Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Путь отречения и путь преображения




Все разнообразные виды учений и духовных путей связаны с разными способностями к пониманию, которыми обладают разные люди. С абсолютной точ­ки зрения, ни одно учение не является более совер­шенным или действенным, чем другие. Ценность уче­ния определяется исключительно внутренним про­буждением, которое человек может обрести благодаря этому учению. Если от этого учения человек получает пользу, значит, для него это учение и есть высший путь, потому что оно соответствует его характеру и способностям. Нет никакого смысла пытаться оцени­вать его как более или менее возвышенное по сравне­нию с другими путями к реализации.

Существуют три основных пути или метода уче­ния: путь отречения, путь преображения и путь само­освобождения, основанные, соответственно, на учени­ях Сутр, Тантр и Дзогчена. Они соответствуют трем аспектам: телу, речи и уму, называемым тремя врата­ми, — трем путям проникновения в состояние знания. Путь отречения входит в учение Сутр, а считается, что Сутры — это слова, произнесенные самим Буддой Шакьямуни. Основой учений Сутр является объясне­ние Четырех Благородных Истин: о страдании, о при­чине страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к его прекращению. Рассказывают, что когда Будда достиг просветления и встретился в Сарнатхе со своими первыми учениками, он начал передавать им свое знание, говоря о переживании, наиболее кон­кретном и реальном для всех существ, — о страдании. Кроме присущих нам по природе страданий рожде­ния, болезни, старости и смерти, все мы испытываем бесконечно разнообразные виды страдания. Какова причина, лежащая в основе всякого нашего страда­ния? Привязанность, желание и страсти — такова Вто­рая Истина. Порождая карму, страсти привязывают всех живых существ к перерождению, из которого нет никакого видимого выхода. Но Третья Истина утвер­ждает, что, обнаружив причину перерождения, ее можно устранить и таким образом исчерпать свою карму. Как это сделать? При помощи пути отречения, Четвертой Благородной Истины.

Основной принцип отречения состоит в том, что для уничтожения причин страдания и перерождения необходимо отказываться или воздерживаться от совершения таких действий, которые создают дурную карму. При этом необходимо правильно понимать кар­му, потому что иногда люди истолковывают ее неточ­но или неполно. Основная идея кармы (букв, дей­ствие) заключается в том, что совершение конкрет­ного действия имеет конкретные последствия. Одна­ко эти последствия не являются необратимыми. Карма — это не бесповоротный закон, который не может быть изменен. Для проявлений следствий кармы требуются соответствующие условия, называемые вторичные причины. Когда речь идет о карме, то обычно говорят о двух главных факторах: первичных причинах и вторичных причинах. Для создания пер­вичной причины, потенциально способной произвес­ти следствие, необходимы три вещи: намерение, соб­ственно действие и последующее удовлетворение. Созданную таким образом первичную кармическую причину можно сравнить с семенем растения, разви­тие которого зависит от различных факторов, напри­мер от наличия воды, хорошей почвы, солнца и так далее. Все эти факторы можно уподобить вторичным причинам, создающим все разнообразные обстоятель­ства, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Поэтому если вы осознаёте их существование, то име­ете возможность не допустить те из них, которые спо­собствовали бы проявлению первичных кармических причин. Например, если в прошлой жизни я совершил такое действие, вследствие которого в этой жизни меня могли бы убить, то это первичная причина, спо­собная проявиться, когда возникнет подходящая вто­ричная причина, например, ссора. Но если в момент ссоры я осознаю, что создаю дурную карму, и таким образом удержусь от гнева, то, может быть, мой про­тивник успокоится и я избегну вероятности быть уби­тым. Все вторичные причины всегда являются отра­жениями первичных причин. Как сказал Будда: «Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, посмот­рите на свое теперешнее состояние; если вы хотите узнать свое будущее состояние, посмотрите на свои теперешние действия».

Путь отречения осуществляется посредством со­блюдения правил поведения, установленных Буддой и содержащихся в Винае, своде заповедей буддийского монашества. Соблюдая заповеди, относящиеся к телу, речи и уму, можно очистить неблагую карму и нако­пить благую. Кроме того, само по себе соблюдение обета — это источник заслуг. Например, если вы воз­держиваетесь от воровства, то накапливаете двойную заслугу: первую - за то, что не совершили дурного действия, а вторую — за соблюдение обета. Весь этот метод основан на ограничении поведения человека, главным образом, на уровне тела, то есть на матери­альном уровне.

