Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие природы. √еографическа€ среда, еЄ вли€ние на развитие общества. 3 страница




ѕон€тие Ђобщественное сознаниеї выражает осиновое содержание духовной сферы общества, предстающее как совокупность идей, взгл€дов, настроений, идеалов людей в определЄнную историческую эпоху. — позиций идеализма духовна€ сфера общества €вл€етс€ порождением »деи, —ознани€, Ѕога или личностных впечатлений и размышлений. »деалистические учени€ принимают сознание в качестве активного творческого начала, преобразующего материальный мир, в том числе и экономическую сферу общества. — марксистских позиций, провод€щих диалектико-материалистическую линию в объ€снении картины мира, духовна€ жизнь общества, будучи относительно самосто€тельной, в основном и главном определ€етс€ изменени€ми в сфере материальных, производственно Ц экономических отношений. Ёта позици€ передаЄтс€ известной марксистской формулой ЂЅытие определ€ет сознаниеї, котора€ в применении к обществу видоизмен€етс€ как Ђќбщественное бытие определ€ет общественное сознаниеї. Ёта формулировка используетс€ по насто€щее врем€ дл€ обвинени€ марксизма в Ђэкономическом детерминизмеї, хот€ признание относительной самосто€тельности сознани€ включает представление о его активности и способности воздействовать на развитие экономики через принимаемые решени€ и планирование. ѕопытаемс€ далее сказать о структурных компонентах духовной подсистемы общества с научных позиций, не прибега€ к односторонне ориентированным взгл€дам на мир и общество.

ќбщественное сознание не существует вне де€тельности людей и обмена результатами этой де€тельности. ќно про€вл€етс€ через индивидуальное сознание взаимодействующих людей. »ндивидуальное сознание Ц это духовный мир конкретной личности, еЄ взгл€ды, представлени€ и настроени€, формирующиес€ под воздействием условий жизни. ќбщественное сознание не €вл€етс€ простой суммой индивидуальных сознаний множества людей. Ќосители общественного сознани€ (его субъекты) Ц социальные группы, мировое сообщество как целостные системы, взаимодействие компонентов которых определ€ет их неаддитивность (не сводимость к механической сумме элементов и их свойств).

ќбщественное сознание относитс€ к индивидуальному как общее к единичному. ќбщественное сознание воздействует на индивидуальное, наполн€€ его из обширного фонда идей и представлений, накопленных поколени€ми людей. — детских лет сознание каждого человека формируетс€ под вли€нием определЄнной социальной среды, начина€ с семьи, микроколлективов общени€ до государственных и общественных организаций. „ерез них происходит приобщение к различным сторонам духовной жизни, освоение накопленных обществом идей, представлений, способов научного и вненаучного, рационального и внерационального (этического, эстетического, религиозногоЕ) освоени€ действительности. –азличи€ в воспри€тии и выражении определЄнных взгл€дов, их эмоциональной окраске, в переживани€х индивида определ€ютс€ обсто€тельствами его жизни и личными свойствами психики.

ќбщественное сознание полнее и глубже индивидуального своей многранностью, обширностью, основательностью. ќднако, воздейству€ на индивидуальное сознание и формиру€ его под воздействием условий жизни, общественное сознание само развиваетс€ и обогащаетс€ за счЄт сознани€ индивидуального. »ндивидуальные особенности личности и своеобразное сочетание жизненных обсто€тельств определ€ют специфику формировани€ и выражени€ общественного сознани€ в чувствах, переживани€х, взгл€дах и мысл€х отдельных людей. ¬о многом своеобразие духовного мира личности св€зано с еЄ творческими возможност€ми. ¬ сфере индивидуального сознани€ происход€т творческие озарени€, прорывы к новому, открыти€. ≈сли новые знани€, изобретени€, результаты художественного творчества получают общественное признание, оказываютс€ значимыми приобретени€ми дл€ многих людей, то они, как правило, вход€т в общественное сознание. ƒуховный потенциал общества складываетс€ из творческих достижений субъектов (отдельных людей, коллективов, сообществ): научных открытий, произведений писателей, поэтов, художников, инженерных и конструкторских решений и т.д.

