Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬еликие географические открыти€ 6 страница




2. —оциально-политическое состо€ние страны. ѕредпосылки –еформации

–азвитие раннего капитализма изменило социальное лицо √ермании. ¬ ней, как и в других странах, по€вл€ютс€ новые социальные группы, исчезают некоторые старые. Ёнгельс ‘. в своей работе Ђ ресть€нска€ война в √ерманииї выдел€ет двор€нство, духовенство, бюргерство (горожане), кресть€нство и плебс. Ѕольшинство этих социальных групп отличалось крайней неоднородностью. “ак из высшего двор€нства, по мнению Ёнгельса, накануне  ресть€нской войны, выделились кн€зь€. —реднее двор€нство почти полностью исчезло; одна его часть возвысилась до положени€ независимых мелких кн€зей, друга€ Ц опустилась в р€ды низшего двор€нства. ЂЌизшее двор€нство, рыцарство, быстрыми шагами шло навстречу своей гибелиї, Ц подчеркивал Ёнгельс. »сследовани€ отечественных и зарубежных авторов позвол€ют отойти от этой жесткой схемы. ¬ насто€щее врем€ доказано, что рыцарство в ¬осточной и ёжной √ермании довольно активно вт€гивалось в товарно-денежные отношени€, создава€ хоз€йства (фольварки), ориентированные на рынок. “олько имперское рыцарство осталось не у дел.

„асть низшего двор€нства, потер€в землю, стремилась получить юридическое образование и пополн€ла р€ды профессиональной бюрократии в ходе централизации отдельных кн€жеств.

ћеньше возражений вызывает предложенна€ классиком марксистской историографии схема социального расслоени€ духовенства. јристократический класс: епископы и архиепископы, аббаты, приоры, прелаты, и плебейское духовенство, состо€щее из сельских и городских св€щенников. „то касаетс€ монашества, то Ёнгельс €вно преувеличивает полицейские функции этой части первого сослови€. »з среды монахов вышли наиболее известные идеологи –еформации, такие, как ћартин Ћютер, “омас ћюнцер, ‘илипп ћеланхтон и др. Ќемецкий гуманизм сформировалс€ также при самом непосредственном участии духовного сослови€.

√ородское общество представлено у Ёнгельса патрицианскими родами и городской оппозицией патрициату. ѕо мнению классика, эта оппозици€ делилась Ђна две фракцииї: бюргерскую и плебейскую. Ќам кажетс€, это разделение слишком Ђстатичної. ¬ XVI столетии Ђблагородныеї патриции были крайне неоднородным слоем: с одной стороны, часть семей твердо держалась старых феодальных методов получени€ доходов, друга€ же Ц занималась ростовщичеством, создавала компании Ц монополии. ястребицка€ ј. Ћ. употребл€ет даже термин Ђновый патрициатї, име€ ввиду их предпринимательскую де€тельность. Ѕюргеры у Ёнгельса Ц это богатые горожане, горожане среднего достатка и часть мелких бюргеров. Ёнгельс прав, подчеркива€ конституционные требовани€ этой группы. “радиционно, бюргеры Ц это горожане, обладающие т.н. Ђбюргерским правомї. ѕоследнее, как известно, предполагало их участие в городском управлении, зан€тие любым ремеслом или торговлей в рамках цеха или гильдии.  апитализаци€ привела к кризису традиционных форм производства. „асть цеховых ремесленников тер€ла свою самосто€тельность, станов€сь придатками рассе€нной мануфактуры.  упцы также не выдерживали конкуренции с торговыми компани€ми-монополи€ми. ћожно предположить, что оппозиционность бюргеров Ц цеховых мастеров в ходе –еформации не всегда была прогрессивной, ибо они требовали не только единой монеты, мер и весов, но и возврата к Ђзолотому времениї цеховой регламентации. „то касаетс€ городского плебса, то его состав был довольно сложным: это и разорившиес€ цеховые ремесленники, и подмастерь€, и поденщики, и бывшие кресть€не, лишенные земли, и городские нищие и брод€ги.  стати, среди них можно найти и обедневших имперских рыцарей.

