Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деалистическое учение —ократа и ѕлатона




»менно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно нарастают идеалистические тенденции. ѕифагореец ‘илолай впервые обозначил тело тюрьмой дл€ души. јнаксагор выдвинул учение об уме Ђнусї как причине всего, как принципе космоса, движени€, целесообразности, признава€ в то же врем€ и причины эмпирического естественнонаучного характера. ѕротив этой непоследовательности јнаксагора выступил —ократ. Ѕожественный разум, по —ократу, €вл€етс€ единственной причиной всех €влений. ¬ учении о душе —ократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. ќн определил душу отрицательно Ч как нечто, отличное от тела. ƒуша невидима в отличие отвидимого тела. ќна Ч разум, который €вл€етс€ началом божественным. ќн защищал бессмертие души.

“ак постепенно наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимани€ души. —воего наивысшего развити€ идеализм достигает у ученика —ократа Ч ѕлатона (427Ч347 гг. до н. э.), ставшего основоположником объективного идеализма.

÷ентральной философской проблемой ѕлатона €вл€етс€ учение об иде€х. »деи Ч это истинно сущее бытие, неизмен€емое, вечное, не имеющее возникновени€^ не осуществленное в какой-либо субстанции. ќни безвидны и незримы, существуют самосто€тельно независимо от чувственных вещей. ¬ отличие от идей матери€ Ч это небытие, бесформенное незримое. Ёто ничто, ^которое может стать любой вещью, т. е. всем при соединении с определенной идеей. Ќаконец, чувственный мир, т. е. материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком. Ётот мир возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле. —оотношение идей и вещей таково, что в нем миру идей принадлежит неоспоримое первенство. »деи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи Ч их подоби€. »де€ выступает как цель, к которой, как к верховному благу, стремитс€ все сущее. ”чение ѕлатона об иде€х есть объективный идеализм. ≈го гносеологические и классовые корни имеют ту же природу, что и идеализм вообще29. —оставной частью идеалистической философии ѕлатона €вл€етс€ учение о душе. ƒуша выступает в качестве начала, посредствующего "между миром идей и чувственных вещей.

ƒуша существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. ¬ своем первобытном состо€нии она составл€ет часть мирового духа, ^пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимаетс€ созерцанием сущего. ѕоэтому природа души сродни природе идей. ЂЅожественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, посто€нному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душаї. ¬ отличие от души тело подобно Ђчеловеческому, смертному, непостижимому дл€ ума, многообразному, разложимому и тленному, непосто€нному и несходному с самим собоюї.

»ндивидуальна€ душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. ≈е соединение с телом ѕлатон объ€сн€ет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. ƒуша по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноватьс€ ее движени€м. “елесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. ¬ то же врем€ ѕлатон учит о св€зи души и тела: они должны соответствовать друг другу. ѕлатон различает 9 разр€дов душ, кажда€ из которых соответствует определенному человеку. ќн указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. ѕлатон решает вопрос и о локализации души в теле. ¬ целом ѕлатон учит о Ђдвухчастном соединении, которое мы именуем живым-существомї, при руковод€щей роли в этом союзе души.

¬ образной форме выражено положение о тройственном: составе души. ѕо ѕлатону, есть три начала человеческой души. ѕервое и низшее обще ему вместе с животными и растени€ми. Ёто вожделеющее неразумное начало. ќблада€ им, вс€кое живое существо стремитс€ удовлетвор€ть свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достига€ этой цели, и страдание Ч в-противном случае. »менно этой частью души человек Ђвлюбл€етс€, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделени€миї34. ќна составл€ет большую часть души каждого человека. ƒругое Ч разумное Ч начало противодействует или противоборствует стремлени€м вожделеющего начала. “ретье начало Ч €ростные дух. Ётой частью человек Ђвскипает, раздражаетс€, становитс€ союзником того, что ему представл€етс€ справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажетс€ от своих благородных стремлений Ч либо добитьс€ своего, либо умереть; разве что его смир€т доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собакуї.

¬ описании про€влений души ѕлатон удел€ет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. ѕлатон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познани€: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. ћнение это нечто промежуточное между знанием и незнанием. ќно есть ни незнание, ни знание: мнение темнее знани€ и €снее незнани€. ћнение Ч это чувственное познание, низший вид знани€. ѕознание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Ёто интеллектуальное знание, высший вид знани€. –азум или ум Ч это постижение идей, отрешенных: от вс€кой чувственности. «десь душа направлена на сующее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики. “ермином Ђдиалектикаї называетс€ познание посредством пон€тий.

