Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еликие географические открыти€ 8 страница




10. ћихневич ƒ.ё. ќчерки из истории католической реакции. - ћ., 1955.

11. ƒюма ј.  оролева ћарго (люб. изд).

12. ћериме ѕ. ’роника времен Ћюдовика XI (люб. изд).

13. ÷вейг —.ћари€ —тюарт (люб. изд).

14. Ўиллер ‘. ћари€ —тюарт (люб. изд).

 

1.  атолическа€ реакци€ и ее характер

–еформаци€ и кресть€нска€ война в √ермании, успех –еформации в Ўвейцарии затронули все страны «ападной ≈вропы.  атолическа€ церковь, некогда незыблема€, была подвергнута осме€нию. —кандинави€ была охвачена –еформацией, которой покровительствовала королевска€ власть. ќткололась от римско-католической церкви безбожна€ јнгли€. «десь, как и в ƒании, и в —кандинавии короли щедро раздавали (или продавали) церковные владени€ двор€нству. ќсновательные и бережливые бюргеры √ермании и Ќидерландов решительно отвергали все церковные поборы и вымогательства, а немецкие и австрийские кресть€не наде€лись вместе с духовенством Ђприжатьї и своих собственных двор€н. –еформационное движение одерживало все новые и новые победы, оно угрожало даже папским владени€м в »талии. ƒаровитый дипломат папской канцел€рии ƒжованни ћороно писал: ЂЌе следует забывать, что в воздухе носитс€ еретическа€ зараза, все спор€т и толкуют вкось и вкривь о догмах церкви, вс€кий считает себ€ теологом и предлагает какие-то нововведени€ в религииї.

–аспространению –еформации способствовали образованнейшие люди разных стран. ”ченые-гуманисты, даже остава€сь католиками, подвергали резкой критике моральные устои папского –има, католических монашеских орденов, высшего и низшего клира.  азалось, что никогда еще церкви не угрожала така€ опасность, как в 30-40=е годы XVI века.  азалось, она вот-вот рухнет под натиском своих многочисленных врагов. Ёту угрозу не могли не ощущать сами церковники и их сторонники.  ак уже отмечалось, реформационное движение в ≈вропе не было единым. ¬ нем, по меньшей мере, можно выделить три направлени€: королевско-кн€жеское; бюргерско-буржуазное; кресть€нско-плебейское.  аждое из них понимало –еформацию по-своему, дополн€ло теорию своими практическими действи€ми, вкладыва€ в них свои мечты и идеалы. Ёти практические действи€ предполагали изменени€ не только католической церкви, но и существующей жизни. јктивизаци€ кресть€нско-плебейского лагер€ вылилась в невиданное по масштабу кресть€нское восстание, войну 1524-1525 гг. ¬ыступление кресть€нства заставило многих государей ≈вропы вернутьс€ в лоно католицизма, таким образом, папский –им нашел в их лице своих надежных союзников.

¬след за –еформацией папство возглавл€ет религиозно-политическое движение, направленное против –еформации, то есть  онтрреформацию.

 ак же это историческое €вление оцениваетс€ в историографии?

1. √рановский “.Ќ. и историки российской исторической школы термин Ђконтрреформаци€ї не употребл€ют, а все шаги, предприн€тые папством, рассматривают:

а) как Ђвозрождение католицизмаї;

б) наступление на свободомыслие.

2. ¬ германской историографии XIX века сложились две точки зрени€ на контрреформацию, они зависили от религиозной принадлежности авторов. »сторики-протестанты считали контрреформацию борьбой со свободомыслием в ≈вропе, наступлением реакции. »сследователи-католики чаще писали об Ђобновлении католицизмаї. »нтересно, что и в современной западной историографии эти точки зрени€ присутствуют.

