Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Моделирование в социологии





описание их в терминах модельных еди­ниц, сбор данных и идентификация мо­дельных параметров и соотношений, ве­рификация модели); иссл-е моделей и получение новой информации; переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете иссл-я (деформализация и со­держательная интерпретация, анализ, обобщение, изъяснение), включение мо­дельных знаний в систему теор. знания об объекте иссл-я.

Накоплен значительный опыт приме­нения разл. моделей в соц-и. Наиб, рас­пространение получили модели, предна­значенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических дан­ных, и модели, осн. на идеях разл. тео­ретико-вероятностных и стат. методов. Для поиска зависимостей между пере­менными и выявления наиб, значимых факторов используются модели анализов регрессионного и дисперсионного; для сверки информации, обнаружения скры­тых факторов и построения индексов — модели факторного и латентно-струк­турного анализа; для выявления структу­ры расположения объектов в простран­стве признаков — классификационные модели; для анализа табл. сопряженно­сти — модели анализа многомерного дис­кретного и анализа данных. Одновремен­но с развитием указанных моделей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяснение механизмов соц. явлений и процессов. Имеется немало успешных попыток применения в конкр. иссл-ях моделей, заключающих в себе объясне­ние механизмов процессов соц. мобиль­ности, процессов воспроизводства обра­зования нас, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения нас, соц.-полит, процессов и деятельно­сти соц.-полит, ин-тов, соц. процессов коллективно-группового уровня и др. Вместе с тем одним из гл. факторов, сдерживающих дальнейшее развитие данного направления применения моде­лей в соц-и, явл. наличие существенного разрыва между гносеологическими свой­ствами моделей содержательного и фор-


мального уровней, не соотв, друг другу во мн. случаях. Поэтому ключевыми для совр. этапа применения метода модели­рования в соц-и становятся: проблема создания системных концептуальных моделей соц. явлений и процессов и проблема разработки формализованных в той или иной мере моделей, ориенти­рованных прежде всего на выбор средст­ва формального описания, релевантных представляемым аспектам соц. систем. Среди разл. моделей, предназначенных для решения последней проблемы и для проблем, разрабатываемых в рамках ме­тодологии системного моделирования, к наиб, многообещающим, по мнению мн. исследователей, относятся имитацион­ные модели.

По мере совершенствования и более активного использования моделей, а также в связи с возрастающими трудно­стями непосредственного получения но­вого знания моделирование становится одним из важнейших методов социол. иссл-я.

Дальнейшее развитие М. в с предпо­лагает: создание более совершенных мо­делей для описания, преобразования и структурирования соц. информации; по­строение моделей, более адекватных изучаемым явлениям и процессам и спо­собных стать основой для построения теор. схем соотв. объектов; осуществле­ние перехода от моделей отд. явлений и процессов к конструируемым из них комплексам моделей, что позволит изу­чать разл. сферы жизнедеятельности об-ва в неразрывной связи с решением задач управления.

Лит.: Глинский Б.А. и др. Моделирова­ние как метод науч. иссл-я. М., 1965: Матем. моделирование в соц-и (методы и задачи). Новосибирск, 1977; Бесту­жев-Лада ИВ., Варыгин В.Н., Малахов В.А. Моделирование в социол, иссл-ях. М., 1979; Стат. методы анализа в социол. иссл-ях. М., 1979; Бартоломью Д.Дж. Стохастические модели соц. процессов. М., 1985; Роберте Ф.С. Дискретные ма­тем. модели с приложением к соц., биол. и экон. задачам. М., 1986; Матем. методы и модели в соц-и. М., 1991; Тихомиров Н.П.



МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ


и др. Моделирование соц. процессов. М., 1993; Штофф В.А. Моделирование и фи­лософия. М., 1996; Плотинский Ю.М. Модели соц. процессов. М., 2001.

В. Г. Лндреенков

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕ­СКОЕ В СОЦИОЛОГИИ - см. Социо­логия математическая.

МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ - ком­плекс универсалистских соц.-экон. тео­рий и концепций, рассматривающих ис­торию чел. сооб-в как их развитие или «восхождение» в рамках единой парадиг­мы прогресса во всех ключевых сферах их деятельности.

