Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общества постиндустриального теория





ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬ­НОГО ТЕОРИЯ — рассматривает ста­дию обществ, развития, в к-руто вступи­ли передовые в экон. и технол. отноше­нии страны и регионы (Северная Аме­рика, Зап. Европа и Япония) во 2-й пол. 20 в., н к-рая явл. прообразом всего че­ловечества в обозримом будущем. Пред­ставление о постиндустриальном об-ве. идущем па смену индустриальному, бы­ло разработано в сер. 1960-х гг. Комис­сией 2000 года Амер. академии искусств И паук под руководством Д. Белла. Предназначенная первоначально слу­жить в кач-не прогностической кониеп-иии, О.п.т. быстро приобрела характер оошесоииологической теории, призван­ной осмыслить cou.-экон. последствия НТР и дать с позиции современности адекватную интерпретацию всемирной истории.

Осн. положения О.п.т. были изложе­ны в 60—80 гг. 20 столетия в кн. Белла, Г. Кана, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлсра, I. Бжезинского, Дж. Нэсбитта (США). Ж. Фурастьс и А. Турена (Франция). Я. Масуды (Япония) и др. Предложен­ная ими периодизация поступательного развития человечества включает четыре послед, стадии: примитивно-потребитель­ское, aipapttoc, индустриальное и пост­индустриальное об-ва. Несмотря на тер­минологические различия в наименовании последней стадии («сверхипдустриальная цивилизация» у Тоффлсра. «технотрон­ное об-во» у Бжезинского. «информаци­онное» у Масуды и т.п.), принципиаль­ные ее характеристики во ми. совпада­ет. В основе приведенной периодиза-ции всемирной истории лежит техн..ровень развития об-ва и непосредст-аенно выводимое из него отраслевое и.рофессиопальпое разделение труда, то­гда как отношениям собственности от-

штся второстепенная, побочная роль: технол. уровень рассматривается как гл. ось. а формы собственности — как до­полняющая ее ось в общей системе сои. координат, определяющей характер χι-ва.

Переход от низших к высшим, более -регрессивным стадиям развития совер-


шается благодаря технол. переворотам («волнам», по Тоффлеру) в обществ, производстве: аграрной революции в нео­лите, промышленной — в 17 в. и НТР во 2-й пол. 20 в., так что каждая стадия во­площает в себе особую технол. эпоху в истории человечества. В зависимости от уровня развития техники и производи­тельности труда па той или иной стадии преобладающая ч. самодеятельного нас. занята собирательством и охотой, ското­водством и земледелием, промышлен­ным производством и. наконец, приоб­ретением нового знания и его технол. применением и воплощением в новых орудиях и способах производства, в про­фессиональной квалификации работни­ка. Соотв. и преобладающая ч. нац. про­дукта и дохода создастся в наиб, передо­вых сферах экон. деятельности, к-рые подразделяются па «первичную» (земле­делие, скотоводство, рыболовство, добы­вающую промышленность и т.п.), «вто­ричную» (разд. отрасли перерабатываю­щей промышленности) и «третичную» (сфера услуг), наряду с к-рой стала вы­деляться и «четвертичная» (производство информации, наука и образование).

По распределению занятости в этих сферах можно судить о степени сои. прогрессивности об-ва. Каждой из тех­нол. эпох присущи и специфические формы соц. орг-ции: церковь и армия в аграрном об-ве; промышленные и фи­нансовые компании в индустриальном; ун-ты и научно-исследовательские цен­тры в постиндустриальном об-ве, а так­же соотв. преобладающее влияние в об-ве опред. соц. сословий: священни­ков и феодалов; предпринимателей и банкиров; ученых и специалистов выс­шей квалификации. В постиндустриаль­ном об-ве хотя и сохраняется соц. неод­нородность, но оси. ч. нас. составляют средние слои, состоящие в осн. из ква­лифицированных специалистов с высо­ким уровнем дохода. Уменьшается роль частной собственности, превалирующей формой собственности становится обла­дание не вещественными, материальными предметами, а гарантированными об-вом правами па высокий уровень жизни;


ОБЩЕСТВО


одновременно появляются новые формы отчуждения. Остается деление об-ва на управляющую интеллектуальную элиту (мерптократию) и управляемые ею мас­сы: происхождение обществ, богатства, а также уровень благосостояния нас. в це­лом, объясняются уже не трудовой, а «информационной теорией стоимости» (Масуда и др.). О.п.т. выявляет объек­тивные тенденции развития совр. циви­лизации и вместе с тем выражает инте­ресы его интеллектуальной элиты. Одно­временно она оставляет открытым один из гл. вопр. соц. прогресса в обозримом будущем, а именно: а какой мере по­стиндустриальное об-во будет иосткапи-талистическим и станет ли им? Огвег на этот вопр. неоднозначен.

Рассмотренным выше представлени­ям о постиндустриальном об-вс с сер. 1970-х гг. противопоставляются его ле­ворадикальные интерпретации как вы­нужденного возвращения человечества вспять к доиндустриалыюму состоянию вследствие экол. кризиса и исчерпания в перспективе природных ресурсов (Р. Хейл-бронер, В. Феркисс и др.).

Лит.: Ариб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Он же. Обозримое будущее: сои. последствия НТР. Год 2000. М.. 1986: ИэсбиттДж., Эбурпин П. Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденнии. Год 2000. М., 1992; Иноземцев В.Д. За пределами экон. об-ва: Постиндустри­альные теории и постэкономические тенденции в совр. мире. М., 1998; Совр. «постиндустриальная волна» на Западе. М.. 1998: Вел) Д. Грядущее постиндуст­риальное об-во. М., 1999; Араб-Оглы Э.А. Взгляд из 21 в. // Свободная МЫСЛЬ. 2000. JVs 12; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 4. СПб., 2000; Ка/т Н.. Wiener A. The Year 2000. L, 1969; Touraine A. La sociele post-induslriclle. P., 1969; Brzezinski Z. Between Two Ages. N.Y., 1970; lleilh-ro-nerR. An Inguiry into the Human Prospect. N.Y., 1974: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo. 198θ'.

