ПУРУША (санскр.). «Человек», небесный человек. В другом аспекте — Дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я».
ПУРУША НАРАЯНА (санскр.). Предвечное мужское начало — Брама.
ПУРУШОТТАМА (санскр.). Буквально, «лучший из людей»; метафизически, однако, это дух, Верховная Душа вселенной; титул Вишну.
ПУТО (санскр.). Остров в Китае, где Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь имеют множество храмов и монастырей.
ПУТРА (санскр.). Сын.
ПУ-ЦИ К’ЮН-ЛИН (кит.). Буквально, «Всемирный Спаситель всех существ». Титул Авалокитешвары и Будды.
ПУШАН (санскр.). Ведийское божество, истинное значение которого для востоковедов остаётся неизвестным. Оно охарактеризовано как «Питающий», кормящий все (беспомощные) существа. Эзотерическая философия объясняет смысл этого. В Таиттирия Брахмане о нём говорится: «Когда Праджапати создал живые существа, Пушан питал их». Потому это та же таинственная сила, которая кормит зародыш и нерождённого младенца с помощью осмоса, и которая названа «атмосферической (или акашной) кормилицей», и «отцом-кормильцем». Когда лунные Питри выявили людей, те оставались бесчувственными и беспомощными, и именно «Пушан кормил первичного человека». Также название Солнца.
ПУШКАЛА (санскр.) или Пушкола. Пальмовый лист, приготовленный для писания на нём; применяется на Цейлоне. Все местные книги написаны на подобных пальмовых листах и сохраняются веками.
ПУШКАРА (санскр.). Голубой лотос; седьмая Двипа, или зона, Бхарата Варши (Индии). Знаменитое озеро близ Аджмера; также имя собственное некоторых лиц.
ПХАЛА (санскр.). Воздаяние; следствие или результат определённых причин.
ПХАЛГУНА (санскр.). Имя Арджуны; также название месяца.
ПХО (кит.). Животная Душа.
ПШЕНТ (егип.). Символ в форме двойной короны, означающий присутствие Божества как в смерти, так и в жизни, на земле так же, как и в небе. Этот Пшент носили лишь определённые боги.
ПЭАН (греч.). Гимн радости и восхваления в честь бога Солнца Аполлона или Гелиоса.
ПЭМАНДР (греч.). «Божественная Мысль». Египетский Прометей и персонифицированный Ноус, или божественный свет, который появляется перед Гермесом Трисмегистом и наставляет его в герметическом труде под названием «Пэмандр».
ПЯТЬДЕСЯТ ВРАТ МУДРОСТИ (каббал.). Это число является маскировкой, а на самом деле существуют 49 врат, ибо Моисей — а более высокого адепта в еврейском мире нет — достиг, согласно каббале, и прошёл только 49-тые. Эти «врата» олицетворяют различные планы Бытия или Сущности. — Таким образом, они суть «врата» Жизни и «врата» постижения, или степени оккультного знания. Эти 49 (или 50) врат соответствуют семи вратам в семи пещерах посвящения в Мистериях Митры. Рапределение 50-ти врат на пять главных, из которых каждые включают десять врат снова является маскировкой. Именно в четвёртых вратах из этих пяти, с которых начинается, (заканчиваясь десятыми), мир Планет, образуя таким образом семь, соответственно семи низшим сефиротам, — сокрыт ключ к их значению. Они также называются «вратами Бины», или понимания.
Р
Р и КРЕСТ [ ], называемый обычно Штандартом Константина. Однако, он был одной из древнейших эмблем в Этрурии до римской Империи. Это также было знаком Озириса. Как длинный латинский, так и греческий наперсный кресты — египетского происхождения; первый очень часто можно увидеть в руке Гора. «Столь обычные в Европе крест и изображение распятия встречаются на груди у мумий» (Бонвик).
РА (егип.). Божественная Вселенская Душа в её проявленном аспекте — вечно горящий свет; также персонифицированное Солнце.
