Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еликие географические открыти€ 5 страница




„то же такое –еформаци€? –еформаци€ как общеевропейское €вление Ц это разнородное религиозное, идеологическое и социально-политическое движение, охватившее большинство стран «ападной и ÷ентральной ≈вропы и направленное против католической церкви.  аковы же причины –еформации?

Ќам кажетс€, правы те историки, которые св€зывают –еформацию: а) с экономическими изменени€ми XVI века, т.е. с ранним капитализмом Ц это экономический фактор; б) с по€влением новых социальных групп Ц социальный фактор; в) с зарождением новых идей, новых идеологических установок Ц идеологический фактор. ј далее, хотелось бы еще раз напомнить Ћюсьена ‘евра Ц нет первичных и вторичных €влений, есть только единство всеобщего.

–еформаци€ была первым серьезным ударом по миру —редневековь€. ѕочему же этот удар был нанесен по церкви и представител€м духовенства?  ак вы знаете, жизнь средневекового человека вс€ пронизана религиозностью. –елиги€ была пон€тна, близка, доступна. –еформаци€ с самого начала облеклась в религиозные одежды, иначе и быть не могло: идеологическа€ революци€ могла в то врем€ принимать лишь религиозные формы. »наче она будет поверхностным, не затронувшим глубинные слои общества €влением. √овор€ о –еформации, нужно помнить, что это движение, которое вспыхнуло €рким пламенем в начале века в √ермании, затем в других странах, имело корни, уход€щие в глубь веков. Ѕыли столети€ скрытой и €вной подготовки этого движени€.  то же они предвестники реформационного движени€?

2. ¬озрождение и гуманизм как предпосылки –еформации

¬ первую очередь, предвестником –еформации была светска€ оппозици€ схоластике, папству, католицизму, традиционному мышлению. —ветской оппозицией стал гуманизм. √уманизм Ц система взгл€дов, признающа€ ценности человека как личности, его право на свободу, счастье и т.д. √лавным содержанием гуманизма был культ человека, поставленного в центр мироздани€, признание первичности светского начала над религиозным. √уманистическое миропонимание зародилось на јпеннинском полуострове, в »талии. ¬ »талии в XIV-XV вв. возродилс€ интерес к античности. Ћюди ¬озрождени€ или –енессанса считали, что античность Ц это некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства, государства и общественна€ жизнь. ќни призывали изучать античное наследие. ¬ XIV веке возникает пон€тие Ђstudia humanitatisї, то есть Ђизучение человеческогої, от латинского ЂhomoїЦЂчеловекї. √уманистами были люди разные по происхождению: монахи, двор€не, банкиры, купцы. ѕеред великой јнтичностью все они были равны. —формировалась нова€ элита, т.е. совокупность лучших, наиболее уважаемых людей не по признаку происхождени€, а по принципу обладани€ определенными познани€ми и способност€ми. ÷ентральными моральными принципами гуманистов были те, которые они называли Ђдостоинствомї и Ђдоблестьюї. ѕико делла ћирандолла (1463-1494) в своей Ђ–ечи о достоинстве человекаї писал: Ђ¬еликое чудо есть человек!ї —уть человеческого достоинства великий италь€нский гуманист видел в том, что человек не имеет определенного места во ¬селенной. ќн сам, по своей воле может быть и выше ангелов, и ниже скотов. ≈го судьба находитс€ в его собственных руках.

— одной стороны, гуманисты утверждали принципы буржуазного индивидуализма, что противоречило католическому мировоззрению. — другой стороны, они обращались к источникам первоначального христианства. Ќесмотр€ на то, что все они были христианами, к текстам Ђ—в€щенного ѕисани€ї они подходили с точки зрени€ исторической критики. Ќо гуманизм не мог стать знаменем идеологической революции. √уманисты Ц это узкий кружок людей, писавших на классической латыни, не имеющий св€зей с широким Ђмиром людейї.