Э.А. Араб-Оглы


ОБЩЕСТВО — истор. развивающаяся совокупность отношений между людь­ми, складывающаяся на основе постоян­ного изменения форм и условии их дея­тельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической приро­дой. Существуют разд. подходы к пони­манию сущности О. В истории филосо­фии и соц-и О. часто понималось как совокупность чел. индивидов. В основе этого понимания О. лежали самые разд. мифологические, теологические, телео­логические, идеалистические представ­ления, общим для к-рых было то, что О. — это рез-т деятельности Бога или субъективного проявления воли чел. В сер. 19 в. стали складываться пред­ставления об О. как объективной реаль­ности sin generis, развивающейся по сво­им имманентным законам.

Впервые этот подход к О. был сфор­мулирован К. Марксом. Он рассматри­вал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия чел. не может раскрыть сущности О. О. — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Ею спе­цифика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды на­ходятся друг к другу. Распространив фн-лос. материализм на О., Маркс обратил внимание па ту материальную осиов\ > О., к-рую отражает сознание и к-рая. следовательно, явл. фактором, опреде­ляющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение это:• вопр. и означало открытие материали­стического понимания истории.

В основу понимания О. как соц. ре­альности был положен принцип мате­риалистического детерминизма. Исходя из осн. принципов материалистического детерминизма, Маркс обосновал пои. причинную зависимость осн. стру об-ва. Развитие О. он понимал как по­след, смену об-в. формаций. Более глубо­кое обоснование О. как объективной сои реальности сформулировал Э. Дюркгеич



ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ


Он считал объективными фактами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечественной науке О. понимается как определившаяся в про­цессе истор. развития человечества от­носительно устойчивая система соц. связей и отношений как между больши­ми, так и между малыми гр. людей, под­держиваемая силой обычая, традиции, закона, соц. ин-тов и т.д., основываю­щаяся на опред. способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Каждая конкр. форма О. связана с опред. терр. и полит, властью. Люди, включенные в данную терр.-полит, гос. систему, содер­жание, формы и направленность их соц. действий не только самодетерминиру­ются, но и детерминируются этой систе­мой. В свою очередь, данная форма орг-ции О. создается людьми или, вер­нее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или ан­тидемократическим) они пришли к вла­сти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демо­кратическое и т.д.), таковы соотв. и лю­ди, и их соц. действия, какова властная структура, таково и О.

Лит.: Пушкарева В.Г. Об-во // Осно­вы cou-и. Ч. 2. М., 1994; Теория об-ва. Фундаментальные проблемы. М., 1999; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.

Г. В. Осипов

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ - аспект обществ, орг-ции, система обществ, от­ношений, возникающих в связи и по по­воду самостоятельного обеспечения ин­тересов экон. и полит, свободных членов данного об-ва. Этот аспект орг-ции об-ва по-разному выражен в об-вах разл. типов. Сам термин «гражд.» указывает на корневое единство этого понятия с понятием «гражданин», т.е. О.г. есть об-во фаждан, но совр. узкоправовое понимание термина «гражданин» (граж­данство как правовой статус жителя оп­ред. страны) не отражает его подлинного социол. смысла.


Истор. термин «гражданство» восхо­дит к лат. civis — житель г. В рус, поня­тии «гражданин» также есть единая ос­нова с понятиями «г.», «горожанин». Эти смысловые связи неслучайны. Они говорят о том, что вовсе не все члены данного об-ва уже поэтому суть гражда­не, т.е. лица, обладающие правом фаж-данства (civitas — право гражданства). И истор. лишь опред. категории жителей данной страны обладали таким правом. Общим здесь оказалось то обстоятель­ство, что несвободные жители, рабы, не обладали правом фажданства, не бы­ли гражданами, не явл. членами гражд. об-ва.

Два решающих признака отделяют раба от гражданина. Раб не свободен экон., он не субъект, не участник этих отношений, а их объект, он лишен ре­шающего, центрального экон. права — права на собственность, первого соц. кач-ва фажданина. Др. таким решаю­щим кач-вом, др. аспектом фажданства явл. аспект полит. — участие граждан в решении гос. дел, в управлении гос-вом, а также их право образовывать обществ, союзы, орг-ции, независимые от гос-ва.

При всем многообразии истор. сло­жившихся видов обществ, и гос. строя эти три признака: 1) быть свободным и обладать фажд. правами (прежде всего, правом на собственность); 2) участво­вать в делах гос-ва {в той или иной форме); 3) реализовывать и защищать свои интересы вне и помимо гос-ва — неотделимы от понятия «фажданин» и соотв. та ч. жителей данного об-ва, к-рая обладает такого рода гражд. и полит, правами, образовывала и образует О.г. О.г. существует там и тогда, где и когда экон. и полит, свободные индивиды участвуют в гос. деятельности и обеспе­чивают свои интересы путем самоорга­низации.