Ђѕод всеми этими классами, за исключением плебеев, находилась громадна€ эксплуатируема€ масса народа Ц кресть€неї, Ц пишет Ёнгельс. ≈го характеристика кресть€нства носит классовый характер, отличаетс€ крайней категоричностью. ”же традиционна€ советска€ историографи€ (см. работы ћайера ¬.≈., —казкина —.ƒ., —мирина ћ.ћ.) рассматривала немецкое кресть€нство в динамике. “ак, ¬.≈. ћайер считал, что из этой группы вышли и зажиточные кресть€не-арендаторы, ведущие хоз€йство по-новому. „асть кресть€н разбогатела на горных приисках и подн€лась довольно высоко (например, ‘уггеры). »менно на базе сельских промыслов по€вились рассе€нные мануфактуры, владельцами которых также иногда были бывшие кресть€не. ќднако к новым экономическим услови€м смогли приспособитьс€ немногие, большинство немецкого кресть€нства стало жертвами феодальной реакции, котора€ привела к обнищанию деревни. Ёто и послужило главной причиной  ресть€нской войны. Ђ¬торое издание крепостничестваї в р€де районов √ермании ухудшило и без того удручающее положение большинства кресть€нства. «десь Ёнгельс, безусловно, прав.

ќстрые социальные противоречи€ усугубл€лись политической раздробленностью √ермании. ¬ начале XVI века Ђ—в€щенна€ –имска€ импери€ германской нацииї занимала обширную территорию в центре ≈вропы. Ќа востоке она граничила с ѕольским и ¬енгерским королевствами, на севере Ц со —кандинавскими странами, на западе Ц с ‘ранцией, на юге ее граница была размыта и местами доходила до —редиземноморь€ и јдриатики. »мпери€ включала €дро собственно немецких земель (“юринги€, —аксони€, ¬юртемберг, ‘ранкони€, Ѕавари€, Ўваби€ и др.), а также обширную колонизованную зону на востоке в «аэльбье, австрийские наследственные владени€ √абсбургов, земли „ехии, Ёльзас, Ћотарингию, Ќидерланды и Ўвейцарию. Ўвейцарский союз на прот€жении нескольких столетий боролс€ за свою независимость.

ѕо политическому статусу √ермани€ была монархией.  ороли выбирались коллегией кн€зей-курфюрстов. — 1438 года корол€ми были только австрийские √абсбурги. ¬ конце XV в. в √ермании насчитывалось около 350 так называемых имперских чинов: королевские вассалы, имперские церковные иерархи (архиепископы, епископы, прелаты), обладатели имперских ленов (графы, бароны), имперские города, не счита€ мелкого рыцарства, также имперского, т.е. непосредственно подчиненного императору.

ѕервое место среди высших имперских чинов занимали курфюрсты Ц архиепископ “рирский (эрцканцлер королевской Ѕургундии), ћайнцкий (эрцканцлер √ермании),  Єльнский (эрцканцлер »талии) и светские кн€зь€ Ц пфальцграф –ейнский (имперский стольник), герцог —аксонский (маршал), маркграф Ѕранденбургский (имперский казначей), король „ешский (имперский виночерпий).  оллеги€ курфюрстов была высшим органом имперской власти, решавшим наиболее важные общеимперские дела.

ƒругой важной политической силой были города: имперские, подчиненные императору как сеньору (например, Ќюрнберг, ‘ранкфурт-на-ћайне), и Ђвольныеї ( Єльн, ¬ормс, ћайнц, југсбург, –егенсбург и др.), завоевавшие автономию. ¬ XVI столетии различи€ между имперскими и Ђвольнымиї городами по существу стерлись. » те, и другие обладали автономией и включали обширные территории, где городские магистраты, подобно кн€зь€м, имели всю полноту власти. √орода проводили собственную политику, заключали союзы друг с другом, с имперскими кн€зь€ми и низшей знатью. Ќапример, Ўвабский союз распростран€л свое вли€ние на ёжную и ёго-«ападную √ерманию. —огласно матрикулу 1521 г. в √ермании насчитывалось 85 Ђвольныхї и имперских городов. ќб экономическом и социальном состо€нии городов мы уже говорили.