РАВАНА (санскр.). Царь демонов (ракшасов), властитель Ланки (Цейлона), который похитил Ситу, жену Рамы, что привело к великой войне, описанной в «Рамаяне».
РАВВИНЫ (евр.). Первоначально учителя Священных Мистерий, каббалы; позднее каждый левит жреческой касты становился учителем и раввином. (См. ниже ряд раввинов-каббалистов, составленный W.W.W.).
1. РАВВИН АБУЛАФИА из Сарагосы. Родился в 1240 г., основал школу каббалы, названную его именем; его главные труды: «Семь путей закона» и «Послание раввину Соломону».
2. РАВВИН АКИБА. Автор знаменитого каббалистического труда «Алфавит R.A.», в котором каждая буква рассматривается как символ некой идеи и эмблема некоторого чувства; «Книга Еноха» первоначально была частью этого труда, который появился в конце восьмого столетия. Этот труд не был чисто каббалистическим трактатом.
3. РАВВИН АЗАРИИЛ БЕН МЕНАХЕМ (1160 г.). Автор «Комментариев к десяти сефиротам», являющегося древнейшим чисто каббалистическим трудом из сохранившихся, за исключением «Сефер Иециры», которая, хотя и старше, но не связана с каббалистическими сефиротами. Он был учеником Исаака Слепого, который считается отцом европейской каббалы, и сам был учителем не менее знаменитого Р. Мозеса Нахманида.
4. РАВВИН МОЗЕС БОТАРИЛ (1480 г.) Автор знаменитого комментария к «Сефер Иецире»; учил, что с помощью аскетической жизни и применения заклинаний, сны человека могут стать пророческими.
5. РАВВИН ХАЙИМ ВИТАЛЬ (1600 г.). Большой знаток каббалы, в том виде, как она преподавалась Р. Исааком Лорией; автор одного из известнейших трудов «Оц Хиим», или «Древо Жизни»; этот труд использовал Кнорр фон Розенрот в «Книге о Рашит ха Гилгалим», — вращении души, или схеме перевоплощений.
6. РАВВИН ИБН ГЕБИРОЛ. Знаменитый еврейский раввин, автор гимна «Кэтер Малкут», или «Королевский Венец», который появился около 1050 г.; это прекрасная поэма, воплотившая в себе доктрины Аристотеля, и даже теперь она составляет часть особой еврейской службы в вечер перед великим ежегодным Днём Искупления (см. Гинзбург и Захс, «Religious Poetry of the Spanish Jews»). Этот автор также известен как Авицеброн.
7. РАВВИН ГИКАТИЛЛА. Выдающийся каббалист, живший около 1300 г.; автор известных книг «Ореховый Сад», «Врата к Гласным Точкам», «Тайна сияющего Металла» и «Врата Праведности». Уделял особое внимание применению гематрии, нотарикона и темуры.
8. РАВВИН ИСААК СЛЕПОЙ из Посквейро. Первый, кто в Европе — около 1200 г. — открыто преподавал теософские доктрины каббалы.
9. РАВВИН ЛОРИА (пишется также Луриа; его называли также Ари, по его инициалам). Основал школу каббалы около 1560 г. Он не писал книг, но ученики сохранили его учения, и Р. Хайим Виталь опубликовал их.
10. РАВВИН МОЗЕС КОРДОВЕРО (1550 г.). Автор нескольких широко известных каббалистических трудов, а именно, «Нежный Свет», «Книга Уединения» и «Гранатовый Сад»; последний можно прочесть на латыни в «Kabbaleh Denudata» Кнорра фон Розенрота под заглавием «Tractatus de Animo, ex libro Pardes Rimmonim». Кордоверо известен своей приверженностью к строго метафизической стороне, игнорируя чародейское направление, которым увлекался раввин Саббатаи Зеви и едва не погиб в погоне за этим.
11. РАВВИН МОЗЕС ДЕ ЛЕОН (около 1290 г.). Редактор и первый издатель «Зогара», или «Сияния», самой знаменитой из всех каббалистических книг и почти что единственной, более или менее переведенной на английский. «Зогар», как утверждают, в основном написан ещё более знаменитым раввином Симоном бен Иохаи, который жил во время правления императора Тита.