Наличие или отсутствие гражд. прав и свобод служит наиб, очевидным инди­катором состояния и уровня развития О. г. Характеризуя их наличие в дорево­люционном российском законодательст­ве, проф. Н.М. Коркунов писал, что «постановления российского закон о да-



ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ


тельства о правах гражд. свободы пред­ставляются крайне устарелыми и не­удовлетворительными. Теперь, когда уничтожено крепостное право, долгое время тяготевшее над рус. народом, ко­гда введен гласный народный суд, когда местное об-во призвано к самоуправле­нию, — странным анахронизмом, совер­шенной несообразностью представляет­ся бесправие личности перед адм. про­изволом и отсутствие хотя бы малейшей свободы обществ, деятельности». Лишь во 2-е изд. осн. гос. законов 1906 были внесены значительные изменения по вопр. гражд. свобод. Были провозглаше­ны: неприкосновенность личности, жи­лища, свобода передвижения и занятий, свобода собр., образования об-в и сою­зов, свобода слова и религии. Тем са­мым были заложены основы для разви­тия О.г.

События в России после 1917 оста­новили развитие гражд. об-ва, прервали реализацию экон. и полит, свобод путем делегализации ин-та частной собствен­ности, установления полит, монополии на власть, привели к деформации соц. структуры об-ва, социокульт., мораль­но-этических, религ, основ об-ва в це­лом. Процесс укрепления органической структуры об-ва, вырастающей из истор. опыта, ведущего к естеств. образованию крупных соц. гр., общностей, кл., воз­никновению общих ценностей, симво­лов, норм, стандартов, был прерван.

Перспективы развития О.г. в России сегодня могут быть оценены по указан­ным выше параметрам. Конституция РФ 1993 сформулировала гражд. права и свободы. Реальность этих конституцион­ных норм зависит от реальности личной свободы граждан, их участия в делах гос-ва и независимой от гос-ва защиты своих интересов. Личная свобода выра­жается в полит, и экон. аспектах. Полит, аспект личной свободы зависит от реа­лизации полит, прав, экон. — от реали­зации права на собственность и свобод­ное распоряжение ею.

Совр. развитие России, открывая до­рогу для реализации полит, свобод, лишь создает предпосылки к возникно-


вению большинства, состоящего из граж­дан среднего кл., т.е. полит, и экон. сво­бодных членов об-ва, из тех, кто спосо­бен стать свободными людьми (экон. свободен тот, кто имеет собственность или зарабатывает достаточно, чтобы быть свободным), кто способен к ответ­ственной конструктивной полит, дея­тельности и в конечном счете способен воссоздать О.г., восстановить целост­ность нац.-культ. традиции, образовать духовную общность, воспринять, раз­вить и реализовать идею российского правового гос-ва.

Лит.: Новгородцев П.И. Кризис совр правосознания. М., 1909; Коркуиов Н.М. Рус. гос. право. СПб., 1914. С. 457; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1933. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955 Геллнер Э. Условия свободы: Гражд об-во и его истор. соперники. М., 1995 Патнем Р. Чтобы демократия сработала Гражд. традиции в совр. Италии. М, 1996; Салмин А. Совр. демократия. М, 1997; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд, М., 2008.

A.M. Яковлев

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ -

соц.-технол. характеристика состояния об-ва в отдельно взятых странах, отра­жающая рез-т процесса информатиза­ции. В перспективе все более полной и всесторонней информатизации предпо­лагается появление в 21 в. О.и. в гло­бальном масштабе, т.е. информацион­ной цивилизации.

Концептуальной основой становле­ния представлений О.и. явились труды Д. Белла, 3. Бжезинского, Э. Тоффлера и др. теоретиков постиндустриального об-ва. В дальнейшем, когда стала выяв­ляться возрастающая роль информации и информатизации в стихийном процессе перехода ч. цивилизации к постиндуст­риальной стадии развития, эту послед­нюю все чаще стали именовать «инфор­мационным об-вом». Этот термин впер­вые предложил еще в нач. 80-х гг. 20 в. японский ученый К. Кояма, а обстоя­тельное иссл-е постиндустриального



ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ


об-ва как О.и. было дано его коллегой — Я. Масудой в книге «Информационное об-во как постиндустриальное об-во*. В послед, важный вклад в формирование концепции О.и. внесли У. Дайзард, М. Кастельс, Дж. Мартин, Дж. Нэсбитт, Д. Тапскот и др., а в нашей стране: К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, А.И. Раки-тов, Г.Л. Смолян, А.Д. Урсул и др.

Под О.и. в наст, время понимают об-во, осн. на знаниях, поскольку в нем большинство нас. будет занято произ­водством, распространением, переработ­кой, хранением и использованием ин­формации. Об-во, осн. на знании, науке и образовании, может считаться О.и., поскольку информация оказывается осн. ресурсом развития, не имеющим плане­тарных ограничений. Традиционные — вещественно-энергетические ресурсы, используемые в совр. модели развития, подошли к пределу своего истощения и тем самым делают бесперспективным соц.-экон. процесс, в к-ром они доми­нируют. О.и. в соц.-технол. ряду разви­тия (охотничье-собирательское, аграр­ное, индустриальное, постиндустриаль­ное об-во), оказывается завершающей стадией т.н. модели неустойчивого раз­вития, чреватой вызовами, опасностями и угрозами глобального характера.

Считается, что О.и, своей зрелой ста­дии в глобальном масштабе становится начальной стадией ноосферы на пути реализации новой цивилизационной стратегии, обеспечивающей в будущем выживание человечества и сохранение биосферы.

Доминирование информации как не­истощимого ресурса развития и интен­сификация информационных процессов в О.и. не отменяет дальнейшего функ­ционирования индустрии, сельского \оз-ва и др. традиционных отраслей хоз. деятельности (удовлетворяющих первич­ные жизненно важные потребности), хо­тя их доля в общей занятости нас. суще­ственно (почти на порядок) уменьшится. Все более широкое использование ин­формации в кач-ве ресурса развития преодолевает опред. ограничения, свя­занные с истощением и нехваткой веще-


ственно-энергетических ресурсов (в ко­личественном и качественном аспектах) и формирует новый механизм все более полной интенсификации хоз., соц. и иных сфер деятельности людей. Инфор­мация и прежде всего науч. знание ста­новятся важнейшим инновационным фактором, качественное разнообразие и количественные объемы к-рых не имеют ограничений при их производстве и ис­пользовании в целях развития. Само развитие приобретает преимущественно информационную ориентацию и содер­жание, позволяя об-ву экономить веще­ственно-энергетические и др. матери­альные ресурсы.