  низшим имперским чинам принадлежало рыцарство, которое к этому времени утратило политическое значение. ¬ ходе –еформации оно выдвинуло проект имперской реформы, в котором рыцарству отводилась главна€ роль в сильном централизованном государстве во главе с императором. –ыцарский идеал не устраивал ни кн€зей, ни бюргеров, не говор€ уже о кресть€нстве.

 акие органы сословного представительства сложились в √ермании?

Ќа рубеже XV-XVI вв. завершилс€ процесс консолидации земских сословных групп Ц низшей знати (владельцев мелких сеньорий), патрициата, купечества, ведущих слоев земских городов, Ђрынковї, клира. Ёто нашло выражение в формировании ландтагов как органов представительства политически и хоз€йственно активных сословных групп земли или территории. ¬ ландтагах заседали кн€зь€ светские и духовные, представители городов имперских и земских (ястребицка€ ј.Ћ. считает, что земские города также обладали значительными правами и привилеги€ми), депутаты от Ђрынковї и представители привилегированных кресть€нских общин. ¬ компетенцию ландтагов входило обеспечение земского мира, обсуждение налогов, контроль за расходованием финансов, действи€ми кн€жеской администрации и судебной власти, участие в законодательстве. Ћандтаги вмешивались в династические споры, сопротивл€лись разделам и закладам и т.д. “аким образом, сословно-представительный принцип в отдельных кн€жествах был реализован весьма успешно. Ќа прот€жении XVI века кн€жеский территориальный суверенитет усиливаетс€, что приведет в дальнейшем к становлению регионального абсолютизма.

»наче обсто€ло дело с королевской властью и имперскими органами. ¬ажнейшим органом имперской структуры были общеимперские собрани€ знати. ќкончательно они конституируютс€ как корпораци€ могущественных сил империи, противосто€щих императору, под названием рейхстага. ¬ него входили три курии: курфюрсты, духовные и светские кн€зь€, имперские и вольные города. ѕолитическа€ и законодательна€ компетенци€ рейхстага теоретически была широка: вопросы войны и мира, заключение договоров, рейхстаг был высшей судебной инстанцией империи. ≈го постановлени€ охватывали обширный круг дел Ц от нарушени€ предписаний против роскоши и шулерства до попыток упор€дочени€ монетной системы и учреждени€ единообрази€ в уголовном судопроизводстве. — 1485 года (врем€ ‘ридриха III) рейхстаги созывались ежегодно, их работой руководил архиепископ ћайнцкий Ц глава курии курфюрстов и имперский канцлер. ћаксимилиан I был избран королем в 1486 году, императором стал с 1493 года. ћолодого императора волновала реформа имперского устройства. Ќа рейхстагах 1489 (Ќюрнберг), 1495 (¬ормс), 1500 (југсбург) были решены некоторые вопросы: улучшена структура рейхстага, запрещались Ђна вечные временаї междоусобные войны, создавалс€ имперский палатный суд, дл€ войны с турками вводилс€ налог Ђобщий пфеннигї. ¬ершиной реформ должно было стать создание сословного имперского правительства с широкими полномочи€ми вплоть до контрол€ над императором. ѕри ћаксимилиане оно не было создано из-за отсутстви€ денег. ќднако курфюрсты вернулись к этому проекту в 1519 году при избрании  арла V.

 

¬ 1521 году было создано правительство и действовало до 1531 года (период пребывани€  арла за пределами √ермании). ¬ него вошли 18 представителей от рейхстага и 4 Ц от императора. — ростом территориальной государственности рейхстаг постепенно вернулс€ в прежнее состо€ние всекомпетентного, но неспособного реализовать свои решени€ учреждени€. ѕроекты имперских реформ не устраивали многих: а) имперское рыцарство стремилось к равноправию с кн€зь€ми и отмене всех новшеств; б) города, включенные в территориальные союзы, выступали за возврат своих прав и привилегий; в) сохранение феодального права не было в интересах городских низов и кресть€нства.  

—овременна€ историографи€, и отечественна€, и зарубежна€ совершенно верно отмечают два уровн€ развити€ германской государственности: общеимперский и территориальный. Ётот Ђдуалистическийї путь определил своеобразие немецкого социально-политического развити€. ¬ конечном итоге территориальные кн€зь€ вз€ли на себ€ функции, которые центральна€ власть не могла осуществить из-за отсутстви€ единого имперского управлени€ и обширности империи. Ќе способствовала объединению страны и начавша€с€ –еформаци€.

