Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурав СССР в 20— 30-е гг.




С победой Октябрьской революции 1917 г. и уста­новлением диктатуры пролетариата наука и культу­ра стали «частью общепартийного дела»: их раз­витие было всецело подчинено общим целям соци­алистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным ру­ководством. По мере того как утверждалась одно­партийная политическая система, изгонялась оппо­зиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творче­скую самостоятельность. Шел процесс формирова­ния культуры, свойственной тоталитарному об­ществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 20—30-е гг. не зна­ли взлетов, крупных свершений, выдающихся от­крытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликви­дация массовой неграмотности. Миллионы взрос­лых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-чи­тален, библиотек. Новая система образования стро­илась на принципах единой трудовой школы. Обяза­тельным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яр­кая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная систе­ма, безоценочное обучение, лабораторный метод, са­моуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школь­ном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и кресть­ян. Особое внимание уделялось подготовке препода­вателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х — 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и препода­вателей, по мнению властей, не освоивших маркси­стское учение. Жертвами репрессий вместе с педаго­гами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить иссле­дования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, эко­номистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бер­дяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» по­явился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологи­ческое давление на ученых-гуманитариев было до­полнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий — выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, фило­соф П. А. Флоренский и др.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Ка­пицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зе­линским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладыва­ло в развитие точных и естественных наук значи­тельные средства, стремилось повысить материаль­ный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бю­ро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Хо­дасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попы­ток найти необычные, яркие художественные фор­мы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролет­культ, Российская ассоциация пролетарских писа­телей, группа «Серапионовы братья», «Литератур­ный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей куль­туры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязатель­ным для советского искусства художественным ме­тодом был объявлен метод социалистического ре­ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Ре­шающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологи­ческих кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных кано­нов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Ба­бель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тотали­тарный строй уничтожал свободу творчества, духов­ного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, су­ровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. Ахматова).

И все-таки писателями, художниками, компози­торами, деятелями театра и кино в эти годы были со­зданы талантливые и даже выдающиеся про веде­ния: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Марга­рита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камер­ная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, ки­нофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

 


Билет № 16





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2318 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.