Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура современной культурологии: теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры




Культурология как бы сводит воедино всю онтологическую многоликость форм культуры и все многообразие представлений о ней, классифицирует ее многочисленные определения, выстраивает иерархию ее категорий. При этом культурология опирается на сложившиеся в науке и философии ментальные традиции и определенные методологические принципы формирования аппарата и структуры всякой науки.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить следующие ее смысловые и структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры. С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостный корпус системы знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры представляет собой теоретическое осмысление культурных проблем, процессов и явлений, она вскрывает, закономерности культурного освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия, ментально и ценностно структурирует весьма неоднородное и находящееся в постоянном движении и развитии культурное пространство. Именно теория культуры стремится дать всестороннее определение культуры, вскрыть природу, сущность и специфику данного феномена. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы, как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений, показывает роль и значение культуры для человека, становления и развития его личности, исследует многообразные функции культуры в обществе.

Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.). В истории культуры прослеживается происхождение разных культурных феноменов, история отдельных стилей и направлений в их способе выражать соответствующие идеи и вкусы времени. История культуры на основании использования исторических материалов, прямых свидетельств и документов помогает понять развитие культурных норм и традиций, увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры дает живое свидетельство культурного творчества человека и общества, отражает бытие культуры как непрерывное становление человеческого духа, проявление его природы в его культурных поисках и достижениях. История культуры – это сама история человеческого духа, его пути, его поисков.

История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития.

История культуры помогает увидеть культурное содержание процессов и явлений, лежащих как бы вне собственно культурной проблематики, однако приобретающих ту или иную роль и значение для развития культуры. Так, научно-технический прогресс и утверждение технической реальности как новой среды человека, развитие информационных технологий, компьютеризация и широко введенное ею в повсеместный обиход понятие виртуальной реальности не только потребовали их культурного осмысления, но и сами внесли изменения в содержание многих культурных представлений. Произведя перемены в традиционном культурном контексте бытия человека, они вызвали трансформацию его восприятия мира, изменив тем самым способы и формы его культурного понимания и оценивания. Утверждение индустриального и затем постиндустриального общества вызвало необходимость культурного освоения, осмысления и оценки феноменов массовой культуры, массового человека, культуры постмодерна, новой, производимой с помощью СМИ мифологизации сознания и многих др.

Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур. Культурологический анализ, учитывающий специфику развития культурного процесса общества, помогает выработке грамотной и адекватной культурной политики, учитывающей конкретный культурный опыт общества. Культурно-духовное состояние общества выступает показателем ее благоустроенности, стабильности, жизнеспособности, а реальность культуры становится для человека такой же важной, определяющей, как реальность природы или общества.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, – это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры – это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Культурология помогает увидеть человека как систему, построив иерархию уровней его «размещения» в мире. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Философию культуры как особую часть культурологии следует отличать, в одной стороны, от философии истории, поскольку процесс культурного творчества человечества не совпадает ни в своих ритмах, ни в своих проявлениях с фазами исторической эволюции; с другой стороны – от социологии культуры, которая рассматривает культуру преимущественно с точки ее функционирования в системе общественных отношений.

Выделение философии культуры можно возвести еще к досократикам (греческие философы VI – V вв. до н.э.), разрабатывавшим антропоцентрическую и этическую проблематику, однако ещё не выделявшим социальную жизнь из общекосмической. Софисты сформулировали антиномию природного и нравственного, отождествляемого с культурным. В новое время проблематика философии культуры развивается в трудах Руссо, Шиллера и др. Ф. Ницше положил начало рассмотрению философии культуры в смысле – как философского осмысления этапов развития человеческой культуры.