12. РАВВИН МОЗЕС МАЙМОНИД (умер в 1304 г.). Известный еврейский раввин и писатель, осуждавший применение чар и амулетов и протестовавший против каббалистического применения божественных имен.
13. РАВВИН САББАТАИ ЗЕВИ (род. в 1641 г.). Очень известный каббалист, который, переступив догму, завоевал широкую славу как тавматург, совершая чудеса с помощью божественных имён. Позднее он провозгласил мессианство и попал в руки султана Турции Мухаммеда IV; был бы казнён, но спас свою жизнь, приняв магометанскую веру. (См. Джост, «Judaism and its Sects».)
14. РАВВИН СИМОН БЕН ИОХАИ (около 70 - 80 г. н.э.). Именно с этим именем связаны тайна и поэзия возникновения каббалы — как дара божества человечеству. По преданию, каббала была божественной теософией, впервые преподанной Богом собранию ангелов, и некоторые отблески её совершенства были переданы Адаму; мудрость эта перешла от него к Ною, затем к Аврааму, от которого египтяне его времени узнали некоторую часть доктрины. Моисей получил частичное посвящение в стране, где он родился, и оно было усовершенствовано через прямые контакты с божеством. От Моисея она перешла к семидесяти патриархам еврейского народа, а от них теософская система передавалась из поколения в поколение; в особенности, Давид и Соломон стали знатоками этой сокровенной доктрины. Легенды сообщают, что не было ни одной попытки предать это священное знание письму вплоть до времени разрушения Титом второго Храма, когда раввин Симон бен Иохаи, спасаясь из осажденного Иерусалима, укрылся в пещере и оставался там двенадцать лет. Здесь Симон обучал своих последователей и своих главных учеников — раввина Елиезера и раввина Аббу — и предал письму те учения, которые в более поздние века стали известны как «Зогар» и несомненно были опубликованы раввином Мозесом де Леоном в Испании, около 1280 г. Яростный спор бушевал в течение веков среди учёных раввинов Европы вокруг происхождения этой легенды, и кажется совершенно безнадёжным, чтобы когда-либо удалось придти к точному решению, которая из частей «Зогара» — если вообще какая-нибудь — является современницей Симона бен Иохаи. (См. «Зогар»). (W.W.W.).
РАВЕЛЬ. Настоящее имя основателя современного спиритизма во Франции, который более известен под псевдонимом Аллан Кардек.
РАВИ (санскр.). Одно из названий Солнца.
РАГА (санскр.). Одна из пяти клеш (бед) философии йоги Патанджали. В «Санкхья Карика» это «препятствие», называемое страстью и желанием в смысле физическом или земном. Пять клеш суть: Авидъя, или невежество; Ашмита, эгоизм, или чувство «я есмь»; Рага, страсть; Двеша, ненависть, и Абхинивеша, страх перед страданием.
РАГНАРЬЁК (сканд.). Тип метафизического существа, называемого «Разрушителем» и «Сумерками Богов», две трети которых уничтожаются в «Последней Битве» в Эдде. Рагнарьёк будет лежать закованным в цепи на краю скалы до тех пор, пока в мире будет хоть несколько праведных хороших людей; но когда будут нарушены все законы и с земли исчезнет вся праведность и добро, тогда Рагнарьёк будет освобожден и волен обрушить все мыслимые несчастья и бедствия на обречённый мир.
РАГОН Жан. Французский масон, выдающийся писатель и великий символист, пытавшийся вернуть масонству его первоначальную чистоту. Он родился в Брюгге в 1789 г., совсем ещё мальчиком был принят в ложу и капитул «Vrais Amis», и, переехав в Париж, основал Общество Тринософов. Говорят, что он был хранителем множества документов, переданных ему знаменитым графом де Сен Жерменом, из которых он черпал все свои замечательные знания по раннему масонству. Он умер в Париже в 1866 г., оставив множество книг, написанных им, и манускриптов, которые он завещал «Великому Востоку». Из всего количества опубликованных трудов доступны очень немногие, остальные же полностью исчезли. Это случилось благодаря таинственным людям (полагают, иезуитам), поспешившим скупить все издания, какие только они могли найти после его смерти. Короче говоря, его труды сейчас исключительная редкость.