—ознание общества как основной компонент духовной сферы функционирует на разных уровн€х. ѕознавательные возможности сознани€ осуществл€ютс€ на обыденном и теоретическом уровн€х. ќбыденно-практический уровень формируетс€ и функционирует в быту людей: повседневных услови€х жизни, отношени€х в семье, на работе, отдыхе. Ќа этом уровне образуютс€ простейшие (Ђжитейскиеї) сведени€ о мире, приЄмах работы, правилах и нормах поведени€, представлени€ об отношени€х людей в семье, среди друзей, в коллективе, циркулируют слухи, распростран€ютс€ суевери€, предписани€ и регламентации повседневной жизни. Ќа теоретическом уровне сознани€ снимаютс€ ограниченные возможности обыденного уровн€, постигаютс€ сущностные, глубинные отношени€ предметов, наиболее полно воспроизводимые в научном и философском познании. (»х особенности рассматриваютс€ в других разделах пособи€). ѕо особенност€м носителей (субъектов) сознани€, глубине отражени€ действительности выдел€ют уровни общественной психологии и идеологии.

¬ структуре духовной сферы пон€тие Ђќбщественна€ (социальна€) психологи€ї обозначает уровень непосредственного отражени€ действительности, присущий индивидуальным сознани€м многих людей в составе какой-либо общности или группы (массы).

Ётот уровень образует совокупность элементов, их св€зей и отношений:

1) —овокупность политических, правовых, эстетических, этических, религиозных взгл€дов, не всегда €сно осознаваемых, не дифференцированных, тесно св€занных друг с другом.

2) „увства, стремлени€, эмоции, настроени€.

3) ќбычаи, привычки, нравы, присущие определЄнной социальной группе.

„увства, настроени€ людей, многие их взгл€ды и мысли социально обусловлены. ќбъединЄнные в какие-либо группы (производственные, общественные, любительские Е), люди воспринимают и усваивают типичные, простейшие эмоциональные и когнитивные (от лат. cognito Ц знание, познание) черты и структуры, характерные дл€ де€тельности и отношений этого объединени€ людей. Ќе случайно говор€т о профессиональной чести, гордости представителей разных специальностей, азарте игроков, художественной натуре, богемной среде, строгой логике мышлени€ и творческих озарени€х учЄных и т.д. Ќа уровне социальной психологии в сознании массы начинают доминировать (независимо от интеллекта отдельных людей) текущие ориентиры ситуации, нацеленные на действи€, в которых мысли зачастую подчин€ютс€ эмоци€м. ћасса может стать толпой, управл€емой лозунгами или призывами текущего действи€. Ќередко эту особенность массового сознани€, подчин€ющего интеллект и разум монолитному движению толпы, используют демагоги, нечистоплотные политики. Ѕолее высоким, теоретически разработанным, чем социальна€ психологи€, €вл€етс€ уровень общественной идеологии.

ѕон€тие Ђќбщественна€ идеологи€ї обозначает совокупность теорий, идей, принципов, в систематизированной форме отражающих св€зи и отношени€ действительности, цели, интересы, задачи определЄнных социальных групп и объединений. ¬ разные исторические эпохи идеологи€ приобретает своеобразное выражение, устремлЄнность к определЄнных идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодального, капиталистического обществ). »деологи€ разрабатываетс€ и функционирует, выража€ разнообразные интересы и устремлени€ людей. ѕоэтому идеологи€ имеет разветвлЄнную структуру. ≈Є основные компоненты: наука, философи€, этика, эстетика, политическа€, правова€, религиозна€ формы идеологии.