Основными проблемами философии культуры становятся отношения между культурой и человеком, способы реализации человеческого сознания в культурной деятельности. Именно философия культуры стремится к определению сущности человеческой природы в ее истинном смысле, раскрытию природы человеческой мотивации культурной деятельности. Важной сферой философии культуры становится проблематика культурных ценностей как понятий и как ценностей в бытии культуры. Философы культуры разрабатывали также проблемы содержания и способы трактовки культурного опыта и его оценки. Особое место в проблематике философии культуры занимали вопросы формирования личности в культуре. В. Виндельбанд в работе «Философия культуры и трансцендентальный идеализм» пишет, что философия культуры не только подводит обоснование культурной нормы как человечески общезначимой, но и формулирует идеал культуры будущего.

Наряду с термином «философия культуры» существует также термин «культурософия», предложенный немецким исследователем А. Мюллером (1770 – 1829).

Философское видение проблем культуры сообщает культурологическому анализу и культурному моделированию мировоззренческую определенность и глубину. В зависимости от мировоззренческой установки можно выстроить модель культурной онтологии, организующим центром которой станет либо Бог, человек, либо природа, либо общество. В свою очередь содержательно-ценностная модель культуры также будет определяться тем, что станет порождающим началом культуры: логос, дао, рацио.

Наличие особого философского измерения позволяет выделить культурологию из искусствоведческих дисциплин разной специализации и направленности, придав ей статус фундаментальной науки, которая не только содержит описание и истолкование некоторой совокупности культурных фактов и явлений, но и предлагает методологию их понимания, рассматривает их а ценностном аспекте, а их развитие – в контексте общих закономерностей человеческого развития. Давая основу понимания культурной проблематики, философия культуры выделяет наиболее общие проблемы культуры, сообщает целостность видению проблемы.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе, с другими «Человеческий носитель» культуры, социальное бытие и функционирование культурных феноменов, общество как субъект культурной деятельности – все эти проблемы становятся главными объектами исследования в социологии культуры.

Социология культуры исследует культурную практику в разных социальных слоях и группах, в том числе с помощью конкретных тестовых исследований, социологических опрос т.д. Социологов интересуют образ жизни конкретных людей, характер и уровень их запросов и потребностей, общественное мнение и поведение. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним. Собранная социологами информация помогает строить прогнозы, прослеживать происходящие процессы и предсказывать динамику общественных предпочтений в области культуры, улавливать биение «культурного пульса» общества.

Практически целиком в области социологии культуры оказывается возрастная культурология – исследование состояния культурных представлений в разных возрастных группах. Сюда же можно отнести и проблемы гендерных исследований, т.е. того, как представлен пол в культуре, в культурных ролях, каковы различия культурного участия мужчин и женщин в жизни общества и т.п. т.

Можно сказать, что именно социология культуры в сравнении с другими составными частями культурологического знания определяет тот объем специфических данных, которые обеспечивают возможность прикладного использования культурологии для решения конкретных проблем, возникающих в разных сферах жизни и профессиональной деятельности. Прикладной культурологией, с известной условностью, можно назвать не столько саму сферу знания, сколько способ применения социолого-психологических характеристик культурной деятельности и определенной методологии для описания тех или иных ее видов.

Излишнее увлечение социологическими исследованиями культуры в ущерб ее философско-теоретической проблематике чревато тем, что результаты социологических исследований могут быть не только абсолютизированы и представлять культурный процесс как однозначно вычислимый и прогнозируемый, но и использоваться в политических целях, для манипуляции общественным мнением и т.п.

В культурологии можно также выделить и промежуточные дисциплины, находящиеся, например, на стыке теории и социологии, такие как морфология культуры, являющаяся наукой о смене форм культуры и самих этих формах, представляемых в качестве самостоятельных систем или организмов, которые обладают своей локальной целостностью и цикличностью развития (возникновение, расцвет, угасание).

Конечно, всякое деление подобного рода выглядит иногда довольно условным, поскольку теоретические проблемы часто невозможно отделить от исторического развития соответствующих явлений и трудно адекватно понять вне философского контекста данной проблематики. В свою очередь исследования по социологии культуры должны быть подкреплены знанием теории и истории культуры, опираться на знание философской проблематики культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 953 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.023 с.