Лекции.Орг


Поиск:




Великие географические открытия 1 страница




Министерство образования и науки Российской Федерации

Башкирский государственный педагогический университет

А.А. Евдокимова

ИСТОРИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ

 

Допущено Учебно-методическим объединением МО РФ по специальности педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032600-история.

 

Уфа 2004

 

 

Евдокимова А.А. История раннего нового времени.

Эпоха Реформации - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - с. 229

 

В курсе лекций по истории раннего нового времени системно изложена история Западной Европы от Великих географических открытий до окончания Тридцатилетней войны. Курс написан с учетом достижений мировой историографии на основе современной методологии исторической науки, в центре внимания которой человек и его действия. В курсе лекций сочетаются проблемный и системный подходы, уделяется внимание роли личности в истории.

Предназначен для студентов исторических факультетов и преподавателей истории, а также для всех интересующихся проблемами всемирной истории.

 

Рецензенты: Алдашов А.Н., канд. ист. наук, доцент;

Антонов В.М., канд. пед. наук, профессор.

На обложке: оттиск форзаца юбилейного издания работ Лютера, изданных в 1983 г. в ГДР

© Издательство БГПУ, 2004

© А.А.Евдокимова

 


Введение

 

Курс лекций по истории Западной Европы в раннее новое время на протяжении 15 лет читается нами на историческом факультете БГПУ. Хронологически он охватывает время от Великих географических открытий до окончания Тридцатилетней войны. Однако в названии курса акцент сделан на XVI столетии. Чем это можно объяснить? Нам кажется, что новый в современной медиевистике термин раннее новое время вполне оправдан. Это время начала освобождения из тесной скорлупы старых феодальных форм существования, когда Европа вступала в период индивидуализма, предпринимательства и капиталистических отношений. Но новое в экономике и жизни общества еще долго уживалось со старым. Мы согласны с точкой зрения Дмитриевой О.В., Пименовой Л.Д. и Шукурова Р.М. (см. экспериментальный учебник для VIII класса «От средневековья к новому времени». – М., 1997), что «в эту эпоху произошли решительные сдвиги в мировоззрении людей, в их философских представлениях, религиозных и политических убеждениях». Раннее новое время можно условно разделить на две эпохи: эпоху Возрождения и Реформации и эпоху Просвещения. В нашем курсе речь идет о первой, то есть о времени Реформации. Реформация была тесно связана со всеми изменениями, происходившими в жизни средневекового общества, изменениями в экономике, политике, идеологии, культуре, ментальности. Реформация поставила проблему религиозного индивидуализма, сделав религиозность внутренним делом человеческой личности. Из этой посылки логически вытекала проблема соотношения светской власти и власти духовной. Идеологи Реформации доказали приоритет первой. Борьба индивидуализма и коллективизма, национального и наднационального, светского и духовного, протестантизма и католицизма достигла особой стороны в начале XVII века. Тридцатилетняя война (1618-1648) была последней религиозной войной. Вестфальский мир 1648 года окончательно решил спор о месте церкви в государственной жизни Западной Европы. Таким образом, Тридцатилетняя война окончательно подчинила церковь государству, тем самым открыла эру Просвещения.

В нашем курсе лекций используется классическая вузовская схема изложения исторических событий – экономических, социальных, духовных и политических. Поэтому может показаться, что незримо присутствует формационный подход. Это не совсем так. Нам близка позиция известного российского ученого Бориса Сергеевича Ерасова: «Задача состоит отнюдь не в том, чтобы «отстранить» формационную теорию от объяснения макропроцессов, а в том, чтобы разгрузить ее от объяснения этих процессов в целом, оставив за ней анализ... одного из типов исторической каузальности, а именно того, который связан с материальным производством. То есть, вопрос не сводится к проблеме «формация или цивилизация» или «Маркс или Вебер». И формация, и цивилизация соучаствуют в определении судеб общества». Мы старались показать точки зрения различных исторических школ на важнейшие проблемы XVI века, при этом стремились избежать критиканства, полагая, что большинство серьезных концепцийфилософии истории самодостаточны. И еще одно замечание. Нам близка позиция французских историков школы «Анналов», которые не уставали повторять: «В истории нет первичного и вторичного, есть единство всеобщего».