3. ¬ наше врем€ освободитьс€ от Ђпартийностиї истории пытаютс€ историки французской школы Ђјнналовї. Ёто им принадлежат два исключающие друг друга тезиса: а) Ђистори€ должна писатьс€ на основании источниковї, б) мирова€ цивилизаци€ накопила такое количество источников, что в истории можно доказать практически все. Ћюсьен ‘евр выступил против термина Ђконтрреформаци€ї. ќн призывал историков придерживатьс€ принципа разграничени€, Ђесть религи€ и есть церковьї. Ёто две разные плоскости, в одной из которых Ц организаци€ церковна€ и политическа€; в другой Ц внутренн€€ жизнь человека и его духовна€ свобода. ѕрименительно к учению ћартина Ћютера, ‘евр также предложил разграничивать Ђлютеризмї (церковь) и Ђлютеранствої (идеологию). Ќо ведь сам великий реформатор не отдел€л свою догматику от идеи реформированной церкви, они у него едины.  ритику€ термин Ђконтрреформаци€ї, ‘евр стараетс€ не касатьс€ сути €влени€. Ёто делает его позицию чрезвычайно у€звимой.

4. ќтечественна€ (марксистска€) историографи€ исходила из абсолютизации классовой борьбы и классовой природы любых событий. “ак ».–.√ригулевич в своей работе Ђ»нквизици€ї дает следующее определение: Ђ онтрреформаци€ Ц это реакционное религиозно-политическое движение в «ападной ≈вропе XVI-XVII вв., возглавл€емое папством и направленное против –еформацииї. ќн считает, что по своему характеру это движение €вл€лось своего рода контрнаступлением в религиозной форме феодальных сил, пытающихс€ упрочить феодальный строй в эпоху его разложени€.

Ќам кажетс€, что в контрреформационном движении отчетливо прослеживались две тенденции: более слаба€ Ц это попытка перестройки католической церкви в духе незначительного обновлени€; более сильна€ Ц карательна€, запретительна€, насильственна€ борьба с религиозным инакомыслием.

— этой целью папство прибегло к организационной и идейной перестройке католической церкви. Ёта перестройка включала в себ€:

1. ќрганизацию новых монашеских орденов театинцев, капуцинов, барнабитов и самое главное Ц иезуитов (1540).

2. –еорганизацию папской инквизиции (1542).

3. ¬ цел€х подчинени€ полному контролю духовную жизнь общества папы издают с 1559 года »ндекс (список) запрещенных книг.

4. ƒейственным оружием перестройки католической церкви и борьбы с инакомыслием стали решени€ “ридентского собора (1545 - 1563).

2. ќрден иезуитов и папска€ инквизици€

ќснователь ордена иезуитов »гнатий Ћойола, одной фразой, определил цели новой монашеской организации: ЂЋютер требует реформы церкви? ћы ему противопоставим нашу контрреформуї.

»спанский двор€нин »ньиго (»гнатий) Ћопец де –енальде де ќназ и де Ћойола был восьмым по счету сыном в обедневшей двор€нской семье. Ќе рассчитыва€ на большое наследство и жела€ жить соответственно своему происхождению, он избрал военную службу и активно участвовал в италь€нских войнах. ¬ 1521 году был ранен при осаде ѕамплоны. Ћична€ храбрость испанского воина поразила французов, и они оказали испанскому офицеру первую медицинскую помощь. ¬ дальнейшем, с переломами ног он был отправлен на лечение домой. ¬скоре Ћойола с ужасом узнал, что одна нога срастаетс€ неровно, криво. ƒл€ человека, наделенного неутомимым честолюбием, тщеславного и крайне бедного, это несчастье казалось невыносимым, ибо оно не оставл€ло надежд на возвращение к военной службе, а затем и в общество Ђзолотой испанской молодежиї. » Ћойола без вс€ких колебаний идет на крайнюю меру: он просит повторить операцию, вновь сломать ему ногу и наложить новые шины. Ћегко вообразить, как мучительна была эта операци€ при тогдашнем уровне хирургии: однако Ћойола все вытерпел.  ость сломали, но она вновь срасталась криво. ѕришлось пережить еще одну мучительную операцию, но все напрасно Ц одна нога осталась короче другой: о походах, дуэл€х, танцах надо было забыть. Ћойола и тут не хотел сдаватьс€ Ц им был придуман особый ворот, который изо дн€ в день выт€гивал ногу. Ќова€ пытка стоила предыдущей. Ќо нога осталась короткой на всю жизнь. ќн был тринадцатым ребенком в семье и восьмым сыном, поэтому ему не приходилось наде€тьс€ на наследство. ќставалс€ один путь Ц быть слугой церкви. ѕо мнению “.Ќ.√рановского обращение к Ѕогу было св€зано с болезнью Ћойолы. ¬о врем€ долгих мес€цев лечени€, он начал читать легенды о св€тых. Ёто произвело на бывшего офицера чрезвычайно сильное впечатление, воображение его распалилось; все свои рыцарские пон€ти€ он перенес на религию. “акие €влени€ не были редкостью в то врем€, а он был сыном своего времени. Ћойола вообразил себ€ рыцарем девы ћарии.

