СОМАПА (санскр.). Класс лунных питри. (См. Трисупарна.)
СОМНАМБУЛИЗМ. Буквально, «хождение во сне», или передвижение, деятельность, писание, чтение или совершение любого действия бодрствования в состоянии сна, с полным забвением происходившего по пробуждении. Это один из великих психо-физиологических феноменов, наименее понятый, хотя и самый обескураживающий, и к которому лишь оккультизм имеет ключ.
СОРТЕС САНКТОРУМ (лат.). «Святое бросание жребия с целью предсказания», практиковавшееся ранним и средневековым христианским духовенством. Св. Августин, который «не порицал этот способ узнавания будущего, лишь бы он не применялся для мирских целей, сам пользовался им» («Жизнь Св. Григория Турского»). Если, всё же, «этим пользуются миряне, еретики или язычники» любого рода, то sortes sanctorum становится (если верить благочестивым и набожным отцам) sortes diabolorum или sortilegium — колдовством.
СОСИОШ (зенд). Маздеистский Спаситель, появления которого, подобно Вишну, Будде Майтрейе и другим, ожидается на белом коне в конце цикла для спасения человечества. (См. Шамбала.)
СОУАН (пали). Первый из «четырёх путей», ведущих к нирване, в практике йоги.
СОУАНИ (пали). Вступивший на этот «путь» [см. выше].
СОФИЯ (греч.). Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих.
СОФИЯ АХАМОТ (греч.). Дочь Софии. Персонифицированный астральный свет, или низший план эфира.
СОХАМ (санскр.). Мистический слог, представляющий инволюцию; буквально, «Это — Я».
СОХИТ (егип.). Божество, которому была посвящена кошка.
СПАРША (санскр.). Чувство осязания.
СПЕНТА АРМАЙТА (зенд). Женский гений Земли; «прекрасная дочь Ахура Мазды». У маздеистов Спента Армайта есть персонифицированная Земля.
СПИРИТУАЛИЗМ. В философии — состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что сущее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа — есть чистый спиритуализм. Что касается верования, которое бытует под этим названием, а именно, веры в постоянное общение живых с мёртвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума — это не что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «некромантией». Но наши современные спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.
СРАВАХ (мазд.). Амешаспенты, в их высшем аспекте.
СРАСТАРА (санскр.). Ложе, состоящее из циновки или тигровой шкуры, усыпанное дарбха, куша и другими травами, употребляемое аскетами — гуру и челами — и расстилаемое на полу.
СРОТАПАТТИ (санскр.). Буквально, «вступивший в поток», то есть поток и тропу, ведущую к нирване, или образно — к Нирваническому Океану. То же, что Соуани [см.].
СТАРЕЦ (каббал.). Одно из каббалистических названий сефнры, именуемой также Венцом, или Кэтером.
СТАРЦЫ. Название, данное оккультистами семи созидающим Лучам, рождённым из Хаоса, или «Глуби».
СТОЛБЫ (КОЛОННЫ), Два. Якин и Боаз были поставлены у входа в Храм Соломона, первый по правую, второй по левую стороны. Их символизм развит в ритуалах франкмасонов.
СТОЛБЫ (КОЛОННЫ), Три. Когда десять сефиротов расположены в виде Древа Жизни, две вертикальные линии разделяют их на 3 Столба, а именно: Столб Жестокости, Столб Милосердия и центральный Столб Умеренности. Бина, Гебура и Ход образуют первый — Столб Жестокости; Кэтер, Тиферет, Иесод и Малкут — центральный столб; Хокма, Хезед и Нэцах — Столб Милосердия. (W.W.W.).
СТОЛБЫ ГЕРМЕСА. Подобно «столбам Сета» (с которыми они отождествляются), служили для ознаменования оккультных событий, и на них символически высекались различные эзотерические тайны. Такой обычай был всеобщим. Утверждают, что и Енох воздвигал столбы.
СТРАНА ВЕЧНОГО СОЛНЦА. Предание помещает её за арктическими областями у Северного Полюса. Это «страна богов, где Солнце никогда не заходит».
СТУПА (санскр.). Конусообразный памятник в Индии и на Цейлоне, воздвигаемый над останками Будды, архатов и других великих людей. Ступы также называются дагобами.
СТХАВАРА (санскр.). От стха — стоять или оставаться неподвижным. Термин для обозначения всех сознательных, чувствующих объектов, лишённых способности передвижения, — закреплённых и укоренённых подобно деревьям или растениям; тогда как всё чувствующее, которое к определённой степени сознания добавляет движение, называется Джангама, от гам, двигаться, ходить.