РАДЖА (санскр.). Принц или царь в Индии.
РАДЖАГРИХА (санскр.). Город в Магадхе, известный своим обращением в буддизм в дни буддийских царей. Он был их резиденцией, с Бимбисары до Ашоки, и был местом проведения первого Синода или буддийского Собора, состоявшегося в 510 г. до Р.Х.
РАДЖА-ЙОГА (санскр.). Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я — или Верховным Духом, как его называют непосвящённые. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Раджа-йога противопоставляется хатха-йоге, физической или психофизиологической тренировке в аскетизме.
РАДЖАРШИ (санскр.). Цари-Риши или цари-адепты, один из трёх классов Риши в Индии; то же, что цари-иерофанты Древнего Египта.
РАДЖАС (санскр.). «Свойство загрязнённости» (то есть дифференциации) и активности в Пуранах. Одна из трёх гун, или делений, во взаимоотношениях материи и природы, представляющая форму и изменчивость.
РАДЖАСЫ (санскр.). Старшие Агнишватты — Питри Огня; «огонь» является символом просвещённости и разума.
РАДХА (санскр.). Пастушка из числа гопи (пастушек) Кришны, которая была женой этого бога.
РАЙБХЬИ (санскр.). Класс богов в пятой манвантаре.
РАЙВАТА МАНВАНТАРА (санскр.). Цикл жизни, возглавляемый Райвата Ману. Поскольку он пятый из четырнадцати Ману (в эзотеризме — Дхиан Коганов), а существуют семь коренных и семь семенных Ману для семи Кругов нашей земной цепи глобусов (см. А.П. Синнет, «Эзотерический Буддизм» и «Тайная Доктрина», т. I, «Хронология Браминов»), то правил Райвата третьим Кругом и был его коренным Ману.
РАКА (санскр.). День полнолуния; день для оккультной практики.
РАКША (санскр.). Амулет, приготовленный во время полной луны или новолуния.
РАКШАСИ-БХАША (санскр.). Буквально, язык ракшасов. В действительности — речь атлантов, наших гигантских предков четвёртой коренной расы.
РАКШАСЫ (санскр.). Буквально, «едоки сырого», а в народном суеверии — злые духи, демоны. Однако, эзотерически, они суть гибборим (великаны) Библии, четвёртая раса, или атланты. (См. «Тайная Доктрина», II, 209).
РАМ МОХАН РОЙ. Известный индуистский реформатор, который переехал в 1833 г. в Англию и там скончался.
РАМА (санскр.). Седьмой аватар, или воплощение, Вишну; старший сын царя Дашаратха из Солнечной расы. Его полное имя Рама-Чандра, и он герой «Рамаяны». Он женился на Сите, которая была женским аватаром Лакшми, жены Вишну, и была похищена Раваной, царём демонов Ланки, вследствие чего разразилась знаменитая война.
«РАМАЯНА» (санскр.). Знаменитый эпос, сравнимый с «Махабхаратой». Создаётся впечатление, что этот эпос был первоисточником «Илиады» либо наоборот, за исключением того, что в «Рамаяне» союзниками Рамы являются обезьяны под водительством Ханумана и огромные птицы и другие звери, которые все сражаются против ракшасов,или демонов и великанов Ланки.
РАСА (санскр.). Обрядовый танец, исполняемый Кришной и его гопи (пастушками), в ежегодных празднествах, проходящих и по сей день, особенно в Раджастане. Астрономически это Кришна — Солнце,вокруг которого вращаются планеты и знаки Зодиака, символизированные гопи. То же, что и «хоровод» амазонок вокруг фаллического образа, и танец дочерей Силомских (Суд., XXI, 21), и также танец царя Давида вокруг ковчега. (См. «Разоблачённая Изида», II, 37).