¬ отличие от стихийно складывающейс€ общественной психологии идеологи€ разрабатываетс€ теоретически, име€, следовательно, создателей и субъектов-носителей Ц отдельных идеологов, государственные и общественные объединени€, занимающиес€ идеологией. ќтража€ сущностные отношени€ и устремлени€ людей, идеологи€ выражает их с позиций идеологов или социальных групп. ¬ обществах с различными социальными группами-классами вырабатываютс€ и сосуществуют разные идеологии, отражающие устремлени€ социальных групп, их лидеров и теоретиков. ќбщественна€ психологи€ оказывает вли€ние на идеологию, котора€ создаЄтс€ относительно независимо от неЄ. »деологи€ может оказывать заметное вли€ние на психологию. ѕоэтому важна направленность идеологии на положительные, значимые дл€ людей цели. ¬ теори€х и практике воспитани€ и образовани€ следует учитывать особенности уровней общественного сознани€, их св€зей и взаимодействий.

— историческим развитием отношений людей, усложнением общественной жизни возникли различные формы общественного сознани€: религи€, философи€, мораль, искусство, наука, политическое и правовое сознание.

ќни отличаютс€ по р€ду основных признаков:

1) ѕо предмету отражени€.  ажда€ форма общественного сознани€ отражает определЄнные структуры действительности, грани общественных отношений, имеет свой специфический предмет.

2) ѕо форме отражени€. ‘илософии свойственна логическа€, рациональна€ форма отражени€ действительности. »скусство отражает действительность в чувственно воспринимаемых художественных образах, мораль Ц в правилах, предписани€х, принципах и пон€ти€х, позвол€ющих оценивать и регулировать намерени€, поступки и действи€, исход€ из сложившихс€ в обществе представлений об идеале, пор€дочности, достоинстве. ¬ правовом сознании оцениваетс€ соответствие действий, поступков людей законам, нормам, предписани€м де€тельности и правилам поведени€, установленным властными структурами.

3) ѕо характеру общественных потребностей, с которыми св€зано возникновение и существование каждой из форм общественного сознани€. ћораль по€вл€етс€ с возникновением общества. ќна порождаетс€ необходимостью регулировать отношени€ людей в коллективе, когда прежние инстинктивные действи€ животных предков оказываютс€ недостаточными дл€ новых отношений орудийной и трудовой де€тельности разумных существ. ¬озникновение политического и правового сознани€ св€зано с потребностью осуществл€ть функции управлени€ с помощью власти, примен€ющей силу дл€ регулировани€ жизни общества, обосновывать правомерность устанавливаемых властью законов и предписаний, норм и правил жизнепроживани€ и де€тельности граждан государства.

4) ѕо социальной функции, т.е. по той роли, которую они играют в общественной жизни. Ќапример, искусство €вл€етс€ действенным средством эстетического воспитани€, наука нацелена на постижение объективной истины, представл€€ еЄ в форме законов и регул€рностей, которые используютс€ в процессах производства условий жизни людей.

 ажда€ форма общественного сознани€ может функционировать на одном или нескольких уровн€х. –азличные формы общественного сознани€ взаимосв€заны, взаимодействуют друг с другом, поскольку отражают взаимосв€занные стороны действительности. ¬ разные исторические периоды роль тех или иных форм общественного сознани€ в жизни общества неоднозначна. ќдни из форм играют ведущую роль по отношению к другим. “ак, в эпоху феодализма (средние века) господствующей формой было религи€. ќна оказывала вли€ние на искусство, мораль, на правосознание. ѕри капитализме на первый план выдвигаютс€ политические и правовые взгл€ды, идеи, концепции. — развитием общества всЄ большую роль играет нравственное сознание.

—оциальна€ сфера (подсистема) жизни общества. ѕриродные особенности людей, заданные наследственной генетической информацией, определЄнным образом вли€ют на формирование психики, черт характера, выбор специальности. ¬ процессах социализации, в ходе приобщени€ к прин€тым правилам, нормам поведени€ и де€тельности, каждый человек по существенным особенност€м характера, способност€м, интересам, участию в производстве, выборе партнЄров дл€ труда, отдыха, семейной жизни входит в разные группы и социальные общности.

