Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АНТИХРИСТ (1) в христианских моделях миро­представления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос




АНТИХРИСТ (1) в христианских моделях миро­представления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. Предполагает­ся, что А. неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Апокалиптическая традиция иудеев в качестве одного из главных субъектов мирового процесса видела про­тивника Мессии. В эпoxy раннего христианства разно­образные влиятельные враги этого вероучения (от Наву­ходоносора до Домициана и Нерона) трактовались как воплощенный А. Фигура А. — карикатура-гротеск на Агнца, закланного в начале мира, эго тень Христа, паро­дия на Него. Торжество Римской империи, оценивавшей себя самое гордо и богохульно, воспринималось первы­ми христианами торжеством сатанинских, антихристо­вых сил истории, но не Божьей истины: на головах "зве­ря" на царских коронах — имена кощунственные (слово "август" — титул династии императоров Рима — по-гречески "сибастрнс" — "священный", "дающий благо­словение"). По свидетельству Иоанна Богослова: "И ди­вилась вся земля, следя за зверем; и поклонились драко­ну, который дал власть зверю, и поклонились зверю, го­воря: кто подобен зверю сему?.. И дана ему власть дей­ствовать сорок два месяца". (Тем самым устанавлива­лось, что есть некое определенное время торжества А., срок гонения.) Согласно наиболее емким и развернутым характеристикам, А. — человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называе­мого Богом или святынею, так что в храме Божием ся­дет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Люди будут само­любивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недру­желюбны, непримирительны, клеветники, невоздерж­ны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, на­пыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... А. персонифицировался с системным отвержением хрис­тианства. В текстах Нового Завета любой, не разделяю­щий тезис о телесном воплощении логоса в посюсто­роннем мире, выступает как А.: "...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста...". В последующей истории христианства образ А. служил безотказным и эффективным оружием в борьбе различных его течений:

протестанты именовали А. римского папу, католики ус­мотрели А. в Лютере. (2) Центральный фигурант пред­последней работы Ницше "Антихрист. Проклятие хрис­тианству" ("Der Antichrist"; первое издание — в 1895, окончательная редакция — 1956). Персонаж, именуе­мый "А.", был недвусмысленно авторизован самим Ницше. Он отмечал в письме к Мальвиде фон Мейзенбуг от 3-4 апреля 1883: "Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имен? В церковном языке существует та­ковое: я есмь... Антихрист" (замечание К.А.Свасьяна). Позиция Ницше была не совместима с традиционалист­ским атеизмом. Последний есть именно отрицание су­ществования Бога, что же касается Ницше, то он при­знавался, что "еще ребенком узрел Бога во всем блеске''. Скорее позиция Ницше напоминает бунт, преодоление, а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует "ядовитыми пауками на древе жизни", "парази­тическим типом человека". И в то же время Ницше по­лагает, что именно христианство и отчеканило самые, пожалуй, тонкие лица в человеческом обществе. Цер­ковь для Ницше — смертельный враг всего благородно­го на земле, она стремится растоптать всякое величие в человеке, она выступает за все болезненное и слабое. Однако и тут Ницше признает в ней особого рода власть: церковь более благородное учреждение, нежели государство. Эту двойственность можно объяснить тем, что Ницше родился в семье протестантских священни­ков, и эта близость к христианству для него была очень важной, тем более что, но его убеждению, большинство христиан — христиане несовершенные. (Как писал Яс­перс в работе "Ницше и христианство", расхождение между притязанием, требованием и действительностью испокон веков было движущей силой христианства". Ясперс полагал, что главная особенность страстной не­нависти Ницше в том, что "его вражда к христианству как действительность была неотделима от его связи с христианством как требованием". Это привело к тому, что Ницше призывает не просто отделаться от христиан­ства, но преодолеть его через сверххристианство. Он хо­чет преодолеть его, опираясь на те самые силы, которые и принесли христианство в мир.) Говоря "Бог умер", Ниц­ше ставил диагноз современной действительности. Отче­го умер Бог? Ответов у Ницше несколько, но только один развит до конца: причина смерти Бога — христианство. Христианство как вероучение и догма чуждо Ницше; он признает в нем лишь человеческую истину в символи­ческой форме. Христианство для Ницше — это сущест­вование навыворот, испорченность: "...оно создало иде­ал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-силь­ных натур, т.к. оно научило их чувствовать высшие ду­ховные ценности как греховные, ведущие к заблужде-