РАСИТ (евр.). Мудрость.
РАСОЛЛАСА (санскр.). Первое из восьми физических совершенств или сиддхи (феноменов) хатха-йогов. Немедленное выделение секреций тела по желанию,независимо от какой-либо пищи извне.
РАСШУ (егип.). Солнечные огни, образованные в и из предвечных «вод», или субстанции, Пространства.
РАТНАВАБХАСА КАЛЬПА (санскр.). Век, в котором исчезнут все половые различия, и рождение будет происходить по способу анупадака, как было во второй и третьей коренных расах. Эзотерическая философия учит, что это произойдёт в конце шестой и в седьмой, и последней, коренной расе этого Круга.
РАТРИ (санскр.). Ночь; то тело, в которое облёкся Брама для создания ракшасов, или так называемых великанов-демонов.
РАУМАСЫ (санскр.). Класс дэв (богов), которые, якобы, произошли из пор кожи Верабхадры. Намёк на предадамическую расу, называемую «потом-рождёнными». («Тайная Доктрина», т. II.)
РАХАСЬЯ (санскр.). Название Упанишад.Буквально, сокровенная сущность знания.
РАХАТ. То же, что архат, адепт, который — приобретением божественного знания и сил — становится совершенно свободным от всех желаний на этом плане.
РА’ХМИН СЕТ (евр.). Согласно каббале, «души-искры», содержащиеся в Адаме (Кадмоне), вошли в три истока, верховьями которых были три его сына. Таким образом, тогда как «душа-искра» (или Эго),называемая Хезед, вошла в Авеля, и Гебур-а — в Кай-йина (Каина), Ра’хмин вошел в Сета, и эти три сына были разделены на семьдесят человеческих родов, называемых «основными корнями человеческой расы».
РАХУ (санскр.). Дайтья (демон), нижняя часть которого была подобна хвосту дракона. Он сделался бессмертным, похитив у богов немного Амриты — эликсира божественной жизни — ради которой они пахтали океан молока. Не будучи способным лишить Раху его бессмертия, Вишну изгнал его с Земли и превратил в созвездие Дракона, причём голову его называют Раху, а хвост — Кету; астрономически — восходящие и нисходящие точки пересечения орбит. Вместе с этим придатком он с тех пор постоянно ведёт войну с раскрывшими его воровство — Солнцем и Луной, и, говорят, проглатывает их (во время затмений). Конечно, легенда эта имеет мистическое и оккультное значение.
РАХУЛА (санскр.). Имя сына Гаутамы Будды.
РАШИ (санскр.). Астрологическое деление, шестое, относящееся к Канья (Деве), шестому знаку Зодиака.
РАШИ-ЧАКРА (санскр.). Зодиак.
РЕЙХЛИН Джон. Прозванный «Отцом Реформации»; друг Пико делла Мирандолы, учитель и наставник Эразма, Лютера и Меланктона. Он был выдающимся каббалистом и оккультистом.
РЕК-ГЕТ-АМЕН (егип.). Название жрецов, иерофантов и учителей магии, которые, согласно Ленорману, Масперо, Шампольону и пр., и пр., «могли подниматься на воздух, ходить по нему, жить под водой, выдерживать большое давление, безболезненно переносить увечья, читать в прошлом, предсказывать будущее, делаться невидимыми и излечивать болезни» (Бонвик, «Religion of Magic»). И тот же автор добавляет: «Допущение к мистериям не наделяло магическими силами. Они зависели от двух обстоятельств: наличия врождённых способностей и знания определённых формул, применяемых при подходящих обстоятельствах». Точно так же обстоит дело и теперь.
РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ. Единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та «вера», которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их «падшими ангелами»), не требовала ни «привлекательности», ни слепой веры, ибо она была знанием. (См. Гупта Видья,Сокровенное Знание.). Именно на этой Религии Мудрости и основана Теософия.
