Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первобытное общество на территории Беларуси 8 страница




Развитие промышленности и торговли содействовало улуч­шению путей сообщения. В широких масштабах началось строи­тельство каналов, мостов, дорог. В 1797 г. началось строительство Березинского канала, соединившего бассейны Днепра и Запад­ной Двины, в 1799 г. возобновились работы по завершению строи­тельства Огинского канала, который должен был соединить бас­сейны Днепра и Немана. В восточной части Белоруссии интенсивно велось строительство так называемых почтовых до­рог. За один только 1777 год были построены 134 почтовые станции.

Успехи в развитии экономики, политические перемены спо­собствовали оживлению культурной жизни. Росло количество школ, библиотек, возрастал интерес местного населения к дости­жениям русской культуры, науки, общественной и политической жизни страны. В Белоруссию в большом количестве начали по­ступать «Труды вольного экономического общества», журналы Новикова и другие издания.

В распространении литературы на русском языке большую роль начали играть типографии. Они были открыты в Минске, Могилеве, Гродно. Кроме официальных документов, в них печа­тались литературные произведения и учебники. Особенно широ­кое распространение в это время получили в Белоруссии труды М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина, Я.П.Козельского, Ж.Ж.Руссо, Ф.Вольтера, Д.Мильтона, Ж.Бюффона, Д.Лока, Ж.Б.Мольера, Ш.Л.Монтескье и многих других русских и зарубежных авторов.

Представители интеллигенции Белоруссии интересовались достижениями русского искусства. В губернские города приез­жали актеры из Петербурга, Москвы, Киева, Казани и других го­родов России и Украины. Их выступления пользовались большой популярностью среди местной публики.

Началось и научное изучение Белоруссии. Уже в феврале 1773 г. Российская академия наук приняла решение о направле­нии в восточные районы Белоруссии двух научных экспедиций — астрономической под руководством адъюнкта И.Исленьева и фи­зической во главе с академиком И.И.Лепехиным. Экспедиции со­брали большой материал о природных условиях Белоруссии, ее полезных ископаемых, исторических памятниках, жизни и быте населения.

Со второй половины 70-х годов в Белоруссии проводилось генеральное межевание земель, в процессе которого был собран огромный материал по статистике и экономике Белоруссии. Мно­гие материалы были опубликованы.

В 1800 году в Белоруссии побывал известный русский поэт и государственный деятель Г.Р.Державин. Он оставил интересные записки, в которых описано тяжелое положение крестьян, произ­вол помещиков и арендаторов.

В 1783 году по дороге на Волынь через Белоруссию проезжал известныйминеролог академик В.М.Севергин. Свои впечатления о путешествии по Белоруссии он изложил в книге «Записки путе­шествия по западным провинциям Русского государства» (СПБ, 1803 г.).

Как видно из вышесказанного, присоединение Белоруссии к России имело в целом прогрессивное значение. Началось быст­рое развитие экономики, торговли, культуры, уменьшилось рели­гиозное и национальное угнетение. Этому содействовала и поли­тика царского правительства, стремившегося закрепить свое влияние на присоединенных землях.

 

Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в.

Развитие культуры Белоруссии во второй половине XVII— ХVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Белоруссия вместе с ней

переживала затяжной кризис. Подъем времен Ренессанса и Ре­формации сменился упадком. Активизировались силы контрре­формации во главе с орденом иезуитов. Исполняя решения Три-

дентского собора, они жестоко преследовали православие и протестантизм. Научные знания объявлялись грешными и несов­местимыми с христианством.

С наибольшей силой регресс в области научных знаний про­явился в философии. Ни одна из великих проблем новейшей тео­рии познания и природоведения, сформулированных западными философами Гобсом, Спинозой, Лейбницем и др., не получила отклика в Речи Посполитой. Это было связано с тем, что филосо­фия носила исключительно академический характер.