нию, как искушение". Ницше же ценит саму жизнь как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: "где недостает воли к власти, там упадок". Христианст­во, согласно Ницше, религия сострадания. Противопос­тавление страдания и со-страдания является одним из центральных положений мировоззрения Ницше. По его мысли, страдание способствует самопреодолению, рос­ту власти над самим собой; высшее здоровье заключает­ся в способности преодолевать болезнь и боль. Со-страдание, напротив, расслабляет, уменьшает "волю к влас­ти". Христианство есть религия милосердия, сострада­ния; собственное дионисийство Ницше провозглашает как религию страдания и жизнеутверждения. По убеж­дению Ницше, христианство на место человеческих ис­тин поставило фикции — Бог, искупление, милость, до­бродетель и т. д., придав им характер безличности и все­общности: "самые глубокие законы сохранения и роста повелевают как раз обратное; чтобы каждый находил се­бе свою добродетель, свой категорический императив". С иронией относился Ницше и к идее "чистого духа". Вера в "чистый дух" не является, по его мысли, доказа­тельством высшего происхождения человека, его боже­ственности. Если мы отбросим нервную систему, чувст­ва (т.е. "смертную оболочку"), то, как писал Ницше, мы "обсчитаемся". Христианство, по Ницше, — это отказ от действительности, ее оклеветание. Народ, который верит в себя, имеет также и своего собственного Бога. В нем он чтит свои добродетели. Основой такой религии является благодарность народа за свое существование. Такое божество, по Ницше, проявляется как в добре, так и во зле. Христианский бог — бог только добра, которо­му не знакомы ни сила, ни победа, ни гнев. Если народ погибает, если исчезает его вера в будущее, его надежда на свободу, то меняется и Бог, превращаясь в доброго и скромного, советующего "душевный мир", "осторож­ность", "любовь к другу и врагу" и т.д. По Ницше, у бо­гов нет иной альтернативы: "или они есть воля и власть... или же они есть бессилие к власти — и тогда они по необходимости делаются добрыми...". Христиан­ское понятие о божестве ("Бог как Бог больных. Бог как паук, Бог как дух"), с точки зрения Ницше, есть одно из самых извращенных понятий о божестве, какие только существовали. Это Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, обожествляющий "ничто". Источник христи­анства для Ницше — это античность. Уже первоначаль­ная апостольская община представляла собой, по Ниц­ше, мир больных. В позднеантичном мире эти люди по­всюду встречали родственные души, т.к. в язычестве давно уже росло антиязычество — уродливые и боль­ные религиозные формы. И вот христианство усвоило учения и обряды всех подземных культов Римской им­перии, порождения больного разума. Ибо, согласно Ницше, "судьба христианства лежит в необходимости сделать самую веру такой же болезненной, низменной и вульгарной, как были болезненны, низменны и вульгар­ны потребности, которые оно должно было удовлетво­рить". Сократ и Платон для Ницше — провозвестники этого явления. Античность сама породила христианст­во. Христианство вобрало в себя все проявления ущерб­ной и угасающей жизни: жертвенность, аскетизм, фило­софию мироотрицания и т.д. Оно победило, как считает Ницше, благодаря своим историческим корням — иуда­изму: "Евреи — это самый замечательный народ миро­вой истории, потому что они, поставленные перед во­просом: быть или не быть, со внушающей ужас созна­тельностью предпочли быть какою бы то ни было це­ною: и этою ценою было радикальное извращение всей природы...". Как подчеркивал Ницше, они оградили се­бя от всех условий, в которых народ только и мог жить... они извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность... Именно здесь и проявился инстинкт ressentiment, из ко­торого всякое жизнеутверждение выглядит злом. Евреи, несмотря на свою силу и мощь, сами отказались от ми­ра действительности, от реальности, что привело к по­нижению воли к власти и явилось причиной физиологи­ческого спада, decadence. В связи с христианством Ницше вводит слово "ressentiment" — это злопамятст­во и мстительность, ненависть, злоба, но это все сопро­вождается чувством бессилия. Яркий пример ressenti­ment — это распятие Бога, т.е. человек мог простить все, кроме того, что человек — это не он (Бог). Под ressenti­ment Ницше понимает и основу христианского мира. Образ Иисуса Христа у Ницше стоит особняком. Реаль­ность Иисуса, по его мнению, не имеет к истории хрис­тианства никакого отношения. Иисус для Ницше — это некий человеческий тип, которому нужно дать психоло­гическую характеристику. Иисус несет в мир новую жизненную практику, а не новое знание. Эта практика имеет своей целью блаженство, которое заключается в том, чтобы чувствовать себя дома в том мире, который не может потревожить никакая реальность, — в мире внутреннем. Дело блаженного проявляется в том, что он проходит мимо мира, или сквозь мир, не позволяя ему себя затронуть. Свое понимание Христа Ницше проти­вопоставляет понятиям "герой" и "гений". Христос — это не герой, как хотят показать его Евангелия. Он — противоположность борьбе; неспособность к противо­действию делается здесь моралью; блаженство в мире, в кротости, в неспособности быть врагом. Что же касает­ся слова "гений", то Ницше пишет: "Говоря со строгостью физиолога, здесь было уместно совершенно иное слово — слово "идиот". Для Ницше не Ренан, а Досто-

