шью опред. структуры инстинктов), и «упорядочивания» его «избыточных» (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Гл. соц. инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается «стабилизация» чел., явл. обществ, «ин-т» (система таких ин-тов). К ним относятся: учреждения, законы и нормы, вносящие порядок в чел. поведение, обеспечивающие его определенность и предсказуемость, без к-рых невозможно чел. общение и соотв. об-во как условие и в то же время рез-т совместных чел. действий в процессе установления хоз., полит., религ. и др. порядков.
Понятие «ин-т» (на рубеже 50—60-х гг. 20 в. оно оказалось в центре внимания π ред ставите лей институционалистского направления в амер. соц-и, к-рое активно развивал Э. Шилз) акцентируется с помощью тесно сопряженного с ним понятия «разгрузка». «Стилизуя» посредством ин-тов опред. формы чел. поведения, обеспечивая их «модельную образцовость» и общеобязательность, культура освобождает («разгружает») чел. от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные жизненные решения в действительно уникальных ситуациях. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения.
Согласно Гелену, институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление — на гораздо более высоком уровне — утраченной чел. животной надежности инстинкта. Среди ин-тов, образующих совр. цивилизацию, представители А.н. в с, начиная с Фрайера, особо выделяют высокотехнизированную индустрию. Этот «ин-т», как и все остальные, рассматривается ими как собственно чел. порождение, в к-ром индивид должен «узнать» самого себя, свою сегодняшнюю «сущность». Совр.
техника выступает как «отчуждение» чел. лишь в том случае, если она рассматривается с т.з. устаревшего «образа чел.», являющегося слепком со вчерашнего этапа развития его «сущности» (его ин-тов). Отправляясь от понятия «ин-та», представители А.н. в с. (особенно Гелен и Шельски) критикуют совр. бурж. об-во, связывая нарастание в нем энтропийных (хаотических) тенденций, возвращающих чел. к его «фундаментальной ненадежности» и «хаосу влечений», с разрушением традиционных ин-тов, господствовавших в зап. цивилизации на протяжении более двух тысячелетий.
Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Schebky Η. Auf der Suche nach Wtrklichkeit. Dusseldorf; Koln, 1965; FreyerH. Gedanken zur Industriegesellschaft. Mainz, 1970; Gehkn A. Antropologische Forschung. Zur Selbstbegegnung und Selbstentdeckung des Menschen. Reinbek bei Hamburg, 1977.
Ю.Н. Давыдов
АРХИВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ — специализированная орг-ция, создаваемая для накопления и дальнейшего использования данных эмпирических, социол, иссл-й (массовых опросов). Задачи А.С.Д.: I) обеспечивать более активное использование данных социол. иссл-й широким кругом социологов; 2) давать возможность верификации рез-атов проведенных иссл-й за счет доступа к данным каждого отд. коллектива всего профессионального сооб-ва;
3) использовать социол. данные для про
ведения иссл-й с помощью методов вто
ричного анализа (см. Анализ вторичный);
4) предоставлять материалы иссл-й в
учебных целях.
В наст, время в мире существует нес к. сотен крупных А.сд. Они организуются по разным принципам. В нац. А.сд. собираются данные иссл-й, проведенных в опред. стране (напр., эссекский архив накапливает данные иссл-й, проведенных в Великобритании). В кельнском А.с.д. собираются данные иссл-й, проведенных в немецкоязычных регионах (Германия, Австрия, частично Швейца-
АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
рия). Во мн. ун-тах и исследовательских центрах функционируют тематические А.С.Д. (напр., А.с.д. по проблемам экологии, здоровья и т.п.).
На сегодняшний день требование предоставления материалов проведенных иссл-й в один из А.с.д. почти всегда явл. обязательным при выделении исследовательских грантов большинством науч. фондов. В ряде стран А.с.д. носят название банков социол. данных.
Лит.: Dale Α., Arber S,, Procter Μ. Doing Secondary Analysis, L.; Boston, 1988.
A.O. Крыштановский
АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ -
вид этнич. процессов, при к-ром пограничные ч. сформировавшихся этносов или, чаше, территориально отделившиеся от них небольшие гр,, оказавшись в тесном контакте с др. этносом, более многочисленным или более развитым в соц.-экон. и культ, отношении, и особенно рассредоточенные в среде этого этноса, воспринимают его язык и культуру и постепенно при естеств. развитии, обычно в послед, поколениях, сливаются с ним, причисляя себя по самоидентификации, и причисляются окружающими к этому этносу. Процессы А.э. могут охватить как группы этнич. меньшинств той же страны (напр., А.э. англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими карел и мордвы и т.п.), так и группы иммигрантов, осевших на постоянное жительство с дисперсным характером расселения, преимущественно в г. (напр., А.э. итальянцев, переселившихся во Францию, французами; в США — американцами и т.д.). Важным этапом А.э. явл. языковая и культ, ассимиляция — аккультурация. Обычно языковая ассимиляция, т.е. полный переход на новый яз. с забвением старого, к-рый уже не считается «родным», завершается позже культ.-бы-товой ассимиляции (особенно долго при этом сохраняются элементы традиционной пищи и обычаи, связанные с религ. установками). Непременным условием А.э. иностранцев явл. их натурализация,
т.е. принятие подданства страны оседания, что регламентировано особыми правилами, напр. длительностью проживания в стране, умением объясняться на местном яз., знанием конституции страны и т.п.
Принято различать естеств. и насильственную А.э. Естеств. происходит при непосредственных повседневных контактах этнич. разнородных гр. в интересах общей соц., хоз. и культ, жизни и под направляющим воздействием более многочисленной или развитой этнич. гр. Особо важное значение при этом имеет распространение этнич. смешанных браков, дети от к-рых обычно тяготеют к этнич. принадлежности одного из родителей (чаще — отца, фамилию к-рого они принимают), прерывая тем самым этнич. воспроизводство со стороны др. родителя.
Процессы естеств. А.э. в СССР развивались гл. обр. среди национальностей, живших за пределами своих нац.-гос. образований (или не имеющих таковых), в рамках своей государственности «титульные» национальности имели разл. привилегии и, даже сильно обрусев, предпочитали не менять свою национальность на русскую. Развитие процессов А.э. тормозилось и практикой фиксации нац. принадлежности в паспортах: при получении паспорта детям полагалось сохранять национальность родителей (в этнич. смешанных семьях — одного из них).
Насильственная А.э. считалась характерной для стран с неравноправным статусом национальностей и изображалась в виде системы мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах жизни путем стеснения яз, и культуры этнич. меньшинств, давления на их самосознание и т.п. К таким мероприятиям относится провозглашение яз. «титульной» национальности «гос.» яз. с требованием его обязательного изучения и употребления. Однако рез-том такой политики может быть обострение этнич. сознания у нац. меньшинств и их борьба за равноправие.
АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Лит.: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм: Сущность и проблематика. М, 1999.
В.И. Козлов