В издаваемом курсе лекций отсутствуют некоторые разделы.

1. Явно недостаточно внимания уделено проблемам гуманизма, общественно-политической мысли, художественной литературы эпохи Реформации. Это связано с особенностями учебного планирования. Мы посчитали возможным вынести эти вопросы на практические занятия, чтобы углубленно познакомить будущих учителей-историков с литературными памятниками, а также с памятниками политической и философской мысли ХVI-ХVII вв. (См. Семинарские занятия по истории раннего нового времени («Западная Европа в ХVI-первой половине ХVII вв.»), сост. А.А. Евдокимова. – Уфа, БГПУ, 2003.

2. Сознательно опущены вопросы культуры и искусства XV-ХVII вв. На протяжении многих лет на факультете проф. Т.А. Леоновой преподается специальный расширенный курс по культуре Западной Европы в целом и культуре Возрождения в частности. Автор издала и издает учебные пособия по данной проблематике. Кроме того, в настоящее время в учебном плане исторического факультета есть специальная дисциплина «Культурология», где ряд тем имеют отношение к нашему периоду. И по этому курсу издаются учебные пособия.

В заключение хочу поблагодарить своих коллег по кафедре всеобщей истории БГПУ за поддержку моих начинаний, а также старшего лаборанта кафедры Н.В. Орлову за неоценимую техническую помощь в подготовке данного издания.

Л Е К Ц И Я 1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В XVI-ХVII вв.

(ЭПОХА ПРОТОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ)

 

1. От средневековья к новому времени – общая характеристика эпохи.

2. Развитие техники, прогресс в развитии промышленности.

3. Прогрессивные изменения в сельском хозяйстве.

4. Особенности товарного производства в эпоху протоиндустриализации.

 

Литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-ХVIII вв. – Т.1-3. – М., 1986-1992.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1987.

4. Кудрявцев П.И. Лекции. Сочинения. – М., 1991

5. Маркс К. Капитал. – Т. 1, 3. – М., 1973.

6. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству. // Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. – Т. 46

7. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. //Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. – Т.7

 

В одном из флорентийских статутов XV века сказано: «Свобода есть неотъемлемое право не зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и увеличивала его на своей территории». XVI век – время зарождения Свободы: экономической, социальной, интеллектуальной.

1. От средневековья к новому времени – общая характеристика эпохи. Период с конца ХV до начала ХVIII вв. в историографии называют по-разному: позднее средневековье; раннее новое время; период первоначального накопления капитала (далее ПНК), если речь идет о прогрессивных изменениях в экономике; эпоха протоиндустриальной цивилизации, если речь идет о раннем этапе генезиса индустриального общества; время Возрождения и Реформации, связанное с появлением новой социальной философии – поведенческих стереотипов, этических норм, мировоззренческих идей, форм экономической активности, критериев стратификации, методов и целей политической борьбы, отражающих распад традиционного общества. Раннее новое время хронологически охватывает примерно 250 лет, с конца ХV до середины ХVIII века.

По мнению сторонников экономического детерминизма (в первую очередь историков марксистской школы), это время кризиса традиционного общества, разложения феодальных устоев, зарождения и развития капитализма. «Экономическая структура капиталистического общества, – писал Маркс, – выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого». Первые ростки капиталистического производства появились в крупных торгово-промышленных городах Италии и Нидерландов в XIV-ХV вв., но зарождение капиталистического уклада в недрах традиционной экономики, а с ним и «начало капиталистической эры» Маркс относил лишь к XVI веку. Не все европейские страны в равной степени были затронуты этими процессами. В некоторых из них капиталистические формы не имели заметных успехов, а рост товарно-денежных отношений и внешнеторговых связей был использован дворянством для своего обогащения, путем возврата к самым грубым видам феодальной эксплуатации крестьянства – барщине и крепостничеству (например, Польша, Германия после 1525 года, Чехия после гуситских войн). Это предыстория индустриальной цивилизации, начало индустриальной фазы развития человечества.

