Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Агония бешеного национализма 359 6 страница




Должен бы, казалось, современный эксперт заметить хоть гроз-
ный след этой второй самодержавной революции, так глубоко отпе-
чатавшийся в самой ментальности русской культурной элиты, да и
его собственной, если на то пошло. Ведь след этот буквально бьёт в
глаза. Кондратию Рылееву, допустим, представителю дониколаевского
поколения, пошедшему на виселицу ради российской свободы, даже
ведь и спорить было бы не о чем, скажем, с Константином Леонтье-
вым, не менее типичным представителем поколения постниколаев-
ского, провозгласившим, что "русская нация специально не создана
для свободы". (34) Не было у этих людей общего языка, словно бы
пришли они из разных стран, из разных культур. Так могла ли столь
неизмеримой глубины пропасть между поколениями возникнуть са-
ма собою — без идеологической революции "вменяемого" Николая?
И совсем уж, право, ни к чему обижать вполне прагматичного Влади-
мира Владимировича таким оскорбительным сравнением...

ГЕОПОЛИТИКА "ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА"
Но решающим аспектом николаевской революции была всё-таки,
как мы уже упоминали, внешняя политика. Самым известным её ис-
толкователем был бесспорно профессор Московского университета
Михаил Петрович Погодин. Не только потому, что он, один из из-
вестнейших историков своего времени, вместе с Шевыревым редак-
тировал "Москвитянина", исполнявшего роль мозгового треста ни-
колаевского режима, его академического интерпретатора, несопоста-
вимо более влиятельного, кстати, нежели булгаринская "Северная
пчела". Еще важнее, что Погодин оказался, в особенности к концу
царствования Земного бога, своего рода неформальным его советни-
ком. "Политические письма" Погодина одно время, простите неча-
янный каламбур, действительно делали в России погоду.

Естественно, его взгляды менялись со временем, и разгром
России в Крымской войне, одним из главных вдохновителей кото-
рой он был, не могла на них не отразиться. Суть их, однако, остава-
лась на протяжении его карьеры неизменной. Посмотрим же, как
представлялась ему геополитическая роль ново-византийской
цивилизации.


Начинает Погодин, впрочем, со стандартной для идеологов Офи-
циальной Народности "географической добродетели", по выраже-
нию Герцена: "Россия! Что за чудное явление на позорище мира!.,
пространство в десять тысяч верст длиною, от... до..." Это, как пи-
сал с той же добродушной иронией Герцен, "хвастовство штыками и
пространством от льдов Торнео до гор Тавриды" требовалось тогда
также неукоснительно, как в советские времена цитаты из классиков
марксизма-ленинизма. Даже от Пушкина мы это слышали. Помните
"от финских хладных скал до пламенной Колхиды"? Дальше, впро-
чем, становится интереснее.

"Россия — поселение из 60 миллионов. А если мы прибавим к это-
му еще 30 миллионов братьев-славян, рассыпанных по всей Европе,
вычтем это количество из Европы и приложим к нашему? Что оста-
нется у них и сколько выйдет нас? Мысль останавливается, дух захва-
тывает! Девятая часть всей обитаемой земли и чуть ли не девятая
часть всего народонаселения. Полэкватора, четверть меридиана! Да,
физические силы достигли до высочайшей степени, на какой они не
стояли и не стоят нигде в Европе. Но они не значат еще ничего по
сравнению с нравственными силами, с благоприятными обстоятель-
ствами, в коих Россия находится к остальному миру". (35) Как ви-
дим, национальное самообожание в его клинической форме.

Но одним этим дело отнюдь не исчерпывается. Обратите внима-
ние на погодинское противопоставление России "остальному миру".
В восприятии одного из первых апостолов Русской идеи — и это его
наследство останется с нею до наших дней — Россия вовсе не просто
одна из великих держав Европы, она "целый мир какой-то самодо-
вольный, независимый, абсолютный". (36. "Евразийская цивилиза-
ция", "континент", как скажут современные наследники Погодина).
А поскольку могуществом своим она так несоизмеримо этот "осталь-
ной мир" превосходит, то спрашивается "не в наших ли руках поли-
тическая судьба Европы и следственно мира, если.только мы захотим
решить ее?" (37) В наших, — уверенно отвечает Погодин: "Русский
государь теперь ближе Карла V и Наполеона к их мечте об универ-
сальной империи". (38)

Перед нами выданная открытым текстом конечная, стратегическая,
так сказать, цель внешней политики Официальной Народности —
универсальная империя. Выражаясь современным языком, мировое
господство. Впрочем, цель эта была настолько в те времена очевидна,
что никакой, собственно, нет у нас надобности подробно ее доказы-
вать, анализируя писания николаевских геополитиков. Она букваль-

5-4648


 

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921

у истоков русской идеи

 


 


но бросалась в глаза постороннему наблюдателю, представлялась ему
объяснением загадки николаевской России.

