Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Складывание тоталитарной системы в СССР в 20— 30-е гг.




Курс на утверждение однопартийной политиче­ской системы (такой системы, при которой сохраня­ется единственная и, следовательно, правящая пар­тия) полностью соответствовал теоретическим пред­ставлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и система­тически применяющая его в отношении «враждеб­ных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со сторо­ны других партий. Столь же нетерпимым для дан­ной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей пар­тии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допус­кавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохра­нил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки мно­гопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей ком­мунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затрав­ленные и запуганные меньшевики объявили о са­мороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монар­хические и либеральные партии были ликвидирова­ны в первые годы после Октябрьской революции 1917г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было поконче­но. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В. И. Ленин после завер­шения Гражданской войны считал ключевым, «воп­росом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракци­онную деятельность. В не менее знаменитых послед­них работах 1922—1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство пар­тии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострив­шаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (ян­варь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущи­ми силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в дерев­не; как развивать промышленность; где взять день­ги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолют­ную власть — с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

19231924гг. — «триумвират» (И.В.Сталин, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев) против Л. Д. Троцко­го. Идейное содержание: Троцкий требует прекра­тить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руковод­ство экономикой, обвиняет лидеров партии в пере­рождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси­ление Сталина.

1925 г. — Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зи­новьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения соци­ализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защи­щает старый лозунг «мировой революции» и крити­кует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппози­ции» с Троцким.

1926—1927 гг. — Сталин, Бухарин, Рыков, Том­ский и др. против «объединенной оппозиции» Зи­новьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем из­гнание из страны Троцкого.

1928—1929 гг. — Сталин против «правой оппози­ции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержа­ние: Сталин выдвигает курс на форсированную ин­дустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овла­девшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и го­сударстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэ­па, форсированную индустриализацию, коллекти­визацию сельского хозяйства, утверждение команд­ной экономики.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже став­шей тоталитарной. Тоталитарным называют та­кое общество, в котором ликвидирована многопар­тийность и существует однопартийная полити­ческая система; правящая партия срослась с го­сударственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства об­щества не существует, все общественные организа­ции и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский ап­парат, проводящий репрессии в отношении граж­дан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.

Экономической основой тоталитаризма совет­ского типа была командно-административная сис­тема, построенная на огосударствлении средств про­изводства, директивном планировании и ценообра­зовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустри­ализации и коллективизации.

Однопартийная политическая система утверди­лась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии го­сударству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизован­ным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партий­ной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной ле­гальной политической организацией. Советы, фор­мально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все го­сударственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ве­дущие деятели партии занимали руководящие пос­ты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состо­яться без одобрения партийных ячеек.

Что касается комсомола, профсоюзов, других об­щественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеоб­разные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабо­чих, комсомол для молодежи, пионерская организа­ция для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общест­ва, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в со­знание людей в виде лозунгов, песен, стихотворе­ний, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот про­грессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идей­ную чистоту граждан.

Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг.

В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились пре­дельно конкретными и близкими. Песни, кинофиль­мы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пира­мида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложивший­ся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академи­ков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. про­тив бывших вождей партии (Г. Е. Зиновьев, Н.И.Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни по­чти 1 млн. расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное обще­ство расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покор­ность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценнос­ти, если она нужна обществу. Террор имел и эконо­мическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для будущих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда нг справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначитель­ности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагиче­ски расколотое восприятие действительности свойст­венно тоталитаризму, который требует, говоря слова­ми философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и сво­бод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как соци­алистическое государство рабочих и крестьян. Конс­титуция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистиче­ская собственность на средства производства. По­литической основой СССР признавались Советы де­путатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.


Билет № 12





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2504 - | 2303 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.