XVI век был, в первую очередь, веком становления нового мышления, нового Человека, считали историки либеральной школы. Подобная точка зрения принадлежит нашему отечественному историку, лектору МГУ Тимофею Николаевичу Грановскому. Он дал блестящее по своей глубине определение эпохи: «У средних веков была своя география, свое государство, своя церковь и наука. И вот на исходе XV столетия является Х.Колумб и разбивает рубежи, поставленные миру в средних веках. В начале XVI века раздается страшный голос флорентийского гражданина Николая Макиавелли, более резкого отрицания средневековых теорий нельзя себе представить... Единство церкви было разбито Реформацией... Средневековая наука, схоластика, некогда столь блестящая и смелая... разбивается усилиями гуманистов. Эразм, Рейхлин поднимаются против нее. Может быть, в целой истории человечества нет такой торжественной и радостной эпохи, как эта. Исследования ученых носят в то время какой-то лирический характер... События не оправдали этих надежд – XVI и XVII вв. представляют нам страшные картины борьбы между старыми и новыми элементами. Человек нетерпелив, он думает, что с падением одного тотчас начинается лучшее, но история не торопится. Разрушая один порядок вещей, она дает время сгнить его развалинам, и разрушители прежнего порядка никогда не видят своими глазами той цели, к которой они шли. Это дает нашей новой истории такой драматический характер». (Т.Н.Грановский. Лекции по истории средневековья. – М., 1987. – С.9.)

Как же шло развитие наиболее прогрессивных государств Западной Европы, таких как, Англия, Франция, Нидерланды?

1. В сфере экономической в этих странах происходило прогрессирующее разложение феодальных форм экономики, шел процесс ПНК, зарождение в недрах феодального общества нового экономического уклада.

2. В сфере социальной – размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые профессионально-сословные группы, классы буржуазии и наемных рабочих. Постепенно складываются буржуазные нации.

3. Возникают новые формы идеологии: таковыми были гуманизм, реформационные вероучения (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм) и радикальные сектантские учения с их уравнительными идеями. Обновляется католическое христианство.

4. Знаменательные изменения произошли и в политической структуре общества. Раннее новое время ­­­- время новых форм государства - на смену сословно-представительных пришли абсолютные монархии.

5. XVI столетие знаменито и первыми актами буржуазных революций. Это и Реформация и Крестьянская война в Германии 1525 года, и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций. Все эти события приобретают всемирно-историческое значение.

2. Развитие техники, прогресс в развитии промышленности.

Основным условием для зарождения капиталистического уклада в недрах старого общества было развитие техники, технический прогресс. Об этом писали и Маркс, и Вебер, и Бродель. Действительно, чтобы сделать производство более эффективным, чтобы победить своих конкурентов, нужно применять более совершенные орудия труда. Фернан Бродель писал: «Техника - это все... Это воздействие человека на окружающий мир». Почему именно XV­­­ - XVI века стали переломными в истории развития техники? И тот же Бродель отвечает на этот вопрос словами известного бельгийского историка Анри Пиренна: «Америка, открытая викингами, была утрачена сразу же по открытию, потому что Европа в ней еще не нуждалась». В XVI веке Европа нуждается в открытиях и получает их. Действительно к этому времени старушка Европа избавляется от многих своих болячек и в ней явно намечается прогресс.

1. Первым шагом на пути к прогрессу было изменение демографической ситуации на континенте: наблюдается рост численности населения в Западной Европе с 55 миллионов человек в конце XV века до 100 миллионов в конце XVII. Далее – средняя продолжительность жизни увеличивается до 50 лет. Дело в том, что по средневековым меркам 40-летние люди – это уже глубокие старики. Вместе с этими изменениями усиливаются демографические процессы, а именно: идет урбанизация стран, то есть растет численность городского населения. Изменилась жизнь людей: они стали лучше питаться, строить более удобные дома, повысился уровень врачебной помощи. И хотя эти изменения были присущи в основном зажиточным слоям населения, частично они коснулись и бедняков.

