Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сторонники деспотизма не много бы от этого выиграли. Всегда будет




Существовать большое различие между тем, чтобы подчинить себе толпу, и тем,

Чтобы управлять обществом. Если отдельные люди порознь один за другим

Порабощаются одним человеком, то, каково бы ни было их число, я вижу здесь

Только господина и рабов, а никак не народ и его главу. Это, если угодно, -

Скопление людей а не ассоциация; здесь нет ни общего блага, ни Организма

Политического. Такой человек, пусть бы даже он и поработил полмира, всегда

Будет лишь частное лицо; его интерес отделенный от интересов других людей,

Это всегда только частный интерес. Если только этот человек погибает, то его

Держава распадается, как рассыпается и превращается в кучу пепла дуб,

Сожженный огнем.

Народ, говорит Гроций, может поставить над собою короля. По мнению

Гроция, стало быть, народ является таковым и до того, как он подчиняет себя

Королю. Но такое действие представляет собою гражданский акт; оно

Предполагает решение, принятое народом. Таким образом, прежде чем

Рассматривать акт, посредством которого народ избирает короля, было бы

Неплохо рассмотреть тот акт, в силу которого народ становится народом, ибо

Этот акт, непременно предшествующий первому, представляет собой истинное

Основание общества (37).

В самом деле, не будь никакого предшествующего соглашения, откуда бы

взялось - если только избрание не единодушно - обязательство для меньшинства

подчиняться выбору большинства? и почему сто человек, желающих господина,

вправе подавать голос за десять человек, того совершенно не желающих? Закон

большинства голосов сам по себе устанавливается в результате соглашения и

предполагает, по меньшей мере единожды, - единодушие.

 

 

Глава VI

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОГЛАШЕНИИ

 

 

Я предполагаю, что люди достигли того предела, когда силы,

препятствующие им оставаться в естественном состоянии, превосходят в своем

противодействии силы, которые каждый индивидуум может пустить в ход, чтобы

удержаться в этом состоянии. Тогда это изначальное состояние не может более

продолжаться, и человеческий род погиб бы, не измени он своего образа жизни.

Однако, поскольку люди не могут создавать новых сил (38), а могут лишь

объединять и направлять силы, уже существующие, то у них нет иного средства

самосохранения, как, объединившись с другими людьми, образовать сумму сил,

способную преодолеть противодействие, подчинить эти силы одному движителю и

заставить их действовать согласно.

Эта сумма сил может возникнуть лишь при совместных действиях многих

людей; но - поскольку сила и свобода Каждого человека - суть первые орудия

его самосохранения - как может он их отдать, не причиняя себе вреда и не

пренебрегая теми заботами, которые есть его долг по отношению к самому себе?

Эта трудность, если вернуться К предмету этого исследования, может быть

выражена в следующих положениях:

"Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею

силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой

каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и

остается столь же свободным, как и прежде". Такова основная задача, которую

разрешает Общественный договор (39).

Статьи этого Договора определены самой природой акта так, что малейшее

видоизменение этих статей лишило бы их действенности и полезности; поэтому,

хотя они пожалуй, и не были никогда точно сформулированы, они повсюду одни и

те же, повсюду молчаливо принимаются и признаются до тех пор, пока в

результате нарушения общественного соглашения каждый не обретает вновь свои

первоначальные права и свою естественную свободу, теряя свободу, полученную

по соглашению, ради которой он отказался от естественной.

Эти статьи, если их правильно понимать, сводятся к одной-единственной,

именно: полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами

в пользу всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдает себя всецело, то

создаются условия, равные для всех; а раз условия равны для всех, то никто

не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других.

Далее, поскольку отчуждение совершается без каких-либо изъятий, то

единение столь полно, сколь только возможно, и ни одному из членов

ассоциации нечего больше требовать. Ибо, если бы у частных лиц оставались

какие-либо права, то, поскольку теперь не было бы такого старшего над всеми,

который был бы вправе разрешать споры между ними и всем народом, каждый,

будучи судьей самому себе в некотором отношении, начал бы вскоре притязать

на то, чтобы стать таковым во всех отношениях; естественное состояние

продолжало бы существовать, и ассоциация неизбежно стала бы тиранической или

бесполезной.

Наконец, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в

отдельности. И так как нет ни одного члена ассоциации, в отношении которого

остальные не приобретали бы тех же прав, которые они уступили ему по

отношению к себе, то каждый приобретает эквивалент того, что теряет, и

получает больше силы для сохранения того, что имеет.

{9}Итак, если мы устраним из общественного соглашения то, что не





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.