Начиная с древности в социол. мысли М.т. противостоят, прежде всего, идеям (теориям) круговорота исторического, со­гласно к-рым человечество находится в циклическом движении, включающем периоды культ., соц., экон. восхождения (возрождения) и послед, упадка, с воз­вратом к послед, восхождению,

Истор. первыми собственно науч. М.т. стали формационные теории, разви­тые в марксизме (и далее в неомарксиз­ме), к-рые рассматривали чел. историю в рамках развития способов производства в чел. сооб-вах — от первобытнооб­щинной формации через рабовладель­ческую, феодальную, кап. к социалист, (ком.),

В значительной мере в противовес марксистской интерпретации соц.-экон. истории в зап. соц. 19—20 вв., начиная с М. Вебера, возникли Мл,, основанные на дуализме противоположных по соц, opr-ции традиционного об-ва и модер­низированного об-ва. При этом гл. признаком традиционного об-ва явл. безусловное преобладание традиции над новацией (и, соотв., отторжение или прямое табуирование новаций), осн. на сакрализации большинства сфер жизни сооб-в и «магическом* мышлении; имен­но для такого об-ва характерно «цикли­ческое» развитие с постоянным возвра­щением к освященным традицией нор­мам и способам деятельности. В то же время в модернизированном об-ве нова-


ции безусловно преобладают над тради­цией, соц. жизнь носит светский харак­тер, индивид, свободный от навязанных традицией табу и движимый рациональ­ным мышлением, отчетливо выделяется из традиционных общностей и становит­ся активным независимым деятелем, развитие носит нециклический (посту­пательный) характер.

При этом, поскольку соотв. модели М.т. создавались на Западе, модерниза­ция, по крайней мере, до нач. 20 в. по­нималась исключительно как вестерни-зация, хотя предпосылочные основания для нее определялись по-разному. Ве-бер, создавая свою теорию типов дейст­вия социального (традиционного, ценно­стно-рационального, целерационального и аффективного), называл осн. движу­щей силой модернизации «дух протес­тантской этики». Др. исследователи при­давали осн. значение в модернизации факторам экономики, техники, культу­ры, мор. и т.д. Однако ключевыми пред­посылками модернизации в большинст­ве вариантов М.т. признается рациона­лизация всех сфер чел. деятельности. Причем в соответствии с универсалист­ским характером М.т., итоговым этапом модернизации предполагается конвер­генция соц.-полит, и экон. ин-тов во всех странах (П.А. Сорокин, Дж. Гэл-брейт, позже Ф. Фукуяма), с унифика­цией ценностных оснований и базовых обществ, структур.

Одним из весьма распространенных вариантов М.т. явл. разл. концепции «стадий роста». Наиб, известная из них — теория стадий экон. роста У. Рос-тоу, согласно к-рой история делится на пять стадий:

• «традиционное об-во» (все об-ва до капитализма с преобладанием сельского хоз-ва в экономике и низкой производи­тельностью труда);

• «переходное об-во» (этап перехода производства к домонополистическому капитализму);

• «период сдвига» (этап промышлен­ных революций и начала индустриализа­ции);



МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ


• «период зрелости» (этап завершен­ной индустриализации и возникновения высокоразвитых промышленных стран);

• «эра высокого уровня массового по­требления». При этом Ростоу и его по­следователи связывают соц. трансфор­мации на разл. стадиях этой модели, прежде всего, с рационализацией мыш­ления чел. и освобождением его индиви­дуальной инициативы, а также с дости­жениями науки и техники.

Особый интерес к М.т. возник в эпо­ху деколонизации «третьего мира», когда перед социологами встал вопр. о воз­можности массовой трансформации тра­диционных об-в в совр. Новый толчок анализу М.т. дал распад социалист, сис­темы и переход ряда постсоветских стран на «рыночно-демократический» путь развития. В связи с этим в М.т. вы­деляются понятия первичной (органиче­ской) и вторичной (неорганической, до­гоняющей, отраженной) модернизации.

В рамках этих концептов утверждает­ся, что первичная модернизация берет нач. в модернизации духовно-идеологи­ческих ценностей эпох Ренессанса, Ре­формации и Просвещения, и была реа­лизована в Зап. Европе, США и Канаде в период от нач. промышленной рево­люции до утверждения в соц.-полит, и экон. практике ценностей совр. зап. об-ва. Причем отличие первичной мо­дернизации состоит в последовательно­сти, эволюционное™, поэтапности мо-дернизационных процессов.

