Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления религиозной философии 3 страница




мнению, экономическое объяснение носит ничуть не более исчерпы-

вающий характер, чем выведение капитализма из тех или иных пре-

образований религиозного сознания10.

Инструментом познания социальной действительности являются,

по М. Веберу, идеальные типы. Они конструируются познающим субъ-

ектом в соответствии с определенной точкой зрения, на основе того

или иного культурного интереса. Этот мысленный образ не является

воспроизведением исторической реальности, а создается посредством

одностороннего "усиления" определенных элементов действительности.

В идеальном типе фиксируются не родовые признаки, а своеобразие

явлений культуры. В реальной действительности такой мысленный

образ в его понятийной чистоте нигде эмпирически не обнаруживается.

Идеальный тип предназначен для измерения систематической харак-

теристики индивидуальных, т. е. значимых в своей единичности, свя-

зей. Соотнесение и сопоставление эмпирической данности с идеальным

типом помогают осознать ее практическое Культурное значение.

Применение метода конструирования при анализе религиозных

явлений позволяет создать соответствующие идеальные типы -

"христианская вера", "церковь", "секта", "христианство средних ве-

ков", "христианство", "религия".

Объектом социологии М. Вебер считает не любой вид внутреннего

состояния или внешнего отношения индивидов, а социальное действие.

Она призвана дать истолковывающее понимание и посредством этого

каузальное объяснение такого действия. Действие индивида становится

социальным, если имеет смысл, субъективно осмысленно соотносится

с действиями других людей, ориентировано на ожидание определен-

ного поведения других и в соответствии с этим сопровождается субъ-

ективной оценкой шанса на успех собственных действий.

По мнению М. Вебера, предпосылку религии образует проблема

 

 

смысла, которая возникает из переживания "иррациональности мира"

и человеческой жизни, В экстремальном виде эта иррациональность

проявляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности.

М.Вебер характеризует религию как способ придания смысла социаль-

ному действию: в качестве явления культуры задает и поддержива-

ет соответствующие смыслы, тем самым вносит "рациональность" в

объяснение мира и в повседневную этику.

Религия концентрирует значения, на ее основе переживание мира

переходит в мироосознание, в котором вещам придается определенное

значение. Мир становится ареной действия демонов, душ, богов, свер-

хъестественных сил. Неоднородные элементы действительности спле-

таются в систематизированный космос. Данные эмпирического опыта

объединяются более или менее рациональным способом в представ-

ление о мире, которое квалифицирует происходящие события как

смыслозначимые или бессмысленные. Особое значение в человеческой

жизни имеют отдаленные цели, и прежде всего цель всех целей,

синтезирующая другие, более частные, цели. Эту цель предлагает

основополагающая нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния

за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в жизни.

Религиозная интерпретация мира является средством овладения

миром, освоения многочисленных смыслов окружающей действитель-

ности. Вероучение обеспечивает религиозное смыслоозначение повсед-

невной жизни людей. Религия задает иерархически построенную

систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены,

другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по

отношению к миру. Религиозность является побудительной силой,

мотивом определенного рода социального действия, направленного на

овладение миром. Религия воспитывает у своих последователей спо-

собность рационализации окружающей действительности.

В исследовании религии для М. Вебера главным является "обна-

ружение тех созданных посредством религиозных верований и

практики религиозной жизни психологических стимулов, которые ука-

зывали направление поведению и удерживали индивидуум в нем"11.

Значение религиозных стимулов анализируется в контексте их

влияния на развитие капитализма в Западной Европе. Наиболее

"рациональным" типом хозяйствования считается капиталистическая

система, которой присущ "дух капитализма". "Дух капитализма"

понимается как "этически окрашенная жизненная максима", возбуж-

дающая стремление к богатству и обусловливающая "рационализацию"

получения дохода. М. Вебер находит источники развития капитализма

в особенностях протестантизма. Он полагает, что исходным пунктом

"духа капитализма" явилась идея призвания, что решающую роль в

его утверждении сыграл аскетический протестантизм в кальвинистской

разновидности. Неутомимый "труд по призванию", "самоотречение во

имя труда по призванию" (аскеза), систематический самоконтроль,

 

 

 

выдвинутые кальвинистами, соответствовали потребностям

капиталистического хозяйства. То обстоятельство, что кальвинизм рас-

сматривал "труд по призванию" как средство "религиозной гигиены"

и даже "знак милости божией", сделало его носителем "духа

капитализма". "Рационализация" в ходе Реформации христианских

представлений -выступает, таким образом, решающим фактором

"рационализации" системы "хозяйствования". Капитализм не мог бы

получить такого развития на Западе, если бы ему не предшествовало

формирование "духа капитализма" под влиянием "хозяйственной

этики"-кальвинизма.

