Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концептуальная валидность ТПА-САД




Концептуальное построение методики САД основано на идее развития в психологической теории. Категория развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дар­вина. Позже И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие разработали теорию исторической детерминации развития психики индивида.

Развитие психики — это процесс, характеризующий изме­нение человека как целостной системы. Развиваются не отдель­ные функции, свойства или качества личности, а целостная личность. Преобразуется вся система качеств личности, входя­щих в общую систему — «человек». Каждая система имеет осо­бенный темп развития, зависящий от «усвоения ролей и смены социальных позиций человека под влиянием социальных фак­торов» (Л.И. Анциферова и др., 1988). Темп развития имеет так­же и психофизиологические детерминанты.

Таким образом, у человека формируется свой, индивидуаль­ный темп усвоения информации, зависящий от характеристи­ки чувственной ткани, ее структуры и способа формирования.

Темп психического развития — величина, характеризующая формирование ориентировочного действия за единицу време­ни. Развитие психики представляется совокупностью по край­ней мере двух процессов: а) процесса усвоения информации (знаний, умений, навыков), закрепления ее в памяти в виде опыта и б) функционирование этого опыта как динамичного или константного психического свойства личности (уровень актуального развития — УАР).

Процесс усвоения информации и закрепления ее ориентиро­вочного компонента представляется способностью к такой орга­низации частных функций познавательной активности, при ко­торой заданная цель может быть достигнута эффективным обра­зом. Эффективность оказывается тем выше, чем ниже затраты времени и ресурсов, то есть выше темп психического развития (Ф. Кликс, 1984). Наиболее адекватно процесс усвоения инфор­мации отражается в результате оценки зоны ближайшего разви­тия (ЗБР) индивида. ЗБР (по Л. С. Выготскому) есть психическая зона, где располагаются «зародыши» психических функций. В ходе диагностики ЗБР осуществляется их формирование в процессе деятельности при помощи извне. Скорость и качество формирова­ния этих психических функций определяют границы ЗБР.

В научно-теоретическом плане ЗБР ближе к понятию «раз­витие», а УАР — к понятию «функционирование».

Развитие человеческой психики есть усвоение определен­ных психических функций как ориентировочной основы пред­метных действий. Роль ориентировки в психике выполняет сло­во — единица психической деятельности*. Психологическая сущность слова содержится в его значении. Значения в про­цессе жизнедеятельности индивида, соединяясь с чувственной тканью, образуют личностную смысловую структуру субъекта. Индивидуальность формирования чувственной ткани и физи­ологические особенности субъекта приводят к индивидуализа­ции смысловой сферы человека. Формирование этой сферы и есть формирование ориентировочной основы действий, обра­зующих деятельность человека, в которой соединяются ее опе­рациональная и мотивационная части.

* В качестве стимульных единиц взяты слова (словосочетания) без контекста. Из­вестно, что контекст направляет и конкретизирует мышление, поэтому испытуемому предлагаются относительно абстрактные понятия. Он сам неосознанно конкретизиру­ет их и определяет, какое из понятий относится к области, скажем, технической, какое — к гуманитарной.

 

Изучение и диагностика психической деятельности состо­ит в семантическом анализе смысловой сферы личности по­средством анализа адекватности усвоения человеком понятий (значений слов) в процессе познания (обучения).

Операциональная часть психической деятельности оцени­вается в ходе исследования процесса познавательной деятель­ности. Обучение предполагает взаимодействие «ученика» и «учителя» непосредственно в общении или опосредовано че­рез книгу, чертеж, схему, компьютер и т. п. «Учитель» ориенти­рует «ученика» в мире предметов и при помощи «психологи­ческого орудия» — слова, помогает ему переносить во внутрен­ний план (усваивать) их значения и способы действий, то есть строить психическую модель реальной предметной деятельно­сти. Темп усвоения значений слов индивидуален. Он зависит от творческой индивидуальности ученика, от его предыдущего опыта и способности усваивать информацию при помощи учи­теля, подражать ему и т. д.

Иными словами, через оценку темпа усвоения понятий возмож­но измерение ЗБР, УАР и творческих способностей индивида.

Мотивационная часть психической деятельности анализируется при помощи САД в ходе оценки соответствия личностного смысла понятия общепринятому значению слова. В этом пункте обратим внимание на специфику данного соотношения, а также на соотношения мысли, понятия и слова.