Интенсификация информационных процессов кардинально изменяет мн. сферы жизнедеятельности, оказывая су­щественное влияние на соц.-экон. про­цессы, формируя не только их «инфор­мационную» форму выражения, но и трансформируя само их содержание. Кардинальные трансформации в О.и. скажутся прежде всего на формировании обществ, сознания, к-рое благодаря ин­форматизации превратится в форму со-циотехнол. (гибридного) интеллекта.

Суть его функционирования заклю­чается в том, что сознание отд. индиви­дов более активно включается в процес­сы коммуникации и принятия решений, что невозможно без эффективного ис­пользования новых информационных технологий (как компьютерных, так и медиатизационных, включая искусст­венный интеллект).

Формирование в О.и. социотехнол. интеллекта изменит форму принятия ре­шений демократическим путем, по­скольку существенно расширится круг его участников. В этот процесс будут включены и будущие поколения людей, точнее — их интересы в том виде, как они представляются современникам, принимающим решения. Предполагает­ся, что решения (гл. обр. опережающие) будут приниматься не силовыми, а ин-формационно-консенсусными методами и на рационально-нравственной и гума­нистически-справедливой основе.



ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ


Условием и предпосылкой возникно­вения О.и. явл. устранение военной и иных разрушительных форм конфронта­ции и полное освобождение от милита­ристской формы взаимодействий в со­циуме. Далее необходимо обеспечить информационную безопасность разви­тия, гарантирующую такое течение социально-информационных процессов, к-рое создавало бы необходимые усло­вия (среду) выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, их ориентацию на чел. и человечество.

Становление О.и. в России пока су­щественно отстает от передовых стран-лидеров информатизации, в к-рых уже сформирована первая стадия О.и. С российского рынка были фактически вытеснены отечественные производите­ли, информатизация оказалась в числе периферийных тенденций реформирова­ния российского об-ва.

Лит.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993; На пути к постиндустриальной цивилизации. М., 1996; Смолян Г.Л. и др. Путь России к ин­формационному об-ву. М,, 1997; Белл Д. Грядущее постиндустриальное об-во. М.. 1999; Тапскот Д. Электрон но-цифровое об-во. М., 1999; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Кастельс М, Информационная эпоха. М., 2000; Колин К.К. Информаци­онная цивилизация. М., 2002; Masuda Υ. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1981.

И.П. Ващекин, А.Д. Урсул

ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ - термин, используемый для объяснения феномена возрастания в 20 в. роли нар. масс в об­ществ, жизни. О.м. обычно оценивается негативно, как патология обществ, раз­вития, инверсия прогресса. Понятие «масса» взято из соц. психологии и воз­никло в ходе эмпирических наблюдений над непосредственно обозримыми мно­жествами индивидов (напр., поведение толп на улице), "когда происходило воз­никновение опред. психол. связей, за­ставляющих индивидов вести себя ина­че, чем если бы они действовали изо-


лированно, подчас порождающих пси­хол. аномалии типа массовой истерии. В дальнейшем эта эмпирическая конста­тация стала основой для объяснения по­ведения «чел. множеств», уже не являю­щихся непосредственно обозримыми, прежде всего, полит, поведения. О.м. можно в известном смысле рассматри­вать как перенос понятия «масса» на об-во в целом, как описание функцио­нирования об-ва по способу поведения «массы», отождествляемой с толпой. Нем. политолог Г. Шишков отмечает, что масса существовала всегда, но толь­ко теперь омассовлено об-во: если рань­ше масса выступала как фрагмент об-ва, то 20 в. об-во выступает как масса.

Истоки теорий О.м. — в консерватив­но-романтической критике капитализма идеологами кл., утративших свои сослов­ные привилегии и ностальгирующих по патриархальному укладу жизни (Э. Берк, Ж. де Местр). Непосредственными пред­шественниками были Ф. Ницше, утверж­давший, что отныне гл. роль играет масса, к-рая преклоняется перед всем зауряд­ным, а также Г. Лебон и Г. Тард, разра­батывавшие концепцию психологии масс. Первым целостным вариантом тео­рии О.м. был «аристократический», по­лучивший наиб, законченное выражение в кн. X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Вместо того чтобы следовать за эли­той (для Ортеги-и-Гассета это норматив об-ва), массы рвутся к полит, власти, хотя и не обладают способностью управлять об-вом. Они пытаются вытеснить элиту из ее традиционных областей: политики, культуры, что явл. причиной катаклиз­мов 20 в. В 40—60-х гг. 20 в. возникает либерально-критический (А. Манхейм, Э. Фромм, Д. Рисмен) и леворадикальный (Р. Миллс) варианты теории О.м., к-рые приобрели значительную популярность. Острие их критики направлено против бюрократизации, усиления контроля над личностью, свойственных гос.-монопо­лист, орг-ции, характерных для этой структуры отчуждения, конформизации людей. В 60—80-х гг. 20 в. Д. Белл. Э. Шилз объявляют теории О.м. «неоп-



ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ»