Маркиз Астольф де Кюстин, настолько очарованный Николаем,
что полагал его современным воплощением Петра Великого, писал:
"русский народ теперь ни к чему не способен, кроме покорения ми-
ра... Потому что никакой другой целью нельзя объяснить безмерные
жертвы, приносимые государством и отдельными членами общества.
Очевидно, этот народ пожертвовал своей свободой во имя победы.
Без такой задней мысли, которой люди повинуются... история Рос-
сии представлялась бы неразрешимой загадкой". (39)

И смотрите, насколько логично и естественно вписывается она в
самый дух ново-византийской цивилизации. Если русский царь и
впрямь Земной бог ("совесть нации" и все прочее), если, стало быть,
не существует для него ограничений внутри страны, то с какой, соб-
ственно, стати должны они существовать вовне, в "остальном мире"?
Это во-первых.

А во-вторых, что еще важнее, - как невозможно в конце концов
обеспечить в семье примерное поведение детей, не избавив их от без-
нравственного влияния улицы, так нельзя и увековечить ново-визан-
тийскую цивилизацию в рамках одной отдельно взятой страны, за
пределами которой (на европейской "улице") бушует чужой и враж-
дебный нам, еретический "остальной мир". А если прибавить к это-
му уже известное нам мнение Шевырева (соредактора Погодина в
"Москвитянине"), что "Запад несет в себе злой, заразительный не-
дуг" и он "уже пахнет будущим трупом", (40) то становится совер-
шенно ясно, почему "универсальная империя" выглядела в глазах
официальных идеологов вопросом элементарного самосохранения
нововизантийской цивилизации.

Остается ли после этого хоть малейшее сомнение, что внешняя
политика Официальной Народности вовсе не сводилась к тривиаль-
ной роли "жандарма Европы", которую все, писавшие о ней, едино-
гласно ей отводят? Нет, не охранительную, не "жандармскую" роль
предназначена была исполнять Россия в тогдашнем мире, согласно
наполеоновскому проекту "Москвитянина", но прямо по Достоев-
скому, первую, господствующую. Быть хозяйкой Европы (и мира) —
судьба России, по Погодину.

СЕРЫЙ КАРДИНАЛ

При всех его титулах и влиянии идеологом Погодин был, однако, как

видим, скорее посредственным, чем-то вроде сегодняшнего полит-


технолога. Хоть он и помянул "нравственные силы", в которых Рос-
сия (несмотря на крепостническую дикость) превосходила, по его
мнению, "остальной мир", претензии её на панконтинентальное гос-
подство покоились у него главным образом на физическом или, если
угодно, демографическом превосходстве славянской расы. На расо-
вой силе, грубо говоря. И в этом смысле не шел он ни в какое сравне-
ние с другим, поистине блестящим русским геополитиком, обосно-
вывавшим "первую роль России в мире" куда более глубоко и тонко.

Этот человек исходил вовсе не из наличного баланса расовых сил,
который изменчив, зависит от демографии и вполне может в буду-
щем повернуться против России, но из её исконного, исторического,
цивилизационного, так сказать, превосходства над Европой. Та, са-
мозванно, с его точки зрения, узурпировавшая самое важное наслед-
ство античности, империю, постыдно провалилась, доказав тем са-
мым свою геополитическую неполноценность. "Империя Запада уже
не на Западе. Империя полностью ушла оттуда и сосредоточилась
там, где во все века существовала традиция империи". (41)

В результате этого геополитического банкротства Запада "уже с
давних пор в Европе только две действительные силы, две истинные
державы: Революция и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу и
завтра, может быть, схватятся. Между тою и другою не может быть ни
договоров, ни сделок. Что для одной жизнь, для другой смерть".
(42) Знакомый с русской литературой читатель понял уже из этих ци-
тат, наверное, о ком речь. Конечно же, это один из самых замечатель-
ных поэтов России Федор Иванович Тютчев. Помимо стихов писал
он и геополитические трактаты, которые далеко превосходили пого-
динские — не только в "патриотическом" энтузиазме и философской
утонченности, но, как видим, и в фанатической преданности идее
ново-византийской империи. "От исхода этой борьбы [между Росси-
ей и Революцией] — завершал свою тираду Тютчев, — зависит на мно-
гие века вся политическая и религиозная будущность человечест-
ва". (43)

Европа 1840-х виделась Тютчеву, как двумя десятилетиями раньше
де Местру, в дыму и пламени окончательного крушения. "Запад исче-
зает, всё рушится, всё гибнет в этом общем воспламенении... Европа
Карла Великого, Римское папство и все западные королевства, като-
лицизм и протестантизм, вера, давно уже утраченная, и разум, дове-
денный до бесссмыслия... Цивилизация, убивающая себя собствен-
ными руками". Банкротство средневековой западной империи по-
дорвало сам "принцип власти". И в результате призрак, бродивший