В самом общем виде с точки зрения психологии жизнь че­ловека есть не что иное, как процесс формирования понятий. Понятие представляет собой обобщенное значение предмета (объекта), включенного в деятельность людей. Внешним пред­ставлением понятия является слово. Слово обобщает суще­ственные признаки предметов, сопоставляет их и тем самым является результатом суждений и умозаключений, то есть ре­зультатом мышления. Наряду с основной функцией речи - обобщением ей также присущи функции знака (сигнала), ору­дия мысли, средства общения, выявление свойств предметов, обозначение образа мысли, сама методика смыслообразования и другие*. С этой точки зрения технология САД — интеллекту­альный тест, измеряющий интериоризационные процессы мышления (ЗБР, по Л. С. Выготскому).

* См.: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания // Воп­росы философии и психологии. Т. 51(1), 1900.

 

Но, с другой стороны, САД, вторгаясь в область смыслооб­разования, способен диагностировать направленность лично­сти, смысл, мотив ее деятельности. Общество в процессе свое­го исторического развития формирует общественно значимые понятия, которые структурированы в научном знании в виде законов, правил, логики и т. д.; в искусстве — в виде образов и совершенных художественных форм; в быту и общении — в виде привычек, традиций, этических норм, юридических актов и т. д. Мир понятий живет и развивается. Изменяется их содержание, формируются новые понятия. Причиной этих метаморфоз яв­ляется изменение форм материальной деятельности людей. Каждая социальная среда, каждый слой общества имеет свое специфическое «поле», свое индивидуально-национальное, профессиональное, слэнговое... семантическое пространство. Человек, находящийся в том или ином социальном слое, усва­ивает специфический для данного слоя понятийный аппарат. Как правило, именно так формируется индивидуальное смыс­ловое поле. Кроме социальной среды на индивидуальное се­мантическое поле человека воздействует окружающий предметный мир, который воспринимается им индивидуально в силу субъективности чувственной ткани личности.

Таким образом, взаимодействие человека с другими людь­ми и предметами в процессе жизнедеятельности формирует личностную смысловую сферу. Точки соприкосновения индивидуального и социального смыслового пространства находятся в социально обозначенных границах, коими являются значе­ния слов. Общение между людьми возможно только при усло­вии понимания ими смысла употребляемых слов. Когда слово (понятие) означает для различных участвующих в беседе инди­видов один и тот же предмет. Но понятие не есть мысль. Это образ мысли. А слово не есть понятие, так как оно в процессе мышления преобразуется в индивидуальное значение предме­та, то есть приобретает личностный смысл. «В такой речи, — писал В. Гумбольдт, — никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значения перелива­ются по всему пространству языка, как круги на воде при паде­нии камня. Поэтому взаимное разумение [...] в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах — в то же вре­мя и разногласие». Однако понимание между людьми проис­ходит вследствие того, что слова «...трогают одни и те же коль­ца цепи умственных представлений и произведений мысли, попадают в один и тот же лад умственного инструмента, вследствие чего и происходит в каждом соответствующее, но отнюдь не вполне одинаковое понятие».*

* Цит. по: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания// Вопросы философии и психологии. Т. 51(1), 1900. С. 22-23.

 

Таким образом, прямой и непосредственный семантичес­кий анализ речемышления не в состоянии вскрыть сущность самого мышления и жизнедеятельности человека, так как мысль — это образ предметной деятельности, понятие — об­раз мысли, ее существенных признаков, а слово есть внешний звукосмысловой элемент понятия. Производя такой анализ, мы можем приблизиться лишь к производной третьего порядка сущности, имея в виду мышление, и четвертого порядка, имея в виду жизнедеятельность. Отсюда понимание речи как не­посредственного орудия мысли конкретного человека по меньшей мере иллюзорно. Но иллюзорность эта относительна. По крайней мере, мы пытаемся догадаться, насколько еще далеки от намеченной цели, и представляем, что именно мы еще не знаем, а это уже много. И мы сознательно идем по это­му трудному пути, потому что он, как нам представляется, бли­же всего к истине.

