Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћесенка воспитател€ Ћесенка ребенка





 


ќчарованный

«ритель


јртист


 

 


ƒирижер
I «аботливый исполнитель

    Ђвї  
    Ђбї  
    Ђаї  

 

Ђ¬кусный собеседникї
Ђ¬кусный собеседникї
ќчарованный зритель
јртист

(чародейЂ“ом —ойер, который красит забор)

„етыре ступеньки ЂЋесенкиї (см. рис. 1) со≠ответствуют четырем уровн€м овладени€ де€≠тельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самосто€тельность, творчество).  ажда€ ступенька получила свое метафориче≠ское звучание.

ѕерва€ ступенька обозначает этап знаком≠ства с новой де€тельностью. Ќа ней ребенок оказываетс€ в роли Ђочарованного зрител€ї, а воспитатель Ч в роли артиста, чароде€, он Ч Ђ“ом —ойер, который красит заборї. “а≠кой формулировкой мы подчеркиваем азарт≠ность, непринужденность ознакомлени€ детей с новым опытом.

Ёту форму Ђспектакл€ї воспитатель примен€≠ет в разных вариантах до тех пор, пока ребенок действительно не будет Ђочарованї и не про€вит инициативу учитьс€, сказав: ЂЌаучи мен€. я тоже хочу так делатьї.

Ќа второй ступеньке актерскую импровиза≠цию воспитател€ можно назвать так: Ђвкус≠ныйї собеседник. –ебенок уже включилс€ в ос≠воение заинтересовавшей его де€тельности, но ему еще необходимы содействие взрослого, ди≠алог с ним. ѕричем врем€ обучающего общени€ определ€етс€ именно дошкольником. ƒо тех пор, пока интересно, Ђвкусної, он упражн€етс€ в де≠€тельности, а как устанет от работы, как только она ему наскучит, станет Ђневкусної, он откажет≠с€ от общени€. Ќо и воспитателю, чтобы достичь цели, нужно про€вить очень большое терпение и мастерство, чтобы подольше оставатьс€ Ђвкус≠нымї собеседником дл€ воспитанника.

¬тора€ ступенька непроста€, ведь Ђстартї у всех реб€тишек разный.   тому же еще раз≠н€тс€ и специфика решени€ задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты и харак≠теры разные... ¬ общем, у каждого ребенка ско≠рость восхождени€ к третьей ступеньке разна€. «начит, и актерска€ палитра воспитател€ долж≠на тоже расцвечиватьс€ по-разному с каждым ребенком, на каждом виде де€тельности, более того, на каждом уровне освоени€ ее каждым из детей! ј в старшей и подготовительной группах на первое место выйдет такое качество взрос≠лого собеседника, как эрудици€ и владение сказочной формой адаптации избыточной на≠учно-попул€рной информации воспитанникам. ≈сли в младшем дошкольном возрасте инициа≠тива общени€ преимущественно исходит от вос≠питател€, то в последующих группах Ђƒетского сада Ч ƒома радостиї мастерство педагогиче≠ского общени€ про€вл€етс€ в том, что дети бе≠рут инициативу на себ€. ќбщение превраща≠етс€ в Ђпосиделкиї, когда у каждого равные возможности вступать и выходить из общени€ как с взрослым, так и между собой. (“о есть каж≠да€ Ђступенькаї обозначает не только этап вос≠хождени€ ребенка вверх, но и отражает уровень развити€ каждого воспитанника внутри самой этой формы Ч условно говор€, по горизонтали.)

“реть€ ступенька ЂЋесенки успехаї Ч это уровень самосто€тельности, дл€ которого ха≠рактерны инициатива, автономность и ответ≠ственность в достижении результата. »менно на третьей ступеньке и возникает место того, что прин€то называть Ђзан€тиемї. «десь реализует≠с€ возможность каждого ребенка стать участ≠ником новой коллективной формы де€тельности (зан€ти€, игры, труда, рисовани€ и т. д.). «десь можно независимо от непосредственной помо≠щи взрослого ответственно и радостно, с уве≠ренностью в успехе достигать результата, давать самооценку и себе как автору созданного, и тому продукту, который был получен. ј потом (это особенно важно подчеркнуть) ребенок решает, нуждаетс€ ли работа в изменении, сам находит врем€, когда ее можно улучшить или сделать за≠ново. «десь раскрываютс€ возможности выбора, прогнозировани€ успеха, применени€ волевых усилий, переживани€ радости от сотрудниче≠ства.