“ак начинаетс€ его путь в религию. ќн отправилс€ в ћонсерратский монастырь, переночевал в часовне Ѕогородицы, оставил там свое боевое оружие и сменил офицерский мундир на лохмоть€. ј далее более... ќн стал нищенствовать, вызыва€ изумление и кривотолки знакомых, и, наконец, чтобы заставить говорить о себе округу, стал Ђспасатьс€ в пещереї. »менно в ней он написал свои Ђƒуховные упражнени€ї Ц настольную книгу иезуитов.

¬ 1523 году Ћойола посетил ѕалестину. ÷елью этой поездки стало желание разнести повсюду поклонение —в€той ƒеве и обратить в христианство мусульман-арабов. Ќо когда он прибыл на ¬осток, его поразило собственное невежество: он не мог ответить ни на один серьезный вопрос мусульман и €вно проигрывал в спорах с ними. ј проигрывать Ћойола не хотел. ќн вернулс€ в ≈вропу с сознанием собственного бессили€ и с желанием учитьс€. —начала он обучалс€ в испанских университетах. ¬ 1531 году в возрасте 40 лет Ћойола прибыл в ѕариж, он хотел учитьс€ в —орбонне. Ќаука давалась ему нелегко, но Ћойола отличалс€ удивительным упорством и работоспособностью, он умел подчинить себе людей и делать их соучастниками своих планов. ¬скоре друзь€ и единомышленники объединились в небольшой кружок Ђкомпани€ »исусаї (рота »исуса). ”ставом этого кружка и стали его Ђƒуховные упражнени€ї. Ётот кружок практически начал действовать в ѕариже в 1534 году. ќднако вскоре Ћойола переехал в ¬енецию, за ним последовали и его друзь€. ¬ 1540 году папа ѕавел III официально признал новую организацию. Ѕыла выделена и главна€ цель ордена Ц вернуть заблудшие массы в лоно католической церкви. Ћойола был убежден, что в начале нужно привлечь всеобщее внимание к новому ордену. ¬ первое врем€ иезуиты старались заработать себе хорошую репутацию. ќни основывали приюты дл€ сирот и престарелых, лечили заразные болезни, занимались благотворительностью, открывали школы, лучшие в ≈вропе.  огда же им это удалось, они заставили репутацию работать на себ€.

¬ это же врем€ сложилась и организационна€ структура ордена. ¬о главе его сто€л генерал, хот€ формально высша€ власть в ордене принадлежала генеральной конгрегации Ц в нее входили высшие сановники ордена. ¬есь мир иезуиты разделили на провинции-роны.  ажда€ така€ провинци€ включала несколько стран. ¬о главе провинции-роны сто€л провинциал, он лично подчин€лс€ генералу ордена. ¬ отличие от монахов других монашеских орденов иезуиты жили в миру, а не в монастыр€х. √лавной об€занностью иезуитов было находитьс€ в центре общественной жизни и оказывать вли€ние на эту общественную жизнь в интересах католической церкви. ƒл€ выполнени€ этой задачи орден был построен на жесткой дисциплине и централизации. ƒолг повиноватьс€ младшего старшему четко определил сам Ћойола: Ђѕодчиненный должен смотреть на старшего, как на самого ’риста, он должен повиноватьс€ старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлени€х, как шар из воска, который можно видоизмен€ть и раст€гивать во всех направлени€х... ≈сли бы Ѕог, Ц учил Ћойола, Ц дал тебе в повиновение животное, лишенное разума, ты должен не колебл€сь, подчин€тьс€ ему, потому что так угодно Ѕогуї. — этим слепым послушанием было св€зано и особое пон€тие Ђколлективной совестиї. –€довому иезуиты предписывалось (ради веры) лгать, хитрить, убивать. ќтвечать за это будет орден в целом.