ѕочему же именно √ермани€ стала родиной –еформации?

¬о-первых, еще со времен ќттона I и его Ђепископальной реформыї немецкое духовенство стало самосто€тельной экономической силой в государстве. Ќи в одной из стран ≈вропы не было столько церковных земель, как в √ермании. «начительна€ часть доходов с этих земель шла в папскую казну.

¬о-вторых, могущественные церковные кн€жества вмешивались в политику. »з семи курфюрстов три были архиепископами Ц ћайнцкий, “рирский и  Єльнский. ќни участвовали в выборах императоров, тем самым, усилива€ политическое вли€ние папства в стране.

¬-третьих, духовенство не было подсудно светскому суду. —в€щенников за любые преступлени€ судил их собственный суд.

Ёто свидетельствовало об автономном положение католической церкви в √ермании, о ее тесной св€зи с –имом. Ќе случайно, поборы римской курии с германских земель были особенно высокими. » кн€зь€, и рыцари, и горожане, и кресть€не выражали недовольство засильем папства в стране, тем самым дава€ пищу немецким писател€м-гуманистам изображать местный клир исключительно черными красками. „его стоит одна "ѕохвала √лупости" Ёразма –оттердамского.

3. ”чение ћартина Ћютера и его де€тельность

 ак уже отмечалось, реформационное движение было подготовлено гуманистическими и еретическими учени€ми XIV-XV вв. ¬ начале XVI века с критикой папства все чаще выступают сами св€щеннослужители. ќдним из них был Ђвеликий августинецї ћартин Ћютер (1483-1546). ќн закончил богословский факультет, в 1510 году впервые посетил –им и был настолько потр€сен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посв€тил борьбе с папством. 31 окт€бр€ 1517 года в саксонском городе ¬иттенберге Ћютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, тем самым зажег факел общеевропейской –еформации.

—редневековье знало немало попыток Ђулучшитьї нравы духовенства и Ђочиститьї церковь. ќдним из объектов критики католицизма стала продажа индульгенций (т.е. отпущение грехов). ќтпущени€ грехов имели давнее прошлое. ≈ще в раннем христианстве царство загробных мучений было поделено на ад и чистилище. јд Ц наказание, вынесенное только Ѕогом, чистилище, как считали ученые-богословы, видно и церкви. ќтсюда, вместо чистилища на небесах, человек может быть наказан и на земле. “ак по€вились епитимии (пока€нные т€готы и муки), замен€ющие чистилище. ≈питимии тоже можно Ђзаменитьї. «аменой стали сатисфакции Ц пока€нные благоде€ни€, замен€ющие пока€нные страдани€. »де€ сатисфакции завоевала признание в эпоху крестовых походов. ¬ 1095 году папа ”рбан II ввел индульгенции Ц отпущение грехов церковью. — 1390 года такие отпущени€ стали дароватьс€ не только паломникам, но и тем, кто внес имущественный или денежный взносы в пользу церкви. ¬ 70-е годы XV века церковь печатает разрешительные грамоты.  упив ее, получатель фактически имел отпущение грехов. ќн мог также Ђотпуститьї! муки своему родственнику или другу, том€щимс€ в чистилище.

ћожно согласитьс€ с Ё. —оловьевым в том, что продажа индульгенций противоречила не только здравому смыслу, но и нарождающемус€ юридическому сознанию. Ќапример: антицерковные прегрешени€ шли по более высокой цене, несмотр€ на то, что церковь утверждала равенство людей перед Ѕогом. Ѕогатые могли откупитьс€ от любых грехов, бедные Ц нет. √де есть купл€-продажа, там есть и кредит, кредит на преступлени€. ¬се это понимает ћартин Ћютер. ≈го тезисы Ц сдержанный, суровый и горький документ. ќни были той искрой, котора€ взорвала бочку с порохом: в √ермании началась –еформаци€. »нтересна первоначальна€ реакци€ папского –има на выступление доктора ћартина. ѕапа Ћев X из дома ћедичей был меценатом, любителем из€щной словесности, однако он не обратил внимани€ на революционность выступлени€ Ћютера. ѕо поводу тезисов он за€вил: ЂЅред немецкого монаха, упившегос€ пивомї.