РЕФАИМ (евр.). Призраки, фантомы. («Тайная Доктрина», II, 349).
РЕЧАКА (санскр.). Упражнение в хатха-йоге во время совершения пранаямы, или управления дыханием: а именно, выдох через одну открытую ноздрю, держа другую закрытой; одно из трёх упражнений, называемых соответственно пурака, кумбхака и речака, очень вредных для здоровья.
РЕША-АВУРА (евр., кабб.). Буквально, «Белая Голова», из которой течёт огненный флюид жизни и разума тремястами семьюдесятью потоками по всем направлениям Вселенной. «Белая Голова» — это первая сефира, Венец, или первый деятельный свет.
«РИГ ВЕДА» (санскр.). Первая и самая значительная из четырёх Вед. По преданию, была «сотворена» из Восточных уст Брамы; в оккультизме — поведана великими мудрецами на берегу озера Ман(а)саровара, по ту сторону Гималаев, десятки тысяч лет тому назад.
РИК (санскр.). Стих «Риг Веды».
РИКША (санскр.). Любое Из двадцати семи созвездий, образующих Зодиак. Любая неподвижная звезда или созвездие.
РИММОН (евр.). Гранат, символ плодородия; встречается в Ветхом Завете; фигурирует в сирийских храмах и обожествлялся там, как знак плодородной небесной матери всего; также — символ набухшей утробы. (W.W.W.).
РИМСКИЕ ПАПЫ-ЧАРОДЕИ. История знает нескольких таких, например, папу Сильвестра II, художника, изготовившего «пророчествующую голову», подобную голове, сделанной Альбертом Великим, учёным епископом Ратисбона. Кардинал Бембо назвал папу Сильвестра большим «магом и колдуном», а «голову» раздробил на кусочки Фома Аквинский, ибо та слишком много говорила. Были ещё папы Бенедикт IX, Иоанн XX и Григории VI и VII, — современники считали их всех чародеями. Григорий VII был знаменитым Гильдебрандом [Hildebrand]. Что касается епископов и меньших священников, которые изучали оккультизм и становились знатоками в магических искусствах — их число несметно.
РИПЕЙ [Рифеи] (греч.). В мифологии — горная цепь, на которой дремал бог снегов и бурь, бог с застывшим сердцем. В эзотерической философии — реальный доисторический континент, который из тропической, вечно солнечной страны теперь превратился в пустынную область за полярным кругом.
РИ-ТЛЕН. Буквально, «содержание змей». Страшная разновидность колдовства, практикуемая в Черрапунджи в Кхаси-Хилз. Первая является древней столицей последней. Как повествует легенда, века тому назад, тлен (змей-дракон), обитавший в пещере и пожиравший людей и домашних животных, был убит местным Св. Георгием и расчленён, причём каждая часть была послана в свой округ для сожжения. Но кхасы свою часть сохранили и сделали её своего рода домашним богом, а их потомки сделались ритленами, или «содержателями змей», так как часть, ими сохраненная, превратилась в дракона (тлен), и с тех пор определённые семьи браминов этого округа постоянно находятся под его одержанием. Чтобы приобрести расположение своего тлена и сохранить собственные жизни, эти «содержатели» часто должны убивать женщин и детей, которым они отрезают ногти рук и ног, которые приносят своему тлену, предаваясь, таким образом, многочисленным деяниям чёрной магии, связанным с колдовством и некромантией.
РИТУАЛ ПОЛОЖЕНИЯ ВО ГРОБ или Пастос. Это был заключительный обряд посвящения в Мистериях Египта, Греции и других мест. Последние и высшие тайны оккультизма не могли быть открыты ученику, пока он не прошёл через эту аллегорическую церемонию-обряд Смерти и Воскресения в новый свет. «Греческий глагол teleutao, — говорит Вронский, — означает в действительном залоге — я умираю, а в среднем залоге я посвящён». Стобей цитирует древнего автора, который говорит: «Ум потрясён во время смерти, так же как при посвящении в Мистерии; и слово соответствует слову, так же как вещь — вещи, ибо teleutan означает «умереть», a Teleisthai —«быть посвящённым». Таким образом, как подтверждает Маккензи, когда кандидата помещали в Пастос, Ложе или Гроб (в Индии — на lathe, как разъяснено в «Тайной Доктрине»), «он, выражаясь символически, умирал».
