From: "Andrej Gorokhov" <[email protected]> Reply-To: [email protected] To: [email protected] Subject: для александра гавзова. Date: Sun, 16 Sep 2001 16:53:22 +0400 (MSD)
привет, александр, я уже давно получил вашу посылку с cd, и раза три его послушал, но вот только сейчас уселся за ответ.
наиболее интересным мне показался первый номер - с голосом, читающим длинный текст, но тоже в качестве эскиза... в этом номере много чего не хватает, много чего не продумано или не придумано. всё, что следует потом - к сожалению, на редкость не изумительно. тембры, ритмические ходы, электронные наплывы, звук синтетических клавишных... джазоватые барабаны... все отдельные компоненты сами по себе не очень интересны в акустическом отношении, с другой - не слипаются в единое целое. конструкция держится на tribal beat - бите, имитирующем этнические ритмы, очень приблизительно имитирующем, и иногда - на длинных прог-рок-запилах. тоже каких-то совсем не интересных. а сверху наклеены отдельные звуки, взвизги, как хвосты... коллажность и сшитость белыми нитками бросается в глаза. слишком много всего всунуто в этот коллаж, но сумма десяти неинтересных и до боли знакомых звуков вовсе не даст интересный и неожиданный результат. когда в треке 6 (DJ Zubarev dancing club part III) барабаны стучат нечто омерзительно банальное, одна надежда на то, что слушатель этого не расслышит, увлечённый якобы "странным" голосом. который сам по себе тоже производит далеко не харизматическое впечатление. вообще же очевидный инфернальный подтекст этого проекта только ухудшает общее впечатление. для меня эсхатология, сатанизм, герметизм ни в коей мере не служат индульгенцией ни для посредственного фильма, текста или музыки. идеологическая ориентация проекта должна была бы предполагать некоторую дисциплину, последовательность и самоограничение. а на альбоме ecstatic electricity бездна ничем не оправданных, лишних, чисто декоративных и мешающих придумук, звуков, ритмических ходов. на грани китча. а название и проекта, и альбома, и песен - это китч уже выше всякой меры. "мы вас устрашаем". пугать слушателя можно, но ведь одновременно идёт демонстрация своего вкуса... или его отсутствия. да, я знаю, что то же самое можно сказать по поводу огромного количества музыки, но заниматься сравнением с... не знаю, кем, nurse with wound, скажем, мне совсем не хочется.
надеюсь, что то полезное для себя вы из этого сумеете извлечь:)
творческих удач, Андрей Горохов. http://www.muzprosvet.ru/
Вивисекция русского рока (386DX)
И.Ф.Антипин
Национальная гордость Италии – классическая опера – на мелочи не разменивалась. Если уж опера – то это Ла Скала, могучие контральты и тенора, помпезность и всё такое! Если уж постановка – так это декорации, оркестр и дирижёр. Премьера, синьоры во фраках, синьорины в декольте, ложи блещут, ах-ах! И цены на билеты – соответственно.
Малоимущие слои итальянского населения тоже приобщались к прекрасному, но уже способами попроще. Нация у них чересчур бодрая и экспрессивная, поэтому петь громко при посторонних они особо не стеснялись, изредка радуя соседей и домашних популярной арией. Некоторые таланты даже пробовали своим вокалом деньги зарабатывать. Только музыкальное сопровождение не всегда бывало на высоте. Нехитрые инструменты, отсутствие муз. образования и корявые ручки – всё это мешало выступлениям перед широкой публикой. Слушатели были недовольны. За такой аккомпанемент четыре сольдо платить – ищи дурака! Культурные потребности народа стали удовлетворять немцы – нация хоть и грубоватая по части исполнения серенад, зато развитая в смысле механики и денег. Шарманка – примитивная механическая замена оркестру – несколько уныло сопровождала вокальные упражнения какого-нибудь Карла, обеспечивая его пропитанием.* Шарманщики забредали в густонаселённые дворы, где их обступали босоногие итальянские детишки, а замужние итальянки, которым не в чем, не на что и не с кем сходить в Ла Скала, отодвигали с подоконников кастрюли со спагетти и высовывались послушать очередное «О соля мио».** Покрутив рукоятку своего музыкального механизма, Карл извлекал не только звуки, но и прибавочную стоимость, которую и собирал в широкополую шляпу. Тогда ещё не было грамзаписи и радиотрансляций и, получая такое представление о музыке и воспитываясь на таких образцах музыкального искусства, итальянцы несколько подиспортились и докатились до таких исполнителей, как Аль Бано и Ромина Пауэр и Эрос Рамазотти…
Об этом – о солнечной Италии, картине К.Брюллова «Итальянский полдень» и о мрачной фигуре шарманщика в чёрном плаще, надвинутой на глаза чёрной щляпе, с тяжёлым ящиком через плечо - об этом думал я, слушая компакт диск «386DX – Легенда русского рока».