В Сутрах принцип устранения неблагой кармы является также и основой практики медитации, при­званной помочь обрести состояние покоя ума, при котором мысли больше не выводят вас из равновесия. Благодаря этому можно избежать опасности создать карму из-за привязанности к своим страстям. Счита­ется, что реализация достигается при угасании иллю­зорного индивидуального «я» — корня всех страстей и бед. По сути, эти представления принадлежат буд­дийской традиции Хинаяна, или Тхеравада, наиболее верной наставлениям, которые содержатся в самых ранних учениях Будды Шакьямуни. В отличие от нее, Махаяна основывается на более глубоких принципах: всеобщем сострадании и пустоте всех явлений. Одна­ко в обеих этих традициях основополагающим эле­ментом осуществления отречения являются обеты. Когда человек принимает монашеские обеты, отрече­ние от мирской жизни обретает внешнее выражение: он надевает монашеское одеяние, получает новое имя, бреет голову. Но принцип отречения существует не только в буддийской монашеской традиции. Он со­ставляет основу всех религиозных традиций и всей совокупности нерелигиозных законов общества.

Будда Шакьямуни

Путь преображения относится к учениям Тантры — их открыли людям чистые проявления просветлен­ных существ. Чтобы объяснить основополагающий принцип Тантры, рассмотрим символику двух тан-трийских ритуальных предметов: ваджры и колоколь­чика, символизирующих, соответственно, метод — проявление изначального состояния в виде формы, и энергию — пустоту, или сущность, того, что проявля­ется 16. Ваджра означает «неразрушимое» и символи­зирует изначальное состояние человека, запредельное рождению и смерти. Колокольчик символизирует звук — энергию изначального состояния. Если мы рас­смотрим форму ваджры, то в центре ее увидим шарик, от которого отходят две части, верхняя и нижняя, каж­дая с пятью концами. Этот шарик, по-тибетски тигле, символизирует бесконечную потенциальную возмож­ность изначального состояния проявляться — или как чистое видение, нирвана, или как нечистое видение, сансара.

Нечистое видение опирается на пять совокупнос­тей (скандх)17, составляющих личность, и на пять страстей, представляющих собой их проявление18. Чистое видение опирается на чистый, или сущност­ный, аспект пяти скандх и пяти страстей в измерении пяти будд самбхогакаи и соответствующие им мудро­сти 19. Однако в обоих случаях принцип их проявле­ния один и тот же: они возникают из потенциальнос­ти нашего изначального состояния. Вот почему пять ветвей двух частей ваджры в центре соединяются с шаром. Сансара и нирвана есть не что иное, как двой­ственный аспект единой сущности, проявляющейся через энергию. По сути, сама эта энергия неотделима от проявления, что символизирует рукоять колоколь­чика, выполненная в виде ваджры.

Тантры — это учения, основанные на знании и применении энергии. В отличие от сутр, изреченных Буддой, их источник не следует искать в устной про­поведи какого-то учителя. Они исходят из чистого видения просветленного существа. Чистое проявление возникает благодаря энергии элементов в их тонком, светоносном аспекте, в то время как наше кармичес­кое видение опирается на их грубый, или материаль­ный, аспект. Следовательно, чтобы получить такой вид передачи, необходимо иметь способность воспри­нимать тонкое измерение света.

Сущность элементов — свет или цвет, но здесь речь идет не о тех материальных цветах, которые ви­дит любой человек. Мы воспринимаем только цвета, связанные с кармическим видением. Когда же они возвращаются в тонкое измерение света, то для нас как бы исчезают. Но просветленное существо, которое очистило свою карму и воссоединило материальное проявление с чистым измерением элементов, спонтан­но проявляет свою мудрость через цвет и свет. Чтобы иметь возможность соприкоснуться с этим чистым из­мерением, нужно развить свою внутреннюю ясность до высочайшей степени и очистить такие препят­ствия, как карма и неведение.

Чтобы объяснить происхождение тантр, можно привести один из наиболее известных примеров — тантру Калачакры; считается, что ее передал сам Буд­да Шакьямуни20. Однако ясно, что Будда не мог пере­дать ее в своем материальном облике, потому что божество Калачакра изображается в соединении со своей юм, тогда как сам Будда был монахом. Отсюда видно, что передача Тантры осуществляется не через обычный контакт, но через чистое измерение преобра­жения, которое могут воспринять только люди, имею­щие для этого достаточные способности. Что мы име­ем в виду под преображением? Здесь подразумевается присущая просветленному существу способность про­являть бесконечные образы самбхогакаи, причем их облик соответствует той разновидности существ, которые будут воспринимать передачу. Здесь необхо­димо ясно понимать, что такое измерение самбхога­каи. На санскрите самбхогакая означает «тело», или «измерение», богатства, а богатство — это бесконечная потенциальная возможность проявления мудрости. Эту потенциальную возможность можно сравнить со способностью зеркала, находящегося в центре все­ленной, отражать все разнообразные виды живых существ. Проявления самбхогакаи запредельны вре­мени и всем рамкам материального измерения, а их возникновение не зависит от какого бы то ни было намерения со стороны просветленного существа. Здесь имеется в виду, что проявление Калачакры не есть нечто созданное Буддой в конкретный историчес­кий момент, но есть нечто такое, что существовало всегда, потому что измерение самбхогакаи запредель­но времени. Те, кто получил его передачу благодаря чистому восприятию проявления Будды, объяснили воспринятое посредством слов и символов — так появилась тантра Калачакры.

