Осложнениями основного заболевания следует считать нозологические единицы, синдромы и симптомы, патологические процессы, которые патогенетически (прямо или косвенно) связаны с основным заболеванием, но не считаются при этом его проявлениями.
Поскольку проявления заболевания стереотипны, включены в синдромокомплекс самого заболевания, то осложнения индивидуальны, хотя, естественно, следуют общим закономерностям. Нередко граница между понятием «проявление» и «осложнение» заболевания недостаточно четко определена. Так, например, такие понятия, как синдром портальной гипертензии при циррозах печени, хроническое легочное сердце при хронических обструктивных заболеваниях легких, более логично понимать как проявления основных заболеваний и, в частности, острую аневризму сердца при остром инфаркте миокарда, безусловно, - как его осложнение. Однако в клинических и патологоанатомических диагнозах встречается необоснованный перенос ряда проявлений заболеваний в рубрику осложнений и реже наоборот. Например, встречаются случаи, когда метастазы опухоли фигурируют в рубрике осложнений, что недопустимо.
При формулировке осложнений следует употреблять четкие термины, отражающие определенные нозологические единицы, синдромы и симптомы. Такие термины, как «интоксикация», «сердечная недостаточность», «полиорганная недостаточность» и ряд других, не совсем точны и отражают элементы механизма наступления смерти, а не ее причины, и их надо избегать, особенно в патологоанатомическом диагнозе, хотя в эпикризе они могут быть упомянуты.
Однако термины «острая» или «хроническая сердечно-сосудистая недостаточность» (НК I-III) и соответствующие им морфологические термины «острое» или «хроническое общее венозное полнокровие» могут и должны употребляться в соответствующих случаях.
Перечислять осложнения нужно в патогенетической или временной последовательности.
Среди всей группы осложнений выделяют одно важнейшее смертельное (непосредственная причина смерти). Нередко выделяемая группа смертельных осложнений (более одного) малоинформативна и непригодна для статистического анализа, не позволяет однозначно выделить непосредственную причину смерти.
Непосредственной причиной смерти (смертельным осложнением) считаются нозологические единицы, синдромы, патологические состояния, завершающие танатогенез и приводящие больного к биологической смерти (но не механизм танатогенеза). Смертельное осложнение (непосредственная причина смерти) в патологоанатомическом диагнозе записывается в рубрику осложнений основного заболевания.
В конце рубрики «осложнений основного заболевания», после перечисления всех осложнений, с красной строки, в виде отдельной подрубрики «осложнения реанимации и интенсивной терапии» указывают факт проведения и осложнения (если они есть): интенсивной терапии и реанимации. Реанимационные осложнения характеризуют отдельные патологические изменения, возникшие в связи с реанимационными вмешательствами. Эти осложнения не могут рассматриваться в качестве причины смерти, как это иногда выставляется в исках к лечебным учреждениям.
Сопутствующие заболевания
В рубрику «сопутствующие заболевания» вносят все остальные нозологические единицы, диагностированные у больного, не связанные с основным заболеванием, осложнениями и танатогенезом, прежде всего те, которые требовали проведения лечебно-диагностических мероприятий и материальных затрат.
При летальных исходах, связанных с терапевтическими, хирургическими и диагностическими вмешательствами, важно получить информацию об их отрицательных эффектах. Поэтому в качествеистинных ятрогенных болезней, приведших к смерти больного (ятрогенных осложнений, возведенных в понятие основных заболеваний), указываются и кодируются: передозировка правильно назначенного лечебного средства, прием ошибочно назначенного лекарственного вещества, все непрофессионально выполненные диагностические, терапевтические и хирургические вмешательства и лечебные манипуляции, смертельные осложнения профилактических мероприятий, вакцинации, смертельные осложнения косметологических медицинских мероприятий, анафилактический шок, смертельные осложнения наркоза, других мероприятий, связанных с обезболиванием.
При оценке этих ситуаций следует ответить на вопрос: продолжал бы жить больной, если бы не произошло медицинского вмешательства?
Указанные вмешательства учитываются как первоначальная причина смерти больного и соответствующим образом шифруются по МКБ, а заболевание, по поводу которого предпринято вмешательство, ставится вторым (сочетанным) в комбинированном основном заболевании и вносится в часть II медицинского свидетельства о смерти.
Все остальные неблагоприятные последствия медицинcкoй помощи рассматривают как осложнения терапевтических и хирургических вмешательств. В их числе – случайное нанесение вреда больному, несчастные случаи, связанные с использованием медицинских приборов и устройств, аномальные реакции или поздние осложнения после выполнения медицинских процедур.
Следует отметить, что если медицинское вмешательство проводилось на патологически измененных органах и системах (перитонит и др.) или непредвиденные неблагоприятные реакции возникли при правильно выполненных медицинских мероприятиях, то первоначальной причиной смерти остается нозологическая единица, по поводу которой проводилось лечение, а ятрогенные осложнения остаются в рубрике осложнений.