ƒругим не менее важным источником –еформации стали средневековые еретические учени€, так называема€, религиозна€ оппозици€ католицизму. „то такое ересь?  ак известно, ересь Ц это особое вероучение, отклонение в вопросах религиозной догматики. ≈ретические учени€ возникли очень давно, веро€тно, вместе с христианством. » только в XIV-XV вв. в еретических учени€х были сформулированы многие положени€ XVI века.   таким ерес€м можно отнести выступлени€ ƒжона ¬иклефа в јнглии, яна √уса в „ехии и др. ќни отличались от ранних ересей тем, что в них уже звучат социальные идеи, земные устремлени€, надежды на лучшую жизнь на земле. ‘ридрих Ёнгельс писал: Ђ»з равенства сынов божьих она (ересь) выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществї.

ќдно врем€ в марксистской историографии была тенденци€ называть ереси XIV-XV вв. ранними реформационными движени€ми, или даже раннебуржуазными революци€ми. ќднако это не верно. ≈ретические движени€ пока не вышли за рамки —редневековь€ и не стали общеевропейским €влением, как это стало с –еформацией. Ќо никакие идеологические теории не могут существовать независимо от общества и человека. ¬ XV веке дл€ –еформации созрели определенные предпосылки:

а) рост городов, развитие промышленности и торговли изменили менталитет средневекового бюргерства;

б) изменени€ в менталитете, а именно, отход от корпоративности, замкнутости, привели к повышению культурного уровн€, "подъему чувства личности" в обществе - стремлению к свободе;

в) в среде духовенства (возможно, на уровне интуиции) возникает убеждение, что церковь уже не €вл€етс€ Ђнароднойї, ее нужно приспособить к нуждам людей (новых классов и социальных групп). „то же необходимо сделать дл€ этого? Ќеобходимо изменить традиционную католическую догматику и создать народную бюргерскую церковь. Ёто и сделали бюргерские реформаторы или, как их называют сейчас, протестанты XVI века Ц Ћютер, ÷вингли,  альвин.

3. ќсновные положени€ протестантизма. Ќаправлени€ –еформации

 аковы же основные положени€ протестантизма?

—делаем предварительные замечани€:

а) протестанты не отрицали христианскую догматику вообще, а только отдельные ее части;

б) они раздел€ли католический тезис о Ђприроднойї греховности человека.

„то же нового они внесли в христианскую догму?

1. »деологи –еформации выступали с утверждением, что человек дл€ спасени€ своей греховной души не нуждаетс€ в посредничестве церкви. —пасение человека достигаетс€ не внешней религиозностью, а внутренней верою каждого. ¬первые это положение протестантизма было четко сформулировано ћартином Ћютером. ≈го знаменитый тезис так и назван Ђоб оправдании веройї. Ёто положение отрицало необходимость католической церкви в том виде, в каком она была в «ападной ≈вропе. ј именно, отрицалось особое положение духовенства как посредника между Ѕогом и людьми. ¬ католицизме духовенство крайне необходимо, именно оно передает человеку т.н. Ђсверхблагодатьї. ¬ ее помощью грешник и спасетс€ на том свете. „ерпает же Ђсверхблагодатьї клир из Ђсокровищницы добрых делї. ѕродажа индульгенций (сверхблагодати) как способа отпущени€ грехов получила широкое распространение именно на рубеже XV и XVI столетий.

–еформаторы выступили против этого положени€ католицизма, опира€сь на тезис Ђоб оправдании веройї. “о есть, каждый человек спасетс€ только собственной верой. ¬ера же не €вл€етс€ свободным выбором людей, она есть Ѕожь€ милость. “аким образом, с одной стороны, протестантизм провозглашает свободу личности, а с другой Ц сразу же эту свободу ограничивает. ¬ыступа€ против торговли индульгенци€ми, реформаторы начали свою борьбу с папским –имом и католической церковью.

2. ѕротестанты отвергали авторитет —в€щенного ѕредани€, то есть постановлени€ церковных соборов. ≈динственным источником религиозной истины, по их мнению, €вл€етс€ —в€щенное ѕисание, то есть Ѕибли€. ѕостановлени€ церковных соборов созданы людьми, а все люди грешны. ѕоэтому —в€щенное ѕредание не может быть безусловным авторитетом дл€ верующих. ƒл€ всех реформационных учений было характерно обращение к раннехристианской церкви, к ее истокам, к ее общинной организации и т.д.