Важнейшими центрами религиозной схоластики в Белорус­сии и Литве была Виленская академия и многочисленные иезуит­ские коллегии в Минске, Витебске, Гродно, Бресте и других горо­дах и местечках. Основными предметами изучения в них были теология, латинский язык, философия. Изучение философии рас­сматривалось как подготовка для усвоения «высшей мудрости», т.е. богословия. В загоне находились и другие области научных знаний. Если в Западной Европе в XVI — XVIII вв. математичес­кая наука достигла значительных успехов, возникли новые направ­ления: аналитическая геометрия, интегральные исчисления, то в Речи Посполитой все оставалось на уровне элементарных знаний Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного ха­рактера. Ученые-медики, например, боясь обвинений в ереси, стремились обойти спорные проблемы, постоянно использовали в своей практике иррациональные приемы. Считалось, что с бо­лезнями необходимо бороться прежде всего при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем дру­гие средства.

Но схоластическая философия и наука в Белоруссии и Литве в рассматриваемый период не были монолитными. И через них пробивались искры свободомыслия и материализма. В 80-е годы ХVII в. подсудок Брестского суда, воспитанник местной иезуитс­кой коллегии, Казимир Лыщинский написал на латинском языке трактат «О несуществовании бога». По мнению автора, бог явля­ется плодом человеческой фантазии. Философ отрицал бессмер­тность души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания. Католические инквизиторы жестоко распра­вились с белорусским мыслителем. В 1689 году он был сожжен на костре в Варшаве.

Во второй половине XVII в. в Белоруссии начали распростра­няться идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить государственные реформы, опираться на светские зна­ния, считали свободу мышления обязательным условием разви­тия науки. Наиболее ярко ранние просветительские идеи прояви­лись в творчестве таких поэтов и мыслителей, как Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Станислав Щука, Илья Копиевич и др. Но из-за преследований иезуитов они вынуждены были по­кинуть пределы Белоруссии.

В середине и во второй половине ХVIII в. в результате ожив­ления социально-экономической жизни, внедрения элементов капиталистического способа производства идеи Просвещения получили более широкое распространение. К наиболее видным представителям просветительской мысли Белоруссии этого вре­мени следует отнести К-Нарбута, Б.Добшевича, М.Почобута-Одляницкого, М.Карповича, И.Хрептовича, А.Довгирда, С.Юндила, В.Яблонского, И.Еленского и др. Благодаря им в общественно-по­литической и философской мысли Белоруссии на смену контрреформационной схоластике пришел религиозный скептицизм. В своих трудах они опирались на достижения природоведческих наук, славянской и западноевропейской рационалистической философии. Но поскольку в Белоруссии буржуазные отношения были еще развиты слабо, а в роли третьего сословия выступала преимущественно мелкая шляхта, то мировоззрение белорусских просветителей не отличалось последовательностью. Многие из них считали, что положение дел в обществе можно изменить путем постепенных реформ, а для этого достаточно только изменить взгляды людей, воспитать в человеке высокие гражданские чув­ства.

В неблагоприятных условиях в Белоруссии во второй полови­не XVII — ХVIII в. развивалось и образование. Постоянные гоне­ния православных братств, их погромы привели к сокращению количества братских школ. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении XVI — XVII вв. они открыли в Белорус­сии около 20 коллегий. Преподавание в них велось на латинском языке и по содержанию знании, духовной и политической ориен­тации не соответствовало требованиям времени. Основными пред­метами в иезуитских школах были: грамматика, риторика, этика, мораль, богословие, физика и математика.

Рядом с иезуитами, хотя и в меньших масштабах, действова­ли униаты. Проводником их идей был орден базылян, имевший также довольно разветвленную сеть своих школ. В конце XVII в. здесь начали открывать свои школы другие католические ордена: доминиканцы, кармелиты, пияры и другие.