—оциальные группы Ц относительно устойчивые объединени€ людей, имеющие общие потребности, интересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий (или даже практически одинаковый) образ жизни. √руппы складываютс€ по разным признакам: профессии, интересам, месту и роли в системе производства, уровню доходов и прит€заний на положение в обществе. —оциальные общности €вл€ютс€ объединени€ми, но с относительно менее определЄнными, менее устойчивыми, а порою социально малозначащими признаками, чем в социальных группах.   социальным общност€м можно отнести спортивные, любительские, религиозные объединени€ (конфессии), этнические группы, различные массовые движени€ (экологические, политическиеЕ). ¬иды социальных общностей и основные концепции дифференциации общества рассматриваютс€ в отдельном (2-м) вопросе данной темы.

ѕроисход€ща€ в обществе дифференциаци€ людей выражает неравенство их способностей и возможностей. ¬месте с тем, далеко не всегда осознава€ природные и социальные предпосылки складывающегос€ неравенства, люди стрем€тс€ иметь наиболее комфортные услови€ дл€ себ€ и своих родственников. —амо это стремление позитивно, поскольку ведЄт (или должно вести) к здоровой конкуренции - двигателю общественных изменений. Ќо многие люди не осознают, или не желают признавать ограниченность ресурсов своей личности, неадекватно оценивают возможности социума предоставл€ть количество благ за некоторую единицу вклада в общественное благососто€ние. ѕоэтому, нар€ду со здоровой конкуренцией, в обществе имеетс€ и накапливаетс€ недовольство существующим положением. ∆еланию определЄнных групп изменить распределение благ способствуют отношени€ неравенства владельцев собственности, стрем€щихс€ извлечь максимум прибыли, и р€довых тружеников, вынужденных работать за минимальную плату. »сторически складывавшеес€ неравенство в сфере экономических и социальных отношений определило по€вление политической сферы общества.

ѕолитическа€ сфера (подсистема) общества. ѕотребность далЄких предков человека в гарантированных источниках существовани€, не подверженных значительным сезонным колебани€м, вызвала переход от охоты и собирательства Ђдаров природыї к скотоводству и осЄдлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. —о временем накапливались запасы средств существовани€. ѕо€вилась собственность, которой вначале от имени племени, рода распор€жались избранные старейшины. ∆елание закрепить собственность вызвало кардинальные изменени€ в общественной жизни. ѕередача средств по наследству могла осуществл€тьс€, если был известен отец, чего не было при матриархате. ¬о главе родоплеменной организации стали мужчины. ‘ормировалась политическа€ организаци€ общества, призванна€ поддерживать властные функции главы рода, св€занные с владением собственностью. ѕотребовалось обосновать право на передачу власти, еЄ охрану и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов сообщества.

¬ажнейшим инструментом формировавшейс€ политической организации станов€тс€ государство, включившее р€д относительно остойчивых структурных элементов (институтов) власти, и негосударственные организации Ц политические партии, союзы, объединени€. √осударственные и негосударственные структуры, помимо функций управлени€, разрабатывали правовые и юридические нормы. ѕри обосновании их необходимости вы- двигались разные идеи, разрабатывались концепции легитимности (законности; лат. legitimus Ц законный) власти, правомерности действий по еЄ защите, упрочению и реализации, составившие содержание политической и правовой форм общественного сознани€. ƒействи€ государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержанию и использованию власти в интересах определЄнных социальных групп (партий, объединений, движений) называют политическими. —оответственно, политика оказываетс€ совокупностью действий, направленных на достижение определЄнных промежуточных целей и результатов в борьбе за власть, еЄ достижение и использование. ¬опрос о происхождении и значении государства и гражданского общества рассматриваетс€ в 3-м, заключительном, вопросе данной темы.