¬ отечественной марксистской историографии (ћ.ћ.—мирин, ё. .Ќекрасов, ¬.≈.ћайер и др.), исход€ из классового подхода анализа любых исторических €влений, прин€то выдел€ть три направлени€ в –еформации: 1) бюргерско-буржуазное; 2) народное или кресть€нско-плебейское; 3) королевско-кн€жеское. ќбщим дл€ всех трех направлений было признание двух основных положений –еформации: об оправдании верой и об истинности только —в€щенного ѕисани€. —ледует помнить об условности вс€кой схемы, она присутствует и в этом разделении.

1. Ѕюргерско-буржуазное направление, считали отечественные медиевисты, наиболее четко отражено в учени€х Ћютера, ÷вингли,  альвина. Ѕюргерские реформаторы требовали упразднени€ сложной церковной иерархии, пышности культа, почитани€ икон, св€тых, сокращени€ многочисленных христианских праздников, словом Ц Ђдешевой церквиї. Ёто соответствовало интересам нарождающейс€ буржуазии. ƒешева€ церковь устран€ла монахов, прелатов, римскую курию, все то, что было в церкви дорогосто€щим. Ѕюргерство при этом рассчитывало обогатитьс€ за счет изъ€ти€ Ц секул€ризации церковных земель. ‘. Ёнгельс писал: Ђ¬с€ протестантска€ –еформаци€, если отбросить мелочные споры по поводу догматов, €вл€лась широко задуманным планом конфискации земельї. ƒумаетс€ Ёнгельс, а вслед за ним и историки традиционной советской школы, упрощают ситуацию до Ђобыденногої. ¬р€д ли Ћютер,  альвин и другие реформаторы в первую очередь руководствовались этим правилом. ƒл€ них главной была иде€ обновленной церкви. ƒругое дело Ц умеренное немецкое бюргерство, или алчна€ королевска€ власть в јнглии и других странах. √овор€ о бюргерско-буржуазном направлении –еформации, историки марксистской школы подчеркивают его крайнюю неоднородность. ќни выдел€ют в нем умеренное и радикальное крыло. ѕредставители умеренного крыла, в первую очередь ћартин Ћютер, могли и шли на компромисс с феодальными силами, в частности с кн€зь€ми. —реди идеологов радикального направлени€ наиболее последовательным был ∆ан  альвин. ≈го учение Ц кальвинизм, дало буржуазии идеологическое оружие и организационные формы борьбы с феодализмом. ¬ этом вопросе отечественна€ историографи€ близка к позиции ћакса ¬ебера. ќн считал, что реформаци€ ∆ана  альвина содержала религиозное оправдание нормам буржуазной морали (учение о предопределении и мирском призвании).

2. Ќародное направление –еформации выражало интересы кресть€нства и городского плебса. ¬ысшим про€влением народной –еформации была кресть€нска€ война 1524-1525 гг. в √ермании. «десь борьба против церкви вылилась в борьбу против существующих пор€дков, против феодального стро€ в целом. “омас ћюнцер, один из самых радикальных народных реформаторов, основыва€сь на —в€щенном ѕисании, требовал восстановлени€ раннехристианского равенства дл€ всех членов религиозной общины. ѕредставители этого направлени€ не только добивались ликвидации церковной иерархии и духовного землевладени€, но и выступали за упразднение духовной и светской власти вообще, и установлени€ Ђцарства Ѕожьего на землеї. ѕри этом будущий строй мыслилс€ ими или как строй, основанный на принципах охлократии, или же они доходили до идеалов примитивного утопического коммунизма, выступа€ за народовластие и требу€ общности имущества. ќбщность имущества вожди кресть€нско-плебейской –еформации предлагали осуществить в отношении земли, котора€ объ€вл€лась собственностью всего народа. ќтсюда и –еформаци€ понималась ими как социальный и политический переворот в интересах простого народа, в первую очередь кресть€нства. –езультатом такого переворота должно стать установление Ђцарства Ѕожьего на землеї, то есть стро€ социальной справедливости.

