Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первобытное общество на территории Беларуси 1 страница




И.И. Ковкель

Э.С. Ярмусик

 

ИСТОРИЯ

БЕЛАРУСИ

С древнейших времен

до нашего времени

 

 

 


MiHCK 2000

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ

 

Доктор исторических наук, профессор Н. С. СТАШКЕВИЧ

 

Кандидат исторических наук, доцент М.Я.КОЛОЦБЙ

 

 

Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. К 56 История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. — Мн.: «Аверсэв», 2000. — 592 с. ISBN 985-6389-09-7.

Издание представляет собой краткий очерк истории Беларуси, в котором в хронологической последовательности освещаются события с древнейших времен до нашего времени, анализируется социально-экономическое, политическое и культурное развитие края.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Беларуси.

 

ВВЕДЕНИЕ

История Белоруссии насчитывает не одно тысячелетие. Она представляет важную составную часть славянской, европейской и мировой цивилизации и занимает ведущее место в системе гу­манитарной подготовки учащейся и студенческой молодежи в суверенном государстве — Республике Беларусь. И это законо­мерно, ибо каждый народ жаждет знать свою историю, без кото­рой невозможно строить настоящее и прогнозировать свое развитие на будущее. В силу этого отражение прошлого в истори­ческих трудах должно быть адекватно тому, что имело место в жизни во всем его разнообразии и противоречивости. К сожале­нию, в истории Белоруссии и на сегодняшний день имеется много «белых пятен» и тенденциозных, не обоснованных предположе­ний и утверждений.

Причин такого состояния исторической науки в Белоруссии много. Одной из них является недостаток или полное отсутствие документальных источников по той или иной проблеме. Частые войны, ареной которых была территория Белоруссии, привели к их гибели или безвозвратной потере. Некоторые проблемы выпа­ли из поля зрения исследователей в силу отношения к ним офи­циальных властей на том или ином этапе исторического разви­тия или господства в тот или иной период односторонних представлений о развитии общества. Это дает возможность мно­гим «знатокам» истории спекулировать на этих недостатках и просчетах. Особенно это характерно для наших дней. В после­днее время в исторической литературе, особенно в исторической публицистике, стали появляться труды, авторы которых, порой не имея специальной подготовки и не обременяя себя знанием исторических источников, напрочь отрицают то позитивное, что было достигнуто в исторической науке многими поколениями исследователей, произвольно меняют минусы на плюсы, плюсы на минусы и под видом новаций преподносят неискушенному читателю давно уже обоснованно отвергнутые антинаучные или околонаучные концепции.

Противостоять расползанию исторического невежества, ис­торическим спекуляциям можно только путем пропаганды объективных исторических знаний, полученных на основе все­стороннего изучения исторических источников и критического осмысления имеющейся исторической литературы. Именно это заставило авторов обобщить материал по истории Белоруссии, дать объективное изложение событий на ее территории с древ­нейших времен до наших дней.

Книга написана в соответствии с ныне действующими про­граммами по истории Белоруссии, утвержденными Министер­ством образования Республики Беларусь.

 

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Первые люди на территории Европы появились около 600 тыс. лет до н. э., в Белоруссии—около 100 тыс. лет до н. э. Это было связано с тем, что в древности территория Белоруссии была покрыта ледниками. Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенений: березинское (500 — 350 тыс. лет до н. э.), днепровское (300 — 110 тыс. лет до н. э.) и волдайское (90 — 83 тыс. лет до н. э.). Полностью ледниковый пе­риод в Белоруссии окончился только в 9-м тысячелетии до н. э. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми.

Самыми древними стоянками первобытных людей, обнару­женными археологами на территории Белоруссии, являются сто­янки около деревень Бердыж Чериковского района и Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Они датируются 40 — 30 тысячелетиями до н. э.