равданно критическими», пытаются пе­реконструировать их. Шилз делает ак­цент на интеграции масс в систему соц.-полит. ин-тов О.м.; посредством СМИ они усваивают нормы и ценности, создаваемые элитой, и об-во движется по пути преодоления соц. антагонизмов. Соц.-полит. структуру О.м. его теорети­ки, в части. У. Корнхаузер, рассматрива­ют прежде всего с т.з. соотношения элит и масс. «Болезнь полит, системы*, выра­жающаяся в ее массовизации, оказывает­ся следствием отсутствия у элит, равно как и у неэлит, изоляции и независимо­сти. В О.м. элиты подвержены прямой интервенции со стороны масс, а массы подвержены мобилизации со стороны элит. Постоянная прямая конфронтация элит и масс делает политику в этом об-ве нестабильной, чреватой соц. катаклизма­ми. Позитивной альтернативой О.м. он называет плюралистическое об-во, где нас. интегрировано в многочисленные «промежуточные гр.», орг-ции, добро­вольные об-ва, к-рые образуют своеоб­разный буфер, снимающий постоянную конфронтацию элит и масс.

Лит.: Ортега-и-Гассет X. Избр. про­изв. М., 1996; Ашин Т.К. Доктрина «мас­сового об-ва». М., 1971; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Г. К. Ашин

ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗА­КРЫТОЕ» (the «open» society and the «closed» society) — понятия, впервые ис­пользованные А. Бергсоном в его кн. «Два источника мор. и религии» (1935) и разработанные К. Поппером в период между 1938 и 1943 гг. в кн. «Открытое об-во и его враги». В противопоставле­нии друг другу эти понятия используют­ся для характеристики культ.-истор., соц. и полит, систем, построенных на противоположных основаниях и прин­ципах, к-рые свойственны ранним и бо­лее зрелым этапам обществ, развития.

Об-во «закрытое» — об-во, едва вы­шедшее из лона природы. Оно представ­ляет собой тип об-ва, характеризующий­ся ограниченной мобильностью, статич­ной соц. структурой, традиционализмом,


неспособностью к инновациям, догма­тичной авторитарной идеологией, не­транс η а рентными информационными отношениями и связями, тоталитарной полит, системой. Его отличает вера в ма­гические табу, запреты, обычаи, законы, в неизбежность и предопределенность, власть страха перед внешними силами, действующими, как правило, неотврати­мо, насильственно, фатально, роковым образом, неизменно, наподобие восхода' и захода солнца, смены дня и ночи, вре­мен года и т.п. В Об-ве «закрытом» соз­нательное изменение, конструирование соц. реальности, проектирование соц. ин-тов явл. не правилом, а исключением и встречается чрезвычайно редко. В нем каждому индивиду отведены свои место и роль, чел. не стремится к их измене­нию. Согласно Попперу, признаками и характеристиками Об-ва «закрытого» об­ладают об-ва племенные, магические, коллективистские. Все они терпят крах, когда благоговение, с к-рым восприни­мается существующий соц. порядок, сменяется активным вмешательством в него, критическим отношением и соз­нательным стремлением реализовать собственные или групповые интересы. Переход от Об-ва «закрытого» к «от­крытому» явл. одной из глубочайших революций, через к-рые проходит чело­вечество. Такой переход, по Попперу, имеет место тогда, когда соц. ин-ты, структуры и процессы впервые призна­ются продуктами чел. творчества, и ко­гда их сознательное изменение обсужда­ется в терминах их пригодности для до­стижения людских целей и намерений. Человечество и по сей день находится все еще в начальной стадии этого пере­хода, переживая его исключительно ост­ро и трудно.

% Об-во «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип об-ва, к-рый характеризуется динамич­ной соц. структурой, высокой мобиль­ностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и де­мократической плюралистической идео­логией.



ОБЩЕСТВО РИСКА


Концепция Об-ва «открытого» вклю­чает прежде всего идеи демократии, сво­боды и равенства. К последнему можно прийти только через институциональ­ный контроль над властью. Поэтому одна из гл. идей Об-ва «открытого» — идея власти закона. Задача установления Об-ва «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.

Характеризуя осн. черты Об-ва «от­крытого», принято подчеркивать его ра­циональность, восприимчивость к ново­му, реформам, изменчивость, осн. на внутренней диалектике самореформиро­вания и самосовершенствования. Оно стремительно движется вперед, подчиня­ясь логике ситуаций, повышая личную ответственность и значимость самостоя­тельных решений, осуществляя проду­манный выбор и тщательную подготовку к соц. реформам, к обустройству жизни в условиях расширения степени свобо­ды. В Об-ве «открытом» налицо конку­ренция за статус среди его членов. Здесь возникает новый индивидуализм вслед­ствие ослабления биол. или физических связей и повышения роли социокульт., духовных отношений. Это по особому нравственное и справедливое об-во. Его новой верой явл. гуманизм, т.е. вера в чел., его интеллект, обществ, атмосферу, где достоинство чел. жизни придают ра­зум, любовь к истине, доброте, красоте и благу. Об-во «открытое» — «благое об-во» (У. Липпман), идеалом к-рого явл. неот­чуждаемое право каждого индивида на жизнь с достоинством и в благополучии.

Сознательное строительство такого об-ва зависит от степени познания соц. процессов. Учитывая их существенную непредсказуемость, эта задача состоит в раскрытии и учете неочевидных зависи­мостей и сложности чел. деятельности, хрупкости соц. материала, его сопротив­ления давлению и манипулированию.

Об-во «открытое» становится в поис­ке и реализации наилучших вариантов жизни людей, стремясь обеспечивать оптимальное взаимодействие соц. прин­ципов диалога, консенсуса, партнерства и солидарности, комплиментарности,


транспарентности и толерантности; стра­тегий развития (имитационной, эволю­ционной, радикальной и инновацион­ной); демократических соц. технологий (переговоров, договоров, выборов, рефе­рендумов, связей с общественностью, изучения обществ, мнения и др.).

