Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Надежность социологической информации





не всегда может установить, что именно измеряется — точность, правильность или валидность). Поэтому наряду с вы­шеназванными характеристиками надеж­ности, полученными путем типологии учтенных ошибок измерения, целесооб­разно использовать типологию самих способов измерения (учета) ошибок, т.е. типологию способов контроля надежно­сти эмпирических данных.

Различают две гр. способов контроля надежности: внешний контроль (сопос­тавление эмпирической информации в данном иссл-и с к.-л. др. информацией) и внутренний контроль (изучение рас­пределения признаков в данном иссл-и).

А. Внешний контроль.

1. Контроль, внешний по отношению ко времени иссл-я, т.е. сопоставление рез-тов измерения в данном иссл-и с рез-тами повторного измерения того же массива респондентов с тем же исследо­вателем в тех же условиях с помощью того же инструмента и процедуры изме­рения (напр., метод перепроверки, или test-retest).

2. Контроль, внешний по отношению к ситуации (условиям) иссл-я (напр., со­поставление рез-тов опроса по произ­водственной и терр. выборке того же массива респондентов тем же исследова­телем с помощью того же инструмента иссл.).

3. Контроль, внешний по отноше­
нию к инструменту и процедуре иссл-я
(напр., сопоставление данных опроса с
реальным поведением респондентов
(данные анализа док-тов, наблюдения
и т.п.); сопоставление данных опроса с
данными, полученными с помощью ин­
струмента, к-рый считается эквивалент­
ным — метод эквивалентных форм).

4. Контроль, внешний по отношению к исследователю (напр., сопоставление данных опроса, полученных одним ин­тервьюером, полученными на том же массиве в тот же период времени с ис­пользованием той же процедуры и инст­румента иссл-я др. интервьюером).

5. Контроль, внешний по отношению к объекту иссл-я, т.е. сопоставление данных опроса с данными, полученны-


ми на др. объекте (применяется в случае, если в соответствии с целью иссл-я ин­струмент должен давать одинаковые по­казатели на разных объектах, как, напр., при разработке теста умственных спо­собностей независимого от тезауруса респондента: распределение тестовых оценок для разл. образовательных гр. должны совпадать).

В кач-ве показателя совпадения ин­формации, полученной в данном иссл-и, с к.-л. иной информацией при внешнем контроле используется обычно коэффи­циент корреляции; средняя арифметиче­ская и средняя квадратическая ошибка; специальная мера, рассчитываемая как число респондентов, давших одинаковые ответы в двух иссл-ях, нормированное числом всех опрошенных.

Б. Внутренний контроль.

1. Изучение распределения данного
признака по всей выборке. Напр., расчет
репрезентативности (как функции от
дисперсии и объема выборки); изучение
формы распределения (выявление «не­
работающих» вопр. или градаций вопр.,
наличие «выпадающих» значений и др.).

2. Сопоставление распределения разл. признаков по всему массиву (напр., ме­тод расщепления (split-half), заключаю­щийся в сопоставлении двух однород­ных гр. признаков в тестовых методиках; устранение «субъективных» погрешно­стей путем учета «личного уравнения» респондента),

3. Изучение распределения призна­ков в разл. подвыборках (напр., устране­ние влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные крите­рии надежности).

См. также: Качество социологического исследования, Репрезентативность, Ва­лидность (обоснованность) социологиче­ской информации, Точность (устойчи­вость) социологической информации, Пра­вильность социологической информации.

Лит.: Волович В.И. Надежность ин­формации в социол. иссл-и. Киев, 1974; Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979; Саганенко Г.И. Социол, информация (стат. оценка на­дежности исходных данных социол.



НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ


иссл-я.). Л., 1979; Она же. Надежность рез-тов соииол. иссл-я. Л., 1983; Пани-отто В.И. Кач-во соииол. информации (методы оценки и процедуры обеспече­ния). Киев. 1986; Ядов В.А. Стратегия соииол. иссл-я. М., 2007.

В.И. Паниотто

НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - цело­стная форма жизнеощущения, доми­нантная форма реально функционирую­щего обществ, сознания, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального воспри­ятия индивидом, соц. гр. и нас. соц. це­лей и интересов. Н.с. формируется под воздействием реальных экон., полит, и духовных процессов и в потенции реа­лизуется (или не реализуется) в практи­ческой деятельности.

Н.с, будучи зависимым от психофи-зиол. элементов (состояния здоровья), складывается из непосредственного вос­приятия мира (чувств, эмоций), миро­воззренческих компонентов (умона­строения, убеждений), оценок соц. опы­та, соц. целей и интересов, а также ду­ховных запросов и устремлений, что проявляется в сон. ожиданиях и соц. по­зиции его субъектов.

Н.с. не только дает ответ на содержа­тельную характеристику обществ, созна­ния, но и в известной мерс характеризу­ет степень устойчивости об-ва, уровень его толерантности и конфликтности.

Заслуга в иссл-и феномена «настрое­ние» принадлежит психологам, к-рые долгое время трактовали его как способ, метод проявления эмоций и чувств, что формировало представление о нем. как о некоем случайном, эфемерном, быстро проходящим и неустойчивом явлении.

Такие выражения, как «настроение испортилось», «настроение поднялось*, «настроение изменилось», отражают со­стояние в1гугреннего мира чел., реакцию на происходящие процессы в личной и обществ, жизни. Уже иное, более глубо­кое и весомое имеется в виду, когда го­ворится; «сделано под влиянием па-строения», «настроение у меня на работе хорошее (плохое)». В данном случае по-


является не просто ситуативная характе­ристика одного из компонентов созна­ния и поведения: возникает картина особого типа восприятия и отношения к миру, к-рая во мн. опред. оценку проис­ходящего в непосредственном окруже­нии.

Еще более значительный смысл вкла­дывается, когда характеризуется степень воздействия па окружающий мир: «на­строй на дела», «настроение поддержать (дело, руководителя, партию)» и т.п., ко­гда подразумеваются две существенные характеристики: активность и длитель­ность функционирования важных пози­ций в сознании и повелении людей.