СТХАВИРАХ или Стхавираникая (санскр.). Одна из самых ранних философских созерцательных школ, основанная за 300 лет до Р.Х. В 247 г. до Р.Х. она раскололась на три части: махавихара васинах (школа больших монастырей), джетаваниях и абхаягири васинах. Это одно из четырёх ответвлений школы вайбхачика, основанной Катьяяной, одним из великих учеников Владыки Гаутамы Будды, автором «Абхидхарма Джнана Прастхана Шастры», появление которого ожидается уже в качестве Будды. (См. Абхаягири). Все эти школы высоко мистичны. Буквально, Ставираникая переводится как «школа главы» или «президента» (когана).
CTXAЛA МАЙЯ (санскр.). Грубое, конкретное и, поскольку дифференцированное, то — иллюзорное.
СТХАНА (санскр.). Также Айана; место или обитель бога.
СТХИРАТМАН (санскр.). Вечное, верховное, применяется к Вселенской Душе.
СТХИТИ (санскр.). Свойство сохранения; стабильность.
СТХУЛА (санскр.). Дифференцированная и обусловленная материя.
СТХУЛА ШАРИРА (санскр.). В метафизике — грубое физическое тело.
СТХУЛОПАДХИ (санскр.). «Принцип», отвечающий низшей триаде в человеке, то есть телу, астральной форме и жизни, в системе тарака раджа-йоги, которая перечисляет только три главных принципа в человеке. Стхулопадхи соответствует джаграта,или бодрствованию, сознательному состоянию.
СУБСТАНЦИЯ. Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, подразделяя материальную, психическую и духовную субстанции (см. Судда Сатва)на идеальную (то есть существующую на высших планах) и реальную субстанцию.
СУБХАВА (санскр.). Бытие; самообразующая субстанция, или «сущность, самодающая себе сущность». (См. «Экашлока Шастра» Нагарджуны.) Объясняется парадоксально, как «природа, не имеющая своей собственной природы», а также как то, что в действии и вне действия. (См. Свабхават.) Это есть Дух внутри Субстанции, идеальная причина сил, воздействующих на процесс формирующей эволюции (не «творения», в смысле, обычно придаваемом этому слову); эти силы в свою очередь становятся реальными причинами. В терминах, употребляемых в философиях веданты и вьяи: нимитта и упадана,действующая и материальная причины, вечно сосуществуют в Субхаве. В одной санскритской шлоке сказано: «Достойнейший из подвижников, через её мощь (мощь действующей причины) каждая сотворённая вещь выявляется в силу присущей ей природы».
СУГАТА (санскр.). Один из титулов Владыки Будды; имеет много значений.
СУ-ДАРШАНА (санскр.). Диск Кришны; пламенное оружие, играющее значительную роль в биографиях Кришны.
СУДДА САТВА (санскр.). Субстанция, не подверженная свойствам материи, светоносная и невидимая (для нас), из которой сформированы тела Богов и высших Дхиани. В философском смысле, Судда Сатва скорее представляет собой сознательное состояние духовного Эго, чем какую-либо сущность.
СУДХА (санскр.). Пища богов, похожая на амриту,субстанцию, дарующую бессмертие.
СУДЬЮМНА (санскр.). Эпитет Илы (или Иды), отпрыска Вайвасвата Ману и его прекрасной дочери, возникшей из его жертвы, когда он остался один после потопа. Судьюмна была андрогинным существом, один месяц — мужчиной, другой — женщиной.
СУКХАБ (халд.). Один из семи вавилонских богов.
СУКХАВАТИ (санскр.). Западный Рай необразованной толпы. В народном представлении существует Западный Рай Амитабхи, где добрые люди и святые проводят время в физических наслаждениях, пока карма снова не уносит их в круг перевоплощений. Это преувеличенное и ошибочное представление о дэвакхане.
СУКШМА ШАРИРА (санскр.). Сну-подобное, призрачное тело, родственное манасарупе, или «телу мысли». Это одеяние богов, или Дхиани и дэв. Пишется также сукшама шарира, и тарака раджа-йогами называется сукшмопадхи («Тайная Доктрина», I, 211).
СУКШМОПАДХИ (санскр.). В тарака раджа-йоге «принцип», содержащий как высший, так и низший манас и каму. Он соответствует маномайя коше ведантийской классификации и состоянию свапна. (См.)