¬ своем первом сочинении Ћютер отрицает власть церкви над чистилищем, гневно обличает торговлю индульгенци€ми, выдвигает свое основополагающее положение Ђоб оправдании одной веройї. „еловек сам оправдываетс€ за свои грехи, лучшим оправданием €вл€етс€ его ¬ера. ¬ера же не есть свободный выбор человека, она Ц Ѕожь€ милость. ј как же св€щенники, церковь? —в€щенники, по Ћютеру, нужны лишь затем, чтобы толковать кресть€нам —в€щенное ѕисание. ѕризнава€ частичную греховность человека, Ћютер из семи таинств католицизма оставл€ет только два: крещение и причащение.

јнтипапска€ направленность учени€ Ћютера про€вилась в его втором положении: ЂЅожественна€ истина заключена только в Ѕиблииї, т.е. ¬етхом и Ќовом «авете. “ем самым реформатор отрицал Ђ—в€щенное ѕреданиеї Ц постановлени€ —оборов. »з этого отрицани€ возникло утверждение о греховности духовенства и папства. ¬ своих последующих работах доктор ћартин говорит о приоритете светской власти над властью духовной. »з него следует право светской власти на секул€ризацию церковных имуществ, тем более что большинство земель было закреплено за церковью именно постановлени€ми церковных —оборов. ¬ыступление Ћютера поддержала вс€ √ермани€: кн€зь€ и города, кресть€не и рыцари. ќднако каждое сословие понимало –еформацию исход€ из собственных, вполне земных интересов. ѕрактически до 1546 года, то есть до самой своей смерти страстным и достаточно последовательным борцом против –има был ћартин Ћютер. ≈го тактика мен€лась, однако антипапска€ направленность де€тельности оставалась неизменной.

 ак же оцениваетс€ роль Ћютера в историографии? »сторики и теологи написали о докторе ћартине тыс€чи книг и статей, его роль в истории √ермании доведена до статуса национального геро€, особенно в работах историков-протестантов. ƒругие авторы, историки-католики изображают его не иначе как попом-растригой, полага€, что из-за Ћютера не была решена задача национального объединени€ страны.

“радиционна€ отечественна€ историографи€ €вно недостаточно удел€ла внимание доктрине Ћютера, зато подробно анализировала социально-классовую суть его учени€. ќбщеприн€той была точка зрени€ на то, что Ћютер Ц идеолог немецкого бюргерства, причем консервативной его части. ¬ исследовани€х ћ.ћ.—мирина, ё. .Ќекрасова, ¬.≈.ћайера, Ё.—оловьева, и др. была предприн€та попытка проследить эволюцию взгл€дов Ћютера. ¬ыдел€етс€ три условных периода его де€тельности:

ѕервый: 1517-1520 гг. Ћютер просил: провер€йте, испытывайте, опровергайте то, что € вычитал в ѕисании. ќн готов участвовать в диспутах, надеетс€ решить вопрос мирными средствами, он против насили€ (см. ѕисьмо ћартина Ћютера папе Ћьву ’ от 1518 года.) ¬ 1520 году после папской Ѕуллы об отлучении его от церкви, доктор ћартин призывает идти Ђв битву с приспешниками сатаныї. ќднако его революционность и бескомпромиссность касаетс€ только католического духовенства и папы. ќн убежден, что Ђпапа-антихрист и папский престол Ц седалище сатаныї. ¬ 1520 году им€ Ћютера сделалось настолько попул€рным в разных сло€х немецкого народа, что папский представитель вынужден признать в своем донесении в –им: Ђƒев€ть дес€тых √ермании кричат ЂЋютер!ї, остальна€ дес€та€ Ц по меньшей мере Ц Ђ—мерть римскому дворуї!