15. „еловек и природа. ѕон€тие природы. √еографическа€ среда, еЄ вли€ние на развитие общества. ѕриродное (биологическое) и социальное в человеке.

¬заимодействие человека, природы и общества Ц важнейша€ проблема ’’1 века, привлекающа€ к себе пристальное внимание с по€влени€ в предыдущем, ’’ веке, признаков надвигающегос€ экологического кризиса. –астущее население планеты не может удовлетвор€ть свои потребности, не увеличива€ потребление природных ресурсов. ¬озникают обоснованные опасени€, что расширение контактов с природой и вносимые в неЄ изменени€ постав€т под угрозу возможность обитани€ людей на «емле. —ам человек в своей телесности и еЄ потребност€х необходимо св€зан с природой. ѕриродное существует и своеобразно про€вл€етс€ как в каждом из нас, так и в социуме (обществе), в организации общественной жизни людей. ƒл€ обеспечени€ условий жизни человек создал культуру, опосредующую его взаимодействие с природой. –ассмотрим р€д вопросов, посв€щЄнных проблемам взаимоотношений человека, природы и общества.

ѕон€тие природы. √еографическа€ среда, еЄ вли€ние на развитие общества.

ѕон€тие Ђприродаї в широком смысле обозначает все материальные, объективно существующие системы и €влени€, включа€ общество. ¬ широком смысле пон€тие природы равнозначно пон€тию материи. ¬ характеристике основного вопроса философии оба эти пон€ти€ используетс€ как синонимы. ¬ узком смысле, в котором обычно мы и употребл€ем слово Ђприродаї, оно обозначает объективный, материальный мир за исключением общества. ¬ таком, узком смысле, природа неорганическа€ и органическа€ противопоставл€етс€ обществу как более высокой, социальной форме движени€ и организации материи. »ногда пон€тие Ђприродаї используют в значении Ђсущностьї, или Ц Ђспецифические особенностиї некоторого €влени€ (в этом смысле говор€т о природе человека, закономерности €влени€ и т.п.). ќбщество выделилось из природы в процессах антропогенеза Ц происхождени€, становлени€ человека и социогенеза Ц возникновени€ целостной системы отношений людей в производстве и воспроизводстве условий своей жизни. ∆ела€ под- черкнуть неразрывное единство этих процессов, используют термин антропосоциогенез. Ќо, выделившись из природы и, в определЄнном отношении противосто€ природе, общество может существовать и развиватьс€ лишь в тесном единстве с природными процессами и €влени€ми, образующими географическую среду.

ѕон€тие Ђгеографическа€ средаї из всего многообрази€ природных €влений выдел€ет совокупность естественных, природных факторов, с которыми люди непосредственно взаимодействуют, осуществл€€ свою жизнеде€тельность, и которые €вл€ютс€ необходимыми услови€ми существовани€ и развити€ общества. ќчевидно, что среда обитани€ в разных географических регионах существенно отличаетс€ по возможност€м еЄ использовани€ человеком. Ќе случайно родословна€ людей идЄт к предлюд€м, обитавшим в южных районах, благопри€тных дл€ такого Ђне установленного животногої (‘. Ќицше, нем, ’1’ в.), каким был обезь€ночеловек Ц наш далЄкий предок (сто€нки обнаружены в јфрике, јвстралии, ёго-¬осточной јзииЕ). «начение природных условий в жизни общества было замечено давно, уже античными мыслител€ми Ц јристотелем и ѕлатоном. –оль географических условий в жизни людей рассматривали в описани€х народностей ƒревнего мира Ђотец историиї √еродот (Y в. до н.э.), географ и историк —трабон (1 в. до н.э.). ¬ ’”ѕ- ’1’ веках сформировалось и существует до наших дней так называемое географическое направление в социологии, или Ц Ђгеографический детерминизмї (√ƒ), в котором географическа€ среда рассматриваетс€ в качестве одного из важнейших условий или даже Ц решающий фактор общественного развити€.