” ордена было три главных направлени€ де€тельности:

1. ¬оспитание молодых людей в духе католицизма.

2. ¬озвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с ерес€ми.

3.ћиссионерска€ де€тельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колони€х.

 акие же средства использовали иезуиты дл€ решени€ своих задач?

“ак как шла напр€женна€ борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. ѕреподавание в этих школах было отличным. ¬о-вторых, иезуитские св€щенники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Ўепотом произнесенные признани€ давали ценные тайные сведени€ (разведка, шпионска€ де€тельность была поставлена отлично).  ороли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. ¬-третьих, как св€щенники они использовали проповеди дл€ увеличени€ числа членов ордена и укреплени€ католической веры. — помощью проповедей они привлекали в свои р€ды нехристиан Ц жителей јмерики, јзии и јфрики.

—лово Ђиезуитї вошло в нашу речь как символ вероломства и коварства, сочетающийс€ с внешним благочестием. ќрден иезуитов не раз изгон€лс€ из р€да стран.  оролева ≈лизавета I изгнала членов ордена из јнглии еще в 1581 году, позднее они были изгнаны из ѕортугалии (1759), затем из ‘ранции (1764) и »спании (1767) и других стран. ¬ 1773 году папа  лимент XIV вынужден был распустить орден Ђна вечные временаї, генерал и многие другие члены ордена были даже арестованы. ѕравда, Ђвечные временаї продолжались только 41 год, в 1814 году папа ѕий VII восстановил орден. »нтересный факт, в период своего запрета иезуиты нашли убежище в ѕруссии и –оссии. ¬ нашей стране им покровительствовали ≈катерина II и ѕавел I. ¬о времена јлександра I и наполеоновских войн √рубер, глава иезуитов в –оссии, был агентом Ќаполеона Ѕонапарта. “олько в 1820 году иезуиты были изгнаны из –оссии.

ќднако орден иезуитов избрал методы относительно мирные.  арательные функции принадлежали папской инквизиции. Ѕорьба с инакомыслием началась, конечно же, не в XVI веке. ≈ще ‘еодосий ¬еликий в 382 году создал специальный институт расследовани€ Ц инквизицию (от лат. inquisitio расследование). ¬ 1542 году папа ѕавел III учредил Ђсв€щенную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее св€щенное судилище с правом действи€ во всем христианском миреї. ѕапска€ инквизици€ просуществовала очень долго, только в 1965 году она была реорганизована в конгрегацию вероучений.

—труктурно инквизици€ делилась на папскую и национальные. ¬ерховным главой инквизиции был римский понтифик. ≈му подчин€лись инквизиторы Ц обычно члены монашеских орденов доминиканцев и францисканцев. »менно они были руководител€ми инквизиции на местах. ¬ католических государствах действовали инквизиционные суды, особенно активно в »спании и ѕортугалии.  аждый такой суд возглавл€лс€ судьей-инквизитором, другими членами суда были прокурор, врач и палач. ѕрокурор это, как правило, один из монахов на службе инквизиции. ќн выступал в роли обвинител€. ¬рач следил за тем, чтобы обвин€емый не скончалс€ преждевременно, под пытками. –оль палача Ц исполнение приговора.  роме руковод€щего состава трибунала имелс€ подсобный: тайные доносчики, тюремные слуги и т.д. ѕри поступлении доноса в инквизиционный суд, дальнейша€ судьба человека решалась очень быстро: обвинение, допрос, пытки, приговор Ђаутодафеї (то есть торжественное оглашение приговора) и исполнение приговора. „асто это была смертна€ казнь Ђбез пролити€ кровиї, т.е. костер. ќбычно приговоренного одевали в позорное оде€ние Ц санбенито и провозили по улицам города.  азнь превращалась в торжественное зрелище.

ћожно согласитьс€ с мнением  арла ћаркса: ЂЅлагодар€ инквизиции церковь превратилась в самое страшное оружие абсолютизма... ¬округ лились потоки золота, звенели мечи, и зловеще горело зарево костров инквизицииї.

