Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первобытное общество на территории Беларуси 11 страница




Но в мае 1837 г. царские власти напали на след конспирации. Канарский был арестован в окрестностях Вильно. Связанные с Канарским офицеры Виленского гарнизона и избежавшие арес­та студенты Медико-хирургической академии пытались освобо­дить арестованных и уничтожить материалы следственной комис­сии. Но предательство одного из шляхтичей помешало этим планам. Начались новые аресты.

Следствие над участниками конспирации продолжалось око­ло года. Во время допросов использовались истязания. За 8 меся­цев следствия Ф.Савич получил около 12 тыс. ударов нагайками. 31 января 1838 года был объявлен приговор. Ф.Савич был отдан в солдаты на Кавказ без права выслуги в офицеры. К такому же наказанию были приговорены и два его ближайших сподвижни­ка. Остальные были отданы в солдаты, но с правом получения офицерского чина. В феврале 1838 года по приговору суда был расстрелян Ш.Канарский.

После разгрома «Демократического общества» и конспира­ции Канарского борьба не прекратилась. В той же самой Виленской Медико-хирургической академии появились новые тайные организации, которые возглавил преподаватель Ф.Чернецкий. С этими группами были связаны организации в Минске, группа М.Бокие, организации Я.Богдановича, Ю.Бакшанского, Врублевского и др. В 1840 году все эти общества были раскрыты. 177 сту­дентов академии были арестованы, а академия закрыта.

В 40-е годы Белоруссия, как и другие регионы Российской империи, постепенно начала входить в период разночинно-демократической революционности. Уже в организации Ф.Савича при­нимали участие не только шляхтичи, но и представители непри­вилегированных сословий. Разночинная интеллигенция, мелкая шляхта, однодворцы, крестьяне и ремесленники составляли кос­тяк всех революционных организаций, которые действовали в Белоруссии в конце 40-х годов. В это время действовала тайная организация «Союз свободных братьев». Центр его находился в Вильно, а отделения действовали в Минске, Ковно, Гродно, Лиде, Ошмянах, Новогрудке и др. городах. Союз объединял около 200 членов. Его программа была близка к программам тайных об­ществ предыдущего периода: ликвидация самодержавия, осуще­ствление демократических преобразований, создание независи­мой Польской демократической республики.

Деятельность «Союза» особенно активизировалась в 1848 году, когда началась революция в странах Европы. На совещани­ях членов «Союза» разрабатывались планы подготовки восста­ния, вооружения «простого народа». Велась пропаганда среди солдат и офицеров русской армии с целью вовлечь их в восстание. Но в 1849 году из-за доноса предателя «Союз» был разгромлен.

В 1848 году имели место волнения в Минской и Слуцкой гим­назиях Гимназисты высказывали солидарность с революционны­ми событиями в Европе, не подчинялись администрации. У мно­гих из них была найдена нелегальная литература. В том же году группа офицеров Минского гарнизона во главе с капитаном Алек­сеем Гусевым отказалась идти в Венгрию на подавление револю­ции. Следственные органы установили, что это был «организо­ванный бунт против царя и властей». Гусев и шесть его товарищей были расстреляны.

Во время революционных событий в Европе отдельными чле­нами революционных организаций предпринимались попытки поднять крестьян на восстания. Так, сморгоньский шляхтич Юли­ан Бакшанский, связанный с революционными организациями Вильно, обратился с воззванием к крестьянам, призывая их объе­диниться с горожанами и солдатами и выступить против панов-угнетателей. Рожденное галицийскими событиями «воззвание к сморгоньским крестьянам» сильно напугало власти. Они сделали все возможное, чтобы сузить его распространение. Автор был арестован и присужден к двенадцати годам каторги. В 1863 году он станет одним из руководителей повстанческого отряда и по­гибнет в стычке с царскими войсками.

Подводя итоги, следует отметить, что общественно-полити­ческое движение в Белоруссии в первой половине XIX в. было определяющей чертой ее политической жизни и свидетельство­вало о глубоком кризисе общества. Вместе с крестьянским дви­жением оно являлось той силой, которая вынудила царизм пойти на отмену крепостного права.