И наконец, совсем по-ипому звучит данное понятие, когда люди характери­зуют или описывают свое настроение по отношению ко всему тому, что происхо­дит в об-вс. в к-ром они работают и жи­вут. В этом случае чел., не сознавая ИЛИ осознавая частично всю совокупность происходящих вокруг него процессов, аккумулирует в своем сознании мн. эле­менты восприятия и суждения о самы\ разнообразных прояштениях и реакциях в об-вс, окружающей действительности, и, взвешивая на невидимых миру весах свое отношение к окружающему миру, выносит окончательное суждение о про­цессах, в нем происходящих. Это уже не случайное, не ситуативное, временное образование — это вполне весомая ха­рактеристика активнейшего взаимодей­ствия с окружающей средой. Причем та­кое, к-рое выступает решающим факто­ром, доминантой по отношению к др. компонентам сознания и поведения.

Н.с. как реальное соц.-психол. обра­зование явл. продуктом духовно-практи­ческого освоения мира. Его специфика состоит в том. что оно отражает дейст­вительность, реальность исходя из со­держания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действи­тельность, отраженная через Н.с, детер­минирует келеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших це­лей сои. и духовной жизни.

Н.с. явл. регулятором чел. деятельно­сти в процессе преобразования мира и



НАУКА


самого субъекта деятельности. Оно фор­мируется при воздействии разл. факто­ров чел. практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельность. Н.с, сле­довательно, проявляет себя как функ­циональная единица соц. и психосоц. освоения действительности. Такие ком­поненты Н.с, как эмоции, чувства, скла­дывающиеся под воздействием соц. прак­тики, формируют умонастроения, ценно­стные ориентации и убеждения, к-рые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому субъекту, являющемуся для чел. опред. ценностью» (С.А. Рубинштейн, 1940).

Н.с. наряду со статическим обладает и динамическим измерением, к-рое оп­ред. не только его изменяющиеся эле­менты, стадии и формы, но и его сущ­ность. Н.с. порождается противоречия­ми в соц. бытии, специфически отража­ет соц. цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовле­творения.

Одной из характерных черт Н.с. явл. его транслируемость от одного чел. к др., от одной гр. людей к др., а следова­тельно, соц. взаимосвязь и взаимозави­симость индивидов одного настроения.

В Н,с, опосредованно отражается соц. опыт людей, живущих в разл. усло­виях и обладающих дифференцирован­ными знаниями, привычками, стремле­ниями. Н.с. по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние, реакцию, предполагающую взаимный обмен между участниками реального или предполагаемого события и завися­щую о степени решаемости соц. проблем в интересах людей, соц. гр., орг-ций, ин-тов. Роль Н,с. связана с его способ­ностью выступать в одних случаях в кач-ве ускорителя, катализатора, а в др., наобо­рот, в кач-ве сдерживающего рычага соц. деятельности индивидов и соц. гр.

Сущность Н.с. проявляется в том, что оно всегда имеет обществен но-зна­чимое содержание; опред. условия и среда характеризуют разл. стадии его проявления; всегда имеет своих конкр.


носителей (субъектов). Оно формирует­ся реальной жизнью в процессе освое­ния действительности и затем конструк­тивно влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональные состоя­ния, умонастроения, ценностные ориен­тации и убежденность индивидов.

Важнейшей сущностной характери­стикой Н.с. явл. его способность акку­мулировать в себе влияние и воздейст­вие разл. субъективных и объективных факторов, взаимодействие внешнего и внутреннего мира чел., сложный алго­ритм взаимоотношений активных об­ществ, сил с мироощущением индивида. В рез-те Н.с. выступает как такое жиз­ненное образование, к-рое концентри­рует ведущие элементы (доминанту) со­знания и поведения чел., актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда и гл, основу, базу обществ, и личной жизни.

Лит.: Парыгин Б.Д. Обществ, настрое­ние, М., 1965; Поршиев Б.Ф. Соц. психо­логия и история, М., 1979; Левада Ю.А. Советский чел. М., 1996; Тощенко Ж.Т., Харненко СВ. Соц. настроение. М., 1996,

Ж.Т. Тощенко

НАУКА — сфера чел. деятельности, на­правленная на получение, обоснование, систематизацию и в опред. мере приме­нение объективных знаний о мире. Под Н. понимают и истор. развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. ин-т, в рамках к-рого осуществляется эта дея­тельность.

Знания получаются и используются в любой сфере чел. деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний вы­ступает в кач-ве не только средства, но и осн. цели и осн. продукта деятельности. При этом как сами науч. знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, к-рые, взятые в со­вокупности, не характерны для знаний, получаемых в др. областях деятельности. Науч. деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованно­му и проверенному знанию, в связи с этим для нее характерен развитый аппа­рат методов и процедур, используемых



НАУКА


для рационального критического обос­нования, доказательства и проверки по­лучаемых знаний. Для науч. знания ха­рактерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов существования, функциониро­вания и развития изучаемого объекта. Теор. системность предполагает, что каж­дый элемент знания не может быть зна­чим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с исходной системой акси­ом, постулатов и лопушепий. Процеду­ры обоснования науч. знания включают в себя как логический анализ согласо­ванности каждого элемента с этой сис­темой, так и разл. способы эмпириче­ской проверки. Автор, излагающий но­вый науч. рез-т, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого рез-та. Обоснованность науч. знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга яачений. оно со­держит также импульс к критическому анализу, а иногда и радикальному пере­смотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на к-рые оно опирается.

Наряду с объектной направленно­стью науч. знанию свойственна и адре-еонаппость, пусть и неявная, др.. вос­принимающему и оценивающему субъ­екту. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли понимать, усваивать, осмысливать и использовать не только тот, кто его получает, но и др. субъекты; при этом науч. знание — это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способ­ностям того или иною копкр. субъекта, а ко всякому соотв. образом подготов­ленному индивиду. Совокупность всех тех, кто обладает необходимой компе­тенцией и данной области и участвует в выработке, оценке, обосновании и про­верке НОВОГО знания, называют науч. со-об-вом. Нередко оно понимается как со­вокупный субъект науч. деятельности. Адресованноеть науч. знания др. субъек­там и науч. сооб-ву в целом достигается за счет того, что сам процесс его получе­ния регулируется нормами, к-рые каж-


дый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профес­сиональной подготовки.