Такая система образования в Белоруссии просуществовала до второй половины XVIII в. Но она уже не могла удовлетворить нужда развивающейся экономики. Необходима была реоргани­зация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана эдукационная комиссия. Осуществляе­мые ею мероприятия, в целом, носили прогрессивный характер. Из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запреща­лось преподавание теологии. Большое значение придавалось изу­чению физики, математики, природоведению, нравственности, физическому воспитанию.

За 20 лет своего существования комиссия открыла в Бело­руссии 20 школ, которые являлись средней ступенью в системе обучения.

Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и По­ставах в 70-е годы XVIII в. меценатом А.Тизенгаузом. Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обу­чались преимущественно дети крепостных крестьян.

Реформа просвещения в Речи Посполитой совпала с ликви­дацией в 1773 г. ордена иезуитов. Она соответствовала нуждам времени, но ее практическое осуществление было мизерным, ибо хозяевами жизни по-прежнему были недальновидные феодалы-крепостники.

Ликвидация ордена иезуитов и более широкое распростра­нение идей Просвещения в последней четверти XVIII в. положи­тельно сказались на развитии высшего образования и научных знаний. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу Великого княжества Литовского, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Белоруссии. В ней работа­ли такие выдающиеся ученые того времени, как М.Почобут-Одляницкий, С.Юндил и др.

Мартин Почобут-Одляницкий (1728 —1810 гг.) был одним из организаторов и директором Виленской обсерватории, долгое время работал ректором Главной школы ВКЛ. За заслуги в изуче­нии природоведения и астрономии избирался членом-корреспон­дентом Парижской академии наук. Станислав Юндил (1761 — 1847 г.) был признанным специалистом в области ботаники и зоо­логии. В 1791 г. он опубликовал книгу «Описание растений в про­винции Великого княжества Литовского», положившую начало си­стематическому научному изучению растительности Белоруссии.

Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике и эстетике принадлежит известному просветителю и меценату того времени, последнему канцлеру Великого княжества Литовского Иоахиму Хрептовичу (1728 — 1812 гг.). Широкую известность имела его библиотека в Щорсах, а его труды высоко оценивались в странах Западной Европы.

На территории Белоруссии в конце XVIII в. широкую извест­ность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенства людей и критиковали крепостное право. Их сторонни­ками были И.Хрептович, И.Страйновский, М.Карпович и другие. Большой популярностью пользовался философ и церковный дея­тель Георгий Конисский (1717 — 1795 гг.). Он высоко ценил при­родоведческие науки и их роль в познании природы. Предшествен­ником математической логики, одним из первых интерпретаторов философской системы И.Канта был С.Маймон (1753 —1800 гг.). Его знали и высоко ценили И.В.Гетэ и Ф.Шиллер.

В тесной связи с просвещением в Белоруссии развивалось книгопечатание. Монополия католической церкви в области на­уки и просвещения, преследование братских школ и типографий привели к свертыванию кирилловского книгопечатания. Книжный рынок был заполнен религиозной литературой на латинском и польском языках. Светские книги стоили очень дорого и на бело­русском языке не издавались.

Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во второй половине XVIII в. в Белорус­сии уже деистов ало 11 типографий, светская литература стала преобладать. Появились и первые периодические издания. Грод­но стал третьим городом Речи Посполитой (после Варшавы и Виль­но) и первым провинциальным центром, в котором начал выхо­дить свой печатный орган— «Гродненская газета». В 1792 г. здесь некоторое время издавались «Гродненские известия» — орган" Торгавицкой конфедерации, а в 1796 —1797 гг. печатался «Курь­ер Литовский», который позже стали издавать в Вильно.

Литература второй половины ХVII — ХVIII в. носила переход­ный характер. В ней отживали средневековые идеи и художествен­ные формы и утверждались новые. Вместо традиционного лето­писания и полемической литературы появились песенно-интимная лирика, комедии, интермедии, сатирическая проза, поэзия и дру­гие жанры, а основным художественным направлением стало утонченное барокко.