Электроннные римейки знакомых песен показались мне сначала забавными, потом скучными, а ближе к концу и вовсе нудными.
Идея, конечно, свежая – взять песни русских рок-групп, те ещё песни, периода бескомпромиссности и подлинности, разложить эти песни на молекулы, на атомы и впихать их в примитивный компьютер. Технически это получилось. Наверное, это было трудно – заставить маломощный процессор воспроизвести знакомые всем мотивчики. Но получилось. Сейчас, когда один клавишный инструмент может заменить целый оркестр (не в плане авангардизма, а с целью экономии фонда оплаты труда), использовать такую технику – по крайней мере остроумно.
Мелодии, конечно, узнаваемые, но звуки – ну совсем как в караоке, простенькие и монотонные (а к чему в караоке настоящий оркестр, всё равно у микрофона совсем не Паваротти). Можно, конечно, восхищаться – ах-ах, примитивный механизм изображает все эти «пам-пам - ца-ца». Но оставим эти восторги программистам – только они оценят эту титаническую кропотливость перевода живой музыки в двоичный код.
Получился этакий электронный минимализм. Только за образец был взят совсем не Kraftwerk, а группа «Форум» типа «Компьютер, компьютер, ого-го-го-го…»
Ещё под звуки этой диковинки можно тетрис тупо собирать. А можно играть в «Братьев Марио» или другую пошлую бродилку (а чем ещё программисты в часы досуга занимаются?)***. Можно даже озвучивать самодельный компьютерный мультик, если бы не голос. Голос отвлекает воспоминаниями о выставке достижений кружка юных техников при Доме Пионеров, когда наибольший интерес экскурсантов вызывает не модель крейсера (4 500 деталей, 9 месяцев тонкой работы) и не самолёт с радиоуправлением (летает, выполняет фигуры высшего пилотажа и керосина хватает на полчаса), а солидный и объёмистый робот (200 кг металлолома, инкрустирован списанными амперметрами и индикаторами, шаркает железными ботами и издаёт своей мембраной звуки: «я – робот, я – твой друг». Наверно, какие-то арендаторы нашли этого Самоделкина в подвале пионерского Дворца и дали пожилому экспонату вторую жизнь. Причём этот робот поет, как нетрезвый искусствовед В. Вульф (над чьей дикцией не устают ёрничать КВНщики), т.е. примерно так: «хошетса ку’ит, но не осталось папи’ос …», «как это т’огателно всо…».
И не только это отличает данный продукт от оригиналов, рок-н-ролл (и русский в частности) – музыка чувственная, можно сказать – сексуальная, если ещё грубее – музыка с яйцами, здесь же – бесполое журчание.****Вместо живых переживаний – виртуальная реальность, вместо искренней честности – лукавая имитация.