Французский социолог и философ Э. Дюркгейм (1858 - 1917)

стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы исполь-

зовал данные этнографии. Он руководствовался принципом

социологизма, согласно которому общество представляет собой особую

реальность, включающую "социальные факты", не сводимые к эко-

номическим, психологическим, физическим и другим фактам,

"Социальные факты" объективны, существуют независимо от индивида

и имеют принудительную силу по отношению к нему* Среди фактов

выделяются морфологические, образующие "материальный субстрат"

общества - плотность населения (частота контактов и интенсивность

общения людей), пути сообщения, поселения и т. д., а также духовные,

нематериальные факты - "коллективные представления", которые в

совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюр-

кгейм отвергает сведение социального к биологическому и психо-

логическому: необходимо объяснять "социальное социальным". Для

такого объяснения используется идея общественной солидарности.

Религия представляет собой "социальный факт", и нужно вы-

яснить, из каких элементов она состоит, какие причины ее производят,

какие функции она выполняет. По мнению Э. Дюркгейма, идея свер-

хъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем

более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь

на определенной стадии развития, а потому неприменима для общего

определения религии. Он различал "священную" и "профанную"

области. Священное производится обществом, наделено особым мо-

ральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: за-

претность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом

любви и уважения; оно - источник принуждения, запрета и однов-

ременно предмет поклонения. Сферу "профанного" образует повсед-

невная жизнь с частными интересами, обычными занятиями,

эгоистическими наклонностями. С помощью разделения "священного"

и "профанного" Э. Дюркгейм дал следующее определение религии:

"Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов,

относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным;

это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну

моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти

 

 

 

верования и обряды"12. Религия есть особая форма выражения обще-

ственных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе,

она представляет собой "систему идей, при помощи которой индивиды

представляют себе общество, членами которого они являются, и тем-

ные, но интимные связи, которые они с ним имеют"13. Религия дает

понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается

перевести социальные отношения на понятный язык. Э. Дюркгейм

специально подчеркивал наличие в религии системы знаков и симво-

лов, выражающих содержание социальной жизни. Коллективный спо-

соб жизнедеятельности, общество составляют ту объективно

существующую реальность, которая является причиной, объектом и

целью религиозных верований и ритуалов. Источником религии Э.

Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения,

коллективную психологию, возникающую на базе внеэкономической,

непроизводственной деятельности.

Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из

которых являются создание и укрепление общественной солидарности.

Религия посредством прежде всего культа конституирует общество как

целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует пос-

лушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное

единство (сплачивающая функция), поддерживает традиции, веро-

вания, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция), воз-

буждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм

(воодушевляющая, эйфорическая функция). Религия выполняла и вы-

полняет также и познавательную функцию, хотя эта функция стала

присущей по преимуществу науке. "Неверно, - писал Э. Дюрк-

гейм, - что наука, с одной стороны, и мораль и религия, с другой,

представляют собой виды... антиномий, поскольку эти две формы че-

ловеческой активности в действительности происходят из одного и того

же источника"14. Но все же наука, так же как и другие области ду-

ховной деятельности, постепенно оттесняет традиционные религии,

область последних все более сокращается по сравнению с областью

повседневной жизни, развиваются нетрадиционные формы

религиозности.

На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм

сделал вывод о тождестве религиозного и социального. Он считал кол-

лективные представления и чувства, возникающие в процессе

общения, религиозными представлениями и чувствами. "Священные"

вещи представляют собой символы общественного единства. У авст-

ралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И сов-

ременное общество религиозно, даже если интеграция находит

выражение.в национальных и политических символах. Э. Дюркгейм

считал однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих со-

бытия из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта,

 

 

 

провозглашение десяти заповедей, с собраниями граждан в память ка-

кого-нрбудь национального события.