Наиболее характерными произведениями белорусской лите­ратуры переходного периода были «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу». В них осуждалось положение, в котором очутилось Великое княжество Литовское после Люблинской унии 1569 г., предательство, жадность, аморальность польской и местной бе­лорусской шляхты.

Большую историко-литературную ценность представляет со­бой и оригинальная хроника, составленная в конце XVII — пер­вой половине XVIII в. жителями Могилева — купеческим старо­стой Трофимом Суртой и начальником городской канцелярии Юрием Трубницким. В ней описываются яркие события жизни города с 1526 по 1746 г, а также события того времени, имеющие важное значение в жизни белорусского и других народов Европы.

С переходным периодом связаны и первые шаги в становле­нии белорусской драматургии. Она была представлена комичес­кими интермедиями к школьным драмам, которые ставились в стенах местных иезуитских коллегий. В отличие от школьных драм, создаваемых на латинском языке и посвященных сюжетам из Библии, интермедии писались на более понятном зрителю бе­лорусском языке, а их сюжеты брались из окружающей действи­тельности. Их главным героем был крестьянин-белорус, под мас­кой простонародности которого скрывалась натура умная, сообразительная. Не случайно, что некоторые интермедии, создан­ные в это время, прочно вошли в народный фольклор.

С интермедиями было тесно связано и возникновение в Бе­лоруссии нового драматургического жанра — комедии. Первым шагом в этом направлении явилась многоактная «Вакханалия» (1725 г.), в которой, наряду с греческим мудрецом Диогеном и польскими панами, действует «русин» Василь и его слуга Селивон, говорящие на сочном белорусском языке.

Наличие двух тенденций, связанных с древней и новой лите­ратурой, наиболее отчетливо проявилось в поэзии. В переходный период продолжало развиваться традиционное силлабическое стихосложение на древнебелорусском и старославянском языках (С.Полоцкий, А.Белобоцкий, И.Иевлевич, Ф.Утчипкий и др.). Оно окончательно размежевалось со средневековой ритмической про­зой, но тематически все реже выходило за рамки религиозно-ди­дактических вопросов. Одновременно зарождалась и успешно развивалась светская лирика, особенно песенно-любовная. Пос­ледней было свойственно новое, близкое к народному мировосп­риятие. В отличие от «высокой» поэзии, рассчитанной на элитар­ные круги, любовная лирика опиралась уже на разговорный язык, на силлабо-тоническое стихосложение.

Во второй половине XVIII в. утонченное барокко сменилось неоклассицизмом и сентиментализмом. Но литературные произ­ведения в это время писались, в основном, на польском языке. Единственным произведением на белорусском языке, дошедшим до нашего времени, является сборник анекдотов «Торба смеху».

Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии дальнейшее развитие получило театральное искусство. Особенно быстрыми темпами развивался школьный, театр. Его возникновение было связано с деятельностью ордена иезуитов. Стремясь расширить свое влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления, воздействуя на зри­тельные и слуховые эмоции людей.

Театры действовали также при православных братских шко­лах, униатских и других учебных заведениях. Они использовали театральные представления для идеологического воздействия на массы.

Продолжал развиваться и кукольный театр — батлейка. Глав­ным героем его стал белорусский крестьянин — весельчак и шут­ник Нестерка, высмеивающий фанаберистость шляхты, ее неве­жество и стяжательство.

Уникальным явлением белорусского искусства второй поло­вины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Они удов­летворяли потребности магнатов, но актерами в них была моло­дежь из числа крепостных крестьян.

Первый в Белоруссии крепостной театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматическая, опер­ная и балетная труппы. В 70-е годы XVIII в. главным центром те­атрально-музыкальной жизни в Белоруссии стал слонимский двор великого литовского гетмана М.Огинского, дяди известного ком­позитора Михаила Клеофоса Огинского. Крепостные театры су­ществовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег — в Ружанахи Деречине, Радзивиллов — в Слуцке, Зорича — в Шклове, Чернышева — в Чечерске, Тышкевичей — в Свислочи. С 70-х годов XVIII в. в Гродно и Минске регулярно показывали свои пред­ставления польские профессиональные театры В.Богуславского, Д.Моравского и др.