‘ормировавшийс€ в ’”ѕ-’”Ў вв. механистический географический детерминизм, не смотр€ на одностороннее превознесение роли тех или иных факторов среды, играл и известную положительную роль, развенчива€ религиозные представлени€ о Ѕоге Ц творце мироздани€ и источнике всех событий в жизни людей. Ќенаучным трактовкам воздействи€ сверхъестественных факторов и предопределЄнности изменений в обществе противопоставл€лись отношени€ природной детерминации, толкуемые правда, в духе господствовавших тогда представлений механистического (Ћапласовского) детерминизма. ќдним из родоначальников √ƒ был Ў. ћонтескьЄ (‘р., 1689-1755), считавший ведущими факторами общественной жизни географические услови€ (климат, плодородие почвы и др.): Ђ¬ласть климата сильнее всех иных властейї. ћонтескье доказывал, что от природных факторов завис€т нравы людей, их склонности, привычки, которые, как он полагал, определ€ют предпочитаемый общественный строй (организацию власти, государственное устройство и т.д.). ¬ ’1’ веке англ. историк √. Ѕокль стремилс€ с позиций позитивизма (см. в теме 2-ой) представить развитие общества как закономерный процесс, более сложный, чем природные закономерные изменени€. ѕодчЄркива€ роль интеллектуального фактора, Ѕокль преувеличивал значение географических условий (ландшафта, климата, рациона питани€Е). ѕо Ѕоклю, климат и почва оказывались главными источниками бедности или богатства людей, живущих в определЄнных географических услови€х и завис€щих от них.

¬ –оссии видным представителем √ƒ был Ћев »льич ћечников (1838-1888; ќн - брат известного учЄного-физиолога, лауреата Ќобелевской премии ».». ћечникова и сравнительно рано умершего другого брата, известного по повести Ћ. “олстого Ђ—мерть »вана »льичаї). »сторию человечества Ћ.». ћечников св€зывал с гидросферой наличием рек, морей и океанов, которые могли доставить благопри€тные услови€ жизни и поэтому казались ему ведущими факторами общественного развити€. ¬ главном труде Ђ÷ивилизаци€ и великие исторические реки. √еографическа€ теори€ развити€ современного обществаї (на русском Ц 1898, 1924) Ћ.». ћечников делил историю общества на эпоху речных цивилизаций, средиземноморскую и океаническую эпохи. “рЄм выделенным эпохам соответствовали изменени€ в отношени€х людей, про€вл€ющиес€ во взаимодействии, кооперативности их св€зей. ќт деспотии, подавл€ющей личность, общество, по Ћ.». ћечникову, шло к анархии с еЄ полной свободой.

¬ конце ’1’ Ц первой половине ’’ веков про€влени€ми √ƒ становитс€ геополитика, опиравша€с€ на представление, которое было уже у √. Ѕокл€, о ведущей роли природных условий в образовании и развитии разных форм общественного устройства. ”потребивший первым термин Ђгеополитикаї шведский учЄный „еллен (’1’ в.) в работе Ђ√осударство как форма жизниї рассматривал государство как организм, который формируетс€ воздействием условий географической среды на граждан. ќт работы „еллена идЄт лини€ реакционного направлени€ геополитики, использовавша€ идеи социал-дарвинизма Ц учени€, принимающего действие дарвиновских принципов борьбы за существование и отбора не только в живой природе, но и в обществе.

Ќемецкие геополитики –атцель и ’аусхофер, издававший с 1924 г. Ђ√еополитический журналї, привнесли в доктрину формировавшегос€ гитлеровского национал - социализма (фашизма) высказанные „елленом взгл€ды на борьбу государства, как организма, за жизненное пространство. ѕолучалось, что войны и истребление побеждЄнных народов Ц необходимое следствие действи€ законов природы. ¬ключа€ ещЄ и расистские представлени€, утверждавшие превосходство Ђарийской расыї коренных немцев над евре€ми и слав€нами, идеологи€ нацизма (фашизма) обосновывала правомерность разв€зывани€ второй мировой войны (немцы Ц народ без Ђжизненного пространстваї), присоединение к √ермании завоЄванных территорий и истребление населени€ оккупированных территорий.