 роме анабаптистов во главе с ћюнцером, к народному направлению –еформации относились социниане (ариане), особенно их левое крыло.  то такие социниане? Ёто последователи религиозного учени€ ћли€ —оцина (1525-1562) и его плем€нника ‘ауста —оцина. ќни отвергали догмат о “роице, говорили о единстве Ѕога. ’ристос, по мнению социниан, это человек. —оциниане отрицали учение о первородном грехе. јвторитет —в€щенного ѕисани€ признавалс€ ими постольку, поскольку его содержание не противоречило разуму человека. „лены этой секты большое внимание удел€ли образованию. ¬ конце XVI-начале XVII вв. их учение получило распространение в –ечи ѕосполитой. Ќо католическа€ реакци€ изгнала социниан из страны. ¬ дальнейшем последователи этого учени€ расселились в ѕруссии, √олландии и даже —еверной јмерике.

ќднако далеко не во всех странах –еформаци€ Ц это движение Ђснизуї или Ђдвижение низовї. ¬ р€де государств «ападной ≈вропы реформационные идеи используютс€ корол€ми в своих цел€х. –еформаци€ проводитс€ королевской властью, т. е. Ђсверхуї.

3. –еформаци€ Ђсверхуї, по-мнению традиционной отечественной историографии, это королевско-кн€жеское направление в движении. ќна была св€зана с попыткой королей и кн€зей уменьшить вли€ние церкви на политику государств.  оролевско-кн€жеска€ –еформаци€ решила важнейший вопрос того времени, вопрос о месте церкви в политической системе государства. „тобы подчинить церковь государству, нужно было не только лишить ее прит€заний на светскую власть, но и уничтожить ее экономическое могущество. ѕоэтому –еформаци€ Ђсверхуї сопровождалась секул€ризацией церковных земель в пользу светской власти. ќ мотивах секул€ризации €рко и образно писал еще в первой трети XV веке чешский реформатор ян √ус: Ђћир€не вид€т, что богатые св€щенники нос€т одежду более пышную, чем они, что у св€щенников и кони красивее и стол обильнее и жены прекрасней, что всего Ц и оружи€ и одежды у них больше, чем у мир€н. ѕоэтому многие пос€гают на их богатство словом и делом, иные из зависти, а иные, как, например, короли и кн€зь€ по правуї.

 оролевска€ власть в јнглии, Ўвеции, Ќорвегии, ƒании, провед€ –еформацию, лишила церковь земель, распустила монастыри, всецело подчинила церковь государству. ¬ таких случа€х шел процесс укреплени€ абсолютизма, что, несомненно, было прогрессивным €влением.

ќтличительные особенности имела –еформаци€ во ‘ранции. «десь реформационные идеи были использованы феодальной знатью в борьбе с королевской властью. Ќачались длительные гражданские войны. “олько в конце XVI века в стране установилс€ мир.

¬ традиционной советской историографии выдел€ютс€ три этапа –еформации:

1. Ћютеранский этап - 20-30 гг. XVI в.

2.  альвинистский этап 40-50 гг. XVI в.

3. ѕолитическое и идеологическое противосто€ние протестантизма и католицизма с середины XVI века и до окончани€ “ридцатилетней войны 1648 г.

’арактер реформационного движени€ в разных странах отличалс€ и по своей сложности, и по задачам, и по результатам. Ѕорьба шла не только между сторонниками –еформации и ее противниками, но и внутри реформационного лагер€, например, между Ћютером и ÷вингли. ¬ XVI веке –еформаци€ охватила большинство стран «ападной ≈вропы. ÷ентром же и исходным пунктом реформационного движени€ была √ермани€. √ермани€ представл€ла собой в экономическом отношении страну с разнородными тенденци€ми: были отрасли €вно буржуазного типа, однако сохранилась и даже процветала цехова€ система; в деревне широкое распространение получило товарное земледелие, но наблюдались все признаки феодальной реакции и возврата к крепостничеству. ¬ политическом отношении √ермани€ представл€ла конгломерат светских и духовных кн€жеств абсолютистского типа, но при этом оставалась »мперией, объединенной чисто формальной властью выборного императора. » главное Ц ни одна страна ≈вропы не имела столько земель, принадлежащих духовенству, как √ермани€. ¬еро€тно, все это и сыграло главную роль в том, что –еформаци€ началась именно в этой стране.