Ѕорьба с инакомыслием продолжалась, и ее жертвы не скрывались. “ак как одним из главных зол многие служители католицизма считали книги, то в помощь ордену иезуитов и инквизиции был учрежден »ндекс (список) запрещенных книг. ѕервое официальное издание индекса вышло в 1559 году. ќн был составлен римской инквизицией. ¬ 1571 году была создана  онгрегаци€ индекса Ц насто€щий департамент цензуры католицизма.  онгрегаци€ имела судебные функции. ќна могла отлучить автора от церкви или даже передать дело в инквизиционный суд. ¬ XVII веке пострадал за свою книгу Ђ»стори€ “ридентского собораї италь€нский историк ѕаоло —арпи. ѕравда, кроме книги он был известен еще и тем, что вмешалс€ в политический конфликт ¬енецианской –еспублики с ¬атиканом, за что был убит иезуитами.  онгрегаци€ существовала с 1559 до 1966 года. «а это врем€ вышло 32 издани€ (списка) запрещенных книг. ѕоследний 32 том был издан в 1948 году. »сторики считают, что до ¬еликой французской революции 1789 года »ндекс был довольно эффективным оружием церкви, после революции его издани€ мало волновали просвещенные умы ≈вропы.

3. “ридентский собор и успехи контрреформации в ≈вропе второй половины XVIЧначала XVII вв.

Ўирота распространени€ реформационного движени€ и попул€рность протестантских идей указывали на необходимость проведени€ некоторых реформ в самой католической церкви. ѕричем провести эти реформы мыслилось так, чтобы не пойти на уступки реформации в целом. — этой целью и был создан собор в городе “риденте (“ироль) или “ренто. —обор заседал с перерывами 18 лет (1545-1563). — самого первого заседани€ на соборе начались противоречи€, которые и определили две тенденции, два подходы к проблеме реформировани€ католической церкви.

1. Ќаиболее радикальна€ группировка была представлена императором  арлом V, а также делегаци€ми »спании и ‘ранции. ќни настаивали на решении вопросов по реформе самой католической церкви, требовали решительной борьбы со злоупотреблени€ми духовенства, выступали за повышение морального облика духовенства. ƒелегации √ермании и »спании склонны были даже пойти на уступки протестантам в области догматики.

2. — непримиримых позиций выступила папска€ парти€, ее поддержали иезуиты и св€щенники »талии. “.Ќ.√рановский считает, что на первых заседани€х собора две трети его делегатов были из »талии и всего два немецких епископа на 200 человек. ѕапска€ или италь€нска€ парти€ зан€ла непримиримую позицию по отношению к –еформации. ≈е сторонники выдвинули главной задачей собора укрепление церковного единства в борьбе с протестантами, по вопросам догматики они также выступили против любых компромиссов.

»з-за разногласий между парти€ми ѕавел III закрыл собор. ѕравда, причиной закрыти€ собора было еще одно обсто€тельство. ¬ 1547 году  арл V одерживает военную победу над немецкими протестантами. ѕапа, с одной стороны, помогает императору деньгами и людьми, а с другой Ц опасаетс€, что эта победа может быть окончательной и  арл V заговорит на соборе €зыком властелина. ѕоэтому еще до окончани€ войны ѕавел III отозвал своих солдат, прекратил помощь деньгами и в 1547 году перенес заседани€ собора из германского “ренто, где он чувствовал Ђдыхание победоносного императораї, в Ѕолонью, вторую столицу папской области. “ак как германские епископы отказались ехать в Ѕолонью, с 1547 по 1551 год собор не функционировал. ќн был возобновлен только в 1551 году папой ёлием III.  арл V, дл€ которого вопрос о власти был выше вопроса о вере, все же рекомендовал протестантским кн€зь€м €витьс€ на заседани€ собора. Ќекоторые из них приехали в “ридент. ќднако в дело вмешалась ‘ранци€. ‘ранцузский король √енрих II (1547-1559) вел переговоры с протестантами √ермании, наде€сь закрепитьс€ в трех германских епископствах: “уль, ћец и ¬ерден. Ёто изменило положение дел в »мперии.  арл V снова начал борьбу с протестантами. — 1552 по 1562 год собор не функционировал. »тали€ в это врем€ покрылась сетью инквизиционных трибуналов. ƒаже папский дипломат кардинал ƒжованни ћороне, который выступал на первом заседании собора по вопросу Ђоб оправдании веройї в примирительном духе, был арестован инквизицией и некоторое врем€ провел в тюрьме.