2. На столь благоприятном демографическом фоне исторический прогресс сделал второй шаг, а именно: начинается использование новой энергии. Наряду с энергией человека, его рук, используется энергия воды, ветра, горных и горючих материалов. Эти изменения назревали в течение длительного времени – в связи с развитием земледелия и ремесла ощущалась необходимость заменить труд человека там, где он совершает одни и те же бесконечные механические движения, простейшими механизмами. Какими? Например, вращением колеса, которое в свою очередь приводит в движение какой-либо агрегат. Так, в XV веке появилась новая конструкция водяного колеса. Водяное колесо было известно еще в античную эпоху, но тогда оно не получило широкого распространения. Почему? Обществу оно было не нужно, дешевле было иметь рабов, чем строить колеса. Теперь же изменилась конструкция колеса. Древнее колесо было нижнебойным, оно устанавливалось прямо в водяном потоке, новое же колесо приводилось в движение силой падающей воды, то есть оно было верхнебойным. Коэффициент полезного действия такого колеса был значительно выше. Его можно было установить даже вдали от водных потоков, а воду подавать в желобах.

3. Применение верхнебойного колеса дало мощный толчок развитию другим отраслям промышленности, в первую очередь металлургии. Почему именно металлургии? Европа уже давно испытывает хронический голод: не хватает металла. К XVI веку с применением пороха в военном деле и появлением артиллерии (XIV) стало требоваться огромное количество металла для ядер, пуль и т.д. Артиллерия была очень массивной. Так, вес бомбарды, осадного оружия XIV века, превышал 8 тонн, пушка «Бешеная Грета» весила 16,4 тонны. Она и сейчас украшает одну из площадей города Гента в Бельгии. Мы уже не говорим о рыцарском вооружении, оно тоже утяжелялось, чтобы противостоять огнестрельному оружию. В то время плавка металла проводилась в небольших печах. Воздух подавался ручными мехами. Этот способ позволял доводить металл до ковкообразного состояния, а затем уже из этого «теста» с помощью ковки получали железо. И вот применяется водяное колесо, оно заставляет механизм дутья работать непрерывно, температура в печи растет, и, неожиданно для самих мастеров, вместо тестообразной массы пошел жидкий чугун. Какая первая реакция на это открытие? Сначала мастера считали его случайностью, браком, но потом появились новые технологии, и в специальных печах, с помощью древесного угля чугун переплавляли в различные сорта высокоуглеродистой стали. Этой стали научились придавать специальные качества: твердость, упругость, эластичность. В конце XV века в Германии и Венгрии с помощью амальгамирования (растворение серебра в ртути), появилось высококачественное серебро. Все это было переворотом в области металлургии.

4.Следующим шагом по пути к прогрессу стало машиностроение. Появление металла дало возможность делать простые и сложные станки. Какие? Токарные, сверлильные, шлифовальные, не очень сложные горнорудные механизмы, водоотливные насосы, подъемники и т.д. Но самым массовым производством, тесно связанным с ростом численности населения, было ткачество. «Когда мужчины воюют, женщины шьют им одежды». Текстиль имел большой спрос во всех странах Западной Европы, причины этого и демографические, и социальные, и военные, и торговые. В 70-годы XV века в ткачестве стала применяться самопрялка. Она объединила в один два различных процесса: крутку и намотку тканей. Так было частично механизировано прядение. В XV веке усовершенствуется ручной ткацкий станок. Теперь появился станок с ножным приводов, что освободило руки ткача. В текстильной отрасли промышленности увеличилась производительность труда. Прогресс в технике не может не вызывать повышения квалификации самих работников: развитие орудий труда, техники и технологии привели к совершенствованию навыков и квалификации ремесленников. Если в цеховом ремесле один мастер выполнял все операции, связанные с выработкой сукна, то с появлением мануфактуры во Флоренции, изготовление и отделка сукна производилась уже рядом ремесленников узкой специализации (чесальщики, ворсовщики, красильщики и т.д.) Подобная специализация была и среди ремесленников, занимающихся обработкой металлов.