ѕоскольку идей в воспринимаемых объектах нет Ч мир идей и мир вещей разобщены Ч вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущени€, чувства не могут быть источником истинного знани€. ѕон€ти€ не могут образовыватьс€ из впечатлений чувственного опыта. ѕо ѕлатону, образы нужны как поводы, как внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюс€ от них и похожую на них идею: зрительность позвол€ет максимально охватывать €вл€ющеес€ идеальное. ѕоскольку чувственные впечатлени€ земной жизни не дают материала дл€ истинного знани€, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под вли€нием и с помощью внешних впечатлений.

—оставной частью учени€ ѕлатона о душе €вл€етс€ї учение о чувствах. ѕлатон опровергает представление о том, что высшее благо заключаетс€ в удовольствии. Ќо благо не заключаетс€ исключительно и только в разумении, так что не кажетс€: достойной выбора жизнь, не причастна€ ни удовольствию, ни печали. ”довольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваютс€ как три состо€ни€ души и соответствующие им три рода жизни. ѕлатон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. ¬ них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольстви€ смешаны со страданием.

–азличаютс€ низшие и высшие удовольстви€ (первые св€заны с физическими потребност€ми, вторые Ч с эстетическими и умственными зан€ти€ми); удовольстви€, свойственные трем началам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удовольстви€-предвар€ют телесные.

”чение о душе јристотел€

ƒуша, по јристотелю, есть форма живого органического тела. Ёто положение разъ€сн€етс€ следующими метафорами. Ђѕодобно тому, как если бы

естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. » если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором. —казанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. ≈сли бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. ¬едь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрени€ глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камн€ или нарисованный. —казанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу... но живое в возможности Ч это не то,, что лишено души, а то, что ею обладаетї. ƒуша делает тело живым. Ѕез души оно было бы трупом. ¬ душе причинаЧ основа Ч всех про€влений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены Хею. ¬ душе заложена цель активности живого тела, Хвсех его согласно работающих жизненных сил. ƒуша под воздействием внешней причины властно заставл€ет тело осуществл€ть де€тельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развити€: растение стремитс€ быть растением, животное Ч быть животным. “ело и все его органы и части €вл€ютс€ инструментом на службе у души. Ђ¬едь все естественные тела суть -оруди€ души Ч как у животных, так и у растений, и существуют они ради душиї.

”чение јристотел€ о душе как цели проникнуто телеологизмам, следовательно, идеализмом. ≈го гносеологическими корн€ми €вл€етс€ перенесение специфических особенностей человеческой де€тельности и сознани€, которые нос€т целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. Ђ ак ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть ее цельї53.

“аким образом, душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. ¬се эти характеристики души јристотель объедин€ет и обобщает в специальном пон€тии Ђэнтелехи€ї, которым обозначает подную действительность тела, то, что делает его живым, посто€нную возможность его жизненных ^функций, т. е. существующую и тогда, когда душа не Ђпро€вл€ет себ€ активно (например, во врем€ сна). ƒуша неразрывно св€зана с телом: ведь она есть состо€ние активности тела. ƒействует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. ѕо јристотелю, не душа, а Ђчеловек благодар€ душе сочувствует, учитс€ или размышл€етї54. ¬се душевные состо€ни€ сопровождаютс€ телесными про€влени€ми. ѕоэтому изучение души есть дело двух исследователей Ч естествоиспытател€ и диалектика. Ќапример, Ђдиалектик определил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или-что-нибудь в этом роде, рассуждающий же о природе Ч как кипение крови или жара около сердцаї. ’от€ душа бестелесна, ее носителем €вл€етс€ особое органическое вещество Ч пневма, которое у животных вырабатываетс€ в крови. ќрган души Ч сердце. ћозг выполн€ет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждаетс€ до нужной нормы. јристотель критиковал ѕлатона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле, и, доказыва€ единство души, говорил не о част€х,. а об отдельных способност€х, силах (дюкамис) души которые только в переносном смысле называл част€ми. ¬ то же врем€ јристотель признавал самосто€тельность и раздельность по крайней мере двух начал Ч души как энтелехии тела, уничтожающейс€ при его разрушении*,. и души как про€влени€ божественной сущности, приход€щей в тело и выход€щей из него в момент смерти: Ђ...кажда€ из частей обладает ощущением и способностью двигатьс€ в пространстве, а если есть ощущение,. то имеетс€ и стремление. ¬едь где есть ощущение, там есть печаль и радость, а где они, там необходимо есть € желание. ќтносительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажетс€, что они Ч иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное отдельно от преход€щего.. ј относительно прочих частей души из сказанного очевидно, что их нельз€ отделить друг от друга вопреки утверждению некоторыхї. ” јристотел€ встречаютс€ разноречивые указани€ относительно частей души. ¬ основе его классификации лежит выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них. Ђ» у фигур и у одушевленных существ в последующем всегда содержитс€ в возможности предшествующее, например,. в четырехугольнике Ч треугольник, в способности ощущени€ Ч растительна€ способностьї57. –астительна€ и животна€ душа понимались материалистически. Ђясно, 'что наиболее важные психические способности, психические факты, будут ли они принадлежать всем животным или будут представл€ть собою специальное досто€ние только некоторых, принадлежат у этих животных как душе, так и телу Ч таковы, например способность чувственного познани€, пам€ть, стремлени€, влечение и вообще вол€, желание, сюда же можно отнести еще удовольствие и страдание, почти всем животным присущи эти способностиї58. –азумна€ душа, по јристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. ѕосле смерти тела она не уничтожаетс€, а возвращаетс€ бестелесный эфир воздушного пространства. јристотель, верно чувству€ качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объ€сн€ет его источник.