Вторичная модернизация проходит за счет социокульт. взаимодействия «от­ставших» стран со странами модернизи­рованными, путем заимствования и ко­пирования образцов модернизирован­ных ин-тов. В этих условиях оказывает­ся, что одни ин-ты об-ва уже находятся на уровне модернизированных стран, а др. отсутствуют или находятся на стадии зарождения. Этот тип модернизации, с той или иной мерой успешности реали­зуемый в ряде стран Азии, Африки, Лат. Америки и позже в бывших социалист, странах, нередко характеризуют в поня­тиях «частичной модернизации», «тупи-


ковой модернизации», «кризисного син­дрома модернизации».

В кач-ве осн. компонентов модерни­зации рассматриваются создание совр. суверенного нац. правового гос-ва, не­значительное влияние соц. ин-тов и элит традиционного об-ва, рыночная экономика, реализация демократических ин-тов власти и создание гражд. об-ва.

Анализ процессов постколониальной и постсоциалистической модернизации в 70—90 гг. 20 в. и нач. 21 в. приводит, с одной стороны, к усложнению вариантов М.т. и, с др. — к появлению скептицизма в отношении ключевых постулатов М.т. вплоть до отрицания М.т. вообще (И. Валлерстайн). Возрождается внима­ние к отд. аспектам модернизационного процесса, в части., технол. (К. Ле-ви-Стросс), функциональной (Н, Смел-зер), глобальной (П. Винер) модерниза­ции. Ставится под сомнение тождество модернизации и вестернизации, а также жесткое противопоставление «традици­онных» и «совр.» соц. ин-тов. Исследу­ются феномены «незападной» («социа­лист.» и «восточной») модернизации с их спецификой идеол., социокульт. и религ. оснований модернизационного процесса. Возникают М.т., признающие возмож­ность и эффективность модернизации с сохранением локальных социокульт. тра­диций (А. Турен, С. Эйзенштадт, С. Хан­тингтон). Вводятся понятия «мобилиза­ционной модернизации» и «авторитарной модернизации». Появляются «теории за­висимости» (Р. Пребиш и Ф. Кардозо), утверждающие, что догоняющая модер­низация принципиально нереализуема и обрекает вставшие на такой путь страны на тотальное отставание от модернизи­рованных стран-лидеров.

В рамках критического подхода к М.т, пересматриваются прочно связан­ные с М.т. общества индустриального теории (Р. Арон, Ростоу) и общества постиндустриального теории (Д. Белл, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, 3. Бжезин-ский, Э. Гидденс). Как выводы из кри­тики М.т. возникают теории постмодер­низации (С. Лаш, Р. Инглегарт), к-рые утверждают, что в «постсовременном»



МОЛОДЕЖЬ


мире характерные для эпохи модерна процессы индивидуализации, рациона­лизации, сои. дифференциации и доми-инроиания рыночных обменов в рамках четко выраженных паи. гос-в сменяются де-индивидуализанией, дс-лифферепциа-нией. кризисом рациональности и рос­том роли иррациональных мотиваций деятельности, преобладанием нерыноч­ных (символических) обменов, размыва­нием границ нац. гос-в, жанров, науч. тсииилин и т.д.

Лит.: Давыдов А.П. Иивилизациоппые сновы политики модернизации // Вест. МГУ. Сер. 12. 1998. № 3: Гидденс Э. По-.ледствия модернити // Новая постинду­стриальная волна на Западе. М., 1999; Ннглегарт Р. Модернизация и постмодер-мизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999: Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустиралыюй тео­рии в меняющемся мире //Там же; Федо­рова В.Г. Типология модернизаций и. лособов их изучения // Вопр. филосо-iuni. 2001. N° 4: Хантингтон С. Столкно­вение цивилизаций. М., 2003; Фукуяма Ф. Конец истории и последний чел. М.,

: -4.

Л. С. Черной

МОЛОДЕЖЬ — в широком смысле об-1ая совокупность групповых обшно-. образующихся на основе возраст-признаков и связанных с ними осн. аилов деятельности. В узком смысле М. — соц.-лемогр. ιρ., выделяемая на.нове обусловленных возрастом осо-Ч-нностей соц. положения молодых лю-мх места и функций в сои. структу-5-ва, специфических интересов и юстей. Эта соц.-лемогр. ф. неолно-голна по составу. В ней выделяются pan. слои по возрасту (подростки, юно­шество), полу, видам деятельности (уча-■I. студенчество, работающие), мес-чельства (городская, сельская) и др. Соотв. дифференцируются групповое са-• сознание и интересы М.

