Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АЦЕНТРИЗМ — фундаментальная установка постмодернистской философии




АЦЕНТРИЗМ — фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на ра­дикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумп­ции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей про­странственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным об­разом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти назва­ния связаны с фундаментальными понятиями, с пер­воначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия — эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, транс­цендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида). По образному выражению Фу­ко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпретирован­ному Делезом, "мы /носители западного, логоцентрист­ского типа рациональности — M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет". При номадической организации среды "центральная комната... остается пустой, хотя человек заселяет ее. Здесь, в этой зоне субъективации, человек становится... хозяином своих молекул и сингулярностей" (Делез). Интересен в этом отношении "новый дискурс среды", предложенный Бод­рийяром еще в ранней версии постмодернизма ("Систе­ма вещей", 1969). Анализируя оформляющийся тип ор­ганизации жилой среды, он отмечает, что "предметы об­становки сделались подвижными элементами в децент­рализованном пространстве". Если в классическом ин­терьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то теперь "стулья уже не тяготеют к столу". В децентрированном пространстве теряется избранность любых пространственных точек, оно перестает восприниматься как "система мест": "нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь "функциональные" сиде­нья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные отношения между людьми)" (Бодрийяр). Идея децентрированности проявляется в постмодернизме в самом широком диапазоне: от пре­зумпции децентрированности текста до радикального требования "заклеймить идеологические и метафизи­ческие модели" (Ф.Джеймисон), обретая свое наиболее последовательное и полное воплощение в постмодер­нистской номадологии ("противопоставленная центри­рованным системам" ризома у Делеза и Гваттари). Классическим примером, демонстрирующим предмет­ную реализацию постмодернистской установки на А., может служить постмодернистская концепция культур­ной среды, принципиально ацентричной как в общеак-

сиологическом (имплицитные ценностные предпочте­ния), так и в специально идеологическом (эксплицит­ное официально-нормативное санкционирование) смыслах. Как отмечает Лиотар, в постмодернистской культуре "все прежние центры притяжения, образуе­мые национальными государствами, партиями, про­фессиями, институциями и историческими традиция­ми, теряют свою силу". В силу этого, по оценке Рорти, из актуализирующихся в постмодернистском социуме стратегий "ни одна... не обладает привилегиями перед другими". Культура постмодерна не дифференцирует­ся на культурный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыслие, ереси и т.п.). Ацентричность культурно­го пространства постмодерна носит программный ха­рактер: как утверждал Л.Фидлер в статье "Пересекайте границы, засыпайте рвы", нет и не может быть ни эли­тарной, ни массовой культуры как таковых; и публика­ция данной работы в журнале "Playboy" практически и наглядно демонстрировала отрицание постмодерниз­мом аксиологической дифференциации культурного пространства. В данном аспекте постмодернистская концепция "заката метанарраций" оказывается созвуч­ной концепции цивилизационного поворота, фундиро­ванной идеей креативного диалога различных культур­ных традиций в контексте глобальной цивилизации, ос­нованной на презумпции этнического полицентризма. Постмодернизм интерпретирует пространственные сре­ды как лишенные не только центра, но и любых приори­тетных осей и точек: "власть без трона" у Фуко "нахо­дится везде" и "исходит отовсюду". Также А. предпола­гает отказ не только от выделения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутреннем — в противоположность внешнему (вну­треннее как продукт складывания внешнего в постмо­дернистской концепции складки). Истолкованию пред­метности как децентрированной и дисперсной соответ­ствует в постмодернизме и истолкование движения как

равномерного рассеивания: по формулировке Делеза, его осуществление "подобно тому, как семенная коробочка выпускает свои споры". Аналогичен по своей семантике и ключевой термин "диссеминация" у Деррида. Идея А. имеет фундаментальный статус и для современного ес­тествознания, в первую очередь — для синергетики. Собственно, синергетические системы тем и отличаются от кибернетических, что в рамках последних порядок ус­танавливается в результате соответствующих команд центра, в то время как в синергетических системах он возникает в результате автохтонной кооперации микро­элементов — вне конкретного плана, эксплицитно выве­денного на глобальный командный уровень системы: "ни одно из... взаимодействий не соотносится с глобальной задачей, все взаимодействия чисто локальны" (Пригожин и И.Стенгерс). Аналогично, согласно постмодернистской оценке, принятие идеи центра фактически означает и принятие идеи внешней принудительной каузальности, т.е. парадигмы линейного детерминизма. Как пишет Дер­рида, "всегда считалось, что центр... представляет собой в стуктуре именно то, что управляет этой структурой", и на протяжении всей истории метафизики "функцией это­го центра было... гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем на­звать свободной игрой структуры". В этом контексте фе­номен центра метафорически фиксируется номадологи­ей в семантической фигуре "Генерала". И если традици­онные для классической философии "системы — это ие­рархические системы, которые включают в себя цент­ры значения и субъективации", то ризома представляет со­бой "не центрированную, не иерархическую... систему без Генерала... без центрального автомата" (Делез, Гваттари). В этом отношении номадические распределения могут быть интерпретированы как синергетические системы, — в от­личие от кибернетических, что позволяет говорить о парал­лелизме тенденций в современном естествознании и гума­нитаристике. (См. также Центризм.)

М.А. Можейко

Б





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.