Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления религиозной философии 8 страница




стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп,

учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня-

ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое,

общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении

личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции,

если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще

и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет

дезинтегрирующую функцию.

 

 

 

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу-

ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен-

ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства,

обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,

осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко-

лению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако-

нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен-

ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как

должных или, наоборот,.утверждение неправомерности каких-то из

них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima

- высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре-

деленных явлений и формируется определенное отношение к ним.

Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией

религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее

роль, бывали и бывают разными. Сфор-

мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает

анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в

определенных условиях места и времени.

1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя

она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест-

венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные

взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя-

тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во

зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию".

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство,

межнациональные отношения, семью, на область культуры через де-

ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест-

венные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а

это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон-

тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу-

ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация

означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм

общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,

поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные

сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве-

дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное

сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования

различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,

"вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-

религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,

 

 

 

противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя-

ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,

Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и

культурных ситуациях.

3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы,

на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,

региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на-

правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История

религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются

специфические черты, которые находят выражение в правилах отно-

шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных

областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "че-

ловека экономического", "человека политического", "человека мораль-

ного", "человека художественного". Неодинаковой была система

мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен-

ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме,

кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на-

правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж-

национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные

(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм,

христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет-

ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста,

христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя

родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды

и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или

иными религиями.

4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное

образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими

чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно-

шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в

религиозной областях. Функционирование названных элементов и свя-

зей давало соответствующие им, их содержанию и направленности

результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную

программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за-

блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че-

ловека в соответствии с объективными закономерностями развития,

приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно-

шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять,

вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной

деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных

организаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду-

ховной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование

земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства,

письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных

видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры

 

 

 

отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культу-

ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла-

ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс

запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо-

мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика

религиозных организаций по многим вопросам развития культуры

исторически меняются.

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и

частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве

религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не

учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер-

вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от

их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества;

в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет-

вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.

В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых

религий - три, не говоря уже о множестве народностно-националь-

ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются,

порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные,

классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В

конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на

передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители

могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это

находит выражение и в социально-политических ориентациях -

история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз-

ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем

какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "за-

креплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить

от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности

любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и

религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит

утверждению гуманистических ценностей.

 

 

Раздел второй

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VI

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Основные подходы Одна из концепций происхождения религии

к решению проблемы была выдвинута представителями тео-

происхождения религии логических и околоцерковных кругов и вошла

в историю изучения религии под названием

концепции "прамонотеизма", или первобытного монотеизма. Впервые

в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором

и ученым Э. Лэнгом (1844 - 1912) в его книге "Становление религии".

Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим

пастором В. Шмидтом (1868 - 1954), который посвятил обоснованию

этой концепции 12-томную работу "Происхождение идеи Бога". Суть

теории "прамонотеизма" сводится к тому, что за всем многообразием

существующих верований, в том числе верований отсталых народов,

можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца.

Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос-

ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт-

верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив

этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию,

факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля

зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным

пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей

генеалогического древа религии.

Была выдвинута гипотеза о существовании "дорелигиозного

периода" в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер-

ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества,

не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст-

венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст-

ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и

религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведения о суще-

 

 

 

ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у

них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и

понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы-

чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна-

руживали у них зачатки религиозных верований и культовой

практики. Поэтому гипотеза о существовании "дорелигиозного

периода" так и осталась гипотезой.

Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а мо-

жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории

до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы

скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе

о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож-

но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы

религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно

к этому времени относится появление человека разумного (Homo

Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага-

емых предшественников физическим строением, физиологическими и

психологическими характеристиками, был способен к созданию

понятий и определенного уровня абстракций.

О существовании религиозных верований в тот период истории

свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ-

лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных

погребениях, причем над покойниками предварительно совершались

обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались

слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо-

да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели

представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир

иной, где обитали умершие.

Религиозные верования нашли отражение и в произведениях

пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных

рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда

людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда - зооантропоморфных

существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том,

что первобытный человек верил в существование особого рода связей

между людьми и животными, а также в возможность воздействия на

поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по-

лучила название "фетишизм" от португаль-

ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является

производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она

впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной

Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены

во многих районах мира.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-

 

 

 

ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб

животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому

предмету приписывались не присущие ему свойства (способность

исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если

после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в

практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш,

и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача,

то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что

они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими

предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность

наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания

фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения

к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы

вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш

лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит

их.