“еперь мы можем обозначить воспитател€ метафорой Ђрежиссерї,Ђдирижерї совместной детской де€тельности, а детей назвать Ђзабот≠ливыми исполнител€миї.

ярким фактом, свидетельствующим об уровне самосто€тельности, на наш взгл€д, может слу≠жить смех детей над теми проблемными ситуаци≠€ми, в которые попадают никогда не унывающие, добродушные персонажи: ћишка, Ќезнайка, Ќе≠дотепа. ¬едь способность видеть смешное отра≠жает радость понимани€.

”ровень самосто€тельности стимулирует экс≠периментально-поисковую де€тельность ребен≠ка, в недрах которой идет поиск собственного неповторимого стил€ исполнени€. ѕроисходит переход от изучени€ де€тельности как предме≠та познани€ в форму самовыражени€ человеком своей индивидуальности.

» наконец, четверта€ ступенька Ч верши≠на и одновременно старт дл€ новых начинаний. ƒети, научившись самосто€тельно что-то де≠лать, найд€ индивидуальный стиль исполнени€ де€тельности, используют уже ее как средство и форму дл€ самовыражени€ своей неповтори≠мости, превращаютс€ в Ђартистовї, творцов. —амосто€тельность и потребность в творчестве позвол€ют им строить между собой отношени€, основывающиес€ на признании взаимных досто≠инств, искреннем интересе и симпатии друг к дру≠гу. Ётот уровень про€витс€ сам, если предыдущие освоены полноценно. Ёто следствие работы.

Ќа этой ступени де€тельность из предмета по≠знани€ превращаетс€ в форму быти€ и стано≠витс€ дл€ ребенка (как и дл€ человека любого возраста) средством самопознани€ и совершен≠ствовани€ себ€ как неповторимой индивидуаль≠ности.

»наче говор€, ребенок, научившийс€ Ђвосхо≠дить на вершину успехаї, и далее будет строить свою жизнь как путь Ђот ученика к мастеруї, соз≠дателю своей неповторимой индивидуальности.

ј что же воспитатель?

ј его Ђвершинаї оказываетс€ зеркально противоположной. “еперь он зан€л место очарованного зрител€, открывающего дл€ себ€ новое и удивительное в ребенке.

...ƒл€ воспитател€ каждый этап восхожде≠ни€ ребенка по ЂЋесенке успехаї (а особенно достижение четвертой ступени каждым из вос≠питанников) отражает успешный результат, эф≠фективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей.

¬осхища€сь воспитанниками, педагог утвер≠ждаетс€ в своем профессиональном мастерстве, в чувстве собственного достоинства. ќн начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый непо≠вторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.

 

ѕ€ть пальцев от задумки до результата

Ћюбой вид де€тельности ребенка воспита≠телем раскрываетс€ ему как взаимосв€зь п€ти компонентов (рис. 2).

—начала воспитатель на основе понимани€ содержани€ каждого компонента и места его в структуре де€тельности организует де€тель≠ность малыша, а уже в старшем возрасте сам ре≠бенок использует модель дл€ изучени€ разных видов де€тельности.

¬едущими видами де€тельности в младшей и средней группах €вл€ютс€ продуктивные: кон≠струирование, лепка, аппликаци€, рисование. ¬ каждом из этих зан€тий ребенок видит, соот≠ветствует ли тот продукт, который он задумал,первоначальному замыслу. ¬ младшей и сред≠ней группах на основе этого подхода (теори€ Ќ.ѕ. —акулиной) дети овладевают в игровой фор≠ме техническими умени€ми.

ј в старшей и подготовительной группах, ког≠да овладение техникой уже не €вл€етс€ преп€т≠ствием дл€ создани€ замысла, главным стано≠витс€ детское творчество.

Ќа основе овладени€ моделью де€тельности, старший дошкольник уже по-научному смотрит на взаимодействие людей разных профессий на предпри€ти€х, осознает значение труда каждого члена семьи на производстве, а потом уже ему от≠крываютс€ и взаимосв€зи предпри€тий, работаю≠щих в городе и в селе, в –оссии и за ее пределами. ѕонима€ международное разделение труда, дети узнают и о взаимодействии разных народов.

ѕочему Ђсценарий дн€ї, а не Ђконспект зан€ти€ї?

Ќашу программу и технологию встречали до смешного противоречиво.