Иными словами, переход к Об-ву «открытому» не означает и не должен означать замены одной системы (форма­ции) на др. Нет никакого смысла в пере­ходе от социализма к капитализму или наоборот. Как отмечает Р. Дарендорф, дорога к свободе есть переход от «закры­того» об-ва к «открытому». А «откры­тое» об-во — не система, а только стра­тегия и способ для изучения и реализа­ции альтернатив. Экон. структуры и по­литика в нем не предопределены. Оно зиждется на свободной ответственности свободного чел.

Лит.: Корнфорт М. Открытая филосо­фия и открытое об-во. М., 1972; Поппер К. Открытое об-во и его враги: В 2 т. М., 1992; Бергер П., Лукман Т. Соц. конст­руирование реальности, М, 1995; Подой-ницына И.И. Об-во открытых кл.: очерки о моделях соц. структуры. Новосибирск, 1999; Баллерстайн И. Конец знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Социол. эн­циклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003; Оси­пов Г. В. Соц-я и об-во. М., 2006; Pop­per К. The Open Society and Its Enemies. L., 1942.

Э.М. Андреев

ОБЩЕСТВО РИСКА - понятие, ис­пользуемое для описания совр. об-в, во­шедших в стадию позднего или высоко­го модернизма (late/high modernity), ко­гда процесс производства материальных и соц. благ сопровождается систематиче­ским воспроизводством угроз, опасно­стей и риска. Введено нем. социологом У. Беком в рез-те переосмысления при­роды и сущности модернизма в целях разработки новых концептуальных под­ходов к его анализу. В наст, время О.р. объединяет совокупность концептуаль­ных положений, отражающих качествен­ные изменения обществ, бытия и созна­ния, вызванные процессом модерниза-



ОБЩЕСТВО РИСКА


ции (Э. Гидденс, С. Лаш, Б. Тернер и др.). Модернизация и современность рассматриваются не только как источ­ник разл. благ (богатства, плюрализма, либерализма и др.), но и как источник опасностей (экол. проблем, безработи­цы, распада семейных структур и груп­повых отношений).

Согласно большинству концепций О.р. возникает на основе детрадициона-лизации, т.е. разрушения традиционных форм соц. порядка, трансформации соц. структуры, роли и значения соц. кл., ценностно-нормативной системы и сис­темы соц. защиты, вследствие к-рых в жизни индивидов и гр. возникают неоп­ределенность, непредсказуемость и неза­щищенность. Неопределенность выра­жается в невозможности исчерпывающе­го познания динамично меняющейся действительности, в снижении возмож­ности прогнозирования отдаленного и даже ближайшего будущего. На индиви­дуально-личностном уровне возникает ощущение неуверенности и постоянной необходимости рисковать. При этом вы­живание в условиях риска и расплата за его последствия приобретают ярко выра­женный индивидуально-личностный ха­рактер, способствуя процессу индиви­дуализации. На объективном уровне ин­дивидуализация выражается в самостоя­тельном конструировании собственной жизни с индивидуально обусловленны­ми траекториями в разл. сферах (труде, образовании, досуге, браке и т.д.).

Под влиянием либерализации жиз­ненные стратегии становятся личным де­лом каждого, индивидуальным «продю-серским» проектом без реальной опоры на коллективные формы защиты. Хотя конструирование биографий в конечном счете опред. общими условиями (экон., полит., социокульт.), индивиды вынуж­денно несут бремя ответственности за преодоление риска. Подобная индиви­дуализация выдвигает новые требования к индивидам, формируя особый способ орг-циижи знедеятельности.называемый культурой риска. Она подразумевает от­крытость изменениям, постоянную го­товность к активным действиям в ситуа-


ции выбора. Поскольку в условиях жест­кой конкуренции выигрывает тот, кто позиционирует себя в центре жизненно­го проекта, коллективные идентичности разрушаются, растет недоверие к об-ву и гос-ву, ввергнувшим людей в состояние риска, а также др. индивидам, являющим­ся помехой в борьбе за статусные пози­ции. Поэтому культура риска часто ассо­циируется с крайними формами индиви­дуализма.

На субъективном уровне индивидуа­лизация воплощается в разрушении соц.-кл. идентичности как следствия особого отношения к соц. неравенству. Под влиянием либерализации и плюра­лизации образцов жизненного самооп­ределения оно воспринимается не как последствие соц. политики, а как рез-т индивидуальных неудач. Поэтому соц. неравенство не отражается в сознании как кл. позиция и соц. обусловленное явление, следовательно, не распознается людьми как группообразующий фактор. Притом, что жизненные шансы индиви­дов остаются структурно детерминиро­ванными, сами индивиды безропотно принимают возлагаемые на них гос-вом обвинения за якобы «личные» неудачи (потерю работы, бедность и др.). Реше­ние ими своих проблем осуществляется посредством индивидуальных, а не кол­лективных стратегий.

Подобные тенденции могут использо­ваться в полит, управлении в целях недо­пущения появления общности живущих в условиях повышенного риска и осозна­ния ими единства собственной позиции и соц. интересов. Риск по-своему проду­цируется осн. соц. ин-тами: экономикой, политикой, промышленностью, наукой и др. А ограниченные возможности эф­фективного управления риском на мак­роуровне превращают его в фатальную угрозу жизнедеятельности большинства категорий нас. Вследствие этого проис­ходит не локализация риска в границах отд. соц. слоев или гр., а его эскалация (см. Риск). Это и приводит к формирова­нию О.р. Согласно Беку, управление рис­ком станет возможным при условии пе­рехода об-в к высшей стадии развития —



ОБЩЕСТВО СЕТЕВОЕ


рефлексирующей современности (reflexi­ve modernity). Она состоит в умении соц. субъектов осознавать и поддерживать по­стоянное теор. понимание оснований своей деятельности, определять меры безопасности и оценивать перспективы индивидуального и коллективного воз­действия на риск. Источником структур­ной рефлексии выступает критицизм в отношении рез-тов предшествующей фа­зы совр. об-ва, а его основой — науч. и повседневное знание, а также осознан­ные факты незнания, недостатка правди­вой информации о к.-л. явлении, стиму­лирующие дальнейшую экспертизу.

