Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тановление гуманизма в √ермании




 

√уманизм зародилс€ в √ермании в 1430-е годы, на столетие позже, чем в »талии, под воздействием ее культуры. ≈го первые ве€ни€ про€вились в пору Ѕазельского собора, и с самого начала в силу местных условий и идейных традиций страны гуманизм обрел на немецкой почве специфические оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в √ермании поборники гуманизма про€вл€ли особый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике.

ѕочва дл€ гуманизма и ренессансной культуры в целом была подготовлена в стране общим высоким уровнем духовной и материальной культуры, в развитии которой важную роль играли города, возраставшим обмирщением жизни общества, а также различными €влени€ми Ђосениї средневековь€ в √ермании. “аково было опиравшеес€ на религиозно-философские учени€ немецких и нидерландских мистиков движение Ђнового благочести€ї. ”частники движени€, Ђбрать€ общей жизниї, добровольно отказывались от имущества в пользу своей общины и селились сообща, но в отличие от монахов не св€зывали себ€ монастырскими обетами и продолжали мирской образ жизни. ¬след за мистиками они по-своему трактовали Ђподражание ’ристуї; ориентиру€сь на раннехристианский идеал, критиковали моральный упадок клира, бесплодность схоластики дл€ практического благочести€ и утверждали возможность Ђправедного путиї христианина на основе благочестивой, нравственно чистой жизни мир€н, ведущих привычную повседневную трудовую де€тельность.

ќснову такой жизни они видели в духовном самосовершенствовании, которое сказываетс€ прежде всего не в словах, а в поступках. ќни ухаживали за больными, про€вл€ли большую заботу о воспитании детей, об устройстве латинских школ и городских библиотек, улучшении преподавани€, переписке книг, а позже Ч о книгопечатании. »х уважение к образованности, использование дл€ воспитани€ Ђдобрых нравовї части античной литературы, ориентаци€ на раннехристианские идеалы, равно как внимание к духовному саморазвитию создавали благопри€тные услови€ дл€ воспри€ти€ идей гуманизма.

ƒругим важным направлением стала критика клира и церковных институтов не только с нравственно-религиозных, но и с политических позиций. ќна опиралась на возникшие в XIV в. учени€ противников светских прит€заний папства Ч ћарсили€ ѕадуанского и ¬иль€ма ќккама, нашедших в √ермании убежище от преследований и вторую родину. Ёто направление получило дальнейшее развитие в образованной среде южно-германских городов. ¬ середине XV в. в них вынашивались планы имперских реформ и антиримские проекты создани€ национальной немецкой церкви по образцу ‘ранции, ограничившей права папы на своей территории.

¬ развитии представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденци€м XVI в., велики были заслуги крупнейшего немецкого мыслител€ XV в. Ќикола€  узанского (1401Ч1464). ¬ отличие от современных ему италь€нских гуманистов, он обращалс€ в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. “радиционно понима€ Ѕога как творца, Ђформу всех формї, немецкий мыслитель широко использовал математические уподоблени€ и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Ѕога и природы. Ќиколай  узанский их сближает. ѕодчеркива€ бесконечность Ѕога, он характеризует его как Ђабсолютный максимумї, в то же врем€ отмеча€, что любые определени€ его ограничены. ћир трактуетс€ как некое Ђразвертываниеї Ѕога. —уть своих взгл€дов, пантеистическа€ тенденци€ которых опираетс€ на широчайшие философские основы от ѕлатона и неоплатонизма до мистики средневековь€, Ќиколай  узанский выразил в формуле ЂЅог во всем и все в Ѕогеї. ћного внимани€ удел€ет он и проблеме места человека в мире. »зобража€ все €влени€ природы взаимосв€занными, он видит в человеке Ђмалый космосї, намечает его особую центральную роль в сотворенном мире и способность охватывать его силой мысли.