евский был тем, кто угадал Христа, поэтому "идиот" ра­вен здесь "святому", что доказывается соединением: "святой идиот". Все это имеет своей причиной крайнюю восприимчивость к страданию и раздражению, "ин­стинкт ненависти против всякой реальности". Ницше считал, что христианство с самого начала есть опасное извращение того, что было истиной для Христа. По мысли Ницше, "в сущности, христианином был только один, и тот умер на кресте". Христос, по Ницше, — не родоначальник и не исток христианства, а всего лишь одно из его средств. Прежде всего, на место действи­тельного Христа поставили выдуманный образ: борца и фанатика, образ Спасителя, в котором важны были лишь смерть и воскресение. Главным же заблуждением, на ко­торое делает упор Ницше, было обожествление такого психологического типа. Задача Иисуса — дать образец новой жизни, нового поведения. "Новое поведение, но не новая вера...", — комментирует Ницше. Только внут­ренние реальности Христос принимал как реальности. Он лишь символ. "Ничего нет более не христианского, как грубые церковные понятия о Боге как личности, о грядущем "Царстве Божьем", о потустороннем "Царст­ве Небесном", о "Сыне Божьем", втором лице св. Трои­цы — это... всемирно-исторический цинизм в поруга­нии символа". Христос, по Ницше, умер не для спасе­ния людей, но чтобы показать, как нужно жить. Здесь Евангелие против Христа или, наоборот, Христос про­тив Евангелия. "До бессмыслицы лживо в "вере" видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа; христианской может быть только христи­анская практика, т.е. такая жизнь, какой жил тот, кто умер на кресте...". Как же получилось так, спрашивает Ницше, что Христос стал Сыном Божьим? Не выдержа­ла идея равенства всех как детей Божьих, которому учил Иисус; местью человека было неумеренно поднять Ии­суса, отделить его от себя: совершенно так, как некогда "иудеи из мести к своим врагам отделились от своего Бога и подняли его на высоту". Один Бог и один Сын Божий: оба — порождение ressentiment. Воскрешение, вера в личное бессмертие разрушают ''всякую естест­венность в инстинктах", т.е. все, что есть в инстинктах хорошего, что способствует жизни, ручается за буду­щее, — возбуждает теперь недоверие. "Жить так, чтобы не было более смысла жить, — это становится теперь "смыслом" жизни...". Истинность христианства для Ницше заключается в том, что оно не исторично, но ежечасно; не церковь основа христианства, а сам чело­век, и идея Вечного Возвращения связана с пониманием Христа, как возникающего ежемгновенно. Ницше про­тивопоставляет Иисусу Павла в образе первого огрубителя и губителя христианства. (Как предупреждал К.Свасьян в комментариях к "Антихристу", две послед-

