Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ — парадигмальная уста­новка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом




АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ — парадигмальная уста­новка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодернизм), которая заключается в программной элиминации субъ­ективного фактора при интерпретации феноменов куль­туры. Традиция А.-П. исходно конституируется в сфере методологии и теории познания. В отличие от классиче­ской философии, фундированной презумпцией объек­тивности содержания адекватного знания о мире, осно­ванного на эмпирических данных чувственного опыта (идея "отражения"), философия 20 в. подвергает этот "психологизм" радикальному сомнению — по меньшей мере, по трем основаниям: 1) трансцендентализм семан­тически сопрягает психологизм с когнитивным натура­лизмом, в силу чего теория познания, отвечающая тре­бованиям анти-натурализма, мыслится как базирующа­яся на парадигме А.-П. (от Марбургской школы неокан­тианства в модернизме — до "трансцендентального эм­пиризма" Делеза); 2) принцип А.-П. ставится во главу угла в программно не(анти)-психологической концеп­ции субъективности Гуссерля (гуссерлианская програм­ма де-натурализации и де-психологизации не только по­знания, но и культуры в целом); 3) неопозитивистский эмпиризм (парадигма sense data) также преодолевает психологизм эмпириокритицизма (программа дистанци­рования методологии от "психологии научного откры­тия" у Г.Рейхенбаха и др.). Традиция А.-П. в современ­ной ее артикуляции программной ориентации и художе­ственной практики модернизма в искусстве, например, позднего экспрессионизма, осуществившего радикаль­ную переориентацию с презумпции выражения субъек­тивного состояния художника на презумпцию выраже­ния сущности объекта "как он есть" (Э.Л.Кирхнер) — вплоть до стратегии "деформации формы" как средства проникновения за феноменологическую видимость к ноуменальной сущности объекта (от Дж.Энсора — к Э.Хеккелю, Э.Х.Нольде, В.Кандинскому и К.Шмидту-Ротлуффу). Классическими произведениями А.-П. этого периода могут рассматриваться: серия "Портреты горо­дов" О.Кокошки, визуальный ряд которой фундирован не презумпцией чувственно-эмоционального их воспри­ятия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, культуры и традиций; офорты М.Бекмана, понятые как "наборы визуальных шифров" и др. Тен­денция А.-П. находит свое содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, "сын пармского крестьянина Жюль Брак усвоил фило­софию в застольных разговорах начала века") и про­граммно ставящего своей целью моделирование воз­можных миров: искусство предстает не как изобрази­тельная, но как конструктивная деятельность. В рефлек-

сивной самооценке Х.Гриса, "кубизм есть только новый способ представления вещей", и, согласно "Манифесту кубизма" (1912), кубистское произведение есть концеп­ция мира, созданная посредством знаковых кодов. (В этом отношении эволюция художественной програм­мы кубизма претерпевает ту же эволюцию, что и экс­прессионистская: от "бунта против вещей" и презумп­ции "выразить то, что было в нас самих" у раннего П.Пикассо — до его же программного требования "слиться с объектом", т.е. "скорее изображать вещи та­кими, какими их знают, чем такими, какими их ви­дят".) В контексте данной установки интенция кубиз­ма на А.-П. объективируется в программе антивизуализма: принципиальное "отрицание наивного реализ­ма" предполагало в кубизме "отказ от зрения" как тра­диционной основы живописи с ее презумпцией пер­спективы и ракурса видения объекта. Призыв П.Пикас­со "уважайте объект!" предполагает восприятие по­следнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассо­циаций, имеющих субъективно-психологическую по­доплеку. Согласно кубистской концепции творчества, художник должен быть "чист" и независим от собст­венного, личного и личностного видения объекта, — в позднем кубизме конституируется так называемая "сек­та чистых" или "пуризм" (не случайно А.Сальмон срав­нивал кубизм с религией гугенотов). В контексте разви­тия А.-П. кубистская "война против зрения" (П.Пикас­со) может быть рассмотрена как выражение идеи элими­нации субъекта — в данном случае субъективной точки зрения — в предельно простом, оптико-топографичес­ком ее понимании. По оценке Г.Аполлинера, в кубизме "художники, не будучи более ограниченными чем-то че­ловеческим, представляют нам произведения более умо­зрительные, нежели чувственные". Своего апогея в рам­ках модернизма стратегия А.-П. достигает в таком на­правлении, как футуризм с его сформулированным Ма­ринетти программным требованием "заменить психо­логию человека, отныне исчерпанную, лирическим за­владением материалом". Традиционный психологизм не просто отрицается в футуризме, но заменяется па­фосным механицистским объективизмом — вплоть до сформулированной в "Манифесте футуристической живописи" (1910) идеи "создания механического чело­века с заменимыми частями". Следует, однако, заме­тить, что в полемике кубизма с футуризмом в 1912 ку­бизм обвинял последний в сюжетности и литературно­сти, а тем самым — в уступке психологизму, конкретно имея в виду такие направления футуристической живо­писи, как динамизм и симультанизм, могущие быть от­несенными к неоимпрессионизму (например, тезис Дж.Баллы о том, что "у бегущих лошадей не по четыре ноги, а по двадцать"). Финальная дискредитация психо-