 

 

у истоков русской идеи

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921

 


 


по тогдашней Европе был вовсе не тот, что одушевлял молодого Мар-
кса; для Тютчева то был призрак всеобщей анархии. Единственное
спасение от неё заключалось в том, что "над этим громадным круше-
нием мы видим всплывающую святым ковчегом эту империю, еще
более громадную". (44)

Напоминать ли читателю, что речь идёт о России? Просто исчез-
нет надежда, если её "законный монарх, православный император
Востока еще надолго замедлит своим появлением". Но нет, "тысяче-
летние предчувствия не могут обманывать. Россия не устрашится
своего призвания и не отступит перед своим назначением". (45) Ра-
зумеется, условием для его осуществления является подчинение За-
пада "законному монарху" — теперь уже не одной России, но и всей
Европы. Просто потому, что только таким образом может быть вос-
становлен спасительный "принцип власти" и возрождена под скипе-
тром нового православного Юстиниана разоренная варварами "уни-
версальная" Римская империя.

Нет, в отличие от какого-нибудь вульгарного николаевского по-
литтехнолога, Тютчев не угрожает Западу, он лишь взывает к его соб-
ственному чувству самосохранения. Ибо власть новой Византии над
Европой есть не претензия и тем более не каприз России как сверх-
державы, но долг её перед человечеством, её священная обязанность.
Ибо "Россия защищает не собственные интересы, а великий прин-
цип власти... Но если власть [на Западе] окажется неспособной к
дальнейшему существованию, Россия будет обязана во имя того же
принципа взять власть в свои руки". (46)

Логика Тютчева на самом деле очень проста. Она похожа на логи-
ку де Местра, но её не копирует. В некотором смысле она ей даже
противоречит. Если де Местр видел спасение Европы в возрождении
средневековой католической Империи Запада, то Тютчев видел его в
подчинении Европы современной ему православной Империи Вос-
тока. Если де Местр смотрел в прошлое, то Тютчев в будущее. Но ос-
новная идея и впрямь совпадала. Связав "принцип власти" с восста-
новлением единой европейской Империи и усмотрев причину Рево-
люции в её распаде, русский дипломат, конечно, следовал по стопам
своего старшего итальянского коллеги.

Это была мечта, конечно, но мечта грандиозная. Лишь два факта, -
объясняет нам Тютчев, — могут "заключить на Западе революцион-
ное междуцарствие трех последних столетий и открыть в Европе но-
вую эру... Эти два факта суть: 1) окончательное образование великой
православной Империи, законной Империи Востока, одним словом,


россии будущего, осуществленное поглощением Австрии и возвра-
щением Константинополя; 2) воссоединение двух церквей — восточ-
ной и западной. Эти два факта, по правде сказать, составляют один:
православный император в Константинополе, повелитель и покро-
витель Италии и Рима; православный папа в Риме, подданный импе-
ратора". (47) Вот так.

Что же до границ этой "России будущего", объяснил это нам Тют-
чев уже в стихах.

Семь внутренних морей и семь великих рек!
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная —
Вот царство русское...

Нет у него колебаний и относительно столицы этого/ нового Рима
(вопрос с николаевских времен тоже очень чувствительный для рус-
ских националистов).

Москва и град Петров и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы...

А имея в виду, что под "градом Петровым" подразумевался, в чём со-
гласны биографы Тютчева, вовсе не Петербург, а всё тот же Рим, по-
следние сомнения отпадают: речь здесь действительно о европейском
господстве России. И судя по упомянутым выше Нилу, Евфрату и
Гангу, отнюдь не только европейском.

Короче говоря, все, что происходило в Европе на протяжении
"междуцарствия трех последних столетий" — Реформация и Контр-
реформация, образование национальных государств, Просвещение,
Наполеон, Священный Союз и, наконец, "красная революция" — все
это, оказывается, провиденциально вело к последнему торжеству но-
во-византийской империи — с "православным папой" в Риме. Так, по
Тютчеву, должен был выглядеть конец истории.

Как видим, неправ был Б.Н. Чичерин. Вовсе не обезьянничал
Тютчев, бездумно повторяя "на щегольском французском языке" ре-
акционные максимы мюнхенских тевтонофилов. Нет слов, те и
впрямь отчаянно горевали о жестоком провале Первого Рейха, Свя-
щенной Римской империи Германской нации. И строили планы но-
вого Рейха. Но Тютчев-то вовсе не заимствовал мюнхенские идеи. Он
их переосмыслил. И очень даже, как мы видели, творчески. Более то-


 

 

Патриотизм и национализм в России. 1825-1921

у истоков русской идеи

 


 


го, он с замечательной изобретательностью обратил их против своих
учителей, поставил на службу сверхдержавным вожделениям казен-
ной Русской идеи.