Э. Дюркгейм внес существенный вклад в разработку структурно-

функционального подхода; идеи этого подхода были развиты извест-

ными этнологами и социальными антропологами А.

Радклифф-Брауном (1881 - 1955) и Б. Малиновским (1884 - 1942) и

особенно американскими социологами Т. Парсонсом (1902- 1979) и

Р. К. Мертоном (р. 1910). Общество рассматривается как иерархиче-

ская система, состоящая из некоторого множества подсистем (элемен-

тов), в центре внимания находятся проблемы структурирования,

дифференциации, функционирования, интеграции, равновесия,

стабильности, статусов, ролей, норм, образцов, ожиданий и т. д.

А. Радклифф-Браун исходил из общества как.целого и имел на-

мерение обнаружить слаженную работу его частей. Соответственно

уделял преимущественное внимание анализу структуры общества,

стремился выделить в институтах, разделенных временем и простран-

ством, повторяющиеся образцы и связи. Функциональное единство

общества понимал как состояние, в котором все части социальной

системы работают гармонично и внутренне согласованно, а ту или

иную из них объяснял на основе вклада, который она вносит в вос-

производство целого и определенной структуры. С этих позиции А.

Радклифф-Браун говорит и о религии: "Мы исходим из гипотезы, что

социальные функции религии не зависят от ее истинности или лож-

ности, что религии, которые мы считали ошибочными или даже аб-

сурдными... могут быть частями социального механизма и что без этих

"ложных" религий социальная эволюция и развитие современной

цивилизации невозможны"15.

Б, Малиновский в центр внимания поставил отыскание функции

части (элемента) внутри социального целого и сформулировал пос-

тулат универсальной функциональности, согласно которому для каж-

дого действия и института существует функция или функции и

общества не содержат нефункциональных элементов. Он писал: "...в

любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея

и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают не-

которую задачу, представляют собой необходимую часть внутри дей-

ствующего целого"16.

Т. Парсонс интересуется прежде всего структурами и процессами,

обеспечивающими интеграцию общества, анализирует механизмы под-

держания социального порядка, институциональный аспект социаль-

ного действия. Он полагает, что социальная система как целое решает

следующие задачи: адаптации к внешним условиям, целедостижения,

интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений. Соот-

ветствующие подсистемы специализируются на выполнении опреде-

ленной функции: функцию адаптации обеспечивает экономика,

целедостижения - политика, интеграции - правовые институты и

 

 

 

обычаи, воспроизводства структуры - верования, мораль, институты

социализации (в том числе семья и учреждения образования).

Стабильность системы зависит от результатов деятельности подсистем,

а каждая подсистема испытывает на себе последствия

функционирования всех остальных. В сложных общественных системах

их взаимовлияние реализуется с помощью символических посредников.

По мнению Т. Парсонса, при обеспечении интеграции особую роль

играет "система поддержания образцов", которая сочленяет нормы и

экспектации с регулирующими их ценностями. В системе поддержания

образцов решающее значение имеет религия с ее акцентом на цен-

ности. "Сочленение норм и экспектации, - говорит Т. Парсонс, - с

"регулирующими" их ценностями может быть названо легитимизацией

нормативной системы. Здесь находится важнейшая точка сочленения

социальной системы с системой культурной. В конечном счете

легитимизация восходит к религиозным обоснованиям, но в сложных

обществах, кроме религиозного, имеются и многие другие нижеле-

жащие уровни узаконения"17.

Р. К. Мертон существенно пересмотрел постулат универсальной

функциональности и предложил "теорему": как одно явление может

выполнять разные функции, так и одна и та же функция может вы-

полняться различными явлениями. К тому же, по его мнению, опре-

деленные явления могут оказаться "афункциональными" или

"дисфункциональными". В соответствии с таким пониманием Р. К.

Мертон выдвинул идею функциональных эквивалентов, "альтер-

натив", "заменителей", т. е. таких институтов, которые могут выпол-

нять одну и ту же функцию18.

Ряд представителей структурного функционализма к числу

религиозных феноменов относит не только традиционные религии, но

и любые системы ценностей, которые вытесняют религию и выполняют

присущие ей в прошлом функции.