— именем Ќикола€  узанского св€заны также важные натурфилософские представлени€ о движении «емли, которые не привлекали внимани€ его современников, но были оценены позже, в век  оперника. Ќемецкому мыслителю принадлежит и р€д проектов крупных взаимосв€занных церковных и политических реформ. ¬ его предложени€х причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развити€ √ермании, опасение затронуть традиционные основы полновласти€ духовных и светских кн€зей и утопи€ преодолени€ межконфессиональных споров, всеобщего согласи€ различных вер, в том числе христианства и мусульманства. ¬е€ни€ гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как  онстантинов дар и Ћжеисидоровы декреталии, сочетались в Ќиколае  узанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жестко проводившего линию –има на деле.

ƒл€ естественнонаучных интересов гуманистов XVI в. оказались особенно важны достижени€ XV столети€ в математике и астрономии Ч попытки того же Ќикола€  узанского обосновать необходимость в естествознании точных измерений и количественных методов, а также труды видных ученых ¬енского университета √. ѕейербаха и ». –егиомонтана. »х работы были основаны на глубоком осмыслении греческого текста Ђјльмагестаї ѕтолеме€, который они стремились очистить от искажений, и на творческой разработке математических дисциплин. ќсобенно значителен был вклад ». –егиомонтана (1436Ч1476) в тригонометрию, создание нового астрономического календар€, которьм позже пользовались ’ристофор  олумб и јмериго ¬еспуччи, в совершенствование астрономического инструментари€.

√уманистические интересы в ¬енском университете стремилс€ стимулировать в пору своего пребывани€ в √ермании италь€нский гуманист Ёней —ильвий ѕикколомини (1405Ч1464), ставший секретарем имперской канцел€рии ‘ридриха III, а позже, по возвращении в »талию, кардиналом и, наконец, папой ѕием II. Ёнею —ильвию принадлежат большие заслуги в развитии гуманизма в √ермании. ¬ своих речах в ¬енском университете он обосновал гуманистическую программу сочетани€ новой образованности и благочести€, сам читал там курс лекций о древнеримских поэтах. ≈го новелла ЂЁвриал и Ћукреци€ї, истори€ двух люб€щих, сыграла в √ермании роль образца этого жанра. ¬ пору пребывани€ в немецких земл€х он писал комедии на манер “еренци€, обратилс€ к теме придворной жизни в сочинении, которое должно было служить Ђзерцаломї дл€ воспитани€ государ€, позже стал автором Ђ»стории императора ‘ридриха IIIї и других исторических и историко-географических работ, повли€вших на немецкую гуманистическую историографию. Ќаибольшее значение, однако, получило его описание √ермании, в котором он впервые использовал сопоставление жизни древних германцев, освещенной по “ациту, с образом современной √ермании. Ёто позволило, в частности, показать успехи в развитии культуры страны. “акой прием был позже широко использован немецкими гуманистами.

’от€ Ђместные корниї гуманистической культуры нельз€ недооценивать, главную роль на ранней стадии ее развити€ сыграло растущее воздействие »талии Ч образцы творчества, идеи, методы подхода к проблемам жизни и науки. — ними знакомили италь€нские гуманисты, приезжавшие в √ерманию, подобно Ёнею —ильвию ѕикколомини, а также немецкие пропагандисты новой культуры, прошедшие обучение в »талии. »з числа последних вышли переводчики италь€нской гуманистической литературы на немецкий €зык, герольды гуманизма Ч странствующие поэты, читавшие лекции об античной культуре в различных университетах, лидеры первых гуманистических кружков в южногерманских городах и при дворах кн€зей, стремившихс€ использовать новые тенденции в своих интересах. ќпределенный вклад в освоение гуманизма внесло также знакомство с ним через французское, а позже Ч и английское посредничество.

ќсоба€ роль принадлежала книгопечатанию Чвеликому открытию середины XV в., назревавшему в р€де стран, но сделанному в √ермании ». √утенбергом. »здани€ гуманистического характера поступали в √ерманию преимущественно из »талии, однако к концу столети€, когда окрепло собственное гуманистическое движение, быстро повысилось значение местных изданий.   этой поре в немецких земл€х действовали около 50 центров книгопечатани€, но гуманистическую литературу публиковала пока лишь небольша€ их часть.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

493 - | 515 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.