Науч. сооб-во, разрабатывающее нек-рую проблемную область, явл. пер­вичной соц. ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно опред. круг проблем, к-рые в данный момент представляются акту­альными, значимыми и вместе с тем разрешимыми, поскольку для этого су­ществуют приемлемые концептуальные и техн. средства. В той мере, в какои сооб-во в состоянии делать это само­стоятельно, оно явл. автономным. На­ряду с этим в пределах науч. сооб-ва ла­ется первая оценка новизны, важности и глубины исследовательских рез-тов. получаемых его членами, опред. пре­стиж и статус каждою из них.

Более крупной сон. ячейкой явл. дисциплинарное сооб-во, на уровне к-рого осуществляется воспроизводство науч. деятельности, в части., подготовка новых поколений исследователей, спо­собных работать на переднем крае Η., ι рамках предметных сооб-в. Характерные признаки науч. дисциплины: наличие профессиональных журналов и орг-шш. учебных кафедр и дисциплинарных учеб. След. иерархическим уровнем ям. це­лые сферы или области знания, т.е. полидисциплинарные образования, та­кие как физика, химия, биология и лр.

Истор. процесс развития Н. сопровож­дается расширением спектра выполняе­мых ею соц. функций и соотв. усилени­ем ее взаимосвязей с др. соц. ин-тами и др. сферами совокупной деятельности об-»а. Особенно интенсивны связи Н. со сферами образования, культуры, про­мышленного и с.-х. производства, а а последние десятилетия — и с коммерче­скими ип-тами.

Лит.: Бермы Лж. Наука в истории oo-sa. Μ., 1956; Науч. деятельность: структура ■ ин-ты. М., 1980; Малкей М. Наука ■ cou-я знания. М., 1983; Дисциплинлр»-ность и взаимодействие наук. М.. 19*6_ Юдин Б.Г. Методол. анализ как наирав.-* ние изучения пауки. М., 1986; Совр. соп-я науки. М., 1988; Хюбпер К. Критик


НАЦИОНАЛИЗМ


науч. разума. М., 1994; Юдин Э.Г. Мето­дология науки. Системность. Деятель­ность. М,, 1997; Философия, наука, ци­вилизация. М., 1999; Степин B.C. Теор. знание. М„ 2000.

Б.Г. Юдин

НАЦИОНАЛИЗМ - чувство привер­женности своей нации; в однонациональ­ных гос-вах совпадает с чувством пат­риотизма. Для обозначения привержен­ности к донациональным типам этнич. общностей предложен термин «этни-иизм». В советской лит. в соответствии с высказываниями В.И. Ленина термин ■ Н.» употреблялся обычно в негативном смысле «буржуазного Н.», т.е. как анти­под пролетарского интернационализма. Считалось, что идеология Н. была созда­на искусственно в целях установления кл. мира внутри нации и конкурентной борьбы против др. наций. В действитель­ности Н. возникает повсеместно и спон­танно.

Опираясь на естеств. этноцентризм, он образует ядро нац. сознания, обу­словливает осн. этнич. симпатии и анти­патии, а также др. проявления нац. пси­хологии. При этом свои нац. ценности обычно ставятся выше др.

Н. — очень сложное соц. явление, лроявляющееся в неск. осн. видах или типах: языково-культурном, экон. и по­лит., а также в своем оборонительном или наступательном виде. Языково-культурный Н. проявляется в движении 5а сохранение или за приоритетное раз-зитие нац. яз. и самобытной культуры; наступательный вид его в гос-вах, соз­данных по нац. принципу проявляется в придании нац. яз. статуса «гос.» с обяза­тельным его изучением и использовани­ем в официальных сферах жизни. Экон. Н. выражается в организации бойкота производственной и торговой деятельно-:т«иноэтнич. гр. и поощрении деятель­ности предпринимателей своей нацио--ильности. Полит. Н. проявляется в:эг-ции движений, нацеленных на за­хват власти лидерами тех или иных на­циональностей, а в конечном счете — на совмещение полит.-гос. границ с этнич.


(языково-культурными), что достигается либо вытеснением иноэтнич. гр. за эти границы, либо ассимиляцией этнической таких гр., а то и их физическим истреб­лением (геноцидом). При этом в полит. Н. обычно используются лозунги языко-во-культурного и экон. Н., к-рые, в свою очередь, могут быть вполне успеш­ными лишь при опоре на полит. Н.

В новейшее время Н. в той или иной его форме и с разд. степенью проявле­ния отмечен почти повсюду, в т.ч. и в промышленно развитых странах, где процессы межнац. экон. интеграции, ка­залось бы, должны были привести к его исчезновению, напр. в Канаде (франко-канадский или квебекский Н.), в Испа­нии (баскский и каталонский Н.) и т.д. Наиб, реакционную форму он принял в Германии после установлении там в нач. 1930-х гг. власти национал-социалистов, провозгласивших немцев («арийцев») высшей нацией и проводивших по отно­шению к др. этнич. (и расовым) гр. по­литику геноцида. Близкие к нацизму' формы Н, возникли в послевоенной Ев­ропе в странах, куда прибыли крупные гр. иммигрантов, отличавшихся от мест­ного нас. своими языково-культурными и расовыми характеристиками. Так, они проявляются в действиях членов «Нац. фронта» в Великобритании, «Нац. фрон­та» во Франции и др.

Примерно с сер. 1980-х гг. наблюдал­ся подъем Н. в Советском Союзе и во мн. в аналогичной ему по гос. системе и структуре многонациональной Югосла­вии. Такой Н. опирался на созданные в этих гос-вах нац. республики и соединил в себе языково-культурный, экон. и по­лит. Н. в их наступательном виде, выра­зившимся в форме национал-сепаратиз­ма. Он отражал собой стремление адм. и культ, элиты «титульных» республикан­ских наций закрепить и умножить имев­шиеся привилегии по сравнений с ино­этнич. (прежде всего, русскими), гр. Рез-том национал-сепаратизма стал рас­пад Советского Союза и Югославии на суверенные республики, что привело (особенно в Югославии) к локальным военным конфликтам. Более мирные



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР


формы имел такой процесс в Чехослова­кии.

Лит.: Ьромлей К).В. Очерки теории этноса. М., 1983: Козлов В.И. Этнос. На­ция. Национализм: Сущность и пробле­матика. М., 1999.

В. И. Коше

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - сово купность психол. черт, свойственных в той или иной мере конкр. нац. (этнич.) общности в опред. истор. условиях ее развития.