Но я вовсе не затем так подробно его цитировал, чтоб отстоять
творческую самостоятельность геополитики великого поэта, как бы
сомнительна она ни была. Я просто хочу, чтоб читатель убедился, как
неузнаваемо преобразили русскую мысль три десятилетия сверхдер-
жавное™. Ведь и впрямь трудно представить себе Федора Тютчева с
его имперской фантасмагорией соотечественником Никиты Муравь-
ева. Декабристы, побывавшие с победоносной армией в Париже,
просто не поняли бы геополитического языка, на котором он изъяс-
нялся. И это неудивительно. Проблема свободы, которой они жили,
над которой мучительно билась их мысль, начисто у Тютчева отсутст-
вует. Она полностью подменена проблемой Империи, проблемой
глубоко, как они справедливо полагали, средневековой. Тютчев ду-
мал о конце истории, декабристы о ее начале.

ЗАБОТЫ НИКОЛАЕВСКИХ ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ

Нет сомнения, что проблема свободы занимала этих людей ничуть не
больше, чем Тютчева. Но все-таки не могли они, в отличие от него,
позволить себе, так сказать, вольный полет мысли в стратосферу гео-
политической утопии. Вопросы, которые ставила перед ними жест-
кая реальность европейской политики, были куда более прозаичны.
Во всяком случае им было не до "православного папы", а о Ганге уж
и говорить нечего. Вот как, реконструируя их план игры, должны бы-
ли, надо полагать, выглядеть в их глазах эти вопросы. И ответы на
них.

Первый вопрос очевиден. На как эм, собственно, основании дол-
жен "остальной мир" нам подчиниться? Опыт Наполеона, только что
потерпевшего сокрушительное поражение в попытке завоевать Евро-
пу фронтальной атакой, свидетельствовал: ничего, кроме позора, еще
одна такая попытка может и не принести. Значит нужно было как-то
убедить Европу, что подчиниться России в ее собственных интересах.
Но как? Где тот решающий аргумент, тот архимедов рычаг, который
способен перевернуть скептический "остальной мир", заставив его
поверить в спасительность русского господства? Понятно, что глав-
ный тютчевский аргумент о цивилизационной неполноценности Ев-
ропы, неспособной, в отличие от России, воссоздать единую импе-
рию — наследницу Рима, тут не работал. Национальные государства
пустили к тому времени слишком глубокие корни. Французы или ис-


анды давно уже были патриотами своих стран, а не какой-то полу-
ябытой средневековой империи, и вовсе не рассматривали ее провал
как геополитическую неполноценность. Даже де Местр был патрио-
том Сардинии.

Напротив, как скажет впоследствии Арнольд Тойнби, провал Кар-
ла Великого, не сумевшего в IX веке воссоздать Западную Римскую
империю, воспринимался европейцами как историческая удача. В
особенности по сравнению с фатальным успехом Льва Сирийца, ос-
тановившего распад империи Восточно-Римской. (48) Опоздал, как
видим, со своими идеями Тютчев, по крайней мере, на несколько
столетий.

Но и независимо от этого николаевские политтехнологи должны
были считаться с возможностью, что их идеологическое наступление
на Европу решительно ни к чему не приведет. Другими словами, что
даже страх перед "красной" революцией не заставит европейские
правительства подчиниться Петербургу. Не могло ведь быть для них
секретом то, о чём открыто говорили между собою даже профессора
Петербургского университета. Увы, в качестве "святого ковчега" ни-
колаевская Россия существовала лишь в воображении Тютчева. В ре-
альной жизни её в Европе ненавидели. Когда вернулась из-за грани-
цы первая группа молодых профессоров, посланных туда для, как те-
перь говорят, повышения квалификации, они рассказывали об этом
с ужасом. "По их словам, - записывал 15 июня 1836 года Никитенко,
- ненависть к русским за границею повсеместная и вопиющая. Час-
то им приходилось скрывать, что они русские... Нас считают чужака-
ми, грозящими Европе новым варварством". (49)

Конечно, революции европейские правительства и впрямь опаса-
лись. Только России опасались они еще больше. Словом, всерьёз рас-
считывать, что Европа добровольно ей покорится, пусть даже от стра-
ха, было трудно. Но что тогда? Какой реальный силовой вариант был
в запасе у России на случай, если Европа останется глуха ко всем её
аргументам?

Таков был второй вопрос, на который следовало найти ответ по-
литтехнологам "национально-ориентированного" Земного бога.

ПЛАН ИГРЫ

Хоть они и отвергли тютчевское геокультурное, как сказали бы
сейчас, обоснование панконтинентальных притязаний России,
никакого выхода, кроме как следовать его рекомендациям, у них не
оставалось (в этом смысле он и оказался идеологическим серым






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.