СУ-МЕРУ (санскр.). То же, что Меру, мировая гора. Приставка Су подразумевает восхваление и возвеличение предмета или имени собственного, следующего за ней.
СУНАСЕФА (санскр.). Пуранический «Исаак»; сын мудреца Ришики, продавшего его за сотню коров царю Амбарише для принесения в жертву и «всесожжения» в честь Варуны, вместо царского сына Рохиты, посвящённого отцом богу. Уже распростёртого на алтаре, Сунасефу спасает Риши Вишвамитра, который призывает сотню своих собственных сыновей занять место жертвы и, после их отказа, понижает их до состояния чандал. После этого мудрец сообщает жертве мантрам, повторение которого привлекает богов на спасение его; после чего он усыновляет Сунасефу как старшего сына. (См. «Рамаяна»).Существуют разные версии этой истории.
СУНИАМ. Магическая церемония с целью перенести болезнь с одного лица на другое. Чёрная магия, колдовство.
СУН-МИН-ШУ (кит.). Китайское древо познания и древо жизни.
СУРАБХИ (санскр.). «Корова изобилия»; сказочное существо, одна из четырнадцати драгоценностей, извлечённых из океана молока при его пахтании богами. «Корова», исполняющая все желания своего владельца.
СУРАРАНИ (санскр.). Титул Адити, матери богов, или суров.
СУ-РАСА (санскр.). Дочь Дакши, супруга Кашьяпы, мать тысячи многоголовых змеев и драконов.
СУРТУР (сканд.). Предводитель огненных сынов Муспела в Эддах.
СУРУКАЯ (санскр.). Один из «Семи Будд», или Сапта Татхагат.
СУРЫ (санскр.). Общее название богов, то же, что и дэвы;противоположность асуров,или «не-богов».
СУРЬЯ (санскр.). Солнце, которому поклонялись в Ведах. Отпрыск Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель богов и людей и их «плотник», распинает на верстаке, укорачивает на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности, образуя вокруг неё тёмный ореол. Тайна последнего посвящения и аллегорическое её представление.
СУРЬЯВАНША (санскр.). Солнечная раса. Сурьяванша — тот, кто заявляет о своём происхождении от рода, возглавляемого Икшваку. Таким образом, тогда как Рама принадлежал к [роду] Айодхья династии Сурьяванши, Кришна, как и Гаутама Будда, принадлежали к роду Яду лунной расы, или Чандраванши.
СУРЬЯВАРТА (санскр.). Степень или стадия самадхи.
СУРЬЯСИДДХАНТА (санскр.). Санскритский трактат по астрономии.
СУТРА (санскр.). Вторая группа священных писаний, предназначенная для буддистов-мирян.
СУТРАТМАН (санскр.). Буквально, «нить духа»; бессмертное Эго, Индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные личности. Всемирный поддерживающий жизнь воздух, самашти прана; всемирная энергия.
СУФИЗМ (греч.). От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного магометанства. Учение суффи (или софи) во многом соприкасается с теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени посвящения: 1-я — испытательная, со строгим внешним соблюдением исламских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного значения каждой церемонии и догмы; 2-я — метафизическое обучение; 3-я — степень «Мудрости», когда кандидат посвящается в самую сокровенную природу вещей; и 4-я — заключительная Правда, когда адепт достигает божественных сил и завершает единение с Единым Вселенским Божеством в экстазе,или самадхи.
СУШУМНА (санскр.). Солнечный луч — первый из семи лучей. Также название спинного нерва, соединяющего сердце с Брамарандрой и играющего крайне важную роль в практике йоги.
СУШУПТИ АВАСТХА (санскр.). Глубокий сон; один из четырёх аспектов пранавы.
СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ. Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским Полям, которые переплетались с их Гадесом. Как сообщает м-р Боскавен, «царство подземного мира было царством бога Хэа, и Гадес ассирийских легенд был помещён в подземном мире, и им правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Её также называют Аллат». Одна из переведённых надписей гласит: «После даров этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба, в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии богов, что обитают в Ассирии». Это достойно христианской намогильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадес за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она должна была оставить что-то принадлежащее ей.
СЫН ВДОВЫ. Имя, данное франкмасонам, вследствие того, что масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и смерти Хирама Абифа, «сына вдовы», который якобы помогал строить мифический Храм Соломона.