 

Культура Беларуси в первой половине XIX в.

Культура Беларуси в первой половине XIX века находи­лась под сильным влиянием польской и в меньшей степени рус­ской культуры. Это объясняется объективными условиями—дли­тельным нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным — в составе Российской империи. Но правя­щие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в кон­це XVIII — первой четверти ХIХ веков потворствовали ополячен­ному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восста­ния 1830 — 1831 гг. царское правительство начало политику вы­теснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация смени­лась русификацией.

В этих тяжелых условиях хранителями языка и националь­но-культурных традиций выступало преимущественно крестьян­ство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной зем­лей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовс­ком» патриотизме, «Литва! Отчизна моя...», «Земля новогрудская, край мой родной», — писал гениальный польский поэт Адам Мицкевич, в польскоязычном творчестве которого ярко выступа­ли белорусские языковые и фольклорные традиции. Характерным явлением того времени были тесные польско-белорусские куль­турные связи, проявляющиеся в творчестве писателей, писавших на двух языках, как это имело место в творчестве Владислава Сырокомли (Л.Кондратовича).

В основе развития культуры лежало народное образование. В первой половине XIX в. в нем произошли значительные измене­ния. Начало переменам положила эдукационная комиссия, создан­ная в 70-е годы XVIII века, еще во времена Речи Посполитой. Цар­ское правительство после присоединения белорусских земель к Российской империи сохранило общее направление в развитии народного образования. Только в 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803 г. Главная литовская школа была пре­образована в Виленский университет, который являлся учебным и административным центром одноименного учебного округа, в который в этот период входила вся территория Белоруссии, а так­же Литва и Западная часть Украины.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе созда­валось несколько типов учебных заведений. Самой низшей сту­пенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеоб­разовательных предметов в них не предусматривалось. Учащих­ся обучали в них только основам земледелия и церковному пес­нопению. Ступенью выше были уездные 4-классные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Русский язык изучался по желанию уча­щихся. Среднее образование давали гимназии. Учебный план их был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ. Несмотря на то, что гимназии считались все­сословными, в них обучались преимущественно дети чиновников и шляхты.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX в. существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии. В 1807 г. в Виленском учебном округе действовала духовная семи­нария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических мо­настырях, 8 базилианских школ и несколько школ для девочек при католических монастырях. В 1812 г. полоцкому иезуитскому кол­легиуму было предоставлено право академии. Но в 1820 году ака­демия была закрыта в связи с изгнанием из Российской империи иезуитов. В связи с этим и несколько училищ при католических монастырях были преобразованы в гимназии или уездные учи­лища.

В первой четверти XIX века система просвещения в Белорус­сии, особенно в западной ее части, работала по-польски. Польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учеб­ных заведений. Учащиеся изучали, в основном, польскую исто­рию и литературу. Это было связано с тем, что царизм искал в лице местной шляхты союзника и сознательно поддерживал по­лонизацию.

Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русско­го языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. М.Н.Новосильцев, ставший куратором Виленс­кого учебного округа, начал предпринимать меры по ослаблению польского влияния и реформированию Виленского университе­та. Были пересмотрены учебные программы, разработан новый устав университета, созданы университетская и училищная по­лиции, уволены прогрессивно настроенные преподаватели. Но Виленский университет и после этого не утратил своей роли глав­ного учебного заведения Белоруссии и Литвы. В его состав входи­ли 4 факультета — физико-математический, медицинский, мо­рально-политических наук, литературы и изящных искусств, а также учительская и духовная семинарии. На всех факультетах обучались ежегодно более 1 тыс. человек. В университете име­лась прекрасная библиотека, ботанический сад, астрономическая обсерватория, анатомический музей, лаборатории.