”чение античных врачей.

ѕозиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

¬рач и философ јлкмеон  ротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знани€ выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

√иппократ (ок.460Чок.377 до н.э.)ЧЂотец медициныї, в философии придерживалс€ линии ƒемокрита и выступал как представитель материализма в медицине.  ак и јлкмеон, √иппократ считал, что органом мышлени€ и ощущени€ €вл€етс€ мозг. Ђ» этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все при€тное и непри€тное... удовольстви€ и т€гость... ќт этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и €вл€ютс€ нам страхи и ужасы... а также сновидени€. » все это случаетс€ у нас от мозга, когда он не здоров и окажетс€ теплее или холоднее, влажнее. или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состо€нием... ј когда мозг находитс€ в спокойном состо€нии Ч тогда человека здраво мыслитї.

Ќаибольшую известность получило учение о темпераментах. ѕо √иппократу, основу человеческого организма составл€ют четыре сока: слизь (вырабатываетс€ в мозгу), кровь (вырабатываетс€ в сердце), желта€ желчь (из печени), черна€ желчь (из селезенки). –азличи€ в соках у разных людей объ€сн€ют и различи€ в нравах, а преобладание одного из них определ€ет темперамент человека. ѕреобладание крови Ч основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis Ч кровь), слизи Ч флегматического (от греч. phlegma Ч слизь), желтой желчи Ч холерического (от греч. chole Ч желчь), черной желчи Ч меланхолического (от греч. melaina chole Ч черна€ желчь). √иппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. ». ѕ. ѕавлов отмечал, что бесчисленных вариантов человеческого поведени€ капитальные чертыї79, и ссылалс€ на него в своем учении о типах высшей нервной де€тельности.

јнтична€ медицина получила особенно интенсивное развитие в јлександрии. ѕо оценке Ёнгельса, Ђначатки точного исследовани€ природы стали развиватьс€ впервые лишь у греков александрийского периодаї80. ¬ јлександрии некоторое врем€ было разрешено вскрытие трупов Ђбезродныхї людей. Ёто способствовала важным открыти€м, св€занным с именами двух александрийских ученых-врачей Ч √ерофила и Ёразистрата. √ерофил, комментатор √иппократа, врач ѕтолеме€ II,, впервые установил разницу между нервами, сухожили€ми и св€зками. ќн описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. ќн же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик. Ёразистрат, выходец из  нидской школы,. подробно описал разные части головного мозга. ќбратил внимание на извилины, св€зал богатство извилин; мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными.

¬се эти анатомо-физиологические сведени€ периода эллинизма объединил и дополнил римский врач √алек (II в. до н. э.), автор сводного сочинени€ по медицинеанатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. √алену принадлежат открыти€, св€занные с вы€снением строени€ и функций головного и спинного мозга. ѕредприн€в серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, √ален пришел к выводу: Ђ...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одногої движени€, называемого произвольным, и ни единого чувстваїм. “акже экспериментально √ален установил функции спинного мозга. ѕри поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольна€ подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушени€ передних корешков, потер€ чувствительности Ч задних. “аким образом, √ален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

–€д сочинений √ален посв€тил головному мозгу.  ритиковал аристотелевское понимание: мозг не €вл€етс€ холодильником сердца, как думал јристотель: он Ч седалище интеллекта и чувств. √ален развил учение о темпераментах √иппократа. ќн выдел€л четыре начала всех вещей Ч теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. ќт комбинаций соков и начал завис€т психические свойства и даже пол человека. ¬сего он выдел€л 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 Ч некоторое отклонение от нормы. –имский врач јэций (V в. н. э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

  разделу естественнонаучных относ€тс€ также знани€ о зрительном воспри€тии. »х сводку дал јлександр јфродисийский (198Ч211), перипатетик, преподаватель философии в јфинах.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1091 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1531 - | 1325 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.