СЮАН ЦЗЯН. Великий китайский писатель и философ, путешествовавший по Индии в шестом столетии, дабы узнать больше о буддизме, которому он был предан.
СЮОЙЯТЕР (фин.). В эпосе финнов «Калевала» — имя предвечного Духа Зла, из слюны которого был рожден змей зла.
Т
ТААРОА (таит.). Созидательная сила и главный бог таитян.
ТАБЛИЦА ИЗИДЫ. Подлинный памятник египетского искусства. На ней богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер описывает её как медную плиту, покрытую чёрной эмалью и серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и потому называлась «Tabula Bambina sive Mensa Isiaca». Под этим названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, который даёт её «историю и оккультное значение» в чрезвычайно интересной и высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта таблица, как считали, была по обету пожертвована Изиде в одном из её многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она попала к одному солдату, продавшему её кардиналу Бембо. Затем она перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряна. [См. Табличка Бембо].
ТАБЛИЧКА БЕМБО, или Mensa Isiaca. Медная табличка, покрытая мозаичными рисунками (теперь в Туринском музее), когда-то принадлежавшая знаменитому кардиналу Бембо. Происхождение и датировка её неизвестны. Она покрыта египетскими фигурами и иероглифами, и, как предполагают, была орнаментом в древнем храме Изиды. Учёный иезуит Кирхер дал её описание, и у Монтфокона есть глава, посвященная ей. (W.W.W.).
Единственный труд на английском языке о Табличке Изиды написан доктором У. Уинном Уэсткоттом, который, в дополнение к её истории, описанию и оккультному значению, поместил и фотогравюру. [См. Таблица Изиды].
ТАБ-НУТ (евр.). Форма; каббалистический термин.
ТАВМАТУРГИЯ. «Чудотворство»; способность творить чудеса с помощью богов. От греческих слов таума, «чудо», и теургия, «божественная работа».
ТАД-АЙКИЯ (санскр.). «Тождественность»; отождествление или единство с Абсолютом. Всемирная, непознаваемая Сущность (Парабрахм) в Ведах не имеет названия, к нему обычно обращаются как к Тад, «То».
ТАЁЭР (егип.). Женский Тифон, гиппопотам, называемый также Та-ur, Та-op-oer и т.д.; она — Thoueris греков. Эту супругу Тифона изображали в виде чудовищного гиппопотама, сидящего на задних лапах с ножом в одной руке и священным узлом в другой (паша Шиви). Спина её была покрыта чешуёй крокодила, и она имела крокодилий хвост. Она также называется Теб, из-за чего Тифона иногда также называют Тебом. На памятнике шестой династии она названа «кормилицей богов». В Египте её боялись даже больше Тифона. (См. Тифон.)
ТАИТТРИЯ (санскр.). Одна из Брахман «Яджур Веды».
ТАЙГЕТ (греч.). Одна из семи дочерей Атласа — третья, ставшая впоследствии одной из Плеяд. Эти семь дочерей, по преданию, олицетворяют семь подрас четвёртой коренной расы, расы атлантов.
ТАЙДЖАСИ (санскр.). Сияющий, пламенный — от теджас, «огонь»; иногда употребляется для обозначения манасарупы,«тела мысли», а также звёзд.
ТАЙНАЯ ДОКТРИНА. Общее название, данное эзотерическим учениям древности.
ТАЙРИЯГИОНЬЯ (санскр.). Пятое творение, или, вернее, пятая ступень творения, творение низших животных, пресмыкающихся и т.д. (См. Тирьяксрота).
ТАЛАПОЙН (сиам.). Буддийский монах и аскет в Сиаме; некоторым из этих аскетов приписываются больший магические силы.
ТАЛИСМАН. От арабского тилисм или тилсам, «магическое изображение». Предмет, сделанный либо из камня или металла, либо из священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и изображениями, нанесёнными при определённых планетных воздействиях, в виде магических формул, даваемый сведущим в оккультных науках кому-либо из несведущих, с целью или охранить его от зла, или для реализации определённых устремлений. Всё же, наибольшая сила и действенность талисмана заключается в вере его обладателя; и это не из-за легковерности последнего, и не потому, что талисман не обладает силой, но потому, что вера есть качество, обладающее очень мощной созидательной силой, и поэтому — бессознательно для самого верующего — стократно увеличивает силу, первоначально сообщенную талисману его изготовителями.