¬ каких-то городах методисты говорили вос≠питател€м: Ђ«ачем идти в Уƒом радостиФ? “ам же нет творчестваї. ¬ других говорили иное: Ђќх вы, бедненькие, ох, несчастненькие, это столь≠ко надо работать! ¬ам пам€тник при жизни надо ставить!ї

Ќа самом же деле, работа€ на основе книг- сценариев, педагог получает возможность осваиватьс€ не на выставке достижений ме≠тодического хоз€йства, а на Ђпедагогической кухнеї, работать технологично и в то же врем€ творчески. ¬едь надо артистично св€зать пред≠лагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитан≠ника, жизнью своеобразной и неповторимой.

...≈сли обратитьс€ к ЂЋесенке успехаї (или к лежащим в ее основе работам ј.ј. Ћюблин≠ской об уровн€х умственной активности), то зан€тие Ч это уже треть€ ступень, уровень са≠мосто€тельности, следующий за уровн€ми узна≠вани€ и воспроизведени€ под руководством.

» в свое врем€ конспекты, Ђвершкиї, пришли к воспитател€м. ¬оспитатели стали проводить последовательно зан€ти€: конспект номер 1, но≠мер 2, номер 3...

» методическа€ служба что увидела? ј дети-то не готовы! ѕочти никто за темпом зан€тий не успевает!

» воспитатель стал работать с единицами, со звездочками, которые умудр€лись схватывать все на лету. ј остальные Ч ну вот такие бестол≠ковые уродились... ¬ результате у воспитателей хватало сил подготавливать всех детей только к зан€ти€м, на которые ожидались провер€ющие.

“ак иде€ конспектов зан€тий превратилась в свою противоположность. ¬место необходи≠мых рабочих материалов дл€ воспитателей по≠лучились сценарии дидактических праздников дл€ провер€ющих. » естественно, нормальные методисты стали говорить: нельз€ по конспек≠там работать. јбсолютно правильна€, грамот≠на€ реакци€.

¬ результате провала идеи конспектов рас≠цвела привычна€ доныне Ђфразеологи€ї о том, что Ђвоспитатель должен быть творцом!ї. ¬о≠все не от любви к педагогической свободе родилась она Ч а от бессили€ методической службы.

ј дело ведь действительно непростое. я вспоминаю себ€, когда была воспитателем. я не умела рисовать, но очень хотела, чтобы мои дети рисовали. я прошусь поучитьс€ у кол≠леги, замечательного мастера в этом деле. ќна мен€ с удовольствием приглашает на открытое зан€тие. я прихожу Ч дети уже рисуют. Ђƒа послушай, мне же надо пон€ть, откуда это вз€≠лось!ї Ч говорю. Ђќ, это особа€ истори€...ї Ч слышу в ответ.  ак научить Ч это дело интим≠ное, это тайна.

ƒолгое врем€ у мен€ крепло убеждение, что не зан€ти€ надо прописывать, а всю жизнь вос≠питател€ с детьми в группе. — этим € и обрати≠лась однажды к великому педагогу ¬алентине “арасовне »вановой: Ђћы должны с вами на≠писать, что мы делаем. ” нас ведь есть и ваш личный опыт, и опыт совместной работы со многими учеными-исследовател€ми и раз≠работчиками методик: с ¬.». Ћогиновой (си≠стема знаний о труде и трудовое воспитание), Ћ.—. ћетлиной (математика), с Ќ.ј.  ондратье≠вой (знани€ о природе)...ї

 

 

“ак мы раскрывали то, что было содержа≠нием работы с детьми до зан€тий. Ќадо было показать воспитател€м, что конспект Ч это итог. „то до Ђконспектаї и происходит все воспитание. ћы писали книги, в текстах ко≠торых посто€нно присутствует обращенность педагога к дет€м и к каждому конкретному ребенку в форме вопросов, жестов, интонации и т. д. ƒиалоги Ч образцы вариантов общени€ с воспитанником (конкретного возраста, тем≠перамента, стартов и темпов развити€ и т. п.). јнализиру€ их во врем€ подготовки к работе с детьми, воспитатель учитс€ мастерству со≠действи€ ребенку в процессе его обучени€.

»так, чем Ђсценарий дн€ї не похож на Ђкон≠спект зан€ти€ї?

1. Ёто не про зан€ти€ Ч это про целые дни жиз≠ни. Ќе про Ђвершкиї, а про Ђкорешкиї.

2. —оответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей.

3. Ёто не только описание действий, но и посто≠€нные комментарии, обсуждени€ возможных ситуаций, советы воспитателю про варианты поведени€ в зависимости от того, каков ре≠бенок, к которому он обращаетс€, что с этим ребенком происходит. я старалась давать как можно больше комментариев к каждой фра≠зе ¬алентины “арасовны, записанной в наши сценарии. Ќе столько текст имеет значение, сколько подтекст.

