Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности развити€ психологии в средние века




¬начале св€зь с античным миром была сильна. ќбразование строилось на основе изучени€ античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных √иппократа, јристотел€, √алена. «атем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. ѕерестает существовать природоведение, ибо все естественное предаетс€ анафеме. ѕо€вл€ютс€ профессорамистики и каббалистики, процветают алхими€, астрологи€. ¬ силу этого врем€ с V в. по XIII в. называют Ђтемнымиї годами. ƒуховенство было к тому же единственным образованным классом. ќтсюда само собой вытекало, что церковна€ догма €вл€лась исходным пунктом^ и основой вс€кого мышлени€. ёриспруденци€, естествознание, философи€ Ч все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церквиї.

— XIII в. начинает развиватьс€ научна€ де€тельность во всех област€х знани€, происходит процесс отделени€ -области веры и знани€ и рождени€ светской опытной науки. ѕервыми на этом пути были науки о природе Ч естествознание, астрономи€ и математика. »менно поэтому их развитие имело поистине революционное значение, поскольку было признаком начала освобождени€ из-под власти религии.

ѕсихологи€ в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. –азвитие положительных знаний о психике резко замедлилось. »зучение душевной жизни подчин€етс€ задачам богослови€: показать, как дух человека понемногу возвышаетс€ до царства благодати. Ђ–абота под знаком такого определени€ цели совершалась в долгий промежуток времени.между наивысшими стади€ми развити€ патристики и -схоластики (400Ч1250), отчасти в направлении, намеченном јвгустином и мистическими течени€ми, отчасти -в св€зи с исследованием познавательных процессовї.

¬месте с тем накапливаетс€ некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенност€х человеческого организма как основах душевной жизни. ќсобенно следует отметить де€тельность арабов и мыслителей, писавших на арабском €зыке (IXЧXIII вв.).

»сторическа€ заслуга прогрессивной арабо€зычной культуры состоит также в том, что она вернула народам ≈вропы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в.6 ¬ трудах этих ученых проводитс€ мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитани€. ќтвергаетс€ бессмертие индивидуальной души. јвиценна дал более точное, чем √ален, описание св€зи процессов ощущени€ и мышлени€ с мозгом, наблюда€ за нарушени€ми при ранени€х мозга. ƒуховные силы не существуют сами по себе, а нуждаютс€ в органе, в телесном субстрате. »м €вл€етс€ мозг. јльгазен в Ђќптикеї развивает учение об ощущении. ¬первые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый дл€ передачи возбуждени€ по нервным проводникам. јверроэс Ђне остановилс€ перед объ€влением теснейшей св€зи между состо€ни€ми сознани€ и физиологическими €влени€ми; некоторые силы души он пр€мо называл продуктами телесных органовї7. ќн развил учение јристотел€ о пассивном и активном разуме. ¬ целом арабо€зычные мыслители Ђспособствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютнымї.

¬ духовной жизни европейского феодализма важным направлением, с которым также было св€зано развитие психологических знаний, был номинализм. Ёто учение развивалось в обстановке борьбы с другим философским течением Ч реализмом. ќба течени€ существовали в рамках схоластики. ћежду ними возникает спор по вопросу о реальности общего и об отношении общего к единичному. —пор шел о том, самосто€тельно ли существует общее, обладает ли отдельным бытием или существует в единичных чувственных вещах, обладает ли оно телесной природой или бестелесно.

¬ форме €кобы логического спора об универсали€х ставились коренные вопросы философии и психологии познани€; что чему предшествует Ч объективные, чувственно воспринимаемые вещи общим иде€м или, наоборот, идеи Ч вещам; идет ли человеческое познание от ощущений, отражающих вещи, к пон€ти€м или от пон€тийЧ к вещам. √осподствующей в средние века была позици€ объективного идеализма. ¬ этих услови€х номинализм €вилс€ Ђ...первым выражением материализмаї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1539 - | 1348 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.