Появление новых машин в XV-ХVII вв. Фернан Бродель называет временем «предреволюции», ибо идет накопление открытий. Одни из них сразу бросались в глаза, другие же можно было увидеть только с помощью лупы. К первым относится книгопечатанье, оно связано с именем Иоганна Гуттенберга (1399-1468). С чего началось это открытие? Вероятно, с производства бумаги. Бумага пришла в Европу из Китая, первые бумажные мельницы заработали в Испании в XII веке. Сюда эти мастерские привезли арабы. Главным достоинством бумаги была ее дешевизна. Для написания большого научного трактата на пергаменте требовались шкуры, чуть ли не целого стада, бумагу для подобного сочинения можно было изготовить из кучи льняного тряпья. Как известно, Китай знал книгопечатанье уже в IX веке, Япония – в XI. Но Иоганн Гуттенберг изобрел метод печати при помощи составного шрифта, чего не было в странах Востока. Еще в 1438 году он пытался в Страсбурге осуществить свой замысел, но удача пришла к нему только в 1445 в Майнце. Именно здесь он отлил шрифт в металлические формы, создал ручной словолитный прибор и печатный станок оттисков. Первые книги мастера это – «Предсказания Сивиллы» (на немецком языке), затем «Латинская грамматика» для студентов, и, наконец, «Библия». Через 10 лет, в 1455 году появились книги цветной печати, а с 1460 года изобретение начало победоносное шествие по Европе. Книгопечатанье значительно расширило круг читающих людей, а значит, дало мощный толчок образованию. Не только аристократия, но и горожане, крестьяне стали овладевать знаниями. Известный французский историк Люсьен Февр писал о том, что XVI век изменил Человека. И человек устремился к знанию, к прекрасному, к божественному. Устремился с такой «упрямой одержимостью, немой яростью» как крестьянин, работающий на своем винограднике.

Открытие, которое можно было рассмотреть только с лупой в руках (по мнению Броделя) – это усовершенствование механических часов. Первые механические часы появились в Европе в XII веке, они, как правило, украшали башни городских ратуш. Но в конце XV столетия были изобретены портативные карманные часы с пружиной. Это открытие имело огромное значение, ибо часы были первым известным тогда автоматическим механизмом. И, наконец, машиностроение, это и успехи в технике мореплавания, в морском судостроении. Применение металлических деталей позволило строить более совершенные большегрузные корабли. На океанические просторы вышли исполинские суда: английские каракки, испанские галеоны, португальские каравеллы. Их грузоподъемность выросла с 200 до 2000 тонн. Такие корабли были пригодны для дальних путешествий. Усовершенствование компаса, успехи картографии создали реальную возможность для совершения дальних морских экспедиций. Так были подготовлены предпосылки Великих географических открытий. «Подвиг Запада: плавание в открытом океане», – писал Бродель. Правда, есть и другая точка зрения. Гёте словами Мефистофеля в «Фаусте» говорит: «Разбой, торговля и война – не все ли равно? Их цель одна». Слово «бригантина» от итальянского «brigante» – бандит.

3. Прогрессивные изменения в сельском хозяйстве

Развитие материального производства, совершенствование орудий труда проходило и в европейской деревне. Правда, здесь все тормозилось феодальным принуждением крестьянства, определенной замкнутостью сельской жизни. Однако прогресс был очевиден. Он выражался, прежде всего:

а) в расширении объема произведенных продуктов и в росте посевных площадей. К началу XVI века большая часть ранее пустующих земель уже была распахана или использовалась под луга и пастбища. Для расширения культурных земель стали прибегать к осушению болот, к использованию земли у моря (Нидерланды);

б) в совершенствовании методов обработки почвы, появлении многополья;