¬ 1556 году  арл V отрекс€ от престола. –аспалась унивесалистска€ импери€. »спанскую корону он передал своему сыну ‘илиппу (‘илипп II »спанский), имперска€ корона досталась брату  арла V ‘ердинанду I. Ќесчастный  арл V, неутомимый борец за веру во славу империи, последние два года вел себ€ очень странно, посто€нно корил себ€ за то, что не смог противосто€ть ни протестантам, ни папам. –елигиозный мистицизм довел его до безуми€ (он даже при жизни сам себ€ отпел, то есть Ђзаочної похоронил). ”мер бывший император в 1558 году.

¬ €нваре 1562 года папе ѕию IV удалось возобновить де€тельность собора.

Ќа последнем заседании собора католики зан€ли непримиримую позицию по отношению к протестантизму. —обор закончилс€ победой папской партии. ¬ целом “ридентский собор организационно усилил католическую церковь.

1. ќн подтвердил верховенство папы над собором.

2. ”величил власть епископов в пределах их епархий.

3. ѕо инициативе —обора были созданы специальные семинарии по подготовке св€щенников.

4. —обор об€зал монашеские ордена пересмотреть свои уставы, укрепить дисциплину.

5. ¬ажнейшим результатом “ридентского собора было усиление гонений на свободомыслие, расширение де€тельности инквизиции.

“аким образом, “ридентский собор определил стратегию и тактику католической церкви в переходный период от средневековой к индустриальной цивилизации. ќпира€сь на решени€ собора, папство укрепило все звень€ церковной организации. —о второй половины XVI века католическа€ идеологи€ одержала победу в »спании, „ехии, ѕольше, »талии и ѕапской области. Ёти идеологические успехи имели и свои последстви€.

1. Ёкономическое развитие этих стран стало существенно отставать от стран протестантских. ¬ »талии и »спании исчезли прогрессивные формы организации экономики, в сельском хоз€йстве наблюдаетс€ возврат к крепостничеству.

2. Ѕыло заторможено и культурное развитие католических стран, запрещались книги прогрессивных писателей, гуманистов, уничтожались картины художников (например, картины Ёль √реко в »спании).

ќднако успехи контрреформации Ц это и обновление католического христианства: укрепилась церковна€ организаци€ и дисциплина монашеских орденов, что привело к росту авторитета католической церкви. Ёто помогло ей активно действовать в странах јзии и Ћатинской јмерики. Ќо успехи католической реформы были неповсеместными. ¬ начале XVII века в «ападной ≈вропе растут силы, способные нанести более сокрушительный удар по традиционному мировоззрению, а значит и по традиционному обществу в целом. ¬ конце XVI века победила буржуазна€ революци€ в Ќидерландах, была образована –еспублика —оединенных провинций. ¬ первой половине XVII века назревает революци€ в јнглии. »деологией ранних буржуазных революций стал протестантизм.

 

Ћ ≈   ÷ » я 9

 

јЌ√Ћ»я ѕ–» “ёƒќ–ј’.

—ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЌќћ»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈ ¬ ѕ≈–≈’ќƒЌџ… ѕ≈–»ќƒ ќ“ “–јƒ»÷»ќЌЌќ√ќ   »Ќƒ”—“–»јЋ№Ќќћ” ќЅў≈—“¬”

 

1. ’арактер развити€ промышленности и торговли в период ѕЌ .

2. Ёволюци€ сельского хоз€йства и аграрный переворот.

3. ѕоследстви€ процессов Уогораживани€Ф и внутренн€€ политика “юдоров.

4.  ресть€нские восстани€ XVI века, как реакци€ на огораживани€.

 

 

Ћитература

1. ƒмитриева ќ.¬. јнглийское двор€нство в XVI - начале XVII в.: √раницы сословий // ≈вропейское двор€нство XVI-XVII вв.: √раницы сословий. - ћ., 1997.