Н.х. проявляется в образе жизни, способах поведения в разных соц.-по­лит, и экон. ситуациях, в реакциях на происходящие события и явления, в ут­верждении и следовании опред. трати-циям и обычаям.

Н.х. включает не только специфиче­ские, свойственные отдельно взятой над. (этнич.) общности черты, но и общечел., т.е. свойственные всем (может быть, не в одинаковой степени). Соотношение обших и особенных черт в Н.х. изменчи­во и зависит от обстоятельств и условий.

В Н.х. отражается истор. судьба и па­мять нац. (этнич.) общностей, их взаи­модействие с др. общностями. Н.х. в той или иной мере влияет на процесс само­реализации индивида, стратегию орг-ции его жизнедеятельности и самовоспита­ние.

Лит.: Поршнев Б.Ф. Сои. психология и история. М.. 1979; Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990; Иванов В.П. Россия: обретение будущего. Μ.. 1998; Леонть­ев К.Н. Поздняя осень России. М., 2000.

В.Н. Иванов

НАЦИЯ — осн. разновидность этнич. общностей, возникшая в период утверж­дения кап. строя и образования нац.

I'OC-B.

Характерным признаком Н. япл. на­личие таких факторов объединения, как обшая терр., истор. судьба, литератур­ный яз., культура, товарно-рыночные отношения, традиции, государственное устройство, нац. самосознание.


Процесс образования Н. отличается больи1им своеобразием па разных кон­тинентах и в разные истор. периоды.

В совр. соц-и существуют разные подходы к определению Н. и выяснению ее истор. роли. Наиб, распространенным ям. лва подхода: культ.-этнич. и этати­стский.

Первый делает упор на этнич. и культ, своеобразие Н.; второй рассматри­вает Н. как гражданство. В России наиб, распространение получила культ.-этнич. трактовка Н., хотя в последние гг. 20 в. появилось немало работ, обосновываю­щих этатистские трактовки Н. как наиб перспективные, позволяющие найти прак­тическое решение проблем наи. самооп­ределения в рамках единого гос-ва, со­храняя целостность последнего и доби­ваясь оптимального сочетания центра­лизма и децентрализации, реального равноправия всех этнич. общностей.

В многонац. гос-вс гл. условием мирного сосуществования, солидарности и сотрудничества Н. явл. соблюдение нрав чел. независимо от его наи. при­надлежности, зашита интересов нац меньшинств, толерантность в межнац. отношениях.

Всякого рода попытки форсировать ликвидацию нац. различий, нац. само­бытности вредны и бесперспективны. Опыт США (концепция «плавильного котла»), опыт СССР (конпеппия социа­лист, интернационализма) убеждают в несостоятельности предположений об исчезновении наций, их ассимиляции ш некие новые сооб-ва.

События последних десятилетий де­монстрируют стремление всех народов я условиях глобализации сохранить свою нац. и культ, самобытность.

Лит.: Козине А. Нация н истории ι современности. М., 1978: Джунусов Μ С Введение в марксистско-ленинскую тео­рию наций. Ашхабад, 1988; Гулаиев ЛЖ Этногенез и биосфера Земли. Л.. 19^> В поисках парадигмы нации. М.; Наль­чик. 1997: Гишков В.А. Очерки теории ■ политики этничности в России. Μ 1997.

В.Н. ffeam*



НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА


НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - нео­марксистская программа «критического переосмысления» диалектики, осуществ­ляемого на путях соц.-филос. редукции (см. Редукционизм социологический) кате­горий диалектики Г. Гегеля к тем или иным аспектам обществ.-экон. реально­сти и подмены логико-гносеологическо­го и онтологического содержания этих категорий содержанием политэконо-мическим и социол. Эта программа на­метилась у Д. Лукача («История и кл. сознание», 1923), положившего начало «левой» версии неогегельянства; попыт­ки ее реализации предпринимались Г. Маркузе («Разум революция», 1941), Ж.-П. Сартром («Критика диалектиче­ского разума», 1960) и Т. Адорно («Нега­тивная диалектика», 1966).

Осн. тенденции Н.д.: 1) деонтологи-зация диалектики, ограничение сферы ее значимости областью чел. деятельно­сти — отношения чел. к природе, данной ему в виде витальных влечений и сопро­вождающих их переживаний; 2) критика традиционных понятий и категорий диа­лектики («диалектического разума») как выражения «овеществления» и «отчужде­ния» теор. сознания в условиях угнета­тельски-эксплуататорских об-в с их «ры-ночно-калькуляторской» рационально­стью; 3) гипертрофия разрушительной, отрицательной роли диалектики — абсо­лютизация принципа негативности, до­веденная до вывода о том, что утвержде­ние («синтез») не может рассматриваться лаже в кач-ве подчиненного момента лиалектики (отсюда и само название Н.л.); 4) отрицание требования система­тичности в диалектическом мышлении, логически послед, развития диалектиче­ской мысли.

Принципом, на основе к-рого в Н.д. осуществляется ни во что не разрешаю­щееся отрицание, явл., напр. у Адорно,;:ное» — некое грядущее в неопреде­лимом будущем (и в то же время доис-зическое) состояние слияния чел. с риродой, к-рое может быть достигнуто -л!шь ценой преодоления «калькулирую­щего», а потому «угнетательского» разу-па, на базе к-рого и сложилась вся чел.


цивилизация, оказавшаяся «неудачной». У Маркузе на месте этого «иного» нахо­дится «будущее» (опять-таки тождест­венное предпрошедшему), истолкован­ное в типично авангардистском духе: как «сверхреальное», дремлющее в подсозна­нии, составляющее содержание фанта­зий и сновидений и вырывающееся на поверхность чел. жизни в «рев. искусст­ве» (напр., сюрреализме).

