Тема 1: СУЩНОСТЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
У многих из нас понятие «культура» зачастую ассоциируется с искусством, литературой, театром, образованием, с целым рядом форм культурно–просветительской деятельности (музейная, библиотечная и др.). Такое понимание культуры сложилось в нашей стране в последние десятилетия. Хотя в дореволюционной России и в современной научной и образовательной сфере понятия «культура» и «искусство» не тождественны.
Ø Сравните и прокомментируйте понятия. Найдите сходства и отличия. В чем принципиальное отличие культуры от искусства?
· Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.
Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.
· Культура – изображение развития или раскрытия некоторой основной психической стихии, проявляющейся через индивидуальные проявления во всех сферах жизни изучаемой коллективности – от социально – экономических отношений, до высот мистико-философского умозрения.
Карсавин Л. Культура средних веков. - М., 1918.
· Культура – способ человеческой деятельности. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей.
Маркарян Э. Теория культуры и современна наука. – М., 1983.
· Культура – система ценностей данного общества.
Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
· Art - the making or expression of what is beautiful.
(«Искусство - создание впечатления от прекрасного»).
· Culture – the customs beliefs and all the other products of human thought made by a particular time.
(«Культура - обычаи, верования и другие продукты человеческого мышления, возникшие у определенной группы людей в определенное время»).
Словарь современного английского языка: В 2-х т. – М., 1992.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных понятий современного гуманитарного дискурса. Разнообразие дефиниций этого явления объясняется тем, что в каждом определении фиксируются те или иные черты и особенности, что люди называют «культурой», но ни одно из них не может быть исчерпывающим. Они «отвечают критерию необходимости, но не отвечают его спутнику - критерию достаточности»[1].
Этимология понятия «культура» определяется двойственно. В одном случае - культура – от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие; в другом - культура происходит от слова «культ», т.е. поклонение, почитание.
И первый, и второй аспекты отражают важные качества. В первом случае отмечается некая продуктивная деятельность - творчество[2], во втором подчеркивается наличие некой высшей ценности[3], чрезвычайно важной для человека, возвышающейся над ним, но в то же время, с ним связанной.
Л.Г. Ионов, вслед за американскими антропологами А. Кребером и К. Клакхоном, проанализировавшими более 150 определений культуры, в своей книге «Социология культуры» (М., 1996) выделяет 6 основных типов дефиниций:
· Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры.
· Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции.
· Нормативные определения, которые ориентируются на идею образа жизни [4] или на представления об идеалах и ценностях.
· Психологические определения, в которых упор делается либо на процессе адаптации к среде, либо на процессе научения, либо на формировании привычек.
· Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры.
· Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения: культура рассматривается или как продукт (артефакт), или упор делается на идеи, или подчеркивается роль символов, или определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура.
Ø К какому из перечисленных типов можно отнести следующие определения?
Культура – это некое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.
Э. Тайлор.
Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.
Э. Сепир.