(с)&(p) КДК-Рекордс 2003
1. бог живет под водой 2. апостол петр 3. вечный лед 4. встань, девица 5....кругом одна* 6. анна 7....хрустальные поляны 8. свет
9. бонус трек
Алексей Ершов - бас Тарас Лужецкий - гитара Дмитрий Никулин - барабаны Леонид "mara" Новиков - голос Алексей Писарев - гитара Юрий Смирнов - звукорежиссер
Продюссирование - Алексей Ершов & para bellvm запись - осень 2003, студия "Достоевский Идиот"
все песни - para bellvm, кроме * текст - перевод с арабского, музыка - para bellvm
Вокруг этого альбома продолжают вестись самые страстные споры, как, собственно, и о самом месте этой отличнейшей (на мой взгляд) санкт-петербургской команды, предводительствуемой культурым героем, музыкальным менеджером и журналистом Леонидом Новиковым, на отечественной сцене. Собственно, причины определенного неприятия в среде ортодоксальных готов вполне поняты. Питерцы отказались сразу от множества штампов ожидаемого - и заранее любимого многими по определению - эрзац-готик-рока. Их принципиально русскоязычные тексты – как любая подлинная поэзия бытийствуют сразу на нескольких уровнях восприятия, - это, простите, как непризнанная химиками-ассенизаторами алхимия: можно ведь сколько угодно смешивать благородный меркурий с поваренной солью, и получить на выходе только нечто в высшей степени общепитовское, а можно за поверхностью слов видеть образы, мысли и неуловимые оттенки истины. Их звук – некий концептуальный, но живой и непричесанный роковый ретро-саунд середины девяностых, безо всяких новомодных красивостей и искусственностей, свойственных штампованному, из устраивающих обе стороны соображений дешевизны, звуковому дизайну современных студий, работающих по принципу «вам нужно систерс оф мерси? – их есть у меня!». Именно эта на первый взгляд грязноватая и даже безыскусная звуковая палитра и бьет в точку, ибо кто сказал, что хороший саунд может быть единственно хорошим? Опять же, не зря сами музыканты иногда определяют свое творчество как dark-punk.
Этот альбом с рыбкой на обложке действительно таит в себе массу загадок, многозначностей, неуловимого, но явственно ощутимого посыла вечно гонимого духовного рыцарства, раннехристианских аллюзий и прочих интереснейших моментов, не доступных, однако, заказным рецензентам, слушающим каждый альбом максимум полтора раза, да и то только для последующего отражения в оплаченных буквицах, - и даже это воспринимающим это как великую милость с их стороны. Именно поэтому творчество PARA BELLVM – живой дискурс, многозначный, но одновременно цельный, как единорог, эмблема команды, или инкрустированный небесами оклад православной иконы в оформлении альбома. Ну а чтобы понять «Вечный Лед» еще лучше, нужно просто дослушать до конца соловьев в конце альбома. Или сделать это несколько раз.
Минусы диска – некоторая объективная небезукоризненность инструментального исполнения и пения Леонида Новикова, из-за которой, например, концертный и программный хит «Апостол Петр» на записи звучит не слишком убедительно. И тем не менее, «Вечный Лед» - далеко не дежурная хавка для раскрашенной в унисексовые тона готической молодежи. Кстати, кому-то, возможно, чтобы по достоинству оценить драйв и посыл команды и ее главного автора, будет просто достаточно один раз побывать у них на концерте.
Наиболее личностный, оригинальный, осмысленный - и самоценный релиз во всей истории российского готического рока.
АШ (июнь 2004)