Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћатериалистическое учение о душе в античной психологии




ћатериалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, котора€ возникла в VI в. до н. э. и €вилась исторически первой формой древнегреческой философии. ¬ершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого €вл€ютс€ ƒемокрит и его учитель Ћевкипп (V в. до н. э.). ƒемокрит действовал в период восход€щего развити€ рабовладельческого стро€, который сопровождалс€ величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. ¬ эллинистический период учение ƒемокрита было развито Ёпикуром (IVЧIII в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием Ђ—адї. ѕоследователем Ёпикура в –име в I в. до н. э. был Ћукреций. —истему атомистического -материализма развивали стоики в первый материалистический период своего развити€ (III в. до н. э., основателиЧ ’ризипп и «енон). ƒалее будут рассмотрены лсихологические идеи античного атомистического материализма5.

ќсновой психологических воззрений этих философов <>ыл античный атомистический материализм. —огласно этой теории, все существующее состоит из двух начал Ч <>ытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). јтомы Ч мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиес€ по форме, величине и подвижности. ¬се вещи образуютс€ из составл€ющих их атомов. “ак называемые чувственные качества Ч цвет, вкус

и т. п.Ч ƒемокрит не приписывал атомам. ЂЋишь в общем мнении существует цвет, в мнении Ч сладкое, в мнении Ч горькое, в действительности же существуют только атомы и пустотаї6. Ёти качества возникают в-человеческом воспри€тии и €вл€ютс€ продуктом соединени€ атомов. Ќа противоречивый характер этих положений обращали внимание уже античные комментаторы ƒемокрита. Ђ—вод€ чувственные качества к формам атомов, он в то же врем€ говорит, что одно и то же одним кажетс€ горьким, другим Ч сладким, третьим Ч еще иначеї7. Ёпикур, следовавший ƒемокриту и принимавший его систему за ее естественность, считал, что и чувственные качества также существуют объективно. ќн приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу т€жести. Ёпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонени€ атомов, благодар€ чему реально их движение происходит по кривым. ќпира€сь на это положение, Ёпикур объ€сн€ет происхождение мира как результат столкновени€ атомов. ƒиалектический смысл идеи спонтанного отклонени€ атомов впервые раскрыл  . ћаркс в своей докторской диссертации Ђ–азличие между натурфилософией ƒемокрита и натурфилософией Ёпикураїї оценив эту идею как указание на наличие в самой материи источника движени€,Ч вопрос, который был наиболее трудным дл€ всего механистического материализма.

Ќовые моменты в античный атомистический материализм внесли стоики. ќни разработали учение о стади€х эволюции мира. Ќа первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы Ч атомы огн€. ¬селенна€ представл€ет сплошной разум. ѕотом начинаетс€ движение к от€желению. ќбразование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огн€ в парообразную массу, из которой затем образуютс€ сначала нежива€ природа, затем растени€, животные и, наконец, человек. „ерез некоторое врем€ начинаетс€ обратный процесс, когда все возвращаетс€ к началу, снова превращаетс€ в огненный пар. ћировой цикл завершаетс€. ѕотом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все

снова не будет уничтожено. ∆изнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повтор€ютс€. “аким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок или судьба как их про€вление в единичной человеческой жизни.

Ќа основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1483 - | 1324 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.