Ряд положений концепции О.р. вы­звал критику сторонников социокульт. и соц.-кл. подходов в совр. соц-и, в части, тезис о разделении двух стадий об-ва на индустриальную и стадию риска, недо­оценка социально-статусных факторов распределения риска, идея самостоятель­ного конструирования биографий в стра­тифицированном об-ве, необоснованная фатальность и катастрофизм в отноше­нии перспектив развития О.р. В послед­нее время осуществляется конкр. анализ специфики разных О.р. в зависимости от степени стабильности и устойчивости, изучаются особенности положения в них разл. соц. гр., в части, молодежи. В отече­ственной соц-и концепции О.р, разраба­тываются в связи с иссл-ем его природы в кризисном об-ве (Ю.А. Зубок, А.В. Моз­говая, Б.Н. Порфирьев, В.И. Чупров, О.Н. Яницкий).

Превращение российского об-ва в О.р. стало возможным на основе воспро­изводства кризиса. Когда кризис утрачи­вает свою гл. отличительную черту — пе­риодичность, углубляется и превращает­ся в перманентный процесс и налицо не­возможность или неспособность найти приемлемый выход из него, начинается эскалация неопределенности и постоян­ное расширенное воспроизводство рис­ка. Воспроизводимый в таком об-ве риск становится тотальным и перманентным, приобретает системный характер. Он за­трагивает фундаментальные механизмы обществ, воспроизводства и опред. спе­цифические черты об-ва, называемого


О.р. В наиб, обобщенном виде они сво­дятся к соц.-экон. последствиям реформ, обусловившим продуцирование риска экон. и соц. деградации об-ва; последст­виям игнорирования элементарных прав чел., отсутствию надежных механизмов соц. защиты граждан, усиливающим уро­вень соц. неопределенности и риска за­висимости либо от случайных факторов, либо от произвола властей; последствиям полит, нестабильности, превратившим саму гос. власть в источник постоянных рисков для нас. Одной из попыток опре­деления О.р. в российской соц-и явилась трактовка О.р. как специфического спо­соба орг-ции соц. связей, взаимодейст­вия и взаимоотношений людей в услови­ях неопределенности, когда воспроиз­водство жизненных средств (условий жизни), физических и духовных сил чел. приобретает не соц. направленный, а преимущественно случайный, вероятно­стный характер, вытесняясь производст­вом самого риска (Зубок).

Лит.: Россия: риски и опасности «пе­реходного» об-ва. М., 1998; Новая пара­дигма развития России в 21 в.: Ком­плексное иссл-е проблем устойчивого развития: идеи и рез-ты. 2-е изд. М., 2000; Бек У. Об-во риска. На пути к др. модерну. М., 2000; Риск в соц. простран­стве. М., 2001; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М.. 2001; Покосов В.В. Трансформация рос­сийского об-ва (социол. аспекты). М.. 2002; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1991; Beck U., Giddens Α., Lash S. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aestetics in the Modern Social Order. Polity Press, 1994; Turner B.S. Orientalism. Postmodernism and Globalism. L.; N.Y.: Routledge, 1994; Furlong Α., Cartmel F. Young People and Social Change. Indi­vidualization and Risk in Late Modernity. Buckingham, 1997. См. Раек.

Ю.А. Зубок

ОБЩЕСТВО СЕТЕВОЕ - термин, предложенный М. Кастельсом в рамка\ его более общей теории информатиза-



ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ


ции совр. об-ва. Согласно концепции Кастельса, широкое распространение информационных процессов в совр. ми­ре приводит к радикальным сдвигам в соц. жизни об-ва. Создание многочис­ленных информационных сетей приво­дит к тому, что утрачивают свое былое значение вертикальные связи управле­ния, зато необычайно интенсивно раз­виваются горизонтальные соц. связи. Следствием этого явл., в части., интер-нализация соц. жизни и ослабление гос. суверенитета, к-рый еще в 20 в. был од­ной из наиб, значимых черт соц. жиз­ни об-ва. Возникновение интенсивных коммуникационных сетей привело также и к коренным сдвигам в экон. жизни. Более гибким становится производство, к-рое благодаря информационным сетям стало не только гораздо более оператив­но реагировать на спрос и предложение, но и сам спрос во все большей степени стал управляться информационными се­тями. Наконец, серьезные сдвиги проис­ходят и в укладе жизни отд. людей. Это касается и форм занятости, и обыденной жизни, и даже самых интимных отноше­ний между людьми. Совр. информаци­онные сети сделали место проживания рабочим местом для мн. людей, их тру­довой график стал гораздо гибче и раз­нообразнее, их досуговые возможности увеличились многократно, а Интернет активно проник даже в сферу их интим­ной жизни.

Становление О.с. создает и немало серьезных проблем. Становясь аноним­ными, властные отношения все более бесконтрольно вторгаются в жизнь не только отд, людей, но и целых наций, размывая и подрывая механизмы, гаран­тирующие законные права граждан и соц. общностей. Одним из путей разре­шения такой ситуации мн. теоретики зндят в возникновении соц. движений нового типа, также осн. на широком ис­пользовании глобальных информацион­ных сетей. Примером таких движений явл. нек-рые формы междунар. антигло­балистских обществ, орг-ций, самыми разл. способами собирающих информа­цию об асоциальной и антисоциальной


деятельности транснац. корпораций, де­лая эту информацию широко доступной и проводящие эффективные пиаровские акции, направленные на срыв манипу-лятивных действий этих корпораций.