РИШАБХА (санскр.). Некий мудрец, считающийся первым учителем доктрин джайнизма в Индии.
РИШАБХАМ (санскр.). Знак Зодиака — Телец.
РИШИ (санскр.). Адепты; вдохновлённые. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры.
РИШИ-ПРАДЖАПАТИ (санскр.). Буквально, «раскрыватели», святые мудрецы в религиозной истории Арьяварты. Эзотерически, высочайшие из них являются Иерархиями «Строителей», Архитекторами Вселенной и всего живого на Земле; обычно их называют Дхиан Коганами, дэвами и богами.
РО и РУ (египет.). Врата или отверстие, то место в небесах, откуда произошёл или был рождён первичный свет; синоним «космической утробы».
РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ (масон.). Это имя впервые было дано ученикам мудреца-адепта по имени Христиан Розенкрейц, который жил в Германии около 1460 г. Он основал орден изучающих мистику, раннюю историю которого можно найти в немецком труде «Fama Fraternitatis» (1614), изданном на нескольких языках. Члены ордена сохраняли секретность, но с тех пор их следы обнаруживаются в различных местах каждые полвека. «Societas Rosicruciana in Anglia» является масонским орденом, принимающим «внешних» членов; Хабрат Зере Аур Бохер, или орден G.D. [Золотой Зари], который имеет весьма полную схему посвящения в каббалу и Высшую Магию западного или герметического толка и принимает членов обоих полов, является прямым потомком средневековых братств розенкрейцеров, которые ведут происхождение от египетских Мистерий. (W.W.W.).
«РОСТАН». Книга Мистерий Ростана; рукописный оккультный труд.
РОУХАНИ (егип.) или Эр-Рухани. Магия современного Египта, якобы произошедшая от ангелов и духов, то есть гениев, и с помощью таинственных имён Аллаха; различают два вида — илви, то есть Высшую, или Белую, Магию; и суфли или шейтани, Низшую, или Чёрную, Демоническую Магию. Ещё существует эс-симуджа, жульничество или фокусничество. Мнения расходятся по поводу значительности ответвления магии, называемого дарб эль мендел, или, как Баркер именует его по-английски, мендал; это некая форма искусственного ясновидения, являемая мальчиком до половой зрелости, или девственницей, которая, в результате самогипноза, вызванного сосредоточением на чашке с чернилами в руке, определённым курением фимиама и заклинаниями, видит определённые сцены реальной жизни проходящими на поверхности жидкости. Многие восточные путешественники приводили такие случаи, как например, Э.У.Лейн в своих книгах «Современные египтяне» и «Тысяча и одна ночь», и Э.Б.Баркер; подобные эпизоды приведены также во многих художественных произведениях, как например, «Призрачный Корабль» Марьята; схожая мысль вплетена в повествование о Розмари и камне Бериле в поэме Россетти. Поверхностную попытку объяснить это см. в «Quarterly Review», № 117. (W.W.W.).
РОХИНИЛА (санскр.). Древнее название монастыря, посещённого Буддой Шакьямуни, который теперь называется Ройналлах, близ Балгады в Восточном Бихаре.
РОХИТ (санскр.). Олениха, лань; форма, которую приняла Вак (женский Логос и женский аспект Брамы, сотворившего её из половины своего тела), чтобы спастись от любовных домогательств своего «отца», который для этой цели превратился в самца, красного оленя (цвет Брамы — красный).
РОХИТАКА СТУПА (санскр.). «Красная ступа», или дагоба, возведённая царём Ашокой, на которой Майтрибала-раджа кормил умирающих от голода якш своей кровью. Якши — это безобидные демоны (элементарии), называемые пинья-джанами, или «добрыми людьми».
