Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление социологического знания




 

Социология права - раздел общей социологии, выделяемый наряду с такими областями, как социология образования, социология медицины, социология культуры, социология политики, социология религии. В рамках этой дисциплины право может рассматриваться как элемент социальной системы. По определению С.В. Боботова, социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе. Поэтому социологический анализ права может быть предварен краткой характеристикой социологического знания.

Предпосылки возникновения социологии. Как самостоятельная наука социология оформилась в Х1Х веке. Для этого сложились соответствующие предпосылки.

1. В европейском сознании Х1Х в. распространяется позиция «организованного скептицизма» (Р.Мертон), поставившая под сомнение представления о привычном укладе жизни. «Наука как будто бросает вызов “удобным властным допущениям”, просто подчиняя их беспристрастному анализу», – отмечал Р.Мертон.

2. Что заставило науку искать новые ракурса анализа социальной сферы? Великая Французская революция 1789 г. Провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и счастья, разрушив основы феодального миропорядка, она породила мощный социальный сдвиг в ткани общественной жизни и сознании. Закладываются основания для нового морально-этического кода в культуре: на смену ценностям Царства Божия пришли ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос.

Промышленная революция. Крах феодально-монархического строя породил изменения самой социальной реальности. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Развиваются процессы миграции, урбанизации, растет слой управленческой бюрократии.

Происходят радикальные изменения в ментальности. Зашатались религиозные ценности. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Не случайно зарождающаяся социология строилась в противовес метафизике и по образу и подобию естественных наук.

Особым образом можно отметить мировоззренческий сдвиг, произошедший в европейском сознании. Социально-философская картина мира ХУШ века отдавала приоритет личности, рассматривая общество как механическую сумму индивидов (например, в теориях общественного договора Гоббса, Руссо, Локка). Х1Х век обратился к стихии общественной жизни, сосредоточившись на способах исследования ее закономерностей

В условиях радикальных и трудно прогнозируемых социальных сдвигов в европейском сознании сформировалось три возможных способа реагирования на социальные изменения:

- апелляция к прошлому, реставрация традиционного уклада и ценностей;

- разработка утопических проектов нового социального порядка (О.Конт, основатель социологии был учеником и сотрудником Анри Сен-Симона, французского философа, основателя школы утопического социализма);

- третий подход ставил во главу угла создание теории, основанной на эмпирических исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов свободы и справедливости.Третья линия и была реализована в идее научной социологии.

Впервые в научный оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798-1857), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику.

Конт сформулировал учение о стадиях, которое относится к социальной динамике как части социологии. В целостной истории человечества в качестве главной движущей силы он выделяет развитие человеческого духа, которое проходит три главные стадии:

1) теологическую, или фиктивную;

2) метафизическую, или абстрактную;

3) научную, или позитивную.

На первой и второй стадии человеческий дух, познавая мир, изобретает "сверхприродные" силы и придает им характер действительных. Научная, позитивная система открывает естественные законы, ориентирована на точное познание реальности.

Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи. Эмиль Дюркгейм в 1896 г. году возглавил первую в мире университетскую кафедру «социальной науки». Натуралистически ориентированную мысль в социальном познании представили Герберт Спенсер, Артюр де Габино, психологическое направление получило развитие у Габриэля Тардта, Густава Лебона. К.Маркс, Тённис, Г. Зиммель, М. Вебер - крупнейшие представители европейской социологии.

В России социология развивалась в общем русле европейской научной мысли. Труды Конта были в библиотеке петрашевцев, обсуждались в кружке Белинского. Русских позитивистов (нигилистов) Тургенев представил в образе Базарова. Академическая социология пробивалась в российские университеты, посредством так называемой юридической школы: первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты. Ее представителями были С.А. Муромцев (1850—1910), Ю.С. Гамбаров (1850—1926), М.М. Ковалевский (1851—1916), Н.М.Коркунов (1853—1904), В.М.Хвостов (1868—1920), Л.И. Петражицкий (1867—1931), Б.А. Кистяковский (1868—1920), Е.В. Спекторский (1875—1951).

В советском обществе после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология была объявлена лженаукой. Оживление социологических исследований произошло в 60-е годы. Появились социологические исследования А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и других. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования“. В 1978 появился Институт Социологии АН СССР.

В 90-е годы развитие социологии получило новые импульсы. Появляются новые социологические издания - «Социологический журнал» (1994), журнал «Социология и социальная антропология» (1998), получают развитие центры исследования общественного мнения: ВЦИОМ (1987), Фонд Общественное мнение (1991).

Вторая половина ХХ века – время бурного развития мировой социологии. Если в сер. ХХ века активно обсуждался вопрос о кризисе в социологической теории, то впоследствии было признано, что современная «социальная теория занимает очень сильные позиции» (Дж. Деланти). Характерно, по замечанию П. Штомпки, что после долгого путешествия по Северной Америке социологическая теория вернулась в свою колыбель, в Европу. Именно в Британии, Франции и Германии уделяется сейчас наибольшее внимание теоретической работе, и это перемещение обозначено трудами таких исследователей, как Ален Турен, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас, Никлас Луман и Энтони Гидденс.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 817 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2309 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.