Одновременно с крепостными и профессиональными во вто­рой половине XVIII в. действовали театры при монастырских кол­легиях в Бобруйске, Бресте, Витебске, Жировицах, Забеллах, Лиде, Новогрудке, Пинске, Полоцке и др. Их репертуар состоял преиму­щественно из латинских трагедий и польских комедий. В конце XVIII в. школьные театры исчезли.

Деятельность крепостных и школьных театров активизиро­вала музыкальную жизнь. Во многих городах появились хорошие оркестры. В их репертуаре были произведения западноевропейс­кой классики и местных композиторов — М.Огинского, Я.Голонда, Э.Михалевича, Р.Вордоцкого, О.Бобровского, М.Ковалевского и др.

Во второй половине XVII в. в связи с развитием школьного театра значительных успехов достигло многоголосное хоровое пение. Являясь вначале преимущественно церковным, оно вско­ре внедрилось и в светскую музыкальную и театральную жизнь.

Хоровая музыка в школьной драме была тесно связана и с культурой кантов. Белорусские канты и псалмы часто приобрета­ли характер и форму народных песен. Со временем процесс вза­имопроникновения и слияния религиозно-церковной поэзии и народных мелодий породил возникновение своеобразных духов­ных стихотворений, исполнителями которых стали нищие и слеп­цы-лирики.

Господствующим стилем в архитектуре Белоруссии во второй половине XVII — первой половине XVIII в. было барокко. К 30-м годам XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художествен­ная система, получившая название «виленское барокко». Его рас­цвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который много лет работал в Белоруссии. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.

В 60 — 70-х г. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться но­вый стиль — классицизм, характеризующийся монументальнос­тью форм, симметричностью планировки, синтезом архитектур­ных, живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щор­сах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске, Чечерске, здания медицинских и театральных школ в Гродно, собор св. Иосифа в Могилеве. Впервые в Белоруссии начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельс­кая в Ворнянах Ошмянского уезда.

В тесной связи с архитектурой развивались живопись, скуль­птура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барок­ко, а во второй половине XVIII в. — классицизм.

Как и в предшествующие столетия, в это время в искусстве Белоруссии основное внимание обращалось на создание икон, настенных росписей и скульптур для церквей, костелов, дворцов, а также гравюр для украшения книг. Но во всех этих жанрах про­изошли значительные изменения. В иконописи исчезла плоско­стная трактовка фигур, на смену ей пришло объемное изображе­ние. В живописи широкое распространение получили реалистический портрет и историческая картина. Наиболее зна­чительный вклад в развитие белорусской живописи внесли пред­ставители виленской, могилевской и гродненской живописных школ.

Графика Белоруссии в это время развивалась в двух направ­лениях — книжной и станковой гравюры. Книжная графика про­должала традиции Ф.Скорины, П.Мстиславца и И.Федорова. Это особенно характерно было для Супрасльской типографии.

В развитие станковой гравюры в это время большой вклад внесли представители виленской, несвижской и могилевской гра­верных школ. Среди виленских графиков наибольшую известность приобрел Ф. Бальцевич, создавший ряд оригинальных портретов известных исторических деятелей. В Несвиже прославился Г.Лейбович, при участии которого был создан известный альбом «Изоб­ражения рода князей Радзивиллов». Ведущими представителями могилевской граверной школы были выходцы из семьи Ващенков. Они создали ряд очень тонких по художественному рисунку произведений искусства.