Более радикальные изменения в системе образования в Бе­лоруссии произошли после подавления восстания 1830 —1831 гг. В школах преподавание всех предметов было переведено на рус­ский язык, а с 1836 года преподавание польского языка как от­дельного предмета было запрещено. Католические и униатские монастырские школы преобразовывались в русские светские гим­назии и уездные училища. 1 мая 1832 года указом царя за учас­тие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. Продолжали работать только медицинский факультет, который был преобразован в Медико-хирургическую академию, и теоло­гическое отделение морально-правового факультета, на базе ко­торого была создана Римско-католическая духовная академия. Ликвидирован был также Виленский учебный округ, а террито­рия Белоруссии включена в состав Петербургского и Белорусско­го учебных округов. Выпускникам Виленского университета зап­рещалось заниматься преподаванием в школах Белоруссии и Литвы. В связи с тем, что остро ощущалась нехватка преподава­тельских кадров, учителей приглашали из российских губерний, а выпускников местных гимназий направляли в Петербургский и Московский университеты на учебу за казенный счет, после чего они должны были отработать в школах Белорусского учебного округа определенный срок. Предпринималась попытка органи­зовать подготовку русскоязычных преподавателей для приходс­ких школ и подготовительных классов гимназий в Витебской учительской семинарии, открытой в 1834 году. Но она просуще-

ствовала только 5 лет. Недолго просуществовали в Вильно также Медико-хирургическая и духовная академии. После следствия по делу «Демократического общества» в 1840 году Медико-хирурги­ческая академия была закрыта, а духовная академия в 1842 году переведена в Петербург.

Требования времени, прежде всего, развитие экономики, вынуждали местные власти принимать меры по развитию специ­ального образования. С конца 30-х годов при гимназиях были от­крыты агрономические курсы, а в 1840 году основано Гори-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт — первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. В гимназиях с 4-го класса вводилась также специализация для желающих по­ступать на военную или государственную службу или продолжать учебу в университете. С 40-х годов стали открываться начальные школы для государственных крестьян, расширяться сеть приход­ских школ в городах, местечках и деревнях.

К 60-м годам в Белоруссии существовало уже 576 учебных заведений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное учили­ще и 453 начальные школы. Обучались в них около 17 тысяч уча­щихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии.

Таким образом, несмотря на феодально-крепостническую политику царизма и засилие католического духовенства, просве­щение в Белоруссии в первой половине ХГХ в. сделало заметный шаг вперед. Определенное развитие в этот период получили и научные знания. Их развитие было тесно связано с деятельнос­тью Виленского университета и Гори-Горецкого сельскохозяй­ственного иститута.

Значительных успехов в Виленском университете достигли точные науки. Большой вклад в развитие математики и астроно­мии внес Ян Снядецкий, который долгое время был ректором уни­верситета. Благодаря ему в Вильно была открыта астрономичес­кая обсерватория, а его учебник по сферической тригонометрии считался лучшим в Европе. Брат Яна Снядецкого — Енджей внес огромный вклад в развитие химии и биологии, создав оригиналь­ную научную теорию органических веществ. Существенный вклад в развитие истории медицины и биологии внесли также профес­сора университета С.Юндил, А.Бекю, Ф.Римкевич, М.Гомолицкий, И.Франк и др.

В области гуманитарных наук в Виленском университете наи­больших успехов достигли история и литературоведение. Боль­шое влияние на формирование исторической науки в Белорус­сии и Литве в это время оказал профессор университета И.Лелевель (1786 — 1861 гг.). Он создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории и вспомога­тельным историческим дисциплинам. Многие его работы не ут­ратили своей научной ценности и сегодня. И.Лелевель был не только крупным ученым, но и выдающимся общественно-полити­ческим деятелем. Во время работы в Виленском университете он был вдохновителем тайных студенческих обществ, в 1830 — 1831 гг. — одним из руководителей восстания. Находясь в эмиг­рации после подавления восстания, И.Лелевель был одним из ли­деров европейского демократического движения, сподвижником К.Маркса, подписал созданную коммунистами программу «Меж­дународного демократического товарищества». Взгляды И.Лелевеля как демократа и революционера нашли отражение в его на­учных трудах.

Значительный вклад в развитие истории и правоведения вне­сли также И.Анацевич, Ю.Ярошевич, И.Данилович и другие ученые.