Первоначально первобытные люди вырабатывали орудия труда из камня. Весь этот период историки называют каменным веком. По способам и приемам обработки камня они делят ка­менный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (сред­ний каменный век), неолит (новый каменный век). Для палеоли­та характерны самые примитивные способы обработки камня — отколы, ретуширование и т.д. В мезолите люди уже использова­ли грубообработанные каменные топоры, долота, наконечники стрел, копий, ножи и т.д. В эпоху неолита каменные орудия тру­да уже изготавливались с использованием таких видов обработ­ки, как пиление, шлифование и сверление. В Белоруссии палео­лит датируется 40 — 9-м тысячелетиями до н. э., мезолит—8—5-м тысячелетиями до н. эры, неолит — 4 — 3-м тысячелетиями до н. э.

Основными занятиями первобытных людей в эпоху палео­лита были охота, рыболовство и собирательство. Охота на круп­ных животных (мамонта, бизона, северного оленя и др.) вместе с собирательством и рыболовством обеспечивали людей запасами продуктов питания, что способствовало оседлому образу жизни. Жили первобытные люди в небольших землянках, построенных из костей мамонтов, жердей, больших камней и плит, взятых из моренных отложений. Крышей служили шкуры животных, убитых на охоте. В центре жилья размещался очаг для костра. К 40-му тысячелетию до н. э. первобытные люди жили уже отдельными семьями.

Несколько парных семей составляли общину — род. Осно­вой общины в это время являлась группа родственников по ма­тери. Отсюда и название общины — материнский род. В это вре­мя уже существовали экзогамия, т.е. обычай, который строго запрещал брачные связи внутри рода, и эндогамия, т.е. браки могли заключать члены одного племени.

В эпоху позднего палеолита зародились религия и искусст­во. Первоначально люди поклонялись зверям, птицам, рыбам, ра­стениям. Такая религия называется тотемизмом. Позже возник культ потусторонней жизни, что привело к появлению погребаль­ных обрядов.

В эпоху мезолита и неолита в жизни первобытных людей про­изошли значительные изменения. Это было связано с совершен­ствованием орудий труда. Люди изобрели лук и стрелы, научи­лись лепить из глины посуду, пилить, шлифовать и сверлить камень. Появились земледелие и животноводство. С их возник­новением возросла роль мужчины, что привело к замене матри­архата патриархатом.

До конца 3-го тысячелетия до н. э. на территории Белорус­сии жили финоугорские племена, потом на смену им пришли баллы — предки нынешних литовцев и латышей. Их поселение совпало с веком металлов. Первыми металлами были медь и брон­за. В VII в. до н.э. население Белоруссии научилось выплавлять и железо.

С появлением железных орудий труда главным занятием пер­вобытных людей стало земледелие (подсечное), а основными по­севными культурами — пшеница, горох, полевые бобы, просо и др. Развитие земледелия способствовало повышению хозяйствен­ного значения животноводства, а появление железных орудий труда — развитию домашних промыслов. Все это вело к резкому повышению производительности труда, накоплению запасов ма­териальных ценностей, зарождению имущественного неравен­ства. А это уже вело к разложению первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и появление со­седской (территориальной) общины.

В этот период в жизни людей значительно возросла роль во­оруженной части населения, защищающей общину от нападений извне. Воины на своих собраниях решали все дела, касающиеся жизни общины. Из наиболее знатных воинов формировалась при­вилегированная часть общества. Такой общественно-политичес­кий строй на последней стадии первобытного общества получил название военной демократии.

Разложение первобытного общества на территории Белоруссии совпало по времени с заселением ее славянами. Славяне при­шли на территорию Белоруссии из Висло-Одерского междуречья в VI — VII вв. н. э. Расселяясь, они ассимилировали балтов. На территории Белоруссии осели три группы (союза) восточно-сла­вянских племен: в верховьях Днепра и бассейне Западной Дви­ны — кривичи (полочане), в бассейне реки Припять — дрегови­чи, между Днепром и Сожем — радимичи. Позже они составили основу белорусской народности.