Мандала

Зримое изображение проявления называется ман­дола. Мандала — один из основных элементов прак­тики Тантры. Можно сказать, что мандала похожа на

фотографию, снятую в момент чистого проявления божества. В середине каждой манд алы находится цен­тральное божество, олицетворяющее изначальное со­стояние бытия, которому соответствует элемент про­странство. В четырех главных направлениях, симво­лизируемых цветами остальных четырех элементов, находятся четыре образа божеств, которые олицетво­ряют проявления мудрости, выражающиеся в четырех действиях2l.

Божество мандалы не всегда имеет человеческий облик: иногда у него может быть голова животного или несколько таких голов и соответствующее число рук или ног. Многие ученые истолковывают это как символический способ изображения принципов Тан­тры. Но в действительности такие рассуждения верны только отчасти. Истина заключается в том, что все проявления божеств возникают из измерения самбхо-гакаи, и поскольку, как мы уже объясняли, самбхога-кая подобна зеркалу, она отражает все виды существ, появляющихся перед ней. Таким образом, так называ­емое искусство тибетской Тантры на самом деле мож­но рассматривать как доказательство того, что во все­ленной действительно существуют различные виды существ.

Возьмем для примера иконографическое изобра­жение дакини Сингхамукхи, у которой голова льва и тело женщины. Вообще дакини — это класс существ с женским обликом, символизирующих проявления энергии. Сингхамукха — это дакини измерения сам-бхогакаи. На санскрите ее имя означает «Львиноли-кая», потому что чертами лица она напоминает льва, в особенности мифического тибетского снежного льва. Не имея никакого другого способа описать, на что она похожа, договорились, что эта дакини имеет львиный лик. И мы не можем исключить возможность того, что в действительности здесь изображена такая разновидность существ, о которой мы не знаем.

Другой пример такого рода — гневное божество Ямантака, изображаемое с головой буйвола. Оно счи­тается самбхогакаей будды Манджушри, и это прояв­ление Самбхогакаи получили существа, называемые яма, которые отличаются тем, что имеют голову, по­хожую на буйволиную.

Проявление Самбхогакаи осуществляется через три фактора: звук, свет и лучи. Первый уровень про­явления энергии — звук, воспринимаемый в измере­нии проявления как мантра. Такой вид мантры, назы­ваемый «естественный звук ваджры», поскольку он возникает спонтанно, используется в практике для со­единения визуализации (мандалы божества) с дея­тельностью своей энергии. Второй уровень проявле­ния, свет, — это зримый аспект энергии, присутствую­щий до того, как она приняла какую-либо конкретную форму. И в-третьих, посредством лучей проявляются все бесконечные формы и цвета мандалы божества. Каждый человек потенциально обладает этими тремя аспектами проявления.

Есть тантрийское высказывание, которое звучит так: «В качестве пути применяют плод». То есть бла­годаря устной или символической передаче, осуще­ствленной учителем, измерение мандалы — проявле­ние реализации, или плод, становится для ученика путем обретения реализации. Во многих текстах утвер­ждается, что первоначально различные тантры были переданы индийским махасиддхам, которые отправ­лялись в Уддияну и еще на пути туда получали пере­дачу посредством видений. Страна Уддияна — перво­начальный источник и тантр, и Дзогчена, родина таких учителей, как Гараб Дордже и Падмасамбхава, — иногда зовется Страной дакини, а это подразуме­вает, что в этом необычном месте были сосредоточены эти проявления энергии вселенной.

Учителя, которые обретали реализацию, приносили тантры из разных измерений в мир людей и переда­вали знание о чистом измерении преображения через изображения мандалы. Такая передача имеет место каждый раз, когда учитель дает ученику посвящение в Тантру.

Во время посвящения учитель описывает мандалу, которую нужно представлять, и особенно божество, в которого следует себя преобразить. Затем, сам осу­ществляя визуализацию измерения преображения, он наделяет ученика способностью выполнять эту прак­тику, передавая естественный звук мантры, соответ­ствующий этому божеству. Получив посвящение и таким образом приобретя свой первый опыт преобра­жения в чистое видение, ученик готов применять его в качестве своего пути посредством визуализации и чтения мантры. Используя этот метод, практик Тан­тры старается преобразить обычное нечистое видение в мандалу божества.

Ваджрасаттва

Все тантры основываются на принципе преображе­ния, используя понимание того, как действует энер­гия. Само значение слова тантра — «непрерывность» — подразумевает природу энергии изначального состо­яния, которая проявляется непрестанно.