Однако ни это «иное», ни это «бу­дущее» не могут быть концептуализи­рованы в логических понятиях, по­скольку представляют собой реаль­ность, исключающую «разум угнетения и подавления», воплотившийся якобы в этих понятиях. Это «иное», постигае­мое иррациональным способом (в сюр­реалистической фантазии или утопии), может явить себя лишь в «расколотом», разрушенном понятии, причем теор. средством его раскола (в отличие от практически-художественного) и явл. Н.д. Поскольку критика «угнетатель­ского и эксплуататорского разума» в Н.д. осуществляется гл. обр. посредст­вом редукции логико-гносеологических понятий к опред. обществ.-экон. реа­лиям, характерной чертой этой про­граммы «критического переосмысления» диалектики в конечном счете оказыва­ется социологизм вульгарный. Так, напр., Адорно рассматривает логический за­кон тождества как слепок с товаро­обмена, а само понятие тождества (к-рому он противопоставляет принци­пиально нерационализуемое «нетожде­ственное» как фундаментальный «нега­тивно-диалектический» принцип) счи­тает «изначальной формой идеологии». Логическая процедура «отождествления» расценивается им как изначальный акт «подавления и угнетения» нетож­дественного (и соотв. нерационализуе-мого) в чел., лежащий в основе наси­лия над природой (в т.ч. и над «внут­ренней» природой индивидов) и про­истекающей отсюда эксплуатации чел. чел.

Программа Н.д., к-рая не могла при­вести к конструктивным рез-там уже «по определению», оставалась, однако, для



НЕОБИХЕВИОРИЗМ


ее сторонников (в особенности теорети­ков Франкфуртской школы) исходной об-шетеор. позицией, с к-рой они подверга­ли критике не только «традиционную» социол. методологию, но и «традицион­ную» теорию и науч. форму знания вооб­ще. Эта критика, начатая работой М. Хоркхаймера «Традиционная и кри­тическая теория» (1937), получила про­должение в выступлениях Хоркхаймера и Адорно по поводу западно-германской соц-и (в особенности эмпирической) в 50-х гг. 20 в.; в борьбе франкфуртцев против «позитивизма» в соц-и, достиг­шей своей кульминации в ФРГ в нач. 1960-х гг. и в США во 2-й пол. 1960-х гг. На гребне с антипозитивистской волны взап.-европ. cou-и, поднятой сторонни­ками Н.д., и феноменологической соц-и происходило оформление леворадикаль­ной критической соц-и. С сер. 70-х гг. 20 в. влияние сторонников Н.д. в соц. пауках постепенно падает.

Лит.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978; Horkheim-er М. Traditionclle und Kritischc Theorie // Zeitschrift fur Sozialforschung. P.. 1937; Adorno T. Negative Dialektik. Fr./M., 1966.

IO.H. Давыдов

НЕОБИХЕВИОРИЗМ - обшеметодоло-гическая ориентация позитивистского плана, распространенная в амер. соц-и. Н. возник в психологии в 30-е гг. 20 в. (К. Холл, Э. Толмен), когда стата очевид­ной несостоятельность классического би­хевиоризма социального — невозможность описать поведение чел. только посредст­вом наблюдаемых стимулов и реакций на них. В бихевиористскую схему «сти­мул—реакция» (S—R) Н. ввел опосредст­вующее звено, т.н. промежуточные пере­менные психол. плана и усложнил схему (S—О—R). В остальном Н. разделял прин­ципы классического бихевиоризма. Н. в соц-и не вылился в сколько-нибудь оформленные концептуальные формы, его задача заключалась в том, чтобы избе­жать теоретизирования, сделав упор на позитивистски трактуемом конкр. знании, представленном в виде верифицируемых «протокольных фактов». Это проявилось в


потоке многочисленных прикладных иссл-й отд. достаточно локальных про­блем. Постулируя наличие «промежуточ­ных переменных», сторонники Н. отка­зывались от их анализа, упрошая свою за­дачу до фиксации стимулов и наблюдае­мых в ответ «элементов соц. поведения» В наиб, степени это проявилось в изуче­нии таких конкр. сфер, как сои-я opr-ций, бюрократии и т.п.

Немногочисленные обобщения конкр. данных с позиции Н. наиб, полно выра­жены в т.н. обмена социального концепци­ях (Д. Хоманс, П. Блау, Д. Адаме и др.) Стоя на позициях «предельного психол редукционизма», Хоманс считает соц-ю вторичной, производной от психологии наукой. В психологии же для него наиб продуктивен именно Н., даюший воз­можность вычленить наблюдаемые «эле­ментарные единицы» поведения. Теория обмена базируется на парадигме науче­ния и онераптного обусловливания Б. Скиннера и следует осп. для бихевио­ризма закону эффекта. Здесь он высы­пает в виде «закона выгоды», к-ром\ подчинен соц. обмен — «универсальный принцип обществ, жизни». Поведение чел. описывается совокупностью «вы­плат» (реакций) на тс или иные «награ­ды» (стимулы), к-рыс он получаст: удач­ный «обмен» закрепляется и воспроиз­водится, неудачный опыт отбрасывается Все, что находится «между» стимулами к реакциями, объявляется сторонниками Н., хотя и чем-то существующим, но не поддающимся анализу объективными сопиол. методами, и следовательно, не­научным.

Лит.: Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии. М., 1974; Homans J.К Sentimentals and Activities. Ν.Υ., 1962: Blau P.M. Exchange and Power in Socii Life. N.Y., 1964; Handbook of Socui Psychology. N.Y., 1998.

Д.В. Ольшанску»

НЕОКАНТИАНСТВО - I) университет-ско-акадсмическое движение в Герма­нии в 1850—1880 гг.; 2) господствуют*; течение филос. мысли Германии 2-й пот 19 — 1-й четв. 20 в., решавшее осн. вопр

 


НЕОКАНТИАНСТВО


философии путем истолкования учения И. Канта; 3) соц. философия и методо­логия соц. познания.

В эволюции Н, выделяют три осн. пе­риода: 1) раннее, или физиол.; 2) класси­ческое; 3) позднее. К представителям ран­него Н. относят прежде всего Ф. Ланге и О. Либмана. Классическое Н. датируют с 70-х гг. 19 в. до 1914; его расцвет прихо­дится на 1890—1910 гг.; наиб, влиятель­ные школы: Марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер); Баденская, или Фрайбургская (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт, Г. Кон, Э. Ласк); неокритицизм, или неокантианский реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер). Для позднего Н, характерен отход от первоначальных по­зиций. Н. как мировоззренческую осно­ву гуманитарных наук и методологию соц. познания разрабатывали Марбург­ская и Баденская школы. Их общие идейные установки нашли выражение в истолковании («критике») учения Канта с позиций более послед, идеализма. Гл. достижением Канта они считали идею о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассуд­ка (категории) суть функции познающе­го субъекта, а гл. заблуждением — при­знание объективно существующей, хотя и непознаваемой «веши в себе*. Послед­няя была объявлена «предельным поня­тием опыта», «задачей чистого мышле­ния», т.е. продуктом мыслительной дея­тельности познающего субъекта. Факти­ческий отказ от «веши в себе» в кантов-ском понимании привел к отрицанию онтологии с позиций рационалистиче­ского гносеологизма. Активность мыш­ления стала рассматриваться как источ­ник априорных сущностных определе­ний самого бытия и одновременно как деятельность по конструированию чел. культуры. Вынужденное считаться с критерием объективности познания Н, обосновывало его на пути трансценден­тализма.

