Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философская мысль начала и середины XIX в.




 

  Философско-социологические идеи начала и середины XIX в.  
Становление русской классической философии, своеобразное «философское пробуждение» происходило в процессе «национально-исторического самона­хождения и раздумья», в результате которого возникли два течения — славя­нофильство и западничество. Первое обосновывало идею изоляций традици­онных форм национальной жизни России от иностранного влияния; второе утверждало идею организации российской жизни на европейский лад. Сла­вянофильство и западничество составляют главный фактор формирования идеологического горизонта эпохи 1840—1860 гг., сыгравшего решающую роль в становлении русского национального сознания.  
Славянофильство   Западничество
▫ Славянофилы обосновали идею самобытности русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления православного иде­ала. Воплощение этого идеала — соборность, предполагающая со­четание единства и свободы мно­гих лиц на основе их общей люб­ви к Богу и всем абсолютным цен­ностям. ▫ Рассматривая вопрос соотноше­ния общества и государства, сла­вянофилы особое внимание уде­ляли обществу как таковому, воп­росам его нравственности. Обще­ство для них прежде всего народ. ▫ Либерализм славянофилов тя­готел к православно-духовной фор­ме утверждения идеала личност­ной свободы. ▫ Славянофилы подчеркивали не­обходимость развития самобытной русской культуры и философии в частности.   Представители: А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др.     ▫ Западники обосновывали идею о том, что русский народ, как и все европейс­кие народы, идет своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала — свободной и нравственной лич­ности. Вместо самобытности они говори­ли о своеобразии русской культуры и ис­тории, а на место православия ставили христианско-либеральный идеал. ▫ Рассматривая вопрос соотношения об­щества и государства, западники заост­ряли внимание на 'проблемах государства и права. Общество для них - прежде всего сфера развертывания и действия личности. ▫ Либерализм западников тяготел к клас­сическому западному либерализму, пред­ставляющему собой идейно-политическое движение и объединяющему сторонников буржуазных свобод в экономической, по­литической и других сферах. ▫ Западники обосновывали идею воспол­нения русской культуры посредством за­падно-европейской; соответственно, во полнения русской философии посредство западной философии.   Представители: В.П. Боткин (1811-1869), П.В. Анненков (1812-1887), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н. В. Станкевич (1813-1840) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.