На сегодняшний день в исторической литературе нет едино­го мнения о времени и путях расселения славян на территории Белоруссии. Еще недавно считалось, что славяне пришли с Юга, из лесостепных районов Украины, а прародиной их был Балкан­ский полуостров. Примерно десять лет назад эта точка зрения преобладала в школьных и вузовских учебниках. Но когда было доказано, что местопребыванием славян накануне их расселения на территории Белоруссии, Украины и России было Висло-Одерс-кое междуречье, то некоторые историки и археологи начали ут­верждать, что славяне пришли на территорию Белоруссии с За­пада и Юго-Запада и что через Белоруссию прошли почти все группы восточнославянских племен. Закрепились же на ее тер­ритории только кривичи, дреговичи и радимичи. Но такое пред­ставление, на наш взгляд, является ошибочным, ибо остается от­крытым вопрос, почему же не осели восточнославянские племена в Западной Белоруссии, где условия для жизни людей были более благоприятные, чем там, куда пошли славяне. Такое представле­ние о путях расселения славян не дает ответа и на вопрос, как здесь, в Западной Белоруссии, в условиях интенсивного движе­ния славян, еще долгое время обитали балтские племена, а сла­вяне освоили эти территории только в XI — ХП вв. Нам кажется, что более правдоподобной является концепция доктора истори­ческих наук, профессора Э.М.Загорульского, который утверждает, что славянские племена, начавшие движение из Висло-Одерско­го междуречья в юго-восточном направлении (в лесостепные рай­оны Украины), были отсечены от основной массы славянства гер­мано-кельтскими племенами, двигающимися более энергично в этом же направлении. Отсеченую группу германо-кельты раско­лоли на две части. Одна из них была оттеснена на Балканский полуостров, где позже сформировалась группа южно-славянских племен (сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы, сло­вены и болгары). Другая часть славян поселилась на северо-запа­де Украины и в южных районах Белоруссии (р. Припять). В VI — VHI вв. славяне отсюда никуда не двигались. Здесь они сформи­ровались как восточное славянство, здесь сформировалась и древ­нерусская народность—Русь, давшая потом название образовав­шемуся славянскому государству — Киевской Руси. В IX в., когда славяне значительно окрепли и в силу демографического роста им стало тесно на занятой территории, они приступили к освое­нию близлежащих земель (балтов, фино-угров, ирано-тюрков).

Впереди двигались вооруженные славянские дружины. Продви­гаясь по рекам, они строили на своем пути укрепленные городи­ща, многие из которых впоследствии стали городами. Вслед за вооруженными дружинами шло земледельческое население, ас­симилируя местных аборигенов, в частности балтов. О том, что именно таким путем шло расселение славян на территории Бело­руссии, свидетельствует освоение ими Понеманья и Побужья в XI — ХII вв. Славяне в районах своего расселения частично вы­теснили балтов, частично уничтожили, а оставшихся ассимили­ровали. В некоторых местах и славяне были ассимилированы бай­тами. Но в итоге победила славянская стихия. Это можно объяснить тем, что славяне на несколько столетий опережали по своему развитию балтов. Эти процессы продолжались довольно долго, на протяжении нескольких столетий.

 

БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII в.

Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX — первой половине ХIII в.

Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа про­изводства. Способ производства — это такой хозяйственный ук­лад, который характеризуется определенным типом отношений в жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму соб­ственности на средства производства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность на средства произ­водства. Необходимость коллективного труда и общественной соб­ственности на средства производства (землю, орудия труда) было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существо­вал уравнительный принцип распределения производимых мате­риальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на не­которые орудия труда существовала личная собственность членов общины.