Ќаправление геополитики, поставленное на службу фашизму, идеологически готовило и оправдывало преступные де€ни€ фашистов по истреблению дес€тков миллионов людей. ƒругие направлени€ геополитики, существующие и в насто€щее врем€, не ориентируют на захват Ђжизненного пространстваї и истребление народов. ќдним из примеров √ƒ второй половины ’’ века может служить оригинальна€ концепци€ этногенеза (от греч. ethnos - народ и genesis Ц здесь: рождение) отечественного историка и географа Ћ.Ќ. √умилЄва (1912-1992). ќн считал, что в истории решающую роль играют этносы как социоприродные образовани€, св€занные с ландшафтом и действием пассионарных толчков, природа которых не про€сн€лась или предполагалась сверхъестественной. (ќ концепци€х пассионарности и этногенеза Ћ.Ќ. √умилЄва можно подготовить и обсудить на семинарах сообщени€ студентов).

–оль естественных, природных факторов в жизни общества, помимо географического направлени€, социал-дарвинизма, расизма, преувеличивалась в концепци€х Ђестественных, неизменных законовї. Ёто - "законы" Ђубывающего плодороди€ почвыї ј “юрго (фр., ’”Ў в.) и Ђабсолютного перенаселени€ї “. ћальтуса (англ., 1766-1834), в концепции Ђдемографического взрываї. —огласно взгл€дам ј. “юрго, полезна€ отдача от обрабатываемой земли со временем уменьшаетс€, хот€ еЄ возделывание требует всЄ больших вложений.

јнглийский св€щенник “. ћальтус, увлекавшийс€ экономикой и широко использовавший данные статистики, в работе Ђќпыт о законе народонаселени€ї (на русском 1868. —ѕб., “. 1) развил идею “юрго и провозгласил открытие нового Ђестественного законаї. Ётот закон гласил, что население (количество людей) на планете увеличиваетс€ в геометрической прогрессии (2, 4, 8,16, 32, 64Е), а производство продуктов питани€, как средств существовани€, увеличиваетс€ в арифметической прогрессии (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18Е). ¬ыведенна€ ћальтусом зависимость провозглашала абсолютное перенаселение Ђестественным и неизменным закономї. «аконы “юрго и ћальтуса получили известность. »деи об убывающем плодородии почвы и абсолютном перенаселении планеты стали использоватьс€ дл€ обосновани€ представлений о благодетельности войн, разных бедствий, голода, нищеты, эпидемий, устран€ющих лишних людей на Ђпиру жизниї. ќбновл€емое применительно к современным услови€м, неомальтузианство до сих пор привлекаетс€ дл€ оправдани€ бедственного положени€ миллионов людей, допустимости устранени€ Ђлишнихї людей действием неблагопри€тных дл€ них природных и социальных факторов.

јнтигуманистическа€ направленность Ђестественных законовї очевидна. Ќо насколько они обоснованы, истинны? ¬озможно авторы, давшие формулировки законов, опирались на подмеченные ими зависимости и отношени€ природных и социальных процессов? ƒействительно, в ’”Ў и первой половине ’1’ вв., когда шЄл поиск интенсификации земледели€, растущее население встретилось с проблемой недостаточности жизненных ресурсов, и в первую очередь Ц продовольстви€. «апросы практики стимулировали разработку интенсивных систем земледели€, теории Ђпитани€ї растений, широкое применение минеральных удобрений. ƒостижени€ науки позвол€ют преодолевать истощение почв, восстанавливать Ђубывающее плодородиеї и даже улучшать его, повыша€ отдачу на средства, вкладываемые в с/х производство.