Обе школы отмежевывались, с одной стороны, от «метафизики» объективного идеализма (прежде всего Г. Гегеля), с др. — от «психологизма» субъективно-идеалистического толка. Баденская шко-


ла исходила при этом из «трансценден­тально-логического» толкования учения Канта, Она утверждала примат «теор.» разума над «практическим» и разрабаты­вала «трансцендентальный метод» как «логику чистого познания». Фактически ею строился метод интерпретации «фак­тов культуры», «заданных» в сферах на­уч. познания, мор., искусства, религии, права. Марбургская школа исходила из «трансиенде нтал ьн о-психологического» истолкования учения Канта. Ею утверж­дался примат «практического» разума над «теор.», доказывался трансценден­тальный статус «ценностей». Последний обосновывался тем, что ценности хотя и не существуют как эмпирические вещи, зато реально «значат».

На базе трансцендентализма обе школы Н. строили культурфилософские и социол. концепции, ядро к-рых состав­ляла методология познания, охватывав­шая как «науки о природе» (естествозна­ние), так и «науки о духе» (гуманитар­ное знание), хотя и поздний Кассирер, и Баденская школа утверждали относи­тельную автономность тех и др. Так, по Риккерту, для «наук о природе» харак­терен номотетический (генерализирую­щий) метод, ориентированный на уста­новление законов; для «наук о духе», или истор. и соц. наук, — идиографиче-ский (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление и описание неповторимых в своей инди­видуальности фактов и событий дейст­вительности. Но если для Баденской школы звеном, связующим обе науч. сферы, был субъект познания, а именно его воля, относящая познаваемый пред­мет к априорным ценностям (в истор. и соц. науках), либо не относящая (в ес-теств. науках), то для Кассирера общим опосредующим принципом философ-ско-антропологического уровня стала «символическая функция сознания», проявляющаяся в способности чел. к символизации, обозначению.

Большинство филос, социол, и куль­турологических течений 20 в.: феноме­нология, экзистенциализм, филос. ан­тропология, соц-я знания, понимающая



НЕОМАРКСИЗМ


соц-я, формальная соц-я, соц. антропо­логия, этномстодология — выросли из Н., вобрав в себя его гл. идеи, теорети­ко-познавательные установки. В истор.-социол. лит. наиб, глубоко проработана линия преемственности между соц. фи­лософией Риккерта и методологией соц. познания М. Вебера. поскольку послед­ний считается на Западе соц. мыслите­лем, заложившим основы совр. соц-и.

Лит.: Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908: Натори П. Соц. педагогика. СПб., 1912; Кассирер Э. Познание и дей­ствительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.. 1912; Вебер М. Избр. произв. М., 1990: Виндельбанд В. Избр.: Дух и история. Μ.Ί 1995; Рик­керт /'. Границы естесгв.-научи, образо­вания понятии. СПб., 1997; Кассирер Э. Избр. Опыт о чел. М., 1998: Kohnke K.Ch, Enbtehung und Auftieg tics Neukamianism-us. Die dculsche UmversilaLsphilosophie zwischen Idealismus und Posiiivismus. Fr./M., 1986.

A.H. Маяиикин

НЕОМАРКСИЗМ - течение зап. соц,-филос. мысли, представители к-рого, интерпретируя философию К. Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, «фило­софии жизни», экзистенциализма и структурализма выступают с критикой «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернацио­нала (К. Каутским и др.). Основополож­никами Н. считаются Д. Лукач («Исто­рия и классовое сознание», 1923) и К. Корш («Марксизм и философия», 1923). С кон. 20 - пач. 30-х гг. 20 в. Н. активно развивался теоретиками Франк­фуртской школы — Э. Фроммом, Г. Мар-кузе, М. Хоркхаймером и Т. Адорно. Во Франции после 2-й мир. войны к Н. примыкают А. Лефевр, Ж.-П. Сартр. Л. Гольдман. В англоязычных странах Н. формировался под влиянием нем. и франц. его версий на почве сон., фило­софии и соц-и (Р. Миллс. 3. Гоулднер, И. Горовиц. Н. Бирнбаум, Т. Боттомор и др.).

Осн. тенденция Н. как соц.-фнлос. направления заключается в соединении


филос. понятий с политэкономическн-ми и обшесониол. В кач-ве центральной и основополагающей в Н. выступает ка­тегория «отчуждение», понимаемая в соц.-экоп. смысле. Рез-том «отчужде­ния» оказывается не только соц. струк­тура антагонистических обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер. Отсюда тенденция к сопиоморфизму и релятивизму, характеризующая Н. Сто­ронникам Н. свойствен нигилизм В от­ношении культуры духовной, в к-ром прослушиваются ницшеанские оберто­ны и полит, экстремизм, противоречи­вым и эклектичным образом сочетаю­щийся с концепцией фатализма «кап. цивилизации».