2. ћаркс  .  апитал (люб. изд).

3. ћор “. ”топи€ (люб. изд).

4. ћор “. »стори€ –ичарда III (люб. изд).

5. —апрыкин ё.ћ. —оциально- политические взгл€ды английского кресть€нства в XIV-XVI вв. - ћ., 1973. √л. 3.

6. —апрыкин ё.ћ. јнглийска€ колонизаци€ »рландии. - ћ., 1959.

7. —еменов ё.ћ. ќгораживани€ и кресть€нские движени€ в јнглии XVI века. - ћ., 1949.

8.“вен ћ. ѕринц и нищий (люб. изд).

 

 

»зучение истории јнглии имеет огромное значение, потому что именно в этой стране процесс первоначального накоплени€ капитала проходил в классической форме. ќгораживани€ в јнглии привели к тому, что, во-первых, начинаетс€ развитие производительных сил в промышленности, идЄт оно на новой капиталистической основе, ибо огораживани€ дали промышленности рабочие руки. ¬о-вторых, огораживани€ привели к развитию капитализма в сельском хоз€йстве, здесь примен€етс€ наЄмный труд, развиваетс€ фермерство. ¬се эти €влени€ были следствием тех процессов, которые происход€т в јнглии ранее.

„то же это за процессы? –ычагом капиталистического развити€ английской промышленности было производство шерсти. Ќа этой же основе развивалась в средние века и английска€ торговл€. ћешок с шерстью Ц символ могущества јнглии, недаром в средние века лорд-канцлер сидел в парламенте на мешке с шерстью, сейчас он сидит в кресле, тоже набитом шерстью. „тобы пон€ть, какую роль играет шерсть в промышленности јнглии XVI столети€, обратимс€ к цифрам Ц самому убедительному доказательству.

1). ¬ XV-XVI вв. в стране наблюдаетс€ сокращение вывоза шерсти Ц сырь€. ƒо конца XIV века многие текстильные производства во ‘ландрии работают на привозной английской шерсти. “ак, например, в XIV веке из јнглии вывозилось 30-35 тыс. мешков шерсти в год. ј в 1532 г. только 1 тыс. мешков, т.е. экспорт сырь€ уменьшилс€ в 30 раз. Ќо производство шерсти в самой јнглии не сократилось. ѕросто теперь вс€ шерсть перерабатываетс€ внутри страны.

¬ сер. XV в. в стране перерабатывалось 50% шерсти.

¬ сер. XVI в. Ц 87% шерсти.

¬ кон. XVI в. ≠ 100% шерсти.

2). ¬ начале XVI в. увеличиваетс€ экспорт суконных тканей, и оп€ть обратимс€ к цифрам: в XIV в. јнгли€ вывозила за границу 5000 кусков шерст€ной ткани, в сер. XV в. Ц 120-125 тыс€ч кусков, т.е. примерно 1 млн. метров. ƒл€ средневековь€ эта цифра значительна€ (т.е. вывоз ткани увеличилс€ в 25 раз, вывоз шерсти-сырца сократилс€ примерно в 30 раз.) ѕричЄм эти изменени€ не случайны! ќни были осознанными и целенаправленными меропри€ти€ми правительства и государства. ¬ английских источниках XVI в. можно встретить немало тому доказательств.

I). ѕамфлеты пропагандировали идею вывоза тканей. јнглийское правительство поддерживало именно такой баланс.

2). ѕри ≈лизавете I примен€лись суровые наказани€ за вывоз шерсти (сырь€) или овец из страны.

3) ќ развитии сукнодели€ говорит и то, что в своих будущих колони€х и колони€х »спании и ѕортугалии, английские мор€ки искали индиго Ц голубой краситель, в јнглии плохо было с красител€ми. »з 100 тыс. кусков ткани Ц 60 тыс. кусков вывозилось неокрашенными. ѕроизводство тканей в это врем€ идет на базе цеха и на базе рассе€нной мануфактуры.

