Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Путь самоосвобождения




25. Самантабхадра (Кунтусангпо: Kun-tu bzang-po) — изначальный будда, символ состояния дхармакаи. Он изоб­ражается обнаженным, без украшений, синего цвета, что по­казывает чистоту Сущности и глубину шуньяты.

26. Цикл сутр, называемый Праджняпарамитой, верши­на учений Махаяны, считается откровением Нагарджуны, известного индийского учителя, который был основополож­ником мадхьямики, или Срединного Пути.

27. Для правильного понимания идеи пустоты в сутрах в качестве примера приводятся рога зайца и рога быка. Такой вещи, как рога зайца, никогда не бывало, и поэтому было бы бесполезно отрицать их существование. С другой стороны, если бы мы стали отрицать существование рогов быка, то отрицали бы существование того, что считаем ре­альным и материальным. Точно так же пустота — это не ат­рибут абстрактного состояния вещей, а сама природа их ма­териальности.

28. Тугдже магагпа (thugs-rje ma 'gags pa). Во многих за­падных переводах текстов Дзогчена термин тугдже (thugs-rje) передается как «сострадание». Согласно объяснению Намкая Норбу, это неточное и неполное толкование терми­на. Туг означает «состояние ума», а дже — «владыка». В дей­ствительности здесь имеется в виду энергия, проявление из­начального состояния. В Сутре считается, что сострадание — это энергия пустоты и поэтому оно также называется тугдже. Но в Дзогчене сострадание рассматривается только как один из многих аспектов энергии.

29. См.: N. Norbu (editor), // Libro Tibetano del Morti, Newton Compton, Roma, 1979; или: F. Freemantle and C. Trungpa, «The Tibetan Book of Dead, Shambala Publications, Berkeley and London, 1975; а также: G. Orofino (editor), Insegnamenti Tibetani su Morte e Liberazione, Edizioni Medi-terranee, Roma 1985, вскоре должна быть опубликована на английском языке под названием Tibetan Teachings on Death and Liberation, Wisdom Publications, London.

30. Puma (rig-pa) — одно из ключевых понятий в учении Дзогчен. Его буквальное значение — «знание», но принятое употребление этого термина в Дзогчене выражает гораздо

больше. Он означает прямое интуитивное знание изначаль­ного состояния, сохраняемое как живое присутствие. В этой книге я перевожу термин ригпа как «состояние присут-ствия», а иногда просто как «присутствие», хотя это же слово я использую и для передачи тибетского слова дрэнпа (dran-pa), которое скорее означает «присутствие ума».

31. Термин нирманакая обычно также обозначает прояв­ление просветленного, который для проповеди учения при­нимает облик человека или другого существа. Проявления­ми нирманакаи считаются, например, Будда Шакьямуни, Падмасамбхава и Гараб Дордже.

32. Абхисамаяланкара — сочинение Асанги, знаменитого индийского философа традиции Махаяна.

33. gYung-ston rdo-rje dpal (1284-1365).

IV Важность передачи

34. Тапихрица — один из самых выдающихся учителей линии устной передачи Дзогчена, идущей из Шанг-Шунга (Дзогпа ченпо Шанг-Шунг нъенгъюд: rDzogs-pa chen-po Zhan-Zhungsnyan-brgyud). Хотя она была записана только в седь­мом веке н. э., в ней содержатся, по сути, самые древние уче­ния бона.

35. Методы практики, приводящие к обретению Тела Света, — это в основном тодгал (thod-rgal) и янгтиг (yang-tig), которые содержатся в разделе Тайных Наставлений. Основа этих практик — состояние созерцания.

36. Ваджрасаттва, который изображается с улыбкой на лице, белого цвета, в шелковом убранстве, с ваджрой и ко­локольчиком в руках, олицетворяет самбхогакаю. Практика Ваджрасаттвы особенно действенна для очищения.

37. Примеры притч и загадок в сочинениях Дзогчена можно найти в работе N. Norbu, Emaho, a Study of the Drung, De'u, Bon, chapters I and II, Library of Tibetan Works and Archives, to be published in 1988.