Возводимая в своих истоках к гоме­ровским временам (и таким образом отождествляемая с зап. цивилизацией И культурой в целом), история «кап. циви­лизации» предстает в Н. как фатально-необходимый процесс прогрессирующе­го «сумасшествия» Разума. В связи с этим антикапитшшетическая революция предстает в апокалиптическом свете как «конец истории», всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, рез-том к-рой должно стать появление чего-то «ради­кально иного», отменяющего вес пред­шествующее развитии человечества как «сплошное недоразумение». Отсюда рас­чет неомарксистских теоретиков на тех, кто люмпенизируется зап. цивили­зацией, оттесняется на ее периферию, отбрасывается па дно соц. жизни и не имеет с этой «неудавшейся цивилизаци­ей» никаких точек соприкосновения, кто бы они ни были: жители «третьего мира», не вовлеченные еше в орбиту «модернизации»; наркоманы; «враждеб­ные интеллектуалы», агрессивно проти­востоящие зап. культ, традиции; пред­ставители «сексуальных меньшинств»: нетрудоустроенная и инфантильная мо­лодежь, не желающая включаться втр>-довую жизнь взрослых; безработные, преступники. Отмеченные особенное;-• Н., с одной стороны, обеспечили его широкую популярность в 60-е гг. 20 в.. когда в обшесгв. сознании Запада эако-



НЕОТЕХНОКРАТИЗМ


нодателями моды были «новые левые», поднявшие неомарксистов на щит в кач-ве своих идеологов, а с др. — вызвали его углубляющуюся критику в 70-е гг. 20 в., когда движение «новых левых» потерпе­ло крах, зайдя в тупик левого экстремиз­ма и терроризма. Попытки Ю. Хаберма-са и Боттомора трансформировать Н., «либерализовав» его и освободив от экс­тремистских «крайностей», не предот­вратили утраты и прежнего значения, а скорее способствовали «размыванию» его изнутри.

Лит.: Неомарксизм и проблемы соц-и культуры. М., 1980; Буржуазная соц-я на исходе 20 в.: критика новейших тенденций. М., 1986; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Т. 4. СПб., 2000; Дмитриев А.В. Марксизм без про­летариата: Георг Лукач и ранняя Франк­фуртская школа (1920—1930-е гг.). СПб.; М., 2004.

Ю.Н. Давыдов

НЕОТЕХНОКРАТИЗМ - модернизиро­ванный вариант технократизма, обнов­ленный технократический идеал. Вопре­ки распространенной в либеральной и консервативной полит, мысли оценке технократии как совр. утопии, предпо­лагающей наступление эпохи правления экспертов (менеджеров, науч. специали­стов, соц. инженеров и т.д.), в 1970-е гг. в США и странах Европы вновь оживи­лась критическая полемика по вопр. ис-тор. анализа и перспектив техн., в т.ч. технократической, рациональности, ее парадоксов и широкого спектра соц. воздействий, включающих и технократи­ческую перспективу. Этому способство­вали новые иссл-я соц. последствий НТР, в части., ускоренного внедрения компьютеров и новых информационных технологий в области соц. и полит, управления, изменившейся роли науки в обществе и государстве, радикальных сдвигов в структуре наемных работников и сфере услуг.

Актуализация технократических пер­спектив сменилась к кон. столетия пер­спективой наступления «цивилизации прав чел.» и пришествием правового


гос-ва в страны бывшего социалист, ла­геря, относимых сегодня к разряду стран развивающейся демократии. Между тем продолжающийся упадок авторитетно­сти демократических ин-тов в глазах об­ществ, мнения Запада и рост степени и масштабов манипулируемости электора­том с помощью «грязных избирательных технологий» вновь создали благоприят­ные условия для полит, использования знания и людей знания (экспертов, кон­сультантов, имиджмейкеров, ангажиро­ванных журналистов и телекомментато­ров) в узкоэгоистических интересах пра­вящего кл. и составляющих его элит. Эти перемены и процессы создали бла­гоприятную нишу для техн. специали­стов и технобюрократов, уже не претен­дующих на окончательное вытеснение демократии правлением экспертов, но хорошо осознающих цену своей «эзоте­рической, комплексной и дискрецион­ной» по характеру работы, требующей теор. знания, мастерства и решимости, к-рыми обыкновенные люди не облада­ют и не могут их полностью осознавать или давать им оценку (Л. Линн). Пред­ставители герменевтики в соц. науках также обращают внимание на отсутствие в работе управленцев твердых правил и принципов на все случаи жизни и на не­обходимость принимать управленческие решения в ситуации неопределенности, что придает их деятельности характер «интуитивного артистизма» (Д. Шён).

«Левые» критики зап. об-ва и совр. тоталитарных режимов в лице предста­вителей Франкфуртской школы (Т. Адор-но, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас) мн. внимания уделили теме необходимой за­мены просветительских идеалов узкой и де гуманизирую щей «техн. рационально­сти» идеалами «нерепрессивного разу­ма». Просветительские идеалы с их из­начальной агрессивностью знания силь­но повлияли, по мнению франкфуртцев, на зап. и незападные (социалист.) фор­мы организации социальной, причем эта новая ориентация знания поддерживает­ся гл. обр. позитивистскими и сциенти­стскими школами соц. науки, с к-рыми и ведет постоянную полемику Франк-



НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ


фуртская школа. Согласно обобщению кризисных тенденций в развитии кап. об-в, сделанных Хабермасом, особое на­правление здесь составила новая поли­тизация адм. решений, ставшая рез-том гос. вмешательства в экономику. Сопут­ствующие этим переменам новые соц. тенденции, такие как профессионализм и благосостояние, начинают действовать как «инородные тела» внутри капитализ­ма, приводя к критической полит, куль­туре, потенциально ослабляющей капи­тализм.

Опред. поддержку технократическим ожиданиям оказывают совр. теории по­лит, элит и меритократии (последняя призвана сменить концепцию аристо­кратии), согласно к-рым деление на элиту и массы явл. неотъемлемой чертой любого совр. об-ва.

Лит.: Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Наука и тоталитар­ная власть // Филос. иссл-я. 1993. № 3; Awnovitz S. Science as Power. Hampshire, 1988; While St. The Recent Work of Jurgen Habermas. Z., 1989; Linn L.E. Public Management as Art, Science and Professi­on. N.Y.. 1996.

