Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Баденская (фрейбургская, юго-за­падногерманская) школа — направление в неокантианстве, основывающееся на трансценденталь­но-психологической интерпретации учения Канта




БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗА­ПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА — направление в неокантианстве, основывающееся на трансценденталь­но-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 — начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой нахо­дится Фрейбургский университет, где работали основ­ные представители школы — Виндельбанд и Риккерт. Разработанная Б.Ш. классификация наук, в основу ко­торой положены различия по "формальному характеру познавательных целей наук" (т.е. по методу), а также грандиозная но своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на разви­тие философии, социологии, психологии, культуроло­гии и историографии 20 в. Подобно Канту и представи­телям Марбургской школы неокантианства, мыслители Б.Ш. ("баденцы") ставили в качестве первостепенной задачу трансцендентального обоснования знания, его всеобщего и необходимого характера. Однако, в отли­чие от своих предшественников, ориентировавшихся главным образом на математическое естествознание, баденцы переносят акцент на выяснение логико-мето­дологических особенностей исторической науки и ис­торического познания в целом. Такая переориентация исследовательских поисков оказывается в рамках Б.Ш. тесно связанной со специфической трактовкой самого предмета философии. В основу его понимания Б.Ш. кладет т.наз. "мировую проблему", или проблему отно­шения "Я" к "миру", что в гносеологическом плане равносильно отношению субъекта (S) к объекту (О). Задачей философии становится, с этой точки зрения, "показать, каким образом S и О объединяются в еди­ном понятии о мире, показать нам место, занимаемое нами в мировом целом", т.е. дать мировоззрение. Именно в этом и Виндельбанд и Риккерт усматривали главное отличие философии от всех специальных наук и, более того, неизменность самого понятия филосо-

фии. Осмысливая это единство "Я" и мира, представи­тели Б.Ш. подвергли критике объективизм и субъекти­визм в философии и науке в трактовке проблемы един­ства О и S. Объективизм (здесь имеются в виду глав­ным образом материализм и позитивизм) сводит S к О, вовлекая его в единую причинно-следственную связь объектов. При этом сам мир превращается в индиффе­рентное бытие вне культуры, в процесс, о смысле и значении которого нельзя спрашивать. Это, в свою оче­редь, делает невозможным построение мировоззрения, включающего в себя ряд смысложизненных вопросов, на которые не в состоянии ответить наука с ее объекти­вирующими методами. В аналогичной ситуации, по мнению баденцев, оказывается и субъективирующая философия, распространяющая категорию S на все действительное бытие, рассматриваемое как мир воли и деятельности. Понимаемый т.обр. мир оказывается также непонятен и лишен какого-либо смысла, как и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъ­емлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S. И объективизм, и субъективизм оказываются не в состоянии дать удовлетворительное решение проблемы единства "Я" и мира и, таким обра­зом, выработать подлинное мировоззрение, предпола­гающее выдвижение на первый план вопроса о смысле жизни и ее ценности, а также то, каким образом S, как простой объект среди объектов, может иметь отноше­ние к ценностям, придающим смысл его жизни. Глав­ная ошибка описанных способов философствования заключается, по Риккерту, в том, что используемое ими понятие о мире является слишком узким, оно не выхо­дит за пределы действительного бытия, являющегося лишь частью мира, который включает в себя еще и цен­ности. Таким образом, единство "Я" и мира оказывает­ся возможным только как единство действительности и ценности. Мировая проблема как главная проблема философии конкретизируется теперь так — понять вза-

имное отношение обеих частей мира, найти связь меж­ду ценностью и действительностью. Риккерт всячески подчеркивал "надсубъектный", "надбьгтийный", абсо­лютный и, наконец, трансцендентный характер ценно­стей, интерпретируя их как своеобразный принцип бы­тия, познания и деятельности. Условием соединения действительности и ценности становится, с его точки зрения, особая форма бытия ценностей — их значи­мость, а проявляют они себя в этом мире как объектив­ный "смысл". В поисках этого смысла Риккерт предла­гал отвлечься от уже выкристаллизовавшихся ценнос­тей в виде благ (как соединения ценности с объектами действительности) и обратиться к самому акту оценки, который, по его мнению, и придает ценность действи­тельности, превращая ее в эти блага. Вводится понятие "смысла" акта оценки, который, — смысл — хотя и связан с реальным психическим актом, но при этом не зависит от акта признания или непризнания того или иного теоретического положения, являясь обозначени­ем его чистой ценности. По Риккерту, лишь сама оцен­ка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт; смысл же сам по себе вы­ходит за пределы психического бытия. Это то, что не есть ни бытие, ни ценность, но сокрытое в акте пере­живания значение ценности; то, что указует на цен­ность. Тем самым смысл приобретает роль своего рода посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное "царство смысла". Следующим этапом ис­следований Б.Ш. стали попытки теоретического обос­нования существования ценности в действительности. Это предполагало постановку целого ряда вопросов. Могут ли трансцендентные ценности проявиться в им­манентном мире? Существует ли рационально объяс­няемая трансцендентность и можем ли мы познать ее? Возможен ли переход от имманентного к трансцен­дентному? Все эти вопросы об имманентности и трансцендентности решались Б.Ш. на почве гносеоло­гии, так как в конечном счете их можно было свести к одной из главных проблем — проблеме обнаружения в познании трансцендентного объекта, являющегося га­рантом объективности и общезначимости знания. Тща­тельный анализ всех возможных субъектно-объектных отношений привел представителей Б.Ш. к выводу о том, что субъекту всегда дан в познании не трансцен­дентный, а имманентный объект. Это побудило баденцев, с одной стороны, отказаться от традиционного ре­шения проблемы кантовской "вещи в себе" в духе реа­лизма, а, с другой — к попыткам обоснования возмож­ности перехода трансцендентного в имманентное (т.е. в действительность). Риккерт осуществлял это двоя­ким образом: 1) трансцендентально-психологический путь — от познания через акт суждения к трансцен-