Художественная резьба по дереву объединяла в себе декора­тивную и станковую скульптуру. Декоративная скульптура явля­лась важнейшим средством оформления дворцовых и культовых зданий. Развивалась она в тесной связи с архитектурой и живо­писью и была органически с ними связана. Из произведений ху­дожественной резьбы по дереву того времени наибольший инте­рес представляет иконостас собора св. Николая в Могилеве. По композиции и характеру резьбы он близок к иконостасу Смолен­ского собора Новодевичьего монастыря в Москве, над созданием которого работали также мастера из Белоруссии. Но по тонкости резьбы и красоте ажурных колонок он стоит выше иконостаса собора Новодевичьего монастыря.

Во второй половине XVII — XVIII в. в Белоруссии широкое распространение получила и резная скульптура по дереву. Она развивалась под влиянием художественной резьбы и занимала видное место в оформлении интерьеров дворцов, костелов, уни­атских и православных церквей. По характеру резьбы и стилис­тическим особенностям в ней выделялись два направления. В

скульптуре православных храмов человеческие фигуры напоми­нали святых в иконах. Несколько в ином плане развивалась скуль­птура католических костелов. Под влиянием барокко в них более выразительно передавалась фактура одежды и человеческого тела, динамика движения. В качестве примера можно привести скульптуры пророка из Могилевского краеведческого музея и святых апостолов в Гродненском фарном костеле.

В конце XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Но он неоставил значительного следа в скульптуре Белоруссии.

Высокого расцвета во второй половине XVII — XVIII. в. в Бе­лоруссии достигло народно-прикладное искусство. Богатым и расточительным магнатам нужны были изящные вещи. Часть из них создавалась трудом крепостных мастеров на вотчинных ма­нуфактурах. Непреходящую художественную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50 — 60-е годы XVIII в. под руководством Яна Моджарского. Они делались из шел­ковых и золотых нитей и украшались разноцветным орнаментом, отличались удивительным сочетанием линии и цвета, четкостью композиции.

Высоким художественным уровнем отличались ковры, гобе­лены, шпалеры и скатерти, ткавшиеся в Мире, Кореличах, Гродно и Лососно около Гродно. Удивительное стекло, зеркала, фаянсо­вую посуду выпускали мануфактуры в Налибоках, Уречье, Свержене, Телеханах. Уречское стекло украшалось растительным и геометрическим орнаментом, жанровыми картинками из жизни белорусского народа, стихотворными надписями. Это свидетель­ствовало о высоком мастерстве его создателей.

Подводя итоги, следует отметить, что культура второй поло­вины XVII — XVIII в. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.

 

БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Социально-экономическое развитие Беларуси в первой половине XIX в.

В конце XVIII — первой половине ХIХ в. в Белоруссии, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостничес­кой системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промыш­ленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабри­ки. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были пред­приятия по переработке сельскохозяйственного сырья: виноку­ренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные, В сере­дине XIX века на некоторых мануфактурах стали использоваться паровые двигатели. В конце 50-х годов в Белоруссии насчитыва­лось 549 вотчинных и капиталистических предприятий с 6,5 тыс. рабочих. Вольнонаемные среди них составляли 43 %.

Переход от ручного труда к машинному (Определял промыш­ленную революцию, которая началась в Англии во второй поло­вине ХVIII века и обеспечила резкое повышение производитель­ности труда. В Белоруссии эти процессы только начинались. Развитию промышленности содействовали работы по улучшению путей сообщения, что способствовало включению белорусского хозяйства во всероссийский рынок. Большое экономическое зна­чение имели каналы, которые соединяли реки бассейна Черного моря с реками бассейна Балтийского моря (Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский). По этим водным путям Брест, Кобрин, Пинск, Борисов и другие города вели оживленную торговлю, уве­личивалось их промышленное значение. За период с 1825 по 1861 г. население 42 городов Белоруссии увеличилось с 151 тыс. до 320 тысяч человек.

