Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ о смерти бессмертии человека




—мерть и потенциальное бессмертие - сама€ сильна€ приманка дл€ философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмер€тьс€ с вечным. „еловек обречен па размышлени€ о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. ѕравда животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединени€ и успокоени€. —мерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. ќдноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.  огда организм становитс€ многоклеточным, в него как бы встраиваетс€ механизм самоуничтожени€ на определенном этапе развити€, св€занный с геномом

—толети€ми лучшие умы человечества пытаютс€ хот€ бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. ќднако идеалом такого бессмерти€ €вл€етс€ не существование амебы и не ангельска€ жизнь в лучшем мире. — этой точки зрени€ человек должен жить вечно, наход€сь в посто€нном расцвете сил, напомина€ гетевского ‘ауста. Ђќстановись мгновеньеї,- это девиз такого бессмерти€, импульсом которого €вл€етс€ по словам ќртега-и-√ассета Ђбиологическа€ витальностьї, Ђжизненна€ силаї, родственна€ той, Ђчто колышет море, оплодотвор€ет звер€, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звездыї. „еловек не может смиритьс€ с тем, что именно ему придетс€ уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Ѕыть вечным зрителем этой грандиозной картины ¬селенной, не испытывать Ђнасыщени€ дн€миї как библейские пророки - может ли что-то быть более заманчивым?

Ќо, размышл€€ об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, гр€зные и чистые, любимые и нелюбимые. ’от€ и в древности, и в наши дни посто€нно делались и делаютс€ попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие Ђтамї и вернувшиес€ назад, но здравый рассудок отказываетс€ этому верить. “ребуетс€ вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский ’ристос, Ђсмертию смерть поправї. «амечено, что мудрость человека часто выражаетс€ в спокойном отношении к жизни и смерти.  ак сказал ћахатма √анди: Ђћы не знаем, что лучше - жить или умереть. ѕоэтому нам не следует ни чрезмерно восхищатьс€ жизнью, не трепетать при мысли о смерти.

 

Ћичность и общество

Ќачина€ рассуждение о взаимоотношени€х личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Ќо в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые общие черты, что и позвол€ет в общем виде ставить вопрос о взаимоотношени€х личности и общества. ƒалее, не следует представл€ть дело таким образом, что сначала существовали отдельные люди, а потом они объединились в общество. ≈ще јристотель писал, что человек изначально Ц Ђобщественное животноеї.

ќбщество представл€ет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. ќбщество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. —оциологи указывают на два способа воздействи€ общества на личность:

-специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

- воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнеде€тельности.

„еловек есть продукт времени и обсто€тельств, в которых он живет. ¬згл€ды, идеи в общем случае определ€ютс€ обществом; человек думает так, как его принуждает думать Ђдух времениї. — изменением общественного стро€ мен€етс€ положение личности, ее интересы и потребности.

¬заимоотношени€ личности и общества Ц это, прежде всего, взаимоотношение интересов. ¬ общественных интересах выражаетс€ то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.).   общественным интересам относ€тс€ и интересы социальных групп данного общества. Ћичные интересы выражают потребности отдельного человека, св€занные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

—уществуют различные концепции относительно соотношени€ общественных и личных интересов. ќдна из них отдает приоритет интересам личности. Ёта концепци€ конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей.  онцепци€ приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Ќо если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной.   тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. ’от€ абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождени€ от угнетени€, эксплуатации, насили€.

ƒруга€ концепци€ утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепци€ Ђестественной моралиї ‘. Ѕэкона).

» наконец, треть€ концепци€ утверждает необходимость сочетани€ общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. ѕри этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадени€ личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. »нтересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенност€ми образа жизни их социальной среды.

¬ нашей стране официально пропагандировалась иде€ гармоничного сочетани€ общественных и личных интересов; идеалом образа жизни считались взаимопомощь и взаимна€ ответственность, возрастание социально-политической активности людей и т. п. Ќо на самом деле личности фактически не имели возможностей дл€ всестороннего развити€, к индивидуальности человека относились с подозрением, даже термин Ђиндивидуализмї обычно трактовалс€ как Ђбуржуазный индивидуализмї. »нтересы государства были поставлены на первое место, а ведь на самом деле за Ђобщенароднымиї, государственными интересами скрывались интересы определенной социальной группы Ц руковод€щего звена партийно-государственной бюрократии.

ќсновоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. √уманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Ѕлаго человека €вл€етс€ критерием оценки любых социальных действий и институтов.

—егодн€ перед нами две задачи. ѕерва€ Ц восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествл€€ их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. ¬тора€ Ц развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. –еализаци€ этих задач Ц нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

ѕри анализе проблемы взаимоотношени€ личности и общества обращаетс€ внимание на €вление, называемое отчуждением.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2113 - | 1998 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.