Нерусского слушателя эти монотонные песни не взбудоражат, разве что «Пригородный блюз» покажется пародией на эстонскую весёлую полечку. Да нерусский слушатель вообще пройдёт мимо этого суррогата. В том-то и дело, что незнакомый автор предлагает своё детище отечественному потребителю. Налицо торговля идеалами и цинизм в использовании гимнов поколения национального рок-н-ролла для извлечения прибыли.*****
Не случайно в программу выступления включена песня «Рок-н-ролл мёртв»… Если через покойника пропускать электричество, он может и ногами дрыгать, и даже рот открывать. Только не всем такие развлечения кажутся пристойными. Впрочем, в начале фонограммы 386-й предупреждает, что в «его составе нет ни одного живого инструмента», и поэтому морализм здесь неуместен – здесь мы наблюдаем, как упырь забавляется со своей добычей.
Что послужило толчком для создания этого продукта – наверное, желание показать миру, на что способен пытливый ум, вооружённый техническими познаниями и свободным временем. В результате получилось то, что 120 лет назад уже увековечено Н.С.Лесковым как национальная проблема преобразователя Левши. Справочники по процессорам и микросхемам – чтение полезное, но нужно и другие книги почитывать. Вот интересная история про то, как русский Левша английскую блоху подковал и этим весь мир удивил. Блоху-то он подковал, но до этого стальное насекомое кадриль выплясывало, а после вмешательства народного умельца несчастная «усиками зашевелила, но ногами не трогает… ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает».
Шарманка, какой бы модификации она не была – всё равно ящиком с ручкой и останется, пусть этот яшик не из красного дерева, а из пластмассы, а вместо ручек – кнопки. И никакое техническое приспособление не заменит звучание живого инструмента. И музыка без эмоций и чувств – бесчувственные звуки за четыре сольдо. И самый знаменитый шарманщик прославился вовсе не как музыкант, а как строгатель говорящего полена…
«Наши руки привыкли к пластмассе, наши руки боятся держать серебро…» БГ
* - Да зачем же мне шарманка? Ведь я не немец, чтобы, тащася с ней по дорогам, выпрашивать деньги. (Н.В.Гоголь "Мёртвые души").** …Карло в широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб. (А.Н.Толстой «Золотой ключик»).*** Программисты – особая порода. Вот образец юмора программистов: «Когда программисту делать нечего – он цвета на мониторе настраивает»**** Кстати, небольшое наблюдение – программисты неважно размножаются. Уж не излучение ли…***** Скажу честно – не являясь поклонником всего массива русского рнр, я трепетно отношусь к творчеству пары-тройки отдельных его представителей, и поэтому мне трудно оценить продукт 386ДХ беспристрастно, я же не бесчувственная машина, не робот.
Оле Лукойе horse-tiger
(p)2002 klangbad
Борис Бардаш – programming, keyboards, voice, guitars, lyrics, percussion, buben, samples Фрол – bassoons, jaleika, noises, samples, dramatic voice on 6 Сергей Радовский – sound, recording, effects, samples Андрей Лавриненко – bass guitar Таня Сваха – vocals + Владимир Коновалов – electro contra-bass on 3,4 Саша Козырев – djembe on 1,3 Артем Зоткин – guitar on 2 Даша Кузнецова – voice on 6 Даниил Баснер – saabla on 3 Вадим Кузенков – video-slide performance
Produced by Ole Lukkoye, Saint Petersburg, track 1 and 5 Russian traditional. All music arranged and performed by Ole Lukkoye. Photo and cover by Katja Bode.
Thanks to Vladimir Uranov, Marina Nagaenko, Sonja, Sasca, Sabine Trunzer, klangbad, and lovely Cocteau Twins.