Гори-ГЬрецкий земледельческий институт выделялся доволь­но высоким уровнем химических и биологических исследований. В 1843 — 1863 гт. здесь работал К.Д.Шмидт — один из родона­чальников химической науки в Белоруссии, организатор первой химической лаборатории. В Гори-Горках работал также выдаю­щийся химик и педагог И.Тютчев.

Начавшийся процесс формирования наций, в том числе, бе­лорусской, обусловил рост интереса к прошлому, к культурному наследию белорусского народа. Это вызвало развитие этногра­фии, фольклористики, краеведения, археологии. Выдающийся вклад в их развитие внесли А.Плятэр, Ю.Немцевич, С.Даленго Ходаковский, Т.Нарбут, А.Киркор, П.Шпилевский, К.Калайдович, братья Е. и К.Тышкевичи и др. исследователи. Особо следует вы­делить заслуги в этом деле Т.Нарбута, братьев Тышкевичей и П.Шпилевского. Т.Нарбут, выходец из древнего шляхетского рода, выйдя в отставку, долгое время жил в своем родовом имении Шавры Лидского уезда. Здесь он увлекся историей и краеведени­ем. Крупнейшей работой историка-энтузиаста стала 9-томная «История литовского народа», в которой автор широко использо­вал белорусско-литовские и польские летописи, многочисленные архивные источники. Кроме исторических исследований, Т.Нар­бут занимался сбором белорусского фольклора и этнографичес­кого материала.

Братья Е. и К.Тышкевичи внесли большой вклад в развитие белорусского музееведения. Ефстафий Тышкевич основал в 1855 г. в Вильно первый в Литве и Белоруссии историко-археологический музей, которому подарил лично собранные коллекции доку­ментов и археологические материалы. При музее действовала Виленская археографическая комиссия, которая занималась сбо­ром и изданием исторических документов. Она внесла большой вклад в развитие исторической науки в Белоруссии, но была зак­рыта в 1865 году по распоряжению Н.Н.Муравьева. Константин Тышкевич большую часть своей жизни провел в Лагойске. Там он создал музей древностей, собрал большой архив древних рукопи­сей, коллекцию художественных произведений и богатую биб-

лиотеку. Занимался также археологическими исследованиями: лично изучил более 200 курганов и городнищ, составил топогра­фические планы замков и древних поселений. Среди опублико­ванных работ К. Тышкевича следует отметить его труд «Виляя и ее берега», написанный по материалам организованной им в 1856 году краеведческой и этнографической экспедиции.

П.Шпилевский создал цикл беллетризированных очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» и «Белоруссия в харакеристических описаниях и фантастических ее сказках». Они и сегодня не утратили своей ценности в качестве первоисточни­ков по истории, этнографии и фольклористике белорусского на­рода.

Отличительной чертой культурной жизни Белоруссии первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. В литературе в конце XVIII — первом десятилетии XIX веков важ­нейшим направлением был классицизм. Он соответствовал идеа­лам просвещения и оказывал значительное влияние на литера­турное творчество писателей и поэтов. Во втором десятилетии начали проявляться ростки нового литературного направления — романтизма. Наиболее сильно он проявился в творчестве моло­дых писателей и поэтов, связанных с Виленским университетом, — А.Мицкевича, Я.Чечота, А.Одинца, Т.Зана и др.

Крупнейшим поэтом Белоруссии первой половины ХIХ века был Адам Мицкевич (1798 —1855 гг.). Он родился на хуторе Зао-сье недалеко от Новогрудка в семье шляхтича. После окончания Новогрудской доминиканской гимназии учился в Виленском уни­верситете. За участие в тайных студенческих обществах был вы­слан в Россию. В 1829 году после нескольких лет, проведенных в Одессе, Петербурге и Москве, А.Мицкевич эмигрировал за гра­ницу, жил в Лозанне и Париже, активно участвовал в националь­но-освободительном движении. В 1848 году поэт организовал польский легион для поддержки итальянских карбонариев, а в следующем году начал издавать в Париже газету «Трибуна наро­да». Умер А.Мицкевич в Константинополе. Тело его было переве­зено в Париж, а в 1890 году он был перезахоронен в Кракове.