¬торой: 1521-1523 гг. ¬ эти годы большие надежды на Ћютера возлагали де€тели рыцарской оппозиции. –ыцарский проект государственной централизации св€зан с именем выдающегос€ гуманиста ”льриха фон √уттена. Ќо мечты идеологов рыцарства были обречены на провал. ¬осстание 1522 года под руководством фон «иккингена потерпело поражение. ƒоктор ћартин не поддержал рыцарское восстание, счита€ идеальным ненасильственное сопротивление папству. ”же в своей работе Ђ  христианскому двор€нству немецкой нации...ї он оправдывает насилие против папства лишь в том случае, если государи (в первую очередь  арл V) объ€в€т войну римским преступникам. –еформатор не поддержал ”льриха фон √уттена и ‘ранца фон «иккингена (руководителей рыцарского восстани€), ибо считал, что Ђни одна капл€ народного недовольства не может тратитьс€ на мирские распри Ц все на борьбу с папской церковьюї.

“ретий: 1524, 1525-1546 гг. ¬ эти годы немецкий реформатор продолжает критику католицизма, вместе с тем он осуждает участников  ресть€нской войны 1524-1525 года, и особенно их руководителей Ц анабаптистов. ¬ 1524 году он пишет донос власт€м города ћюльгаузена, куда в то врем€ перебралс€ реформатор-анабаптист “омас ћюнцер: ЂЁтот человек уже доказал..., что от его де€тельности нельз€ ожидать иных плодов, кроме убийства, восстани€ и кровопролити€ї. ћюнцер же считал, что, бор€сь только с папством, Ђзначит проводить реформу только наполовинуї. Ћютер, по мнению народного вожд€, Ђплохой реформатор, он подкладывает подушки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значени€ придает деламї.

ѕоражение кресть€нства в войне 1525 года рассматриваетс€ Ћютером как благо. — этого времени он делает ставку на кн€зей, поддержива€ –еформацию в отдельных кн€жествах. ¬ конце жизни великий реформатор разочарован Ц в стране царит хаос, беззаконие, идут междуусобные конфессиональные войны. ≈го надежды не оправдались...

 ак же оценить вклад Ћютера в развитие европейской цивилизации? ¬еро€тно, главный итог его де€тельности Ц это становление веротерпимости, зарождение внутренней свободы человека, обоснование индивидуализма. Ћютер дал новому обществу новую идеологию, а значит, объективно способствовал движению вперед. Ћютер, сын своего народа, он отражал интересы общества в целом. ¬месте со своим народом он часто сомневалс€, ошибалс€, делал шаги и вперед и назад. Ќо в главном, в своей борьбе с папством, бывший августинский монах оставалс€ непреклонен: ЂЌа том стою и не могу иначеї.

ѕожалуй, лучше других сказал о Ћютере —тефан ÷вейг: ЂЋютер Ц сын горца и потомок кресть€н, переполненный физической силой, хитрый и откровенно мнительный, брызжущий здоровьем, жизнелюбивый и грубо радующийс€ своему жизнелюбию (Ђя жру, как богемец, и пью, как немецї), упругий, налитой сгусток жизни, €рость, варварство целого народа, сосредоточенные в одной незаур€дной натуре. √ений Ћютера про€вл€етс€ в стремительности чувств в тыс€чу раз сильнее, чем в интеллекте... ќн Ц великий борецї. (÷вейг —. “риумф и трагеди€ Ёразма –оттердамского // Ќаука и жизнь. 1966. є 11. —.108).

4. √ермани€ в период –еформации (1517-1555 гг.).  н€жеский абсолютизм

√ерманска€ –еформаци€ началась с выступлени€ ћартина Ћютера против индульгенций в 1517 и закончилась југсбургским религиозным миром в 1555 году.  ульминационным пунктом ее стала кресть€нска€ война 1524-1525 гг. ¬ традиционной отечественной историографии преобладающей была точка зрени€ на –еформацию и  ресть€нскую войну как раннебуржуазную революцию. ѕричем в работах ћ.ћ.—мирина, ¬.≈.ћайера, ё. .Ќекрасова, ј.Ќ.„истозвонова и др. акцент сделан на экономические предпосылки движени€. ¬опрос о –еформации как идеологической революции отдельно в них не рассматривалс€.  ак правило, отечественные медиевисты отталкивались от заметок ‘.Ёнгельса Ђ   ресть€нской войнеї, где он утверждал, что Ђреформаци€ Ц лютеранска€ и кальвинистска€ Ц это буржуазна€ революци€ є 1 с  ресть€нской войной в качестве критического эпизодаї. «аметим в скобках, представление о  ресть€нской войне как социальной революции (не буржуазной, а социальной) раздел€ли и многие представители западной либеральной историографии, например известный английский философ Ѕертран –ассел.

