Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир, воля, человек в философии Ф. Ницше




ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма; основоположник «философии жизни». Основные труды: «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888), «Воля к власти» (1889— 1901) и др.
 
  Философия жизни» Ф. Ницше
▫ Ф. Ницше — основоположник «философии жизни». «Философия жизни» ха­рактеризуется иррационализмом, выражающимся не только в отрицании по­знавательного значения разума, но и в признании мира, человека и его исто­рии иррациональными по своей природе. В центре внимания «философии жиз­ни» вопросы истории, общественной жизни, культуры; проблемы мировоз­зрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и о природе всего сущего. В основе философского учения Ф. Ницше лежат скептицизм и волюнтаризм. ▫ Мир, по Ф. Ницше, — вечное становление без начала и конца, бесцельность которого конкретизируется им в идее «вечного возвращения одного и того же». В основе мира лежит «воля», понимаемая многозначно: 1) как движущая сила «становления», имманентная действительности; 2) как «сущее» в его динамичности; 3) как чувство, страсть; 4) как «воля к власти», расширению своего «Я», к экспансии. У человека воля к власти тождественна «воле к жизни», т. е. подразумевается инстинкт самосохранения и борьба за существование. ▫ Воля — это основа жизни. Жизнь — центральное понятие всей философии Ф. Ницше. Жизнь — это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; это есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у А. Шопенгауэра, а конкретной, опре­деленной воли — воли к власти. ▫ Человека Ф. Ницше рассматривает как биологический организм; это неко­торая иерархическая структура, где интеллект есть высший уровень, необхо­димый для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Человек по при­роде своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бес­сознательными побуждениями. «Воле к власти» Ф. Ницше придает особый статус, выходящий за пределы жизни, рассматривает ее как космическое на­чало, основу и движущую силу мирового процесса.

 

10.12. «Философия жизни» Ф. Ницше

  «Философия жизни» Ф. Ницше
▫ Агностическая и прагматическая тенденции в философии Ф. Ницше просле­живаются в его интерпретации интеллекта, который «не познает, а схемати­зирует» мир в той мере, в какой это нужно для практических потребностей. Все мышление метафорично, причем, если образность еще связывает человека с действительностью, то научные понятия лишены и этой связи. Все научные понятия - это созданные нами фикции. Весь доступный человеку мир постро­ен из фикций. Поэтому тщетно искать «субстанцию», «материю», «вещь», «сознание» или «истинный мир», нет никаких объективных данных, есть только интерпретации. ▫ Мир, по мнению Ф. Ницше, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен, он представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине...» Если мир ложен, то наука -сфера заблуждений, система «принципиальных фальсификаций». Так, Ф. Ницше проповедует абсолютный скепсис в теории познания, а свой нигилизм опре­деляет в принципе: «Я уже ни во что не верю». Этот принцип рассматривается как правильный образ творческого человека. ▫ Философия Ф. Ницше, его этическое учение и политическая концепция образуют нерасторжимое единство. В этике он выступает как представитель нигилизма. Мораль играет разлагающую роль — она есть послушание, «фор­мальная совесть», выработанная человеком в социальных общностях (племе­нах, народностях, государстве, религиозных общинах и т. п.). Мораль есть «инстинкт толпы». ▫ Все беды современного общества, по мнению Ф. Ницше, состоят в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед Богом и требуют равенства на земле. Идее социального равенства Ф. Ницше противопоставляет идею о природном неравенстве людей. Образ «сверхчелове­ка» — это квинтэссенция в морали Ф. Ницше. Это образ человека, преодоле­вающего мир и окружающую его социальную среду вне всяких моральных норм; но это также образ «человека будущего», оставившего позади современ­ность с ее пороками. Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, — поклонение государству. «Сверхчеловек» — это тот, кто хочет быть «по ту сторону добра и зла»; это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

 

Философия О. Шпенглера

  ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР(1880-1936) - немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, один из основате­лей современной философии культуры. Главный труд: «Закат Европы» (1918—1922)  
 