РУА’Х (евр.). Воздух, также Дух; Дух, как один из «принципов человека» (буддхи манас).
РУА’Х ЭЛОХИМ (евр.). Дух богов; соответствует Святому Духу христиан. Также ветер, дыхание и текущая вода. (W.W.W.).
РУДРА (санскр.). Титул Шивы, Разрушителя.
РУДРЫ (санскр.). Могущественные; владыки трёх верхних миров. Один из классов «павших» или воплощающихся духов; все они рождены от Брамы.
РУНЫ (сканд.). Рунический язык и письмо являются сокровенным или жреческим языком и алфавитом древних скандинавов. Руны — производное от слова руна (тайна). Поэтому ни этот язык, ни письмо не могут быть поняты или истолкованы, если не обладать ключом к ним. Поэтому, записанные руны, состоящие из шестнадцати букв, — известны, но древние, составленные из знаков и символов, — не поддаются расшифровке. Их называют магическими буквами. «Ясно, — говорит Э.У.Ансон, авторитет в фольклоре скандинавов, — что по различным причинам даже в самой Германии руны считались полными тайн и обладающими сверхъестественными силами». По преданию, их изобрёл Один.
РУПА (санскр.). Тело; любая форма; относится даже к формам богов, которые для нас субъективны.
РУТА (санскр.). Название одного из последних островов Атлантиды, который погиб за века до Посейдониса, «Атлантиды» Платона.
РУТЫ (санскр.). Древний народ, живший на вышеупомянутом острове или континенте в Тихом океане.
С
СА или ХЭА (халд.). Синтез семи Богов в вавилонской мифологии.
САБАО (греч.). Гностическое имя гения Марса.
САБЕИЗМ. Религия древних халдеев. Последние, веря в единый безличный, универсальный, божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая звёзды и другие небесные тела в качестве соответствующих символов.
САБЕЯНЕ. Так называемые астролатры; те, кто поклонялись звёздам или, вернее, их «правителям». (См. Сабеизм.)
САБХА (санскр.). Собрание; место для собраний, общественных или политических. Также Махасабха, «свёрток чудесных (майявических или иллюзорных) вещей», дар Майясура Пандавам («Махабхарата»).
САВАОФ (евр.). Армия или воинство, от саба —идти на войну; отсюда и название воинственного бога — «Господь Саваоф».
САГА (сканд.). Богиня, «поющая о подвигах богов и героев», и которой чёрные вороны Одина открывают [рассказывают] историю Прошлого и Будущего в древнескандинавской Эдде.
САГАРА (санскр.). Буквально, «Океан»; царь, отец 60 тысяч сыновей, которые, за непочтение, выказанное мудрецу Капиле, были испепелены одним-единственным взглядом последнего.
САГАРДАГАН. Один из четырёх путей к нирване.
САДАЙКАРУПА (санскр.). Сущность неизменной природы.
САДДУКЕИ. Секта последователей некоего Задока, ученика Антигона Сакхо. Их обвиняют в отрицании бессмертия (личной) души и воскресения (физического и личного) тела. То же делают и теософы; хотя они не отрицают ни бессмертия Эго, ни воскресения всех его многочисленных и последовательных жизней, которые сохраняются в памяти Эго. Но вместе с саддукеями — сектой учёных философов, которые для всех остальных евреев были тем же, чем изысканные и образованные гностики являлись для прочих греков в первые столетия нашей эры, — мы решительно отрицаем бессмертие животной души и воскресение физического тела. Саддукеи были учёными и образованными людьми Иерусалима и занимали высшие должности, как например, первосвященников и судей, тогда как фарисеи почти с начала и до конца были Пекснифами Иудеи.
САДИК. То же, что библейский Мельхиседек, который мистическими поклонниками Библии отождествлён с Иеговой и Иисусом Христом. Но так как доказана идентичность Отца Садика с Ноем, то его можно далее отождествить с Кроносом-Сатурном.