Существуют разные подходы к опрс-.глению М. как самостоятельной соц. - Во-первых, с т.з. охвата опред. этапа жизненного цикла. При этом в кач-ве


сущностной характеристики М. часто делается упор па наиб, активном перио­де социализации, хотя более употребимо

В этом смысле понятие «молодость». 13 процессе перехода от детства к взрос­лости обычно выделяются две фазы: отрочество (подростковый возраст) и юность (ранняя и поздняя). Границы молодости и критерии ее возрастной пе­риодизации зависят от обществ.-истор. развития, культуры, способов и форм социализации, материальных условий жизни, характерных для данного об-ва. Напр., увеличение периода обязательно­го образования ведет к повышению «верхней» возрастной границы М.. а ши­рокое применение труда подростков сдвигает ее «нижнюю* возрастную гра­ницу к более ранним гг. В отечествен­ной сои-и наиб, часто возрастные грани-цы М. опред. периодом 15—29 лет.

Во-вторых, под термином «М.» пони­мается сои. статус, определяемый воз­растом. Соц. статус М. неоднороден и характеризуется промежуточностью се обществ, положения. Он непосредствен­но связан с осн. видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вто­ричной занятостью), с ролевыми струк­турами личности, а также с теми пред­ставлениями и стереотипами, к-рые сло­жились в об-вс по отношению к предста­вителям молодого поколения. В-третьих, понятие «М.» используется в значении молодежной субкультуры (см. Субкуль­тура (подкулътура)). При этом подчер­кивается особая форма орг-ции молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфиче­скими нормами, ценностями и образца­ми повеления. В-четвертых, соц. сущ­ность М. опрел, с т.з. ее места и роли в обществ, воспроизводстве. Интефируясь в сои. структуру. М. осуществляет не только простое, но и расширенное вос­производство. Отсюда вытекают важней­шие соц. функции М.: воспроизводст­венная, инновационная, трансляцион­ная. В своем стремлении стать полно­правными субъектами соц. отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны об-ва, его


МОРАЛЬ


отд. гр. и соц. ин-тов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделе­ния специфически молодежных кон­фликтов могут являться: возрастное не­равенство соц. статуса, неадекватные взаимодействия с ин-тами социализа­ции, принадлежность к иному типу культуры (иной субкультуре).

Лит.: Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. Л., 1982; Филиппов Ф.Р., Чупров В. И. Сон. проблемы молодежи // Рабочая кн. со­циолога. М., 1983; Зубок Ю.А. Соц. ин­теграция молодежи и условиях неста­бильного об-ва. М., 1989; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в обществ, вос­производстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

В. И. Чупров

МОРАЛЬ (от лат. mores — обычаи, нра­вы, moralis — нравственный) — особая форма обществ, сознания и вил обществ, отношений (мор. отношения).

М. возникла из объективной необхо­димости регулировать нормы поведения, взаимоотношения люлей в чел. общежи­тии, согласовывать их действия, поступ­ки для сохранения целостности опред. соц. общности.

М. — специфическая форма обществ, сознания. Во-первых, она носит универ­сальный характер. В отличие от др. форм сознания (правового, полит, и др.), отра­жающих конкр. сферу бытия, мор. прин­ципы, нормы, традиции применимы во всех сферах жизнедеятельности чел.: в быту, политике, труде, учебе, семейных, групповых, междунар. отношениях и т.д. Они носят также всеобщий характер для любых соц. общностей, поскольку во­брали в себя многовековой опыт межче­ловеческих отношений. Во-вторых, мор. регулирование не опирается па силу гос., адм. или экон. принуждения. Гарантом действенности мор. норм выступает гос­подствующее обществ, мнение, тради­ции, нравы, привычки. Выполнение мор. требований отд. чел. контролируется все­ми людьми. В-третьих, специфичен оце­ночно-императивный механизм регули­рования М. обществ, отношений. Чел.


сознательно или бессознательно оцени­вает всю окружающую его действитель­ность, и эта опенка повелевает (заставля­ет) его действовать в опред. направлен­ности. Особенностью М. яил. и то, что она может осуществлять функцию peiy-лирования только тогда, когда нравст­венные принципы, нормы восприняты чел. как свои личные и когда существует свобода, возможность следовать им в своих действиях.

Мор. отношения представляют собой совокупность конкр. идеально-духовных зависимостей и связей, к-рые возникают между людьми в процессе их деятельно­сти. Их специфика заключается в том, что эти отношения нельзя выделить в чистом виде, есть лишь сторона (аспект) трудовой, полит, и др. видов деятельно­сти, отражающая направленность отно­шений (по критерию добра и зла) чел. с др. людьми, с об-вом в целом. Мор. от­ношения оцениваются не только по са­мим действиям личности (соц. общно­сти) или по их резу-там. но и по их мо­тивам, побуждениям, намерениям.