 

Ћ ≈   ÷ » я 6

 

√≈–ћјЌ»я ¬ XVI-XVII вв. –≈‘ќ–ћј÷»я » јЅ—ќЋё“»«ћ

 

1. Ёкономическое развитие √ермании накануне и после –еформации.

2. —оциально-политическое состо€ние страны. ѕредпосылки –еформации.

3. ”чение ћартина Ћютера и его де€тельность.

4. √ермани€ в период –еформации (1517-1555гг).  н€жеский абсолютизм.

 

Ћитература

 

1. Ѕелов √.фон. √ородской строй и городска€ жизнь средневековой √ермании. - ћ., 1912.

2. ¬ебер ћ. »стори€ хоз€йства. - ћ., 2000.

3. «омбарт ¬. —овременный капитализм. - ћ., 1903. - “.1.

4. Ћампрехт  . »стори€ германского народа. - ћ., 1896. - “.3.

5. ћайер ¬.≈.  ресть€нство √ермании в эпоху позднего феодализма. - ћ., 1985.

6. Ќекрасов ё. . –еформаци€ и  ресть€нска€ война в германских земл€х XVI в. как раннебуржуазна€ революци€. - ¬ологда, 1984.

7. –анке Ћ.фон. »стори€ √ермании эпохи –еформации. - ћ.,1898. -“. 1- 6.

8. —мирин ћ.ћ. ќчерки истории политической борьбы в √ермании перед –еформацией. - ћ., 1952.

9. “аценко “.Ќ. Ќемецкое двор€нство XVI // ≈вропейское двор€нство XVI-XVII вв.: √раницы сословий. - ћ., 1997.

10. ÷иммерман ¬. »стори€ кресть€нской войны. - ћ., 1937. - “.1-3.

11. янсен ». Ёкономическое, правовое и политическое состо€ние германского народа. - —ѕб., 1898.

 

1. Ёкономическое состо€ние √ермании накануне и после –еформации

»сходным пунктом –еформации в ≈вропе стала √ермани€. Ёто было св€зано с особенност€ми экономического и социально-политического положени€ √ермании в XV-XVI вв. √осударственна€ раздробленность, засилье папства, огромные церковные землевладени€ привели к тому, что антипапские настроени€ в √ермании были особенно сильны. √лавной задачей, сто€щей перед √ерманией, было устранение политической раздробленности и установление национального единства.

¬ XVI веке √ермани€ была страной с крайне неравномерным экономическим развитием: быстрый прогресс в одних отрасл€х хоз€йства и отсталость, регресс в других. ѕопробуем выделить прогрессивные отрасли экономики. √лавную роль в немецкой промышленности играло горнорудное дело. ¬ 1470-1530 гг. √ермани€ занимала первое место в ≈вропе по добыче серебра. Ёто превосходство она сохранила вплоть до массового притока в ≈вропу драгоценных металлов из јмерики, но и тогда немецкие предприниматели продолжали господствовать в этой отрасли благодар€ своим тесным св€з€м с »спанией Ц главным поставщиком золота и серебра из Ќового —вета.  рупные торговые фирмы ‘уггеров, ¬ельзеров и √охштеттеров владели горными разработками не только в √ермании, но и в „ехии, ¬енгрии, австрийских земл€х.  ак было организовано производство на горных рудниках?