В практике Тантры есть две стадии: стадия разви­тия (кьедрим) и стадия завершения (дзогрим). Первая стадия заключается в постепенной визуализации ман-далы, начиная с семенного слога главного божества и слогов четырех элементов. Когда воображаемое сотво­рение мандалы завершено, читают мантру, продолжая представлять себя преображенным в центральное бо­жество. На этой стадии используют главным образом способность ума к воображению, стараясь развить до максимума умение представлять зрительные образы. Вторая стадия, стадия завершения, нацелена на визу­ализацию внутренней мандалы, состоящей из чакр и пади 22, и слогов мантры, безостановочно вращающих­ся (вокруг центрального семенного слога). В конце за­нятия практикой внешняя и внутренняя мандалы вос­соединяются в измерении тела, речи и ума практику­ющего. Конечный результат этой практики заключа­ется в том, что чистое видение проявляется независи­мо от визуализации, становясь частью естественной ясности человека. Так обретают целостное состояние воссоединения чистого видения с нечистым видением — Махамудру, то есть великий символ, в котором не­раздельно слиты сансара и нирвана.

Этот метод практики, основанный на постепен­ном преображении, есть в традиции Маха-йоги шко­лы ньингмапа и в традиции Ануттара-тантры23 всех других школ. Но существуют также тантрийские методы, опирающиеся на мгновенную, непостепен­ную визуализацию, и их можно найти только в традиции Ану-йоги. Принцип этого метода Ану-йоги состоит в том, что поскольку в изначальном состоя­нии каждого человека мандала и божество изначаль­но самосовершенны, то сложная постепенная визу­ализация не нужна. Следовательно, в этом методе требуется лишь одно — непосредственное присут­ствие измерения мандалы, проявленное в одно мгно­вение. Кроме того, в плане визуализации такая прак­тика основывается на стадии завершения. В Ану-йоге состояние полного воссоединения, достигнутое благодаря успешной практике, называется не Маха-мудра, а Дзогчеп. Отсюда видно, что принцип само­совершенства, являющийся основой этого метода, — тот же самый, что и в учении Дзогчен, хотя путь у них и различен.

Когда вы на самом деле и по-настоящему обрели способность преображать, то можете претворить ее в свою повседневную жизнь, преображая страсти в мудрости. В буддизме говорят о трех основных страс­тях: гневе, привязанности и омраченности ума — их называют тремя ядами, потому что они являются причиной перерождения. В Тантре считается, что эти яды можно преобразить в мудрость, используя три особых метода преображения: для преодоления гнева преображаются в гневную форму божества24, для преодоления привязанности — в радостную форму, а для преодоления омрачения ума — в спокойную. Упражняясь в практике преображения в эти формы божества, практикующий может достичь успеха в преодолении страстей, преображая их в соответству­ющие мудрости.

Рассмотрим конкретный пример такой практики. Предположим, один человек рассердился на другого и испытывает сильное чувство гнева. Как поступают в таком случае? В то же самое мгновение нужно пред­ставить, что преображаешься в гневную форму боже­ства в чистом измерении самбхогакаи. Так гнев мож­но усилить до такой степени, что он заставит тре­петать саму вселенную, но, поскольку здесь для прак­тика уже нет никакого деления реальности на субъект и объект, гнев, не имея конкретной мишени, само­освобождается в виде чистой энергии.

При точно таких же обстоятельствах человек, практикующий путь отречения, попытался бы воспре­пятствовать гневу, размышляя о последствиях небла­гой кармы. Так что нетрудно понять разницу между методами, используемыми в этих практиках. Человек, практикующий путь отречения, даже если он действи­тельно ощущает, как в нем закипает гнев, старается любой ценой его подавить, словно боится с ним встре­титься. В определенном смысле можно сказать, что такой практик не понимает природы энергии. Человек же, практикующий Тантру, осознаёт, как действует энергия, и знает, что, препятствуя энергии, может при­чинить вред как телу, так и уму. Он не ставит преград потоку энергии, не подавляет ее, а использует как средство для преображения. Но для того, чтобы так делать, необходимо до высокого уровня развить спо­собность к такой практике.

Таковы в общих чертах особенности путей Сутры и Тантры. Но, в отличие от них, в Дзогчене сразу учат методу самоосвобождения — методу, в котором нечего освобождать или преображать. Однако, если у человека нет достаточных способностей, самоосвобожде­ние не принесет конкретных результатов. Поэтому в учении Дзогчен дают совет: пока вы по-настоящему не узнаете состояние самоосвобождения, нужно научиться применять какой-либо метод, наиболее подходящий к обстоятельствам и наиболее соответ­ствующий собственному уровню способностей. Прак­тик должен это осознавать.

Гараб Дордже




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 482 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.