√ерманска€ –еформаци€ в исследовани€х историков советской школы делилась на три этапа.

ѕервый этап (1517-1520) Ц мирное развитие событий, единство всех антипапских сил под эгидой ћартина Ћютера.

¬торой этап (1520-1525) Ц выделение трех направлений в реформационном движении: бюргерско-буржуазного, народного, кн€жеского. ¬ этот период, начина€ с рыцарского восстани€ 1522 года, довольно отчетливо про€вл€ютс€, с одной стороны, противоречи€ в лагере реформаторов, с другой же Ц различные идеологические программы, планы и проекты движени€. ¬ это врем€ на фоне неудачного рыцарского восстани€ началась  ресть€нска€ война 1524-1525 гг. ¬ ходе войны были выработаны р€д программ: Ђ12 статейї Ц умеренна€ кресть€нска€ программа; Ђ—татейное письмої Ц радикальна€ программа с элементами утопических коммунистических идей и √ейльброннска€ программа Ц проект рыцарско-бюргерского переустройства »мперии.

Ђ12 статейї были составлены проповедником-цвинглианцем имперского города ћеммингена  ристофом Ўаппелером и подмастерьем —ебасть€ном Ћотцером на основании кресть€нских жалоб Ўвабии. ¬ них не только провозглашаетс€ право общин выбирать себе св€щенника, но и выдвигаетс€ требование отмены крепостного права. Ѕольшинство статей, ссыла€сь на ≈вангелие, аппелируют к совести феодалов и кн€зей, требу€ возвращени€ захваченных общинных земель и снижени€ Ђбарщин и оброковї.

Ђ—татейное письмої написано сторонниками радикального реформатора “омаса ћюнцера. ¬ этом документе предлагаетс€ создание Ђ’ристианского объединени€ї, чтобы освободитьс€ от всех господ. ¬ Ђ—татейном письмеї обосновываетс€ иде€ общественного переворота, т.е. уничтожени€ существующего стро€ и установлени€ Ђцарства Ѕожьего на землеї. Ёта программа отражала интересы кресть€нской бедноты и плебейских городских низов.

√ейльброннска€ программа не успела стать программным документом в собственном смысле слова, так как не была обсуждена и прин€та на собрании представителей кресть€нских отр€дов. ќднако ее авторы, лидеры радикальной бюргерской партии ¬ендель √иплер и ‘ридрих ¬ейгандт, задались целью осуществить крупные политические преобразовани€ в общегосударственном масштабе.

ћы уже говорили об отрицательном отношении ћартина Ћютера к  ресть€нской войне, не устаивают его и требовани€ восставших. Ќа первую программу доктор ћартин ответил памфлетом Ђѕризыв к миру по поводу 12 статейї. ¬ нем он, с одной стороны, призывает помещиков см€гчить феодальный гнет, с другой же Ц считает, что кресть€не должны терпеливо переносить земные т€готы и уповать на Ѕога. ¬ своем памфлете Ћютер решает задачу будущего организационного устройства реформированной церкви: если община хочет сама выбирать себе пастора, то она должна его кормить. Ќо, было бы лучше, советует доктор ћартин, Ђиспрашивать пастора у своего кн€з€ї. ¬осставшие кресть€не слушали доктора Ћютера, но более справедливым им казалс€ “омас ћюнцер и его Ђ—татейное письмої. ћюнцер обещал народовластие, уравнение имуществ и другие блага. ѕроповедь Ћютера должна была погасить народный протест, ћюнцера Ц усилить. ¬ 1525 году Ћютер написал памфлет Ђѕротив разбойных и грабительских шаек кресть€нї, в котором призывал Ђбить, душить (кресть€н), колоть, тайно или €вно и помнить, что не может быть ничего €довитее, вреднее, ничего более дь€вольского, чем м€тежникї. Ётот памфлет стал несмываемым п€тном на имени ћартина Ћютера.