Contact: klangbad 2002 [email protected] www.klangbad.de
1. Загоралось (12:24)
Сама песня была известна мне по концертной её версии, представленной как добавочный видеотрек на концертнике «Летел через улицу» 2001 года. Здесь, в студийном варианте, она начинается таинственными звуками «атмосферных клавиш», постукиванием перкуссии и побрякиванием колокольчиков. Довольно затянутое по времени вступление звучит тем не менее довольно естественно, в первую очередь благодаря удивительному голосу Тани Свахи и к началу третьей минуты мгновенно, но органично превращается в стремительную и энергичную этно-фанк мелодию. Пьеса выполнена в традиционном для Оле Лукойе темпо-ритме, жаль только вот что бас клавишный (нормальный бас появляется только чуть-чуть в самом конце), поэтому если бы не Танин замечательный голос, распевающий что-то неведомое и запредельное (песня кстати указана в данных как русская народная традиционная), то осталось бы, ИМХО, не более чем голимое подражание Banco de Gaya. Слушаем дальше и… ах, какой классный переход с виниловым скретчем в начале восьмой минуты – класс! Да и последующее соло гитары (на 8-й и 9-й минутах) заслуживает самой высокой похвалы. Отличная пьеса, просто отличная. Что-ж там дальше будет?
2. Вольные / The Free Ones (13:09)
Вторая пьеса тоже не слишком короткая – это хорошо! Я люблю когда играет долго, ритмично, бесконечно, трансово и при этом тя-я-я-гуче.. Все эти составляющие здесь присутствуют в полной мере. Борисом распевается текст на русском языке стилизованный под русскую народную песню. Оригинально конечно, но уж больно в классических традициях world-etno music. Если добавить прямую бочку – получится прямо эти, как их, про Кострому которые поют… Мне кажется что Оле Лукойе достойны лучших сравнений. Начавшись достаточно резво к девятой минуты движение совсем скисает и переходит в нечто вялое и аморфное бессмысленно тянущееся ещё четыре минуты. Зачем так? Тани Свахи в этой пьесе нет вообще и даже поэтому она сильно проигрывает по сравнению с первой.
3. Сонные травы / Sleepy Herbs (07:48)
Типа почти «медленная песня», по сравнению с двумя «быстрыми» предыдущими. Причем именно песня, а не пьеса. То есть есть текст на русском языке, есть запоминающаяся мелодия, если её подредактировать до длительности в четыре минуты (что вполне возможно, учитывая традиционное затяжное двухминутное вступление), то получится почти радио-формат. Я так полагаю, что она вполне может конкурировать к Инной Желанной в плей-листах FM радиостанций, а если выдать Андрею Лавриненко всё-таки по-больше бас-гитары, а не заменять её клавишным басом, то может даже и переиграть. Впрочем у Инны басист, Сергей Калачев (Гребстель), всё равно круче. Хотя на самом деле это всё неважно.. Поёт кстати опять только Борис, что вносит в общую интонацию (и так не слишком веселую) определенную долю заунывности.
4. Тара / Tara (08:39)
Прослушав большую половину альбома я почувствовал что заметно устал. Двухминутные «таинственные» встуления перестали меня вдохновлять напрочь, захотелось «мяса», конкретики, четкости и ясности.. а оно опять булькать начало.. как же так? Походил, попил чаю (без лимона), передохнул вобщем минут тридцать. Включил снова… пошло вроде полегче.. Но всё-равно как-то не вставляет. «Вроде бы всё хорошо, но что-то нехорошо». Если разложить всё по составляющим: звучание каждого инструмента, мелодию, голос (и даже текст), то всё сделано отлично, а вот общее впечатление остается размытым, словно его размыло той самой водой, которая булькает во вступлении.
5. Павлин / The Peacock (07:33)
Тут даже начало значительно лучше чем у предыдущих двух песен, гитарные переборы сразу же дают понять что корни Оле Лукойе в рок-музыке. Песня упомянута в данных альбома как русская традиционная. Присутствует голос Тани Свахи. И замечательно присутствует. Если бы не Таня, то Оле Лукойе в целом выглядели бы гораздо скучнее и традиционнее. Медитативный остинатный бас, окаймленный гитарным перебором, различная перкуссия, служат отличной основой для ритуальных распевов великолепно исполненных Таней. Очень хорошо!