Быстрый рост городского населения Белоруссии в 30 — 50 г. объясняется преимущественно не экономическими, а политичес­кими факторами, прежде всего, насильственным выселением ев­реев из деревень и помещичьих имений в города и местечки. Са­мой многочисленной категорией городского населения были мещане (75—80%) — ремесленники, мелкие торговцы, чернора­бочие и другие. Городское население платило различные государ­ственные и местные (земские) налоги и исполняло многочислен­ные натуральные повинности. Огромные налоги и повинности в пользу феодально-крепостнического государства почти полнос­тью поглощали прибыль даже зажиточной части горожан и дохо­ды городов. Они отрицательно отражались на их социально-эко­номическом развитии, на процессе первоначального накопления капитала.

Но, тем не менее, города развивались: увеличивалось число промышленных предприятий, расширялась торговля. Помимо еженедельных рынков и традиционных ярмарок все шире и шире внедрялась постоянная лавочная торговля.

Расширению торговых связей содействовала пока еще толь­ко наметившаяся производственная специализация промышлен­ного и сельскохозяйственного производства отдельных регионов. Укреплению их торговых связей способствовало начавшееся стро­ительство сухопутных торговых путей, Широкие дороги, осажен­ные березами, так называемые «гостинцы.», связывали белорус­ские города с другими городами империи. Из Белоруссии вывозили, в основном, лен и льнопродукты, зерно, водку, спирт, хлопок, сало, лес. В Белоруссию привозились промышленные то­вары.

Новые явления в экономике, которые вызывались формиро­ванием капиталистических отношений, обозначились и в белорус­ской деревне. Сельское хозяйство все больше связывалось с рын­ком, увеличивалась площадь пахотных земель, расширялись посевы технических культур (льна, конопли), возрос удельный вес картофеля и сахарной свеклы, возникло тонкорунное овцеводство. В ряде помещичьих хозяйств началось использование сельскохо­зяйственных машин. Пропагандой передовых методов земледе­лия и животноводства занималось Белорусское вольное экономи­ческое общество, которое существовало с 1826 по 1841 г. в Витебске. В 40-е годы в Горках Могилевской губернии был открыт первый в России земледельческий институт.

Кроме чисто сельскохозяйственных работ, крестьяне все боль­ше занимались промыслами, нанимались на разные работы. Рас­ширялось их имущественное расслоение: выделялись зажиточные крестьяне, которые арендовали мельницы, вели торговлю и т.д.

Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось господством феодально-барщинной системы, суще­ствованием крепостного права. Помещики с целью увеличения прибыльности имений расширяли посевы за счет крестьянских наделов, создавали новые фольварки. Но запущенная, неудобрен­ная, плохо обработанная земля давала низкие урожаи. С 1820 по 1850 г. в Витебской и Могилевской губерниях было 10 неурожай­ных лет. Крестьяне все больше разорялись и не могли в такой сте­пени, как раньше, нести возрастающие повинности. Быстрыми темпами росла задолженность помещичьих имений.

В тяжелом положении оказались и крестьяне государствен­ных имений. Они, как правило, сдавались в аренду чиновникам и обедневшим дворянам, а арендаторы стремились выжать из кре­стьян все, что можно было взять, и без зазрения совести увеличи­вали повинности.

Не имея возможности прокормить свои семьи с наделов, вып­латить вовремя многочисленные налоги и оброки, многие крес­тьяне вынуждены были искать побочные заработки. В свободное от земледельческих работ время, с разрешения помещиков или арендаторов они шли на лесоразработки, сплавные работы и до­рожное строительство, занимались извозом и домашними промыс­лами.

Многие помещики сами отдавали своих крепостных по кон­трактам на строительные и дорожные работы, часто в далекие губернии России. Плату за их труд они забирали себе.

Рост барщины, массовое обезземеливание крестьянства, ча­стые неурожаи, произвол помещиков и арендаторов вели к упад­ку крестьянского хозяйства, к еще большему обеднению кресть­янских масс. Все это вызывало недовольство крестьянства и подталкивало его на борьбу против своих угнетателей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.