ние книги Ницше — "Антихрист" и "Ессе Homo" — требуют особенно осторожного и критического подхо­да: "элемент невменяемости и распада Я свил себе в этих сочинениях зловещее гнездо...".) Для Ницше Павел является, пожалуй, самым ненавистным персонажем ис­тории, исказившим смысл учения Христа. Противопо­ставляя друг другу Христа и Павла, Ницше исходил из лютеровской интерпретации посланий апостола. Теоло­гическим обоснованием разрыва с католической церко­вью служили учения Лютера о предопределении и об "оправдании верою". Именно Лютер довел до предела противопоставление разума и веры, что дало Ницше возможность говорить об изначальной враждебности христианства разуму. Несмотря на слова Павла: "А те­перь пребывают... три: вера, надежда, любовь; но лю­бовь из них больше", Ницше, вслед за Лютером, считал Павла проповедником спасения "только верою". Ницше не увидел, что Павел по своей сути близок ему, Ницше, что он поборник свободного самоопределения в новом опыте. Тема Ницше "бытие в становлении", тема свобо­ды, вседозволенности, подлинности звучат и у Павла. И самое главное — тема песни и танца у Павла: "...буду петь духом, буду петь и умом". Такая ситуация, при ко­торой Ницше еще пишет: "Павел был величайшим из всех апостолов мести...", может быть объяснена сквозь призму лютеранства и, возможно, надвигающейся тени безумия на лицо Ницше. В "Антихристе" затронут и буддизм. Ницше осуждает и христианство, и буддизм за принадлежность к нигилистическим религиям, при этом он видит в них серьезные различия. "Осуждая христиан­ство, — писал Ницше, — я не хотел бы быть несправед­ливым по отношению к родственной религии... к буд­дизму". Он находит буддизм "в сто раз реальнее христи­анства", "в сто раз холоднее, правдивее и объективнее". Главное для Ницше в буддизме — это отказ от понятия "Бог", замена "борьбы против греха" на "борьбу против страдания", отказ от аскетического идеала и в то же вре­мя умеренность в потребностях, немстительный харак­тер буддистского учения. Если в христианстве, по Ниц­ше, ищут спасения низшие сословия и поэтому "христи­анству нужны были варварские понятия и оценки, что­бы господствовать над варварами", то буддизм, по мыс­ли философа, — религия "цивилизации", близящейся к концу, приведшей к усталости, религия для "добрых, нежных рас, достигших высшей степени духовности". В этом смысле буддизм также стоит выше христианства. Сравнение Иисуса с Буддой имеет весьма неожиданное продолжение, т.е. аутентичное христианство, христиан­ство самого Христа могло бы стать чем-то вроде евро­пейской формы буддизма. Буддизм используется Ницше прежде всего как средство полемики с христианством. Отношение к "Законам Ману" у Ницше такое же двой-

ственное, как и к буддизму. В "Антихристе" достоинст­во "Законов Ману" видится им как раз в том, что знат­ные сословия, философы и воины с их помощью дер­жат в руках массы. Ложь не отрицается, но упор сделан на цели этой лжи, и здесь Ницше говорит о том, что христианству как раз и недостает святых целей. В вину буддизму Ницше ставит пессимизм, жизнеотрицание. В противоположность этому Ницше ставит Диониса, "учителя вечного возвращения", — Дионис против Буд­ды. Еще одна причина отрицательного отношения Ниц­ше к христианству связана с понятием "тело". Тело в христианстве презирается, оно на последнем месте. Вершина отвращения и презрения к телу — это аске­тизм, т.е. ressentiment, направленный на себя, это и рас­пятие, т.е. ressentiment, направленный на другого. Тело для Ницше имеет первостепенное значение. Его фило­софия — это танец не как движение души, а как движе­ние тела. (См. Тело.) Метафора — это основной элемент языка тела, тела как становления. Становление и есть преодоление языка. В танце тела рождается мысль. Мыслить у Ницше — это возвращать понятиям их пер­воначальный смысл, метафоричность, уже стертую в понятийном языке. Дионис и есть образ этого тела, ко­торое собирается по кусочкам до полного воскрешения, это вечное становление. Вместе с понятием "тело" Ниц­ше раскрывает понятие "свет". Точнее, тело и свет у не­го неразделимы. Ницше призывает полдень, когда ис­чезнут все тени, заглушающие тело иллюзорной двой­ной реальностью, когда тело и свет будут не разделены. Что же касается христианства, то это время полумрака, это сумерки: нет тела и нет света, есть только одна ил­люзия реальности. Свет и есть то условие, при котором тело может выйти за пределы самого себя. Ницше пи­сал, что человек есть "еще не установившееся живот­ное" с неопределенными возможностями. Однако имен­но этот "недостаток" человека и есть в то же время его шанс. Он еще не то, чем может быть, но он еще может стать всем. Ницше отнюдь не хочет, чтобы человек стал, наконец, "установившимся животным", то есть опреде­ленным типом, ибо это непременно означало бы стадный тип. Совсем наоборот, подлинная сущность человека за­ключается именно в том, что он не установился, что он всегда может выйти за свои пределы. (См. Сверхчело­век.) Ницше повторяет вслед за Иисусом: нет больше никаких противоположностей. Это значит, что Христос и Дионис, Бог и Человек, Христианин и А. — это одно — лабиринт. В вечном становлении человека снимаются все противоположности.

А.А. Грицанов, И.Н. Сидоренко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.