6. Дальше / Further (09:29)
Заключительная, финальная пьеса с альбома. Клавишный бас, электрические барабаны – ну точно Big Men Cry – я бы запросто просто перепутал где есть что, если бы кто-нибудь устроил слепое прослушивание, тут даже тембр у баса как у Тоби Маркса (видать одинаковым синтезатором пользовались), но всё-таки то что это именно Оле Лукойе стало ясно когда на второй минуте появился голос Бориса распевающий русские слова, то есть началась сама песня. Началсь и багополучно к концу седьмой минуты и кончилась не запомнившись, оставшееся время было заполнено невнятной концовкой абсолютно ни к чему не обязывающей.
Ну вот, все 59:02 минуты звучания альбома благополучно закончились. Что можно сказать в качестве заключения.. Самая удачные моменты на диске – первая и пятая пьесы, во многом благодаря голосу Тани Свахи. Достаточно хороша и вторая. Остальное мне понравилось гораздо меньше. Может быть из-за того что Борис Бардаш стал всё больше и больше перетягивать одеяло на себя и всё звучание Оле Лукойе стало походить на стандартный single-man project. Для сравнения я вытащил из закромов компакт-диски Оле Лукойе, которые у меня накопились за десять лет (оказалось кстати говоря, что есть все альбомы, по крайней мере все, что упомянуты на их официальном сайте (www.olelukkoye.ru), переслушал я всё это хозяйство и пришел к выводу что даже на «Запаре» набор инструментов и звук поинтереснее будет. Уж и не знаю, хорошо это или плохо.
АТ (15 января 2003 г.)
ОЛЕ ЛУКОЙЕ
Новый альбом питерского этно-ритуального ансамбля ОЛЕ ЛУКОЙЕ хорош и пригож во всех отношениях. Более того, на данный момент он мне кажется лучшей работой этого заслуженного коллектива – впрочем, я слушаю его всего пару недель, и такая реакция была у меня ранее на все их альбомами. Замечательно то, что оставаясь узнаваемыми и не изменяя своему стилю, Оли умудряются развиваться в этой достаточно узкой области. Лично для меня ОЛЕ ЛУКОЙЕ остаются лучшей танцевальной группой на свете – именно такова моя устойчивая реакция на эти мелодии и ритмы эзотерической эстрады – как в виде компакт-дисков, так и на концертных выступлениях. Звук и сведение в целом этого альбома отличается от предыдущих – и также, на мой взгляд, в лучшую сторону. Это сказалось как на звучании отдельных инструментов, так и на наличии различных хитрых эффектов в самой структуре этих композиций. Диск более трансовый чем другие работы группы, и замечателен прекрасным балансом между акустическими инструментами и электроникой. Опять же, радует, что установлен баланс между мужским и женским составляющим этой музыки, благодаря чему все этнические моменты сияют всей подобающей мощью. Видимо, это как раз то сверхактуальное – и непротиворечащее традиции этно-звучание, которого пытаются без успеха достичь многие – та же ВОЛГА, например. Правда, этническое лицо ОЛ несколько гипертрофировано во втором трэке, - уж слишком он получился похожим на кондовый рассейский «нео-языческий» поп-ура-патриотизм, - хипа: э-э-эх, да батька атаман! Туды его в качель!… Безусловный хит альбома «Сонные травы» продолжает ту череду произведений ОЛ, которые относятся безо всяких оговорок именно к песенному жанру. Прекрасные стихи, великолепная мелодия – все очень хорошо и чудовищно энергетично. Впрочем, все произведения на диске хороши, даже если они и ничего принципиально нового не добавляют к тому, что мы уже знаем об ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Единственное, очень жаль, что скорее всего альбом этот так и останется недоступным широкой массе российских любителей хорошей музыки, как и их прочие работы, выпущенные на немецком «Клангбаде», не имеющем широкой дистрибьюции в России, и заламывающем за диски цены, которые в России пока являются слишком высокими. Хотя я, например, очень радуюсь и по поводу этого промо-диска в картонном конверте.
АШ