Биологические Биологические концепции ищут основу

и психологические религии в биологических или биопсихических

концепции процессах человека. С этой точки зрения

основу религии составляют "религиозный инстинкт"; религиозное чувство, которое "примыкает к инстинкту сох-

ранения индивидуума или группы" и выступает как "оружие в борьбе

за жизнь"; "ген религиозности". Религия - это "психофизиологичес-

кая функция организма"; представляет "кульминацию основной тен-

денции организма реагировать особым образом на те или иные

положения, в которые его ставит жизнь"; "как и сексуальность, часть

человеческой природы", пробуждающая "глубокие страстные чувства",

и т.д.

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной

или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы

религии в эмоциональной сфере. В качестве эмоциональной "клеточки"

брались самые разные чувства - зависимость и страх, почитание и

благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравствен-

ные чувства, чувство возвышенного и др. Были и такие теории, ко-

торые выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.

Заметим, что чисто биологические объяснения не пользуются в

религиоведении широким признанием. Чаще преувеличенное значение

биологическим факторам придается в ходе психологического анализа,

в соответствии с пониманием природы психики.

Один из основателей психологии религии - американский

философ-прагматист У.Джеймс (1842- 1910)-развивал идеи

функционального направления в психологии на основе моторно-

биологической концепции психики как формы активности организма,

средства адаптации к среде. Он объяснял религию, исходя из индивиду-

альной психики: "Условимся под религией подразумевать совокупность

чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содер-

жанием устанавливается отношение к тому, что она почитает боже-

ством"19. Религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида.

У. Джеймс писал: "...чувство есть глубочайший источник религии, а

философские и богословские построения являются только вторичной

надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык"20. У.

Джеймс разработал понятие религиозного опыта, под которым

понимал субъективные религиозные феномены в различных формах

- мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные

созерцания, галлюцинации и пр. Особое внимание он уделял анализу

религиозного чувства и признавал вероятность того, что оно не за-

ключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической

точки зрения специфическую природу: религиозная любовь - это

лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный

объект; религиозный страх - это обычный трепет человеческого сер-

дца, но связанный с идеей божественной кары21, и т.д.

На основе выдвинутого прагматического критерия истинности У.

Джеймс полагал, что истинность религии и веры в Бога проистекает

из их "полезности", "выгодности": общей психологической функцией

всех религий является переход от душевного страдания к постепенному

освобождению от него. Религия обладает чудесной властью самые не-

выносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое

и самое прочное счастье22. Изучая процессы религиозных обращений

молодых людей, психолог пришел к выводу, что такие обращения ве-

дут юношу или девушку к внутреннему росту, к более интенсивной

духовной жизни.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию фран-

цузский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль

(1857-1939). Он полагал, что различным социально-историческим

типам общества соответствуют различные формы мышления, отличал

 

 

 

первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Сво-

еобразие первобытною мышления обусловливает характер соответст-

вующих "коллективных представлений". Первобытное мышление

является мистическим. Первобытный человек в каждый данный мо-

мент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и

надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает

какое-то действие, исходящее от объекта или воздействующее на него.

Это действие (влияние, сила, таинственная мощь) признается реаль-

ностью и составляет один из элементов представления о предмете. Но

первобытное мышление является не только мистическим, но однов-

ременно и пралогическим, нечувствительным к противоречиям и не-

проницаемым для опыта. Оно, вместо установления логических

отношений (включений и исключений), подчинено закону

партиципации (сопричастия). Оно не "антилогично" и не "алогично",

но относится к противоречиям с безразличием и не стремится избегать

их, "безразлично к логической дисциплине". Партиципация состоит

в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи

свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние пос-

редством заражения, осквернения, овладения. Сопричастность прояв-

ляется и в другом аспекте. Реализуемая пралогическим мышлением

интимная сопричастность обеспечивает тесную общность между суще-

ствами, сопричастными друг другу. "Сущность сопричастности, -

пишет Л. Леви-Брюлъ, - заключается как раз в том, что всякая двой-

ственность в ней стирается, сглаживается, что, вопреки принципу

противоречия, субъект является и самим собой, и существом, которому

он сопричастен"23.

Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, за-

кон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в пер-

вобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем

происходит расширение сектора логического мышления. Однако и

"...наша умственная деятельность является одновременно рациональ-

ной и иррациональной. Пралогический и логический элементы сосу-

ществуют в нем (нашем обществе. - И. Я.) с логическим"24.

Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л.

Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления слу-

жат "основанием" религиозных институтов (и не только их) в силу

следующих свойств: они носят императивный повелительный характер,

передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным

личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения

в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной

личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки,

в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоционально-

моторными элементами.

В цивилизованных обществах мышление способно анализировать

объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных

 

 

 

представлениях: в современном молении в состоянии экстаза

происходит слияние субъекта и объекта. "Достаточно, - приводит

пример Л.Леви-Брюль, - рассмотреть один объект, Бога, например,

как его рассматривает и исследует логическое мышление и как он дан

в коллективных представлениях иного строя. Рациональная попытка

познать Бога одновременно как будто и соединяет мыслящего субъекта

с Богом, и отделяет от него. Необходимость подчиняться логической

дисциплине противополагает себя партиципациям между человеком и

Богом, не могущим быть представленным без противоречия. Таким

образом, познание Бога приводит к нулю. А между тем какая нужда

в этом рациональном познании у верующего, чувствующего себя со-

единенным со своим Богом? Разве сознание сопричастности своего су-

щества с божественной сущностью.не дает ему такой уверенности, по

сравнению с которой логическая достоверность остается всегда чем-то

бледным, холодным и дочти безразличным?"25 Л. Леви-Брюль делает

следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделать-

ся универсальным наследником пралогического мышления; всегда бу-

дут сохраняться коллективные представления, которые выражают

интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность, в которых

нельзя будет вскрыть ни логическую противоречивость, ни физическую

невозможность26.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856 -

1939) применил принципы основанного им психоанализа и к иссле-

дованию религии. Он биологизировал и натурализировал психику че-

ловека. По его мнению, основу психики индивида составляет

бессознательное - "Id" ("Оно"), которое является психическим пред-

ставителем "первичных влечений" - природного биологического нача-

ла. Среди первичных имеются влечения к жизни - сексуальные и

влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к раз-

рушению (Танатос). В сфере "Оно" доминируют сексуальные вле-

чения, которые, в отличие от стремления к самосохранению, способны

к вытеснению и сложной трансформации. Под влиянием окружающих,

предъявляющих индивиду систему табу, формируется "Ego" ("Я"),

поверхностный слой душевного аппарата - сознание, которое соизме-

ряет деятельность "Оно" с принципом реальности. В ходе

социализации формируется еще одна структура - "Super-Ego"

("Сверх-Я"), в ней интериоризуются моральные, этические требо-

вания, идеалы и запреты. Она воспроизводит в личности ту функцию,

которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни

индивида. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечения

наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение.

"Я" оказывается под давлением "Оно", с одной стороны, и "Сверх-Я"

- с другой. Стремясь примирить эти тенденции, "Я" постоянно терпит

неудачу, а потому оказывается "льстецом, оппортунистом, лжецом".

Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато

 

 

 

появлением невроза. 3.Фрейд считает невроз индивидуальной

религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом.

Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от

опасности индивидуального невроза. 3. Фрейд писал: "Последствия

происшедших в доисторическое время процессов, подобных вы-

теснительным, потом еще долгое время преследуют культуру. Религию

в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым

неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, ко-

ренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу...

благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности

известных невротических заболеваний: усвоение универсального не-

вроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза"27.

Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанности

мальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая вле-

чение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца

(амбиваленция "ненависть - любовь"), привязан к нему, но невольно

хочет его смерти. Религия коренится в Эдиповом комплексе сына, ко-

торый хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять место

рядом с матерью. "Психоанализ, - писал 3. Фрейд, - научил видеть

нас интимную связь между отцовским комплексом и верой в Бога,

он показал нам, что личный Бог психологически не что иное, как

идеализированный отец..."28. Происхождение религии 3. Фрейд связы-

вал с беспомощностью человека перед противостоящими силами

природы и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней "ар-

сенал представлений, порожденных потребностью сделать человече-

скую беспомощность легче переносимой"29. Религиозную веру он





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.