ТАЛМИДАЙ ХАКАМИМ (евр.). Класс мистиков и каббалистов, которые в «Зогаре» названы «учениками Мудрого» и которые были сарисим, или добровольными евнухами, становясь таковыми по духовным соображениям. (См. Мф., XIX, 11-12, место, где восхваляется подобный акт.)
«ТАЛМУД» (евр.). Раввинские комментарии к еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, «Мишна», и более современная, «Гемара». Евреи, называя «Пятикнижие» написанным законом, называют «Талмуд» неписанным или устным законом. (W.W.W.).
«Талмуд» содержит гражданские и церковные законы евреев, приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между «Пятикнижием» и «Талмудом», первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как оба были получены Моисеем на Горе Синай от Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал устно.
ТАМАЛА ПАТТРА (санскр.). Безупречный, чистый, подобный мудрецу. Также, название листа Laurus Cassia, дерева, якобы обладающего различными весьма оккультными и магическими свойствами.
ТАМАРИСК или Эрика. Священное дерево в Египте, обладающее сильными оккультными свойствами. Многие храмы были окружены этими деревьями, особенно храм в Филэ, священный из священнейших, так как считалось, что под ним захоронено тело Озириса.
ТАМАС (санскр.). Качество тьмы, «загрязнённости» и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трёх гун,или основных качеств.
ТАММУЗ (сир.). Сирийское божество, почитавшееся евреями-идолопоклонниками так же, как и сирийцами. Женщины Израиля совершали ежегодный плач над Адонисом (этот прекрасный юноша тождественен с Таммузом). Праздник, устраиваемый в его честь, был связан с солнцестоянием и начинался с новолуния в месяце Таммуза (июле); проходил главным образом в Библосе в Финикии; но его праздновали даже в четвёртом веке нашей эры в Вифлееме, так как Св. Иероним выражает («Послания») свои жалобы следующими словами: «На Вифлеем роща Таммуза, то есть Адониса, бросала свою тень! И в гроте, где некогда кричал младенец Иисус, оплакивали возлюбленного Венеры». И, действительно, в Мистериях Таммуза, или Адониса, целая неделя проводилась в оплакиваниях и скорби. За погребальными процессиями следовал пост, и затем торжества; ибо считалось, что после поста Адонис-Таммуз воскресал из мёртвых, и дикие оргии с весельем, едой и питьем, как теперь на Пасху, продолжались без перерыва несколько дней.
ТАМРА ПАРНА (санскр.). Цейлон, древняя Тапробана.
ТАМТИ (халд.). Богиня, то же, что и Белита. Тамти-Белита есть олицетворённое Море, матерь города Эрех, халдейского Некрополя. Астрономически Тамти — это Асторет или Иштар, Венера.
ТАНАИМЫ (евр.). Еврейские посвящённые, высокоучёные каббалисты древних времён. «Талмуд» содержит различные легенды о них и приводит имена главных из них.
ТАНГА-ТАНГО (перуан.). Идол, пользующийся большим почитанием у перуанцев. Это символ Triune, или Троицы, «Один в трёх и три в Одном», он существовал уже до нашей эры.
«ТАНДЖУР» (тибет). Собрание буддийских трудов, переведённых с санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов на разные темы. «Канджур», который содержит указания или «Слово Будды», состоит лишь из 108 томов.
ТАНМАТРЫ (санскр.). Типы или зачатки пяти стихий; тонкие сущности последних, лишённые всех качеств и тождественные свойствам пяти основных — земли, воды, огня, воздуха и эфира; то есть танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
ТАНТРА (санскр.). Буквально, «закон или ритуал». Опредёленные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворённой в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) — это особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами — худшая из форм чёрной магии и колдовства.
ТАНТРИКА (санскр.). Церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и чёрной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, то есть «белые» и «чёрные» чародеи. Поклонение последних — в высшей мере распущенное и безнравственное.
ТАНХА (пали). Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перерождения, или перевоплощения.
ТАОР (евр.). Буквально, Mundus,мир; имя, данное Божеству, — такое определение указывает на веру в пантеизм.
ТАПАС (санскр.). «Отвлечение», «медитация». «Совершать тапас» значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами.
ТАПАСА-ТАРУ (санскр.). Sesamum Orientale, дерево, одно из наиболее священных у древних аскетов Китая и Тибета.
ТАПАСВЫ (санскр.). Аскеты и отшельники буддийской, браминской и даосской религий.
