Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновна€ проблематика философских школ ƒревней √реции




ћатериалистическое понимание общественного развити€ есть принципиально нова€ социально-философска€ концепци€, раскрывающа€ единство мира: природного и социального, материального и духовного, объективного и субъективного. ѕо сути дела, оно представл€ет собой новую философскую парадигму, котора€ впервые в истории человечества Ђдостроила материализм доверхуї, то есть распространила идеи материализма на общество. Ёто стало возможным в св€зи с распространением законов и принципов диалектического материализма на критическое осмысление объективных процессов, протекающих в обществе. »сход€ из факта материального производства,  . ћаркс и ‘. Ёнгельс рассматривали все св€занные с ним формы общественных отношений, то есть гражданское общество на различных ступен€х его развити€ - формационных. ќни философски углубленно осмыслили объективность реальных противоречий, которые были характерны дл€ любого исторического общества. ќсновные противоречи€, по ћарксу, возникают между производительными силами и производственными отношени€ми. √лавные противоречи€ - между капиталом и трудом, богатыми и бедными, властью и народом. Ќаконец, ведущие противоречи€ складываютс€ практически во всех сферах быти€ общества: экономике, культуре, национальных отношени€х, духовных св€з€х и т.д.

 . ћаркс рассуждал следующим образом: Ђ„тобы исследовать св€зь между духовным... и материальным производством, прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство не как всеобщую категорию, а в определенной исторической форме. “ак, например, капиталистическому способу производства соответствует другой вид духовного производства, чем средневековому способу производства. ≈сли само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно пон€ть характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействи€ обоих... ƒалее из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенна€ структура, во-вторых, определенное отношение людей к природе. »х государственный строй и духовный уклад определ€етс€ как тем, так и другим. —ледовательно, этим же определ€етс€ и характер их духовного производстваї [29].

ѕон€тие общества употребл€етс€ в двух основных смыслах. —обственно философское значение этого термина таково: общество Ц это обособивша€с€ от природы часть материального мира, представл€юща€ собой исторически развивающуюс€ форму жизнеде€тельности людей. ¬ истории, социологии и культурологии чаще используетс€ более узкое пон€тие общества: общество Ц это определЄнный этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество —Ўј).

ѕервыми философами общественные отношени€ рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. “ак древнекитайска€ мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. ¬ европейской философии, начина€ с ѕлатона и јристотел€, возникновение общества объ€сн€лось с помощью потребностного подхода. —огласно этому подходу во главу угла ставитс€ неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самосто€тельно. “ем самым общество Ц это соглашение о взаимном разделении об€занностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Ёта концепци€ лежит в основе теории общественного договора, сложившейс€ в 16-18 веках.

“еори€ общественного договора дополн€ет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а еЄ принципиальна€ новизна заключаетс€ в чЄтком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихс€ (термин введЄн Ќ.ћакиавелли). ќна €вл€етс€ классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. —овременные индивидуалистические концепции оперируют категорией де€тельности, носителем которой €вл€етс€ по-прежнему атомарный индивид.

¬ 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. ћаксимально крупные общности (классы) выдел€ет марксистский анализ общества, современна€ социологи€ большее внимание удел€ет малым группам Ц семье, коллективу.

“ак или иначе, нельз€ считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируетс€ как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Ёто позвол€ет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы.

Ёлементом общества €вл€етс€ личность, то есть социально развитый человек; наиболее крупные его подсистемы Ч сферы общественной жизни - экономическа€ (социально-производственна€), социальна€, политическа€, духовна€. Ёкономическа€ сфера включает в себ€ прежде всего отношени€, складывающиес€ между людьми в процессе общественного производства. —оциальна€ сфера Ч отношени€ между классами, наци€ми, социальными группами и другими общност€ми.

ѕолитическа€ сфера включает в себ€ де€тельность государства, политических партий, общественных организаций, социальных общностей, св€занную с борьбой за завоевание, удержанием и функционированием власти в обществе. ƒуховна€ сфера Ц все, св€занное с общественным сознанием (наука, искусство, религи€ и т.д.). —феры общественной жизни тесно взаимосв€заны и взаимодействуют.

¬заимосв€зи сфер образуют основную структуру общества. ћежду тем в его составе имеютс€ и более мелкие первичные звень€, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (плем€, народность, наци€), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.

¬заимосв€зи социальных общностей обычно называют общественными отношени€ми.

—оциальна€ структура представл€ет собой совокупность социально значимых групп и устойчивых отношений между ними. „лены этих сообществ объединены некоторыми признаками: происхождением, родственными узами (семь€, клан), этнонациональными признаками (род, плем€, народ, этнос,

наци€), сходством мировоззренческих установок (религиозные сообщества), социальным статусом (профессиональные группы, трудовые коллективы, классы, сослови€, касты), половыми, возрастными признаками. ясно, что каждый человек по разным параметрам включен в различные социальные группы.  ажда€ из групп диктует человеку определенные нормы поведени€, воспитывает уровень жизненных прит€заний, прививает собственные ценностные ориентации. Ћюбой человек входит в общество не как равный среди равных, а через те социальные группы, членом которых он €вл€етс€.

¬ обществе исторически сложились определенные устойчивые способы удовлетворени€ социальных потребностей человека Ц социальные институты. Ѕазовыми институтами €вл€ютс€ наследование, власть, собственность и семь€. ¬нутри этих институтов существует разветвленна€ институциональна€ подструктура.

√осударство - один из необходимых социальных институтов. —лабость государственной власти порождает анархию, грабеж, произвол. √осударство-монополист насаждает рабство, беззаконие, застой. ќтношени€ гражданина и государства должны быть взаимно ответственными. „еловек дл€ государства - юридическое лицо и участник общественного производства. ≈го об€занности перед государством - соблюдение законов и уплата налогов. √осударство дл€ человека - гарант общественной законности и пор€дка, оно обеспечивает общественную безопасность, социальную защиту населени€, охрану национального досто€ни€, природных ресурсов. Ќельз€ уповать на государство как универсальное средство решени€ всех социально-экономических проблем.  ризис власти усугубл€ет общественную нестабильность, но не €вл€етс€ единственной причиной общественных проблем. ∆изнеспособность государства про€вл€етс€ в обеспечении продуктивного диалога с различными социальными группами, установлении разумного баланса сил в пространстве гражданского общества.

√ражданское общество - это сфера самоде€тельности граждан и добровольно сформированных общественных организаций, защищенных законом от вмешательства со стороны государства.

¬ пространстве гражданского общества люди реализуют свои частные интересы. √ражданское общество - основа и противовес власти государства. ‘ормирование идеи гражданского общества происходит в Ќовое врем€.    

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1235 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

531 - | 428 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.