В.Г. Графский

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ - термин, с 50-х гг. 20 в. применяемый в англоязыч­ном обществоведении для обозначения разных вариантов ревизии идей класси­ческого эволюционизма социального 19 в. Выделяют три гл. вида Ы.: нсоларвинизм или «культ, селекциопизм», «культ, ма­териализм», эволюционный функциона­лизм. Неодарвинизм, пропагандируемый новой социобиологией, рассматривает об-ва как совокупности дискретных из­менчивых явлений и свойств (напр., форм полит, власти, типов поселения, ии-тов родства, брака, наследования и т.д.). Соииокульт. вариации среди них возникают потому, что при передаче культуры от поколения к поколению и от чел. к чел. случаются ошибки и нова­ции, аналогичные генетическим мутаци­ям. Нек-рые вариации будут лучше др. приспособлены к сои. среде и рано или поздно вытеснят менее приспособлен-


ные формы. Направление сон. эволюции оказывается рез-том избирательного воз­действия среды на случайные процессы возникновения новшеств в об-ве. Это позволяет обойти ключевую для функ­ционализма проблему прямого объясне­ния того, как люди в обществ, гр. поро­ждают функционально и адаптивно эф­фективные ин-ты; избежать споров о те­леологии, ортогенезе и т.п. Все, что нужно, — это разнообразие вариаций (новых случайных сочетаний соиио­культ. свойств) как сырья для эволюции и сито сстеств. отбора, устраняющее плохо адаптированные сочетания пугем проб и ошибок.

Против неодарвинизма выдвинут ряд серьезных возражений. Механизм биол. наследования зависит от разной скоро­сти размножения и смертности отд. осо­бей, в корне отличен от информацион­но-смыслового наследования (передачи) культуры независимо от органической жизни индивидов. В об-вах. где процес­сы воспроизведения (размножения) и самосохранения, онтогенез и филогенез неразличимы, нет и не может быть мате­риальной «осн. единицы» сои. воспроиз­ведения, сравнимой с геном, а значит, пет и соотв. единиц отбора. Бесплодны поиски «соц. генов», «атомов культуры» и в кач-вс общезначимых единиц ин­формации («культ, инструкций», «образ­цов культ, памяти», «архетипических идей» и др.), конкурирующих в борьбе за выживание. Имеет смысл говорить лишь об «осн. единицах» опред. соц. подсистем (для демогр. совокупности та­кой единицей явл. индивид, для подсис­темы родства — роль известного типа и т.д.). Применение модели случайного отбора к эволюции даже простейших об-в как целых встречает непреодолимые трудности, ибо для проявления рсз-тов случайного отбора в дарвиновском смысле не хватает ни времени, ни мате­риала (достаточного кол-ва известных и crop, форм об-ва). чтобы объяснить эмпирически наблюдаемый высокий темп соц. эволюции. Нет глубоких сходств между мутацией как источником биол. изменчивости и соц. изобретением (ново-



НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ


зведением), целенаправленным, реаги­рующим на запросы извне и способным:< заимствованию и распространению в ip. обществ, «организмах».

Два др. вида Н. изначально исходят из направленности соц. эволюции, обу­словленной так или иначе понимаемой структурной орг-цией об-ва. Они ближе:< спенсеровскому обобщенному поня­тию эволюции как движения от одно­родности к большему разнообразию, от простых к сложным формам орг-ции, к локальной специализации форм и т.п. В отличие от теорий эволюционизма 19 в. в Н. все эти особенности эволюции толкуются не как онтологический закон, а как полезное эмпирическое обобще­ние. «Культ, материализм», особенно за­метный с сер. 20 в. в амер. культуран-тропологии и археологии (Л. Уайт, Г. Чайлд, М. Салинз, Э. Сервис, М. Харрис и др.), больше др. внимате­лен к развитию технико-экономической оазы культуры, к технол. реакциям об-в на требования среды, к влиянию эффек--явности потребления энергии на соц.;!Н-ты и т.п. Не отрицая важности ес-теств. отбора, этот вид Н. при установ­лении направления эволюции переносит центр тяжести на взаимодействие между разл. аспектами об-ва, один из к-рых признается ключевым по отношению к τ ρ Салинз и Сервис под влиянием био­лога Дж. Хаксли предложили различать: пецифическую эволюцию, характери­зуемую возрастающей дивергенцией и хзаптивной специализацией конкр. об-в, it общую эволюцию, выражающую тен­денции развития чел. культуры в целом, но, однако, не тождественной «прогрес­су человечества», как он понимался в соц-и 19 в. Больший «эволюционный потенциал» они приписывают культ, ти-ггам, к-рые предварительно имели отно­сительно обобщенные, а не высокоспе­ли ализированные адаптивные характери­стики. Эволюционный функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелзер, С. Эйзенштадт и лр.) ориентирован на модель развития не популяции (как неодарвинизм), а ор--анизма. Об-ва — это естеств., адаптив­ные, функционально интегрированные


системы, где новации появляются и вы­живают потому, что удовлетворяют функциональным требованиям об-ва как целого, тем самым определяя и направ­ление эволюционного процесса. Здесь гл. затруднение заключено в во пр., как, посредством каких соц. процессов массы индивидов, каждый из к-рых не сознает всех последствий своей деятельности, тем не менее развивают «нужные» ин-ты, адаптивного и функционального значения к-рых в об-ве сами не понима­ют. Осн. ответы сторонников эволюцио­низма восходят к известным из истории соц-и решениям, обнаруживающим свою уязвимость для критики: «нормативная гипотеза» (идущая от О. Конта) объяс­няет интеграцию индивидуальных и соц. целей в ходе эволюции интернализацией членами об-ва общих норм и ценностей, «гипотеза рациональности» допускает существование за кулисами индивиду­альных действий скрытой мотивации, опирающейся на нек-рое адекватное знание соц. целей и лучших средств их достижения.

Этот вид Н. охотно использует прин­ципы дифференциации и интеграции Г. Спенсера и Э. Дюркгейма в кач-ве формулы общих структурных законо­мерностей разнородных изменений. Так, Парсонс выделяет неск. стадий в общей соц. эволюции, каждая из к-рых харак­теризуется опред. уровнем дифферен­циации и способом соц. интеграции. Когда-то этот подход преобладал в тео­риях модернизации. Критические по­правки в него вносят: отказ от «органи-цистских иллюзий» функционализма, т.е. от представлений о фактуре об-ва как цельной ткани, где обязательно дей­ствуют непосредственные и тесные свя­зи между разл. сферами обществ, жизни и развития, где каждая ч. пригнана к др. и исполняет некую жизненную задачу для блага об-ва как целого; разработка т.н. открытого системного подхода, из­начально исходящего из гораздо более слабой, чем организмическая, «лоскут­ной» взаимосвязанности между разл. соц. подсистемами, из относительной автономности и неравномерности их развития и т.д.







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 744 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2258 - | 1997 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.