Лит,: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об-во и культура. М., 2000; Култыгии В.П. Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Нетокра-тия: Новая правящая элита и жизнь по­сле капитализма. СПб., 2004.

В.П. Култыгин

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ - до­капиталистические (доиндустриальные) обществ, уклады аграрного типа, для к-рых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокульт. ре­гуляции, осн. на традиции. В зап. ис-тор. соц-и, соц-и развития и модерни­зации в кач-ве О.т. рассматриваются и малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках * азиате ко го способа производства») и дифференцирован но - гетерогенная, м но -гоструктурная и кл. (типа европ. феода­лизма) стадии доиндустриального об-ва, в осн. по след. соображениям: 1) по сходству отношений собственности: в первом случае непосредственный про­изводитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором — через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит кап. принципу неделимой частной собственности и де­лает немыслимой «свободную личность», не имеющую к-то опред. отношения к земле и свободно распоряжающуюся своим трудом по законам рынка; 2) по не к-рым общим особенностям функ­ционирования культуры: громадная инер­ционность однажды принятых культ, об­разцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание пред­писанных моделей поведения и т.п.; 3) по наличию в обоих случаях относи­тельно простого и устойчивого разделе­ния труда, тяготеющего к сословному или даже кастовому закреплению. Всем этим смазываются границы между ука­занными стадиями, но зато достигается



ОБЩИНА


теор. цель категории О.т.: подчеркнуть отличие всех прочих типов обществ, орг-ции от индустриально-рыночных, кап. об-в.

Лит.: Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Парсонс Т. Система совр. об-в. М, 1997.

А.Д. Ковалев

ОБЩИНА — термин, обозначающий и собственно О., и разл. виды сооб-в. Эта неоднозначность связана с неточным переводом термина с иностр. яз., напр., англ. community и франц. communaute (происходящего от лат. communio, обо­значающего как О., так и сооб-во), а также нем. Gemeinschaft — «сооб-во» рус. словом «О.», иногда еще использую­щимся в нек-рых работах отечественных социологов.

Собственно О. — осн. соц. ячейка первобытного об-ва. Первоначально она объединяла ч. фратрии, достаточную для самообеспечения продуктами охоты и собирательства. С нач. неолита О. пре­вращается в земледельческую терр. сель­скую О., ведущую натуральное хоз-во при обществ, собственности на гл. сред­ства производства — возделываемую землю и общинные угодья. Кочевая ско­товодческая О. как ее специфический вид сочетает черты охотничьих и аграр­ных О.: отлов животных, общее пастби­ще и т.п. Почти не изменяясь, сельская О. приспосабливается к обществ, отно­шениям и политико-правовой системе аграрного (рабовладельческо-феодально-го) об-ва, сохраняя автономию и значи­тельные элементы самоуправления, опи­рающиеся на традиционное право (включая внутриобщинный «мирской» суд) и взаимопомощь (физическую и ма­териальную, включая круговую поруку). В этот период обрабатываемая земля со­храняется в собственности или владении общины, и хотя отд. участки передаются во временное пользование (реже в соб­ственность) отд. семьям, как правило, они подлежат перманентному подушно­му переделу. Угодья остаются в коллек­тивной собственности О. Товарно-де­нежные отношения, особенно в индуст-


риальном (кап.) об-ве, действуют на О. разлагающе.

Конфессиональная О. (термин «хри­стианская община» — «christliche Gemein-de» впервые ввел Μ. Лютер) обозначает сооб-во верующих одного религ. испове­дания. При этом элементы общинной жизни сохраняют фактически только единоверцы, объединенные вокруг к.-л. религ. центра. Солидарность внутри конфессиональной О. поддерживается опред. взаимопомощью и нередко опи­рается на нац. или иную соц. однород­ность.

Термином «О.* в отечественной науке иногда обозначаются и др. рода сооб-ва:

• национальная О. — сооб-во терр. гр. нац. меньшинств (часто эмигрантов), помогающее им социализироваться в месте проживания;

»городская (коммунальная) О. — терр. сооб-во, способствующее осущест­влению ряда интересов нас, до не к-рой степени обеспечивающее иллюзию авто­номности при сохранении соц. структур и соц. отношений, господствующих во всем об-ве. То же можно сказать и об О. как адм. единице нек-рых стран.

Лит.: Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и послед­ствия его разложения. Ч. 1. М., 1879: Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древ­нейших времен до 18 в. Кн. 1, 2. М,. 1952, 1954; Община и соц. орг-ция у на­родов Восточной и Юго-Восточной Азии. Л., 1967; Проблемы истории дока­питалистических об-в. Кн. 1. М., 1968: Община в Африке: проблемы типологии. М., 1978; Свод этнографических поня­тий и терминов в рамках соц.-экон. от­ношений и соционормативной культу­ры. М., 1986; Кучумова Л.И. Сельская община в России (2-я пол. 19 в.). Μ­Ι 992; Голубцова Е.С. Обшина, племя, на­родность в античную эпоху. М., 1998.

Н.Т. Кремлёв

ОБЩНОСТЬ (ОБЩИНА, СООБЩЕСТ­ВО) И ОБЩЕСТВО (Gemeinschaft una Gesellschaft) — центральные категории теор. («чистой») соц-и Ф. Тенниса, иде­ально-типически характеризующие про-







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2340 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.