¬ ходе  ресть€нской войны, как считает ћ.ћ.—мирин, произошел раскол в лагере –еформации вообще и в бюргерско-буржуазном движении в частности. »з последнего выделились: а) умеренно-консервативное крыло во главе с Ћютером, и б) радикально-бюргерское во главе с  арлштатом. ¬ определенной степени интересы радикального бюргерства отражала уже упом€нута€ √ейльброннска€ программа. ¬ ней одним из главных €вл€лс€ пункт о создании централизованной »мперии рыцарско-бюргерского типа. јвторы программы понимали –еформацию в широком смысле, как переустройство всей политической системы в стране, как реформу церкви по лютеровскому образцу, как реформирование сословного стро€, а также преобразование основ экономики в интересах среднего предпринимательства.

ѕосле подавлени€  ресть€нской войны революционность низших и средних слоев постепенно сходит на нет. ”сталое знам€ –еформации подхватили немецкие кн€зь€.

Ќа третьем этапе (1525-1555) в стране идет Ђ–еформаци€ сверхуї.  н€зь€ —аксонии, ћекленбурга, ѕомерании и др. провели в своих земл€х –еформацию и присвоили себе все церковные богатства. »мператор  арл V (1519-1556) и кн€зь€-католики выступили против кн€зей-протестантов. Ќачались длительные Ўмалькальденские войны (1546-1548, 1552 -1554) между двум€ религиозно-политическими группировками. ќни привели к југсбургскому религиозному миру 1555 года, который установил принцип: Ђ„ь€ власть, того и вераї. “ридцатилетн€€ война (1618-1648) была своеобразным продолжением этого противосто€ни€. ¬естфальский мир (1648) санкционировал фактический распад —в€щенной –имской империи. Ќезависимость кн€зей возросла, что преп€тствовало национальному объединению страны. ¬ √ермании окончательно сложилс€ кн€жеский абсолютизм. ќн имел следующие особенности:

а) формально союз немецких кн€зей находилс€ под эгидой выборного германского императора из той же династии √абсбургов;

б) северные кн€жества были, как правило, протестантскими, южные Ц католическими;

в) каждый кн€зь имел все атрибуты абсолютной власти: чеканил монету, содержал армию и бюрократический аппарат, собирал налоги, контролировал де€тельность кн€жеских (государственных) судов;

г) в каждом региональном государстве (кн€жестве) сохранились сословные учреждени€-ландтаги, хот€ круг их компетенций постепенно сужалс€;

д) “ридцатилетн€€ война предоставила германским кн€зь€м независимость во внешней политике: главным ее содержанием дл€ австрийских √абсбургов стала экспанси€ на юго-восток;

е) будущее объединение германских земель произойдет вокруг Ѕранденбурга. ¬ XVII веке бранденбургские кн€зь€ √огенцоллерны значительно расширили свою территорию и угрожали соседним странам: Ўвеции и ѕольше.

 

Ћ ≈   ÷ » я 7

Ў¬≈…÷ј–»я ¬ XVI ¬≈ ≈. –≈‘ќ–ћј÷»я ”Ћ№–»’ј ÷¬»Ќ√Ћ» » ∆јЌј  јЋ№¬»Ќј

 

1. ќсобенности экономического и политического развити€ Ўвейцарии.

2. ”льрих ÷вингли и его учение, распространение –еформации цвинглианского толка.

3.  альвинизм: вероучение, церковь, государство.

 

Ћитература

—м. лекции 5 и 6.

 

¬ первой половине XVI века –еформаци€ вслед за √ерманией быстро распространилась в других странах «ападной ≈вропы. –еформационное движение имело различные формы, зависело от конкретных исторических условий, было национальным или интернациональным. ќднако ни одна из европейских стран не зан€ла в движении такого значительного места, как Ўвейцари€. Ўвейцари€ стала родиной двух мощнейших направлений –еформации: цвинглианства (”льрих ÷вингли) и кальвинизма (∆ан  альвин). ќба эти направлени€ гораздо последовательнее, чем учение Ћютера выразили буржуазную сущность реформационного движени€. ≈сли цвинглианство осталось внутришвейцарским €влением, то кальвинизм стал, по словам Ёнгельса, идеологией Ђсамой смелой части тогдашней буржуазииї. ќн сыграл важную роль в ранних буржуазных революци€х в Ќидерландах и в јнглии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

472 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.