни­ге, яв­ля­ет­ся ее раз­но­род­ный ха­рак­тер. Во-пер­вых, она яв­ля­ет­ся сме­шени­ем ори­ен­та­ции при­хожа­нина, под­данно­го и граж­да­нина. Ори­ен­та­ция при­хожа­нина на пер­вичные вза­имо­от­но­шения, пас­сивная по­лити­чес­кая по­зиция под­данно­го, ак­тивность граж­да­нина – все это сли­лось в граж­дан­ской куль­ту­ре. Ре­зуль­та­том же яв­ля­ет­ся на­бор ук­ро­щен­ных или сба­лан­си­рован­ных по­лити­чес­ких ори­ен­та­ции. Есть здесь и по­лити­чес­кая ак­тивность, но ее не так мно­го, что­бы по­лучить воз­можность раз­ру­шить пра­витель­ствен­ную власть; на­личес­тву­ют вов­ле­чен­ность и пре­дан­ность, но они смяг­че­ны; име­ют­ся и раз­ногла­сия, но они уме­ря­ют­ся. Кро­ме то­го, по­лити­чес­кие ори­ен­та­ции, об­ра­зу­ющие граж­дан­скую куль­ту­ру, тес­но свя­заны с об­ще­соци­аль­ны­ми и меж­личнос­тны­ми ори­ен­та­ци­ями. В рам­ках граж­дан­ской куль­ту­ры нор­мы меж­личнос­тных от­но­шений, об­ще­го до­верия и до­верия по от­но­шению к сво­ему со­ци­аль­но­му ок­ру­жению про­низы­ва­ют по­лити­чес­кие по­зиции и смяг­ча­ют их. Сме­шение по­зиций, ха­рак­терное для граж­дан­ской куль­ту­ры, пол­ностью «под­хо­дит» для де­мок­ра­тичес­кой по­лити­чес­кой сис­те­мы. Оно по мно­гим сво­им па­рамет­рам на­ибо­лее со­от­ветс­тву­ет та­кой сме­шан­ной по­лити­чес­кой сис­те­ме, ка­кой яв­ля­ет­ся де­мок­ра­тия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 254 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2304 - | 2184 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.