На данный момент мы уяснили, что формирование поня­тий социумом и индивидуумом не идентичны. Видимо, иссле­дование этих процессов следует производить отдельно. Преж­де чем это сделать, определим, что существуют некоторые от­ношения между данными пунктами. Во-первых, социальное проявление деятельности отражается в форме мысли как в со­циуме, так и в сознании отдельного человека. Отсюда следует, что понимание деятельности социумом отличается от индиви­дуального понимания, а значит, мышление как ее отражение тоже различается. Во-вторых, в результате отражения предмет­ной деятельности и отношений формируется ее образ, который существует в речи в форме понятий (значений). Эти понятия закрепляются в языке посредством слов. Слова становятся об­разом понятий. Даже в социуме одни и те же слова обозначают разные понятия (жаргон, слэнг, профессионализмы и пр.), а одно и то же значение могут иметь различные слова. В-треть­их, человечество посредством формальной логики пытается закономерно создать структуру понятийной сферы. Но даже в рамках этой абстракции, как только слова «опускаются» в ком­муникацию, формальная логика искажается. В-четвертых, от­дельный социальный индивид в силу специфики своего разви­тия (имеется в виду психическая норма, а не патология, кото­рая закладывает еще и свою «специфику») понимает слово ин­дивидуально. Он формирует на всем протяжении своей жизнедеятельности собственную понятийную сферу. Слова и их значения (понятия) получают у него новую личностную смысловую окраску.

Учитывая перечисленные выше замечания, следует сказать, что общение и деятельность индивидов при абсолютизации различий между значениями предметов и их личностным смыс­лом в процессе жизнедеятельности не представляется возмож­ным. «Так как назначение языка, — писал В. Гумбольдт, — служить выражением идей, то сравнение его с идеальной облас­тью, по-видимому, надобно начинать с понятий и от них пере­ходить к словам... Но при таком обратном ходе исследования встретилось бы необходимое внутреннее препятствие. С одной стороны, понятие, выражаясь в слове, перестает быть чистою идеею ума... С другой стороны, выставив чисто умственные ка­тегории, при первом покушении идти далее, замечаешь, что между самою ограниченною категорией и между понятием, как оно выражено формою слова, лежит непроходимая бездна... Поэтому логическая классификация понятий в языке не мо­жет иметь приложения»*.

* Цит. по: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания // Вопросы философии и психологам. Т. 51(1), 1900. С. 26.

 

Посредством чего же происходит соединение слов и их по­нятий? В истории психологии известно по крайней мере пять подходов к разрешению этой проблемы. Во-первых, в средние века (да и позже) существовало убеждение, что соответствие мысли слову есть промысел Божий (Зюсмильх, 1766). Изначаль­но понятие, мысль и слово составляют единицу духа, вложен­ную человеку божественной силой. Во-вторых, представление слова как единства внешнего — звука и внутреннего — поня­тия привело в начале Гердера, а затем и Гумбольдта к определе­нию одного из возможных способов обозначения понятий как непосредственному звукоподражанию самому обозначаемому предмету. В-третьих, сходство впечатлений от предмета и со стороны звука привело исследователей к выводу о варианте подобия понятия и слова. Этот путь в психологии получил на­звание символического (Гермес или философское исследова­ние Универсальной грамматики Дж. Харриса, 1751). В-четвер­тых, базисом соответствия слова и понятия было суждение о том, что в любом «языке действительно выражается целая сис­тема понятий. [...] Слова нашей речи затрагивают всю ткань категории мысли: так, например, родительный падеж находит­ся в связи с категорией целого и части, имя числительное, един­ственное и множественное число — с категорией единства и множества, залоги — с категорией действия и причины, накло­нения и модальные частицы — с категориями действительнос­ти, возможности и необходимости, падежи, предлоги и времена глаголов — с категориями пространства и времени...» (Все­общая грамматика. Порт-Рояль, 1660; Ениш, 1796). То есть в основу языка были положены логические законы. Однако за­мечено, что и «логические категории не составляют прямого и непосредственного содержания языка»*. И наконец, в-пятых, положенное В. Гумбольдтом в 1836 году в основу соотношения понятия и слова значение предмета деятельности для субъекта (социума) стало основным пунктом психосемантики.

* Цит. по: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания / / Вопросы философии и психологии. Т. 51(1), 1900. С. 13.

 

Позже Л. С. Выготский активно использовал этот аналити­ческий подход Гумбольдта при разработке своей теории*.