ћануфактура выросла из капиталистической простой кооперации.  апиталист-предприниматель скупает готовую продукцию у сельских ремесленников, а сам снабжает их сырьЄм. «атем предприниматели снабжают таких ремесленников-надомников и оруди€ми труда. “аким образом, сельские ремесленники (бывшие кресть€не) превращаютс€ в наЄмных рабочих. ѕервые предприниматели создают специальные союзы, направленные против ремесленников-надомников. ƒело в том, что сельские ремесленники имели подсобное хоз€йство, поэтому им можно было занижать заработную плату. ƒокументы свидетельствуют о том, что сельские ремесленники получали в два раза меньше своих лондонских коллег. “аким образом бывшие кресть€не превращаютс€ в наемных рабочих. —тановились наемными рабочими и бывшие цеховые ремесленники, наруша€ уставы традиционного ремесла. ќб этом свидетельствует Ђјкт о ткачахї 1555 года. ¬ документе сообщаетс€ о разорении цеховых ремесленников и превращении их в наемных рабочих: Ђ“качи нашего королевства жаловались, что богатые суконщики различными способами их притесн€ют. ќдни из них устраивают и держат в своем доме много станков и сажают за них... необученных людей к разорению многочисленных ремесленников, прошедших науку в ткацком ремесле, и к упадку их семейств и хоз€йств; другие собирают в своих руках и в своих владени€х много станков и сдают их бедным ремесленникам за такую чрезмерную плату, что те не в состо€нии пропитать себ€, а тем более своих жен и детей; иные же плат€т гораздо меньшую плату за ткани и изготовление сукна, чем они платили в прежние времена, и ремесленникам приходитс€ бросать ремесло, которому они обученыї.

Ќар€ду с рассе€нной мануфактурой возникает централизованна€. —охранилась баллада, в которой прославл€етс€ мануфактура Ђдостославного и почтенного суконщика ƒжека из Ќьюбериї. ¬ладелец предпри€ти€ представлен человеком положительным, а труд на его мануфактуре доставл€ет люд€м радость (?): Ђ¬ горнице, просторной и длиной сто€ло 200 станков, прочных и крепких: на этих станках, Ц истинна€ правда, Ц работали 200 человек, все в одну ширину. ¬озле каждого из них сидело по одному прелестному мальчику, которые с большим восторгом готовили челноки. ј тут же, в другом помещении 100 женщин без устали чесали шерсть, с радостным видом звонко распевали песни. ¬ следующей комнате работали 100 девушек в красных юбках с белыми, как молоко платками на головах: эти прелестные девушки, не перестава€ пр€ли в этой горнице весь день и распевали сладкими, как у соловьев, голосами, нежно-пренежно. ¬ другой комнате бедно одетые дети сидели и щипали шерсть, отбира€ самую тонкую от грубой; в награду за свои труды каждый из них получал вечером по 1 пенни, кроме того, что они выпьют и съед€т за день, что было дл€ этих бедных людей немаловажным подспорьем. ¬ следующем помещении видим еще 50 молодцев Ц это стригали, показывающие свое искусство и умение. “ут же, возле них работали целых 80 декантовщиков, кроме них, красильщики Ц 40 человек, да еще на сукновальне Ц 20ї.

ѕо€вление таких крупных предпри€тий изменило инфраструктуру зан€тости. “еперь в промышленности страны работало примерно 30 % всех наемных рабочих. —реди них было немало эмигрантов из Ќидерландов, из ‘ранции и других стран.  роме производства шерст€ных тканей, новые формы организации труда получили распространение в хлопчатобумажной отрасли и шелкоткацкой. Ўелк-сырец поставл€лс€ из »талии, »спании, южной ‘ранции. —тарые цехи тер€ют почву под ногами, им не помогает даже традиционна€ поддержка королевской власти (она по инерции поддерживает старое ремесло). Ќа место цехов пришла мануфактура, вместе с ней выросли новые города. ќни возникли путем сли€ни€, соединени€ нескольких деревень, где проживали ремесленники-надомники. Ќар€ду с этим исчезают небольшие Ђцеховыеї города.  ризис цехового ремесла приводит к тому, что мелкие города тер€ют свое экономическое значение, их население покидает свои дома и уходит искать счасть€ в другие места.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 326 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

694 - | 633 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.