В произведениях Адама Мицкевича тема Белоруссии зани­мает центральное место. В своих ранних произведениях и круп­нейших поэмах «Дзяды», «Пан Тадеуш», «Гражина» и др. Мицке­вич использовал темы и образы, связанные с белорусским фольклором, с белорусской историей и обычаями белорусского народа. Исследователи творчества А.Мицкевича отмечают, что его литературный язык формировался под влиянием языка белорус­ского народа, поэтики белорусской песни. Есть сведения, что Мицкевич пробовал писать и на белорусском языке. К сожале­нию, эти его стихотворения не сохранились.

Творчество Адама Мицкевича оказало большое влияние на развитие литературы Белоруссии. Под его непосредственным влиянием начинали литературную деятельность Я.Барщевский, А.Рыпинский, В.Сырокомля и др. писатели и поэты.

В 20 — 30-е годы расцвел поэтический талант «белорусского Роберта Бернса» — Павлюка Багрима (1812 — 1891 гг.), от твор­ческого наследия которого до нас, к сожалению, дошло только одно стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый». Судьба крес­тьянского поэта — самородка сложилась трагически. Из-за подо­зрения в подстрекательстве крестьян деревни Крошин, где жил Багрим, к восстанию против властей поэт был сдан в солдаты. Тетради с его стихами, конфискованные жандармами во время следствия, погибли.

В 40 — 50-е годы в литературу Белоруссии пришли новые имена, появились первые произведения критического реализма. Наиболее крупными представителями демократического направ­ления в литературе того временми были В.Сырокомля, В.Дунин-Марцинкевич, А.Вериго-Даревский, Р.Подбереский и др. Самый крупный вклад в развитие белорусской литературы в это время внес талантливейший писатель, поэт и драматург Викентий Дунин-Марцинкевич (1807 — 1884 г.). Писатель родился в фольвар­ке Панюшкевичи около Бобруйска, учился в Бобруйском уездном училище, а затем, по всей вероятности, на медицинском факуль­тете Виленского университета. Некоторое время он работал в раз­личных учреждениях г. Минска, а после жил в фольварке Люцинка около Ивенца. Первыми литературными произведениями писателя были пьесы «Рекрутский еврейский набор», «Соревно­вание музыкантов», «Чудодейственная вода». Эти пьесы, напи­санные на польском языке, в содружестве с местными музыкан­тами С.Манюшкой и К.Крыжановским были поставлены на минской сцене. В 1846 году Дунин-Марцинкевич издал в Вильно пьесу «Крестьянка», где впервые в монологах и диалогах прозву­чал живой белорусский разговорный язык. Эта пьеса, несмотря на запрещение цензуры, в 1852 году была поставлена на минской сцене специально созданной любительской труппой Дунина-Марцинкевича.

В 50-е годы В.Дунин-Марцинкевич создал ряд стихотворных рассказов, повестей, баллад, занимался переводческой деятель­ностью. Среди произведений, созданных в это время, следует вы­делить «Вечерницы», «Гопон», «Халимон на коронации», «Купа-лье», «Щеровские дожинки» и др. В своих произведениях В.Дунин-Марцинкевич стремился показать жизнь белорусского крестьянина, народную мораль, мировосприятие простого чело­века. Писатель широко использовал белорусский фольклор, эт­нографический материал, но в соответствии с сентиментальным направлением в литературе идеализировал взаимоотношения в белорусской деревне, проповедовал идеи классового мира.

Знаменательным явлением литературной жизни 40 — 50-х годов было создание целого ряда анонимных произведений, име­ющих социальную и политическую направленность. Это «Гуторка Данилы со Степаном», «Вот теперь какой люд стал», «Весна гола удалась» и др. Но самым большим литературным событием этого

времени были анонимные поэмы «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе». Авторы их еще точно не установлены, но произве­дения знали многие наизусть.

