Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда
Психологическая система
Социальная концепция
Психологическая система 3. Фрейда прошла два этапа своего формирования:
▫ Первый этап, или первая психологическая система (1905—1920) в основе бессознательного рассматривала «либидо» — сексуальный инстинкт, сексуальное влечение. Согласно этой концепции, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жизнедеятельности посредством сублимации (преобразования) сексуальной энергии в несексуальную, под воздействием социальных и моральных норм.
▫ Второй этап, или вторая психологическая система, формируется в 20-е гг. XX в. и отличается от первой иным пониманием проблемы возникновения энергии бессознательного. Центральными понятиями этой концепции являются:
1) эрос (инстинкт жизни), который лежит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолжение рода;
2) танатос (инстинкт смерти), который подталкивает человека к деструктивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяют жизнь человека.
Социальная концепция 3. Фрейда:
▫ По мере развития цивилизации человек подавляется все больше и больше, что приводит к всенародной депрессии и массовым психозам.
▫ Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет разрушено изнутри.
▫ В любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.
▫ Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; заменитель подавленной энергии — ритуалы. Последние есть форма реализации вытесненных желаний, коллективное бессознательное. Ритуалов много — это мораль, религия, искусство, поэзия, музыка и т.д.
▫ Единственный путь развития человечества в будущем — это созидание самосознательного Я, освобожденного от давления стихии бессознательного.
Фрейдизм
ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить теорию психоанализа 3. Фрейда в целом. Фрейдизм — социальное и философско-антропологическое учение и потому отличается от психоанализа как метода изучения бессознательных психических процессов.
ТеорияАльфреда Адлера
(1970-1937)
Теория Вильгельма Райха
(1897-1957)
Теория
Карла Юнга
(1875-1961)
Теория
Эриха Фромма
(1900-1980)
Суть теории:
▫ Вместо принципа удовольствия (3. Фрейд) в роли руководящего и направляющего начала у А. Адлера оказывается «воля к власти»
▫ Динамика развития личности варьирует между «комплексом неполноценности» и желанием добиться успеха
▫ В попытках покончить с комплексом неполноценности формируются «компенсаторные» механизмы
▫ В основе великих действий, сверхстремлений человека, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности
Суть теории:
▫ Если 3. Фрейд связывал агрессию человека с инстинктом танатоса, то В. Райх считал, что источник деструктивной энергии существует не только в самом чело-веке, сколько в обществе, которое подавляет естественные проявления человеческой натуры
▫ Человек, сбросивший политические цепи, свободен сексуально, физически духовно и способен создать новое общество
▫ Единственный способ спасти личность — полное ниспровержение культуры (социальных и моральных норм), раскрепощение, сексуальная революция
Суть теории:
▫ К. Г. Юнг вводит в психоанализ новое понятие - «коллективное бессознательное». Если индивидуальное подсознание начинено «комплексами» (группами психических реакций), то коллективное состоит из архетипов. Архетипы — схемы инстинктивного поведения
▫ Человек наследует эти схемы (универсальные образы). Ими могут быть сны, парапсихологические эффекты и т.п. Это «закодированная» история человечества
▫ Задача философии — расшифровка архетипов, поскольку их знание поможет человеку познать себя и окружающий мир
Суть теории:
▫ В основе учения лежит проблема взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности, а также проблема противоречивости человеческого существования
▫ Основные противоречия: матриархат, авторитарное и гуманистическое сознание, личное бытие и историческое бытие; «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы; власть и подчинение; стремление к обладанию и просто жизнь.
▫ Задача философии — решение этих противоречий посредством культивирования всеобщей любви