в) в развитии промышленности: увеличился спрос на шерсть, кожи, технические культуры (лен, вайду, коноплю). Это стимулировало рост скотоводства и перечисленных выше культур;

г) в появлении новых пищевых продуктов (картофель, кукуруза, томаты, тыква, кабачки, какао и другие) в связи с ВГО (Великими географическими открытиями). Вскоре после открытия Америки европейцы познакомились с продуктом, которому суждено было сыграть крупную роль в истории кулинарии – картофелем. В диком виде он рос в Перу, Боливии, где и был культивирован местными индейцами. В Европе самое раннее упоминание о картофеле относится к 1536 году. Сначала картофель выращивали как дикое растение в садах ученых ботаников. Несколько позже его стали возделывать как огородное растение, и лишь в некоторых районах Европы его стали культивировать как массовый продукт. Первое известие об употреблении картофеля в пищу содержится в отчете одного госпиталя в Севилье (1537 год). В течение долгого времени народ встречал картофель враждебно. Он чаще шел на корм скоту, чем людям. Во многих странах сохранялось убеждение, что картофель вызывает болезни: проказу, гланды, чахотку, аллергию. Люди не знали, как употреблять его в пищу. Так иногда картофель варили с маслом, уксусом и перцем, жарили его в мундире, а затем мочили в вине и ели с апельсиновым и лимонным соком. Иногда картофель варили в молоке с добавлением соли и сахара. Лишь голод XVII века заставил людей употреблять его в пищу;

д) в росте городов, рынков, специализации отдельных районов и областей. Возникли регионы торгового земледелия. Например, Голландия специализировалась на разведении молочного скота, экспортировала сыр и масло. Кстати, сыр, яйца, сливочное и растительное масло стали относительно дешевы и доступны как крестьянам, так и небогатым горожанам. Рейнская область в Германии специализировалась на виноградарстве и производстве определенных сортов вин. Валенсия и Гранада в Испании – на производстве шелка-сырца. Правда, рост производства зерна не привел к снижениям цен на хлеб. Он по-прежнему стоил дорого (причина – революция цен XVI века).

4. Особенности товарного производства в эпоху протоиндустриализации

Рост численности населения в Европе, увеличение количества городов привели к развитию товарного производства. Простое товарное производство и обмен известны еще со времени становления городской жизни. Но тогда, в условиях господства натурального хозяйства, обмен имел второстепенное значение. Феодал меньше покупал на рынке, больше грабил его. Иная картина была в XIV-ХV вв. Товарно-денежные отношения проникли уже во все поры феодального общества. С каждым годом городские ремесленники производили все больше товаров. Росло количество городов и численность населения в них. Увеличились богатство, сила и значение горожан. «В XV веке, – писал Энгельс, городские бюргеры стали уже более необходимы обществу, чем феодальное дворянство». Товарно-денежные отношения проникают и в экономику деревни. Рост городов приводит к интенсивному обмену между городом и сельской округой. Деревня поставляет городу продукты питания (хлеб, масло и т.д.); сырье для городского ремесла (шерсть, лен, красители, коноплю и т.д.); ремесленные изделия, произведенные сельскими ремесленниками.

Коммутация ренты уничтожила личную зависимость крестьян и способствовала их заинтересованности работать лучше и больше, чтобы иметь возможность продавать излишки продуктов на рынке. Теперь наиболее грубые формы внеэкономического принуждения все больше уступали место денежным отношениям. Переход на денежную форму ренты привел к тому, что крестьянин стал продавцом. Собственнику земли – феодалу было безразлично, что производит крестьянин в своем хозяйстве, выращивает ли он зерно или лен, занимается ремеслом или скотоводством, феодалу нужно было лишь одно: чтобы крестьянин вовремя платил ему денежный взнос. На этой основе выросла хозяйственная самостоятельность крестьян, а также их заинтересованность в повышении производительности своего труда. Одновременно собственное феодальное хозяйство все больше и больше сходит на нет, а феодал выступал на рынке главным образом в роли покупателя товаров, а не их продавца.

