Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления религиозной философии 4 страница




считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение

желания; по своей психологической природе и религиозные учения

оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек

со временем расстанется с религией, обретет "чувство реальности".

В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей-

царского психолога и культуролога, религиозные представления

выступают как продукты "коллективного бессознательного", а пос-

леднее - как "базовый религиозный феномен". Он считает, что

вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь

поверхностный слой бессознательного; более глубокий и более

значимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную,

а всеобщую природу. "Коллективное бессознательное идентично у

всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной

жизни каждого, будучи по природе сверхличным" 30. Содержание

коллективного бессознательного составляют архетипы: "...говоря о

содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с

древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон

веку наличными всеобщими образами" 31. Они могут открываться

сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом

 

 

откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки,

религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с

более или менее "переработанными" архетипами, предстающими в

виде систем символов.

Религию К. Г. Юнг определяет как "тщательное наблюдение" за

тем, что Р. Отто назвал "нуминозным". "Религия, - пишет К. Г. Юнг,

- является особой установкой человеческого ума... внимательное рас-

смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-

тыми как "силы", духи,.,демоны, боги, законы, идеи, идеалы-и все

прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаружен-

ным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо спо-

собных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо

достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благо-

говейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что

"религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания,

измененного опытом нуминозного"32.

Полученные в результате переработки изначальных априорных ар-

хетипов "вечные образы", содержащиеся в символических системах,

должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. "Они, - пола-

гает К. Г. Юнг, - созданы из материала откровения и отображают

первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к

пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосред-

ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям

человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему

мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время

в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института,

каковым является церковь"33. Психологию не занимает вопрос об

истинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фак-

том наличия идеи, например непорочного зачатия. С точки зрения

психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она суще-

ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-

му защиты от невроза и делает вывод о психологической

необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении

к душевному здоровью.

"Гуманистический психоанализ" немецко-американского филосо-

фа, социолога и психолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает

символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях

человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных

социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.

Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерно

сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся

Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существо-

вало и существует множество иных религий. И светские системы,

такие, как современный авторитаризм, психологически необходимо

отнести к религиозным, "...под "религией", - пишет Э. Фромм, - я

понимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива-

 

 

 

ется какая-то группа людей и которая дает индивиду систему

ориентации и объект поклонения" 34. Религиозность усматривается

в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек

идолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или

успеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, а

религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной

из разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он перево-

рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным

неврозом, и трактует "невроз как личную форму религии или,

точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся

в конфликте с официально признанными формами религиозной

мысли" 35.

Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.

Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен

повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добро-

детель такой религии - послушание, а главный грех - неповино-

вение. По мнению Э. Фромма, "повиновение могущественной власти

представляет собой один из способов, при помощи которого человек

избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности.

Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность

как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности бла-

годаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как

бы становится"36. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена

на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоя-

тельность и веру в собственные силы, на реализацию своего

потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право

человека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого рода

религии есть переживание единства со всём сущим, основанное на род-

ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.

Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему

и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.

Целью человека в такой религии является достижение величайшей

силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - самореализация, а

не покорность.

Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связан

с теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однако

безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и соб-

ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает "новой

теологией".

Этнологический Этнологические теории строятся на основе

подход использования этнографического материала, а

для объяснения религии чаще всего исполь-

зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии

усматривается в некоей "человеческой природе", присущей индивиду

 

 

 

я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,

или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

Английский этнограф Б. Малиновский известен и как "полевой"

исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к

религии, развитых с точки зрения этнологии. Разрабатывая в

функциональном аспекте идем социальной антропологии, он берет в

качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож-

ную органическую совокупность институтов, "инструментальный ап-

парат", посредством которого человек осваивает окружающий мир и

удовлетворяет свои потребности - первичные (самосохранения и сох-

ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-

турой). На поведение человека оказывают влияние врожденные

факторы, а культура поднимает его над биологической де- -

термннированносгыо. Внутри целого элементы находятся в состоянии

взаимозависимости, каждый элемент оказывается функцией другого

элемента, изменения одного влекут за собой изменения других эле-

ментов.

Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и

магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом

жителей Тробриандовых островов. Наука является рациональным осво-

ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-

вало на всех ступенях культуры" На основе знаний изготовлялись

орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения

дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные

работы и т. д. Наука представляет собой "рациональное обращение"

с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и

техникой, она конституирует повседневный, "профанный" мир.

Наряду с этой областью имеется, сфера "сакрального", к которой относятся Магия определяется как "вера в возмож-

ность достижения успеха с помощью волшебных формул и.ритуалов".

Она применяется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточны

рациональные средства достижения цели. Ситуация, в которой не хва-

тает рациональных способов достижения цели или они перестают дей-

ствовать", порождает в психологии человека остроаффективные

состояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По-

скольку рациональное, направленное на достижение цели действие не-

возможно, человек, прибегает к квази-действию, В результате таких

магических акций происходит снижение эмоционального напряжения,

достигается известное равновесие, до некоторой степени преодолева-

ются фрустрации. Хотя эти акции не приводят к. достижению внешних

целей, они результативны в аспекте восстановления внутреннего рав-

новесия.

Если в магии цели каждого действия точно определены и ограниче-

ны и в религии ритуал организован иначе. Религия имеет дело не

 

 

 

с конкретными фрустрациями повседневной жизни, а с фундаменталь-

ными проблемами человеческого бытия. "По своей догматической

культуре, - говорит Б. Малиновский, - религия постоянно предлага-

ет себя в качестве системы вероучительных положений, которая опре-

деляет место человека в универсуме, объясняет его происхождение и

полагает цель. Обычному индивиду религия прагматически необ-

ходима, для того чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее

предчувствие смерти, несчастье и судьбу"37. Религия никогда не станет

излишней, поскольку указанные проблемы принципиально не уст-

ранимы.