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то-

темизм - веру в существование родственной связи между какой-либо

группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот-

ных или растений. Название этой формы религиозных верований

происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских

индейцев племени оджибве означает "род его".

В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение

было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че-

ловека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие

людям возможность существовать, становились объектом поклонения.

На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю-

чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас-

тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены

Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода

связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому,

и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до-

шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо-

роты.

Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы

социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены

родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они

произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.

Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой

- к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за-

претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех

случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на-

поминало о древних нормах и правилах.

Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними

 

 

 

практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - со-

вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера

в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного

мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы

религиозных верований были наиболее полно описаны английским эт-

нографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изу-

чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский

подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы

используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро-

жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при

культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный

урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс-

ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы

магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается

магическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь-

зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические

представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих

силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит

не столько от самого человека, сколько от множества привходящих

факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь

таинственных сил и совершать магические действия.

В глубокой древности магические представления и обряды носили

недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их

дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по

методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия

делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения

носителя магической силы с объектом, на который направлено

действие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко-

торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль-

ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или

ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к

носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие

объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во-

енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготов-

ленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою

способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол-

лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои

необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра-

щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ-

ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и

уважением у первобытных людей.

Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо-

мянуть об анимизме (от лат. anima - душа) - вере в существование

душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан

 

 

 

английским антропологом Э. Тайлором (1832 - 1917) в его работе

"Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования

развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред-

ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими

явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из

переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии

правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ"

вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида-

ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож-

ные представления: о существовании души после смерти тела, о

переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд

анимистических верований возник из присущего первобытным людям

стремления к олицетворению и одухотворению окружающей

действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред-

меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же-

ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в

отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот-

ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в

политеизм, а затем и в монотеизм.

Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э.

Тайлор выдвинул формулу: "Анимизм есть минимум определения

религии". Эту формулу использовали в своих построениях многие

религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции

анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом

были археологические и этнографические данные, которые свидетель-

ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например,

тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя

анимистических представлений. Такие верования были названы "пре-

анимистическими". Однако несомненным является то, что

анимистические верования входят составной и весьма существенной

частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную

душу- все это модификации анимистических представлений перво-

бытной эпохи.

То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных

верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты,

талисманы, священные реликвии является не чем иным, как

пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно

обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах,

в изображении существ в облике животных. Магические верования и

ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное

место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу,

в гадания, заговоры.

На ранних этапах развития человеческого общества первобытные

формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они

самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому

 

 

 

ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше,

представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком-

плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла

быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо-

лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе-

мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока

доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма.

Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью

к фетишизму.

Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро-

в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий,

к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так

как отражали специфические для того или

иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен-

ности материальной культуры и т. п.

Период доклассового общества характеризовался низким уровнем

развития производительных сил и относительно простыми социаль-

ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам-

ках происходили существенные изменения как в общественной жизни,

так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя

основным объектом религиозного поклонения была природа. В

зависимости от географической среды и хозяйственной специализации

несуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа-

ющей первобытных людей действительности. Так, племена,

занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло-

нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена - диким

животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы

природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались

и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом

и возникшая на основе этого новая организация общества привели к

существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи,

почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос-

тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так-

же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя

религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников.

Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людей

не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности

преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво-

вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще

не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований

привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль-

ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных

общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их

 

 

подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и

усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак-

рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только

после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле-

мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра-

жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и

безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-

ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах

воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание

множества духов - вступает в свою завершающую стадию.

На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-

емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,

местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться

более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-

ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-

страцией становления политеизма могут служить религиозные

представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных

районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных

духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-

ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,

которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят

шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-

родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих

богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли

Тари Пенну.

Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые

были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае,

Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были

бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан-

тропоморфитами, социоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд

с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь

(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами

и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине

земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-

бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-

негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая

породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество,

олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-

воители, что было связано с истребительными войнами, характерными

для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому

обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,

образование племенных союзов. Соответственно этому происходил

синтез религиозных представлений. Во главе политеистического





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.