  Основные черты философии О. Шпенглера
▫ В своей философии жизни О. Шпенглеротказывается от традиционного философского противопоставления «души» и мира как субъекта и объекта. По мнению О. Шпенглера, их следует истолковывать совместно как абстрактное выражение факта «жизни», т. е. становления, постоянного изменения. В его понимании, «душа» - это то, что подлежит осуществлению, «мир» — осуще­ствленное, а «жизнь» — это само осуществление. ▫ Способы познания «души» и «мира»различны: в одном случае это «пережи­вание», которое непосредственно достоверно, интуитивно; в другом — «позна­ние», которое опосредовано рассудком, экспериментальной техникой и осу­ществляется посредством научных понятий, формул, законов и т. п. Однако способы познания О. Шпенглера по сути своей есть два типа творения дей­ствительности: исходного осуществления ее в качестве «истории», с одной стороны; с другой стороны - производной реализации в виде «природы». В рамках первого типа О. Шпенглер рассматривает «жизнь», «душу», «действие», «судьбу», «историю», «пра-феномен»; в рамках второго - «мир», «действи­тельность», «протяженность», «причинность», «природу», «объект». ▫ В философии истории О. Шпенглера в качестве методологической основы используется система категорий, разработанная им в философии жизни. Кон­цепция истории представляет из себя идеалистическую конструкцию, осно­ванную на психологическом понятии «жизни». Несмотря на утверждение О. Шпенглера о «единстве жизни», история в его концепции распадается на множество индивидуальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя; ожида­ется возникновение еще «нерожденной» русско-сибирской культуры. ▫ Культура рассматривается О. Шпенглером как «организм», имеющий пре­допределенную судьбу — рождение, развитие и смерть — соответственно био­логическому циклу организма. Культура как «организм», во-первых, обладает жестким сквозным единством, во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячеле­тия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию.

 

Философия А. Бергсона

  АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) - французский философ-идеа­лист, представитель философии жизни. Основные работы: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907)
 
  Основные черты философии А. Бергсона
▫ Основная цель философии А. Бергсона заключается в том, чтобы «преодо­леть точку зрения разума». Подлинная и первоначальная реальность — это жизнь, радикально отличающаяся от материи и духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. ▫ Исходный пункт философии А. Бергсона - наше собственное существова­ние, проявляющееся в переживаемом изменении состояний нашей психики (непрерывная смена ощущений, желаний, эмоций и т. п.). Этот поток пере­живаний, а жизнь отождествляется с переживанием, — образует подлинную реальность и составляет поэтому предмет философии. Жизнь — сущность мира, она иррациональна и столь же иррационально ее постижение. Поэтому сущ­ность жизни можно постичь только с помощью интуиции. ▫ В сознании А. Бергсон различает две способности: интуицию и интеллект. По мнению А. Бергсона, мысль посредством интуиции проникает вглубь сознания человека, далее к безналичному сознанию, духу, составляющему сущность жизни и всей Вселенной, а посредством интеллекта и действия — вовне, к наполняющим пространство вещам, к материи. Интуитивное про­никновение вглубь сознания открывает субстанциальную основу — длитель­ность (субъективное переживание времени). Последняя - «основа нашего бытия и сущность вещей». Длительность, а стало быть, жизнь, имеет не простран­ственный, а временной характер. Это «живое», «качественное» время ради­кально отличается от механическо-физического времени, которое возникает в результате разложения интеллектом длительности. Жизнь сознания, раз­вертывающаяся в длительности, противопоставляется миру материи. ▫ Учение об интуиции и интеллекте получает у А. Бергсона обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь — это «жиз­ненный порыв» космического масштаба, своего рода процесс творческого формирования. По мере ослабления «жизненного порыва» жизнь распадается, превращаясь в материю (в неодушевленную массу, в вещество). ▫ Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жиз­ненного порыва». Способность к творчеству связана с иррациональной интуи­цией, которая как божественный дар дана только избранным людям. Отсюда и элитарная концепция творчества и культуры вообще.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 795 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2281 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.