Б. Малиновский предлагает "гармонистическую модель" культуры.

По его мнению, различные культурные феномены взаимодополняют

друг друга в гармоническом целом. Наука, магия и религия выполняют

различную, но взаимодополняющую работу в решении общих куль-

турных задач.

§ 2. Сущностные характеристики религии

Исторически существовали и существуют конкретные религии,

"религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных

религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее

понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция

через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,

на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик

ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:

религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-

соб практически-духовного освоения мира и область духовного

производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-

ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-

новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ

существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-

жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен

культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене

культуры см. гл. IV).

Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-

глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-

общества от внутренние, глубинные, скрытые от

непосредственного наблюдения уровни обще-

ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное

сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-

ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном

виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-

го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой

интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-

 

2 Зак. 536 33

 

ружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказы-

вает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную

в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир

к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция не-

достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со-

ответствующие им религиозные формы.

необходимо возникающий ас- Религия -не случайное образование,

пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,

века и общества обманщиками, тиранами, как полагали

многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-

тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном,

надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще-

ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под-

вержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от

материального производства. Для того чтобы размышлять по

религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобы

могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот-

ветствующие материальные предпосылки. Именно материальное

производство создает прибавочный продукт, который используется в

духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения

лишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно-

вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное

воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы -

политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то же

время она не является пассивным, "страдательным" продуктом обще-

ства: она живет "своей" жизнью, обладает способностью самовосп-

роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а также

разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-

ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным

результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает

обратное влияние как на экономику, так и на различные области ду-

ховной сферы.

В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка

зрения, согласно которой появление и существование религии связы-

вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,

ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той обла-

стью человеческого существования, которая недоступна управлению,

распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и

другая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-

лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется

более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-

 

 

 

шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-

же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо-

вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, "внутри" нее

человек, конечно, может переживать и переживает защищенность,

освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы

ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива

сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы

ограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не-

что "другое", производное от действительно существующих отношений

зависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потому

и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,

относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),

главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, который

в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности

представления о характере связи "человек - Бог", отношениями

зависимости "в самой структуре действительности". Он пишет: "Че-

ловек от Него (Бога - И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко

скрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие-

то усилия, чтобы ее открыть и установить"38.

Способ существования Отчуждение - это превращение человеческой

и преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и

человеческого институтов в силы, господствующие над

самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-

го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от

производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-

ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-

рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)

опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-

нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,

социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от

человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение

личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.

В религии находят выражение указанные моменты отчуждения

действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно-

шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-

оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного

освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-

моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-

зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение

собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-

рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,

"принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой",

отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-

ществами, одаренными собственной жизнью.

2* 35

 

Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-

резентируя действительное отчуждение человека в экономической,

политической, государственной, правовой, нравственной и других

областях, сами объективируются, проявляются в действительных

взаимоотношениях между людьми.

Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению

отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает

в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от

власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах

очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения

от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает

последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-

ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев

общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-

ных индивидов в общине, развития межличностного общения в

религиозной группе и т. д.

Отражение Отражение является свойством и общества в

действительности целом, и его различных сфер, реализуется как

в процессе актуальной общественной деятель-

ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и

воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.

Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение

действительности, то она содержит соответствующую информацию об

отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-

тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.

Информационно-сигнальное отражение предполагает использование

воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,

это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных

принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты

взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.

В религии отражаются многообразные явления действительности.

Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-

свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего

содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и

перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-

венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-

вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых

выражаются свобода человека и возможности управления природными

и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-

рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-

жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих

действиях, нормах и структурных схемах, организационных

"матрицах".

 

 

 

Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-

дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,

в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-

вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-

дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне

взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде

всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,

деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,

каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,

меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-

но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-

вает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,

групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-

дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-

ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения

"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе

власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может

испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.

Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-

пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-

деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия

с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная

общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-

стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-

шается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-

ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная

деятельность и отношения являются частным видом деятельности и

отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей

и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть

принадлежит разным институтам.

В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных

странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия

меняются.

Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек

в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-

ступал как индивид, как единичный пред-

ставитель рода или племени, которые являлись носителями

этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-

стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном

 

 

 

этапе исторического процесса обособления и отличения себя от

общности. В развитых религиозных системах личность может пред-

ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный",

"аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий",

"фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной

ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не

может существовать и развитая религиозная система. Религиозная

личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,

в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-

собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности

присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со-

ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в

поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-

вершение религиозных обрядов, празднование религиозных

праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях

"Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа

религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.

interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации,

присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-

ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.

Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею

духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-

ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и

самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла

и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-

лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с

религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.

Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,

переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-

ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается

катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание

этой духовности зависит от религиозной принадлежности.

Глава II

ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Система детерминант При объяснении религии важно ответить на

вопрос, под влиянием каких факторов она

возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-

терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в

этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные

религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные

связи являются главным генетическим фактором. Существенны и

 

 

 

исторические связи: религия - не только следствие причин, действо-

вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и

результат развития общества в целом, его различных сфер, результат

саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются

и структурные связи - строения, внутренней организации общества,

его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, пос-

тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают

функциональные отношения. В обществах определенных типов рад

функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций

способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-

плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2254 - | 2180 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.