4. —ценарий дн€ Ч элемент технологии. ¬ этом смысле он представл€ет и содержание де€≠тельности воспитател€, и форму диагностики успешности дела. ¬ отличие от конспекта (как бы предполагающего, что неудача на зан€тии вытекает из плохого его проведени€), неготов≠ность детей справитьс€ с предлагаемыми им задачами в Ђсценарии дн€ї не означает сегод≠н€шней ошибки, а показывает, что что-то упу≠щено прежде Ч и эту Ђдыруї надо бы опреде≠лить и заполнить.

5. Ќаконец, жанр Ђсценари€ дн€ї Ч это не Ђза≠сушенныйї жанр конспекта. Ќапротив, это текст эмоционально-выразительный, иллюстрирующий дл€ воспитател€ необходимость €ркого, волнующего, легко воспринимаемого ребенком стил€ общени€.

 

 

ƒетский сад и родители

 

ћы исходим из понимани€, что любой ребенок в группе Ч одаренный. Ќеодаренных детей не может быть, но у каждого одаренность сво€: один будет творить на кухне, другой в ателье, третий в мастерской, а кто-то будет избранным в творческих професси€х.   5 годам одарен≠ность у детей уже видна, если их развивали на основе моей программы. «адача Ч открыть каж≠дому взрослому дар их ребенка и содействовать вместе с семьей осторожному сопровождению, чтобы раньше времени не исчерпать Ђзолотой источникї.

Ќаправленность программы на содействие обогащению развити€ и саморазвити€ дошколь≠ника как неповторимой индивидуальности сразу привлекает к ней родителей. ѕрежде всего, тем, что дети в этих группах редко болеют, то есть дл€ родителей самым главным критерием при выборе программы €вл€етс€ здоровье детей. ѕоэтому очередь родителей, которые целена≠правленно ведут детей именно в сад с програм≠мой Ђƒетский сад Ч ƒом радостиї Ч посто€н≠на€. ƒл€ мам и пап самым сложным испытанием в режиме их собственной жизни €вл€етс€ вы≠полнение графика индивидуального обучени€ малыша.  аждую неделю в течение мес€ца се≠мь€м предлагаетс€ приводить 5 малышей от 7:00 до 7:15. ¬се родители, которые записывают детей в наши группы, наход€т решение: обращаютс€ за помощью к старшим членам семьи, к сосед€м по дому. ¬ течение мес€ца дни индивидуального обучени€ у ребенка будут разные.

Ќа первой неделе отдельного мес€ца Ч в по≠недельник Ч врем€ удел€етс€ обучению кон≠струированию и одновременно происходит ре≠шение математических задач.

Ќа второй неделе мес€ца Ч во вторник Ч проходит подготовка руки ребенка к письму (лепка, рисование, аппликаци€) и одновременно общее развитие.

Ќа третьей неделе Ч среда Ч ребенка гото≠в€т к овладению чтением (работа над звуковой культурой речи) и одновременно он участвует в театральных играх.

Ќа четвертой неделе Ч в четверг Ч идут за≠н€ти€ по развитию св€зной речи, а также сюжет-но-ролевые игры.

Ќа п€той неделе Ч в п€тницу Ч работа над развитием логического мышлени€, постановка опытов и экспериментов и одновременно дидак≠тические настольные игры.

¬ младшей и средней группах необходима разъ€снительна€, убеждающа€ беседа с роди≠тел€ми, а в старшей и подготовительной группах дети сами вынуждают кого-то из взрослых при≠вести их пораньше.

¬ечером содержание утреннего обучени€ про≠водитс€ с теми детьми, чьи родители не могут приводить малыша так рано.

ƒл€ родителей очень убедительным аргу≠ментом €вл€ютс€ результаты индивидуального и подгруппового обучени€, которое проводит второй воспитатель перед обедом. Ѕлагодар€ такой четкой многократной индивидуальной си≠стеме обучени€, все дети Ч выпускники Ђƒет≠ского сада Ч ƒома радостиї очень успешны в последующие годы обучени€, отличаютс€ хо≠рошим здоровьем, потому что всю программу осваивают играючи.

 роме того, важно иметь в виду, что родители принимают самое активное участие в создании среды в наших группах. Ётого удалось добить≠с€ благодар€ умению правильно договариватьс€ с ними, чтобы взрослые не просто прин€ли идею, но и после про€вили инициативу в подборе мате≠риала. Ётой работе с семь€ми тоже нужно учитьс€.