38. Тилопа (988-1069) и Наропа (1016-1100) - два пер­вых учителя линии передачи, к которой позднее принадле­жали Марпа и Миларэпа и от которой возникла традиция кагьюпа.

39. Ваджракилая — один из восьми циклов садхан тан-трийских божеств, введенных в Тибете Падмасамбхавой.

40. Йеше Цогьял (Ye-shes mtso-rgyal) была главной суп­ругой и ученицей Падмасамбхавы. Ее биография приведена в книге: Keith Dowman, Skydancer, Routledge and Kegan Paul, London 1984.

41. Дамару — маленький двусторонний барабан, исполь­зуемый в тантрийских ритуалах. Иногда делается из челове­ческого черепа.

42. Несмотря на то, что тексты Дзогчена не содержат учений пути преображения, они называются тантрами, по­тому что в них объясняется природа изначального состоя­ния человека, которая представляет собой непрерывность (тантра) проявления энергии.

43. Здесь имеются в виду именно тексты-терма, называ­емые «сокровища состояния знания».

44. Nyag-blа pad-ma bdud-'dul (1816-1872).

45. Ганапуджа — состоящий из нескольких частей тан-трийский ритуал, цель которого заключается в подтвержде­нии обещания, или обязательства (самайя), связывающего ученика и учителя, а также учеников. Кроме того, вкушая на ганапудже пищу и питье, практикующие развивают свою способность соединять созерцание с чувственными удо­вольствиями, а также погружаться в состояние, запредель­ное двойственности, что является внутренним смыслом самайи.

46. Чод (gcod) — практика, которая основана на вооб­ражаемом поднесении собственного тела духам и другим существам, являющимся причинами несчастий и препят­ствий, и направлена на то, чтобы усмирить их и заплатить им кармические долги. Чод поется под аккомпанемент дамару и колокольчика. Эту практику, которая первона­чально основывалась на принципе пустоты, отраженном в Праджняпарамите, впоследствии развила и усовершен­ствовала великая тибетская женщина-учитель Мачиг Лабд-рон (Ma-gcig lab-sgron: 1055-1149).

47. Биографию этой необычайной йогини, считавшейся живой дакини, можно найти в книге: Т. Allione Women of Wisdom, Routledge and Kegan Paul, London, 1984.

48. Цангпа Друбчен — одни из главных учителей Кьенце Чокьи Вангчуга (mKhyen-brtse chos-kyi dbang-phyug; 1910-1973), дяди Намкая Норбу.

49. Этого дядю звали Тогдэн Оргьен Тэндзин (rTogs-Idan o-rgyan bstan-'dzin). Согласно последним сообщениям из Тибета, он также обрел Тело Света.

50. Додрубчен, Джигмед Тэнпэй Ньима (rDo-grub-chen, 'jigs-med bstan-pa'i nyi-ma; 1865-1926) — третье перевопло­щение Додрубчена Джигмеда Тринлэ Одсера (rDo-grub-chen 'jigs-med phrin-las 'od-zer; 1745-1821), пятого ученика великого учителя Джигмеда Лингпы ('Jigs-med gling-pa).

Введение ко второй части

51. Здесь имеется в виду подразделение текстов Дзогче-на на тантры (гъюд: rgyud), лунги (lung) (буквально, «цита­ты») и тайные наставления (мэннгаг: man-ngag). Первые из этих трех категорий содержат учения, которые устно пере­давал Гараб Дордже, а третья — наставления и объяснения, опирающиеся на личные переживания учителей.

52. В традиции упоминается, что именно сам Падмасам-бхава предложил царю Трисонгу Децену послать Вайрочану в Уддияну.

53. В каноне школы ньингмапа Нъингмэй гъюдбум (rNying-ma'i rgyud-Ъит) есть тантра под названием «Куку­шка».

54. Документы, найденные в Дуньхуане, расположенном в Китайском Туркестане, обнаружили в начале этого столе­тия А. Стейн и П. Пеллиот. Благодаря песчаной почве Дунь-хуана, который некогда был аванпостом тибетской импе­рии, рукописи, представляющие собой безмерную ценность для изучения тибетской истории и культуры, сохранились для будущих поколений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.