Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления религиозной философии 12 страница




к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев

иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 -

538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-

конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг

своих потенциальных сторонников представителями одного народа и

установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог

рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-

ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной

Аравии в 517 - 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-

торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-

ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма

безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку

он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех

других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как

народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на

земле с целью установления царства мира и справедливости.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду

с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на

смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-

могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым

Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские

патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с

 

 

 

политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и

появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)

соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-

теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной

союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях",

дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на

Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весь-

ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да

не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,

не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер

(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное

местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-

раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.

ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном

Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены

царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием

священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе

с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-

гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце

X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме

Израильского (северного) царства появляются новые места отправ-

ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще

несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639

- 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,

кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-

сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начина-

ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские

колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,

где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой

в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-

гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского

пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-

ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,

принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков

с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евре-

ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В

восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве

Тора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата

Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до

н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в

странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы.

Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах

 

 

на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,

был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название

Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в

диаспоре был завершен около 100 г. н.э.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением

многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского

храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях

борьба против римского господства принимает религиозные формы, а

в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-

чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и

ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи

на различные имущественные и сословные категории. Освободительная

борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей

иудаизма среди других народов.

Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 -

73 гг. н. э., а также подавление антиримского

восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев

из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-

ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,

ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-

ных собраний, на которых решались важные политические и граж-

данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое

сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-

гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -

раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и

приобретение звания раввина зависело от личных способностей,

знания Торы и умения ее истолковывать.

В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Па-

лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на

основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к

Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название

Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха

(Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясня-

ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (тол-

кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот

труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной

составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-

ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-

поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и

морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень

скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по

причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),

либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами

тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до

 

 

 

наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов

талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).

Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и за-

прета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) -

суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) -

праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники,

посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - праздну-

ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие

евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на

восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,

освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все

же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-

вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-

ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в

иудаизме обозначились два основных направ-

ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-

стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому

направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,

представители которого выдвинули свои варианты приспособления

иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,

в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской

и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи

рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -

942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда

га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-

лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-

лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка

дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-

го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-

ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула

инквизиции.

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-

обладающим мировоззрением становится система философских взгля-

дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно

в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-

балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в

Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-

росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий

они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного

в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах

философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

 

 

 

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-

скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,

специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние

экстатического транса, которое в их представлении символизировало

приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники

традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг

с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-

феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-

балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,

вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства

раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины

иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -

XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •

еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-

но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди

Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-

ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто

начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-

ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,

элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо-

стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-

торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились

друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне

социально-политических и духовных перемен, связанных с

эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается

движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний

иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические

ответвления этого движения получили собирательное название -

реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-

ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и

реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-

чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию

иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.

Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-

зованием Израиля это государство становится центром притяжения для

верующих-иудаистов всех направлений и течений.

Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и

с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

 

 

 

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.

Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов

- выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-

канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее

время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход-

цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-

дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет

халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-

павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-

той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,

в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-

ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,

религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-

лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный

раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш-

кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у

сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе

и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных

общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-

мецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-

мленного статуса государственной религии, его институты

финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не

только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-

ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в

правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов

(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-

бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют

контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,

приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу

в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в

системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-

ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-

дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских

школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в

основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на

факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

 

 

 

Глава VIII

БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине

I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился

в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос-

точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей

буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило

в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се-

верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая

к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав-

торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, соче-

тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические

социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад-

лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне.

Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально

или номинально - к арьям. Их считали "дваждырожденными", но да-

же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст-

венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах

деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более

смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче-

ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой-

ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия,

Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно-

сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не

включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман-

скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально

приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го-

сударствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад

основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи -

и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле-

мени и требовал нового механизма социального регулирования и

защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из

мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо-

рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких

масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля-

дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но-

вых идей крепнущую новую элиту.

 

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред-

горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов,

Вриджи - арьянизированных, но политически оппозиционных ар-

хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием

брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно

здесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступали

и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла-

гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений

наибольшее влияние приобрел буддизм. •

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается

реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный

член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама

(из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро

ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че-

редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек-

стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках

традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос-

кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и

примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей

судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме

озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный).

Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакьев") удалось

доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра-

дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь

нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща-

тельно разработанными в священных текстах брахманизма

понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в

общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю-

чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол-

га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от

коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары

индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный

"праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа-

сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще

социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные,

производные от уровня, степени нравственной близости человека к

пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены

в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая

цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рож-

дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен-

ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа

брахманов признавать за "единождырожденными" права на участие в

культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

 

 

Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра-

нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 -- ок. 231/232 до н.э.),

правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите-

лем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм

буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть

империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под

контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка-

нонизации учения. Утвердилось представление о "трех драгоценно-

стях" буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе

истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко-

торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю-

чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего

весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы.

Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало

его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-

и направления буддизма нонических сборников, центральное место

среди которых занимает палийский канон

"Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение

различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц -

дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,

животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-

щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,

а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение

индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости

от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений

(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен

стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-

дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства,

слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно

лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, сог-

ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "прос-

ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).

причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить

путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого

необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного

поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу-

ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип

ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией

поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

 

 

 

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,

пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж

серебром; а также есть после полудня. "Правильное знание" подра-

зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

"Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку

постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь

нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию

истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда

(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам

по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать

последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают

сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского

происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований

неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-

пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:

"узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. В хиваяне

путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское

состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в

учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,

менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,

т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода

в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-

вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения

мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-

твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,

иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся

пантеон.

Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами

Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме

учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение

на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме

махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в

единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной

Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний

Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-

ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-

лами, такими, например, как учение адживиков или религия

джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-

певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от

буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии

кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-

судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

 

 

оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие

монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче-

стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 238 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.