Значительную роль в литературной жизни Белоруссии этого времени играли литературные журналы. Наиболее популярными из них были «Атенеум» Ю.Крашевского, «Рочник литерацкий», «Поментник науково-литэрацкий» и др.

В первой половине XIX века появились и первые публичные библиотеки.

В это время массовыми видами искусства стали музыка и те­атр. В первые десятилетия ХIХ века крепостные театры начали прекращать свою деятельность, а основной формой театральной жизни становятся театры частной антрепризы. Как правило, они носили объездной характер, свою постоянную базу имели в гу­бернских или крупных уездных городах и время от времени пред­принимали турне по окрестным городам и местечкам, выступали на крупных ярмарках, в имениях богатых феодалов. Постоянные театральные коллективы имелись только в крупных городах, та­ких, как Вильно, Минск, Гродно. Их возглавляли опытные антреп­ренеры — Матвей Кожинский, Соломея Дешнер, Доменик Морав­ский и др.

Накануне войны 1812 года в Белоруссии получил распрост­ранение любительский театр. Любительские представления дава­лись чаще всего местными шляхтичами и интеллигенцией. Вмес­те с любителями в них часто выступали профессиональные актеры.

В середине 40-х годов в Белоруссии была проведена театраль­ная реформа. Она ставила цель упорядочить театральную жизнь и перевести ее под надзор местных властей, содействовать пере­воду театральных представлений на русский язык, который до этого времени очень редко звучал с театральных подмостков. Ре­форма предусматривала также создание в губернских городах театральных дирекций, которые бы руководили театральной жиз­нью в губерниях. В состав дирекций вводились лица, назначае­мые властями, и избранные представители от местной шляхты. Эти меры привели к тому, что русский язык и русская драматур­гия в 40-е годы уже заняли ведущее место в театральных поста­новках в Белоруссии.

В это время произошла и переориентация культурных свя­зей, вызванная интересом местных жителей к русской культуре. Из произведений русской драматургии, получивших распростра­нение на театральных сценах Белоруссии в это время, следует назвать «Ревизор» Н.В.Гоголя, пьесы Д.Ленского, Н.Некрасова, П.Коротыгина, А.Островского и др. Нередкими в это время в Бе­лоруссии были также постановки пьес украинских драматургов «Наталка-Полтавка» и «Солдат-волшебник» И.Котляревского и «Шельменко-денщик» Р.Квитко-Основьяненко.

Значительным событием в театральной жизни Белоруссии се­редины ХГХ века было возникновение первой белорусской те­атральнойтруппы В.Дунина-Марпинкевича, созданнойв 1852 году для постановки пьесы «Крестьянка». Она насчитывала более 20 человек. В нее входили сам писатель и две его дочери.

Театральная жизнь Белоруссии в первой половине ХIХ века не исчерпывалась только постановками местных трупп. Часто приезжали с гастролями театральные коллективы из России, Ук­раины, Польши или отдельные оркестры-гастролеры, чтобы выс­тупить с местными труппами.

С театром было тесно связано музыкальное искусство. Му­зыка звучала в салонах местной шляхты, ее преподавали в учеб­ных заведениях, проводились сольные и оркестровые концерты, музыкальные спектакли.

В Белоруссии хорошо знали произведения западноевропейс­ких композиторов, пользовались популярностью и композиции местных музыкантов. Среди композиторов, живших и работав­ших в Белоруссии в первой половине ХIХ века, наиболее извест­ными были Михаил Клеафас Огинский, Станислав Монюшко, Д.Стефанович, Ф.Милодовский и др.

Михаил Клеафас Огинский (1765 — 1833 гг.) был выходцем из семьи крупных магнатов и известен не только как выдающий­ся композитор и исполнитель, но и как крупный политический и общественный деятель. Его предки традиционно занимали высшие государственные должности в Великом княжестве Литовс­ком. И Михаил Клеафас рано начал дипломатическую карьеру, был послом в Австрии и Пруссии. Когда началось восстание под руководством Т.Костюшки, он вернулся на родину и возглавил во­оруженные силы Великого княжества Литовского. После пораже­ния восстания Огинский вынужден был эмигрировать. Он жил в Париже, Венеции, Константинополе, Яссах. После амнистии ком­позитор вернулся на родину, жил в своем имении Залесье около Сморгони. Накануне войны 1812 г. Огинский поступил на госу­дарственную службу, был назначен сенатором. В 1822 году он выехал за границу, где и провел свои последние годы жизни.