В результате разложения первобытного общества складыва­ется рабовладельческий способ производства. Основным источ­ником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распрост­ранения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих про­поведей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов пита­ния, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с IX в. у восточ­ных славян шел интенсивный процесс формирования феодаль­ных отношений.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и непол­ной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником зем­ли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киев­ской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во впадение землю от ве­ликого князя за службу, в основном военную или государствен­ную. Получив землю, феодал независимо от формы собственнос­ти (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать. Феодал наделял землей крес­тьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Суще­ствовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, обро­ка продуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинно­стей была дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связа­но с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в доста­точном количестве излишков продуктов, которые феодал мог за­бирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без госпо­дина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспро­изводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производитель­ность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повин­ностей сосуществовали, но одна из них в тот или иной период была главной, доминирующей: в IX — XI в. — дань, в XI — XIV в. — оброк продуктами, в XV — первой половине XVI в. — денежный оброк, со второй половины XVI в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора —ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства привело к новому разделению труда, к отделению ремесла и торговли от земледе­лия. Это привело к возникновению городов. Летописи не говорят о точном времени их возникновения. О городах сообщается толь­ко в связи с тем или иным событием. Сами же города возникали гораздо раньше. О Гродно, например, впервые сообщается в Ипа­тьевской летописи под 1128 г., а город возник, согласно материа­лам археологических раскопок, в начале XI в. Некоторые из горо­дов основывались как военные крепости (Гродно, Браслав, Новогрудок), другие — как центры административной и хозя ственной жизни землевладельческих округ (Изяслав, Борисов), а третьи — как бывшие племенные центры (Полоцк, Туров) и т.д.

Древние белорусские города состояли из двух частей — а репленного дитинца (града) и торгово-ремесленного пасада. Мно гие из них размещались на мысах, образованных слиянием дву рек, на месте бывших городищ. И названия свои они получали с названия реки, на берегу которой возникли (Полоцк — от назва­ния реки Полоты, Витебск — реки Витьбы, Минск—Менки, Грод­но — Городничанки). Все древние города имели мощные оборо­нительные укрепления. Они обносились земляными валами, укреплялись деревянными стенами. Въезды защищали мощные деревянные башни. Некоторые крепости обносились еще глубо­кими рвами, заполненными водой.

В укрепленной части города жили князья с дружинами и феодальная знать, в торгово-ремесленных пасадах — ремеслен­ники и торговцы, основная часть населения города. Города явля­лись центрами ремесленного производства. В IХ — XI вв. в них уже насчитывалось более 40 видов ремесла: кузнечное, оружей­ное, ткацкое, сапожное и др. Но процесс отделения ремесла от земледелия еще не завершился и многие горожане занимались земледелием. Развивалась и торговля. На рынках продавались из­делия других стран и городов. Через белорусские земли прохо­дил знаменитый путь «из варяг в греки», поэтому сюда попадали товары из Скандинавии, Византии, стран Западной Европы и Ближнего Востока.

 

Социально-политическое развитие белорусских земель в IX — первой половине XIII в.

Расселение восточных славян на территории Белорус­сии совпало с развитием феодальных отношении. Они имели уже свои княжения, состоявшие из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости были свои веча и князья с дружинами. Законо­дательная власть принадлежала вечу — общему собранию всех взрослых жителей волости. Оно избирало князя, объявляло войну

и заключало мир с соседями, принимало решения, регулирующие хозяйственные и общественно-правовые отношения в пределах волости. Волостные князья, как правило, рекрутировались из быв­ших родовых старейшин» племенные князья—из волостных. При­глашались в князья и посторонние люди — варяги. Главным горо­дом Полоцкой земли был г. Полоцк. Первым известным по летописям полоцким князем был Рогволод (княжил в последней четверти X в.). Центром Дреговичской земли был г. Туров. Назва­ние города и одноименного княжества, как считают многие исто­рики, произошло от имени князя Тура. Летописи также называют Радима, который, вероятно, был первым князем радимичей.