дентному предмету, когда этот предмет выступает как "трансцендентальное долженствование" и принимает вид "трансцендентных правил и норм, требующих при­знания". Путь к трансцендентному предмету лежит в данном случае через доказательство трансцендентно­го, объективного характера долженствования, в кото­ром, якобы, и выражает себя ценность (а значит, и трансцендентный предмет); 2) от предмета познания к познанию, от трансцендентного к имманентному, когда в качестве исходного пункта берется уже не акт сужде­ния, а истинное положение, которое признается самим этим актом, но не сводится к нему. Речь шла о содержа­нии истинного суждения, которое, по Риккерту, имеет объективный, трансцендентный смысл и которое есть вневременная, идеальная, имеющая значение цен­ность. Первый путь привел к предмету, как трансцен­дентальному долженствованию, которое, однако, не тождественно самой ценности; второй — хотя и вывел к предмету познания, но не объяснил, как к нему при­шли, так как чистая ценность, трансцендентное, все равно отделены от реального познания пропастью, ко­торая преодолевалась баденцами, по их же признанию, с помощью "иррационального прыжка". Проблема со­единения имманентного и трансцендентного, действи­тельности и ценности осталась неразрешимой и, хотя по словам Риккерта, нельзя отрицать факт существова­ния этого единства (в противном случае познание не имело бы смысла), оно остается загадкой. Заключи­тельным разделом философии Б.Ш. стала разработка теории культуры и учения о методе. Определяя фило­софию как "учение об общезначимых ценностях", и Виндельбанд и Риккерт считали, что для обнаружения их многообразия в культуре, она должна обратиться к истории, ибо последняя являет собой процесс осозна­ния и воплощения ценностей. При этом особое значе­ние представители Б.Ш. придавали вопросу о специ­фике метода исторических наук, которые, по словам Виндельбанда, являются "органоном философии". В работах Виндельбанда наметился новый взгляд на ис­торическое знание, однако наиболее систематическое развитие он получил в работах Риккерта, принципы классификации наук которого были чрезвычайно близ­ки к принципам Виндельбанда, но гораздо обстоятель­нее разработаны. Продолжая идею своего предшест­венника о том, что науки различаются не по предмету (как это было у Дильтея с его "науками о природе" и "науками о духе"), а по методу, — так, что "номотети­ческие" науки рассматривают действительность с точ­ки зрения всеобщего, выражаемого с помощью естест­венных законов, а "идиографические" науки — с точки зрения единичного в его исторической неповторимос­ти, Риккерт заключил, что это различие вытекает из

применения ими разных принципов отбора и упорядо­чения эмпирических данных. В силу того, что действи­тельность представляет собой "непрерывную разно­родность" и иррациональность, познание ее может осуществляться только как преобразование, а не отра­жение. Каждая из наук располагает некоторыми апри­орными процедурами, которые она использует при от­боре своего материала из многокачественной действи­тельности и преобразовании его в понятие. Образова­ние понятий при этом может осуществляться двумя способами: 1) путем ориентации на общее, когда из всего многообразия выбираются лишь повторяющиеся моменты ("генерализирующий'" метод); 2) путем ори­ентации на индивидуальное, когда отбираются момен­ты, составляющие индивидуальность рассматриваемо­го явления ("индивидуализирующий" метод). Первый способ соответствует естественным наукам, а вто­рой — истории, предметом которой Б.Ш. рассматрива­ла культуру как особую сферу опыта, в которой инди­видуальность исторического является индивидуально­стью ценности, а последняя и определяет индивиду­альные различия, существенно уникальные в истори­ко-культурном процессе. А так как историю интересу­ют исключительно индивидуальные явления, она, со­гласно мнению представителей Б.Ш., заведомо лишена каких-либо законов. Придерживаясь первоначально исключительно формально-логического размежевания исторических и естественных наук, Риккерт наметил впоследствии и другую линию — содержательную, считая, что, в отличие от естествознания, история заня­та главным образом духовной жизнью, которая одна имеет установку к ценности. Речь идет о качественном своеобразии исторического материала. Однако Риккерт все же не назвал историю "наукой о духе". Всячески подчеркивая ее связь с культурой как благом, в котором осуществлены ценности, Риккерт сделал вывод о взаи­мообусловливании их друг другом: культурные ценно­сти делают возможной историю как науку, а история создает культурные блага, в которых осуществляются культурные ценности. Логическим итогом подобного рода рассуждений стал вывод о том, как теперь должна называться историческая наука. Это должна была быть наука о культуре. Однако эта наука имеет дело не с дей­ствительным содержанием культуры, как реальностью, в которой уже осуществлены ценности, а с культурой, которая сама есть эти ирреальные, оторванные от дей­ствительности, "свободно парящие" ценности; т.е. с только "имеющей смысл" культурной реальностью в ее однократном временном течении. В более поздних ра­ботах представители Б.Ш. приходят к своеобразной мистификации учения о ценностях. Так и не обосно­ванное ими ранее искомое единство имманентного и

трансцендентного, сущего и ценности достигается те­перь в некоем "интеллигибельном мире", а сами цен­ности, наряду с традиционно присущей им особой формой существования — значимостью, наделялись онтологическим статусом бытия.

Т.Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.