Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности лингвистики культурно – просветительской




Журналистики

На современном этапе развития публицистического стиля существует множество речевых фигур, с помощью которых журналисты доносят до читателя необходимую информацию, воздействуют на него, пропагандируют и агитируют.

К числу подобных фигур речи относят оценочность, эмоциональность и экспрессивность. Оценочность – одна из наименее изученных языковых категорий. Оценочные моменты слабо поддаются классификации, количественному измерению.

Значительные трудности представляет и разграничение категорий экспрессивности, эмоциональности, оценочности. «Категорию оценочности применительно к лексике можно определить, как часть лексического значения, способную выражать отношение говорящего к обозначаемому словом предмету или понятию»[30].

При этом в характере и направлении развития социально оценочных элементов решающую роль играет идеологическая позиция, мировоззрение языка. Оценочность охватывает весь лексический состав языка, по-разному проявляясь в различных его группах и пластах, и подтверждается, прежде всего, как выражение отношения говорящего к предмету высказывания или событию.

Что касается эмоциональности, экспрессивности, а также стилистической окраски слова, то в рамках газетно-публицистического стиля их можно рассматривать как видовые понятия по отношению к родовому, то есть к оценочности. «Именно в публицистике эмоциональная, экспрессивная и стилистическая окраски преобразуются, как правило, в социально-оценочную, выступая, прежде всего, в оценочной функции»[31]. Характеризуя оценочность языка газеты, важно отметить, что этот принцип имеет не индивидуальный, а подчёркнуто социальный характер.

«Социальная значимость слова в языке газеты выражается, с точки зрения производителя речи, в том, что оно принадлежит не только автору, но и редакции, общественной организации, чьё мнение, чью политику выражает газета как «коллективный пропагандист и коллективный агитатор»[32].

Метафоричность – одна из тенденций развития современного языка публицистики. По мнению Арутюновой Н.Д., «метафора – это механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений, для характеризации или наименования объекта»[33].

Метафору можно рассматривать в нескольких значениях:

• как слово с переносным значением;

• как языковое выражение с переносным значением и в этом случае метафорой можно считать пословицу, притчу, идиому и даже роман;

• как троп в ряду других тропов (метонимии, синекдохи, оксюморона, сравнения и т.д.), которые тоже употребляются в переносном значении, но имеют свои особенности.

Метафоризация, тесно связанная с расширением значения, непосредственно ведёт к приобретению оценочности. Сам выбор источников метафоризации тоже имеет оценочный характер. Процесс газетной публицистики завершается тем, что, расширяя свою семантику, слово приобретает определённую оценочную окраску.

В результате одни слова закрепляются с положительной экспрессией (позитивно-оценочные), другие – с отрицательной (негативно-оценочные), а третьи приобретают способность употребляться как в положительно-, так и в отрицательно-оценочных контекстах (строевые слова).

«Риторичность – высокопарность, велеречивость, выспренность, пышность, надутость, напыщенность»[34]. Риторическое усиление речи (например, путем использования фигур и тропов) – один из важнейших стилистических приемов и в тоже время средство повышения эстетического уровня текста.

«Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание, применяющееся для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы»[35]. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

«Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение – своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность за счёт присутствующей в них «ненужной» на первый взгляд вопросительной интонации»[36]. Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Риторический вопрос также служит эффектным завершением статьи.

Открытый вопрос провоцирует читателя на ответ – в виде письма в редакцию или публичного выражения своего, а точнее, подготовленного газетой мнения. Высокая эмоциональность вопроса вызывает столь же эмоциональную ответную реакцию. Речевыми средствами поддержания контакта с читателем служат также коммуникация, парантеза, риторическое восклицание и умолчание. «Риторическим восклицанием, по классическому определению, называется показное выражение эмоций»[37]. Восклицательный знак в этих высказываниях – способ привлечь внимание читателя и побудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение.

В культурно – просветительской деятельности богатство художественной выразительности представляет для журналиста особый интерес. Высокая культура речи пишущего повышает культуру речи читающих.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1173 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2309 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.