Формирование племенных «княжений» у восточных славян проходило одновременно с формированием Древнерусского го­сударства — Киевской Руси. Это было связано с тем, что воин­ственные соседа славян — варяги и хазары — вынуждали их пла­тить дань. Чтобы противостоять агрессивным устремлениям соседей, славяне объединялись. В середине IX в. уже существова­ли северный и южный союзы восточнославянских племен. Позже они объединились и создали единое государство — Киевскую Русь. Когда и при каких обстоятельствах белорусские земли вошли в состав Древнерусского государства? Как явствует из древнерус­ских летописей, Полоцкая земля первоначально входила в состав северного союза восточнославянских племен во главе с Новгоро­дом. Полочане (кривичи) принимали участие в призвании Рюри­ка в Новгород. В летописях сообщается также, что Рюрик, став новгородским князем, начал раздавать города «мужам своим». Среди них упоминается и город Полоцк. Но в 867 г. киевские кня­зья Оскольд и Дир совершили поход на Полоцк и присоединили его к Киеву, который в это время являлся столицей южного союза восточнославянских племен. По всей вероятности, в это же вре­мя к Киеву были присоединены и земли дреговичей.

В 882 г., как сообщается в «Повести временных лет», родствен­ник новгородского князя Рюрика Олег совершил поход на Киев, занял его и сделал столицей объединенного государства — Киев­ской Руси. Киевские князья Оскольд и Дир были убиты. В резуль­тате этих событий земли кривичей (полочан) и дреговичей оказа­лись в составе Древнерусского государства. Во время правления Олега, ставшего после смерти Рюрика фактически главой объе­диненного государства (сын Рюрика Игорь был еще очень малень­ким), в состав Киевской Руси были включены и земли радимичей. Позже других в состав Древнерусского государства — Киевской Руси вошли земли Понеманья и Побужья. Это случилось во вто­рой половине XI — начале XII в. Так представляется в письмен­ных источниках (летописях) процесс включения белорусских зе­мель в состав Древнерусского государства — Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные кня­зья и бояре, составлявшие местную администрацию. Как прави­по, они рекрутировались из местной племенной знати. Крестьян и мещан держали в подчинении с помощью военной силы—кня­жеских дружин. В ряде городов важным органом самоуправле­ния оставалось вече.

О положении белорусских земель в составе Древнерусского государства в период правления Олега, Игоря, Ольги и Святосла­ва в летописях сведений фактически нет. Известно только, что полоцкая дружина принимала участие в походах Олега на Визан­тию и последняя платила дань древнерусским городам, в том числе Полоцку.

После смерти Святослава (972 г.) великим киевским князем стал его сын Ярополк (972 — 980 гг.). Вскоре он поссорился со своим младшим братом — Полянским князем Олегом и убил его. Второй брат — новгородский князь Владимир, боясь участи Оле­га, сбежал к варягам, но" через 2 года вернулся и начал борьбу против Ярополка. Готовясь к походу на Киев, Владимир решил за­ручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода и послал к его дочери Рогнеде сватов. Но Рогнеда в оскорбительной форме от­казала Владимиру. Тогда он напал на Полоцк, убил Рогволода и 2-х его сыновей, а Рогнеду взял в жены силой. Разбив войско Яро­полка в 980 г. Владимир стал великим киевским князем.

Рогнеда родила Владимиру шестерых детей (четверых сыно­вей и двоих дочерей). Но после, согласно легенде, она совершила неудачное покушение на жизнь Владимира, за что якобы была сослана вместе со старшим сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав вскоре занял дедушкин престол и возобновил мес­тную княжескую династию. После его смерти (1001 г.) полоцкими князьями были сыновья Изяслава — Всеслав (1001 — 1003 гг.) и Брячислав (1003 — 1044 гг.).

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальней­шим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодаль­ных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политичес­кому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют соб­ственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суве­ренными, независимыми от столичного города Киева.