Ќапример, в младшей группе у детей закла≠дываютс€ основы понимани€ слова Ђсемь€ї. Ќа полках, которые называютс€ Ђћирыї, одна семь€ собирает Ђћир домашней птицыї. Ќа од≠ной неделе это может быть семь€ петуха, на сле≠дующей Ч селезн€ и т. д. ѕричем, разрешено использовать самые разные материалы. ¬ дру≠гом Ђћиреї перед нами уже Ђћир домашних жи≠вотныхї: семь€ быка, козла и т. д. ≈сли ребенок проходит тему Ђћир красотыї, то одна семь€ со≠бирает хохлому, а друга€ Ч гжель и т. п.

 

„то важного показала предшествующа€ практика реализации программы?

Ќовое профессиональное отношение к своему делу и к дет€м не вычитываетс€ из книг; оно рож≠даетс€ в личных переживани€х, в переосмыс≠лении своей работы. ј необходимым поводом, толчком к таким переменам служат событи€, встречи, знакомство с другим личным опытом.

 азалось бы, если технологи€ прописана, остаетс€ ее пропагандировать и издавать мас≠совыми тиражами? Ќо мы, напротив, продаем свои книги только тем воспитател€м, которые проход€т через наши курсы, хорошо понима€: чем подробнее написан текст педагогических рекомендаций, тем больше опасных иллюзий он создает при поверхностном отношении или фрагментарном Ђвнедренииї.

≈сли технологи€ Ч это то, что мы старались максимально уложить в тексты, то инноватика, обеспечение условий воспри€ти€ нового харак≠тера работы по преимуществу св€заны как раз с личным общением: с авторами, с педагогами, уже работающими по нашей системе, с коллега≠ми, тоже берущимис€ за незнакомое дело...

Ќа своих лекци€х € меньше всего говорю о на≠уке как о том, Ђчему детей учитьї. я говорю о том, как к дет€м относитьс€. ћы обсуждаем, как сде≠лать, чтобы воспитатель не был все врем€ за≠н€т лишь тем, чтобы сбивать детей в кучу, чтобы все силы тратить на организационные моменты. “о есть речь идет о закономерност€х в органи≠зации де€тельности воспитател€, о принципах конструировани€ развивающей среды, об усло≠ви€х профессиональной работы, об отношении к дет€м и к организации своего труда. ј следо≠вательно, и об отношении к себе и как к челове≠ку, и как к профессионалу.

ћы заметили, что особенно осмысленно вос≠принимают программу и технологию ее внедрени€ те воспитатели, у которых высшее образование не педагогическое. ”ровень их развити€ позвол€≠ет понимать содержание научного образовани€, а разработанна€ технологи€ объ€сн€ет специфи≠ку выполнени€ задач. Ќо и у них без обучени€ на курсах понимани€ не происходит. «ато дл€ многих, проработавших хот€ бы год по нашей программе, €вл€етс€ значимым получение второго высшего образовани€ или прохождение годичных курсов по изучению специфики дошкольного дела.

...—пециалистов нужно выращивать. Ќапример, в балете даже выпускников академии продолжа≠ют сопровождать педагоги. ¬ нашем случае ана≠логом такого сопровождени€ служат ежегодные курсы у автора, а также методическа€ служба внутри садов или сетевое взаимодействие меж≠ду дошкольными организаци€ми.

» еще в ходе реализации программы стало по≠н€тно, что поскольку предлагаетс€ система, то начинать внедр€ть ее нужно только с младшей группы на основе работы по законам ЂЋесенки успехаї.

 

 

 

 

 аковы новшества последней редакции программы, на которые полезно обратить внимание опытным педагогам?

¬первые совместно с компанией ЂЁЋ“»- ”ƒ»÷ї (—.ј. јверин, “.√.  оновалова) мы разработали подробный и точный расчет ма≠териально-технических и финансовых условий реализации программы Ђƒетский сад Ч ƒом радостиї. ¬ нем учтено методическое, мате≠риально-техническое и учебно-дидактическое обеспечение программы.

—одержание программы переструктурирова≠но с учетом определенных во ‘√ќ— образо≠вательных областей. —ущественна€ доработка произошла в организационном разделе.

¬ программе представлены мониторинговые меропри€ти€, направленные на вы€вление уровн€ овладени€ детьми программными ви≠дами де€тельности.

–азработаны методические рекомендации дл€ руководителей и педагогов по разработке ќсновной образовательной программы ƒќќ на основе примерной программы.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1459 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

753 - | 590 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.084 с.