ƒостижени€ науки и весомые результаты их внедрени€ в сельское хоз€йство €вл€ютс€ лучшим опровержением Ђзаконаї убывающего плодороди€ почвы. —ложнее выгл€дит ситуаци€ с ростом населени€ и возможностью удовлетворить возрастающие потребности не только в полноценном, сбалансированном питании, но и в других жизненно необходимых средствах Ц качественной питьевой воде, воздухе, жилище и т.д. »спользу€ доступные данные статистики, сравнительно хорошо поставленной в тогдашней јнглии, “. ћальтус верно подметил, что в обозримые периоды численность населени€ росла в геометрической прогрессии. ќбнаруженна€ ћальтусом тенденци€ роста населени€ по экспоненте (возрастание с прогрессией, ускорением) получила подтверждение в более поздних исследовани€х роста населени€ от первобытного периода до насто€щего времени.

ќднако сделанные “. ћальтусом выводы из факта экспоненциального роста населени€ не €вл€ютс€ правильными. ѕрирост населени€ в геометрической прогрессии не может рассматриватьс€ как абсолютный закон. —охранение темпов роста числа людей в геометрической прогрессии привело бы, по подсчЄтам специалистов, к неограниченно большому числу жителей «емли уже к 2030 году, что €вл€етс€ абсурдом (лат. absurdum Ц бессмыслица, нелепость). Ќе корректно и суждение о приросте продовольстви€ в арифметической прогрессии. ѕрежде всего, потому, что любые живые организмы, в том числе Ц используемые человеком растени€ и животные, по присущей им, как и люд€м, биологически наследственной программе, стрем€тс€ к неограниченному увеличению своей численности. ѕределы ей кладутс€ внешними неблагопри€тными обсто€тельствами.

ƒл€ человека решающими факторами жизни станов€тс€ социальные отношени€. ќни могут нейтрализовать неблагопри€тные внешние природные изменени€: ослабить или прекратить эпидемии, вести борьбу за прекращение войн, использование термо€дерного оружи€ и т.д. Ѕиологические процессы воспроизведени€ новых поколений людей, включа€ рождение младенцев, опосредуютс€ социальными отношени€ми. ѕрирост населени€ определ€етс€ действием не только природных, биологических св€зей, но, главным образом, социальных отношений. «аконы народонаселени€ оказываютс€ уже не природными, а социальные законами, про€вление которых мен€етс€ с развитием общества. — развитием общества увеличение продолжительности жизни сказываетс€ на снижении числа детей в семье. Ёта зависимость обнаруживаетс€ в истории всех развитых стран.  освенно эти процессы, Ђмеханизмї которых недостаточно изучен, свидетельствуют об изменени€х в действии и про€влени€х закона роста населени€, о том, что он не €вл€етс€ абсолютным, вечным и неизменным, как казалось “. ћальтусу.

ƒемографические показатели (от гр. dēmos-народ и graphō- писать; здесь - данные статистики о динамике населени€) мен€ютс€ с каждым крупным изменением в способе обеспечени€ условий жизни людей. ќдин из первых скачков роста численности населени€ произошЄл в эпоху неолита (’Ў-’ вв. до н.э., или 3-5 тыс. лет назад), с переходом от собирани€ Ђдаров природыї и охоты к земледелию и скотоводству, позволившим иметь гарантированные источники продовольстви€ и других средств жизнеобеспечени€. «аметный рост населени€ вызвали: промышленна€ революци€ середины ’”Ў века, переходы к мирной жизни после первой мировой войны в 1920-е годы и после второй, в 1950-е Ц 1960- е годы. ѕрирост населени€ в развивающихс€ странах во второй половине ’’ века в 2 раза превысил мировой уровень, что дало повод называть его Ђдемографическим взрывомї. Ќеомальтузианцы, идейные последователи ћальтуса, этим названием хотели вызвать ассоциацию с €дерным взрывом, несущим угрозу существованию людей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 982 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

566 - | 504 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.