Система М. включает: мор. сознание и мор. поведение, действия людей. По категориям: нравственные ценности, нормы, традиции, убеждения, мотивы, идеалы и др. По носителям: М. об-ва (М. макросреды); М. отд. соц. гр., кол­лективов (М. микросреды); М. лично­сти. По функционированию М. в об-ве выделяется: М. должная (требования об-ва к нравственному поведению лю­дей); М. сущая (реальное нравственное сознание и поведение членов об-ва). В.М. Соколов выделяет еще М. концеп­туальную, т.е. господствующую в конкр. общ-вс теор. модель М.

Содержание осн. мор. категорий обу­словливается обшечел. понятиями о нрав­ственности, сущностью господствующих соц.-экон. отношений и спецификой ментальное™ конкр. этноса.

Все это явл. предметом анализа при­кладной соц-и (см. Социология морали).

Совр. российское об-во характериз\-ется крушением и заменой на новые всех прежних (советских) обществ, отно­шений: соц., полит., экон. и др. В этих



Η


НАБЛЮДЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ - от­вечающее изучаемому объекту значение вектора X = (ΑΊ,..., Х„). компонентами κ-poro служат чначения наблюдаемых признаков (см. Признак многомерный.

Признак одномерный). ΑΊ..... Х„ для этого

объекта (напр., если изучаемый объ­ект — это респондент, то в кач-ве векто­ра X может служить набор его ответов на вопр. анкеты). При я = I говорят об одномерном наблюдении, при η > 1 наблюдение называется многомерным. При использовании методов анализа многомерного статистического наблюде­ние обычно интерпретируется как реа­лизация величины случайной (одномерной или многомерной).

10. Н. Телешова

НАБЛЮДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЕ - ме­тол несплошного стат. наблюдения, при к-ром отобранная с помощью специаль­ных приемов ч. объектов по составу и величине обобщающихся характеристик представляет всю изучаемую совокуп­ность (см. Совокупность генерсньная). От др. форм несплошного наблюдения вы­борочный метод отличается тем, что обеспечивает опред. гарантии распро­странения полученных выводов по ч, на нелое.

К преимуществам Н.и. по сравнению со сплошным следует отнести эконо­мичность, быстроту, гибкость и возмож­ность получения информации более вы­сокого кач-ва. Выборочный метол ши­роко используется там. где получение информации о каждом элементе сово­купности невозможно или слишком до­рого. При обследовании ч. объектов по­является возможность больше внимания уделять организационным вопр., в части, контролю кач-ва процедур.

Отправной точкой в истории науч. теории выборочного метола считают ра-


боты норвежского статистика А. Киаэра. к-рый в 1895 впервые внес на обсужде­ние в Междунар. ин-тс статистики вопр. о применении выборочного метода как самостоятельного инструмента стат. об­следования. До этого времени разл. рола пссплошные наблюдения проводились во мп. странах па фоне переписей нас. и, как правило, без основания исполь­зуемых процедур отбора. В России пер­вые упоминания о практическом приме­нении Н.в. относятся к 70-м гг. 19 в. в связи с изучением условий жизни тер­ского казачества. Затем с сер. 1880-х гг. выборочный метод постепенно находит более широкое применение в практике земских статистиков. Именно в стат. практике впервые зародились идеи Н.в. и были разработаны гл. положения ме­тода. Осн. предпосылки ДЛЯ корректного применения выборочного метола: требо­вание достаточно большого объема вы­борочных единиц и равномерность п\ распределения по пространству гене­ральной совокупности обеспечивались либо механическим отбором, либо стра­тификацией совокупности с послед, ме­ханическим отбором или отбором ти­пичных объектов. Однако до нач. 20 в. единственным критерием представи­тельности рез-тов выборочного наблю­дения было лишь их совпадение с дан­ными сплошных иссл-й.

В 1902 англ. статистик А. Боули впер­вые дал науч. обоснование выборочного метола на основе теории вероятностей и указал априорные критерии точности рез-тов. Теория Боули позволяет в зави­симости от объема выборочной совокуп­ности определить теор. допустимые пре­делы, за к-рыс не выйдут отклонения рез-тов выборочного иссл-я о генераль­ных данных, и в зависимости от допусти­мой величины этих отклонений опред. миним. объем выборочной совокупно-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 501 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.