Одним из первых начало обособляться Полоцкое княжество. После смерти Брячислав а (1044 г.) полоцким князем стал его сын Всеслав Брячиславович (1044 — 1101 гг.). Сначала он не высту­пал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками. Но уже в 1065 г. Всеслав напал на Псков, который находился под эгидой Киева. Нападение было отбито. Но в следу­

кэшем, 1066 г., Всеслав захватил Новгород, разграбил его, а боль­шое количество населения взял в плен. В ответ на это киевский князь Изяслав Ярославович ворвался в Полоцкую землю, осадил и взял Минск (1067 г.). 3 марта 1067 г. на р. Немига произошла битва между войсками Всеслава и киевских князей. Всеслав по­терпел поражение. После этого Изяслав Ярославович заманил Всеслава в свой лагерь под Оршей, вероломно захватил его в плен и посадил в тюрьму в Киеве. Но в сентябре 1068 г. в Киеве вспых­нуло восстание, во время которого Всеслав был освобожден и про­возглашен великим киевским князем.

Правление Всеслава в Киеве продолжалось недолго. В1069 г. Изяслав Ярославович вернулся из Польши в Киев, и Всеслав сбе­жал в Полоцк. Сын Изяслава — Мстислав изгнал его из Полоцка и занял город. После смерти Мстислава в Полоцке правил второй сын Изяслава — Святополк. Но в 1071 г. Всеслав вернул себе По­лоцк. Правда, киевские князья не оставили в покое Полоцкую зем­лю. Племянник Изяслава — Владимир Мономах несколько раз врывался в пределы Полоцкой земли, разрушая ее города и села.

В конце XI — начале XII в. обособились от Киева и другие белорусские земли. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское княжества. На юге обособились Пинс­кое и Дубровенское княжества. Тяжелее всего вело борьбу за ос­вобождение Туровское княжество, которое непосредственно межевало с Киевским. Ему удалось выйти из подчинения Киеву только во второй половине ХII в. Здесь утвердилась самостоятель­ная княжеская линия — наследников киевского князя Святопол-ка Изяславовича. Но, выйдя из-под власти Киева, Туровское кня­жество распалось на ряд отдельных уделов и княжеств. Уже в 1128 г. в летописях упоминается о Клецком уделе. Во второй по­ловине ХII в. выделяется Дубровицкое, в конце того же столетия независимым становится Слуцкое княжество. Раздробленное и обособленное, когда-то обширное Турово-Пинское княжество в ХIII в. попадает под влияние то галицко-волынских, то литовских князей.

Не сохранила своего единства Полоцкая земля. После смер­ти Всеслава она также начала распадаться. Уже в начале XII в. из ее состава выделились Минское и Друцкое княжества, в 1128 г. — Изяславское, в середине ХII в. — Строжевское, в 1162 г. — Городецкое, в 1165 г. — Витебское, в 1181 г. — Лагойское, в начале ХIII в. — Герцикское и Кукенойское.

В 60 — 70-х г. ХII в. Полоцкое и Витебское княжества попали в зависимость от более сильного в тот период Смоленского кня­жества, которое также обособилось от Киева и стремилось рас­ширить свои владения. Под властью смоленских князей в то вре­мя находились также Орша, Копысь, Кричев, Пропойск, Мстиславль. Земли, расположенные на левом берегу Днепра, на юго-востоке от Рогачева, а также небольшая территория на пра­вом берегу Днепра с Речицей, находились во владении чернигов­ских князей. Земли в нижнем течении Припяти: Мозырь, Братин и др. относились к Киевскому княжеству.

Берестейская земля после распада Турово-Пинского княже­ства попала в состав Галицко-Волынской земли. Вскоре в ее под­чинение попала и так называемая Черная Русь (Гродненское, Новогрудское, Волковысское княжества).

 

Борьба населения белорусских земель против иноземных завоевателей (конец ХII —первая половина ХIII в.)

Политически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии немецких крестоносцев, которые во второй половине ХII в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, которые высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца XII в. между ними и прибал­тийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связа­но с именем епископа Альберта, который построил в устье Запад­ной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В ско­ром времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помо­щи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ли­вов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и две крепости— Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успе­шен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынужде­ны были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римс­кий и правители других стран Западной Европы.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разгра­били и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епис­копом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отка­заться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но до­биться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вы­нужден был отказаться от Нижнего Подвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан про­тив крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты ли­товцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества не­которое время еще принадлежал Полоцку.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.