* Относительно генезиса взглядов Л.С. Выготского следует заметить, что "гени­альных самоучек, начинающих с "нуля", не бывает [...] Корни взглядов Выготского, по существу, остаются не проанализированными". См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический журнал. — Т. 22. — № 4. — 2001. — С. 10.

 

В рамках этого подхода Гердер и позже Гумбольдт исследо­вали важнейшую психологическую проблему формирования понятийной сферы человека — соотношение личностного смысла и значения предмета в жизнедеятельности людей.

В основе этого соотношения может лежать особенность по­нимания индивидуумом функционирования предмета, который обозначается исследуемым словом. Но функционирование предмета вообще, если оно не оптимально, есть пустой звук. Лишь оптимальное функционирование является истинным действи­ем. Истинность, как правило, подкрепляется практикой, резуль­таты которой с учетом времени фиксируются в «сознании» со­циума в виде истинных понятий, суждений, умозаключений.

Таким образом, истинное мышление не может относиться к конкретному человеку ввиду того, что не все «итоги» жизне­деятельности вообще могут уложиться в рамки жизни единич­ного субъекта. Поэтому субъект для «проверки истинности сво­его мышления» вынужден пользоваться опытом социума, который закреплен (с точки зрения мышления) в законах фор­мальной логики, являющейся образцом человеческого мышления на пути к истине.

Формальная логика, являясь идеальным отражением реаль­ной целесообразной практической деятельности людей, осуществляется в форме образования понятийной сферы человека. То есть индивидуальная человеческая логика становится фор­мальной логикой только в результате успешного осуществле­ния практической деятельности. Формирование понятийной сферы субъекта на основе законов формальной логики — суть истинное мышление человека, которое является результатом отражения реальной деятельности и обобщенной картины прак­тического опыта. С одной стороны, понятие — это основная форма мышления (отражение индивидуального результата, суж­дений и умозаключений), а с другой — средство определения (формирование структуры мысли) нормативности самого процесса индивидуального мышления.

На наш взгляд, изучение интеллекта человека включает ис­следование степени сформированности его понятийного аппа­рата. Утверждение об окончании формирования понятийно-смысловой сферы личности к подростковому возрасту является спорным. Можно лишь согласиться, что к этому этапу заканчи­вается усвоение содержания основных понятий, необходимых для зрелого функционирования субъекта в мире. Чаще всего вся жизнь человека является средством формирования индивидуаль­ной картины личностно-смысловой структуры личности как «ди­намической смысловой системы»*.

* См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический жур­нал. - Т. 22. - № 4. - 2001. - С. 9.

 

Примером этому может служить современный период со­циальных метаморфоз в России, когда у значительной части людей идет ломка устоявшейся понятийной структуры, пере­оценка жизненных ценностей, переосмысление целей жизни и т. д. В молодом возрасте усвоение понятий идет более интен­сивно, особенно когда человек включен в какую-либо обучаю­щую систему, которая требует постоянного пополнения инди­видуального арсенала понятий. Экспериментально это явству­ет из результатов САД.

Степень сформированности понятийного аппарата отражает:

а) степень структурированности индивидуального мышле­ния;

б) степень и особенности профилирования мышления;

в) содержание индивидуальной понятийной структуры и др.

Однако исследование сформированности смысловой (по­нятийной) структуры как характеристики мыслительной дея­тельности индивида в соотношении с применением методов психосемантического анализа наталкивается на ряд трудных мест. Это, во-первых, указанные выше различия при сопоставлении слов, понятий и мыслительных процессов. Во-вторых, сложность принятия в качестве стимулов адекватных исследу­емых понятий. И, в-третьих, возможность реанимации для ана­лиза психических схем первичного усвоения понятий, «свер­нутых» в структуре мысли в форме навыка или опыта.

Однако все перечисленные трудности являются больше трудностями методического инструмента и технологии анали­за, чем результатом теоретических упущений.

Таким образом, подводя итог теоретическим исследовани­ям, определим, что концепция технологии САД заключается в выявлении степени и направленности понятийно-смысловой сферы испытуемых в процессе сопоставления индивидуально­го понимания слова-стимула и его функционального значения при помощи отработки формально-логических схем-заданий, имеющих оптимальные и альтернативные ориентиры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.