”же в середине XV века в горном деле создавались товарищества разбогатевших рудокопов и плавильщиков. ќни брали в лен горные участки и плавильные печи, проводили техническую реконструкцию, нанимали рабочих. ¬ конце XV века по€вились паевые товарищества состо€тельных бюргеров и купцов. ќни строили плавильни, углубл€ли шахты, авансировали мелких и средних собственников рудников и плавилен. Ќо! ¬ладельцами горных регалий были крупные кн€жеские фамилии. Ѕогатейшие месторождени€ благородных металлов составл€ли основу финансового и военного могущества немецких кн€зей. »мператоры дома √абсбургов и вли€тельные кн€зь€, посто€нно нужда€сь в деньгах, заключали займы с крупными торгово-ростовщическими фирмами и закладывали горные богатства своих территорий тем же ‘уггерам и т.д. ‘уггеры и другие владельцы из ёжной √ермании сдавали горные промыслы предпринимател€м или сами участвовали в эксплуатации рудников. “о есть процесс капитализации производства шел и снизу и сверху. Ђ¬ерхниеї торгово-ростовщические формы капитализации постепенно вытеснили Ђнижниеї купеческо-промышленные, что привело к кризису этой отрасли в конце XVI-середине XVII вв. — середины XVI века начинаетс€ усиленный отток капиталов из горного дела. –азбогатевшие новые патрицианские и купеческие фамилии сближаютс€ с феодальной земельной аристократией, приобрета€ сеньории, поместь€ и замки.

— новыми формами развити€ было св€зано и текстильное производство. ќно было развито в —редней, ёжной и ёго-«ападной √ермании. –азвитие ткачества выражалось в освоении выпуска новых видов тканей из смешанных волокон льна и хлопка, шерсти и шелка: бумазеи, бархата, парчи; из хлопчатобумажной пр€жи, шелка, тканей, изготовленных по новой технологии: легкого и дешевого сукна Ц зойген. Ќемецкое ткачество ориентировалось как на местный рынок, так и на экспорт, работало как на своем, так и на привозном сырье Ц хлопок привозилс€ из стран —редиземноморь€, шерсть Ц из јнглии.  акие же формы организации производства преобладают в это врем€? –ассе€нна€ мануфактура, система раздач и цеховое производство.  ризис цеха в этой отрасли про€вилс€ в том, что экономически наиболее сильными были цехи, св€занные с заключительными операци€ми производства товарной продукции. Ќапример, цех красильщиков мог подчинить цехи пр€дильщиков и чесальщиков. »з такого цеха выходили отдельные предприниматели, которые стремились в обход цеха расширить производство за счет раздаточно-скупочных операций. ÷еховые ремесленники боролись с этими Ђнововведени€миї как могли. ¬ XVI веке широкое распространение получили Ђколлективные договорыї цехов с купцами о поставке сырь€, красителей, полуфабрикатов. “акие договоры создавали иллюзию законности и регламентации, на самом же деле свидетельствовали о зависимости ремесленников-мастеров от предпринимателей-купцов.

÷ентрализованные мануфактуры создавались в книгопечатании, судостроении, производстве бумаги и стекла.

÷ентром раннего капитализма был немецкий город. √ермани€ славилась обилием городов, торговых и ремесленных центров. √орода были имперскими, Ђвольнымиї и кн€жескими. ѕоследние управл€лись светскими или духовными кн€зь€ми. Ќа рубеже нового времени крупнейшими городами были југсбург,  Єльн, Ќюрнберг, —трасбург и др.  ак известно, в отличие от других европейских городов они не сыграли объедин€ющей роли в процессе становлени€ национальной государственности: слишком различны были их интересы. Ѕогатые независимые города —еверной √ермании, объединенные в √анзу, вели торговлю с Ќидерландами, јнглией, —кандинавией, Ѕалтией, а южно-немецкие города ориентировались на »талию и —редиземноморье. Ёто служило преп€тствием дл€ складывани€ единого внутреннего рынка. ”падок √анзы в XVI веке не отразилс€ на экономическом процветании √амбурга Ц он по-прежнему играл ведущую роль в торговле со странами —еверной ≈вропы.

Ёкономический кризис стран —редиземноморь€, особенно »талии, заставил южно-немецкие города переориентироватьс€ на торговлю с »спанией, а через нее с Ќовым —ветом.