Товарное производство известно и античному обществу и средневековому, но само оно не привело к капитализму. Почему? У простого товарного производства и у капиталистического много общего: им присуща частная собственность на сырье и товар, они ориентированы на рынок; это обстоятельство порождало неизбежную конкуренцию между товаропроизводителями; конкуренция же влекла за собой обогащение меньшинства за счет разорения большинства. Фернан Бродель прав: «История изучает...лишенный равенства мир людей». Мелкое товарное производство, т.е. ремесло в городах, промышленное и мелкое самостоятельное хозяйство в деревне, при наличии определенных условий способствовали разложению традиционных форм экономической жизни, выступали в качестве питательной среды для возникновения капитализма. Таких условий не было в XII веке. Но они на лицо в ряде европейских стран в XV-XVI вв.

Что же породило эти условия? Известный германский социолог Макс Вебер считал, что протестантская этика дала мощный стимул развитию «современного» капитализма. Сама же протестантская этика вышла из европейской Реформации Лютера и Кальвина, с их отношением к профессии, как к «призванию» и с их учением об абсолютном предопределении. Дух «современного» капитализма, по мнению именитого социолога, мог появиться только в Западной Европе. Ибо только здесь сложилась рациональная наука, рациональное право, рациональное государство и т.д. Иная точка зрения у Карла Маркса. Он полагал, что условия для развития капитализма связаны прежде всего с экономическими изменениями нового времени: а) развитие техники и общественное разделение труда переросли рамки старого экономического строя; б) купцы, ростовщики, некоторые мелкие ремесленники накопили денежные средства для создания крупных предприятий; в) потребности городского населения и нужды промышленности увеличили спрос на продукты питания и сельскохозяйственное сырье, что стимулировало развитие сельского хозяйства; г) рыночные связи умножились, расширились и перешагнули за узкие рамки местных, областных и даже национальных рынков, что в совокупности с ВГО создало базу для развития мирового рынка. Законы экономического развития, заключает Маркс, диктовали необходимость перехода от мелкого производства к крупному; от разделения труда между цехами и мелкими мастерскими к разделению труда внутри крупной мастерской; от мелкой собственности ремесленников- мастеров к крупной капиталистической собственности; от местных и национальных рынков к мировому рынку. Сама экономическая жизнь требовала изменений. Нам кажется, правы и Вебер и Маркс: нет первичных и вторичных причин, есть единство всеобщего.

Могли ли капиталистические предприятия возникнуть на базе цеха? Вопрос не содержит однозначного ответа. В Италии XIV-XV вв. такое случалось нередко, например, история «перерождения» цеха Лана. И все же для большинства стран Европы цехи не стали базой для становления капитализма. В городских ремесленных цехах стеснительная регламентация была во всем: в технологии производства; в размерах мастерской отдельного мастера; в номенклатуре изделий; в орудиях труда и т.д. Все это почти исключало возможность технического прогресса и создания крупного предприятия на базе цеха. Мешало этому и то, что олигархия цеховых мастеров стремилась сохранить внеэкономическое принуждение подмастерьев и учеников. Часто даже обладатели денежных средств не могли организовать крупное предприятие, так как не было достаточного количества свободных рабочих рук. Мелкие производители города и деревни в это время, по образному выражению Маркса, так же прочно срастались со своими средствами производства, как улитка с раковиной. При этом они удерживались в рамках феодальных форм экономики цеховым принуждением в городах и феодальной зависимостью в деревнях. Последняя препятствовала внедрению интенсивных методов ведения хозяйства, а феодальная собственность на землю тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Все это свидетельствовало о кризисе феодальной экономики. Средством, которое ускорило возникновение и развитие капитализма, было насилие, грубое насилие со стороны дворян-землевладельцев, государства и нарождавшейся буржуазии. Это средство применялось по отношению к крестьянам и ремесленникам в период, так называемого первоначального накопления капитала. О нем речь пойдет в следующей лекции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

620 - | 517 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.