Михаил Клеафас Огинский рано начал свою композиторскую деятельность. Часть его произведений, к сожалению, не дошла до нас. Сегодня нам известны 60 его музыкальных композиций: 4 вальса, 4 марша, 3 мазурки, несколько менуэтов, романсов, песен и более 20 полонезов. Наиболее популярным произведением ком­позитора, жемчужиной его творчества является полонез «Проща­ние с Родиной», написанный в Залесье. М.К.Огинский оставил и богатое литературное наследие — 4-томные мемуары и трактат «Письма о музыке». Музыка М.К. Огинского входит в культурную сокровищницу трех народов — польского, белорусского и литов­ского, мелос которых вдохновлял композитора.

Творчество Станислава Монюшко (1819 —1872 гг.) также свя­зано с музыкальными традициями трех народов. Родился будущий композитор в фольварке Убель, недалеко от Минска. В 1830 г. семья Монюшко переехала в Минск, где Станислав учился в гим­назии, брал уроки музыки у известного музыканта и педагога Доминика Стефановича. В дальнейшем Монюшко учился в Виль­но, откуда часто приезжал в Минск, ко многим друзьям. Одним

из них был В.Дунин-Марцинкевич. В содружестве с ним в это вре­мя С.Монюшко создал свои первые небольшие оперы и музыку для театральных представлений. Это были музыка к пьесам «Рек­рутский еврейский набор» и «Крестьянка» В.Дунина-Марцинкевича, «Каспер Хаузер» Анисе Буржуа, комедия-опера «Последняя варшавская лотерея» и др.

Некоторое время С.Монюшко работал дирижером театраль­ного оркестра в Вильно. Здесь впервые было поставлено круп­нейшее произведение композитора — опера «Галька», написан­ная им на основе народного мелоса.

В 1858 году С.Манюшко переехал в Варшаву, где работал ди­рижером и директором оперного театра, а с 1864 года — профес­сором музыкального института. В варшавский период жизни он регулярно присылал в Минск Д.Стефановичу свои музыкальные произведения, помог приобрести музыкальное образование до­чери В.Дунина-Марцинкевича Камиле и скрипачке Б.Кригер, со­действовал публикации произведений Ф.Милодовского, рецензи­ровал музыкальные труды своих земляков.

Известными музыкантами и композиторами были минчане Флориан Миладовский и Доминик Стефанович. Первый из них был учеником Мендельсона. Его перу принадлежит ряд инстру­ментальных произведений, широко известных в Европе. Доминик Стефанович известен как театральный дирижер и учитель С.Мо­нюшко. С Минском связана также жизнь и творчество Михаила Ельского — композитора и музыканта, автора многих популяр­ных танцев и инструментальных миниатюр.

В Белоруссии в это время жил и работал Антон Абрамович — автор музыкальной поэмы «Белорусская свадьба» и составитель пособия игры на фортепиано.

В первой половине ХIХ ст. в связи с экономическим подъе­мом началась активизация строительной деятельности: велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведе­ния, больницы, многочисленные общественные здания, постепен­но складывался новый тип городских поселений, формировался новый архитектурный стиль — классицизм. Особенно активно в это время велось упорядочение застройки губернских и уездных городов — выпрямлялись улицы, расширялись площади, укруп­нялись кварталы и т.д. Строительство по специальным архитек­турным планам являлось новым словом в архитектуре и опреде­ляло развитие градостроительства на многие десятилетия.

В это время впервые возникли типовые проекты гражданс­ких и жилых зданий. Возникновение типовых проектов решало проблему недостатка архитектурных кадров при массовой заст­ройке городов и местечек.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.