Ќемецкий город XV-XVI вв. Ц средоточие и двигатель цивилизации, Ц считает ј.Ћ.ястребицка€, становитс€ центром культуры и учености, с которым уже не могли конкурировать резиденции сельской знати и еще не могли сост€затьс€ дворы территориальных кн€зей. √ородска€ среда сформировала характерный дл€ эпохи новый тип личности: Ђделового человекаї, бюргера-предпринимател€, участника региональной и заморской торговли, коммерсанта или, подобно якобу ‘уггеру из југсбурга, главу фирмы, финансиста; де€тел€ гуманистической культуры, как нюрнбергский патриций ¬иллибальд ѕиркгеймер; купца-мецената, как знаменитый книгоиздатель јнтон  обергер из Ќюрнберга, и т.д. ¬ XVI веке растет число немецких городов: нар€ду со старыми Ђцеховымиї городами по€вл€ютс€ новые города, не св€занные ни строгим городским правом, ни цеховой регламентацией. »менно в них исследователи нередко наход€т новые капиталистические формы организации ремесла и торговли.

ќ германской торговле нужно сказать отдельно. ћы уже отмечали, что политическа€ раздробленность страны преп€тствовала складыванию единого внутреннего рынка. ќднако региональные рынки в √ермании были. ¬ их становлении большую роль сыграли €рмарки: общеимперские и региональные. Ќа них все чаще продавались предметы массового потреблени€ и сырье: английска€ шерсть, хлопок и шафран из »талии и ‘ранции, лен из ѕруссии, вайда из “юрингии, вино, пиво, зерно, скот, рыба и т.д.

“орговл€ была рознична€ и оптова€. ќптова€ торговл€ велась как отдельными купцами-оптовиками, так и купеческими компани€ми.  омпании были, как правило, семейными корпораци€ми. — возвышением торгово-ростовщических фирм, например, фирмы ‘уггеров, происходила монополизаци€ ими внешней торговли. “акие компании-монополии имели свои представительства в различных странах ≈вропы и были богаче королей. Ќе случайно якоб ‘уггер писал  арлу V: Ђ...без моей помощи ¬аше императорское ¬еличество не могли бы получить римской короныї.

ќднако, несмотр€ на высокий уровень развити€ городской жизни, √ермани€ заметно отставала от государств, развивающихс€ на национальной основе, например, от јнглии:

а) в раздробленной стране не было столицы и не могло сложитьс€ единого экономического центра, типа Ћондона или ѕарижа;

б) усиление территориальных кн€зей и городов привело к жесткой таможенной политике. „тобы провести товар с —евера на ёг, нужно было заплатить несколько дес€тков таможенных пошлин. Ќе случайно, в √ейльброннской программе 1525 года содержитс€ предложение Ђустранить все имевшие доселе место пошлины, провозные поборы (Glait), пошлины на съестные припасы (Ungelt)ї.

–азвитие капитализма в промышленности изменило и немецкую деревню. ¬.≈.ћайер считал (как и ‘. Ѕродель), что эпоха позднего феодализма в √ермании длилась с начала XVI до конца XVIII в. «а 300 лет земледельческое производство трижды переживало заметный подъем. ѕерва€ волна подъема происходила в начале XVI века, до  ресть€нской войны. ¬тора€ волна относитс€ к самому концу XVI века и первым восемнадцати годам XVII в. (т.е. до “ридцатилетней войны).

¬ третий раз сельское хоз€йство √ермании заметно оживилось с 50-х годов XVIII века.

ќстановимс€ более подробно на XVI столетии. ¬ отечественной историографии прин€то выдел€ть три аграрных региона √ермании: ¬осточна€ и —еверо-¬осточна€ √ермани€; «ападна€ и —еверо-«ападна€ √ермани€; ёжна€ и ёго-«ападна€ часть страны. Ёти регионы, несмотр€ на р€д общих черт, имели существенные различи€ в своем аграрном развитии.