ТАПОЛОКА (санскр.). Царство дэв огня, называемых вайраджами. Оно именуется — «мир семи мудрецов», а также «царство искупления». Одна из Шашталок (шести миров) над нашим, седьмым.
ТАРА (санскр.). Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная царём Сомой, Луной, что привело к войне между богами и асурами. Тара олицетворяет мистическое знание, в противоположность ритуалистической вере. Она — мать (с Сомой) Будхи, «Мудрости».
ТАРАКА (санскр.). Описывается как данава и дайтья, то есть «Великан-Демон», сверхчеловеческий йогический аскетизм которого заставил богов опасаться за свою власть и верховенство. По преданию, был убит Картикеей. (См. «Тайная Доктрина», II, 479.)
ТАРАКА РАДЖА-ЙОГА (санскр.). Одна из браминских систем йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущих к нирване.
ТАРАКАМАЙЯ (санскр.). Первая война на Небесах из-за Тары.
ТАРГУМ (халд.). Буквально, «Толкование», от корня таргем, толковать. Изложение еврейских Писаний. Некоторые из Таргумов высоко мистичны, причём арамейский (или таргумский) язык используется повсюду в «Зогаре» и других каббалистических книгах. Чтобы отличить этот язык от еврейского, называемого «лицом» священного языка, его называют ahorayim, «оборотная часть», истинный смысл которой следует читать между строк, согласно определённым методам, которые давались изучающим. Латинское слово тергум, «оборот», произведено от еврейского или, вернее, арамейского и халдейского таргум. «Книга Даниила» начинается на еврейском языке, и вполне понятна до гл. II, 4, когда халдеи (маги-посвящённые) начинают говорить с царём на арамейском — не на еврейском, как неправильно переведено в протестантской Библии. Перед тем, как он начинает толковать царю его сон, Даниил говорит на еврейском, но сам сон он объясняет (гл. VII) на арамейском. «Так же и в «Ездре[1]» (IV, V и VI) слова царей приводятся буквально, но всё это на арамейском языке», — говорит Исаак Мейер в свей «Каббале». Существуют Таргумы разных веков; последние уже являют знаки мазоретской системы, или системы гласных, что делает их ещё более полными умышленных маскировок. Совету «Pirke Aboth» (гл. I, параграф 1) — «Укрой “Тору”» (закон) — поистине верно следовали как в Библии, так и в Таргумах; и мудр тот, кто сумеет истолковать их правильно, если только он сам не испытанный оккультист-каббалист.
ТАССИСУДУН (тибет.). Буквально, «святой город учения»; однако, в нём больше дугпа, чем святых. Это главная резиденция в Бутане церковного главы секты бон — Дхарма Раджи. Последний, внешне якобы северный буддист, является просто поклонником древних богов-демонов местных жителей, — природных духов или элементалов, которым поклонялись в этой стране до введения буддизма. В Восточный, или Великий, Тибет не допускается ни один иностранец, и тем немногим учёным, которые осмеливаются путешествовать в этих запретных районах, не позволяют углубиться дальше пограничных областей земли Бод. Они скитаются по Бутану, Сиккиму, повсюду вдоль границы этой страны, но не могут ничего узнать об истинном Тибете, а следовательно — об истинном северном буддизме, или ламаизме Цзонкапа. И несмотря на это, описывая не более, чем ритуалы и верования секты бон и странствующих шаманов, они убеждают мир, что дают ему чистый северный буддизм, и рассуждают о его великом отпадении от своей первоначальной чистоты.
ТАТ (егип.). Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа в творении, мужской и женский, и относился к природе и космосу; но сам по себе тат, с атф (или атеф) наверху, тройной короной Гора — двумя перьями с уреем впереди — представлял собой семеричного человека, причём крест, или две крестовины, означает низшую четверку, а атф — высшую триаду. Как метко замечает д-р Берч: «Четыре перекладины... представляют четыре основы всех вещей, а тат является символом прочности».
ТАТ ЭСМУН (егип.). Египетский Адам; первый человеческий предок.
ТАТТВА (санскр.). Вечно сущее «То»; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. «Таттва Самаса» — труд по философии санкхья, приписываемый самому Капиле.
Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы — пять в экзотерической, семь в эзотерической философии — соотносящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все ещё латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.
ТАТХАГАТА (санскр.). «Тот, который подобен грядущему»; тот, кто, подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является грядущим Буддой, или Спасителем Мира. Один из титулов Гаутамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.