логизма осуществляется в дадаизме: по признанию М.Дюшана, относящемуся к дадаистскому периоду его творчества, "я... стремился изобретать, вместо того, чтобы выражать себя" (см. Дадаизм). Своего апогея в рамках модернизма традиция А.-П. достигает в контек­сте эстетической концепции "невозможного искусства", фокусирующего внимание не на эмоциональной сфере человека, но на "свойствах материалов" и пафосно про­возгласившего программу конституирования "микроэмо­ционального искусства". В неклассической философии А.-П. Находит свое развитие не только в философии ис­кусства (например, в анализе "дегуманизации искусст­ва" у Ортеги-и-Гассета), но и во многих иных предмет­ных областях. Так, например, в контексте проблемы ин­терпретации А.-П. проявляет себя как ориентация на от­каз от традиционного видения интерпретации текста (понимания) как реконструкции исходного авторского замысла (эволюционное движение от "биографического анализа" Г.Миша к структурализму, ориентированному на трактовку интерпретационной процедуры как осно­ванной на выявлении объективных гештально-организационных характеристик текста — см. Интерпретация). В структурном психоанализе субъект характеризуется как "децентрированный", растворенный в формах язы­кового порядка (см. Лакан). В целом, современная фи­лософия констатирует парадигмальный поворот в ин­терпретации самого феномена субъекта: не только пси­хологически артикулированный (так называемый "вож­делеющий") субъект фрейдистского типа, но и рацио­нальный субъект типа декартовского уступают место деперсонифицированной презентации культурных смыс­лов (языка): по оценке Деррида, неклассическая фило­софия практически осуществила деструкцию таких фундирующих саму идею субъективности феноменов, как "самодостаточность и самоналичие". Идущая от философского и художественного модернизма (от структурного анализа и дадаизма — прежде всего), ли­ния А.-П. как растворения субъективности в семиоти­ческом пространстве языка находит свое развитие в фи­лософии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодернизм формулирует следующим образом: "взломать... пока еще столь герметическую преграду, которой удерживает вопрос о письме... под опекой пси­хоанализа" (Деррида). Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик письма и чтения, по­следние задают семиотическое пространство, в рамках которого "производимое действие совпадает с пережи­ваемым воздействием; пишущий пребывает внутри письма, причем не как психологическая личность... а как непосредственный участник действия" (Р.Барт). Ут­рата субъектом психологической артикуляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и

деперсонифицируется (становится "кодом, не-личностью, анонимом"), но и исчезает в целом — как явление: "он — ничто и никто... он становится... зиянием, про­белом" (Кристева). (См. также "Смерть субъекта", "Смерть Автора", "Трансцендентальный эмпи­ризм".)

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.