1). ¬осток и северо-восток. Ёто область колонизации, плодородных почв и пашенного земледели€. ќсновной культурой была рожь. ¬ «аэльбье в конце XV века утвердилась система рыцарских поместий. –ыцарское хоз€йство использовало труд крепостных кресть€н и поденщиков.  ресть€не-колонисты не могли конкурировать с рыцар€ми в производстве товарного хлеба (экспорт его шел через √анзу в страны Ѕалтии). ‘еодальна€ реакци€ здесь про€вилась в том, что рыцарство, получа€ большие прибыли от торговли зерном, стремилось расширить свои имени€ за счет узурпации кресть€нских наделов, прикреплени€ кресть€н к земле и перевода их на барщину. Ёти тенденции усилились после  ресть€нской войны 1525 года, когда в ћекленбурге, Ѕранденбурге, ѕруссии, ѕомерании были созданы крупные рыцарские товарные хоз€йства Ц фольварки, основанные на труде крепостных. “ак в этом районе, по мнению историков марксистской школы, происходило второе издание крепостничества.

2) «апад и северо-запад. «десь зерновое хоз€йство сочеталось с мелким скотоводством. –ост цен на м€со, молочные продукты и шерсть стимулировал товарное скотоводство, особенно овцеводство, вблизи крупных городов в –ейнской области и по ћайну.  то же занималс€ разведением скота? ¬ начале XVI века к западу от Ёльбы развитие аграрных отношений протекало в рамках сеньории, и производство основной массы продуктов производилось не на господском домене, а в кресть€нских хоз€йствах. ѕраво майората преп€тствовало дроблению кресть€нских наделов, поэтому здесь была распространена мейерска€ и кресть€нска€ аренда, а барщина не играла существенной роли. јренда в форме издольщины открывала путь дл€ освобождени€ кресть€н от феодальной зависимости и развити€ капитализма. Ќо, положение изменилось уже в 20-е годы Ц феодальна€ реакци€ нашла выражение в этом регионе в захвате сеньорами общинных угодий в св€зи со стремительным ростом господского скотоводства, посевов под технические культуры; пос€гательстве на даровой кресть€нский труд путем введени€ не фиксированных новых повинностей; в наступлении на права кресть€н-арендаторов: издольщина замен€лась фиксированной арендной платой, внедр€лась барщина, ограничивались наследственные права кресть€н, наследственные держани€ замен€лись пожизненными или срочными.

3). ёг и юго-запад. –айоны ¬юртемберга и Ўвабии специализировались на выращивании садово-огородных и технических культур. ¬ меньшей мере здесь было распространено скотоводство и производство зерна. ƒо середины XVI века из зерновых культур значительное место занимала полба. ќднако к концу XVI века кн€зь€ ёго-«ападной √ермании, обеспокоенные проникновением иностранного хлеба на рынок, издают законы, поощр€ющие расширение посевных площадей под зерновые. “ак, в Ўвабии полба вытесн€етс€ твердой пшеницей, в ¬юртемберге нар€ду виноградарством растет производство зерна. ¬ладетел€ми земель в регионе были или мелкие кн€зь€ или города. » те, и другие сдавали большую часть земли в аренду на услови€х издольщины. Ќебольшие кресть€нские хоз€йства специализировались на производстве одного какого-либо продукта (зерно, м€со, виноград, вайда, фрукты и т.д.) и ориентировались на местный спрос. Ќа прот€жении XVI века в регионе все шире используетс€ барщинный труд, сеньоры почти всегда оплачивали часть труда барщинников или кормили их за свой счет.

ќсобенностью данного региона было многообразие форм владени€ землей: от крупных мейерских хоз€йств (арендаторами в данном случае выступали зажиточные кресть€не и горожане) до мелких и средних держаний феодального типа. »нтересное наблюдение сделал ¬.≈.ћайер: все держатели земли платили многочисленные налоги, натуральные оброки, денежные чинши, баналитеты, арендаторы же домениальной земли были свободны от налогов. »мущественное расслоение в деревне здесь было особенно сильным. ѕауперизаци€ заставл€ла кресть€н заниматьс€ извозом, наниматьс€ поденщиками, слугами. Ёто и привело к активному участию южного кресть€нства в войне 1525 года. ѕосле войны на кресть€н были возложены денежные платежи в качестве компенсации Ђза ущербї. ”силиваетс€ феодальный нажим, растет налогообложение. ¬о многих районах ёго-«ападной √ермании кресть€не были прикреплены к земле и могли уходить, только заплатив Ђоткупной взносї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2002 - | 1931 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.